238 фз от 03.07. О независимой оценке квалификации. Оплату независимой оценки квалификации можно учесть в расходах при осн, усн и есхн

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, возникающие при проведении независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности.

2. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, а также определяет правовое положение, права и обязанности участников такой независимой оценки квалификации.

3. Иной порядок проведения оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, может устанавливаться другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в случае, если в отношении соответствующих категорий работников Трудовым кодексом Российской Федерации определены особенности регулирования труда таких работников, в том числе в связи с выполнением работ с вредными и (или) опасными условиями труда.

4. Настоящий Федеральный закон не применяется в отношении граждан, претендующих на замещение должностей государственной службы, и государственных служащих.

Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) национальное агентство развития квалификаций - автономная некоммерческая организация, созданная в целях обеспечения деятельности по развитию квалификаций в Российской Федерации, в состав учредителей которой входят общероссийские объединения работодателей, общероссийские объединения профессиональных союзов и Российская Федерация, от имени которой функции и полномочия учредителя осуществляют федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации;

2) национальный совет - национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, который является консультативным органом при Президенте Российской Федерации для рассмотрения вопросов, касающихся развития квалификаций в Российской Федерации;

3) независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности (далее - независимая оценка квалификации), - процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - требования к квалификации), проведенная центром оценки квалификаций в соответствии с настоящим Федеральным законом;

4) оценочные средства для проведения независимой оценки квалификации - комплекс заданий, критериев оценки, используемых центрами оценки квалификаций при проведении профессионального экзамена;

5) реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации - информационный ресурс для обеспечения проведения независимой оценки квалификации (далее - реестр);

6) совет по профессиональным квалификациям - орган управления, наделенный в соответствии с настоящим Федеральным законом полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности;

7) соискатель - работник или претендующее на осуществление определенного вида трудовой деятельности лицо, обратившиеся, в том числе по направлению работодателя, в центр оценки квалификаций для подтверждения своей квалификации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

8) центр оценки квалификаций - юридическое лицо, осуществляющее в соответствии с настоящим Федеральным законом деятельность по проведению независимой оценки квалификации.

Статья 3. Участники системы независимой оценки квалификации

Участниками системы независимой оценки квалификации являются:

1) национальный совет;

2) национальное агентство развития квалификаций;

3) советы по профессиональным квалификациям;

4) центры оценки квалификаций;

5) работодатели;

6) соискатели;

7) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (далее - уполномоченный орган исполнительной власти).

Статья 4. Проведение независимой оценки квалификации

1. Независимая оценка квалификации проводится в форме профессионального экзамена центром оценки квалификаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2. Профессиональный экзамен проводится по инициативе соискателя за счет средств соискателя, иных физических и (или) юридических лиц либо по направлению работодателя за счет средств работодателя в порядке, установленном трудовым законодательством.

3. Для прохождения профессионального экзамена в центр оценки квалификаций представляются письменное заявление соискателя по установленному образцу, поданное лично, через законного представителя или в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", копия паспорта или копия иного документа, удостоверяющего личность, а также иные документы, необходимые для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации, информация о которой содержится в реестре.

4. По итогам прохождения профессионального экзамена соискателю в тридцатидневный срок центром оценки квалификаций выдается свидетельство о квалификации, а в случае получения неудовлетворительной оценки при прохождении профессионального экзамена - заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации для соискателя. В течение этого срока осуществляются проверка, обработка и признание результатов независимой оценки квалификации соискателя советом по профессиональным квалификациям.

5. Сведения о выданных свидетельствах о квалификации вносятся национальным агентством развития квалификаций в реестр.

6. Соискатель, работодатель, иные указанные в части 2 настоящей статьи физические и (или) юридические лица, которые не согласны с решениями, принятыми центром оценки квалификаций по итогам прохождения профессионального экзамена, в течение тридцати календарных дней с даты информирования их о результатах прохождения профессионального экзамена в порядке, установленном положением об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с результатами проведения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации, вправе подать письменную жалобу в апелляционную комиссию совета по профессиональным квалификациям.

Статья 5. Национальный совет

1. Координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, объединений работодателей, профессиональных союзов (их объединений), ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, образовательных, научных и других организаций в сфере независимой оценки квалификации осуществляет национальный совет.

2. В состав национального совета входят представители органов государственной власти Российской Федерации, общероссийских и иных объединений работодателей, общероссийских профессиональных союзов (их объединений), ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, образовательных, научных и других организаций.

3. Полномочия национального совета и его состав определяются настоящим Федеральным законом и указом Президента Российской Федерации.

4. Издание нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам независимой оценки квалификации осуществляется после рассмотрения и одобрения этих актов национальным советом.

Статья 6. Национальное агентство развития квалификаций

Национальное агентство развития квалификаций:

1) обеспечивает организационную, методическую, экспертно-аналитическую поддержку деятельности национального совета, советов по профессиональным квалификациям и центров оценки квалификаций;

2) подготавливает для национального совета предложения по наделению советов по профессиональным квалификациям полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности, а также по прекращению таких полномочий;

3) организует формирование и ведение реестра;

4) утверждает на основе предложений советов по профессиональным квалификациям наименования квалификаций и требования к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена, после одобрения этих предложений национальным советом, вносит содержащиеся в указанных документах сведения в реестр;

5) осуществляет информирование и консультирование участников системы независимой оценки квалификации по вопросам ее проведения в соответствии с настоящим Федеральным законом;

6) осуществляет иные функции в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 7. Совет по профессиональным квалификациям

1. Совет по профессиональным квалификациям создается по решению национального совета для проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности в целях развития системы независимой оценки квалификации на общероссийском уровне.

2. Совет по профессиональным квалификациям создается на базе общероссийских и иных объединений работодателей, ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, и по решению национального совета наделяется полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности. В состав совета по профессиональным квалификациям входят также представители профессиональных союзов (их объединений), образовательных, научных и других организаций.

3. Совет по профессиональным квалификациям для осуществления своей деятельности разрабатывает на основе примерного положения о совете по профессиональным квалификациям положение и утверждает его.

4. Совет по профессиональным квалификациям по определенному виду профессиональной деятельности:

1) утверждает оценочные средства по соответствующим квалификациям, которые применяются центрами оценки квалификаций при проведении профессионального экзамена по соответствующей квалификации;

2) представляет в национальное агентство развития квалификаций проекты наименований квалификаций и требования к квалификации, на соответствие которым планируется проводить независимую оценку квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации;

3) проводит отбор организаций для выполнения ими функций центров оценки квалификаций, наделяет их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и направляет в национальное агентство развития квалификаций информацию о принятом решении для ее внесения в реестр;

4) определяет для каждого центра оценки квалификаций наименования квалификаций, по которым будет проводиться независимая оценка квалификации, и направляет сведения о таких наименованиях в национальное агентство развития квалификаций для их внесения в реестр;

5) осуществляет мониторинг деятельности центров оценки квалификаций и контроль за их деятельностью;

6) принимает решение о прекращении полномочий центров оценки квалификаций и направляет в национальное агентство развития квалификаций информацию о принятом решении для ее внесения в реестр;

7) проверяет, обрабатывает и признает результаты независимой оценки квалификации, принимает решение о выдаче свидетельств о квалификации центром оценки квалификаций и направляет в национальное агентство развития квалификаций информацию о выданных свидетельствах о квалификации для ее внесения в реестр;

8) проводит по решению национального совета независимую оценку квалификации;

9) создает апелляционную комиссию по рассмотрению жалоб, связанных с результатами проведения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации, и организует ее деятельность.

5. Финансовое обеспечение деятельности совета по профессиональным квалификациям осуществляется за счет собственных средств юридического лица, на базе которого он создан, и других не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.

Статья 8. Центр оценки квалификаций

1. Центр оценки квалификаций проводит независимую оценку квалификации. Перечень квалификаций определяется для соответствующего центра оценки квалификаций советом по профессиональным квалификациям.

2. Центр оценки квалификаций проводит профессиональные экзамены.

3. Полномочия центра оценки квалификаций могут быть прекращены в случае:

1) несоответствия деятельности центра оценки квалификаций установленным требованиям;

2) неоднократного нарушения центром оценки квалификаций порядка проведения профессиональных экзаменов;

3) представления центром оценки квалификаций заведомо недостоверных сведений в ходе отбора и наделения его полномочиями по проведению независимой оценки квалификации, мониторинга осуществляемой им деятельности или контроля за ней;

4) поступления от юридического лица заявления о прекращении по собственной инициативе осуществления полномочий центра оценки квалификаций;

5) ликвидации юридического лица в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.

4. При прекращении юридическим лицом осуществления полномочий центра оценки квалификаций в случаях, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, сведения о центре оценки квалификаций исключаются национальным агентством развития квалификаций из реестра в срок не позднее пяти рабочих дней со дня принятия советом по профессиональным квалификациям решения о прекращении указанных полномочий.

5. В случае прекращения юридическим лицом осуществления полномочий центра оценки квалификаций совет по профессиональным квалификациям обеспечивает выполнение неисполненных обязательств перед соискателями, в отношении которых не завершена процедура независимой оценки квалификации.

6. Финансовое обеспечение деятельности центра оценки квалификаций осуществляется за счет собственных средств центра оценки квалификаций и других не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.

Статья 9. Полномочия уполномоченного органа исполнительной власти

1. Уполномоченный орган исполнительной власти осуществляет следующие полномочия:

1) утверждает примерное положение о совете по профессиональным квалификациям и порядок наделения совета по профессиональным квалификациям полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности и прекращения этих полномочий;

2) утверждает форму бланка свидетельства о квалификации и приложений к нему, технические требования к бланку, порядок заполнения бланка и выдачи дубликата свидетельства о квалификации, а также форму заключения о прохождении профессионального экзамена;

3) утверждает образец заявления для проведения независимой оценки квалификации и порядок подачи такого заявления, в том числе в форме электронного документа, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет";

4) утверждает требования к центрам оценки квалификаций и порядок отбора организаций для наделения их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и прекращения этих полномочий;

5) утверждает положение об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с результатами прохождения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации;

6) утверждает положение о разработке наименований квалификаций и требований к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации;

7) утверждает положение о разработке оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации;

8) утверждает порядок формирования и ведения реестра, перечень сведений, содержащихся в реестре, и порядок доступа к ним;

9) утверждает порядок осуществления мониторинга и контроля в сфере независимой оценки квалификации.

2. Уполномоченный орган исполнительной власти осуществляет мониторинг и контроль в сфере независимой оценки квалификации.

Статья 10. Информационное обеспечение независимой оценки квалификации

1. В целях обеспечения проведения независимой оценки квалификации используется реестр, который включает в себя:

1) информацию о деятельности национального совета и национального агентства развития квалификаций в части вопросов, касающихся развития квалификаций;

2) сведения о советах по профессиональным квалификациям и центрах оценки квалификаций;

3) сведения о наименованиях квалификаций и требования к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации;

4) сведения о выданных свидетельствах о квалификации;

5) перечень официальных сайтов национального совета, национального агентства развития квалификаций, советов по профессиональным квалификациям и центров оценки квалификаций в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

6) иные сведения, перечень которых определяется уполномоченным органом исполнительной власти.

2. Национальное агентство развития квалификаций несет ответственность за достоверность и актуальность информации, содержащейся в реестре.

3. Сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми, за исключением сведений, содержащих персональные данные. Доступ граждан и организаций к реестру является бесплатным.

4. Национальное агентство развития квалификаций, советы по профессиональным квалификациям и центры оценки квалификаций формируют общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к этим ресурсам посредством использования официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", перечень которых содержится в реестре.

Статья 11. Переходные положения

В случае, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлен иной порядок проведения оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, чем это предусмотрено настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 1 настоящего Федерального закона), применение указанного порядка допускается до 1 июля 2019 года.

Статья 12. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Президент Российской Федерации

Минтруд – о независимой оценке квалификации

Для начала напомним, что согласно п. 3 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» (далее – Закон № 238-ФЗ) независимая оценка – это процедура, в ходе которой проверяется, соответствует ли квалификация работника или потенциального работника (далее – соискатель) профессиональному стандарту или квалификационным требованиям, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона № 238-ФЗ соискатель – работник или претендующее на осуществление определенного вида трудовой деятельности лицо, обратившееся, в том числе по направлению работодателя, в центр оценки квалификаций (далее – ЦОК) для подтверждения своей квалификации в порядке, установленном Законом № 238-ФЗ. Работодателей волнует, обязательна ли процедура независимой оценки для всех организаций и учреждений. Или же она носит добровольный характер?

Обратимся к Трудовому кодексу. В силу ч. 1 его ст. 197 работники имеют право на прохождение независимой оценки квалификации. Согласно ч. 1 ст. 196 необходимость направления работников на такую оценку для собственных нужд определяет работодатель. То есть соискатель может обратиться в ЦОК для прохождения независимой оценки самостоятельно, а может быть направлен работодателем.

Минтруд на поставленный вопрос отвечает так: оценка квалификации является добровольной и для работников, и для работодателей и не влечет за собой каких-либо обязательных последствий или требований.

Если на прохождение независимой оценки квалификации работник направлен по инициативе работодателя, у работника нужно запросить письменное согласие. При этом на период прохождения сотрудниками оценки работодатель должен предоставить им некоторые гарантии и компенсации. В частности, в соответствии со ст. 187 ТК РФ:

    оплата прохождения такой оценки осуществляется за счет средств работодателя;

    за работником сохраняются место работы (должность) и средняя зарплата по основному месту работы;

    если независимая оценка осуществляется в другой местности, работнику оплачиваются командировочные расходы в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

К сведению: гарантии при направлении работодателем работника на прохождение независимой оценки квалификации могут устанавливаться коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 196 ТК РФ).

Каков срок действия результатов независимой оценки?

Поскольку срок действия результатов независимой оценки Законом № 238-ФЗ не установлен, возникает логичный вопрос: как часто работникам нужно подтверждать соответствие квалификации, то есть каков срок действия результатов оценки?

Напомним, что независимая оценка проводится ЦОК в форме профессионального экзамена в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ от 16.11.2016 № 1204 «Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена» (далее – Постановление № 1204). Экзамен осуществляется с использованием средств для проведения независимой оценки квалификации по соответствующей квалификации, утвержденных советом по профессиональным квалификациям.

Экзамен считается успешно пройденным, если соискателем достигнут результат, соответствующий критериям оценки, определенным средствами независимой оценки квалификации. Результаты экзамена оформляются ЦОК не позднее 30 календарных дней после его завершения и выдаются соискателю или его законному

На вопрос о сроках действия результатов независимой оценки Минтруд отвечает, что срок действия свидетельства о квалификации, которое выдается по итогам успешного прохождения независимой оценки, определяется советами по профессиональным квалификациям в зависимости от темпов развития вида профессиональной деятельности (обновления технологий, знаний и умений, применяемых в конкретных видах деятельности).

Читайте также

  • Независимая оценка квалификации с 2017 года: что она собой представляет, кому и для чего может понадобиться
  • Готовимся к независимой оценке квалификации
  • Направляем работников на независимую оценку квалификации

Сведения о сроках действия свидетельств о квалификации можно получить из Реестра сведений о проведении независимой оценки квалификации, размещенного в Интернете на сайте АНО «Национальное агентство развития квалификаций» nok-nark.ru (далее – Реестр сведений об оценке). Там же можно получить информацию о перечне наименований квалификаций и профессиональных стандартах, на соответствие которым оценивается квалификация.

Сколько стоят услуги по независимой оценке?

Как установлено Законом № 238-ФЗ, если оценка квалификации проводится:

1. По инициативе соискателя – оплата услуг осуществляется за счет средств соискателя либо иных физических и (или)

2. По направлению работодателя – за счет его средств.

Оплата услуг осуществляется на основании заключенного между лицом, за счет средств которого проводится профессиональный экзамен, и ЦОК договора о возмездном оказании услуг. На вопрос о стоимости услуг по независимой оценке Минтруд отвечает, что это определяется ЦОК. Информация о стоимости прохождения независимой оценки квалификации будет размещаться на их сайтах.

К сведению: например, стоимость независимой оценки квалификации соискателя по каждому наименованию квалификации, проводимой НП «Институт профессиональных бухгалтеров и России», составляет 19 000 руб.

При этом при оплате услуг для граждан предусмотрены социальные налоговые вычеты в случае расходов на прохождение оценки квалификации (расширяется перечень оснований для налоговых вычетов, а совокупный размер вычетов по всем основаниям не увеличивается) (ст. 219 НК РФ).

Что касается льгот для работодателей, ст. 264 НК РФ предусмотрено: расходы работодателей на оценку квалификации относятся к прочим расходам, которые связаны с производством и реализацией товаров (работ, услуг) и которые не облагаются Согласно той же статье это будет возможно, только если у организации имеется договор об оказании услуг по проведению независимой оценки, заключенный с ЦОК, и трудовой договор с работником, проходящим эту оценку.

Как применяются результаты независимой оценки?

Как уже отметил Минтруд, оценка квалификации является добровольной и не влечет за собой каких-либо обязательных последствий или требований.

В частности, уволить работника на основании неудовлетворительных результатов при сдаче экзамена работодатель не сможет (в отличие от аттестации, предусмотренной ст. 81 ТК РФ).

К сведению: аттестация – это проверка профессионального уровня работника для установления соответствия его квалификации занимаемой должности или выполняемой им работы. При этом трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации (п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).

Порядок аттестации устанавливается трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников (ч. 2 ст. 81).

В ответ на вопрос, что могут дать результаты независимой оценки соискателю и работодателю, чиновники указали следующее:

    при успешном прохождении экзамена гражданин может предъявить свое свидетельство о квалификации при трудоустройстве;

    в соответствии с результатом прохождения оценки квалификации работник может планировать дальнейшую профессиональную карьеру, а работодатель организовывать обучение сотрудников, их включение в кадровый резерв и др.;

    оценка квалификации дает возможность человеку, не имеющему профессионального образования, но имеющему опыт работы, более уверенно чувствовать себя на рынке труда, планировать профессиональную карьеру, что повышает конкурентоспособность на рынке труда;

    в случае неудовлетворительного прохождения экзамена выданное соискателю заключение об этом подскажет ему и работодателю, какие знания и умения нужно приобрести, чтобы в дальнейшем успешно пройти профессиональный экзамен.

Если в организации предусмотрено прохождение аттестации

Работодатели, у которых установлен такой способ оценки квалификации работников, как аттестация, спрашивают, как применять Закон № 238-ФЗ.

И вот что отвечает на это Минтруд. В соответствии с п. 3 ст. 1 Закона № 238-ФЗ иной порядок оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, может устанавливаться другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ в случае, если в отношении соответствующих категорий работников Трудовым кодексом определены особенности регулирования труда, в том числе в связи с выполнением работ во вредных и (или) опасных условиях.

К сведению: особенности регулирования труда в Трудовом кодексе установлены, в частности, для педагогических и научных, и творческих работников, и тренеров. При этом для педагогических, научных и медицинских работников, работников учреждений культуры и искусства другими федеральными законами и нормативными правовыми актами в целях подтверждения квалификации и соответствия занимаемым должностям установлено прохождение аттестации.

Если необходимо установить иной порядок оценки квалификации работников (аттестации и т. п.), чем установленный Законом № 238-ФЗ, федеральному органу в соответствующей отрасли экономики следует подготовить изменения в Трудовом кодексе в части введения особенностей регулирования труда работников, требования по должностям которых определены в Законе № 238-ФЗ.

Обратите внимание: положения Закона № 238-ФЗ не применяются в отношении госслужащих и граждан, претендующих на замещение должностей госслужбы.

О создании ЦОК

К сведению: согласно Приказу Минтруда РФ от 19.12.2016 № 759н «Об утверждении требований к центрам оценки квалификаций и Порядка отбора организаций для наделения их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и прекращения этих полномочий» (далее – Приказ № 759н) ЦОК – это юридическое лицо, которое наделено советом полномочиями по проведению независимой оценки квалификации.

Такими полномочиями не может быть наделено юридическое лицо, которое является и (или) в состав учредителей которого входят образовательные организации, их союзы (ассоциации, объединения).

Отбор организаций для наделения полномочиями по независимой оценке квалификации осуществляется на основе заявления юридического лица о наделении его этими полномочиями и документов, которые представляются в совет по профессиональным квалификациям (далее – Совет). Вся необходимая информация по данному вопросу размещена в Реестре сведений об оценке и на сайте Минтруда.

К сведению: совет по профессиональным квалификациям – орган управления, наделенный в соответствии с Законом № 238-ФЗ полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности (ст. 2 Закона № 238-ФЗ).

Совет направляет организации-заявителю решение о результатах рассмотрения заявления и наделении полномочиями или об отказе в этом в течение 100 календарных дней со дня поступления документов.

Сведения о ЦОК формируются Советом и представляются в Национальное агентство развития квалификаций для размещения в Реестре сведений об оценке не позднее 5 календарных дней после принятия Советом решения о наделении организации-заявителя полномочиями по проведению оценки.

Что касается требований к членам экспертной комиссии ЦОК, согласно пп. «в» п. 3 требований к ЦОК, утвержденных Приказом № 759н, они должны иметь подтвержденную Советом квалификацию, удовлетворяющую требованиям, определенным в оценочном средстве для проведения независимой оценки квалификации.

Согласно Закону № 238-ФЗ и Приказу Минтруда РФ от 01.11.2016 № 601н «Об утверждении Положения о разработке оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации» оценочные средства представляют собой комплекс заданий, критериев оценки, используемых ЦОК при проведении профессионального экзамена на соответствие квалификации соискателя положениям профстандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Оценочные средства содержат описание материально-технического и кадрового обеспечения оценочных мероприятий, в том числе требования к кадровому обеспечению для проведения профессионального экзамена. Разработку оценочных средств организует Совет.

Для информирования граждан, работодателей и других заинтересованных организаций предусмотрено ведение Реестра сведений об оценке, в котором будут содержаться сведения о советах, ЦОК, перечень наименований квалификаций и положений профессиональных стандартов, на соответствие которым проводится оценка квалификации, сведения об оценочных средствах. Сведения, содержащиеся в реестре, открыты для просмотра гражданами и организациями, за исключением персональных данных. Доступ граждан и организаций к Реестру сведений об оценке является бесплатным и обеспечивается Национальным агентством развития квалификаций с использованием Интернета.

Подводя итог сказанному Минтрудом, можно еще раз отметить, что независимая оценка – мероприятие добровольное. Пока никто не может заставить ни работодателей, ни работников ее проводить (проходить). А если даже ее и провели, то использовать результаты оценки в целях подтверждения соответствия работника занимаемой должности и его увольнения не получится.

Тем не менее, ставки на эту процедуру большие. Чиновники уверены, что прохождение оценки квалификации упростит процесс трудоустройства и что сами работники будут заинтересованы поддерживать высокий уровень своих знаний, умений и пр. на протяжении всей трудовой деятельности. И в первую очередь проводить независимую оценку начнут организации, в которых обязательны к применению профессиональные стандарты, и учреждения государственного сектора.

В переходный период, до 2019 года, скорее всего, еще будут вноситься изменения и дополнения в нормативную базу, утверждаться новые профстандарты и создаваться новые ЦОК, поскольку на сегодняшний момент их явно недостаточно.

профстандарты СРО оценщиков трудовой договор

3 июля 2016 года был принят Федеральный закон №238-ФЗ «О независимой оценке квалификации». На вопросы о том, что он подразумевает, как реализуется на практике, а также на другие наиболее часто задаваемые отвечает Министерство труда России.

  1. Для чего и кому нужно оценивать квалификацию?

Перед тем как получить положительную независимую оценку квалификации, специалист обязан успешно сдать профессиональный экзамен (далее также профэкзамен). Для сдачи последнего отправляются в специализированный Центр (он же оценочный, квалификационный). Его специалисты в случае положительного результата вручают свидетельство о квалификации. Награждённый им его работник либо претендент на вакансию может предъявить документ работодателю. Тем самым он подтвердит собственную компетентность, что существенно повысит его шансы на рынке труда. Это особенно важно, если работник или претендент на вакансию не обладает образованием, необходимым для конкретной профессии, но обладает опытом работы. Высокая оценка за профэкзамен даёт ему преимущество перед конкурентами, что положительно сказывается на карьерном росте.

В свою очередь работодатель может ссылаться на результаты профэкзамена, дабы определиться, обучать ли работника, включать ли его в кадровый резерв, а также при решении многих других кадровых вопросов.

Если профессиональный экзамен будет сдан на отрицательную оценку, работнику вручается заключение о результатах и рекомендации. Эти документы служат ориентиром для не прошедшего экзамен специалиста и работодателя о том, каких знаний и умений оказалось недостаточно, чтобы подтвердить квалификацию.

  1. Получение независимой квалификации – дело обязательное или добровольное?

Сдавать подтверждающий квалификацию экзамен работник не обязан. Точно так же, как не обязан работодатель отправлять на его сдачу специалиста. Если соответствие квалификации последнего профстандартам для работодателя безразлично, введение штрафных санкций и предъявление претензий ему не грозят. Специалист направляется в оценочный центр по инициативе работодателя, лишь после того, как на письме даст собственное согласие. И в течение сдачи профэкзамена работника обеспечивают системой гарантий и компенсаций.

  1. Как часто следует проводить независимую оценку квалификации?

Ответ на вопрос о периодичности, с которой должны проводиться экзаменационные испытания, выявляющие, соответствует ли квалификация работника профессиональным стандартам и требованиям, предъявляемым к квалификации, даёт либо работодатель, либо, в ряде случаев, российский закон. Что же касается срока действия квалификационного свидетельства, которое получает работник, успешно сдавший профэкзамен, расчётом его вправе заниматься советы по профессиональным квалификациям (далее советы). Данные о сроке фиксируются в информационном реестре о проведении независимой оценки квалификации.

  1. Имеет ли право работодатель определить уровень квалификации работника своими силами, ссылаясь на данные его аттестации?

Имеет. С одной стороны, дело тут в процедуре оценки прохождения квалификации, которую нельзя проводить без письменного согласия специалиста. С другой – в самом характере аттестации, предусмотренном ст. 81 российского Трудового кодекса. Согласно этому характеру принимаются к учёту те же характеристики квалификации и профессиональные стандарты, что и при сдаче профэкзамена в оценочном центре. Именно поэтому для работодателя аттестация является своеобразным внутренним инструментом, помогающим понять, насколько квалифицирован работник. В то же время работодатель не имеет право уволить работника, который не получил квалификационного свидетельства в центре. Предоставление работнику таковых прав предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации.

  1. Если специалисты заняты в отраслях экономики, требующих особого порядка подтверждения квалификации работников (кадастровые инженеры, инспекторы-аудиторы и пр.), как будет реализовываться Закон №238-ФЗ?

Проведение иного порядка оценивания квалификации работников либо претендентов на должность предусматривается п.3 ст. 1 Закона №238-ФЗ. На оценивание могут влиять другие федеральные законы или иные нормативно-правовые акты Российской Федерации, если действующий Трудовой кодекс РФ даёт на это право. Таковое в современном трудовом законодательстве предоставляется при оценивании квалификации определённых категорий лиц, в том числе трудящихся в сферах, условия деятельности в которых вредны и (или) опасны. Данные правила, отражённые в ст. 11 Закона №238-ФЗ, просуществуют до 11 июля 2019 года.

Если по истечении данного периода оценивание квалификации работника либо его аттестация будут проводиться в ином порядке, нежели это предусмотрено приведённым выше законом, федеральному органу исполнительной власти понадобится внести изменения в ТК РФ, касающиеся работников определённых отраслей. В этих изменениях отразить нюансы их труда и требования к занятию должностей, определённые Законом №238-ФЗ.

  1. Где можно найти сведения о Центрах и подаваемых туда документах?

В реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации (далее реестр, информационный реестр). В свою очередь его можно найти в Интернете по адресу nok-nark.ru. Это сайт автономной некоммерческой организации «Национальное агентство развития квалификаций».

Данный реестр отражает информацию:

  • о Центрах – их названиях, почтовых адресах, e-mail, контактных телефонах;
  • о наименованиях квалификаций и предъявляемых к ним требованиях, на соответствие которым проводится профэкзамен;
  • о сроках действия квалификационных свидетельств;
  • о документах, которые должен предъявить соискатель, собирающийся сдать профессиональный экзамен на соответствие конкретной квалификации.
  1. Кто платит за сдачу профессионального экзамена и положены ли ему льготы?

Если инициатором прохождения независимого оценивания квалификации является работник или соискатель, то и платить за него обязан работник или соискатель, либо согласные принять на себя его траты другие лица физические и (или) юридические. Если инициатором является работодатель, соответственно, и платит работодатель.

Перед тем как внести оплату, человек (люди, неважно являются они соискателями, работодателями, другими лицами физическими и (или) юридическими) заключает с Центром договор возмездного оказания услуг. Конечную стоимость прохождения профессионального экзамена будут определять специалисты Центра, и информацию об этой сумме они разместят на своём сайте.

Если работник оплачивал прохождение квалификации из своих средств, ему может быть предоставлен социальный налоговый вычет. Это отражено в ст. 219 Налогового кодекса РФ в редакции Закона №238-ФЗ. А также в Законе №251-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации». Нововведение таким образом предусмотрело расширение перечня оснований для налоговых вычетов с сохранением прежнего размера совокупного размера вычетов по всем основаниям.

Стоит напомнить, что специалист проходит независимую оценку квалификации исключительно добровольно. И даже если инициатором выступает работодатель, обращение в Центр допустимо лишь после того, как работник даст своё письменное согласие. При этом на страже его интересов стоят:

  • трудовое законодательство и прочие содержащие нормы трудового права нормативные правовые акты;
  • коллективный договор;
  • соглашения;
  • локальные нормативные правовые акты.

Отражённые в них юридические нормы подразумевают: работнику, направленному на сдачу профессионального экзамена, предоставляется перечень гарантий и компенсаций. Этот постулат отражён в ст. 196 ТК РФ в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. №239-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации».

  1. Если инициатором проведения независимой оценки квалификации является работодатель, предоставляются ли ему преимущества и льготы?

Ответ на этот вопрос можно найти в ст. 264 Налогового Кодекса РФ в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. №251-ФЗ. Согласно ей затраты работодателя на проведение независимой оценки квалификации можно отнести к прочим затратам, которые организация совершает в процессе производства и реализации товаров, работ или услуг.

  1. Как Закон №238-ФЗ изменил процедуру регистрации в Центре и какой пакет документов нужно подавать?

Порядок, по которому отбираются организации, в дальнейшем становящиеся квалификационными центрами, утверждён приказом Министерства труда РФ №759н от 19 декабря 2016 г. «Об утверждении требований к центрам оценки квалификаций и порядка отбора организаций для наделения их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и прекращения этих полномочий».

Согласно названному выше приказу организации, которым в дальнейшем предстоит стать квалификационными центрами, отбирает совет. Алгоритм действий такой:

  • подача организацией, собирающихся стать оценочными квалификационными центрами, в совет заявления и пакета документов, составляющие которого отражены в п. 3 приложения №2 названного выше приказа. Способов подачи документов в совет три: через почту, через уполномоченного представителя подавшей заявление организации, через Интернет – когда подают электронные документы, подписанные электронной подписью;
  • проверка советом, насколько реальны сведения, содержащиеся в высланных документах, и насколько организация, обратившаяся с заявлением, соответствует требованиям, оговариваемым в п. 3 приложения №1 приказа;
  • ответ совета, который отправляется написавшей заявление организации в течение 100 календарных дней со дня получения им документов. В силах совета, изучившего документы и заявление, как наделить организацию-заявителя полномочиями квалификационного центра, так и ей отказать.

Для того чтобы получить информацию, касающуюся:

  • квалификационных центров (их наименований, почтовых адресов, e-mail, контактных телефонов);
  • названий квалификаций и требований, предъявляемых к ним (соответствие которым и призван выявить профэкзамен);
  • документов, которые работник либо кандидат на должность, желающий сдать профэкзамен, обязан предъявить в Центр – необходимо зайти на сайт nok-nark.ru, где расположен информационный реестр. «Владельцем» данного сайта является автономная некоммерческая организация «Национальное агентство развития квалификаций».
  1. В каком порядке создаётся совет по профессиональным квалификациям в конкретном виде профессиональной деятельности?

Данный порядок определяется в соответствии с принятым 19 декабря 2016 года приказом Министерства труда РФ №758н «Об утверждении Примерного положения о совете по профессиональным квалификациям и Порядка наделения совета по профессиональным квалификациям полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определённому виду профессиональной деятельности и прекращения этих полномочий». Это было необходимо чтобы система независимой оценки квалификации развивалась. Согласно названному выше приказу:

  • основанием для принятия решения о создании совета становится инициативное обращение общероссийских и прочих объединений работодателей, ассоциаций (союзов), а также других организаций, которые представляют и (или) объединяют профессиональные сообщества (далее их можно назвать организациями-заявителями) на имя председателя Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям (далее – Национальный совет);
  • обращение из Национального совета отправляется в «Национальное агентство развития квалификаций» (nok-nark.ru), также называемое Национальным агентством. Здесь будет рассматриваться, насколько поданные при обращении документы полны и достоверны. Срок проверки отражённых в них сведений занимает 20 рабочих дней с даты их поступления;
  • по окончании рассмотрения сотрудники Национального агентства сообщают организации-заявителю о принятом решении. Обращение могут принять к рассмотрению по существу или же отклонить по причине неполноты или недостоверности предоставляемых сведений;
  • в случае положительного ответа идёт отправка обращения организации-заявителя из Национального агентства в Национальный совет. Теперь специалистам последнего придётся в течение 120 рабочих дней с даты получения обращения решать, предоставлять ли совету полномочия, позволяющие организовывать проведение независимого оценивания квалификации, в том числе одобрять его персональный состав, или же отклонять персональный состав, предложенный организацией-заявителем, или же отклонять обращение.

Ответ о том, какое решение примет Национальный состав, организация-заявитель получает от Национального агентства в течение 7 рабочих дней с даты получения результата.

Следует также напомнить, что организаций-заявителей в России более чем достаточно. Данные сообщества охватывают своей деятельностью более пятидесяти процентов субъектов РФ и (или) являются представителями более половины работников, которые вовлечены в конкретные виды профессиональной деятельности. Подвластные им субъекты в свою очередь объединяются между собой по общему виду профессиональной деятельности. А инициатором создания совета, согласно Закону №238-ФЗ, стал Национальный совет.

  1. Какие требования предъявляются к организации, желающей стать центром оценки квалификаций?

В соответствии с ними под термином Центр понимается юридическое лицо, которому совет дозволил поводить независимую оценку квалификации. Совет не предоставляет данные полномочия образовательным организациям и (или) юридическим лицам (компаниям, организациям и пр.) в учредительный состав которых включены образовательные организации и их союзы (организации, объединения).

Основаниями для отбора юридических лиц, подходящих для создания на их базе квалификационного центра, становятся:

  • письменное заявление, подаваемое юридическим лицом, с просьбой предоставить ему полномочия по проведению независимой оценки квалификации (данное лицо также называется организацией-заявителем);
  • документы, подтверждающее право на эти полномочия.

Для того чтобы узнать перечень документов, необходимо заглянуть в информационный реестр. Искать его нужно в Интернете на сайтах:

  • Министерства труда РФ;
  • «Национального агентства квалификаций» (nok-nark.ru).

Все документы вместе с заявлением отправляются в совет. В его компетенции рассмотрение заявления и принятие решения насчёт наделения полномочиями или отказа. Сообщить о том, сможет ли подавшая заявление организация стать независимым квалификационным центром его специалисты обязаны в течение 100 календарных дней с даты поступления в совет документов.

Комплекс сведений о Центре совет предоставляет Национальное агентство. Последнее обязано в течение 5 календарных дней после того, как совет принял решение наделить заявителя полномочиями по проведению квалификационной деятельности, разместить в реестре сведения о том, что была проведена независимая оценка квалификации.

  1. Каким критериям должны соответствовать члены экспертной комиссии оценочного центра?

Список предъявляемых критериев определяется согласно подпункту «в» пункта 3 требований к Центрам. Это требования утверждены в приказе Министерства труда РФ от 19 декабря 2016 г. №759н.

От членов экспертной комиссии оценочного центра требуется подтверждённая советом квалификация, соответствующая положениям, предусмотренным средствами оценивания для проведения независимой оценки квалификации. Данные средства установлены согласно Закону №238-ФЗ и приказу Министерства труда РФ от 1 ноября 2016 года №601н «Об утверждении Положения о разработке оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации». Под оценочными средствами понимается совокупность заданий и оценочных критериев, которую квалификационный центр использует, когда проводит профессиональный экзамен с целю выявить, соответствует ли квалификация работника или кандидата на вакансию имеющимся профстандартам либо квалификационным требованиям, диктуемым федеральным законодательством и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации

Благодаря этим заданиям и критериям описывается материально-техническое и кадровое обеспечение оценочных мероприятий, в том числе описание требований к кадровому обеспечению, необходимому, чтобы провести профэкзамен.

Разработка оценочных средств организуется советом.

Чтобы рассказать гражданам, работодателям и всем заинтересованным организациям о квалификационной деятельности, ведётся информационный реестр. Это информационный интернет-ресурс, где рассказано:

  • про советы;
  • про Центры;
  • про наименования квалификаций и их виды;
  • про профессиональные стандарты и их главные положения, на соответствие которым проводится профессиональный экзамен;
  • про оценочные средства.

С информацией реестра о проведении независимой оценки квалификации можно ознакомиться даром. Она предоставляется «Национальным агентством развития квалификаций» (nok-nark.ru).

  1. В течение какого периода имеет силу квалификационное свидетельство?

На срок, в течение которого действие квалификационного свидетельства не прекращается, влияют темпы развития профессиональной сферы. То есть то, как часто обновляются технологии, знания и умения, используемые в конкретном виде профессиональной деятельности. Определяет этот срок совет.

При необходимости ознакомиться с перечнем наименований квалификаций и положениями профессиональных стандартов, соответствие которым призвана выявить сдача квалификационного экзамена, а также с периодами, в течение которых имеет силу вручённое по итогам экзаменационного испытания свидетельство о квалификации, сроки следует заглянуть в соответствующий информационный реестр. Найти его можно в Интернете по адресу nok-nark.ru. Это сайт «Национального агентства развития квалификаций» - автономной некоммерческой организации.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О независимой оценке квалификации

Комментарий к Федеральному закону "О независимой оценке квалификации"

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, возникающие при проведении независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности.

2. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, а также определяет правовое положение, права и обязанности участников такой независимой оценки квалификации.

3. Иной порядок проведения оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, может устанавливаться другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в случае, если в отношении соответствующих категорий работников Трудовым кодексом Российской Федерации определены особенности регулирования труда таких работников, в том числе в связи с выполнением работ с вредными и (или) опасными условиями труда.

4. Настоящий Федеральный закон не применяется в отношении граждан, претендующих на замещение должностей государственной службы, и государственных служащих.

Комментарий к статье 1

Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) национальное агентство развития квалификаций - автономная некоммерческая организация, созданная в целях обеспечения деятельности по развитию квалификаций в Российской Федерации, в состав учредителей которой входят общероссийские объединения работодателей, общероссийские объединения профессиональных союзов и Российская Федерация, от имени которой функции и полномочия учредителя осуществляют федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации;

2) национальный совет - национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, который является консультативным органом при Президенте Российской Федерации для рассмотрения вопросов, касающихся развития квалификаций в Российской Федерации;

3) независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности (далее - независимая оценка квалификации), - процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - требования к квалификации), проведенная центром оценки квалификаций в соответствии с настоящим Федеральным законом;

4) оценочные средства для проведения независимой оценки квалификации - комплекс заданий, критериев оценки, используемых центрами оценки квалификаций при проведении профессионального экзамена;

5) реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации - информационный ресурс для обеспечения проведения независимой оценки квалификации (далее - реестр);

6) совет по профессиональным квалификациям - орган управления, наделенный в соответствии с настоящим Федеральным законом полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности;

7) соискатель - работник или претендующее на осуществление определенного вида трудовой деятельности лицо, обратившиеся, в том числе по направлению работодателя, в центр оценки квалификаций для подтверждения своей квалификации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

8) центр оценки квалификаций - юридическое лицо, осуществляющее в соответствии с настоящим Федеральным законом деятельность по проведению независимой оценки квалификации.

Комментарий к статье 2

Статья 3. Участники системы независимой оценки квалификации

Участниками системы независимой оценки квалификации являются:

1) национальный совет;

2) национальное агентство развития квалификаций;

3) советы по профессиональным квалификациям;

4) центры оценки квалификаций;

5) работодатели;

6) соискатели;

7) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (далее - уполномоченный орган исполнительной власти).

Комментарий к статье 3

Статья 4. Проведение независимой оценки квалификации

1. Независимая оценка квалификации проводится в форме профессионального экзамена центром оценки квалификаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2. Профессиональный экзамен проводится по инициативе соискателя за счет средств соискателя, иных физических и (или) юридических лиц либо по направлению работодателя за счет средств работодателя в порядке, установленном трудовым законодательством.

3. Для прохождения профессионального экзамена в центр оценки квалификаций представляются письменное заявление соискателя по установленному образцу, поданное лично, через законного представителя или в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", копия паспорта или копия иного документа, удостоверяющего личность, а также иные документы, необходимые для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации, информация о которой содержится в реестре.

4. По итогам прохождения профессионального экзамена соискателю в тридцатидневный срок центром оценки квалификаций выдается свидетельство о квалификации, а в случае получения неудовлетворительной оценки при прохождении профессионального экзамена - заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации для соискателя. В течение этого срока осуществляются проверка, обработка и признание результатов независимой оценки квалификации соискателя советом по профессиональным квалификациям.

5. Сведения о выданных свидетельствах о квалификации вносятся национальным агентством развития квалификаций в реестр.

6. Соискатель, работодатель, иные указанные в части 2 настоящей статьи физические и (или) юридические лица, которые не согласны с решениями, принятыми центром оценки квалификаций по итогам прохождения профессионального экзамена, в течение тридцати календарных дней с даты информирования их о результатах прохождения профессионального экзамена в порядке, установленном положением об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с результатами проведения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации, вправе подать письменную жалобу в апелляционную комиссию совета по профессиональным квалификациям.

Комментарий к статье 4

1. Координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, объединений работодателей, профессиональных союзов (их объединений), ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, образовательных, научных и других организаций в сфере независимой оценки квалификации осуществляет национальный совет.

2. В состав национального совета входят представители органов государственной власти Российской Федерации, общероссийских и иных объединений работодателей, общероссийских профессиональных союзов (их объединений), ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, образовательных, научных и других организаций.

3. Полномочия национального совета и его состав определяются настоящим Федеральным законом и указом Президента Российской Федерации.

4. Издание нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам независимой оценки квалификации осуществляется после рассмотрения и одобрения этих актов национальным советом.

Комментарий к статье 5

Статья 6. Национальное агентство развития квалификаций

Национальное агентство развития квалификаций:

1) обеспечивает организационную, методическую, экспертно-аналитическую поддержку деятельности национального совета, советов по профессиональным квалификациям и центров оценки квалификаций;

2) подготавливает для национального совета предложения по наделению советов по профессиональным квалификациям полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности, а также по прекращению таких полномочий;

3) организует формирование и ведение реестра;

4) утверждает на основе предложений советов по профессиональным квалификациям наименования квалификаций и требования к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена, после одобрения этих предложений национальным советом, вносит содержащиеся в указанных документах сведения в реестр;

5) осуществляет информирование и консультирование участников системы независимой оценки квалификации по вопросам ее проведения в соответствии с настоящим Федеральным законом;

6) осуществляет иные функции в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Комментарий к статье 6

1. Совет по профессиональным квалификациям создается по решению национального совета для проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности в целях развития системы независимой оценки квалификации на общероссийском уровне.

2. Совет по профессиональным квалификациям создается на базе общероссийских и иных объединений работодателей, ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, и по решению национального совета наделяется полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности. В состав совета по профессиональным квалификациям входят также представители профессиональных союзов (их объединений), образовательных, научных и других организаций.

3. Совет по профессиональным квалификациям для осуществления своей деятельности разрабатывает на основе примерного положения о совете по профессиональным квалификациям положение и утверждает его.

4. Совет по профессиональным квалификациям по определенному виду профессиональной деятельности:

1) утверждает оценочные средства по соответствующим квалификациям, которые применяются центрами оценки квалификаций при проведении профессионального экзамена по соответствующей квалификации;

2) представляет в национальное агентство развития квалификаций проекты наименований квалификаций и требования к квалификации, на соответствие которым планируется проводить независимую оценку квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации;

3) проводит отбор организаций для выполнения ими функций центров оценки квалификаций, наделяет их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и направляет в национальное агентство развития квалификаций информацию о принятом решении для ее внесения в реестр;

4) определяет для каждого центра оценки квалификаций наименования квалификаций, по которым будет проводиться независимая оценка квалификации, и направляет сведения о таких наименованиях в национальное агентство развития квалификаций для их внесения в реестр;

5) осуществляет мониторинг деятельности центров оценки квалификаций и контроль за их деятельностью;

6) принимает решение о прекращении полномочий центров оценки квалификаций и направляет в национальное агентство развития квалификаций информацию о принятом решении для ее внесения в реестр;

7) проверяет, обрабатывает и признает результаты независимой оценки квалификации, принимает решение о выдаче свидетельств о квалификации центром оценки квалификаций и направляет в национальное агентство развития квалификаций информацию о выданных свидетельствах о квалификации для ее внесения в реестр;

8) проводит по решению национального совета независимую оценку квалификации;

9) создает апелляционную комиссию по рассмотрению жалоб, связанных с результатами проведения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации, и организует ее деятельность.

5. Финансовое обеспечение деятельности совета по профессиональным квалификациям осуществляется за счет собственных средств юридического лица, на базе которого он создан, и других не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.

Комментарий к статье 7

Статья 8. Центр оценки квалификаций

1. Центр оценки квалификаций проводит независимую оценку квалификации. Перечень квалификаций определяется для соответствующего центра оценки квалификаций советом по профессиональным квалификациям.

2. Центр оценки квалификаций проводит профессиональные экзамены.

3. Полномочия центра оценки квалификаций могут быть прекращены в случае:

1) несоответствия деятельности центра оценки квалификаций установленным требованиям;

2) неоднократного нарушения центром оценки квалификаций порядка проведения профессиональных экзаменов;

3) представления центром оценки квалификаций заведомо недостоверных сведений в ходе отбора и наделения его полномочиями по проведению независимой оценки квалификации, мониторинга осуществляемой им деятельности или контроля за ней;

4) поступления от юридического лица заявления о прекращении по собственной инициативе осуществления полномочий центра оценки квалификаций;

5) ликвидации юридического лица в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.

4. При прекращении юридическим лицом осуществления полномочий центра оценки квалификаций в случаях, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, сведения о центре оценки квалификаций исключаются национальным агентством развития квалификаций из реестра в срок не позднее пяти рабочих дней со дня принятия советом по профессиональным квалификациям решения о прекращении указанных полномочий.

5. В случае прекращения юридическим лицом осуществления полномочий центра оценки квалификаций совет по профессиональным квалификациям обеспечивает выполнение неисполненных обязательств перед соискателями, в отношении которых не завершена процедура независимой оценки квалификации.

6. Финансовое обеспечение деятельности центра оценки квалификаций осуществляется за счет собственных средств центра оценки квалификаций и других не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.