Прошутинская о сестре. Издержки профессии. Суд да баня

. «Вокруг ТВ» предлагает отрывки из этой беседы.

Кира Прошутинская: В честь кого вас назвали Ириной?

Ирина Прохорова: В данном случае, насколько понимаю, не было кого-то, в честь кого меня так назвали. Ира - это было очень модное, я бы сказала, популярное имя.

Кира Прошутинская: Вы, конечно, знаете, что оно означает?

Ирина Прохорова: Да. Мир и покой.

Кира Прошутинская: Я прочитаю вам характеристику Ирины, а вы скажете, что совпадает, а что нет. «Всю жизнь Ирина занята тем, что работает на создание образа холодной, независимой, деловой женщины, скрывая ревнивую и ранимую душу, любвеобильное сердце, буйное воображение и жажду уединения и покоя». Вы ранимы?

Ирина Прохорова: Конечно, как и все.

Кира Прошутинская: Ревнивы?

Ирина Прохорова: До известной степени, не патологически.

Кира Прошутинская: Вы реалист с буйным воображением?

Ирина Прохорова: Насчет реалиста не знаю, но воображение действительно буйное. Поэтому мне никогда не нужны были допинги в качестве взбадривания.

Кира Прошутинская: Вы хотите уединения и покоя?

Ирина Прохорова: Да, и чем дальше, тем больше. Я ценю те редкие моменты, когда могу побыть одна, сама с собой, что бывает редко.

Кира Прошутинская: И еще одно определение. У вас действительно любвеобильное сердце?

Ирина Прохорова: Наверное, да.

Кира Прошутинская: Говорят, что в вас сильно развито чувство рода?

Ирина Прохорова: Я очень любила своих родителей. Конечно, для каждого человека его родители лучше всех, но их достоинство в полной мере понимаешь, когда сама становишься взрослым человеком. Начинаешь сравнивать, как бывает в других семьях. У нас была замечательная семья, любящие родители.

Кира Прошутинская: Через 9 лет после вас на свет появился ваш брат Михаил. Как вам родители сказали об этом?

Ирина Прохорова: Это смешная история. Я терроризировала родителей вопросами о том, почему мы не можем пойти и купить в магазине братика или сестренку, мы что, беднее всех? Родители не говорили, конечно, ничего. И в какой-то момент мама вдруг располнела, я увидела, что у нее живот, и стала ее стесняться. Она меня отводила в школу, и я ей стала говорить: «Мам, ты иди, а я одна пойду». И мама в какой-то момент спросила: «Ира, а в чем дело?». Я сказала: «Мам, скажи, пожалуйста, а почему у тебя такой большой живот?» «Знаешь, у тебя будет братик», - ответила мама. Я сказала: «О, ну и отлично!» и ускакала радостно.

Кира Прошутинская: Помните тот момент, когда брата привезли из роддома?

Ирина Прохорова: Да. Мы приехали вместе с папой забирать Мишу. Помню, как мы ехали обратно вместе в машине, как мама держала этот сверток. Я смотрела с интересом: лежит такой красненький, маленький.

Кира Прошутинская: Мой первый муж был с нашего факультета. Как это было у вас?

Ирина Прохорова: Мой единственный муж работал на телевидении. Мы прожили год с небольшим. Вы знаете, я могу честно сказать, никаких претензий к мужу у меня нет. Он меня любил, и я была тоже влюблена. У нас был хороший роман, не то, что были какие-то там безумные страсти, но, в общем, все казалось правильно, хорошо. Если бы мы дольше встречались и смогли бы лучше узнать друг друга, то осознали, что мы разные. Может быть, я поняла это чуть раньше, чем он.

Кира Прошутинская: Как ваша дочь приняла ваш развод?

Ирина Прохорова: Я прекрасно понимала, что все равно это травма для ребенка, потому что детям важно, чтобы у них были и папа, и мама. И старалась минимизировать эту травму. Львиную долю душевных сил, особенно в первые годы жизни дочери, я положила на то, чтобы она чаще видела папу.

Кира Прошутинская: Вы остались одна с маленькой дочкой. Брат тогда был в армии?

Ирина Прохорова: Он был студентом. Вернулся из армии, и тут один за другим с разрывом в 10 месяцев умерли родители. Папа умер мгновенно от инфаркта, а мама заболела раньше. У нее был инфаркт, она просто его пережила. Смерть родителей символизировала конец его юности. Он вдруг оказался перед ситуацией, что он уже не мальчик, а глава семьи. И во многом, я думаю, это подтолкнуло его к предпринимательской деятельности. Он создал кооператив, стал работать, начал зарабатывать деньги.

Кира Прошутинская: Кроме брата, рядом с вами не было человека, который мог бы вас поддержать?

Ирина Прохорова: Знаете, я надеялась, что такой человек есть до того момента, как произошла трагедия с родителями. Когда просто так общаешься - все чудесно и замечательно. А когда начались бесконечные похороны, поминки, когда, как специально на работе складываются очень тяжелые ситуации. И ты, конечно, не форме. Ты уже не та порхающая, очаровательная женщина, у тебя покрасневшие глаза, ты уставшая. И хочешь прислониться к кому-то, как к твердой стенке, а человек вдруг становится скучным, ему неинтересно.

Кира Прошутинская: Брат вам помогал тогда, изначально?

Ирина Прохорова: Да, конечно. Он сказал: «Ну что ты там сидишь. У тебя столько идей. Создавай свой журнал». И он меня просто подтолкнул к этому и помог. Эпоха была такова, что можно было начинать с нуля. Это тот редкий момент, когда люди, продав кожаную куртку, могли начинать дело, а потом становиться магнатами. Но я ему бесконечно признательна за то, что он, будучи совсем молодым человеком, сказал: я тебе помогу, риски, что ты боишься, уходи с работы. Знаете, все-таки я советский человек, у меня дочка маленькая, была работа, какая-никакая зарплата. А тогда, в начале 90-х годов, вообще не было понятно, что будет и чем это закончится.

Кира Прошутинская: Сейчас ваша дочь Ирина работает с вами в фонде вашего брата и ее дяди. Это случайность или так проще? Вообще, когда ребенок более податлив, зависим - это комфортнее для сильной мамы?

Ирина Прохорова: Она человек со своим характером, в хорошем смысле слова, женским. И, в общем, человек независимый. Я вам хочу сказать, что когда она оканчивала институт, я вообще, втайне надеялась, что она придет работать в издательство. Она сказала: «Нет, мама, я никогда работать с тобой не буду. С родителями работать - хуже нет». Я сказала: «Не хочешь, не надо, ищи свой путь». И вдруг в какой-то момент она, видимо, самоутвердилась, стала взрослым человеком, уже замужней женщиной. И сказала: «А знаешь, мама, я, в принципе, не возражаю работать вместе». Конечно, когда дочь работает у матери, тут много психологических моментов. Ведь это частный фонд. Но тем не менее мы с ней договорились, что, если мы чувствуем, что у нас не получается, - все, мы нормально расстаемся.

Кира Прошутинская: Сколько лет у вас получается?

Ирина Прохорова: Если не ошибаюсь, кажется, года два у меня работает. Пока ничего.

Кира Прошутинская: На каком-то этапе в вашей жизни появился новый герой. Он был похож на вашего первого мужа?

Ирина Прохорова: Нет, он был совсем не похож на все мои предыдущие представления о мужчинах. Но при этом я его очень любила. Это было действительно большое чувство. И оно было какое-то очень счастливое. Оно меня очень сильно поддержало, дало мне дополнительный позитивный заряд.

Кира Прошутинская: Это ведь был неофициальный брак?

Ирина Прохорова: Это вообще не было браком. Это был большой роман, скажем так. Это действительно было большое чувство с обеих сторон. Там было много сложностей - и у него и у меня. И в какой-то момент стало ясно, что такие большие чувства должны либо продолжаться уже в каком-то другом качестве, либо они просто погаснут. Встал вопрос: если мы вместе, то где мы будем вместе? В России или нет?

Кира Прошутинская: То есть он хотел уехать из страны, а вы нет?

Ирина Прохорова: Да, я не хотела уезжать. Понимаете, если бы это произошло на несколько лет раньше, когда у меня никакого реального дела не было… У меня было ощущение, что, если уеду, я потеряю что-то лучшее в себе, что я и ему разонравлюсь. И, наверное, если бы я уехала за любимым человеком, и я бы осталась там никем, грубо говоря, просто любящей женой, матерью, и все, я была бы несчастлива. Перед мужчиной никогда не стоит такой вопрос. Считается, что женщина должна все бросить и пойти за мужчиной. Это классическое представление. В конце концов, может быть наоборот: ради меня остаться? Почему бы, собственно, и нет? Может быть, он здесь бы преуспел значительно больше, чем там?

Кира Прошутинская: Какие мужские типажи вам интересны сегодня?

Ирина Прохорова: Люблю мужчин с чувством юмора. Человек, который может иронически на себя посмотреть, не то чтобы преуменьшает свои достоинства, но не раздувается, как индюк, - это означает и ум, и глубину, и амбиции. Люблю людей целеустремленных. Не обязательно в бизнесе, но у него должна быть какая-то стратегия. Мне с такими людьми легче, потому что, имея что-то свое, они уважают и твое.

Кира Прошутинская: Как мне нравится, что вы открыты какому-то абсолютно новому этапу жизни…

Ирина Прохорова: В нашем обществе почему-то считается, что после 40 лет жизнь заканчивается. Это неправда. Счастье женское проявляется в том, чтобы не терять радости и доброжелательности.

Имя: Сергей Мартынов

Дата рождения: 25.01.1952

Возраст: 67 лет

Место рождения: город Александровка, Ростовская область, Россия

Деятельность: актер

Семейное положение: женат

Сергей Мартынов – известный актер, муж Ирины Алферовой, фото и биографию которого нередко можно найти в сети. Многие хотят знать больше о его жизни и актерской карьере, ведь он был одним из самых красивых артистов Советского Союза. Больше информации о нем — в этой статье.


Биография и карьера

На свет Сергей Мартынов, будущий актер и муж Ирины Алферовой, детские фото которого можно найти в интернете, появился 25 января, в 1952 году. Раннюю биографию провел в поселке Александровка, который находится в Ростовской области. Больше о его детских годах ничего не известно – актер не любит распространять подробности. После того, как он оканчивает школу, Сергей едет в Москву и с легкостью поступает в Институт кинематографии, а через несколько лет успешно его оканчивает.

Сергей Мартынов: фото

В первые года он не снимался в кино, а озвучивал советских звезд, не умеющих говорить по-русски, например, прибалтийских или восточноазиатских артистов. Но вскоре у Сергея начинают появляться первые серьезные роли в фильмах. Кино «Абитуриентка» и мелодрама «Всегда начеку!» стали его первым опытом в съемке настоящего кино. Однако эти два фильма не были известны широкому кругу зрителей, поэтому известность он не получил. Следующие работы в кино были более успешны – «Царевич Проша» и «Концерт для двух скрипок», снятые для маленьких телезрителей, помогли Сергею Мартынову обрести ту самую популярность, о которой он мечтал.

Сергей Мартынов в молодости

Именно после этих двух фильмов Сергея стали приглашать в свои картины самые известные режиссеры советского кинематографа. Зрители запомнили такие его работы, как: «Отец и сын», «Товарищ Иннокентий» и др. Самым глубоким прорывом для Сергея Мартынова стала ошеломительная роль в детективе «Ларец Марии Медичи», а затем и фильм на тематику Великой Отечественной – «В небе Ночные ведьмы».

Далее его карьера пошла только в гору. До 1991 года Сергей Мартынов каждый год был задействован в кино, работал, не покладая рук. Но в результате распада СССР актер временно приостановил свою профессиональную деятельность. Его последним фильмом в 1990 года стал детектив «Плащаница Александра Невского».

Сергей Мартынов в фильме «Ларец Марии Медичи»

В 2001 году Сергей Мартынов вновь возвращается в свою работу. Он снимается в драме «Лиса Алиса», где исполнил роль посла Франции, а одной из самых успешных его работ в 21 веке является роль в криминальном фильме «Солнечный удар». Однако его деятельность не ограничивается съемкой в кино. В 2002 году он сел в кресло режиссера и подарил миру многосерийный мультфильм, которому дали название «Немного о Страшилке», где главными героями являются Крот, Солнечный Зайчик и Летучая мышь.

Личная жизнь

Личная жизнь актера Сергея Мартынова, мужа Ирины Алфёровой, не так подробно известна, как биография, не так просто найти фото его семьи и домашней жизни. Но все же поклонники актера узнали, как обстоят дела в личном плане у талантливого актера.

Его первой любовью стала Татьяна Прошутинская, на которой он вскоре женился. Татьяна была двоюродной сестрой известной телеведущей по имени Кира Прошутинская, она вела телепередачи: «Жена. История любви» и «Мужчина и женщина».

С женой Ириной Алферовой

Их семейная жизнь протекала спокойно и мирно. В этом браке у Сергея и Татьяны родились дети, которых они назвали Сергей и Анастасия. Однако вскоре обстановка в семье изменилась — по неизвестной причине супруги решились подать на развод. Татьяна переехала на постоянное место жительство в Лондон вместе с Сергеем и Анастасией.

Однако Сергей решил приезжать к ним в Лондон, чтобы видеть своих детей, ведь без общения с ними он не мог жить. Но вскоре случилось страшное событие – Татьяна Прошутинская умерла в больнице, из-за несвоевременной помощи докторов. Сергей принял решение забрать детей назад, в Россию, что вскоре и сделал. Когда Сергей и Анастасия приехали на свою Родину, то они узнали, что у их отца уже есть любимая женщина – одна из самых красивых актрис Советского Союза, Ирина Алферова.

Сергей и Ирина познакомились на съемках кино, затем часто проводили время вместе, но больше, чем дружеских отношений, у них не было. Однако в 1990 году между ними вспыхнул неожиданный роман. Вскоре Сергей Мартынов сделал ей предложение руки и сердца, а Ирина просто не смогла отказаться.

Детей в их браке не было, но Ирина Алферова воспитывала Сергея и Анастасию как своих родных детей, очень любила их. Сергей Мартынов также относился и к дочери Ирины от первого брака, к Ксении Алферовой, которая пошла по стопам матери и стала актрисой. В их семье царила любовь и гармония.

Сергей Мартынов с семьей

В конце 20 века у Ирины Алферовой погибает сестра, и Сергей, вместе с супругой, принимает решение взять в свою семью ее сына, которого звали Александр.

На данный момент в их семье все складывается более, чем удачно. Сергей и Анастасия переехали жить в Лондон, Ксения работает актрисой, Александр оканчивает юридический факультет. Сами Сергей и Ирина продолжают жить в счастливом браке, понимают друг друга с полуслова, по словам самого Мартынова. Несмотря на почтенный возраст и продолжительную биографию, актер , муж Ирины Алферовой, на фото выглядит молодым и счастливым.

Если не ошибаюсь, Анжелика! Не стану оспаривать вашу позицию, но остаюсь при своем мнении. Эти журналисты поступили гнусно. Будучи публичными людьми, они взялись сами анатомировать жизнь публичных людей: Прошутинская не пощадила не только Баталова, ни его супругу, и дочь, которым в жизни пришлось хлебнуть немало горя.Не пощадила и память сестры...Я бы может поняла, ежели Скороходов написал что-то после кончины Раневской. Но знать, как она относилась к написанному,была против этой публикации и всё же издать книгу, и как он сам говорит, зарабатывать на этом - гнусность вдвойне. То, что касается биографии известных людей, где много не только личного, но и интимного, надо быть предельно осторожным. Считаю, у журналистов, как и у врачей, должен быть один девиз: "Не навреди!", потому что одни имеют дело с телом, а другие - с душой!

если "не навреди" - это уже не журналист. потому что профессионального журналиста отличает от масс как раз отсутствие пиетета к народным кумирам. мы их видели любыми - и пьяными в кустах, и в трусах, и без трусов, и избивающими своих женщин, и матерящихся через слово. мы их видели как раз ЛЮДЬМИ. а то, как вы трясетесь над знаменитостями, выдает в вас самую что ни есть фанатку. и это не в обиду - потому как личный интерес - лучшая мотивация в работе.
и! вообще-то, рассказ Киры никакого отношения к профессии журналиста не имеет. и то, что вы написали в своей газетке - тоже не журналистика. если чо
да! артист не имеет права на личную жизнь. точка!

bushuem! Вы путаете журналистику с вседозволенностью. А вам бы понравилось, что кто-то вторгся в вашу личную жизнь и выставил на потеху "почтеннейшей публике" . Личная жизнь потому и называется ЛИЧНОЙ, что посторонним в неё выход воспрещён.Мне очень жаль, если вы этого не понимаете. Никогда за всю свою жизнь ни от кого не фанатела!Дело не в знаменитостях,а в порядочности или непорядочности людей моей профессии. Вы путаете "божий дар с яичницей"... Если подлинный интерес, достойная тема подменяется личным интересом,а у Киры как раз он был, то это использование своего социального статуса в корыстных целях. И если это единственная мотивация в работе, то профессию надо менять...

"Предательство нарушение верности или долга чему-либо или кому-либо.
Осуждается повсеместно, но в христианстве является особо тяжким грехом. Предательством обычно называют прежде всего оставление друга в беде и государственную измену.
Предательство может как преследовать выгоду, так и не преследовать ее. В случае предательства без выгоды - бездействие в условиях возможности выполнения таких действий, повлекшее негативные необратимые последствия в виде разрушения предателем того, что создавал другой человек. В любом случае, предательство сопровождается подлостью."
Это определение энциклопедическое. Это и Кире, и иже с ней.А по поводу цензуры рассуждения обывателей, подобных мне: а почему в условиях жесточайшей цензуры в стране создавались настоящие шедевры искусства?!А в отсутствии оной столько непотребства!
Кира и Скороходов не думали о читателях, они думали о читабельности их писанины. А Баталов создавал всегда трогательные образы и они в памяти моей и таких, как я, таковыми и останутся.А если ковырнуть, то и о Кире, и о Скороходове можно столько чернухи вылить!Только задаться целью.А Галкина до слёз жалко.Столько бы ещё фильмов украсил!

11 апреля 2012, 10:50

Валентина Илларионовна, в последнее время стало модным переснимать культовые советские картины. Из последних «жертв» - «Джентльмены удачи»... А вас это удивляет? Лично меня - нет. Это все от внутренней бедности и скудности мысли. А еще от наглости черезмерной. Ну, возьми ты и сделай что-то свое - оригинальное, что ж ты ручками в чужое творчество лезешь? Так ведь мало того, что они все эти римейки лабают, так они еще и делают это бездарно. Смотреть невозможно!
Тем не менее, вы снялись в «Иронии судьбы 2». Это была идея Андрея Мягкова. Он один раз пришел на Первый канал к Константину Эрнсту. Тот и говорит: «Ну, спроси об этом у Рязанова». Мягков пошел к Рязанову, и услышал от Эльдара Александровича: «Нет, Андрюша, дважды в одну реку войти нельзя». После этого Андрей немного поостыл к идее. А вернулся к ней года через два. Он и нас всех уговаривал: «Ребята, ну давайте снимемся, пока все живы и здоровы, - 30 лет ведь прошло, такой шанс уникальный, это будет интересно!». Стали делать сценарий. Переписывали его целых 18 раз! И Рязанов дал фильм на откуп за право снять «Карнавальную ночь 2» с Безруковым и Бабенко.
Режиссером второй «Иронии» стал Тимур Бекмамбетов. Знаю, что он поначалу боялся браться за этот проект . Возможно. Но что я точно знаю, так это то, что Бекмамбетов и «Ирония» - несовместимы. При всем моем уважении к этому режиссеру. Его парафия - это всяческие там блокбастеры. Чтобы пистолеты, взрывы до небес и полуобнаженная Анджелина Джоли на капоте машины, стреляющая со всех рук и ног. Повторюсь, он добрый и милый человек, но «Ирония» оказалась не его фильмом. Что касается актерского состава, то когда мы снова встретились на съемочной площадке, то мы были... знаете, я сейчас даже не знаю, как передать словами ощущение того бесконечного счастья, которое мы испытали. И даже мы с Барбарой Брыльской (в «Иронии» ее героиня говорит как раз голосом Талызиной. - Авт.) целовались и обнимались.
И это при том, что вы друг друга любите, как кошка с собакой. Видите ли, тут какое дело. Мы действительно не очень ладили. И, помнится, был один банкет, вспоминая который Брыльска всем говорит, что я была пьяной. Это не так! Я пьяной не была категорически! Так вот, к чему я это все. Дело в том, что до «Иронии» я озвучивала еще и Лилиту Озолиню в фильме «Долгая дорога в дюнах». Не помню, чего я тогда за это взялась, наверное, деньги были нужны. И после премьеры картины Лилита мне сказала: «В некоторых местах вы меня озвучили лучше, чем я сыграла!». И я ей абсолютно откровенно и простодушно ответила: «Спасибо, что вы это понимаете». И уже после этого меня словно стукнуло: «А что же это польская артистка мне и слова благодарности не сказала? Там же тоже явно был вариант, что несколько лучше! Тем более, что все кругом об этом говорили».
И вот я на этом самом банкете подхожу к Брыльской и говорю: «Вот латышка меня похвалила. А у тебя не хватило ни сердца, ни... не помню, чтобы я сказала «ни ума». Но, наверное, все же сказала (смеется)». Но польский народ он же очень гордый, понимаете? И она мне так ничего и не сказала. Лишь потом - через 30 лет, пройдя сквозь скандал с Аллой Пугачевой (пела в фильме за Брыльску - причина конфликта та же самая. - Авт.) она сказала мне «Спасибо». И сейчас у нас с ней нормальные отношения. По крайней мере, плохо о друг друге не отзываемся (смеется).
Однажды вы сказали, что хороший артист не может быть плохим человеком. Довольно спорное утверждение, по-моему. Но я, и правда, так считаю! Все гении - они добрые. Я в свое время переснималась со всеми клоунами Советского Союза. И только один был плохой. Он расталкивал всех локтями и буквально лез в камеру, чтобы он и только он был в первых рядах. Не просите меня назвать его имя. Не назову. Скажу лишь, что потом он уехал в Германию, и, по-моему, счастья там так и не заимел.
Возвращаясь к озвучке. Вашим голосом говорит мама дяди Федора в «Простоквашино». Меня этот мультик однажды очень выручил,случилось это в Крыму. А дело было так. Закончились какие-то очередные съемки, меня спровадили в аэропорт, где я прошла регистрацию и пошла отсиживаться в накопителе. А сидеть - два часа! И тут меня запоздало осенило: я же без книги, даже газетки нет никакой. Умру же от скуки. Иду к пограничнику - молоденький такой, прошу пропустить. А он мне: «Не положено» - правильный украинец такой. Я ему: «Да я ж только за газеткой. Я же артистка известная». Не пускает. Тогда я так руки в боки: «Ты «Простоквашино» смотрел? Смотрел! Отлично. Так вот - я там маму играю!». Он разулыбался сразу, по сторонам оглянулся: «Проходите, только возвращайтесь поскорее!».
Вот вы упомянули, что давили на погранца своей известностью. Часто в жизни пользуетесь этим приемом? Конечно! Особенно когда билеты в кассах беру. Подхожу, открывается окошко, спрашиваю: «Как вы относитесь к актрисе Талызиной?». Кассирши меня узнают, улыбаются сразу. А я, в результате, еду одна в пустом купе со всеми удобствами». Вы играли в нескольких спектаклях Романа Виктюка... О, Виктор - это моя любовь, это моя юность и становление (смеется). Более того, я вам вот что скажу: меня многие делали артисткой. Но докончил мое становление именно Роман Григорьевич. Сейчас модно говорить, что он слишком эпатажный. Да - он такой. А все потому, что Виктюк лучше других чувствует, что именно нужно современному зрителю. Что надо мужчине и что надо женщине. Он владеет всем этим. Эпатажный? Во всяком случае, точно - нескучный! На мой взгляд, он единственный после Анатолия Эфроса (главный режиссер Театра на Таганке. - Авт.), кто обладает методом сегодняшнего сценического существования артиста Ваша дочь Ксения тоже работает актрисой. Почему не снимаетесь с ней в фильмах? И строго ли вы ее судите - с профессиональной точки зрения. А я боюсь. Играть вместе - это большая ответственность. Я вот по себе очень хорошо это знаю. Когда на спектакль с моим участием приходил мужчина, в которого я была без памяти влюблена, - то все, играла я из рук вон плохо! Лажала, что называется, на ровном месте. Голова становилась пустой - и лишь одна мысль была в ней: «Он сидит в зале!» (смеется). Я ведь из тех людей, которые чувствуют себя не в своей тарелке, когда рядом с ними работают их родные и друзья. Что касается Ксении, то она часто у меня спрашивает: «Мам, ну как я сыграла? Что думаешь?». И я ей отвечаю: «Тебе сказать правду или что все хорошо?». Нет, я не ругаю ее, я просто говорю: «Твоя партнерша в этой сцене тебя переиграла. Зато в другой - ты сделала все как надо». О, как я закрутила!

Алексей Баталов

Я не случайно вынесла эти слова в заголовок. Сами по себе они имеют определенную смысловую нагрузку и могут быть применены к любой профессии. Но в данном случае речь идет о моих коллегах-журналистах!
А поразила меня вот какая история. В «Собеседнике» появилось интервью с кумиром миллионов, человеком, который сделал невероятно много для отечественного кинематографа - Алексеем Баталовым . И все бы ничего, но тема интервью: он обещал рассказать всю правду о молодой любовнице, событиях сорокалетней давности. Поводом для этого послужила повесть в журнале «Караван» о Сестре и Маэстро, написанная известной журналисткой Кирой Прошутинской. Если бы мы встретились тет-а-тет, я бы задала ей всего один вопрос: «Зачем?». Прочитав материалы об этом неординарном событии, я нашла ответ на свой вопрос. Прошутинская в конце повести просит прощения у Маэстро, объясняя свой поступок так: «Мы все - заложники профессии!» Однако! Неужели было так велико желание развенчать ореол святости, рыцарства одного из самых любимых артистов, прекрасного отца, посвятившего свою жизнь больной, талантливой дочери, жене? Или это «месть» за сестру, которая долгие годы любила Баталова и которой уже нет в живых - она не может ни подтвердить, ни опровергнуть, ни сказать, желала ли она такой посмертной «славы»? Или же Прошутинская решила таким образом напомнить о себе? Вопросы, но нет ответов! Их знает только автор повести.
Эта история мне напомнила другую. Как известно, есть великие, но нет святых. Фаина Георгиевна Раневская - гениальная русская актриса - была человеком сложным, неординарным. Она мало кого подпускала к себе близко. Таким человеком стал журналист Глеб Скороходов, чьи работы на телевидении удостоены премии «ТЭФИ». В течение нескольких лет они общались довольно часто, вели долгие задушевные беседы. Фаина Георгиевна рассказывала о своей жизни журналисту, которого считала почти сыном - своих детей у одинокой Раневской никогда не было. И он предал Раневскую, написал книгу, где выложил все истории, все негативные характеристики известных людей, о которых Фаина Раневская говорила только ему! Прочитав рукопись, Раневская сказала: «Боюсь, вы сами не понимаете, что делаете. В вашей книге человеческий портрет, которого никто, никогда не должен видеть!» И разорвала с ним всяческие отношения. «Сын» ее предал. Но предавший один раз, предаст и во второй... Прошло четверть века. Знал Скороходов об отношении к написанному им самой Раневской? Знал! И все же издал книгу.
А дальше уж совсем мерзость. Скороходов пишет: «И книга лежала неизданной... Теперь она переиздается огромными тиражами, и мне стыдно, что я зарабатываю на этом деньги...» И, видите ли, мысленно просит прощения у Раневской, хотя знает, что она бы ему этого не простила... Кого же он мне напомнил в этой ситуации? Ну, конечно, небезызвестного персонажа Ильфа и Петрова - эдакого стыдливого Альхена. Интересно, есть ли предел человеческому цинизму? Истории-то похожи, не находите?
Вот и Кира Прошутинская попросила прощения у Маэстро, сославшись на профессию. Да только профессия тут не причем. Всегда есть выбор: сказать или промолчать! И этот нравственный выбор целиком зависит от степени порядочности человека, его понимания этики и морали! Сама Прошутинская довольно пафосно говорила об этике на телевидении, о причинах выхода из состава учредителей Академии Российского телевидения. Только в жизни следовать принципам, провозглашенным однажды, оказалось много сложнее. Ведь не могла она не знать о том, что восьмидесятилетний Алексей Баталов - тяжело больной человек. Как-то он в беседе с журналисткой «Комсомольской правды» Ольгой Кучкиной рассказывал: «Врачи - часть моей жизни. У меня и сердце, и онкология, и туберкулез глаза... Обязательно скажи хотя бы про Надежду Сергеевну Азарову - заведующую глазным отделением в Симферополе, у которой я столько лежал, и она спасла мои глаза». Подлинно интеллигентный человек, благодарный, способный оценить труд других, он, отвечая на вопросы по поводу давней истории, остался рыцарем по отношению к женщине, которой уже нет в живых!
В журналистике я без малого сорок лет. Помню, как мечтали о гласности без цензуры, запретов и прочая. А что получили в итоге? «Свободу», которая обернулась возможностью гнобить людей публичных, которых так любят и ценят в стране? Баталов, бесспорно, в ряду первых! А тех, кто пишет мемуары, истории в виде душещипательных повестей и романов (ну как же не погреться в лучах славы великих!), а затем и раскрывает имена прототипов, рядом поставить никогда бы не смогла. И не потому, что менее талантливы, значимы и известны, а потому, что не выдержали экзамена на человечность, доброту и порядочность! Я уважала Киру Прошутинскую за ее профессионализм, хотя в известном цикле передач «Мужчина и женщина» она порой творила на грани фола. Ценила Глеба Скороходова за знания и умение поведать о людях искусства. Но этими поступками они мое уважение, да и тысяч других зрителей и читателей перечеркнули. Об этом свидетельствуют многочисленные комментарии к статьям и интервью на разных сайтах. Повторюсь: профессия тут не причем. Всегда есть выбор!
Известный сатирик так перефразировал замечательные строки Тютчева:
Коль не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся,
Так пусть оно пока заткнётся -
И это будет благодать!
Вот уж воистину, потому что нет у названных журналистов сочувствия, о котором писал великий русский поэт. Самоутвердиться, заработать на трагедиях людей - это подло. И никто не убедит меня в обратном. Мне претят проекты, где смакуется личная жизнь людей, интимные подробности, когда ведущий пытается залезть под кожу публичному человеку, да ещё и ущипнуть.
ЛЮБОЙ ЧЕЛОВЕК, БУДЬ ОН АРТИСТОМ ИЛИ ДВОРНИКОМ, ИМЕЕТ ПРАВО НА ЛИЧНУЮ ЖИЗНЬ! Никто, хочется это подчеркнуть особо, никто не смеет без его ведома и согласия вторгаться на эту территорию. Скажу вам честно, в последнее время, когда стало абсолютно ясно, что прекрасного актера Влада Галкина (напомню, ему было всего-то 38 лет) затравили СМИ - стала все больше задумываться о цензуре... 30 фильмов за десять лет - все для людей. Фантастическая работоспособность, чудовищная усталость - срыв! Так помогите человеку, если вы - люди, а не начинайте его травить. Я думаю о том, сколько еще он мог сделать для отечественного кинематографа. Осиротели родители, осиротели зрители... Вы не задавали себе вопроса, откуда в нас эта жестокость, желание ударить лежачего? Это и есть пресловутая демократия? И я поняла одно: будь моя воля, я бы вернула цензуру, и первым пунктом запретила бы любые публикации на подобную тематику за исключением тех, когда публичный человек совершил преступление. Точка! А Алексею Баталову низкий поклон за то, что всегда оставался настоящим МУЖЧИНОЙ и гениальным АКТЕРОМ!