Министры иностранных дел. Министры иностранных дел ссср. первый министр иностранных дел ссср Министры иностранных дел российской империи

Уже много тысячелетий судьбы государств и населяющих их народов очень часто решаются не на полях сражений, а в ходе дипломатических переговоров. Именно поэтому сегодня ни одна страна не может обойтись без Министерства иностранных дел. При этом, как показывает опыт, успешная работа этого ведомства зачастую бывает связана с личностными качествами, а также с профессионализмом и организаторскими способностями его руководителя. Чтобы убедиться в сказанном, стоит узнать, кто занимал этот высокий пост ранее, и какие министры иностранных дел России имеют особые заслуги перед нашей страной.

Посольский приказ

Когда в России появилась постоянно действующая дипломатическая служба, доподлинно неизвестно. Однако самый старый из сохранившихся документов - указ о назначении Ивана Висковатого дьяком посольского приказа - относится к 1549 году. По всей видимости, этот чиновник рьяно взялся за дело, так как после того, как он занял эту должность, бумаги, касающиеся дипломатической деятельности в первые годы правления Ивана Грозного, были приведены в полный порядок, а сам он вскоре стал хранителем государственной печати.

Висковатый руководил посольским приказом 21 год, после чего был заподозрен в измене и казнен. Опала постигла и сменившего его на должности Василия Щекалова, а новый дьяк - Афанасий Власьев - стал знаменит тем, что официально представлял жениха Лжедимитрия I во время его помолвки с Мариной Мнишек.

Посольская коллегия

Хотя обмен постоянными дипломатическими представителями между Россией и некоторыми иностранными государствами произошел уже в 1673 году, формирование внешнеполитического ведомства по европейскому образцу началось в 1706-м с основания Посольской походной канцелярии. Спустя 12 лет она была преобразована в Коллегию иностранных дел и с момента основания в течение последующих 17 лет возглавлялась Гавриилом Головкиным. Эта неординарная личность была ближайшим сподвижником Петра Первого и сыграла судьбоносную роль в вопросе воцарения Анны Иоанновны.

В последующие годы высокий пост Президента коллегии иностранных дел занимали А. Остерман, А. Черкасский, А. Бестужев-Рюмин. Последний особенно отличился, обеспечив триумф русской дипломатии в Елизаветинскую эпоху и заняв пост канцлера. Кроме того, при нем была создана служба перлюстрации переписки иностранных послов.

В 1758 году сосланного в ссылку А. Бестужева сменил на посту руководителя внешнеполитического ведомства М. Воронцов, который вскоре впал в немилость и уехал «лечиться за границу». При этом его обязанности были возложены на графа Никиту Панина. Далее началась кабинетная чехарда, когда председателей коллегии замещали первоприсутствующие (соответствует статусу врио).

Министерство иностранных дел при Александре Первом

Все встало на свои места, когда было организовано новое внешнеполитическое ведомство на основе Посольской коллегии (некоторое время существовали параллельно).

Первый министр иностранных дел России - Александр Романович Воронцов - получил эту должность благодаря брату, который был уважаем в английском обществе и мог посодействовать сближению с Великобританией. Такой союз был необходим для успеха в противостоянии с Францией, где воцарился Наполеон. Биография министра иностранных дел России Воронцова примечательна и тем, что он помогал А. Н. Радищеву в подготовке проекта первой Конституции.

После отставки Александра Романовича, в течение нескольких месяцев пост министра занимал А. Будберг, однако подписание Тильзитского договора стало крахом его дипломатической карьеры.

В сложный период войны с Наполеоном внешнеполитическим ведомством руководил Н. Румянцев. Этот министр стал инициатором подписания нескольких важнейших международных договоров, включая Фридрихсгамский, по которому частью России стала Финляндия, и Петербургский - о мире со Швецией.

После его отставки Александр Первый некоторое время сам возглавлял ведомство, а затем передал дела К. Нессельроде. Если ранее министры иностранных дел России менялись в среднем каждые 5-6 лет, то этот опытный дипломат прослужил почти 4 десятилетия. Его отставка была почетной, и указ о ней был подписан Александром Вторым в 1856 году, после смерти Николая Первого.

Министры иностранных дел России с 1856 по 1917 год

Среди тех, кто занимал пост руководителя внешнеполитического ведомства после К. Нессельроде и до его упразднения, упоминания заслуживают:

  • А. Горчаков, который был активным сторонником союза с бисмарковской Германией;
  • А. Извольский, печально известный своей ролью в «дипломатической Цусиме», связанной с оккупацией Боснии Австрией;
  • С. Сазонов, заключивший в 1915 году секретный договор с государствами Антанты о переходе Константинополя и проливов Черного моря под контроль России.

Последним, кто вошел в список под заголовком «Министры иностранных дел России», стал Николай Покровский, арестованный в дни Февральской революции.

Внешнеполитическое ведомство Российской Республики

Временным правительством Министерство иностранных дел было сформировано 15 марта 1917 года. Было решено, что руководить им будет кадет П. Милюков. Благодаря его титаническим усилиям многие государства признали правительство Керенского. Однако, когда стало известно о его обещании правительствам Антанты вести войну до победы, был смещен с должности из-за протестов Петроградского гарнизона.

Его заменил М. Терещенко, который был арестован 8 ноября в Зимнем дворце. Бывший министр иностранных дел России бежал из-под ареста и умер в Монако в 1956 году.

Наркомат

Новая власть упразднила Министерство иностранных дел. Оно было заменено Народным комиссариатом, первым руководителем которого стал небезызвестный Л. Троцкий. В марте 1918-го он отказался от этой должности, так как был противником подписания Брестского мира. Его сменил Г. Чичерин, который происходил из семьи потомственных дипломатов и смог упрочить шаткое положение молодой Республики на международной арене. После его ухода на пенсию с 1930 по 1939 год наркомом был М. Литвинов, впоследствии отстраненный от исполнения своих обязанностей в связи с провалом англо-франко-советских переговоров.

Следующим руководителем внешнеполитического ведомства стал В. Молотов. Ему пришлось работать на посту Наркома иностранных дел в тяжелейшие предвоенные годы и во время ВОВ. Именно он прочитал знаменитое обращение к советскому народу 22 июня 1941 года, а незадолго до этого подписал печально известный Пакт с Риббентропом.

Министерство Иностранных дел СССР

Заметной фигурой на посту Министра иностранных дел был и А. Громыко, который занимал эту должность 28 лет и передал свой пост Эдуарду Шеварднадзе. Последний был ближайшим соратником М. Горбачева и проводником его внешней политики. В 1991-м должность Министра иностранных дел СССР была упразднена.

Внешнеполитическое ведомство после распада СССР

В 1991 году функции союзного министерства перешли к МИД РСФСР, которое возглавлял А. Козырев, а после его отставки Министерством иностранных дел стал руководить Е. Примаков. Его преемником стал И. Иванов. В результате отставки правительства Касьянова он сдал дела, и остро встал вопрос о назначении нового руководителя МИД. В результате в 2004 году было объявлено, что новый министр иностранных дел России - Сергей Лавров. Он начал карьеру в 1972 году стажером в МИД СССР и пользовался уважением коллег.

Министр иностранных дел России: Лавров (биография)

Дипломат родился в Москве 1950 году. После окончания английской спецшколы (завершил обучение с серебряной медалью) поступил в МГИМО. С 1972 года работал во внешнеполитическом ведомстве СССР. Занимал должности атташе посольства в Шри-Ланке, старшего советника Представительства Советского Союза при ООН и др. С 1994 по 2004 год был постоянным представителем нашей страны при Организации объединенных Наций.

Сегодня министр иностранных дел России Лавров признан одним из самых влиятельных и уважаемых дипломатов и прекрасным переговорщиком, способным примирить даже противников, которые не могут прийти к консенсусу не одно десятилетие.

Теперь вам известно, кто в разные годы возглавлял российскую дипломатию, и кому мы обязаны взлетами и падениями отечественной внешней политики за последние 400 лет.

Недавно, при обсуждении политики, моя хорошая знакомая набросилась на меня как разъярённая пантера "Что? Ты и Лаврова в нерусские записал?? Он русский - у него фамилия на "ов" оканчивается!".

Но дело в том, что, начиная с момента появления 25 декабря 1991 года государства под названием Российская Федерация, и до настоящего времени у нас не было ни одного русского министра иностранных дел .

Первым министром иностранных дел Российской Федерации с 1990 по 1996 годы был Андрей Владимирович Козырев . Сведений о его родителях в википедии нет, но зато упомянуто, что с 2001 года он является одним из членов президиума Российского еврейского конгресса. А на сайте jewage.org он числится в списке знаменитых евреев.

Андрей Владимирович Козырев, первый министр иностранных дел РФ (фото отсюда).
Не будем спорить с еврейскими сайтами и организациями. Уж они наверняка знают, кто свой, а кто - нет.

Среди простых граждан почему-то популярно мнение, что если еврей, то обязательно умный. Но вот что пишет о Козыреве сайт compromat.ru

С этой задачей как раз и не справился горе-министр Андрей Козырев, превратившийся еще при жизни в "ходячий анекдот" и поражавший своим холуйством, дилетантизмом и интеллектуальным убожеством. После пяти лет деятельности "дорогого Андрея" на мидовском поприще его хозяина потихоньку переставали воспринимать всерьез и оказывать должные "знаки внимания" на международном уровне. ()


Судьба Козырева после отставки довольно типична для неруси. Выдоив матушку Россию и заработав себе капитал и приличную пенсию, они перебираются за рубеж.

В настоящее время проживает с семьёй в Майами, США, критикует политическую систему в России и деятельность президента Путина ()


9 января 1996 года Козырева сменил Евгений Максимович Примаков, занимавший пост министра иностранных дел по 11 сентября 1998-го года.

Евгений Максимович Примаков, второй министр иностранных дел РФ (фото отсюда).

"Я вырос в Тбилиси, очень люблю этот город, эту страну. Мне очень тяжело, что я не могу позволить себе сесть в самолет, полететь туда на день и вернуться. И, увы, не смогу, пока я министр. Когда уйду с этого поста, обязательно буду делать такие вылазки." Е. М. Примаков ()


До настоящего времени достоверной информации о национальности матери Примакова нигде не было. Различные источники писали, что она жила в Тбилиси, где работала акушером-гинекологом. Любой разумный человек понимает, что врач вообще, а тем более такая денежная профессия как гинеколог - это место повышенной концентрации евреев, но доказательством такой аргумент конечно же считать нельзя. Однако буквально месяц назад, 25 января 2016 года, в продажу вышла книга Примакова "Встречи на перекрестках".

"С моей бабушкой по материнской линии – еврейкой – связана романтическая история. Обладая своенравным характером, она вопреки воле моего прадеда – владельца мельницы – вышла замуж за простого работника, к тому же русского, отсюда и фамилия Примаковых." Примаков Е. М., Встречи на перекрестках, ISBN: 978-5-227-05787-7 ()


Итак, бабушка по материнской линии еврейка, что делает мать Примакова полу-жидовкой (если конечно верить Примакову, что бабка вышла замуж за русского).

Теперь к отцу. Примаков пишет, что у него была фамилия Немченко и что "их пути с матерью разошлись". Однако сайт compromat.ru даёт другую версию.

Женя Примаков был привезен в город Тбилиси в ноябре 1929 года. То есть через несколько дней после рождения. Тогда Тбилиси еще назывался Тифлисом.

Что заставило мать новорожденного - Анну Яковлевну - спешно покинуть Киев и переехать с младенцем с Тифлис? Кто был отцом Жени и почему он не оказался рядом с сыном? Чью фамилию получил мальчик - материнскую или отцовскую?

Родословная Примакова - тайна за семью печатями. Из обнародованной автобиографии Евгения Максимовича можно узнать лишь то, что отец его умер, когда ему было три месяца, и что он воспитывался матерью-одиночкой, работавшей врачом в поликлинике прядильно-трикотажного комбината.
...
Настоящим отцом Жени Примакова был не умерший в 1929 году человек, а здравствовавший до восьмидесятых литературовед Ираклий Андроников. Он не признал сына, но на произвол судьбы его не бросил, помог Жениной матери обосноваться в Тифлисе, где ей сразу после переезда из Киева дали две комнаты в бывшем доме царского генерала. На этом участие Ираклия Луарсабовича в судьбе сына не закончилось. ()

Биография настоящего (по версии compromat.ru) папы, Ираклия Луарсабовича Андронникова, отслеживается легко.

[Ираклий Луарсабович Андроников] родился 28 сентября 1908 года в Петербурге, где в то время учился в университете на юридическом факультете его отец - будущий успешный столичный адвокат Луарсаб Николаевич Андроникашвили, который происходил из знаменитого в Грузии дворянского рода. В 1917 году Временным правительством отец юного Ираклия даже был назначен секретарём уголовного департамента Сената. [...] Мама Ираклия Андроникова, Екатерина Яковлевна Гуревич, происходила из известной еврейской семьи ()


То есть отец Примакова - наполовину жид, наполовину грузин. Хочу обратить внимание читателя на то, как нерусь любит менять свои нерусские фамилии, добавляя типично русское окончание "ов". Но при этом часто оставляют свои национальные имена. Был Андроникашвили, но поменял фамилию на Андроников и сразу стал для обывателя русским. А вот грузинское имя Ираклий осталось. Да и имя папы, Луарсаба, в документах поменять уже сложнее. Этот грузин мог официально стать хоть Иваном Петровым, но тем не менее Иваном Луарсабовичем Петровым, что человеку с развитым национальным чутьём сразу подскажет "осторожно, ребёнок Луарсаба русским быть не может!".

Вообще в деле определения национальности поиск и анализ фактов иногда не нужен - достаточно просто посмотреть на фотографии субъекта. На фото ниже мы видим типично нерусскую семью.


Семья неруси. (слева) Евгений Максимович Примаков с женой Лаурой Васильевной Харадзе и детьми. (справа) Е. М. Примаков с сыном Сашей. (фото отсюда).

Если судить по фотографиям молодого Евгения Максимовича, начинаешь сомневаться, что в родословной этого человека вообще был хоть один русский. Не зря в Институте востоковедения, где он учился, у него была кличка "китаец" .

11 сентября 1998 года Примакова на посту министра иностранных дел России сменил Игорь Сергеевич Иванов.


Игорь Сергеевич Иванов, третий министр иностранных дел РФ (фото отсюда).
Русскую фамилию он получил от папы, информацию по которому найти в интернете не удалось (а как мы уже знаем, фамилия может быть обманчивой). Зато происхождение мамы хорошо известно.

Мать - Елена (Элико) Сагирашвили - служащая ГАИ, уроженка грузинского села Ахмета, расположенного в Панкисском ущелье. ()

Мать Игоря Иванова – Елена Давыдовна Сагирашвили, родом из города Тианети, что на севере от Тбилиси. ()


В общем-то то, что господин Иванов - нерусский, хорошо видно по его фотографии, без всяких биографий.

Выше мы написали, что Иванов сменил Примакова. На самом деле все годы, пока Примаков был министром, Иванов был его первым заместителем. Став премьер-министром, Примаков порекомендовал Иванова на должность главы МИД. Для тех, кто не понял - один нерусский с грузинскими корнями отдал должность другому нерусскому с грузинскими корнями.


Сергей Викторович Лавров, четвёртый министр иностранных дел РФ (фото отсюда).
Тут тебе и русское имя, и русское отчество и "русская" фамилия на "ов". Когда я смотрю на это лицо, для меня без всяких доказательств очевидно, что передо мной как минимум полу-хач. Но для тех, кому нужны факты...

На встрече со студентами в Российско-армянском славянском университете один из студентов спросил Сергея Лаврова, помогают ли ему в работе его армянские корни. На что г-н Лавров, отец которого тбилисский армянин, ответил: "Корни у меня вообще-то грузинские -- мой отец из Тбилиси, а вот кровь действительно армянская" ()

Информацию по матушке Лаврова я пока не нашёл. Видимо надо подождать, когда он как Примаков начнёт писать мемуары.

Не буду утомлять читателя дискуссией, как получилось, что в русском государстве пост министра иностранных дел уже как минимум 15 лет занимают разнообразные жиды, армяне и грузины (о министрах советского периода мы поговорим отдельно). Просто помните, что если вы - русский, то вам и вашим детям придётся очень нелегко в борьбе за место под солнцем. Нерусь, оккупировавшая места в престижных вузах и высокие должностные позиции, просто так их не отдаст, а значит любому русскому придётся быть в несколько раз лучше, чтобы победить в конкурентной борьбе.

Леонид Михайлович Млечин

МИД. Министры иностранных дел. Внешняя политика России. От Ленина и Троцкого - до Путина и Медведева

Предисловие

Сергей Викторович Лавров - всего лишь четырнадцатый министр иностранных дел с октября 1917 года. Для сравнения: и министров внутренних дел, и руководителей госбезопасности за эти десятилетия сменилось больше двадцати.

Среди министров-дипломатов было три академика (Евгений Примаков, Вячеслав Молотов и Андрей Вышинский) и один член-корреспондент Академии наук (Дмитрий Шепилов). Были блистательно образованные люди и те, кто вовсе не знал иностранных языков и до назначения министром почти не бывал за границей. Двое из них дважды занимали свой пост - Вячеслав Молотов и Эдуард Шеварднадзе. Самое короткое время министрами были Борис Панкин - меньше трех месяцев, Лев Троцкий - пять месяцев и Дмитрий Шепилов - восемь с половиной месяцев. Дольше всех Андрей Громыко - двадцать восемь лет.

Трое длительное время были исключены из истории дипломатии: это Троцкий, Вышинский и Шепилов. Четвертого - Молотова - одни с проклятиями вычеркивали из истории, другие триумфально возвращали.

Сэр Генри Уоттон, британский поэт и дипломат, в 1604 году написал на форзаце книги свое определение дипломата, которое получило широкое распространение: «Добропорядочный человек, посланный за границу, чтобы лгать от имени своей страны». Это определение превращает дипломата всего лишь в исполнителя.

Все министры уверяют, что разработка внешней политики - прерогатива первого лица, что они лишь исполняют волю генерального секретаря или президента. Но это лукавство. На формирование политики личность министра оказывает решающее влияние. Молотов привнес в политику догматизм и упрямство, которых не было у Сталина. Шеварднадзе шел дальше Горбачева в партнерстве с Западом. При одном и том же президенте Ельцине Козырев пытался сделать Россию союзником Запада, а Примаков отказался от этой линии.

Эдуард Шеварднадзе перестал быть министром, потому что исчезло само государство - Советский Союз. Дмитрий Шепилов ушел с поста министра на повышение - секретарем ЦК. Андрей Громыко ненадолго занял высокую, но безвластную должность председателя Президиума Верховного Совета СССР. Евгений Примаков под аплодисменты Государственной думы переместился с поста министра прямо в кресло главы правительства. Обратный путь проделал Молотов: он с поста председателя Совета министров переехал в Министерство иностранных дел.

Одиннадцать из четырнадцати министров подвергались жесткой критике: одни - еще находясь при должности, остальные - после отставки или даже после смерти. Некоторых из них проклинают как монстров и демонов и по сей день. Исключение - Евгений Примаков. Он на посту министра обрел еще больше сторонников и поклонников.

Из четырнадцати наркомов и министров восемь были отправлены в отставку или ушли сами по причине недовольства их работой. У хозяев ведомства внутренних дел судьба пострашнее - шестерых расстреляли, двое покончили с собой; из руководителей Лубянки расстреляли пятерых, другие попали в тюрьму или в опалу. Министров иностранных дел Бог миловал. Даже Максима Литвинова, жизнь которого висела на волоске, Сталин почему-то не уничтожил.

Сегодня жизнь стала проще. Ушедший с поста министра (явно не по собственному желанию) Игорь Иванов остается заметной фигурой. Но в определенном смысле всем героям этой книги можно посочувствовать.

Знаменитый историк Евгений Викторович Тарле навестил однажды не менее знаменитого юриста Анатолия Федоровича Кони. Кони жаловался на старость. Тарле сказал:

Что вы, Анатолий Федорович, грех вам жаловаться. Вон Бриан старше вас, а все еще охотится на тигров.

Аристид Бриан в XIX веке был премьер-министром Франции и министром иностранных дел.

Да, - меланхолически ответил Кони, - ему хорошо. Бриан охотится на тигров, а здесь тигры охотятся на нас.

Читатель быстро увидит, что эта книга посвящена не только наркомам и министрам иностранных дел, внешней политике и дипломатии. Это еще один взгляд на историю нашей страны с 1917 года и по сей день…

Часть первая

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА И РЕВОЛЮЦИЯ

ЛЕВ ДАВИДОВИЧ ТРОЦКИЙ: «РЕВОЛЮЦИИ НЕ НУЖНА ДИПЛОМАТИЯ»

В одно из октябрьских воскресений 1923 года председатель Реввоенсовета республики, народный комиссар по военным и морским делам, член политбюро Лев Давидович Троцкий поехал на охоту, сильно промочил ноги и простудился.

«Я слег, - писал он в автобиографической книге. - После инфлюэнцы открылась какая-то криптогенная температура. Врачи запретили вставать с постели. Так что я пролежал остаток осени и зиму. Это значит, что я прохворал дискуссию 1923 года против «троцкизма ». Можно предвидеть революцию и войну, но нельзя предвидеть последствия осенней охоты на утку ».

Болезнь действительно оказалась роковой. На столь печально окончившуюся для него охоту Троцкий отправился в роли второго человека в стране, чья популярность была сравнима с ленинской. Когда он через несколько месяцев поправится, то обнаружит, что превратился в гонимого оппозиционера, лишенного власти и окруженного непримиримыми врагами. И все это, по мнению Троцкого, произошло оттого, что неизвестная болезнь выбила его из колеи.

Врачи прописали председателю Реввоенсовета постельный режим, и он старательно лечился. Пока партийный аппарат поднимали на борьбу с «троцкизмом », Лев Давидович находился в подмосковном санатории и, занятый своей болезнью, плохо понимал, какие перемены происходят в стране. Ну что, в самом деле, можно требовать от человека, которого измучила высокая температура, который вынужден ограничивать свое общение кругом кремлевских врачей ?

Нетрудно, впрочем, заметить разительный контраст между Троцким и Лениным: уже смертельно больной, Владимир Ильич, несмотря на строжайшие запреты врачей, пытался участвовать в политической жизни страны и влиять на нее. Троцкий же, заболев, решительно отдаляется от всех дел, размышляет, вспоминает, пишет. Ленин рвется к делу. Троцкий охотно принимает рекомендации врачей: отдыхать и лечиться.

Большевистские лидеры, компенсируя трудности и неудобства былой жизни, быстро освоили преимущества своего нового положения. Они лечились за границей, в основном в Германии, ездили в санатории, уходили в длительный отпуск. И не спорили, когда врачи, тонко чувствовавшие настроения своих высокопоставленных пациентов, предписывали им отдых в комфортных условиях.

Воронцов Александр Романович (1741-1805) - министр иностранных дел в 1802-1804 гг. Окончил Страсбургскую военную школу. В 1761 г. - поверенный в делах в Австрии, в 1762-1764 гг. - полномочный министр в Англии, а затем в Голландии. В последующем занимал ряд государственных постов, не связанных с внешней политикой (президент Коммерц-коллегии и др.). В качестве члена Госсовета (с 1787) являлся одним из руководителей внешней политики России. С 1792 по 1801 г. в отставке. С 1802 г. - государственный канцлер. Своей главной задачей считал обеспечение внешнеполитической независимости России от Франции. В начале 1804 г. вышел в отставку по состоянию здоровья.

Чарторыйский Адам Ежи (Адам Адамович) (1770- 1861) - министр иностранных дел России в 1804-1806 гг. Принадлежал к одному из старых аристократических родов Польши. С 1795 г. - на русской службе. Вскоре - адъютант великого князя Александра Павловича, один из ближайших его советников. После переворота 1801 г. - один из членов Негласного комитета. С 1802 г. - товарищ министра иностранных дел. С 1804 г. - министр. По его собственному признанию, главной своей задачей считал создание наиболее благоприятных условий для восстановления независимости Польши. С этой целью в 1805 г. выдвинул проект отторжения от Пруссии и Австрии польских земель с последующим присоединением к ним принадлежавших России бывших польских территорий. Александр I должен был стать польским королем, а между Россией и Польшей установлена династическая уния. Александр I не отверг этого проекта, но последовавшее русско-прусское сближение сделало его невозможным. Это вызвало отставку Чарторыйского. В 1815 г. вошел в состав временного правительства Царства Польского. Вскоре покинул его. Во время польского восстания 1830-1831 гг. занял пост председателя повстанческого правительства. После поражения восставших уехал в Париж.

Будберг Андрей Яковлевич (1750-1812) - министр иностранных дел в 1806-1807 гг. Был известен своей антифранцузской ориентацией. Этим во многом объясняется его назначение министром в период максимального обострения отношений между Россией и Францией. По его настоянию подписанный в 1806 г. Парижский мирный договор с Наполеоном не был одобрен Госсоветом. После заключения Тильзитского мира с Францией подал в отставку.

Румянцев Николай Петрович (1754-1826) - министр иностранных дел в 1807-1814 гг. Дипломатическую службу начал в качестве полномочного министра во Франкфурте-на-Майне при сейме Священной Римской империи и курфюрстском округе Нижнего Рейна. Во время Великой Французской революции был посредником между Екатериной II и Бурбонами. При Павле I находился в опале. С 1802 по 1808 г. занимал должности директора водных коммуникаций и министра коммерции. Назначение его министром после заключения Тильзитского мира должно было продемонстрировать Наполеону благожелательное отношение к нему Александра I. Стремясь найти точки взаимных интересов двух стран, Румянцев в 1808 г. вел переговоры с послом Франции Коленкуром об условиях раздела Турции между двумя странами. Был сторонником сближения с Францией даже в условиях нового обострения с ней отношений. В 1809 г. вел переговоры о заключении Фридрихсгамского мира, за что был удостоен звания канцлера. С началом Отечественной войны просил об отставке, но получил ее лишь после разгрома Франции.

Вейдемейер Иван Андреевич (1752-1820) - управляющий Коллегией иностранных дел в 1814-1816 гг. Действительный тайный советник. Член Государственного совета (1810).

Нессельроде Карл Васильевич (1780-1862) - министр иностранных дел в 1816-1856 гг. Дипломатическую карьеру начал в 1801 г. чиновником русской миссии в Берлине, откуда вскоре был переведен в Гаагу, а затем вновь в Берлин и Париж. С началом Отечественной войны находился в армии, при Александре I. После отставки Румянцева был назначен в 1814 г. докладчиком по делам иностранного ведомства, а в 1816 г. ему было поручено возглавить МИД. После увольнения в 1822 г. в отставку Каподистрии стал единственным руководителем МИД. По мнению современников, не отличался проницательным умом и твердым характером. Побил все рекорды пребывания в должности министра иностранных дел, занимая его в течение 40 лет. Во многом это объяснялось тем, что, не имея собственной линии во внешней политике, Нессельроде был отличным проводником идей монархов, за что его порой с усмешкой именовали "Кисель-вроде". Самой крупной внешнеполитической ошибкой Нессельроде явился неверный прогноз реакции ведущих европейских стран на возможную войну России против Турции в начале 50-х гг. Он полагал, что России никто препятствовать не будет. В итоге Россия оказалась в международной изоляции и под ударом не только Турции, но и выступивших на ее стороне Англии и Франции. Сразу после заключения Парижского мирного договора был уволен в отставку Александром II.

Каподистрия Иоанн (Иоанн Капо д"Истрия) (1776- 1831) - второй статс-секретарь, управляющий азиатскими делами МИД в 1815-1822 гг. Родом с о. Корфу. Окончил Падуанский университет. Статс-секретарь Ионической республики по иностранным делам. После передачи Россией Наполеону протектората над Ионическими островами (1807) перешел на русскую службу. Основной задачей внешней политики России считал отторжение у Турции европейских владений и создание на Балканах христианских государств под протекторатом России. Для нейтрализации образевавшегося после наполеоновских войн англо-австрийского блока предлагал развивать союзные отношения России с Францией. После ухода в отставку выехал в Женеву, а оттуда в Грецию, где был избран президентом. В ходе спровоцированных Англией и Францией выступлений был убит 9 октября 1831 г.

Горчаков Александр Михайлович (1798-1883) - министр иностранных дел в 1856-1882 гг. Государственный канцлер. Светлейший Князь. Один из крупнейших дипломатов XIX в. Первые дипломатические шаги были предприняты им на постах секретаря посольства в Лондоне (1824), поверенного в делах во Флоренции (1829), советника посольства в Вене (1832). Будучи представителем при Германском союзе (с 1850), стремился укрепить влияние России на второстепенные германские государства. Представлял Россию на Венской конференции 1855 г., где в условиях военного поражения России в Крымской войне сделал ставку на развал англо-французского альянса. С этой целью предпринял сепаратные переговоры с Францией, за что был осужден министром Нессельроде. После Парижского конгресса был назначен министром иностранных дел. Широко известна его фраза из директивы русским послам за границей: "Говорят, Россия сердится. Нет, Россия не сердится, она сосредоточивается". Сумел вбить клин в антирусскую коалицию европейских держав. Результатом этого курса стал отказ от кабальных статей Парижского мира сразу после свержения Наполеона III. Горчаков всегда выступал против революционных потрясений (революции 1848 г. во Франции, Парижской коммуны и др.). С созданием Германской империи стал более осторожен в отношениях с Германией. Не сочувствовал идеям "Союза трех императоров", заключенного главами государств Германии, России и Австро-Венгрии. В 1875 г. дипломатическая позиция Горчакова уберегла Францию от новой агрессии Германии. В ходе русско-турецкой войны 1877-1878 гг. занял колеблющуюся позицию, считая, что Россия еще не готова занять Константинополь и война может привести лишь к "полумиру". Эта позиция во многом определила падение популярности Горчакова. В 1879 г. управление МИД перешло к Гирсу. В 1882 г. Горчаков получил формальную отставку.

Гире Николай Карлович (1820-1895) - министр иностранных дел в 1882-1895 гг. Службу начал в Азиатском департаменте МИД России. В 1850-1875 гг. занимал различные дипломатические посты на Ближнем Востоке, был посланником в Швейцарии и Швеции. С 1875 г. - управляющий Азиатским департаментом, товарищ министра иностранных дел. С 1879 г. фактически руководил МИД. В 1882 г. сменил официально Горчакова на посту министра. Считал, что внешняя политика - средство укрепления внутреннего положения монархии. Был идеологом "мирного десятилетия" Александра III. Главнейшее средство сохранения мира видел в укреплении союза с Германией и Австро-Венгрией. Прогерманская ориентация Гирса сказывалась на балканской (в особенности болгарской) политике России. Несмотря на это, Гире был вынужден обеспечить франко-русское сближение, которое Александр III рассматривал как важнейший инструмент обеспечения безопасности в Европе.

Лобанов-Ростовский Алексей Борисович (1824-1896) - министр иностранных дел в 1895-1896 гг. На дипломатической службе с 1844 г. С 1863 г. вышел в отставку и проживал во Франции. В 1878 г. был назначен послом в Константинополь. В отличие от Горчакова считал, что если Россия должна идти на какие-то уступки, то их следует сделать в пользу Турции для снятия напряженности в отношениях с ней. Выступал одним из разработчиков Константинопольского мирного договора 1879 г. В 1879-1882 гг. - посол в Лондоне, в 1882-1895 гг. - в Вене. Стал за эти годы одним из самых влиятельных послов России. В 1895 г. назначен послом в Берлин. После смерти Гирса стал министром иностранных дел. Был сторонником перенесения центра тяжести во внешней политике России из Европы на Дальний Восток. Первые его шаги там принесли успех - Япония уступила России аренду Ляодунского полуострова, а позже был подписан и договор о совместном протекторате России и Японии в Корее. Однако именно эта активность России подстегнула Японию к началу подготовки войны с ней.

Шишкин Николай Павлович (1830-1902) - министр иностранных дел России в 1896-1897 гг. С 1852 г. работал в Азиатском департаменте МИД. В 1857 г. получил назначение в Париж, в 1859 г. - в Бухарест, в 1861 г. - в Адрианополь, в 1863 г. - в Белград. С 1875 г. - чрезвычайный посланник и полномочный министр при Североамериканских Соединенных Штатах. С 1880 г. - на таком же посту в Греции. С 1884 г. состоял при дворе короля Швеции и Норвегии. Действительный тайный советник. С 1891 г. - товарищ министра иностранных дел. С 14 января 1895 г. - временный управляющий МИД. С 24 марта 1896 г. - статс-секретарь его величества. Возглавлял министерство в краткий период с 19 августа 1896 г. по 1 января 1897 г. С 1897 г. - член Государственного совета.

Муравьев Михаил Николаевич (1845-1900) - министр иностранных дел в 1897-1900 гг. Начал дипломатическую службу в 1864 г. в канцелярии Министерства иностранных дел. С 1867 г. служил в русских миссиях в Штутгарте, Стокгольме, Гааге, Берлине и др. После русско-турецкой войны 1877-1878 гг. был назначен советником посольства в Париж, а в 1884 г. - в Берлин. С 1893 г. - посланник в Копенгагене. 1 января 1897 г. был назначен управляющим МИД, а 13 апреля того же года - министром иностранных дел России. Как и Лобанов-Ростовский, считал, что центр тяжести внешней политики России следует перенести на Дальний Восток. Заключил с Австро-Венгрией соглашение о соблюдении статус-кво на Балканах. Предлагал активно развивать русскую экспансию в Корею. При нем русские военные корабли и войска вошли в Порт-Артур и Дальний. Было заключено соглашение с Китаем о постройке КВЖД. В 1898 г. по поручению Николая II выступил с предложением о созыве международной конференции по разоружению. Вел переговоры с Испанией об аренде Россией Сеуты (Африка) для противостояния Англии. Активизировал русскую политику на Ближнем и Среднем Востоке в условиях, когда Англия была занята войной с бурами. В итоге Россия восстановила прямые отношения с Афганистаном, усилила свои позиции в Персии и в Турции. Предлагал более взвешенно и внимательно строить отношения России с Китаем.

МОСКВА, 5 мая — РИА Новости. В преддверии отставки правительства особое внимание политологов сосредоточилось на фигуре министра иностранных дел Сергея Лаврова. Эксперты единодушны в том, что в нынешней международной обстановке, а также с профессиональной точки зрения замена Лаврова нецелесообразна, а единственным поводом для ухода может быть лишь его собственное желание.

О возможных преемниках специалисты рассуждать не берутся, однако, по мнению некоторых, МИД может возглавить человек с опытом постпреда в ООН либо дипломат, занимающийся отношениями с США. Не исключена и "неожиданная" кандидатура, полагает один из опрошенных РИА Новости политологов.

Инаугурация президента России, после которой правительство уйдет в отставку, состоится 7 мая. В ближайшее время ожидается назначение премьера и формирование нового кабинета министров. Лавров возглавляет внешнеполитическое ведомство уже 14 лет.

Слухи об усталости

Как отмечают эксперты, "вбросы" о том, что 68-летний министр "устал" и "просится в отставку", уже давно появляются в информационном поле. Бывший дипломат, пожелавший остаться неназванным, не исключил, что Лавров действительно мог устать от напряженного графика работы. "Вполне может быть, потому что это лошадиный труд. Я уже не говорю о том, что он сам сидит до одиннадцати каждый день, сам переделывает бумаги, сам пишет. Потом перелеты — часовые пояса, по десять часов туда-сюда", — сказал собеседник агентства.

"Хиллари Клинтон, например, когда была госсекретарем, на глазах постарела. Для женщины это невыносимый труд. А он хоть и по своей природе спортсмен, но даже ему очень тяжело", — добавил экс-дипломат.

Впрочем, еще в марте официальный представитель МИД Мария Захарова называла публикации о возможной отставке министра "фейком". Предположения, что "Лавров уже несколько лет говорил о желании покинуть свой пост, объясняя это усталостью", однако "по просьбе Путина доработал до президентских выборов", по словам Захаровой, похожи "на какую-то подброшенную дезу".

Сам Лавров, выступая 1 сентября в МГИМО, заявил, что ему "очень комфортно и приятно работать с президентом Путиным". Тогда министр подчеркнул, что видит "целый ряд задач, которые необходимо решить на внешнеполитическом фронте". Лавров назвал самым главным в своей жизни то, что МИД активно этим занимается.

Замена не нужна

"Обычно министров иностранных дел меняют, когда меняют внешнюю политику. Но никаких признаков, что эта внешняя политика изменится после инаугурации, я не вижу", — сказал РИА Новости руководитель Центра международной безопасности Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений имени Е. М. Примакова РАН Алексей Арбатов.

Главу МИД теоретически могли бы сменить, если бы был новый президент или парламент, полагает он.

Глава Центра политического анализа Павел Данилин подчеркнул, что Лавров пользуется неизменным уважением президента, а замена возможна только в случае, если министр сам захочет покинуть этот пост. "Это персона, которая дольше всего занимает пост министра иностранных дел в новой России, и продемонстрировал он достаточно высокую эффективность на своем посту", — отметил эксперт.

У Лаврова есть все основания рассчитывать на то, что в новом составе правительства он по-прежнему будет занимать эту должность, убежден заведующий кафедрой общей политологии НИУ ВШЭ Леонид Поляков.

"Во всяком случае, он себя показал во многих ситуациях вполне эффективным министром, знаковым министром. На всех основных направлениях внешней политики он совершенно адекватно представляет нашу страну, отстаивая национальные интересы жестко и профессионально. Поэтому мне кажется, что сама идея замены министра на этом посту в принципе не очень понятна была бы", — отметил политолог.

"Я считаю, что с профессиональной точки зрения Сергей Викторович — крупный, талантливый дипломат, министр иностранных дел нашей страны, которым мы можем гордиться. Эквивалента ему на сегодняшний день среди министров иностранных дел других стран я не вижу", — заявил РИА Новости бывший заместитель генерального секретаря ООН, председатель Российского общественного совета по международному сотрудничеству и публичной дипломатии Сергей Орджоникидзе.

По его мнению, "необходимости менять в нынешней ситуации министра иностранных дел нет". "Если Сергей Викторович сам захочет уйти разве что", — добавил он.

Возможные преемники

Говоря о том, кто теоретически мог бы возглавить МИД, Орджоникидзе напомнил, что Лавров был постпредом при Организации Объединенных Наций. "А ООН занимается всеми основными вопросами, которые существуют в мире. Любой постпред при ООН более широко знает главные международные проблемы, нежели, допустим, заместитель министра, который занимается двусторонними вопросами. Замминистра хорошо знает свое направление, и все — за исключением, пожалуй, направления США, потому что у нас со Штатами отношения, которые охватывают весь спектр международных проблем", — сказал Орджоникидзе.

Как отметил Данилин, на пост министра иностранных дел обычно претендуют известные персоны, чаще всего это кадровые дипломаты. "Обычно это люди, которые связаны так или иначе с представительством интересов России в США. Там Лавров был представителем России при ООН. Это достаточно часто люди, которые занимают позиции, связанные с Америкой", — пояснил он.

Между тем Арбатов предположил, что преемником Лаврова мог бы быть "какой-то человек, о котором мы не думаем". "Не в стиле Владимира Путина принимать ожидаемое, прогнозируемое решение. Поэтому, думаю, это будет какой-то неожиданный человек", — отметил политолог.

На вопрос о том, не может ли стать новым министром иностранных дел пресс-секретарь президента Дмитрий Песков или замглавы МИД Сергей Рябков, курирующий в том числе отношения с США, он ответил: "Не знаю. У них тоже есть шансы занять этот пост. Но судя по тому, какие кадровые решения принимал Путин в прошлом — а я не думаю, что он изменился очень сильно за последнее время как политик и как человек, — скорее, нужно предположить, что он будет верен своему способу принятия таких решений и назначит кого-то, о ком мы сейчас даже не можем подумать".

Эксперт полагает, что теоретически это может быть человек не из структуры МИД, "хотя президент верит в бюрократическую систему, в государственную машину". "В этом смысле министром обороны назначается человек из военной или околовоенной среды, министром иностранных дел, соответственно, — человек из внешнеполитической или околовнешнеполитической среды. Но предсказать это невозможно", — заключил Арбатов.

Кто бы ни пришел на место Лаврова, внешняя политика России не изменится, добавил он.

Новая должность для Лаврова

Некоторые политологи не исключают, что, если Лавров оставит пост главы МИД, ему могут предложить другие должности. Например, по мнению Данилина, Лавров может "получить кресло представителя в Совете Безопасности".

Поляков считает, что Лаврову могут предложить должности "на каком-то аналогичном или более высоком уровне — например, в ранге вице-премьера правительства".