Квалификационный справочник муниципальных должностей. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих. С изменениями и дополнениями от

Устраиваясь на какую-либо должность в сфере образования, вам необходимо соответствовать определенным квалификационным характеристикам. Данный текст расскажет об основных моментах создания должностных инструкций работников образования, нюансах получения должности в данной сфере, а также предоставит к ознакомлению полный перечень должностей с кратким описанием их характеристик. Дополнительно вы можете скачать справочник «Квалификационные характеристики должностей работников образования» в полном объеме.

Сфера образования – одна из базовых сфер, которые формируют единое общество, единые культурные, социальные и морально-этические ценности. Естественно, квалификационные требования, предъявляемые к работникам данной сферы довольно высоки. Они закреплены в специальном квалификационном справочнике должностей работников образования. В данной статье вы узнаете квалификационные требования из классификатора должностей 2019 года, что входит в эти требования, а также получите перечень должностей педагогических работников, с кратким описанием каждой из них.

Что такое Единый квалификационный справочник должностей?

Исходя из положений ст. 143 Трудового кодекса РФ присвоение работникам тарифных разрядов и тарификация работ, осуществляется учитывая требования единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее – ЕКС).

ЕКС включает в себя квалификационные характеристики должностей, расшифровки должностных обязанностей и требований к квалификационным уровням и уровню знаний руководителей, специалистов и служащих (Постановление Правительства РФ от 31.10.2002 №787).

Интересующий нас раздел ЕКС – Квалификационные характеристики должностей работников в сфере образования в 2019 году (далее – КХД), имеющий второе название – Единый квалификационный справочник должностей работников образования, был принят Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 года №761н. На данный момент, КХД применяется в редакции Приказа Минздравсоцразвития РФ от 31.05.2011 №448н.

Основные положения раздела КХД

Актуальную версию раздела КХД квалификационного справочника должностей можно скачать .

Квалификационный справочник должностей работников образовательных учреждений принятый по приказу №761н разработан для помощи в решении вопросов, относящихся к регуляции трудовых отношений, созданию действующей, эффективной системы руководства и управления персоналом учреждений и организаций образования, независимо от формы их собственности или организационно правовой формы.

КХД является базовым документом при разработке должностных инструкций, так как в нем содержится основной перечень должностных обязанностей работников образования, в нем учтены все особенности организации труда и уровни компетенции. В данном разделе также закреплены права и обязанности по каждой, конкретной должности.

При составлении должностных инструкций с использованием КХД, допускается возможность уточнения перечня работ по конкретному образовательному учреждению, с учетом особенностей и свойств каждой должности, а также разработка дополнительных требований к специальной подготовке работников.

Для увеличения эффективности труда, допускается расширение должностных обязанностей работника, по сравнению с квалификационными характеристиками указанными в КХД. Такое расширение происходит за счет добавления обязанностей из смежных должностей. Их выполнение не должно требовать расширение квалификационного уровня и прохождение специальной подготовки.

В соответствии с п.9 КХД, лица, которые выполняют должностные обязанности с соответствующим качеством и в полном объеме, но при этом не имеющие достаточного уровня подготовки или стажа работы, могут быть назначены на фактически занимаемые ими должности, в порядке исключения, по рекомендациям аттестационной комиссии.

Из чего состоит квалификационная характеристика?

Квалификационная характеристика по каждой должности, включает в себя 3 раздела:

  • Должностные обязанности (ДО) – содержится перечень основных трудовых функций, полностью или частично вверенных работнику на занимаемой им должности. При совмещении обязанностей из разных должностей, необходимо руководствоваться принципом однородности и взаимосвязанности работ;
  • Должен знать (ДЗ) – содержатся требования, предъявляемые работнику по объему знаний методологии, законодательства и специальных знаний, необходимых для эффективного осуществления должностных обязанностей;
  • Требования к квалификации (ТК) – определяются требования к уровням профессиональной подготовки и стажу работы.

Перечень и краткая характеристика должностей работников образования 2019

Перечень должностей подразделяется на 3 уровня:

  1. Должности руководителей;
  2. Должности педагогических работников;
  3. Должности учебно-вспомогательного персонала.

Должности руководителей:

  • Руководитель образовательного учреждения (директор, заведующий, начальник).

ДО: Осуществляет непосредственное управление учреждением образования в соответствии с действующим законодательством РФ.

  • Заместитель руководителя.

ДО: Осуществляет организацию текущей деятельности учреждения образования, а также перспективное планирование его будущей деятельности. Координирует работу педагогических работников.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении.

ТК: Высшее образование по направлениям «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление», «Управление персоналом». Стаж работы в педагогической сфере или на руководящих должностях не мене 5 лет.

  • Руководитель структурного подразделения.

ДО: Осуществляет управление структурным подразделением: секцией, лабораторией, кабинетом, учебно-консультационным пунктом и так далее. Осуществляет организацию текущей деятельности подразделения, а также перспективное планирование его будущей деятельности с учетом целевых задач для которых оно создано.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении.

ТК: Высшее образование по той специальности, которая соответствует профилю подразделения. Стаж работы в соответствии с профилем подразделения не менее 3 лет.

  • Старший мастер.

ДО: Осуществляет руководство учебно-производственными работами по профессиональному обучению, практическими занятиями, принимает участие в профориентации учащихся.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении.

ТК: Высшее образование соответствующее профилю обучения. Стаж работы по профилю обучения не менее 2 лет.

Должности педагогических работников:

  • Учитель.

ДО: Обучает и воспитывает учащихся, принимая во внимание их психолого-физиологические особенности и специфику предмета, который преподается. Занимается формирование культуры личности, социализацией учащихся.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении.

  • Преподаватель. Не относятся преподаватели профессорских составов ВУЗов.

ДО: Осуществляет обучение учащихся в соответствии с федеральными государственными стандартами образования. Осуществляет контроль и организацию самостоятельной работы учащихся, применяет индивидуальные образовательные программы.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении.

ТК: Высшее или среднее образование, направление “Образование и педагогика”, либо, образование соответствующее специфике преподаваемого предмета. Требований к стажу нет.

  • Педагог-организатор.

ДО: Осуществляет содействие в развитии личностных качеств, индивидуальных способностей и талантов учащихся. Способствует расширению и формированию личностной культуры и социализации.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении.

ТК: Высшее или среднее образование, направление “Образование и педагогика”, либо, образование соответствующее профилю деятельности. Требований к стажу нет.

  • Социальный педагог.

ДО: Организует и реализует программы по воспитанию личности, общему образовательному процессу, развитию и социальной защите учащихся в учреждениях, организациях и по месту их жительства.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Владение навыками социально-педагогической коррекции и снятия стрессов.

ТК: Высшее или среднее образование, направление “Образование и педагогика”, либо «Социальная педагогика». Требований к стажу нет.

  • Учитель-дефектолог, логопед. Должность «логопед» применяется в учреждениях социальной направленности и учреждениях здравоохранения.

ДО: Осуществляет деятельность по максимальной коррекции недостатков в развитии у учащихся с нарушениями в развитии, учитывая воспитанников находящихся в коррекционных образовательных учреждениях.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методические документы по вопросам профессиональной деятельности.

ТК: Высшее образование по дефектологическому профилю. Требований к стажу нет.

  • Педагог-психолог.

ДО: Осуществляет деятельность по профессиональной поддержке, коррекции и сохранению психосоматического и социального благополучия учащихся, в процессе их воспитания и обучения в учреждениях образования.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методические документы в области психологии, психотерапии, сексологии и так далее.

ТК: Высшее или среднее образование, направление «Педагогика и психология». Требований к стажу нет.

  • Воспитатель (старший).

ДО: Осуществляет воспитание детей в учреждениях образования и их структурных подразделениях. Способствует развитию личности ребенка, его нравственному формированию.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методы воспитания, убеждения и аргументации собственной позиции.

ТК: Высшее или среднее образование, направление “Образование и педагогика”, либо «Социальная педагогика». Требований к стажу нет. Для старшего воспитателя необходим стаж не менее 2 лет.

  • Тьютор. Исключение: тьюторы работающие в сфере высшего и профессионального образования.

ДО: Разрабатывает и осуществляет индивидуальную работу с учащимися по определению, развитию и формированию их познавательных интересов. Организует персональное обучение по предпрофильной подготовке.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методологию воспитательной работы и организации свободного времени учащегося.

ТК: Высшее образование, направление “Образование и педагогика”, стаж работы педагогом не мене 2 лет.

  • Педагог-библиотекарь .

ДО: Принимает участие в реализации образовательных программ основного уровня для всех уровней общего образования, в соответствии с государственными федеральными стандартами образования.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методические материалы по вопросам организации библиотечной и информационной работы.

ТК: Высшее образование по профилю работы. Требований к стажу нет.

  • Старший вожатый.

ДО: Ведет деятельность по способствованию в развитии детских общественных организаций, объединений, помогает разрабатывать, реализовывать программ их деятельности, руководствуясь принципами добровольности, самодеятельности с учетом инициативы, интересов и потребностей учащихся.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методические материалы по организации досуговой деятельности, выявлению и отбору талантов.

ТК: Высшее или среднее образование. Требований к стажу нет.

  • (Старший) Педагог дополнительного образования.

ДО: Используя специализированные программы, направленные на развитие творческой деятельности, осуществляет дополнительное образование учащихся.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методологию по деятельности кружков, секций и развития мастерства.

ТК: Высшее или среднее образование соответствующее профилю работы. Требований к стажу нет. Для старших педагогов – высшее образование по профессии и стаж работы в сфере педагогики не менее 2 лет.

  • Музыкальный руководитель.

ДО: Развивает эстетические вкус и музыкальные способности, а также эмоциональную сферу и творческую деятельность воспитанников.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методологию музыкального воспитания, физиологию детской моторики и музыкальных возможностей.

ТК: Высшее или среднее образование, направление “Образование и педагогика”, владение техникой исполнения на музыкальном инструменте на уровне профессионала. Требований к стажу нет.

  • Концертмейстер.

ДО: Участвует в разработке профилирующих и специальных дисциплин, тематических программ и планов.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методику проведения репетиций и текущих занятий.

ТК: Высшее или среднее музыкальное образование, владение профессиональными навыками игры на инструменте. Требований к стажу нет.

  • Руководитель физического воспитания.

ДО: Планирует, организует и проводит занятия по физическому воспитанию.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методику работы на спортивных снарядах, правила охраны жизни и здоровья.

ТК: Высшее образование в области физкультуры. Требований к стажу нет.

  • Инструктор по физической культуре.

ДО: Организация активного отдыха учащихся в учебное и внеучебное время.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методику обучения игровым видам спорта, правила проведения спортивных мероприятий.

ТК: Высшее или среднее образование в области спорта. Требований к стажу нет.

  • (Старший) Методист.

ДО: Проводит методические мероприятия в учреждениях образования: анализ учебно-методической и воспитательной работы. Разрабатывает планы по повышению ее эффективности.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методику систематизации методических и информационных материалов, эффективные методы педагогической работы.

ТК: Высшее образование по профилю работы. Стаж не мене 2 лет. Для старшего методиста – стаж не менее 2 лет на должности методиста.

  • (Старший) Инструктор-методист.

ДО: Осуществляет работу по организации координирования и методического обеспечения учреждений образования имеющих спортивную направленность.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Систему осуществления организации работы в учреждениях образования спортивной направленности, методики реализации педагогической работы в сфере культуры и спорта.

ТК: Высшее образование в сфере физической культуры и спорта. Требований к стажу нет. Для старшего инструктора-методиста – стаж работы не менее 2 лет на должности инструктора-методиста, методиста.

  • Инструктор по труду.

ДО: Реализует программы по формирования у учеников трудовых умений и навыков, проводит их подготовку для практического применения полученных знаний.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Инструкции и методические материалы, касающиеся организации воспитания и трудового обучения. Методики развития мастерства.

ТК: Высшее или среднее образование по профессии. Требований к стажу нет.

  • Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности.

ДО: Обучает и воспитывает учеников, учитывая специфику проведения курсов по основам безопасности жизнедеятельности и допризывной подготовки в объеме не более 9 часов в неделю (360 часов в год).

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Принципы защиты населения при катастрофах различных видов, авариях и стихийных бедствиях. Методы оказания первой помощи.

ТК: Высшее или среднее образование, направление “Образование и педагогика”, Гражданская оборона. Требований к стажу нет.

  • (Старший) Тренер-преподаватель .

ДО: Занимается проведением набора учащихся, которые имеют желание заниматься физкультурой и спортом и не имеют противопоказаний по здоровью.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в направлении физической культуры, здоровья и спорта.

ТК: Высшее или среднее образование в сфере физкультуры и спорта. Требований к стажу нет. Для старшего тренера-преподавателя – опыт работы не менее 2 лет по специальности.

  • Мастер производственного обучения.

ДО: Проводит учебно-производственные работы и практические занятия, имеющие непосредственную связь с профессиональным обучением.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Производственные технологии по профилю обучения, правила эксплуатации технического оборудования.

ТК: Высшее или среднее образование по профилю работы. Требований к стажу нет.

Должности учебно-вспомогательного персонала:

  • (Старший) Дежурный по режиму.

ДО: Осуществляет контроль поведения учеников с поведением, которое отклоняется от нормы, в различные учреждениях обучения и воспитания, а также за их пределами.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности, Конвенцию о правах ребенка. Педагогику. Психологию. Документы, регламентирующие деятельность учебно-воспитательных учреждений.

ТК: Высшее или среднее образование, дополнительное образование по установленной программе. Требований к стажу нет.

  • Вожатый.

ДО: Участвует в работе по развитию детского коллектива в различных учреждениях. Работает с детьми разного возраста, в учреждениях оздоровления и образования.

ДЗ: Законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности, Конвенцию о правах ребенка. Основы психологии и педагогики. Специфику работы с детьми.

  • Помощник воспитателя.

ДО: Принимает участие в планировании и организации жизнедеятельности воспитанников.

ТК: Среднее полное (общее) образование, специальная подготовка в области образования и педагогики. Требований к стажу нет.

  • Младший воспитатель.

ДО: Принимает участие в планировании и организации жизнедеятельности воспитанников, реализует учебные программы, организуемые воспитателем.

ДЗ: Законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности, Конвенцию о правах ребенка. Основы психологии и педагогики. Специфику работы с детьми. Возрастную физиологию.

ТК: Среднее образование по профессии. Требований к стажу нет.

  • Секретарь учебной части.

ДО: Работает с поступающей корреспонденцией, организует ее передачу в другие структурные подразделения, ведет делопроизводство и подготовку внутренней документации.

ДЗ: Законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности, методические материалы и инструкции по ведению делопроизводства, структуру учреждения и его кадрового состава.

ТК: Среднее образование в сфере делопроизводства. Требований к стажу нет.

  • Диспетчер образовательного учреждения.

ДО: Принимает участие в разработке расписания учебного процесса, а также оперативного регулирования организации учебного процесса.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методические материалы, касающиеся занимаемой должности.

ТК: Среднее образование в сфере организации труда. Требований к стажу нет.

С чего начинается любая компания? С идеи и людей, совместно ее осуществляющих. Каждый из участников имеет определенную роль, список обязанностей и компетенций. Все это определяется занимаемой должностью. В этой статье рассматривается, какие бывают должности в компании в зависимости от отрасли и направления деятельности, минимальный состав штатного расписания, а также краткий экскурс в обязанности руководящих должностей, специалистов и рабочих.

Какие должности могут быть

Должности в компании, как роли у актеров в театре, - у каждой свой сценарий работы, обязанности, компетенции, задачи, функции. Для каждой отдельной должности нужен определенный человек, обладающий специализированным набором знаний, умений, опыта и личных качеств. В любой организации все существующие должности можно разделить на три группы:

  • специалисты;
  • рабочие должности.

Каждая группа требует определенных знаний и умений, опыта и образования.

Самая главная должность

Любая группа людей, объединенная общими целями и интересами, не может нормально функционировать без лидера. Один человек или группа людей должны находится у руля компании, принимать важные решения, корректировать курс развития организации и решать внутренние проблемы. В российских компаниях эту роль выполняет человек, занимающий высшую должность в компании. В зависимости от типа компании, ее правовой формы, количества собственников и учетной политики главенствующая должность может носить разные названия. В обществах с ограниченной ответственностью - директор или генеральный директор. В акционерных обществах - совет директоров или акционеров. В сельскохозяйственных производственных кооперативах - председатель.

ООО может быть открыто и одним человеком. В этом случае основатель общества и директор может быть одним и тем же лицом, принимать решения единолично и самостоятельно управлять всеми процессами организации. В ОАО и ЗАО уже сложнее. В акционерных обществах директора выбирают на совете акционеров. Выполняя свои должностные обязанности, он обязан прислушиваться к мнению держателей акций компании.

Руководители в компании

Только что открывшееся ООО, штат которого не превышает двух-трех человек, вряд ли нуждается в большом количестве руководящих должностей. Но если компания разрастается, появляются отделы, выполняющие принципиально разные функции, штат сотрудников увеличивается до десятков и даже сотен человек, тогда без руководителей среднего звена просто не обойтись. Человек, занимающий такую должность, не обладает абсолютной властью над подчиненными, не принимает единолично важных решений, не руководит компанией в целом. Его задача состоит в контроле за работой своего отдела, координировании занятости его людей, решении вопросов, входящих в его компетенцию. Среди наиболее часто встречающихся руководящих должностей можно выделить следующие:

  • финансовый директор, или руководитель финансового отдела;
  • технический директор;
  • директор по производству и выпуску продукции;
  • главный инженер;
  • руководитель кадрового отдела;
  • главный бухгалтер;
  • руководитель отдела торговли;
  • руководитель отдела закупок;
  • руководитель отдела по связям с общественностью.

Безусловно, у каждой организации есть право на включение в штатное расписание должностей, которые необходимы именно в их направлении. Наименования отделов и должностей людей, ими руководящих, может различаться, при этом функционал работников достаточно схож.

Работа главного инженера

Главный инженер - должность, которая встречается в организациях, производящих продукцию, содержащих собственный автопарк или парк специализированной техники: сельскохозяйственные организации, заводы, фабрики, транспортные фирмы и так далее. Работа главного инженера требует высшего технического образования по направлению деятельности организации. Именно от него зависит техническая оснащенность предприятия запасными частями, ГСМ, необходимой техникой и станками, слаженная работа механиков и обслуживающего персонала. С его предложения производятся закупки всех технических узлов, их запчастей, прием на работу людей, которые обслуживают все эти машины и устройства. Схожий функционал у работы техническим директором. В некоторых организациях это тождественные понятия.

Производственный директор

Директор по производству - должность, имеющая смысл в организациях, осуществляющих выпуск какой-либо продукции. Это должностное лицо занято тем, что исследует структуру рынка, спроса и предложения, изучает предложения конкурентов, определяет, что необходимо выпускать, по каким ценам и в каких объемах. От эффективности его работы зависит объем и качество выпущенной продукции, ее цена и размещение на рынке сбыта. В его задачи входит поиск поставщиков сырья надлежащего качества и с приемлемой стоимостью, запуск процесса выпуска, контроль за ним на протяжении всего производственного цикла.

Специалисты

Должности в компании не ограничиваются руководителями разных уровней. Без обычных специалистов им просто некем будет управлять. Специалистами принято называть соискателей с высшим или средним профессиональным образованием, окончившим учебное заведение по определенной специальности. В организациях к должностям специалистов относятся: бухгалтер, менеджеры разного направления, операционисты, инженеры, врачи и другие.

Рабочие должности

Существуют еще и рабочие должности в компании. В отличие от вышеописанных должностей рабочие не требуют определенного образования, опыта или характеристик. На такой работе обычно требуется выполнение определенных физических действий: грузчики, комплектовщики, водители, уборщики. Для выполнения этих работ нет нужды в высшем образовании, опыте работы, организаторских или лидерских способностях. Достаточно обладать физическим здоровьем и выносливостью.

В настоящем разделе представлены выпуски единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих (далее - ЕКС). ЕКС предназначен для тарификации работ и присвоения тарифных разрядов. На основе ЕКС возможно составление должностных инструкций и программ по подготовке и повышению квалификации специалистов в различных отраслях и сферах деятельности. Раздел обновлен 17 октября 2018 года - добавленые выпуски, исправлены технические ошибки.

Постановлением Правительства РФ от 31.10.2002 N 787 установлено, что ЕКС состоит из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих.

Разработкой ЕКС занимается Министерство здравоохранения и социального развития РФ совместно с федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены управление, регулирование и координация деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики (пункт 2 Постановления Правительства РФ от 31.10.2002 N 787). Постановлением Минтруда РФ от 09.02.2004 N 9 утвержден Порядок применения ЕКС.

В данной разделе приведен перечень действующих на территории Российской Федерации выпусков ЕКС, актуальных на 15.06.2014 года. Обращаем ваше внимание также на то, что часто этот справочник ошибочно называют ЕТКС должностей руководителей и специалистов (см. ЕТКС работ и профессий рабочих).

Должности по алфавиту

Если вы знаете название должности по справочнику, но не знаете, в каком разделе ЕКС она описана, тогда для быстрого поиска ее описания можно воспользоваться алфавитным указателем:

Перечь должностей по разделам справочника

Наименование раздела ЕКС Утверждающий документ
Общеотраслевые квалификационные характеристики должностей работников, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях Постановление Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37
Квалификационные характеристики должностей работников, занятых в научно-исследовательских учреждениях, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организациях
Квалификационный справочник должностей руководителей и специалистов организаций геологии и разведки недр Постановление Минтруда РФ от 20.12.2002 N 82
Квалификационные характеристики должностей работников центров стандартизации, метрологии и сертификации, уполномоченных осуществлять государственный контроль и надзор Постановление Минтруда РФ от 29.01.2004 N 5
Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций электроэнергетики Постановление Минтруда РФ от 29.01.2004 N 4
Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов архитектуры и градостроительной деятельности Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.04.2008 N 188
Квалификационные характеристики должностей работников учреждений системы государственного материального резерва Приказ Минздравсоцразвития РФ от 05.05.2008 N 220
Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих комплекс работ в области правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2008 N 347
Квалификационные характеристики должностей работников учреждений органов по делам молодежи Приказ Минздравсоцразвития РФ от 28.11.2008 N 678
Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов организаций воздушного транспорта Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.01.2009 N 32
Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов организаций дорожного хозяйства Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 N 47
Квалификационные характеристики должностей работников гидрометеорологической службы Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 N 48
Квалификационные характеристики должностей работников территориальных органов Федеральной миграционной службы Приказ Минздравсоцразвития РФ от 11.03.2009 N 107
Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов по обеспечению безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, противодействию техническим разведкам и технической защите информации Приказ Минздравсоцразвития РФ от 22.04.2009 N 205
Квалификационные характеристики отдельных категорий работников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Приказ Минздравсоцразвития РФ от 24.11.2009 N 919
Квалификационные характеристики должностей работников организаций атомной энергетики Приказ Минздравсоцразвития РФ от 10.12.2009 N 977
Квалификационная характеристика должности "Конфликтолог" Приказ Минздравсоцразвития РФ от 22.12.2009 N 1007
Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 N 541н
Квалификационные характеристики должностей работников в сфере образования Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н
Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования Приказ Минздравсоцразвития РФ от 11.01.2011 N 1н
Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии Приказ Минздравсоцразвития РФ от 30.03.2011 N 251н
Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта Приказ Минздравсоцразвития РФ от 15.08.2011 N 916н
Квалификационные характеристики должностей работников сельского хозяйства Приказ Минздравсоцразвития РФ от 15.02.2012 N 126н
Квалификационные характеристики должностей работников организаций сферы туризма Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.03.2012 N 220н
Квалификационные характеристики должностей работников организаций ракетно-космической промышленности Приказ Минздравсоцразвития РФ от 10.04.2012 N 328н
Квалификационные характеристики должностей работников государственных архивов, центров хранения документации, архивов муниципальных образований, ведомств, организаций, лабораторий обеспечения сохранности архивных документов Приказ Минздравсоцразвития РФ от 11.04.2012 N 338н
Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в сфере переводческой деятельности Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.05.2012 N 547н
Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда Приказ Минздравсоцразвития РФ от 17.05.2012 N 559н
Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области судебной экспертизы Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.05.2012 N 550н
Квалификационные характеристики должностей работников, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах и объектах ведения горных работ в подземных условиях Приказ Минтруда России от 03.12.2013 N 707н

Скачать все выпуски ЕКС одним архивом с нашего сайта, к сожалению, на данный момент нельзя. Однако можно найти интересующие вас должности с помощью алфавитного указателя должностей или рубрикатора действующих на территории РФ выпусков ЕКС.

    Сущность и назначение тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих

    Структура тарифно-квалификационного справочника

    Разделы тарифно-квалификационных характеристик

Тарифно-квалификационный справочник работ и профессий ра­ бочих (ТКС) - это нормативный документ федерального зна­чения, содержащий систематизированный перечень работ и профессий.

Тарифно-квалификационные характеристики профессий, ос­нованные на балльной аналитической системе оценки сложно­сти труда, сгруппированы в разделы по производствам и видам работ. Совокупность этих разделов представляет собой Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий ра­ бочих (ЕТКС).

Первый выпуск ЕТКС включает тарифно-квалификационные характеристики по профессиям рабочих, общим для всех отрас­лей экономики (более 100 наименований); последующие вы­пуски - по специфическим отраслевым профессиям.

Тарифно-квалификационные характеристики профессий рабо­чих разработаны применительно к восьмиразрядной группиров­ке работ по сложности как наиболее оптимальной при сло­жившемся разделении труда, достигнутом уровне техники, тех­нологии, организации труда и производства. При этом 7 и 8 разряды имеют место только в отдельных видах производств.

3. Тарифно-квалификаиионные характеристики профессий по разря­ дам, приведенные в тарифно-квалификационном справочнике, со­ стоят из трех разделов :

Раздел "Характеристика работ" содержит:

описание работ, наиболее типичных для данной профессии, которые должен выполнять рабочий, - подготовительно-заключительные действия; функции по обслуживанию рабочего места, уходу за оборудованием; операции по непосредственному ведению технологического процесса;

степень самостоятельности рабочего при выполнении работ;

Раздел "Должен знать " включает:

основные требования к уровню квалификации рабочего, необ­ходимому для выполнения работ, приведенных в первом разделе характеристики. От рабочего требуется знание физико-химических свойств предметов труда, конструктивных особенностей оборудования и измерительных инструментов, этапов технологического процесса, рациональных режимов работы оборудования, технической, технологической доку­ментации и др.;

требования к уровню профессионального образования - по от­дельным профессиям рабочих, выполняющих работы повышенной сложности;

раздел "Примеры работ" включает перечень работ, наиболее ти­пичных и представительных для данных профессии или разряда, которые должен уметь выполнять рабочий и по аналогии с ко­торыми быстро и точно может быть определен разряд других работ.

В случаях, когда в разделе "Характеристика работ" достаточно полно изложено описание выполняемых работ, раздел "Приме­ры работ" в тарифно-квалификационной характеристике отсут­ствует. В необходимых случаях на предприятиях с учетом спе­цифики производства могут разрабатываться дополнительные примеры работ того или иного уровня сложности.

Вопрос 51. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих

    Роль квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих в организации оплаты труда

    Структура квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих

    Состав квалификационных характеристик

1 . циалистов и других служащих представляет собой нормативный документ, содержащий перечень должностных обязанностей ра­ ботников и предъявляемых к ним квалификационных требований в . целях.

    обоснования рационального разделения и организации труда;

    создания действенного механизма разграничения функций, пра­вильного подбора и расстановки кадров;

    обеспечения единства в определении должностных обязан­ностей.

Наименования должностей, которые включены в справочник, установлены в соответствии с Общероссийским классификато­ ром профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

Квалификационные характеристики должностей служат в ка­честве нормативов прямого действия на предприятиях, в учреж­дениях и организациях.

Квалификац ионный справочник должностей руководителей, спе­ циалистов и других служащих служит основой .

    для разработки должностных инструкций - документов, регла­ментирующих права, обязанности и ответственность работни­ка, занимающего ту или иную должность;-

    составления положений о структурных подразделениях пред­приятия;

    осуществления подбора и расстановки кадров;

    ведения контроля за правильностью использования персонала в соответствии со специальностью и квалификацией;

у проведения аттестации административно-управленческого пер­сонала.

. Квалификационный справочник должностей руководителей, спе­ циалистов и других служащих состоит из двух разделов :

в первом разделе - приведены квалификационные характери­стики общеотраслевых должностей руководителей, специали­стов и других служащих, распространенных на предприятиях, в учреждениях и организациях, прежде всего производственных отраслей экономики (промышленности, строительства, транс­порта и др.), в том числе находящихся на бюджетном финан­сировании (197 наименований должностей);

второй раздел - содержит квалификационные характеристики должностей работников, занятых в научно-исследовательских, конструкторских, технологических, проектных и изыскатель­ских организациях, а также в редакционно-издательских под­разделениях (46 наименований должностей).

3.Квалификаиионная характеристика каждой должности служа­ щего включает три раздела :

"Должностные обязанности" - отражены основные трудовые функции с учетом технологической однородности и взаимосвя­занности работ, позволяющих обеспечить оптимальную реали­зацию специализации служащих;

"Должен знать " - содержатся требования:

    наличия специальных знаний работника;

    по применению норм законодательных актов, положений и инструкций, методик и средств;

"Требования к квалификации" - определены уровень профессио­ нальной подготовки работника в соответствии с Законом Россий­ской Федерации "Об образовании", необходимый для выпол­нения должностных обязанностей, и требования к стажу рабо­ты, которые являются условием для занятия той или иной должности.

В квалификационных характеристиках должностей специали­стов предусматривается в пределах одной и той же должности внутридолжностное квалификационное категорирование (без изменения наименования должности).

Оно осуществляется по следующей схеме :

    специалист;

    специалист III категории;

    ведущий специалист (высшая ступень).

Квалификационные характеристики производных должностей (например экономист по труду II категории) не включены в Квалификационный справочник и определяются на основе ха­рактеристик базовых должностей.

Присвоение квалификационных категорий производится руково­дителем предприятия с учетом:

    самостоятельности работника при выполнении должностных обязанностей, его ответственности за принимаемые решения;

    отношения к работе;

    эффективности труда;

    профессиональных знаний и опыта практической работы.

Степень соответствия фактически выполняемых работником обязанностей и уровня его подготовленности требованиям ква­лификационных характеристик определяется квалификацион­ной комиссией предприятия, учреждения, организации.