Примеры международно правовой защиты жертв войны. Международное гуманитарное право. Иностранные граждане в РК

  • Международное гуманитарное право, применяемое в период вооруженных конфликтов
    • Понятие, источники и принципы международного гуманитарного права
    • Отличие международного гуманитарного права от стандартов в области прав человека
    • Субъекты международного гуманитарного права
    • Понятие и виды вооруженных конфликтов в международном гуманитарном праве
    • Правовые последствия начала войны
  • Участники вооруженных конфликтов
    • Театр военных действий государств
    • Понятия «вооруженные силы» и «комбатант» в международном гуманитарном праве
    • Обязанности командиров (начальников) в свете требований международного гуманитарного права
    • Роль юридических советников в период вооруженных конфликтов
    • Правовое положение медицинского персонала и духовенства
    • Применение норм международного гуманитарного права внутренними войсками МВД России и органами внутренних дел в период вооруженных конфликтов
  • Международно-правовая защита жертв войны
    • Понятие «жертвы войны» в международном гуманитарном праве
    • Правовое положение раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение. Пропавшие без вести
    • Правовой статус военнопленных
    • Правовое положение лиц, задержанных или лишенных свободы по причинам, связанным с вооруженным конфликтом немеждународного характера
    • Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов
    • Правовой статус журналистов
  • Международно-правовая защита гражданских объектов в период вооруженных конфликтов
    • Понятие гражданского объекта. Разграничение гражданских и военных объектов в международном гуманитарном праве
    • Классификация гражданских объектов в международном гуманитарном праве
    • Защита культурных ценностей в период вооруженных конфликтов
    • Защита объектов, необходимых для выживания гражданского населения
    • Защита установок и сооружений, содержащих опасные силы
    • Правовое регулирование положения местностей и зон, находящихся под специальной защитой международного гуманитарного права
  • Охрана окружающей среды в период вооруженных конфликтов
    • Понятие международно-правовой охраны окружающей среды
    • Правовое регулирование охраны окружающей среды в период вооруженных конфликтов
    • Международно-правовые меры борьбы с применением экологического оружия
  • Ограничение воюющих в выборе методов и средств ведения войны
    • Запрещенные методы ведения войны
    • Запрещенные средства ведения войны
    • Ядерное оружие в свете принципов и норм международного гуманитарного права
  • Защита интересов нейтральных государств в период вооруженного конфликта
    • Понятие нейтралитета
    • Нейтралитет в сухопутной, морской и воздушной войне
  • Обязательства государств по выполнению норм международного гуманитарного права
    • Меры по выполнению норм международного гуманитарного права
    • Имплементация международного гуманитарного права в Содружестве Независимых Государств
    • Законодательство России в свете принципов и норм международного гуманитарного права
    • Распространение международного гуманитарного права в России
  • Международный контроль за соблюдением государствами обязательств по международному гуманитарному праву
    • Понятие и принципы международного контроля
    • Осуществление международного контроля за соблюдением норм международного гуманитарного права
  • Ответственность государств и физических лиц за нарушение норм международного гуманитарного права
    • Правовые последствия окончания войны
    • Понятие и основания ответственности государств и физических лиц за нарушения норм международного гуманитарного права
    • Политическая и материальная ответственность государств
    • Уголовная ответственность физических лиц за совершение международных преступлений
  • Международный уголовный суд и его роль в обеспечении выполнения норм международного гуманитарного права
    • Цели и принципы Международного уголовного суда. Ассамблея государств - участников Римского статута МУС
    • Преступления, подпадающие под юрисдикцию Международного уголовного суда
    • Концепция дополнительной юрисдикции Международного уголовного суда и другие юрисдикционные основы
    • Применимое Международным уголовным судом право
    • Состав и управление делами Международного уголовного суда
    • Расследование, уголовное преследование и судопроизводство по Римскому статуту Международного уголовного суда
    • Практическая деятельность Международного уголовного суда
  • Роль Международного Комитета Красного Креста в становлении, развитии и распространении международного гуманитарного права
    • История создания Международного Комитета Красного Креста
    • Правотворческая роль МККК
    • Деятельность региональной делегации МККК в России по распространению знаний о международном гуманитарном праве
  • Международное гуманитарное право – заключение

Понятие «жертвы войны» в международном гуманитарном праве

Термин «жертвы войны» впервые был введен в теорию и практику международных отношений в процессе разработки Конвенций от 12 августа 1949 г. о защите жертв войны и принятии их на Женевской дипломатической конференции 21 апреля - 12 августа 1949 г. В последующем в процессе работы очередной Дипломатической конференции по вопросу о подтверждении и развитии международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов, 1974-1977 гг. были приняты Дополнительные протоколы I и II, в полном названии которых также употребляется этот термин.

Судя по названиям четырех Женевских конвенций о защите жертв войны, нетрудно понять, кто является объектом их защиты:

  1. раненые и больные в действующих армиях (Конвенция I);
  2. раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (Конвенция II);
  3. военнопленные (Конвенция III);
  4. гражданское население (Конвенция IV).

В Дополнительном протоколе I раскрывается содержание этих понятий.

В частности, раненые и больные - это лица (как военнослужащие, так и гражданские), которые вследствие травмы, болезни или другого физического или психического расстройства или инвалидности нуждаются в медицинской помощи или уходе и которые воздерживаются от любых враждебных действий.

В круг лиц, охватываемых данным понятием, включаются также роженицы, новорожденные дети и другие лица, которые нуждаются в медицинской помощи или уходе, например, беременные женщины или немощные, и которые воздерживаются от любых враждебных действий.

К лицам, потерпевшим кораблекрушение , относятся как военнослужащие, так и гражданские лица, которые подвергаются опасности на море или в других водах в результате несчастья, случившегося либо с ними, либо с перевозившим их судном или летательным аппаратом, и которые воздерживаются от любых враждебных действий. Они продолжают считаться потерпевшими кораблекрушение во время их спасения до тех пор, пока они не получат другой статус в соответствии с Конвенциями о защите жертв войны или Протоколом I при условии, что они продолжают воздерживаться от любых враждебных действий (ст. 8).

Военнопленным в международном вооруженном конфликте считается лицо, принимающее участие в военных действиях и попадающее во власть противной стороны, если оно имеет право на статус военнопленного или претендует на таковой, а также, если сторона, от которой оно зависит, требует для него такого статуса. В случае возникновения какого-либо сомнения в правовом положении такого лица оно должно признаваться в качестве военнопленного и вправе отстаивать свой статус в судебном порядке (ст. 45 Дополнительного протокола I). Что же касается вооруженных конфликтов немеждународного характера, то в Дополнительном протоколе II отсутствует понятие «военнопленный».

В то же время в обыденной жизни понятие «военнопленный» широко употребляется и тогда, когда речь идет о внутренних вооруженных конфликтах. С другой стороны, оно прежде всего ассоциируется с лицом, имеющим гражданство иностранного государства. По принадлежности к гражданству своего государства различают также вынужденных переселенцев и беженцев. В Протоколе II говорится о лицах, лишенных свободы по причинам, связанным с вооруженным конфликтом, независимо от того, интернированы они или задержаны (ст. 2 п. 2; ст. 5). Означает ли это, что лицо, принимающее участие во внутреннем конфликте, не может претендовать на статус военнопленного?

Думается, ответ на этот вопрос должен быть утвердительным. С юридической точки зрения, в международном гуманитарном праве отсутствуют документы, которые рассматривали бы участников внутренних вооруженных конфликтов, оказавшихся в плену, а точнее, задержанных противной стороной, в качестве военнопленных. В Дополнительном протоколе II, применяемом в период внутреннего вооруженного конфликта, нет оговорки подобно той, которая содержится в Протоколе I в части, касающейся судебного порядка выяснения различных сомнений в принадлежности того или иного лица к военнопленным. С учетом этого нет формальных оснований для применения статуса военнопленного в случае задержания лиц, участвующих во внутреннем вооруженном конфликте.

Понятие «гражданское население » включает гражданских лиц, не принадлежащих ни к одной из категорий законных участников вооруженных конфликтов и непосредственно не принимающих участие в военных действиях. Присутствие среди гражданского населения отдельных лиц, не подпадающих под определение гражданских лиц, не лишает это население его гражданского характера (ст. 50 Дополнительного протокола I).

Международное гуманитарное право раскрывает содержание понятия «жертвы войны», а также детально определяет их правовой статус, содержит конкретные правовые нормы по обеспечению защиты этой категории лиц воюющими государствами, о чем говорится ниже.

Говоря о защите жертв войны, обратим внимание на то, что речь идет об обеспечении воюющими государствами в период вооруженных конфликтов международно-правовой защиты следующим категориям лиц: раненым, больным, лицам, потерпевшим кораблекрушение из состава вооруженных сил на море, военнопленным, а также гражданскому населению, т.е.

О предоставлении им такого статуса, который гарантировал бы гуманное обращение с ними и исключал насилие, издевательство, глумление над личностью и т.д.

Основными международно-правовыми актами, определяющими правовое положение указанных покровительствуемых лиц, являются Женевские конвенции 1949 г. (все четыре) и Дополнительные протоколы I и II 1977 г. Исходя из этих документов вначале рассмотрим правовое положение раненых и больных.

Международное гуманитарное право к раненым и больным относит лиц, как военнослужащих, так и гражданских, которые вследствие травмы, болезни или другого физического или психического расстройства или инвалидности нуждаются в медицинской помощи или уходе и которые воздерживаются от любых враждебных действий. В это понятие, кроме того, входят лица, потерпевшие кораблекрушение, которые подвергаются опасности на море или в других водах, беременные женщины, роженицы, новорожденные дети, а также другие лица, нуждающиеся в медицинской помощи. Режим раненых и больных распространяется и на личный состав ополчений и добровольческих отрядов, партизан, лиц, следующих за вооруженными силами, но не входящих в их состав, на военных корреспондентов, личный состав служб, на которые возложено обслуживание вооруженных сил, на членов экипажей торгового флота, а также население неоккупированной территории, которое при приближении неприятеля стихийно берется за оружие для борьбы с вторгшимися войсками, если оно при этом носит оружие и соблюдает принципы МГП.

Принцип защиты жертв войны обязывает воюющих охранять интересы названных лиц, обращаться с ними при всех обстоятельствах гуманно и предоставлять им в максимально возможной мере и в крат

чайшие сроки медицинскую помощь и уход. Между ними не должно проводиться никакого различия, независимо от цвета кожи, пола, национального и социального происхождения, политических, религиозных и других убеждений. Причем такая защита обеспечивается не только в случае войны, но и всякого иного вооруженного конфликта между двумя или несколькими договаривающимися сторонами, даже если одна из них не признает состояния войны. Нормы о защите жертв войны применяются ко всем случаем оккупации, даже если эта оккупация не встретит никакого вооруженного сопротивления.

Важно подчеркнуть, что МГП обязывает также и нейтральные государства применять его положения к раненым и больным, т.е. обеспечивать их международно-правовую защиту. При этом раненые и больные не могут отказываться частично или полностью от прав, которые для них определены международными конвенциями.

Если раненые и больные одной воюющей стороны окажутся во власти другой воюющей стороны, они считаются военнопленными и к ним будут применяться нормы международного права, касающиеся военнопленных.

В отношении раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, а также лиц, которые приравнены к ним по правовому положению, запрещаются следующие действия: посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки, истязания, надругательство над человеческим достоинством, взятие заложников, коллективные наказания, угрозы совершить любое из перечисленных деяний, проведение медицинских или научных экспериментов, лишение права на беспристрастное и нормальное судопроизводство, применение практики апартеида и другие негуманные и унижающие действия, оскорбляющие достоинство личности, основанные на расовой дискриминации.

МГП обязывает воюющих принимать все возможные меры к тому, чтобы разыскивать и подбирать раненых и больных, ограждать их от ограбления и дурного обращения.

При этом воюющие стороны могут обращаться к местным жителям с просьбой подбирать и ухаживать под их контролем за ранеными и больными, предоставляя лицам, изъявившим желание выполнять такую работу, необходимую помощь и льготы.

Военные власти должны разрешать гражданскому населению и благотворительным обществам, даже в районах вторжения или оккупированных районах, по собственной инициативе подбирать раненых и больных и ухаживать за ними. При этом никто из таких лиц не должен подвергаться преследованию или быть осужденным за то, что он ухаживал за ранеными

или больными. В тех случаях, когда позволяют обстоятельства войны, стороны должны заключать соглашения о перемирии или о прекращении огня или же местные соглашения для того, чтобы подобрать раненых, больных, оставшихся на поле боя, транспортировать их, обеспечить доступ к ним медицинского персонала, а также произвести обмен ими.

Государства, находящиеся в конфликте, должны по возможности осуществлять регистрацию данных о попавших в плен раненых, больных, с тем чтобы в последующем в установленном порядке передать их государству, гражданами которого они являются.

МГП предписывает воюющим государствам создавать медицинские формирования, как военные, так и гражданские, для розыска, подбирания, транспортировки, лечения раненых и больных. Они должны быть размещены так, чтобы не подвергаться опасности в случае нападения противника на военные объекты.

Медицинский персонал, предназначенный для розыска и подбирания, транспортировки или лечения раненых и больных и принадлежащий исключительно к администрации санитарных формирований, находится под защитой МГП. Такая защита обеспечивается и в том случае, если: а) личный состав санитарного формирования или учреждения вооружен и пользуется своим оружием для самообороны или защиты своих раненых или больных; б) ввиду отсутствия вооруженных санитаров формирование или учреждение охраняется пикетом, часовыми или конвоем; в) в формировании или учреждении будут найдены ручное оружие и боевые припасы, снятые с раненых или больных и не сданные еще по принадлежности; г) в формировании или учреждении находятся личный состав и имущество ветеринарной службы, не являющиеся его неотъемлемой частью; д) гуманитарная деятельность санитарных формирований и учреждений или их персонала распространяется на раненых и больных гражданских лиц.

К личному составу санитарных формирований и учреждений в своих правах приравниваются личный состав добровольческих обществ помощи, уполномоченных своим правительством, а также организации Красного Креста и соответствующие им другие национальные общества.

В содержание принципа защиты жертв войны входит также обеспечение воюющими правового режима военнопленных. Из смысла МГП вытекает, что правами военнопленных пользуются комбатанты (ст. 44 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям о защите жертв войны). Женевская конвенция об обращении с военнопленными (ст. 4) более конкретно говорит о том, кто считается военнопленным. Это попавшие во власть неприятеля лица, принадлежащие к личному

Глава IV. Международное гуманитарное право

составу вооруженных сил воюющего государства, ополчения, добровольческих отрядов, движений сопротивления; партизаны, а также лица, сопровождающие вооруженные силы, но не входящие в их состав непосредственно, члены экипажей судов торгового флота и др.

Говоря о правовом режиме военнопленных, нужно подчеркнуть, что нормы МГП исходят из того, что военнопленные находятся во власти неприятельского государства, но не отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен. Именно государства должны обеспечивать соблюдение надлежащего правового режима военнопленных и нести ответственность за его нарушения.

В основе правового статуса рассматриваемой категории лиц лежит норма, согласно которой с военнопленными следует всегда обращаться гуманно. Никакие физические или моральные пытки и никакие другие меры принуждения не могут применяться к военнопленным для получения от них каких-либо сведений. Военнопленные не могут быть подвергнуты научным или медицинским опытам, физическому калечению.

МГП запрещает осуществлять дискриминацию военнопленных по признакам расы, национальности, вероисповедания, политических убеждений и т.д. К женщинам оно предписывает относиться со всем полагающимся их полу уважением. При этом обращаться с ними должны не хуже, чем с мужчинами.

После взятия в плен военнопленные эвакуируются в лагеря, которые должны быть расположены достаточно далеко от зоны военных действий. Военнопленные не могут посылаться в районы, где они могли бы подвергаться действию огня, а также не должны использоваться для прикрытия каких-либо пунктов или районов военных операций.

Условия размещения военнопленных в лагерях должны быть не менее благоприятными, чем условия, которыми пользуются войска неприятеля, расположенные в той же местности. Они должны устанавливаться с учетом привычек и обычаев военнопленных и не должны быть вредными для их здоровья. Военнопленным должно быть разрешено ношение знаков отличия и государственной принадлежности. Они имеют право на переписку, получение индивидуальных или коллективных посылок, содержащих продукты питания, медикаменты.

Лагерь для военнопленных должен возглавляться офицером из состава регулярных вооруженных сил воюющего государства. Начальник несет ответственность за то, чтобы персонал лагеря знал и правильно применял конвенции, определяющие положение военнопленных.

§ 5. Гуманитарное право о защите жертв войны

и приказам, действующим в вооруженных силах держащего в плену государства. В каждом случае нарушения ими дисциплины производится расследование. За один и тот же проступок или по одному и тому же обвинению военнопленные могут быть наказаны только один раз. Всякого рода правила, приказы, объявления и извещения, касающиеся поведения военнопленных, должны им сообщаться на понятном для них языке.

Нормы МГП подробно регламентируют вопросы, относящиеся к работе военнопленных, а также к обеспечению их питанием, одеждой.

Военнопленные освобождаются и репатриируются по прекращении военных действий. Однако те из них, против кого возбуждено уголовное преследование, могут быть задержаны до окончания суда или до отбытия ими наказания.

Исключительно важным элементом принципа защиты жертв войны является международно-правовая охрана гражданского населения. На недопустимость нападения воюющих сторон на мирное население указывалось еще в Петербургской декларации об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868 г. В ней отмечалось, что «единственная законная цель, которую должны иметь государства во время войны, состоит в ослаблении военных сил неприятеля». В последующем это положение нашло подтверждение и дальнейшее развитие в Гаагских конвенциях 1907 г., Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны 1949 г., а также в Дополнительных протоколах 1977 г. В частности, в ст. 51 Дополнительного протокола I содержится норма, согласно которой «гражданское население как таковое, а также отдельные гражданские лица не должны являться объектом нападений». Эволюция этой нормы основывается на учете исторического опыта современных вооруженных конфликтов, свидетельствующих о всевозрастающих масштабах жертв среди гражданского населения. Если в Первую мировую войну военные потери составляли 95%, а потери среди гражданского населения - 5%, то во Второй мировой войне военные потери равнялись 52%, а гражданские возросли до 48%. Причем тенденция к увеличению потерь среди гражданского населения имела место и в последующих войнах: во время войны в Корее военные потери составили 16, а гражданские - 84%; в период агрессии США во Вьетнаме они составляли соответственно 10 и 90%, в ходе агрессивной войны Израиля в Ливане удельный вес жертв среди гражданского населения увеличился до 95%.

В МГП содержится определение гражданского населения. Под ним понимаются гражданские лица, не принадлежащие ни к одной категории участников вооруженного конфликта и непосредственно не принимающие

Глава IV. Международное гуманитарное право

участие в военных действиях. Присутствие среди гражданского населения отдельных военных лиц не лишает это население его гражданского характера, а если возникает сомнение относительно того, является ли какое-либо лицо гражданским, то оно должно признаваться таковым.

Правовая защита гражданского населения осуществляется в вооруженных конфликтах как международного, так и немеждународного характера, даже в том случае, если одна из воюющих сторон не признает состояния войны. При этом гуманитарные нормы касаются всего населения находящихся в конфликте сторон, без какой-либо дискриминации по признакам расы, национальности, религии или политических убеждений. Они направлены на то, чтобы способствовать смягчению порождаемых войной страданий гражданского населения, особенно детей. В связи с этим воюющие государства обязаны принимать необходимые меры, чтобы дети до 15 лет, осиротевшие или разлученные со своими семьями вследствие войны, не были предоставлены сами себе, чтобы облегчить при всех обстоятельствах их содержание и воспитание (ст. 24 Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны).

К гражданскому населению не должны применяться никакие меры ни физического, ни морального порядка в целях получения от них или от третьих лиц каких-либо сведений.

Воюющим государствам в ходе вооруженного конфликта запрещается причинять физические страдания гражданскому населению или принимать какие-либо меры, приводящие к его гибели. Это запрещение распространяется не только на убийства, пытки, телесные наказания, увечья, медицинские, научные опыты, но равным образом и на всякое другое насилие со стороны гражданских или военных представителей воюющей стороны.

Кроме того, в отношении гражданского населения запрещаются следующие действия: коллективные наказания, использование голода среди гражданского населения в качестве метода ведения войны, физическое или моральное воздействие, террор, грабеж, взятие заложников. Воюющие стороны не должны использовать передвижение гражданского населения или отдельных гражданских лиц для защиты определенных объектов, пунктов или районов от нападения.

Нужно иметь в виду, что правовая защита гражданского населения должна обеспечиваться и на временно оккупированной противником территории, даже если оккупация не встретит никакого вооруженного сопротивления. Причем территория признается занятой, если она действительно находится во власти неприятельской армии, т.е. где такая власть установлена и в состоянии действовать.

§ 5. Гуманитарное право о защите жертв войны

Оккупационные власти в соответствии с нормами международного права обязаны принять все зависящие от них меры к тому, чтобы, насколько возможно, восстановить и обеспечить общественный порядок и общественную жизнь, уважая существующие в стране законы. Честь и семейные права, жизнь отдельных лиц, равно как и религиозные убеждения и отправления обрядов веры, должны быть уважаемы.

Таким образом, суверенитет государства на территорию, которая временно захвачена противником, автоматически не переходит к оккупанту. В дальнейшем судьба такой территории решается, как правило, мирным договором.

Постановления уголовного порядка, издаваемые оккупирующим государством, вступают в силу только после того, как они будут опубликованы и доведены до сведения на национальном языке населения.

Оккупирующее государство обязано обеспечить снабжение гражданского населения продовольствием и медикаментами. Оно может реквизировать продовольственные запасы, медикаменты, находящиеся на оккупированной территории, только с учетом нужд гражданского населения. Причем в последующем оккупирующее государство должно принять меры для обеспечения того, чтобы реквизиция была справедливо возмещена. На оккупированной территории должна быть обеспечена деятельность медицинских учреждений и служб.

Запрещаются под каким бы то ни было предлогом угон, а также депортирование (высылка) гражданского населения из оккупированной территории на территорию оккупирующего государства или на территорию любого другого государства. Вместе с тем может производиться полная или частичная эвакуация какого-либо определенного оккупированного района для обеспечения безопасности населения, а также при наличии веских причин военного характера. В таких случаях гражданское население может быть перемещено только в глубь оккупированной территории, за исключением тех случаев, когда сделать это практически невозможно. Эвакуированное в таком порядке население должно быть возвращено на свои прежние места немедленно после того, как боевые операции в этом районе будут закончены.

Оккупирующая держава не вправе принуждать покровительствуемых лиц служить в ее вооруженных силах. Не допускается оказание давления на гражданское население с целью добиться добровольного поступления его в армию неприятельского государства.

В соответствии с нормами МГП на оккупированной территории запрещаются следующие действия: уничтожение движимого и недвижимого имущества, являющегося государственной, коллективной или

Глава IV. Международное гуманитарное право

частной собственностью неприятельской державы и ее отдельных лиц; взятие заложников из числа гражданских лиц; изменение статуса должностных лиц или судей, применение к ним санкций или каких-либо мер принуждения, проведение дискриминации по той причине, что они воздерживаются от выполнения своих обязанностей по соображениям совести; проведение всякого рода мероприятий, направленных на то, чтобы вызвать безработицу или ограничить возможность работы для граждан оккупированной территории с целью заставить их работать на оккупирующую державу.

Оккупант может привлекать гражданское население к трудовой деятельности, за исключением выполнения работы, которая вынуждала бы его принимать участие в военных операциях. Работа должна выполняться в пределах оккупированной территории, на которой находятся данные лица. Она должна справедливым образом оплачиваться и соответствовать физическим и интеллектуальным способностям работников.

Воюющие государства могут как на оккупированной территории, так и вне ее интернировать гражданское население. Интернированные полностью сохраняют свою гражданскую правоспособность и осуществляют вытекающие отсюда права в той мере, в какой это будет совместимо с интернированием. При этом интернированные будут бесплатно обеспечиваться средствами, необходимыми для их содержания, а также медицинской помощью. Места интернирования не должны находиться в районах, особо подвергающихся военной опасности. При этом интернированные должны размещаться отдельно от военнопленных и лиц, лишенных свободы, и иметь свою администрацию.

Международное право, применяемое в период вооруженных конфликтов, содержит нормы, в соответствии с которыми воюющая сторона несет ответственность за обращение своих представителей с гражданским населением, причем это не снимает личной ответственности с этих представителей.

Говоря о защите гражданского населения в период вооруженных конфликтов, нельзя не упомянуть об охране нормами международного права окружающей среды, т.е. среды обитания гражданского населения. В ст. 55 Дополнительного протокола I 1977 г. впервые в МГП закреплена норма, которая предписывает при ведении военных действий проявлять заботу о защите природной среды от обширного, долговременного и серьезного ущерба. Такая защита включает запрещение использования методов или средств ведения войны, которые имеют целью причинить или, как можно ожидать, причинят такой ущерб природной среде и тем самым нанесут ущерб здоровью или выживанию населения.

§ 6. Защита гражданских объектов

Таким образом, анализ международно-правовых норм о правовом положении раненых, больных, лиц, потерпевших кораблекрушение, военнопленных и гражданского населения со всей очевидностью подтверждает вывод о существовании в МГП принципа защиты жертв войны, содержащего комплекс мер, которые обязаны соблюдать воюющие стороны в период вооруженных конфликтов.

Еще по теме § 5. Международное гуманитарное право о защите жертв войны:

  1. 20.5. Международное гуманитарное право о защите жертв войны
  2. § 6. Международное гуманитарное право и Российская Федерация
  3. § 5. Международное гуманитарное право как учебная дисциплина
  4. § 7. Международное гуманитарное право и миротворческие силы ООН
  5. МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВООРУЖЕННЫЙ КОНФЛИКТ
  6. § 6. Международное гуманитарное право в конфликтах немеждународного характера

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право -

Одним из важнейших направлений международного гуманитарного права является международно- правовая защита жертв вооруженных конфликтов. К важнейшим правовым актам в данной сфере относятся Женевские конвенции 1949 года о защите жертв войны и Дополнительные протоколы к ним, касающиеся защиты жертв вооруженных конфликтов. В них речь идет об обеспечении воюющими государствами в период войн и вооруженных конфликтов международно-правовой защиты следующим категориям лиц: раненым, больным, лицам, потерпевшим кораблекрушение из состава вооруженных сил на море, военнопленным, а также гражданскому населению, находящемуся в районе боевых действий, т.е. предоставления им такого статуса, который гарантировал бы гуманное обращение с ними и исключал насилие, издевательство, глумление над личностью.

Кроме того, к жертвам военного конфликта международное гуманитарное право относит пропавших без вести, умерших (погибших). Принцип защиты жертв войны обязывает воюющих охранять интересы названных лиц, обращаться с ними при всех обстоятельствах гуманно и предоставлять им в максимально возможной мере и в кратчайшие сроки медицинскую помощь и уход. Между ними не должно проводиться никакого различия независимо от цвета кожи, исповедания, религии, пола, национального и социального происхождения, политических и других убеждений. При этом следует учитывать, что жертвы вооруженных конфликтов пользуются уважением и находятся под защитой международного гуманитарного права, если они воздерживаются от любых враждебных действий по отношению к вооруженным силам.

В отношении раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, а также лиц, которые приравнены к ним по правовому положению, запрещаются следующие действия: посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки, истязания, надругательство над человеческим достоинством, взятие заложников, коллективные наказания, угрозы совершить любое из перечисленных деяний, проведение медицинских или научных экспериментов, лишение права на беспристрастное и нормальное судопроизводство, применение практики апартеида и другие негуманные и унижающие действия, оскорбляющие достоинство личности, основанные на расовой дискриминации.

Международное гуманитарное право обязывает воюющих принимать все возможные меры к тому, чтобы разыскивать и подбирать раненых и больных, ограждать их от ограбления и дурного обращения. При этом воюющие стороны могут обращаться к местным жителям с просьбой подбирать и ухаживать за ранеными и больными под их контролем, предоставляя, изъяснившим желание выполнять такую работу необходимую помощь и льготы.

Военные власти должны разрешать гражданскому населению и благотворительным обществам, даже в районах вторжения или оккупированных районах, по собственной инициативе подбирать раненых и больных и ухаживать за ними. При этом никто из таких лиц не должен подвергаться преследованию или быть осужденным за то, что он ухаживал за ранеными или больными. В тех случаях, когда позволяют обстоятельства войны, стороны должны заключать соглашения о перемирии или о прекращении огня или же местные соглашения для того, чтобы подобрать раненых, больных, оставшихся на поле боя, транспортировать их, обеспечить доступ к ним медицинского персонала, а также произвести обмен между ними.

В содержание принципа защиты жертв войны входит также обеспечение воюющими правового режима военнопленных. Из международного гуманитарного права вытекает, что правами военнопленных пользуются комбатанты и некомбатанты. Женевская конвенция об обращении с военнопленными (ст. 4) более конкретно говорит о том, кто считается военнопленным. Это попавшие во власть неприятеля следующие лица: лица, принадлежащие к личному составу вооруженных сил воюющего государства, ополчения, добровольческих отрядов, движений сопротивления, партизаны, а также лица, сопровождающие вооруженные силы, но не входящие в их состав непосредственно, члены экипажей судов торгового флота и другие.

В случае сомнения в отношении того, является ли лицо, принимающее участие в боевых действиях и попадающее во власть противника, военнопленным, оно считается военнопленным до тех пор, пока его статус не будет определен судебным органом.

Говоря о правовом режиме военнопленных, нужно подчеркнуть, что нормы международного гуманитарного права исходят из того, что военнопленные находятся во власти неприятельского государства, но не отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен. Именно государства должны обеспечивать соблюдение надлежащего правового режима военнопленных и нести ответственность за его нарушения.

В основе правового статуса рассматриваемой категории лиц лежит норма, согласно которой с военнопленными следует всегда обращаться гуманно. Никакие физические или моральные пытки и другие меры принуждения не могут применяться к военнопленным для получения от них каких-либо сведений. Они не могут быть подвергнуты научным или медицинским опытам, физическому калечению. К офицерам и приравненным к ним следует относиться с уважением, полагающимся по их званию и возрасту. После взятия в плен военнопленные эвакуируются в лагеря, которые должны быть расположены достаточно далеко от зоны военных действий. Они не могут посылаться в районы, где могли бы подвергаться действию огня, а также использоваться для прикрытия каких-либо пунктов или районов военных операций.

Допрос должен проводиться на понятном им языке, без применения пыток и других мер принуждения. При допросе каждый военнопленный обязан сообщить только свои фамилию, полное имя, воинское звание, дату рождения и личный номер или за неимением такового другую равноценную информацию. Если он сознательно нарушает это положение, то лишается преимуществ, предоставляемых военнопленным его звания или положения. Все вещи и предметы личного пользования, за исключением оружия, лошадей, воинского снаряжения и военных документов, остаются в их владении. Военнопленные никогда не должны оставаться без удостоверений личности. Держащая в плену сторона выдает удостоверения тем, у кого их нет. Знаки различия и государственной принадлежности, отличия и предметы, имеющие главным образом субъективную ценность, не могут быть изъяты у военнопленного. Деньги, находящиеся у них, могут быть отобраны только по распоряжении офицера и только после того, как в специальном реестре будут зарегистрированы размеры денежных сумм и данные об их владельцах. Последним выдается расписка об изъятии у них денег. Ценные вещи у военнопленных могут быть изъяты только по соображению безопасности. Указанные вещи, а также изъятые у военнопленных деньги возвращаются им по окончании их плена в том виде, в каком они были отобраны.

Военнопленному с момента взятия в плен и не позднее семи дней после прибытия в сборный пункт, а также в случае его заболевания, отправки в медицинский пункт (госпиталь) и другой сборный пункт предоставляется возможность заполнить и отправить в Центральное справочное агентство карточку-извещение о взятии в плен. Кроме того, он имеет право письменно сообщить своей семье о состоянии своего здоровья и факте взятия в плен.

Привлечение к опасным видам работ (в том числе к разминированию) может осуществляться только с письменного согласия самих военнопленных.

Военнопленные из числа командного состава могут привлекаться к работам только в качестве руководящих или контролирующих работу военнопленных рядового состава.

Исключительно важным элементом принципа защиты жертв войны является международно-правовая охрана гражданского населения. На недопустимость нападения воюющих сторон на мирное население указывалось еще в Петербургской декларации об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868 года. В ней отмечалось, что «единственная законная цель, которую должны иметь государства во время войны, состоит в ослаблении военных сил неприятеля».

Исторический опыт современных вооруженных конфликтов свидетельствует о всевозрастающих масштабах жертв среди гражданского населения. Если в Первую мировую войну военные потери составляли 95 процентов, а потери среди гражданского населения - 5 процентов, то во Второй мировой войне военные потери равнялись 52 процентам, а гражданские возросли до 48 процентов. Причем тенденция к увеличению потерь среди гражданского населения имела место и в последующих войнах: во время войны в Корее военные потери составили 16, а гражданские - 84 процента; в период агрессии США во Вьетнаме они составляли соответственно 10 и 90 процентов, в ходе агрессивной войны Израиля в Ливане удельный вес жертв среди гражданского населения увеличился до 95 процентов. В международном гуманитарном праве содержится определение гражданского населения. Под ним понимаются гражданские лица, не принадлежащие ни к одной категории участников вооруженного конфликта и непосредственно не принимающие участия в военных действиях.

Гуманитарные нормы в отношении данной категории жертв вооруженного конфликта направлены на то, чтобы способствовать смягчению порождаемых войной страданий гражданского населения, особенно детей. К гражданским не должны применяться никакие меры ни физического, ни морального порядка в целях получения от них или от третьих лиц каких-либо сведений.

Воюющим государствам в ходе вооруженного конфликта запрещается причинять физические страдания гражданскому населению или предпринимать какие-либо меры, приводящие к его гибели. Это запрещение распространяется не только на убийства, пытки, телесные наказания, увечья, медицинские, научные опыты, но равным образом и на всякое другое грубое насилие со стороны гражданских или военных представителей воюющей стороны.

Кроме того, в отношении гражданского населения запрещаются следующие действия: коллективные наказания, использование голода в качестве метода ведения войны, физическое или моральное воздействие, террор, грабеж, взятие заложников. Воюющие стороны не должны использовать передвижение гражданского населения или отдельных гражданских лиц для защиты определенных объектов, пунктов или районов от нападения.

Мировое сообщество пришло к необходимости ограничения методов и средств ведения войны посредством выработки договоров , определяющих права и обязанности воюющих сторон. Уменьшить страдания, причиняемые вооруженным насилием, защитить человека - такова цель международного гуманитарного права (МГП).

Международное право, отмечал Монтескье, естественно основывается на принципе, заключающемся в том, что в периоды мира государства должны творить как можно больше добра, а в периоды войны - как можно меньше зла. Именно это стало движущей силой развития МГП с момента его зарождения.

Встречаются различные названия этой отрасли международного права: «право вооруженных конфликтов», «законы и обычаи войны», «международное гуманитарное право». Некоторые авторы подразделяют право, применяемое в период войны, на две части: «право Гааги» как система норм, направленных на ограничение методов и средств ведения войны, и «право Женевы», включающее положения о защите жертв вооруженных конфликтов. Однако, если сказать проще, речь идет о правилах ведения войны, содержащихся в ряде международноправовых актов.

Мысли о том, что «для войны, как и для мирного времени, существуют свои законы», встречаются еще в трудах Г. Гроция.

В древности правила ведения войны существовали в форме обычаев и иногда закреплялись во внутреннем праве.

Например, в Законах Ману устанавливались строгие ограничения насилия, а в период боевых действий запрещалось употреблять отравленное оружие , убивать безоружных, пленных, просящих пощады, спящих и раненых.

В отношениях между государствами Древней Греции существовала обычная норма, согласно которой война не должна была начинаться без ее объявления; смерть на поле сражения давала право на погребение; при захвате городов нельзя было убивать укрывавшихся в храмах; военнопленные подлежали обмену или выкупу и лишь в крайних случаях обращались в рабство.

За тысячелетия произошли глубокие изменения в характере ведения войны. Вооруженные конфликты приобрели иной характер, как и их масштабы, с появлением огнестрельного оружия. Изменилось отношение к военнопленным, которые все чаще освобождались за выкуп, а также к раненым, которых выносили с поля битвы и которым оказывали помощь.

Гуманизация вооруженных конфликтов значительно ускорилась в XIX в. с появлением общественных организаций, которые развернули свою деятельность во многих странах. В России во время Крымской войны (1853-1856) была создана Крестовоздвиженская община сестер милосердия, оказывавшая помощь раненым и больным на поле боя. Руководил ею русский хирург Н.И. Пирогов.

Во время австро-итало-французской войны (1859 г.) швейцарский гражданин Анри Дюнан организовал помощь раненым после битвы под Сольферино. Его книга «Воспоминание о Сольферино» пробудила общественное сознание. В 1863 г. в Женеве был создан постоянный

Международный комитет помощи раненым, сегодня - Международный комитет Красного Креста (МККК), в который вошли кроме А. Дюнана четверо женевцев - Муанье, генерал Дюфур, врачи Аппиа и Монуар.

МККК является негосударственной (частной) швейцарской организацией. Он стал основателем движения Красного Креста, и одна из задач его деятельности - всемерное содействие соблюдению Женевских конвенций, направленных на защиту жертв войны. Во время вооруженных конфликтов, международных и внутригосударственных (гражданских войн) он предоставляет защиту и помощь жертвам как среди военнослужащих , так и среди гражданского населения, будь то военнопленные, гражданские интернированные лица, раненые, гражданское население на оккупированной или вражеской территории .

Мандат МККК на деятельность во время вооруженных конфликтов основан на четырех Женевских конвенциях 1949 г. и Дополнительных протоколах к ним, а также на его собственном Уставе (праве на инициативу в немеждународных конфликтах). МККК проводит работу по совершенствованию вышеуказанных международных договоров , всячески пропагандируя их и содействуя четкому выполнению, а также распространяет знания о них во всем мире.

Принцип защиты гражданских объектов означает сосредоточение усилий воюющих сторон на сохранении гражданских объектов, включая культурные ценности, недопустимости нападения на них в целях обеспечения безопасности и нормальных условий жизни гражданского населения.

Принцип охраны природной среды в период вооруженных конфликтов включает систему мер, направленных на предотвращение, ограничение и устранение ущерба природной среде в период ведения боевых действий, недопустимость военного или любого иного враждебного воздействия на природную среду, которые могут причинить ей обширный, долговременный и серьезный ущерб.

Принцип защиты интересов нейтральных государств означает соблюдение воюющими государствами норм, направленных на обеспечение в период международного вооруженного конфликта прав и законных интересов (правового статуса) государств, внешняя политика которых направлена на неучастие их в войне, а также отказ нейтральных государств от оказания помощи воюющим сторонам.

Принцип ограничения воюющих в выборе методов и средств ведения войны означает применение воюющими сторонами только таких методов и средств нанесения вреда неприятелю, которые не противоречат международному праву.

Принцип ответственности государств и физических лиц за нарушение норм международного гуманитарного права означает неотвратимость ответственности государств и индивидов за причинение вреда в период вооруженных конфликтов и совершение серьезных нарушений Конвенций I-IV и Дополнительных протоколов I, II 1977 г., а также за совершение деяний, подпадающих под юрисдикцию Международного уголовного суда.

Принципы МГП обеспечивают праву, применяемому в период вооруженных конфликтов, определенное единство и системность его норм. Эти принципы определяют цель, направления нормативного регулирования, его содержание и характер. Без учета принципов не могут быть в полной мере поняты смысл и назначение конкретных правил ведения войны. Отраслевые принципы МГП не закреплены в каком-то едином или нескольких международно-правовых актах, как, например, основные принципы международного права . Они вытекают из анализа всех договорных источников, применяемых в период международных и внутренних вооруженных конфликтов.

С учетом сказанного дадим следующее определение МГП: это система международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения между государствами (сторонами) в период вооруженных конфликтов с целью ограничения применения воюющими жестоких методов и средств ведения войны, защиты ее жертв и устанавливающих ответственность за их нарушение.

В международном гуманитарном праве (судя по содержанию ст. 2 и 3, общих для Женевских конвенций 1949 г., а также ст. 1 Дополнительных протоколов I и II к этим Конвенциям) вооруженные конфликты подразделяются на два вида: а) международные вооруженные конфликты и б) вооруженные конфликты немеждународного характера.

К международным вооруженным конфликтам относятся:

  • вооруженное столкновение между государствами (израильскоарабский вооруженный конфликт, ведущийся с 1967 г. и по настоящее время, англо-аргентинская война 1982 г., нападение США , Англии и других государств на Ирак в марте 2003 г.);
  • борьба народов против колониального господства и иностранной оккупации и против расистских режимов в осуществление своего права на самоопределение в соответствии с Уставом ООН (ст. 1 п. 4 Протокола I).

Исходя из практики международных отношений следует относить к международным вооруженным конфликтам вмешательство во внутренний вооруженный конфликт третьего государства в интересах одной из воюющих сторон, участие вооруженных сил ООН, а также сил ООН по поддержанию мира во внутреннем вооруженном конфликте (при наличии в этом случае решения Совета Безопасности ООН о применении вооруженной силы).

К вооруженным конфликтам немеждународного характера относятся вооруженные конфликты, происходящие на территории какого-либо государства между его вооруженными силами и антиправительственными вооруженными силами или другими вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью территории этого государства, который позволяет им вести непрерывные и согласованные военные действия и применять Протокол II. Например, вооруженный конфликт между регулярными войсками Сальвадора и Фронтом национального освобождения имени Фарабундо Марти (ФНОФМ), завершившийся подписанием в 1992 г. мирного соглашения между противоборствующими сторонами; вооруженные конфликты на постсоветском пространстве: приднестровский - в Молдове, грузино-осетинский и грузино-абхазский вооруженные конфликты и др. К такого рода вооруженным конфликтам относятся и гражданские войны (Гражданская война между Севером и Югом в США (1861-1865), Гражданская война в России (1918-1920), Испании (1936 г.)).

В вооруженных конфликтах немеждународного характера применяются следующие международно-правовые акты: ст. 3, общая для всех четырех Женевских конвенций 1949 г., ст. 19 Гаагской конвенции о защите культурных ценностей 1954 г. и Второй протокол к ней 1999 г.,

Дополнительный протокол II 1977 г., Протокол II с поправками 1996 г. к Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения и имеющими неизбирательное действие, 1980 г., Римский статут Международного уголовного суда 1998 г.

Из сферы применения Дополнительного протокола II исключены ситуации напряженности и беспорядков внутри страны: беспорядки, отдельные и спорадические акты насилия и иные акты аналогичного характера (п. 2 ст. 1).

Детальная регламентация поведения воюющих сторон с позиции сегодняшнего дня, когда агрессия является международным преступлением , может на первый взгляд показаться неоправданной. Но в момент зарождения МГП война рассматривалась как одно из законных средств разрешения споров между государствами. Идеи же гуманизма брали верх и делали свое дело: не вмешиваясь в политику государств, ведущих войны, не вникая в причины возникновения конфликтов, они воплощались в нормах, имеющих целью смягчить последствия жестокой борьбы, облегчить страдания жертв войны - раненых, больных, военнопленных, гражданского населения. И в настоящее время вооруженные конфликты продолжают оставаться одной из бед человечества.

Правовое регулирование начала военных действий

С точки зрения международного гуманитарного права законные участники вооруженных конфликтов подразделяются на комбатантов (сражающихся) и некомбатантов (несражающихся). Такое деление вооруженных сил подтверждается и упомянутым Дополнительным протоколом I, в котором нашел отражение основной признак, позволяющий различать комбатантов и некомбатантов, а именно наличие права принимать непосредственное участие в военных действиях.

Комбатантами (сражающимися) являются лица, входящие в состав вооруженных сил воюющей стороны и имеющие право принимать непосредственное участие в военных действиях.

Понятно, что организационная структура, численность, порядок комплектования вооруженных сил определяются законодательством государств. Каждое воюющее государство вправе включать в свои вооруженные силы полувоенную или вооруженную организацию, обеспечивающую охрану порядка (милицию, полицию), сообщая об этом противнику (п. 3 ст. 43 Протокола I).

В структуру вооруженных сил входят и лица, которые по своему предназначению и роли в военной организации не наделены функциями принимать непосредственное участие в военных действиях: военные интенданты, военные корреспонденты, военные юристы.

Они в принципе вправе браться за оружие, т.е. воевать, так как по определению являются комбатантами.

Что же касается военных юристов, то здесь необходимо сделать некоторые уточнения. В данном случае речь идет не о всех военных юристах, а только о тех, которые входят в структуру вооруженных сил государства. В то же время в штатной структуре военных судов и военных прокуратур как части соответственно судебной системы и органов прокуратуры Российской Федерации проходят службу военные юристы, которые не входят в состав Вооруженных Сил России. До принятия Дополнительного протокола I в отношении этой категории военных юристов проблемы с определением их правового статуса как законных участников вооруженного конфликта не возникало в силу практикуемого принципа причастности к военным действиям: воюет - комбатант, не воюет - некомбатант. Сейчас же, если строго исходить из определения вооруженных сил, то военные юристы военных судов и военных прокуратур формально не могут рассматриваться как комбатанты. С юридической точки зрения эта часть военных юристов не подпадает и под категорию некомбатантов, хотя по своему предназначению (профилактика правонарушений и борьба с преступностью , включая уголовное преследование лиц за совершение международных преступлений) они, борясь с пороками армейского общества , больше тяготеют к некомбатантам. Как видно, их правовое положение на сегодняшний день не урегулировано нормами международного гуманитарного права. В любом случае военные судьи или прокурорско-следственные работники могут применять оружие в целях самообороны. В то же время, если, например, военный следователь , находясь в войсках в период вооруженного конфликта, по разным мотивам (патриотическое чувство долга перед Родиной, создавшаяся определенная военная обстановка или то и другое) берется за оружие для борьбы с врагом, то он фактически становится участником военных действий, т.е. комбатантом.

Говоря об иных категориях лиц, обозначенных как «лица, следующие за вооруженными силами, но не входящие в их состав непосредственно» (п. 4 ст. 13-13-4 соответственно Женевских конвенций I, II, III), например гражданские лица, входящие в экипажи военных самолетов, то трудно себе представить, чтобы такая категория законных участников вооруженных конфликтов ныне могла существовать в вооруженных силах цивилизованных государств. Чисто теоретически в соответствии с Дополнительным протоколом I они могут быть отнесены к гражданским лицам. Что касается поставщиков, личного состава рабочих команд или служб, на которых возложено бытовое обслуживание вооруженных сил, т.е. военных интендантов1, то сейчас они входят в состав современных вооруженных сил государств и относятся к комбатантам, о чем говорилось выше.

С принятием Дополнительного протокола I в качестве комбатантов не могут рассматриваться члены экипажей торговых и воздушных судов гражданского флота (см. п. 5 ст. 4 Конвенции III), так как они не отвечают требованиям, предъявляемым к вооруженным силам, и не входят в их состав (п. 1, 2 ст. 43). Для того чтобы экипажи названных судов могли быть отнесены к комбатантам, представляется, что такого рода суда должны быть обращены в военные, а сами экипажи поставлены под прямую власть , непосредственный контроль и ответственность державы, флаг которой они несут, как того и требует Конвенция об обращении торговых судов в суда военные 1907 г.

Исходя из определения вооруженных сил, сформулированного в Дополнительном протоколе I, анализа других существующих международно-правовых документов можно прийти к выводу, что комбатантами являются:

  • личный состав вооруженных сил государства, а также личный состав ополчений и добровольческих отрядов, партизан, других полувоенных или вооруженных организаций, включенных в их организационную структуру;
  • личный состав ополчения, добровольческих отрядов, организованных движений сопротивления, партизан (не входящих в штатную структуру вооруженных сил воюющего государства), сражающихся на оккупированной территории и вне ее пределов, при соблюдении условий п. 1 ст. 43 Дополнительного протокола I;
  • члены экипажей судов торгового флота, включая капитанов, лоцманов и юнг, и экипажей воздушных судов гражданской авиации, если эти суда переоборудованы в военные, а их экипажи поставлены под власть воюющей стороны;
  • личный состав регулярных вооруженных сил, считающих себя находящимся в подчинении правительства или власти, не признанных держащей в плену державой;
  • население неоккупированной территории, которое при приближении неприятеля стихийно, по собственному почину берется за оружие для борьбы со вторгающимися войсками, не успев сформироваться в регулярные войска, если оно носит открыто оружие и соблюдает законы и обычаи войны.

К некомбатантам относится медицинский и духовный персонал (п. 2 ст. 43 Дополнительного протокола I).

Правовое положение комбатантов и некомбатантов различно. Оно связывается, как уже было отмечено, с правом непосредственного участия в боевых действиях.

Права комбатантов: в процессе вооруженного конфликта они вправе применять к неприятелю высшую меру насилия, т.е. уничтожать его личный состав, военные объекты, сооружения и военную технику без риска быть привлеченными к уголовной ответственности .

На комбатантов распространяется режим военного плена при том непременном условии, что они отличают себя от гражданского населения (ст. I, III Гаагского положения, ст. 4 (А) III Женевской конвенции, п. 1 ст. 44 Протокола I). Более того, в целях усиления защиты гражданского населения Протокол I обязывает комбатантов отличать себя при проведении военных атак (нападений) или при подготовке к такого рода атакам. Однако в тех исключительных случаях, когда во время проведения военных действий комбатант не может отличать себя от гражданского населения, он сохраняет свой статус комбатанта при условии, что в таких ситуациях открыто носит свое оружие: а) во время каждого военного столкновения; б) в то время, когда он находится на виду у противника в ходе развертывания в боевые порядки, предшествующего началу нападения, в котором он должен принять участие (п. 3 ст. 44 Дополнительного протокола I). Если комбатант в момент пленения неприятельскими войсками не выполняет требований об отличии, изложенных выше, он лишается права считаться военнопленным, но тем не менее ему предоставляется защита, равноценная той, на которую вправе претендовать военнопленный в соответствии с Конвенцией III и Протоколом I (п. 4 ст. 44). Из ст. 44 Протокола I вытекает, что для получения статуса военнопленного комбатанту как регулярных, так и нерегулярных вооруженных сил достаточно открыто носить оружие в бою и в ходе развертывания (подготовки) к бою. Что касается ношения формы одежды, то, судя по сформулированной в Протоколе I статье (п. 7 ст. 44), она не имеет целью изменить общепринятую практику государств в отношении ношения форменной одежды комбатантами из состава регулярных вооруженных сил.

Обязанности комбатантов: соблюдать принципы и нормы международного гуманитарного права (в то же время нарушение сражающимися этих норм не лишает их статуса комбатанта); отличать себя от гражданского населения; не допускать нападений на гражданское население и гражданские объекты; применять правомерные методы и средства ведения войны; нести ответственность (дисциплинарную, гражданско-правовую, материальную, уголовную) за нарушение норм международного гуманитарного права.

Некомбатанты, в отличие от комбатантов, будучи в составе вооруженных сил воюющих государств, не имеют права участвовать непосредственно в ведении военных действий и уничтожать противника.

Их деятельность направлена на обеспечение физического и духовного состояния личного состава вооруженных сил. Даже личное оружие они вправе применять только в целях самообороны. В том случае, когда они все же участвуют в военных действиях, то могут быть привлечены к ответственности за нарушение норм международного гуманитарного права.

Ввиду того, что зачастую в вооруженном конфликте военные действия ведутся на морских пространствах, появляется необходимость в освещении вопроса о комбатантах в морской войне. Комбатантами в такой войне являются: экипажи военных кораблей всех видов (линкоров, крейсеров, миноносцев, авианосцев, подводных лодок, катеров и т.п.), экипажи летательных аппаратов ВМФ (самолетов, вертолетов), вспомогательных судов всех видов, а также торговых, переоборудованных в военные, кораблей. Последние являются комбатантами при наличии следующих условий:

  • экипаж судна поставлен под прямую власть, непосредственный контроль и ответственность государства, флаг которого несет судно;
  • судно носит внешние отличительные знаки национальных военных судов (флаг, вымпел);
  • командир корабля состоит на государственной службе , надлежащим образом назначен на должность, а экипаж подчинен правилам воинской дисциплины;
  • экипаж судна соблюдает правила ведения войны;
  • переоборудованное судно занесено в список судов военного флота (ст. I-VI Конвенции об обращении торговых судов в суда военные 1907 г.).

Некомбатантами в морской войне являются экипажи военных госпитальных судов, если такие суда построены или оборудованы государствами со специальной и единственной целью - оказывать помощь раненым, больным и потерпевшим кораблекрушение, а также экипажи госпитальных судов МККК. Они пользуются защитой международного права и не могут быть подвергнуты нападению, а также захвачены.

Комбатантами в воздушной войне являются экипажи всех летательных аппаратов, входящих в состав военной авиации воюющих государств и имеющих их опознавательный знак. К ним относятся и экипажи судов гражданской авиации, превращенных в военные, в пределах юрисдикции воюющего государства.

Некомбатантами в воздушной войне являются экипажи санитарных самолетов, а также госпитальных воздушных судов, используемых воюющими государствами и национальными обществами Красного Креста для эвакуации, лечения раненых и больных. Санитарные и госпитальные суда должны иметь ясно видимый отличительный знак, а в установленных случаях - также отличительную эмблему Красного Креста. Государствам, находящимся в конфликте, запрещается использовать санитарные летательные аппараты для обеспечения неприкосновенности военных объектов, сбора разведывательных данных, а также для перевозки личного состава и военных грузов в целях оказания помощи воюющим.

В современном международном праве отсутствует международноправовой акт, в котором регламентировались бы правила ведения воздушной войны. На Гаагской конференции 1899 г. была принята специальная Декларация, запрещающая метание снарядов и взрывчатых веществ с воздушных шаров. На Гаагской конференции 1907 г. эта Декларация была признана обязательной для всех государств. Однако специальной конвенции разработать так и не удалось.

Разработанный в Гааге (1923 г.) проект правил ведения воздушной войны так и не вступил в силу. Однако содержащиеся в нем положения имеют добротную основу для формирования правил ведения воздушной войны. В свете имеющих место противоправных бомбардировок военной авиацией НАТО незащищенных городов в различных регионах мира актуальность принятия таких правил все более возрастает.

В целом же на ведение воздушной войны в полной мере распространяются действующие нормы международного гуманитарного права.

Основными международно-правовыми актами, определяющими правовое положение указанных покровительствуемых лиц, являются Женевские конвенции 1949 г. (все четыре) и Дополнительные протоколы I и II 1977 г. Исходя из этих документов вначале рассмотрим правовое положение раненых и больных.

Постановления уголовного порядка, издаваемые оккупирующим государством, вступают в силу только после того, как они будут опубликованы и доведены до сведения на национальном языке населения.

Оккупирующее государство обязано обеспечить снабжение гражданского населения продовольствием и медикаментами. Оно может реквизировать продовольственные запасы, медикаменты, находящиеся на оккупированной территории, только с учетом нужд гражданского населения. Причем в последующем оккупирующее государство должно принять меры для обеспечения того, чтобы реквизиция была справедливо возмещена. На оккупированной территории должна быть обеспечена деятельность медицинских учреждений и служб.

Запрещаются под каким бы то ни было предлогом угон, а также депортирование (высылка) гражданского населения из оккупированной территории на территорию оккупирующего государства или на территорию любого другого государства. Вместе с тем может производиться полная или частичная эвакуация какого-либо определенного оккупированного района для обеспечения безопасности населения, а также при наличии веских причин военного характера. В таких случаях гражданское население может быть перемещено только в глубь оккупированной территории, за исключением тех случаев, когда сделать это практически невозможно. Эвакуированное в таком порядке население должно быть возвращено на свои прежние места немедленно после того, как боевые операции в этом районе будут закончены.

Оккупирующая держава не вправе принуждать покровительствуемых лиц служить в ее вооруженных силах. Не допускается оказание давления на гражданское население с целью добиться добровольного поступления его в армию неприятельского государства.

В соответствии с нормами МГП на оккупированной территории запрещаются следующие действия: уничтожение движимого и недвижимого имущества, являющегося государственной, коллективной или частной собственностью неприятельской державы и ее отдельных лиц; взятие заложников из числа гражданских лиц; изменение статуса должностных лиц или судей, применение к ним санкций или каких-либо мер принуждения, проведение дискриминации по той причине, что они воздерживаются от выполнения своих обязанностей по соображениям совести; проведение всякого рода мероприятий, направленных на то, чтобы вызвать безработицу или ограничить возможность работы для граждан оккупированной территории с целью заставить их работать на оккупирующую державу.

Оккупант может привлекать гражданское население к трудовой деятельности, за исключением выполнения работы, которая вынуждала бы его принимать участие в военных операциях. Работа должна выполняться в пределах оккупированной территории, на которой находятся данные лица. Она должна справедливым образом оплачиваться и соответствовать физическим и интеллектуальным способностям работников.

Воюющие государства могут как на оккупированной территории, так и вне ее интернировать гражданское население. Интернированные полностью сохраняют свою гражданскую правоспособность и осуществляют вытекающие отсюда права в той мере, в какой это будет совместимо с интернированием. При этом интернированные будут бесплатно обеспечиваться средствами, необходимыми для их содержания, а также медицинской помощью. Места интернирования не должны находиться в районах, особо подвергающихся военной опасности. При этом интернированные должны размещаться отдельно от военнопленных и лиц, лишенных свободы, и иметь свою администрацию.

Международное право, применяемое в период вооруженных конфликтов, содержит нормы, в соответствии с которыми воюющая сторона несет ответственность за обращение своих представителей с гражданским населением, причем это не снимает личной ответственности с этих представителей.

Говоря о защите гражданского населения в период вооруженных конфликтов, нельзя не упомянуть об охране нормами международного права окружающей среды, т.е. среды обитания гражданского населения.

В ст. 55 Дополнительного протокола I 1977 г. впервые в МГП закреплена норма, которая предписывает при ведении военных действий проявлять заботу о защите природной среды от обширного, долговременного и серьезного ущерба. Такая защита включает запрещение использования методов или средств ведения войны, которые имеют целью причинить или, как можно ожидать, причинят такой ущерб природной среде и тем самым нанесут ущерб здоровью или выживанию населения.

Прекращение состояния войны необходимо отличать от прекращения военных действий. В практике международных отношений наиболее распространенными формами прекращения военных действий являются перемирие и капитуляция.

Перемирие может быть общим или местным (ст. XXXVII Гаагского положения о законах и обычаях сухопутной войны). Общее перемирие прекращает военные действия, причем оно распространяется на весь театр войны и в силу этого представляет собой акт не только военный, но и политический, а поэтому заключается воюющими сторонами от имени государственных органов . При определенных обстоятельствах оно способно не только приостановить военные действия, но и привести к их прекращению.

В качестве примеров можно назвать Соглашение о военном перемирии в Корее от 27 июля 1953 г., Соглашение о прекращении огня в Алжире от 18 марта 1962 г.

Важное значение для обеспечения перемирия имеет установление времени вступления в силу соглашения о перемирии и срока действия этого соглашения. Стороны сами решают, когда вступит в силу соглашение о прекращении военных действий: либо сразу после его подписания, либо по прошествии определенного времени. Если в условиях перемирия не определен срок его действия, то каждая сторона вправе возобновить военные действия в любое время, заранее предупредив об этом другую сторону. Это положение неприменимо к общему перемирию, так как оно является решающим шагом к установлению мира; его нарушение расценивается как акт агрессии.

Таким образом, общее перемирие не может быть нарушено и должно рассматриваться как бессрочное. Всякое существенное нарушение перемирия одной из сторон дает право другой отказаться от него и даже в крайнем случае немедленно возобновить военные действия. Однако нарушение условий перемирия отдельными лицами, действующими по собственному почину, дает только право требовать наказания виновных и вознаграждения за понесенные потери, если таковые случились (ст. XL, XLI Гаагского положения о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г.).

Современное международное право предусматривает заключение перемирия по решению (и под контролем) Совета Безопасности ООН , принимаемому в соответствии со ст. 40 Устава ООН о временных мерах, которые могут включать, в частности, прекращение огня, отвод войск на заранее занятые позиции и т.п.

Местное перемирие имеет своей целью приостановление военных действий между отдельными воинскими подразделениями и частями на ограниченном участке театра военных действий, с тем чтобы подобрать раненых и больных, произвести погребение мертвых, эвакуировать из осажденных районов женщин и детей . Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны предусматривает возможность заключения в этих целях местных соглашений (ст. 17). Аналогичное положение содержится в ст. 15 Женевской конвенции об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях, в котором говорится о том, что «каждый раз, когда это позволяют обстоятельства, будут заключаться соглашения о перемирии или о прекращении огня или же местные соглашения, чтобы позволить подобрать раненых, оставшихся на поле боя, транспортировать их, а также произвести обмен ими. Равным образом между сторонами, находящимися в конфликте, могут заключаться местные соглашения об эвакуации раненых и больных из осажденной или окруженной зоны, об обмене ими и о пропуске в эту зону направляющегося туда санитарного и духовного персонала и имущества». После выполнения задач, во имя которых осуществлялось временное перемирие, может последовать возобновление военных действий. Ограниченный характер задач местного перемирия, его кратковременный характер предопределяют возможность решения вопроса о нем командующими войсками (силами), если законы и воинские уставы не предусматривают иного порядка.

Второй формой прекращения военных действий является капитуляция. Разновидность ее - безоговорочная капитуляция. Она отличается от капитуляции тем, что побежденная сторона утрачивает даже формальное равенство с победителем. Так, во Второй мировой войне после тотального поражения фашистской Германии и милитаристской Японии каждая из них подписала Акт о безоговорочной капитуляции.

Нужно подчеркнуть, что ни перемирие, ни капитуляция не прекращают состояния войны. Правда, практика международных отношений послевоенного периода внесла изменения в это общепризнанное положение.

Например, упоминавшееся Соглашение о военном перемирии в Корее (1953 г.), а также Соглашение о прекращении военных действий во Вьетнаме (1973 г.) прекратили не только военные действия, но и состояние войны, восстановив мир в этих странах. Однако прекращение состояния войны в соглашениях о перемирии - это не правило, а исключение.

Основной международно-правовой формой прекращения состояния войны является заключение мирного договора . По содержанию он охватывает широкий круг вопросов: прекращение состояния войны, восстановление мирных отношений, а также ответственность военных преступников, разрешение территориальных вопросов, обмен военнопленными, возмещение убытков, возвращение имущества и т.п.

Состояние войны между воевавшими государствами прекращается также путем:

а) принятия односторонней декларации, т.е. между государствами не ведутся переговоры, а восстановление мирных отношений является результатом инициативы одной стороны. Так, СССР прекратил состояние войны с Германией, опубликовав Указ Президиума Верховного Совета СССР от 25 января 1955 г. В соответствии с этим документом состояние войны с Германией прекращалось и с ней устанавливались мирные отношения;

б) заключения двусторонней декларации, когда состояние войны прекращается в результате переговоров. Так, 19 октября 1956 г. СССР и Япония подписали совместную декларацию о прекращении состояния войны.

Правовые последствия окончания войны. Они наступают как для воюющих, так и для нейтральных государств и состоят в следующем:

  • прекращают действие нормы международного гуманитарного права;
  • устанавливаются дипломатические отношения между государствами;
  • возобновляется действие ранее заключенных международных договоров ;
  • осуществляется репатриация военнопленных, а также гражданского населения, оказавшегося на территории бывшего противника;
  • разрешаются вопросы политической и материальной ответственности государств, а также уголовной ответственности физических лиц и др.

Таким образом, окончание войны является важным и решающим фактором для развития послевоенных отношений. Зачастую государства вновь стремятся к установлению дипломатических отношений, прерванных войной, активизируют межгосударственное сотрудничество в различных областях уже на иной международно-правовой основе, рассчитанной на мирные отношения.

Нормы международного гуманитарного права и российское законодательство Россия является участницей международно-правовых документов, устанавливающих правила ведения войны. Эти правила трансформировались в законодательных актах и армейских приказах. Например, приказом по военному ведомству № 697 от 31 октября 1914 г., подписанным военным министром и утвержденным императором, вводилось «положение о военнопленных» с учетом действовавших в то время международных соглашений.

4 июня 1918 г. был опубликован Декрет о признании всех международных конвенций о Красном Кресте. Совет народных комиссаров РСФСР доводил до сведения Международного комитета Красного Креста в Женеве и правительств всех государств , признавших Женевскую конвенцию, что эта Конвенция как в первоначальной, так и во всех ее позднейших редакциях, а также все другие международные конвенции и соглашения, признанные Россией до октября 1915 г., признаются и будут соблюдаемы Российским советским правительством.

Вторая мировая война стала серьезным испытанием для системы принципов и норм МГП. Советский Союз, в отличие от Германии и большинства других стран, отказался подписать Женевскую конвенцию об обращении с военнопленными 1929 г. Впоследствии это было использовано противником в качестве формального предлога для отказа в применении ее положений в отношении советских военнопленных.

В послевоенный период четыре Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г. были подписаны с оговорками Советским Союзом и в 1954 г. ратифицированы. Две из них были трансформированы в инструкции по применению в Вооруженных Силах Союза ССР Женевских конвенций от 12 августа 1949 г. об улучшении участи раненых, больных в действующих армиях и лиц, потерпевших кораблекрушение на море.

Дополнительные протоколы I и II к этим Конвенциям были подписаны СССР 12 декабря 1977 г. и ратифицированы 4 августа 1989 г.

В качестве первого шага по выполнению международных обязательств , вытекающих из участия Советского Союза в Дополнительных протоколах I и II к Женевским конвенциям 1949 г. о защите жертв войны, стало издание уставов Вооруженных Сил, а также приказа МО 1990 г. № 75, действующих и ныне. Этот приказ объявляет названные документы и содержит требования по их исполнению в войсках и силах флота. Командирам (начальникам) всех степеней предписывается распространять знания о МГП, изучать его в системе боевой подготовки, обеспечивать подчиненных текстами международно-правовых документов, законодательных актов, определяющих поведение личного состава армии и флота в период вооруженного конфликта . Дано указание учитывать нормы МГП при проведении занятий, учений в войсках и силах флота, а также при разработке проектов законодательных актов, общевоинских уставов, решений правительства, приказов и директив. При решении вопросов, касающихся применения норм МГП, командиры (начальники) опираются на юридических советников (ст. 82 Дополнительного протокола I), функции которых указанным приказом министра обороны возложены на офицеров юридической службы. Положения, касающиеся соблюдения военнослужащими норм международного гуманитарного права , юридически закреплены в Федеральном законе «Об обороне» 1996 г., Федеральном законе «О статусе военнослужащих» 1998 г.

Значительным вкладом Министерства обороны Российской Федерации в имплементацию норм международного гуманитарного права в военно-правовые акты является Наставление по международному гуманитарному праву для Вооруженных Сил Российской Федерации (в дальнейшем - Наставление), утвержденное министром обороны в 2001 г.

Впервые за послеоктябрьский период издан нормативный правовой акт , обязывающий командиров (начальников) обеспечивать соблюдение правил войны в процессе ведения боевых действий. Наставление адресовано командирам, штабам тактического звена и представляет собой достаточно объемный документ, отражающий требования основополагающих источников международного гуманитарного права. Оно состоит из шести разделов (182 пунктов) и шести приложений. В Наставлении достаточно подробно раскрываются положения, касающиеся: обязанностей командиров (начальников) в процессе организации и ведения боевых действий, их помощников по правовой работе, а также военно-медицинского персонала; ограничений воюющих в применении методов и средств ведения войны; ответственности военнослужащих за противоправные действия; отношения военнослужащих к жертвам вооруженных конфликтов, медицинскому и духовному персоналу противника; действий войск на оккупированной территории ; особенностей применения норм международного гуманитарного права во внутренних вооруженных конфликтах. Отдельные разделы посвящены особенностям применения норм международного гуманитарного права при ведении боевых действий силами авиации и флота; соблюдению норм международного гуманитарного права при обеспечении боевых действий; изучению норм международного гуманитарного права (в ходе боевой подготовки и в военно-учебных заведениях). Значительную роль в работе по воспитанию личного состава войск (сил) призван сыграть Кодекс поведения военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации - участника боевых действий (Приложение 4), в котором содержатся основополагающие требования, «изюминка» международного гуманитарного права. Достоинство Наставления состоит в том, что в нем международное гуманитарное право как бы вплетено в «технологию» ведения боевых действий, показывается их специфика в зависимости от пространственной среды действия войск (сил): на суше, на море и в воздухе.

За последние годы приняты новые общевоинские уставы (вступили в силу с 1 января 2008 г.), а также боевые уставы тактического звена всех родов войск и видов Вооруженных Сил Российской Федерации, в которых учтены требования международного гуманитарного права, предъявляемые к командирам (начальникам), всем военнослужащим.

В Уголовном кодексе РФ с учетом требований МГП в качестве преступлений признаются: применение запрещенных методов и средств ведения войны; экоцид; наемничество; нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой.

Глубокое изучение военнослужащими названных документов в ходе боевой подготовки, практическое применение их норм в процессе проведения командно-штабных учений, деловых игр и др. явится важной мерой, направленной на предупреждение совершения военнослужащими серьезных нарушений в период внутренних и международных вооруженных конфликтов, будет способствовать воспитанию их в духе человеколюбия и уважения к закону, гуманизации отношений в армейской среде.

В рамках Содружества Независимых Государств (СНГ) 24 сентября 1993 г. подписано Соглашение о первоочередных мерах по защите жертв вооруженных конфликтов. В нем его участники выразили свою обеспокоенность тревожной ситуацией, сложившейся на значительной части бывшего Союза ССР в связи с вооруженными конфликтами по национальным, религиозным и политическим мотивам.

Осуждая грубые нарушения норм МГП (применение запрещенных средств и методов ведения войны, нападение на гражданское население и гражданские объекты, взятие заложников, пытки и иные виды посягательства на человеческое достоинство), стороны Соглашения обязались сотрудничать на двухи многосторонней основе в принятии необходимых мер, направленных на предотвращение нарушений прав человека в регионах вооруженных конфликтов, включая меры судебного преследования и наказания лиц, организовавших, совершивших или приказавших совершить действия, квалифицируемые как военные преступления или преступления против человечества по международному и/или внутригосударственному праву.

25. Правовой статус иностранных граждан

Исходя из понятия термина «иностранец», принятого в современной международно-правовой практике, он включает в себя каждое лицо, которое не является гражданином страны пребывания. По признаку гражданской принадлежности, иностранцы делятся на 2 категории: иностранные граждане и лица без гражданства.

Иностранными гражданами в РК признаются лица, не являющиеся гражданами РК и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иного государства.

Лица, не являющиеся гражданами Республики Казахстан и не имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иного государства, признаются лицами без гражданства.

Режим иностранца устанавливается внутренним законодательством государств с учетом их международных обязательств.. Режим иностранцев (правовое положение иностранцев) обычно определяют как совокупность прав и обязанностей иностранцев на территории данного государства.

Существуют три вида режима иностранцев: национальный режим, режим наибольшего благоприятствования и специальный режим.

Национальный режим означает уравнивание иностранцев в той или иной области собственными гражданами государства пребывания.

Режим наибольшего благоприятствования с означает предоставление иностранцам в какой-либо области таких прав и (или) установление для них в какой-либо области таких обязанностей, какие предусмотрены для граждан любого третьего государства, находящихся на территории данного государства в наиболее выгодном в правовом отношении положении. Клаузула о наибольшем благоприятствовании встречается обычно в торговых договорах. Режим наибольшего благоприятствования чаще всего устанавливается на основе взаимности. В действительности он носит отсылочный характер и в конечном счете выражается в установлении либо специального, либо национального режима.

Специальный режим означает предоставление иностранцам в какой-либо области определенных прав и (или) установление для них определенных обязанностей, отличающихся от тех, которые предусмотрены в данной области для собственных граждан соответствующего государства.

Наиболее важные аспекты влияния международного права на режим иностранцев проявляются в тех случаях, когда это касается: а) политических прав иностранцев; б) военной службы иностранцев; в) регулирования въезда и выезда иностранцев; г) установления пределов уголовной юрисдикции государства в отношении иностранцев; д) дипломатической защиты, оказываемой иностранцам государством их гражданства.

Иностранные граждане в РК

В РК правовой статус иностранных граждан регулируется Закон РК «О правовом положении иностранных граждан». от 19 июня 1995 г

В РК иностранные граждане бывают: постоянно проживающие и временно пребывающие

Постоянно проживающими в РК признаются иностранные граждане и лица без гражданства, получившие на то разрешение и вид на жительство в РК иностранного гражданина либо удостоверение лица без гражданства, выданные органами внутренних дел.

Обязательным условием предоставления разрешения на постоянное проживание в РК является подтверждение лицом, претендующим на получение такого разрешения, своей платежеспособности в период пребывания в РК в порядке, определяемом Правительством РК.

Иностранные граждане, находящиеся в РК на ином законном основании, считаются временно пребывающими в РК. Они обязаны зарегистрироваться в установленном порядке и выехать из РК по истечении определенного им срока пребывания.

Конституция РК закрепила основной принцип, определяющий правовой статус этой категории лиц. В нашей стране установлен такой правовой режим иностранцев, при котором они в большинстве сфер общественных отношений, за исключением, в основном, сферы политики, пользуются правами и свободами, а также несут обязанности, установленные для граждан РК. Такой режим называется национальным режимом.

Иностранцы в РК пользуются следующие права

Иностранные граждане, постоянно проживающие в РК, имеют право на получение образования наравне с гражданами РК в порядке, установленном законодательством РК.

Иностранным гражданам в РК гарантируется неприкосновенность жилища, чести и достоинства личности.

Иностранные граждане облагаются налогами и сборами в РК на общих основаниях с гражданами РК,

Иностранные граждане в РК имеют право на обращение в суд и иные государственные органы для защиты принадлежащих им имущественных и личных неимущественных прав.

Иностранные граждане, находящиеся на территории РК, в сфере охраны здоровья имеют те же права и несут те же обязанности, что и граждане Республики Казахстан.

Иностранные граждане, постоянно проживающие в РК, в вопросах социального и пенсионного обеспечения имеют те же права и несут те же обязанности, что и граждане РК

Иностранные граждане могут осуществлять трудовую деятельность в РК на основании и в порядке, установленными законодательством и международными договорами РК.

Ограничения в следующих правах

Иностранные граждане не могут поступить государственную. службу.

У иностранцев нет избирательных прав. Иностранные граждане в РК не могут избирать и быть избранными в представительные и другие выборные государственные органы и должности, а также принимать участие в республиканских референдумах.

Всеобщая воинская обязанность не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан

Иностранные граждане, совершившие преступления, административные или иные правонарушения на территории РК, подлежат ответственности на общих основаниях с гражданами РК, за исключением случаев, установленных международными договорами.

Иностранный гражданин может быть выдворен за пределы РК: а) если его действия противоречат интересам обеспечения государственной безопасности или охраны общественного порядка; б) если это необходимо для охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан РК и других лиц; в) если он нарушил законодательство о правовом положении иностранных граждан в РК, таможенное, валютное или иное законодательство. г) в случае признания брака недействительным в порядке, установленном законодательными актами, если заключение брака с гражданином РК явилось основанием для оставления его на постоянное место жительства в РК.