Сдачи не надо, или презрение к деньгам. Общая финансовая осведомленность


Уважаемые читатели, вы ходите по магазинам? Странный вопрос, не правда ли? Конечно же, вы ходите по магазинам. И вы можете часто наблюдать то, свидетелем чего становлюсь я, каждое утро выходя на прогулку с собакой и покупая свежий хлеб в ларьке. И что же я вижу каждое утро? Я вижу определенное действие и слышу слова, сопровождающие оное действие: - Да ладно, не надо.

Слова, сказанные со снисхождением в голосе. Как-то даже свысока сказанные. А чего «не надо?» А сдачи не надо. Двух, трех копеек. Пяти. Иногда – десяти. Интересны мне стали люди, отказывающиеся принять сдачу. Вот их общий, так сказать, собирательный портрет: в основном – мужчины; возраст – различный, хотя старики, обычно, мелочью не брезгуют; вид – неряшливый, одежда – дешевенькая, синтетическая какая-нибудь; стрижка отсутствует. Зато взгляд на продавщицу бросаемый, когда произносится фраза «сдачи не надо» - как у орлов горных. Выразительный такой. Горделиво-обидчивый. Или презрительно-сморщеный. «Фи! Мне? Да это не !» Вроде бы даже оскорбительно мужчине-покупателю этому, что дама-продавщица о нем могла подумать такое.

Мне пришлось как-то несколько вечеров подряд иметь возможность наблюдать в одном киевском гастрономе за покупателями. Так вот – результаты моего «исследования» были поразительны! Чем выше благосостояние человека, тем серьезнее он относится к деньгам. Даже к тем деньгам, которые обзывают мужики в синтетических рубашках «не деньгами». Подъедет такой на БМВ новенькой, поблестит очками в золотой оправе, выберет продуктов гривен на триста, расплатится на кассе. А потом аккуратно сдачу соберет до последней копеечки, поблагодарит вежливо продавщицу и укатит в квартиру свою с ремонтом обалденным. Зато придет мужик с соседней стройки, купит за семь пятьдесят и бросит продавщице через плечо, от кассы отходя – «сдачи не надо!» Как облагодетельствовал девчонку пятьюдесятью копейками. Шиканул, вроде бы как…

Мне думается, что ни в одной стране мира нет подобного отношения к деньгам. Отношения нелогичного, потому что презрение мелочь вызывает преимущественно лишь у тех, кто настолько же далек по благосостоянию от среднего класса, как, к примеру, далек по уровню умственного развития пан Леонид Кучма от сэра Чарльза Дарвина. В связи с этим вспоминается мне история некой Татьяны, давней подруги нашей семьи, проживающей ныне в США. Вернее, история встречи Татьяны с одним человеком. Но – по порядку…

…История началась в далеком 1941. Таниного деда Степана призвали в армию. Он оставил в тылу рыдающую жену с двумя детьми, перекрестился и отправился навстречу своей судьбе. Был пленен, как и миллионы советских военнослужащих, в первые месяцы войны. Подобно герою фильма «Судьба человека» объехал половину Германии, намахался киркой на рудниках и каменоломнях, ходил по краю жизни и смерти, несколько раз пытался бежать, но был схвачен. Чудом дотянул в концлагере до прихода союзных войск и был освобожден американцами.

Будучи человеком отнюдь не глупым, смекнул, что на родине имеет все шансы попасть в не менее суровые условия пребывания еще лет на пятнадцать. И решил не возвращаться. Двинул Степан в Америку. И начал свой долгий путь по лестнице, к успеху ведущей. Кем он только не работал! Таксистом, шахтером, посудомойкой, кинооператором, водителем школьного автобуса… Потом перебрался в Техас. С чего конкретно Степан начал свой – история умалчивает. Известно лишь, что спустя двадцать три года после приезда в Америку стал Степан миллионером. Одним из богатейших людей Техаса. Вот так вот. Американская мечта на примере парня из украинской деревни.

Шли годы. У сыновей, брошенных Степаном на Украине, родились дети. Сами сыновья чувствовали себя весьма комфортно. Один – инженер на заводе Арсенал, второй – таксист. Неплохие, по меркам советского союза, профессии. И вот им обоим приходят письма из далекой и такой страшной (там ведь все с пистолетами ходят!) Америки. Пишет им их отец о том, что болен, что хочет видеть их у себя, что и денег заработал много и бизнес создал, а наследника не родил на чужбине. Пишет им отец, чтобы матери кланялись за него. Что не было у него выхода иного в далеком сорок пятом, а теперь уж не сможет в глаза, когда-то родные, смотреть…

В общем, приглашал их отец к себе в Техас. Один из сыновей, что инженером работал, почесал лоб да и отказался, осознав всю трудность своего отъезда в далекие Штаты. Второй же махнул рукой и начал готовиться. Он смог выехать в Израиль как еврей (а чего стоило ему, чистокровному украинцу, получить необходимые справки – отдельный разговор) и оттуда рванул в Америку. Перед отъездом поцеловал дочь свою пятилетнюю, жену рыдающую (как оказалось – в последний раз поцеловал) и отбыл в неведомое…

Вынырнул он из неведомого уже через девятнадцать лет в виде телеграммы, дочери адресованной. В ней извещал бывший советский таксист, а ныне – преуспевающий американский бизнесмен и нефтяной воротила, о том, что намерен дочь свою единственную посетить. Таня работала официанткой в ресторане, была девушкой не по годам сообразительной и, что при союзе особо ценилось, пробивной. В свои двадцать четыре на Жигули ездила, деньги неплохие зарабатывала. Но такое событие – приезд папы-миллионера - не могло не заставить девушку напрячь все силы и бросить их на подготовку к приезду родителя.

У подруги была одолжена люстра из хрусталя, у друга – несколько картин. В ресторане позаимствовала Татьяна сервиз на двадцать четыре персоны, а бесчисленное количество деликатесов заказано ею было наперед. Все свои сбережения бросила Таня на подготовку к приезду папы. И он прилетел. Обнял дочь в аэропорту, подивился наличию у нее собственного (вымытого и начищенного до зеркального блеска). В квартиру дочери вошел и рот от изумления раскрыл. По стенам – картины, под потолком – люстра хрустальная. Сама Таня одета по последней моде, в золоте и жемчугах (самым трудным было одолжить у подруги жемчужное ожерелье, но ничего - сдалась). Похмыкал папа и поехал вместе с дочерью на рынок, за продуктами. Таня все оплачивала из своего кармана, а папа что-то постоянно записывал в маленький блокнотик.

Подруги Тани уж волноваться начали:
- Что это он пишет там?
Таня разводила руками:
- Привык, наверное, в Америке, все записывать…
- Сдачи не надо! – несколько раз широким жестом отказывалась Таня на рынках от мелочи. Папа смотрел странно, записывал. Хмыкал…

Наступил вечер. За шикарно накрытым столом собрались самые близкие друзья. Некоторые не верили, что этот простенький человечек, восседающий рядом с Таней, – миллионер. Не очень походил. Что в нем было особенным и бросающимся в глаза – так это часы золотые. Остальное – как у заурядного «интуриста». Под конец застолья слово взял Танин отец. Он встал с бокалом шампанского в руке и тихо начал:
- Знаете, летел я сюда и думал – как живет моя дочь, чем дышит? Все ли так плохо у вас, как нам иногда кажется из-за океана? И я кое-что понял. Сейчас попытаюсь объяснить…

Он достал из кармана брюк тот самый блокнотик, в который записывал каждую покупку на рынках.
- Вот… Сумма, потраченная моею дочерью на покупки, приуроченные к моему приезду – астрономическая. По моим меркам – несуразно большая. Кроме того, как я понимаю, к моему приезду готовились заранее, - отец обвел взглядом стены, увешанные картинами, и Тане на секунду показалось, что он догадался – откуда полотна.

Вы богато живете! Вы – очень богаты, как я вижу!
Все зарделись. Эффект был достигнут. В грязь лицом не ударили…
- Еще одно удивило меня безмерно. Моя любимая дочь настолько , что не берет сдачу на рынке! – он обвел взглядом всех присутствующих так, будто сообщил что-то удивительное и невозможное. На него смотрели с непониманием. Ну, так что же? Ну шиканула. Тоже мне…

Странный техасский миллионер посерьезнел:
- Так вот, дорогие мои. Пока вы так относитесь к деньгам, не будете вы жить хорошо. Вы будете пускать пыль в глаза, будете не забирать мелочь в магазинах, будете покупать деликатесы втридорога, чтобы «быть не хуже других»… Зачем вы так поступаете? От широты души? Мне было бы достаточно обычного тихого ужина, сготовленного на этой кухне, а не в ресторане. Мне было бы вполне достаточно того, что едите вы. Мне не нужно есть обязательно с серебра и пить с золота. Я считаю деньги. Всю сумму я Танюше верну, разумеется, но от себя скажу – я бы так деньгами не сорил. За встречу!

Он выпил шампанское и опустился на стул. Прошло много лет с того дня, но никто из присутствовавших тогда на ужине не забыл речи Таниного папы. Они рассказывали об этом своим детям, а их дети рассказывают сейчас это своим детям. И я, сын одной из гостей, передаю вам дословно тот монолог, сказанный много лет назад , удивленным нашей расточительностью и желанием «шикануть». Таня уехала в Америку и уже там поняла полностью всю концепцию богатых людей, считающих каждый цент…

Мне думается, что там, где деньги не считают, их попросту нет . Форумы в Интернете пестрят заголовками с призывами помочь голодающим детям Лаоса. Кто пишет в эти форумы? Те, у кого денег совсем чуть-чуть. Те пишут, кто одет плохонько, кто обут дрянненько. Те горят помочь абстрактным детям, у кого дома свои батон с маслом деликатесом считают. Кто в метро попрошайкам подает охотнее всего? Те, у кого денег – от зарплаты до зарплаты. Кто сдачу в магазинах не забирает? Те, у кого завтра денег может и не быть вовсе. От кого мы чаще всего можем услышать фразу - «Это не деньги!»? Не от обеспеченных людей, как ни странно.

У меня есть знакомый. Человек богатый. Так вот, я был поражен как-то, увидев, как он, выходя из своей машины стоимостью в несколько десятков тысяч долларов, обронил мелочь на асфальт. Нагнулся и собрал! Не махнул рукой презрительно, а собрал. Перед этим нагнувшись. Корона не упала. И я понял тогда то, что потому-то он и богат, что к деньгам относится по-особенному. Без презрения глупого.

Я желаю вам всем стать богатыми. Начните с малого – с мелочи в . Деньги стоят того, чтобы их уважать. И когда вы начнете уважать их, они начнут уважать вас. И будут с вами дружить. Крепкой, настоящей дружбой.

В семье одних моих знакомых первое слово, которое сказал сын, — было «деньги». Родители мальчика были этим сильно удивлены и даже опечалены, ведь мы все желаем, чтобы деньги были лишь сопутствующим обстоятельством. Однако в этой семье тема денег постоянно обсуждалась в варианте: «денег не хватает, откуда их взять?». Как вырастить ребенка, который будет «дружить» с деньгами, ценить их, делать накопления, разумно тратить? Об этом родителям стоит задуматься в самом раннем возрасте своих чад, а не тогда, когда приходят первые проблемы (детское воровство, жадность или расточительность, полное неумение ориентироваться в финансовой сфере), ведь дети черпают свои знания о денежных отношениях из комментариев и реакций -родителей.

Жадность или -экономия?

Мы не учим маленького ребенка экономить или тратить деньги, мы учим его беречь игрушки, ценить покупки, не забывать формочки в песочнице и не терять варежки зимой. Или, наоборот, спокойно относимся к тому, что все теряется, ломается, забывается, и просто покупаем ему новое. Именно эти родительские действия-установки и формируют будущее отношение ребенка к -деньгам.

Несколько лет назад я наблюдала со стороны такую ситуацию: двум девочкам одновременно купили новую модель куклы-пупса с горшком и специальными кашами. Куклу можно было кормить кашами, и она ходила на горшок. Отдельно «кашки» не продавались. Девочка из одной семьи сразу же открыла все пакетики и развела гигантскую порцию каши. Другая же смотрела на это с ужасом, понимая, что пакетики надо экономить. Она настолько берегла заветные пакетики, что, достигнув подросткового возраста, обнаружила их в своих старых игрушках. У этих четырехлетних девочек уже были видны две противоположные черты: расточительность и экономия. Это уже маленький результат действия родительских установок: не трать лишнее, другого не будет или, наоборот, лови момент, живи в свое -удовольствие.

Также отношение к деньгам воспитывает наблюдение за тем, как родители и близкие люди распоряжаются ресурсами. С легкостью выкидывают заветренные продукты или пускают во вторичную переработку? Выбрасывают ненужную одежду, пристраивают ее нуждающимся или продают? Все эти мелочи дети замечают и мотают на ус. Какой подход исповедуете вы — такого же будет придерживаться и ваш -ребенок.

Интересная ситуация получается, когда родители из семей с разными экономическими установками одновременно транслируют их своим детям. Однажды ко мне на консультацию по проблеме воспитания детей пришла пара, на протяжении многих лет спорившая по поводу невыключенного света и напрасно льющейся воды. Установка жены звучала примерно так: «зачем утомлять себя тусклым освещением и полумраком, если плата за ресурсы минимальна?». Установка мужа была противоположной: «если есть возможность сэкономить, надо экономить, чтобы потом купить что‑либо ценное». В семье жены ценился комфорт и расслабленность, в семье мужа — повышение социального и экономического статуса путем экономии. Супруги столкнулись с дилеммой: какой из установок следовать как основной? Каждый отстаивал свою: муж копил, жена тратила, а дети при этом впитывали и то и другое. Каким установкам будут следовать выросшие в этом противоречии дети, будет видно со временем: либо влияние одного из родителей окажется сильнее, либо это будет какая‑то другая позиция. Мы никогда не можем предвидеть заранее, что именно выберет ребенок, когда одинаково важные люди исповедуют разные ценности. Но золотая середина есть как между жадностью и экономией, так и между щедростью и расточительностью, а выбор, как воспитывать ребенка, остается за -вами.

Мое — твое — чужое

Все мамы знают, что у детей в возрасте двух-трех лет такие слова, как «мое», «не дам», «нет», становятся чуть ли не самыми употребляемыми. Именно тогда у детей начинает формироваться отношение к собственности — пока что в этой роли выступают ценности детского мира, то есть игрушки. Отсюда первые проявления жадности, когда малыши крепко вцепляются в свои ведерки в песочнице и не собираются ни с кем делиться. Это говорит не о жадности как таковой, а о том, что ребенок вступил в новый период своего психологического развития. «Не дам» означает, что малыш уже прочувствовал новое для себя понятие «мое — не -мое».

Некоторые мамы ошибочно воспринимают это так: ребенок сначала был добрым и делился, а потом испортился и стал жадным. Но дело обстоит, скорее, наоборот. Ребенок изначально делился потому, что не ощущал границ между своим и чужим, и лишь осознав, что не весь мир принадлежит ему, стал удерживать именно свое. И от того, как родители относятся к его «удержаниям», зависят такие важные качества, как будущие жадность или щедрость, станет ли слово «чужое» запретным или будет поводом для расширения границ -«своего».

Очень важно учить ребенка, даже маленького, не брать чужое без разрешения хозяина, обмениваться игрушками с другими детьми. Уважительно стоит относиться и к праву ребенка отстаивать свое. «Миша очень любит эту машинку, наверное, он еще не готов ею делиться, может, ты поиграешь нашим мячиком вместо машинки?» — может сказать мама «жадины» малышу, уже готовому меняться игрушками. Именно родители должны проговаривать самые важные моменты такого взаимодействия. Если вы мама ребенка, который услышал от другого малыша «Не дам!», то его отказ можно прокомментировать так: «Он не хочет давать свой трактор, это его игрушка, и мы ничего не можем поделать, давай поиграем лопаточкой?».

К сожалению, зачастую мы сами разрешаем брать детям чужое, заставляя делиться других, а не своего, оправдывая его поступки тем, что он еще маленький. Несформированное вовремя табу на чужую собственность приводит к бессознательному разрешению брать чужое, особенно когда очень хочется, и, соответственно, к -воровству.

Первые деньги

Абстрактную ценность денежных купюр детям понять непросто. Нередко малыши предлагают родителям, если у тех нет денег, сходить в банкомат, где купюры выдают всем. К четырем-пяти годам они уже понимают, что без денег в магазине ничего не купишь, любят брать сдачу, радуясь ее количеству, а не номинальной стоимости. Затем, уже перед школой, понимают различия в ценности купюр, могут контролировать простой товарно-денежный обмен и тогда начинают копить «свои» -деньги.

Ребенка-дошкольника надо посвящать в товарно-денежные отношения постепенно, но делать это необходимо. Сначала ребенку интересно вместо родителей подать купюру продавцу, потом взять сдачу. Взять, чтобы отдать родителям, а не забрать себе. Главное — ребенок не должен иметь собственные деньги, если он не понимает их экономической ценности. Если вы позволяете ребенку играть мелочью, в этом нет ничего плохого. Важно, чтобы он не воспринимал ее только как игрушку (для мелочи должно быть специальное место, емкость), но и как ценность взрослого мира. И тут возникает интересный вопрос — чьи это деньги: ребенка или -родительские?

Ответ вроде бы прост — кто их заработал, тому они и принадлежат. Но некоторые родители соглашаются считать их детскими. Современные бабушки и дедушки нередко дают детям деньги просто так, дарят на праздники. С одной стороны, это хорошая возможность для дошкольников попрактиковаться в умении распоряжаться деньгами. Однако есть одно НО, которое необходимо учитывать: ребенок не может и не должен распоряжаться деньгами, которые он не заработал сам! Ответственность за детские деньги лежит на родителях, поэтому все решения должны быть предметом обсуждения. Родители, контролируя то, как ребенок тратит «свои» деньги, могут обучать его процессам управления финансами. Накапливать, планировать нужные покупки, тратить на увлечения или сиюминутные желания — пробовать можно все тактики, главное — помогать ребенку делать правильные -выводы.

В младших классах школы у ребенка появляется новая категория денег — деньги на карманные расходы. Вырастает степень самостоятельности ребенка и количество вариантов обращения с деньгами — теперь у него есть возможность купить булочку в буфете, мороженое после школы, занять или одолжить деньги. Вопрос, сколько денег давать на карманные расходы, давать ли их вообще, решают родители, основываясь на своей финансовой ситуации. Но если ребенок не имеет небольших сумм на карманные расходы — у него нет возможности обучиться этим финансовым операциям, совершить первые ошибки, наработать свой опыт. Карманные деньги ребенок тратит сам, но время от времени важно интересоваться, куда они уходят, с какой скоростью и какие выводы делает юный -финансист.

Детское воровство

Я думаю, практически каждый взрослый может вспомнить эпизод из своего детства, связанный с воровством. Кто‑то воровал булочки в магазине, кто‑то деньги у родителей… Поэтому разовую «акцию» можно отнести к разряду детских экспериментов, но родителям надо правильно отреагировать на такой поступок. Правильно — значит, отнестись к этому как к чему‑то недопустимому, ужасному и требующему вашего повышенного внимания. Даже если вы относитесь к этому снисходительно, именно как к эксперименту ребенка с границами допустимого, реагировать надо -строго.

При этом не каждое присвоение чужого является воровством — в нем должна быть корысть или умысел. Соответственно, ребенок должен уже оперировать понятиями «мое» и -«чужое».

Если трехлетний ребенок берет из маминой сумки кошелек, пока она болтает с подругой, — это не воровство, а повод для разговора и обучения правилам. Если то же самое делает подросток, которому все правила давно известны, — это уже воровство. Все незаконно изъятое должно быть возвращено владельцу с извинениями ребенка или родителей. Зачастую родителям стыдно возвращать украденное, и они спускают ситуацию на тормозах, ограничиваясь руганью и назиданиями. Но по закону кража считается оконченным преступлением с того момента, когда виновный изъял чужое имущество и получил реальную возможность распорядиться им по собственному усмотрению, независимо от того, удалось ли ему реализовать эту возможность или -нет.

Почему дети экспериментируют с чужим? Для воровства есть множество причин: родители не ввели на это строгое табу; ребенок борется с родителями за власть; ребенок хочет завоевать весь мир, почувствовав, что он выше всех родительских правил; он чувствует свою обделенность, ненужность и восстанавливает «справедливость»; он имел опыт безнаказанного присвоения и получил от этого удовольствие. Причин много, однако часто они сводятся к двум противоположным родительским установкам: попустительству и неуважению личных границ ребенка. У воровства всегда есть психологические причины, и правильно их понять — очень важно как родителям, так и детям. Нередко это способ что‑то сказать миру, родителям или себе. Поняв этот язык, можно научить ребенка выражать себя социально допустимым -образом.

Платить ли ребенку -деньги?

Над этим вопросом родители задумываются часто, но отвечают на него все по‑разному. Обычно вариантов, за что платить ребенку, не много: хорошие оценки в школе, уборка по дому и другие «услуги». В жизни принцип оплаты логичен и прост: работой можно назвать предмет или услугу, за которую посторонний человек готов заплатить деньги, потому что для него это является ценностью. Человек, моющий окна в собственном доме, безусловно, трудится, но не зарабатывает, максимум, экономит. Но если он же моет окна в чужой квартире, это уже заработок. Однако родители зачастую применяют совершенно другие принципы материального стимулирования -детей.

Родители, которые платят за учебу, считают, что так они повышают мотивацию к обучению. «Учеба в школе — как работа, поэтому мы ее оплачиваем, вводя систему бонусов и штрафов» — с такими идеями я сталкиваюсь довольно часто. Однако недавно я познакомилась с семьей, которая подобным образом убеждала четырехлетнюю дочь ходить в детский сад. Девочка не желала его посещать, и родители предположили, что сад для нее такая же работа, как для папы и мамы их профессиональный труд. Девочка резонно заметила, что они там зарабатывают деньги, а она — нет. После этого разговора родители договорились с воспитательницей, чтобы она в конце каждой недели платила девочке «зарплату», и она стала посещать сад более охотно. Финансовое стимулирование дало желаемый результат, но благодаря чему? Какие выводы делает ребенок, когда получает деньги за вещи, которые трудом не -являются?

Посещение детского сада, учеба в школе, уборка по дому — это не труд, а процессы жизнедеятельности, результаты которых приносят блага ребенку, а не -обществу.

Родители, оплачивающие этот «труд», подменяют понятия, втягивая в детско-родительские отношения лишний материальный элемент. Зачастую это приводит не к повышению мотивации, а к накоплению средств нечестной игрой. В учебе это проявляется так: двойки активно скрываются, пятерки приписываются, заводятся вторые дневники, придумывается масса других хитростей. Ребенок учится жульничать, а не честно зарабатывать. Мотивация на обучение — это когда интересно учиться мне, я сам вижу в этом деле толк, цель и перспективу, получаю от этого удовольствие. Оплата учебы подтверждает идею, что учеба нужна не ребенку, а его -родителям.

С домашним трудом дела обстоят практически так же, но есть и одна особенность. Всю работу по дому можно условно разделить на три категории. Первые две — это труд во имя себя (убрать в своей комнате, постирать и погладить свою одежду и т. д.) и труд на пользу семьи (помыть пол в квартире, испечь пирог, сходить в магазин, посидеть с младшим братом и т. д.). Эти действия не оплачиваются по морально-нравственным соображениям. Третья категория — серьезный и качественный труд на благо семьи, когда ребенок выполняет чью‑то обязанность. Здесь уже можно задуматься об -оплате.

Например, вы всегда пользовались услугами мойщиц окон и прекрасно знаете, сколько это стоит и какого качества должна быть работа. Ваша дочь-подросток предлагает вам свои услуги за ту же оплату. Ей нужны деньги, вам — чистые окна. В процессе мойки она узнает, как зарабатываются деньги физическим трудом, насколько привередливы «хозяева», проверяющие качество и скорость работы, как договариваться о размере оплаты, и как быстро эта оплата испаряется из кошелька… И труд дочери нужно оценивать так же строго, как и труд постороннего человека, или снижать оплату за плохое -качество.

В вопросе, платить или не платить ребенку за труд, критерия два: готовность заплатить за эту работу (услугу) постороннему человеку и обязанность/не обязанность ребенка выполнять эту -работу.

Общая финансовая осведомленность

Иногда родители пытаются продлить детство детей и скрывают от них всю финансовую жизнь семьи — траты, кредиты, планы. «Зачем ему знать наши сложности? Мы обо всем позаботимся», — думают -родители.

Разумно с 9-10 лет начать посвящать ребенка в финансовую ситуацию семьи, то есть объяснять, рассказывать и комментировать. Важно, чтобы ребенок видел, как вы расставляете приоритеты, что делаете для того, чтобы поправить финансовое положение: больше зарабатываете или меньше расходуете? По каким финансовым принципам живет ваша семья? Эта осведомленность, с одной стороны, спускает ребенка на землю, а с другой — делает его участником семейного процесса. Столкновение детской потребительской позиции с принципом реальности и возможностями родителей очень отрезвляет ребенка и помогает развить в нем -ответственность.

Недавно я была свидетелем разговора тринадцатилетней девочки и ее мамы. Строя планы на следующий год, дочь спрашивает: «Мама, ты дашь мне денег на поездку на конкурс по балету в Германию?». Мама в ответ интересуется предыдущими планами-желаниями дочери: «Значит, поездка на твой день рождения в Париж отменяется?» — «Нет». — «А летом в языковой лагерь?» — «Нет». — «А с нами на море всей семьей?» — «Нет». — «То есть в течение года ты планируешь съездить в Германию, в Париж, в зарубежный языковой лагерь и на море со всеми?» — уточняет мама. И слышит в ответ: «Да… Думаешь многовато?». — «Доченька, отличные желания, но ты же знаешь наши финансовые возможности», — говорит мама. Девочка задумалась. Мама не против ее желаний, только их придется соотнести с финансовой реальностью семьи и расставить -приоритеты.

Когда родители посвящают детей в принцип принимаемых ими решений, дети становятся участниками событий, а не просто их безвольными последователями. Это учит ребенка ограничивать свои желания, планировать и опираться на реальность. Сколько людей, погнавшись за своим «хочу», взяли непосильные кредиты? Соотношение между «хочу — могу — нельзя» определяет степень зрелости человека как -личности.

Деньги детям не игрушка

Чтобы дети выросли финансово успешными людьми, необходимо с самого раннего возраста прививать им те ценности, которые, по вашему мнению, им в этом помогут. Дети — большие подражатели, они видят и чувствуют ваше истинное отношение к деньгам, и оно становится их ценностью и путеводной звездой. Помимо правильного отношения к чужой собственности, наличия навыков управления деньгами и общей финансовой осведомленности, ребенок должен осознать, что деньги — это лишь средство, а не самоцель. Как сказал Гораций: «Деньги либо господствуют над своим обладателем, либо служат ему». Какую роль они будут играть в жизни вашего ребенка, зависит в том числе и от -вас.

"...Восьмая заповедь: Не укради

Это означает: не воруй.

Воровство, по-славянски «татьба» – тяжкий грех, лишающий недугующих им Царства Божия, Царства Небесного. «Ни лихоимцы, ни татие... ни хищницы Царствия Божия не наследят», – говорит Апостол Павел (1Кор.6:10). Очевидно, профессиональных воров, грабителей и жуликов среди нас, собравшихся сегодня, нет. Но ведь взять самую малость, тебе не принадлежащую, это уже воровство.

1. Вспомните, не соблазнились ли вы чем-нибудь, что, как говорится, плохо лежало. Мы совсем не считаем это грехом, а ведь это явное воровство. Да не приносили ли чего детям и не приучали ли их с детства, что с работы можно что-нибудь утащить, что это не воровство.

Господи, прости нас, грешных!

2. Не соблазнялись мы чем-либо в чужом саду, огороде или поле, частном или государственном, – это все тоже воровство.

Господи, прости нас, грешных!

3. Есть еще и такие рассуждения: «Я молиться еду Матери Божией, Она меня бесплатно провезет!» Одумайтесь и кайтесь! Это все тоже воровство. Какое это богомолье будет? Раньше ходили пешком, а теперь не считают зазорным бесплатно проехать в транспорте.

Господи, прости нас, грешных!

4. Не крали ли у государства электроэнергию, придумывая всякие фокусы со счетчиком. Это позор для христианина!

Господи, прости нас, грешных!

И от сего дня перестаньте пачкать свою совесть этими постыдными мелочами. Все сейчас имеют достаточно средств, чтобы честно расплатиться с государством за все эти бытовые услуги.

5. Работники торговли и общественного питания или те, кто продает избытки своих плодов земных на базаре! Кто из вас обмеривал, обвешивал, обсчитывал, продавал плохой товар за хороший? Кайтесь Господу!

Господи, прости нас, грешных!

И с сегодняшнего дня не пачкайте своих рук и совести краденым. Никакой пользы, ни материальной, ни тем более духовной, накопленное таким образом добро не принесет! Наоборот, и честно-то заработанное пойдет прахом, и душевного покоя нет – все думы: как бы не попасться, не подсчитал бы кто, что живу не по средствам, не заподозрил, не донес.

6. А какой позор перед людьми и Богом, и святыми, и Ангелами, если христианина-вора поймали и уличили в воровстве. Сейчас каждый имеет вполне достаточно средств, зарабатываемых честным путем, а лишнее и в еде, и в одежде, и в обстановке, приобретенное даже честным путем, – для христианина грех.

Может быть, кто, работая в детских учреждениях, объедал детей? Это уж совсем преступление! Кайтесь!

Господи, прости нас, грешных!

Не жульничали ли, подсовывая старые деньги, заведомо брали большую сдачу, если продавец ошибался в нашу пользу.

Господи, прости нас, грешных!

7. Утаивали и присваивали найденные вещи. Святые не брали стручка гороха, валяющегося на пути. Не положил – значит не твое. Нашел что – постарайся найти потерявшего.

Господи, прости нас, алчных на чужое добро!

8. Может быть, покупали заведомо краденую вещь, или покупали за бесценок что-либо у пьяницы, укравшего вещь у семьи. Одумайтесь! Помните, что, покупая краденое, вы становитесь соучастником преступлений, совершаемых и вором, и пьяницей. Никогда не вносите в свой дом таким образом приобретенных вещей! А кто так поступал, кайтесь!

Господи, прости нас, грешных!

9. Не подписывали ли или не пользовались ли каким-нибудь ложным денежным документом?

Господи, прости нас, грешных!

10. Может быть, не платили долгов или задерживали уплату их, ссылаясь на несостоятельность?! А на самом деле, или просто скупились отдать, или не могли сдержать своей расточительности, чтобы накопить и отдать.

Незамедлительно расплатитесь с долгами; если есть возможность, то сегодня же отдайте долги или обещайте Господу сделать это в ближайший срок. Тогда покаяние будет действенным! И вообще, христианин должен был бы укладываться в рамки наличных своих средств. Жить можно и поскромнее, но тогда спокойнее будет на душе, ибо долг всегда угнетает, «висит на душе».

11. Мы всегда грешим против восьмой заповеди небрежным отношением к чужой или казенной вещи. Если нам люди или государство доверяют пользоваться теми или иными вещами, то христиане должны относиться к ним с большей осторожностью, чем к своим вещам, чтобы не сломать, не потерять, не испортить небрежным отношением доверенное нам.

Господи, прости нас грешных, невнимательных и небрежных!

12. Мы грешны против этой заповеди, если вынуждаем людей задаривать нас. Может, кто из вас пускает переночевать своих родных, знакомых, приехавших посетить святые места. Не ведете ли вы себя так, что они бывают вынуждены дарить вам подарки? Не требуете ли к себе, как к хозяевам, каких-то особых, необыкновенных отношений? Кайтесь Господу!

Господи, помилуй нас, грешных!

Уж если не можете бескорыстно упокоить, накормить и вообще принять гостей в дом, то хоть старайтесь не делаться бессовестными вымогателями. Подумайте, что ведь ни у кого нет капиталов, все живут на пенсию, а тут еще и на дорогу надо накопить. Поэтому не требуйте подарков и приношений и постарайтесь по мере возможности принять гостей по-христиански!

13. Не наносили ли вы вреда имуществу ближнего умышленно со зла или зависти? Не вытаптывали ли огородов, ни обламывали ли плодовых деревьев, не отравляли ли собак, куриц, соседских животных и т. д.? Не заливали ли чем их территорию умышленно? Может, еще чем, еще каким злодеянием препятствовали выгодам других людей? Кайтесь Господу! И если тяготит какой из этих грехов, то возместите содеянный вами ущерб, помиритесь с обиженными вами и, как Закхей-мытарь возместите им вчетверо! Вот тогда это будет воистину покаяние!

14. Мы осуждаем тунеядцев, показываем на них пальцем, ругаем, но ведь мы все тоже тунеядцы! Кто из нас предельно добросовестно все положенное время до минутки работает на работе или послушании? А кто отказывается получить зарплату до копейки?

Господи, прости нас, грешных!

15. К грехам против восьмой заповеди Закона Божия относится также грех святотатства, то есть похищения или присвоения себе церковной или монастырской собственности. Самую малость нельзя уносить из храма, даже огарка свечного. Знайте, что церковное и монастырское имущество – буквально огонь, который вы вносите в жилище свое.

16. Существует еще один вид греха против этой заповеди, это грех лихоимства, то есть продажа продуктов питания или вообще вещей необходимых по повышенной цене. Этот грех выражается в спекуляции, тяге к перепродаже дефицитных товаров по заведомо завышенной цене в целях наживы. Кто из христиан занимается этим постыдным делом, немедленно прекратите это бесчестное дело и кайтесь Господу со слезами в своей хищной алчности и наживе.

Господи, прости нас, грешных!

17. Не выпрашивали ли вы денег или вещей на свои мнимые нужды, или на нужды вымышленных людей, храмов, обителей, с целью обмана простодушных людей для своей наживы? Если есть такие, кающиеся ныне, принесите Господу раскаяние и немедленно прекратите злой обман и постарайтесь возместить украденное тем, чтобы пожертвованное попало в руки нуждающихся.

18. Восьмая заповедь запрещает всякие денежные азартные игры. Всяческая картежная игра, игра в кости, тем более на деньги – это грех! Кто увлекается игрой в карты, проводит драгоценное время за любыми другими азартными играми, кайтесь Господу!

Господи, прости нас, грешных!

И не прикасайтесь больше к этому занятию. Это не требует особого подвига, надо только относиться к этому со всей строгостью. Понять, что недостойно для христианина тратить время на пустое да еще входить в азарт, мучить свою душу и гневить Господа! Неужели же нет у нас занятий более достойных, чем картежная игра и «забивание козла» в домино?

Господи, прости нас, грешных!

19. Не брал ли кто из вас взятки? Не обижал ли кто кого при распределении вознаграждения за труды: может, не по совести разделили премию или какие подарки? Не лишил ли кто неправильно кого работы по своей власти или злому наговору начальству. Кайтесь, кто грешен в этом!

Господи, прости нас, грешных!

20. Может скупились тратить на добрые дела помощи ближнему? Не заботились о содержании и украшении наших храмов?

Господи, прости нас, скупых и жадных!

21. Мы грешим против этой заповеди употреблением хотя и собственных вещей, но не для насущной надобности, а на роскошь и тщеславие! Вот есть одно приличное пальто или обувь, или вообще одежда, а мы еще заводим для тщеславия не нужные нам предметы роскоши.

Господи, прости нас, грешных!

А другой, наоборот, ходит в латаном-перелатаном, во всем себе отказывает, только бы не потратиться – это уже другая крайность, страсть, вытекающая из нарушения этой заповеди, это скряжничество. Иной хвастается, что не привык денег считать, все до копейки на ветер пускает, – это грех расточительства.

Господи, прости нас, грешных!

22. Мы грешны против восьмой заповеди, если заведомо не предохранили других от убытков, зная, что они могут произойти. А в бедах и нуждах не пользовались ли растерянностью или безвыходностью положения пострадавшего? Не похищали ли чего от пожара, при наводнении или еще каких стихийных бедствиях? Не брали ли непосильной платы за свою помощь пострадавшим? Если это случалось с нами, кайтесь Господу!

Господи, прости нас, жестоких, своекорыстных и немилосердных!

23. Если даже мы чисты от всех или большинства перечисленных выше преступлений против восьмой заповеди Закона Божия, то надо помнить всем нам, что помимо материального достояния, каждый из нас одарен от Господа различными талантами и способностями. Тратили ли вы их на пользу ближним? Помогали ли добрым советом, обращали ли на путь истины заблудших, утешали ли в несчастье, и вообще, живем ли мы для людей или живем только для себя, закоснев в предельном эгоизме?

Спросите свою совесть, и если она укоряет вас, кайтесь Господу!

Господи, прости нас, грешных! ..."

Из книги "Опыт построения исповеди".