Есть ли жизнь после ГосНаркоКонтроля? Источник: лишь каждый седьмой сотрудник упраздненной фскн устроился в мвд Упразднение фскн в году

ФСКН России должна была быть расформирована к 1 июня 2016 года. Об этом говорится в указе президента РФ , посвященном упразднению этой службы. Однако на практике оказалось, что полностью завершить ликвидацию ведомства не успели. «Еще не все сотрудники ФСКН официально уволены. Есть постановление за подписью Медведева о том, что

служба прекратит свое существование как юридическое лицо в декабре нынешнего года.

Связано это с тем, что передача дел от наркоконтроля в МВД идет долго, кроме того, оба ведомства не успели по объективным причинам подготовить в достаточном количестве нормативные акты, необходимые для перехода функции в Министерство внутренних дел», — рассказал «Газете.Ru» источник, близкий к руководству Госнаркоконтроля. По его словам, штат управления МВД по контролю за наркотиками будет сформирован только 15 июня.

Вместе с тем в пресс-службе ФСКН «Газете.Ru» сообщили, что сейчас в главном здании службы работает межведомственная ликвидационная комиссия. «В ее составе есть множество представителей МВД, они ходят по кабинетам, принимают нашу оргтехнику и иное имущество. «Фээскаэнщиков в здании немного, они занимаются в основном вопросами своего увольнения и ничем более», — отметил представитель ведомства. Он добавил, что директор наркополиции сейчас находится в отпуске.

До своего расформирования Госнаркоконтроль обладал значительным арсеналом оружия, которое находилось у оперативных сотрудников и бойцов спецназа ФСКН «Гром». В частности, наркополицейские располагали пистолетами Макарова и Ярыгина, автоматами Калашникова, пистолетами-пулеметами «Кедр», снайперскими винтовками различных типов, а также помповыми ружьями, гранатометами и специальным орудием для бесшумной стрельбы. Однако, как рассказал «Газете.Ru» сотрудник спецназа по имени Сергей, сразу после публикации указа Путина о ликвидации службы все оружие было передано межведомственной комиссии.

«Сейчас мы все ходим безоружные, все оружие было сдано по описи полицейским»,

— сказал он.

Что касается вещественных доказательств по делам о производстве или продаже наркотиков, то они сейчас находятся в камере хранения ФСКН, описи переданы полицейским. «Дела еще расследуются, так что ко всем вещдокам, в том числе и наркотикам, применяются общие правила хранения этих доказательств. После приговора суда вещдоки, в том числе изъятые наркотики, уничтожаются», — рассказал «Газете.Ru» источник в ФСКН.

Как удалось узнать «Газете.Ru» из разговоров с теми сотрудниками ФСКН, которые еще не уволены, в настоящий момент большая часть из них просто сидят и ждут своей участи. «Мы сдали все дела в архив, ежедневно приходим на работу вовремя, сидим на местах, ждем штатной структуры МВД, переназначения на новые должности или хотя бы выведения за штат. Мы все написали рапорт на увольнение и на согласие служить в полиции на новых должностях. Нам сообщили, что всех нас устроят на службу в МВД, однако неофициально дали понять, что оперских должностей хватит не всем», — рассказал Константин, сотрудник управления про Центральному административному округу ФСКН. По его словам, это означает, что

некоторым вчерашним операм могут предложить служить патрульными полицейскими или участковыми.

«Конечно, это понижение в статусе, а иногда и в звании. Но я больше ничего не умею, кроме как работать в правоохранительных органах, так что соглашусь на ту работу, которую мне дадут в МВД», — сказал он.

Константин добавил, что большинству следователей ФСКН уже предложили работать в следственном аппарате Министерства внутренних дел, но не все на это согласились, кто-то предпочел уволиться. Константин также отметил, что за май всем сотрудникам его подразделения выплатили всю зарплату в полном объеме. Это же подтвердил и анонимный источник «Газеты.Ru» в руководстве ликвидируемого ФСКН. «При этом нам сказали, что в июне нам выплатят уже только оклад и надбавку за звание. Это на практике означает, что если за май я получил, условно, 50 тыс. рублей, то в июне получу порядка 30 тыс. рублей», — отметил оперативник.

По словам других сотрудников ведомства, точно так же в «режиме ожидания» существуют и некоторые другие подразделения Госнаркоконтроля, например бойцы «Грома».

«В указе о создании Нацгвардии сказано, что нас переведут туда. Однако пока никаких практических шагов в этом направлении не последовало, мы просто сидим и ждем.

Некоторые уже перешли в спецподразделения других силовых структур, например в спецназ СВР России «Заслон», — отметил «громовец».

«По нормативным документам и внутриведомственным инструкциям, сразу после указа о ликвидации должен был последовать новый, внутриведомственный, — о выведении всех сотрудников за штат. И все работники ФСКН два месяца должны были, по идее, находиться за штатом. После этого им должны были предложить новые должности, уже в МВД. И если экс-наркополицейские отказались бы от новых должностей, то их должны были бы уволить из », — рассказал «Газете.Ru» источник, близкий к руководству Госнаркоконтроля. По его словам, с большей частью тех, кто еще числится в ФСКН, никто не проводит совещания и не доводит информацию о происходящем, что действует на некоторых наркополицейских удручающе. Как следует из открытых источников, всего в ФСКН к моменту ликвидации службы числилось чуть менее 34 тыс. сотрудников.

По словам источника «Газеты.Ru» в службе,

главное здание ведомства на Маросейке, 12, тоже перейдет МВД,

там будет размещено управление полиции по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, которое заменит Федеральную службу по контролю за оборотом наркотиков, а также, возможно, другие полицейские подразделения. Таким образом, эта постройка уже четвертый раз за свою новейшую историю меняет хозяина. В начале 1990-х годов там располагалась одна из структур завода «Моссельмаш», потом его передали налоговой полиции, однако после расформирования этого ведомства здание отошло ФСКН. И вот вскоре там разместятся полицейские.

ФСКН была создана в 2003 году, тогда эту структуру возглавил бывший высокопоставленный сотрудник , который руководил наркополицией до 2008 года. После этого ведомство возглавил другой выходец из Федеральной службы безопасности, Виктор Иванов. При Иванове ФСКН активно занималась мероприятиями в сотрудничестве с антинаркотическими подразделениями Китая, Латинской Америки, США и Прибалтики. Результатом стал целый ряд задержаний наркоторговцев и перехват сотен килограммов запрещенных веществ при попытке их ввоза в Россию или транспортировки по российской территории. В 2012 году ОСН «Гром» включен в состав Коллективных сил оперативного реагирования антинаркотических ведомств и органов внутренних дел государств — членов Организации Договора о коллективной безопасности.

Впрочем, за годы существования ФСКН не обошли и насколько крупных скандалов.

В октябре 2007 года в сотрудники ФСБ задержали генерала управления собственной безопасности ФСКН РФ . Его обвинили в незаконных телефонных прослушках, взятках, «крышевании» бандитских группировок. Сам он свое задержание связал с участием в расследовании уголовного дела в отношении фирмы «Три кита», в котором, по его словам, оказались замешаны высокопоставленные сотрудники ФСБ. В 2009 году генерал был освобожден под подписку о невыезде, а еще через год приговорен к трем годам лишения свободы условно за мошенничество и превышение полномочий.

В 2013 году два оперативника ФСКН по САО, Челидзе и Калугин, были обнаружены в собственной машине без сознания неподалеку от здания наркополиции на Ленинградском шоссе. Они были госпитализированы в состоянии передозировки наркотиками, а в машине оперов нашли 7 кг кокаина и гашиш.

В марте 2016 года заместитель директора ФСКН генерал-полковник полиции был объявлен Испанией в международный розыск и заочно арестован по обвинению в связях с оргпреступностью. Официально его причастность к преступным группам Госнаркоконтроль тогда опроверг. В 2014 году Иванов вошел в списки граждан РФ, в отношении которых США, Канада и ввели санкции.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

[О мероприятиях во исполнение ]


Документ с изменениями, внесенными:
;
распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 года N 2896-р (с изменениями, внесенными ).
____________________________________________________________________


Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" :

1. Отнести к ведению МВД России организации, находившиеся в ведении ФСКН России, по перечню согласно приложению.

2. Утвердить председателем ликвидационной комиссии ФСКН России Яковлева С.П.
(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2016 года N 1491-р .

3. Завершить ликвидационные мероприятия по упразднению ФСКН России, включая ее территориальные органы (далее - ликвидационные мероприятия), по 31 декабря 2016 года включительно.
____________________________________________________________________
Срок завершения ликвидационных мероприятий по упразднению ФСКН России, установленный настоящим распоряжением, продлен до 1 октября 2017 года - распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 года N 2896-р (с изменениями, внесенными распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2017 года N 1412-р).
____________________________________________________________________

4. Председателю ликвидационной комиссии:

а) утвердить в 7-дневный срок состав ликвидационной комиссии ФСКН России (предусмотрев включение в него представителей Минфина России, Росархива, Росимущества и иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти), а также председателей ликвидационных комиссий территориальных органов ФСКН России;

б) утвердить в 14-дневный срок по согласованию с Минфином России смету расходов на проведение ликвидационных мероприятий в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных упраздняемой ФСКН России в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2016 год" на финансовое обеспечение ее деятельности;

в) провести в 2-месячный срок инвентаризацию имущества, относящегося к федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за упраздняемой ФСКН России, а также переданного ей по договорам аренды или безвозмездного пользования, и определить совместно с МВД России и Росимуществом перечень имущества для передачи его МВД России;

г) обеспечить в месячный срок представление в установленном порядке в Казначейство России (территориальные органы Казначейства России) документов в целях исключения ФСКН России из реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса;

д) представить по 31 декабря 2016 года включительно в Казначейство России утвержденный ликвидационный баланс на дату завершения проведения ликвидационных мероприятий в объеме форм годовой бюджетной отчетности (с приложением сводных актов приема-передачи имущества и обязательств) и уведомление о снятии с учета в налоговых органах;

е) принять меры по обеспечению гарантий и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации в отношении сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников упраздняемой ФСКН России.

5. Минфину России предусмотреть финансирование мероприятий по реализации настоящего распоряжения, в том числе по сохранению денежного довольствия (денежного содержания, заработной платы) и социальных гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами ФСКН России, сотрудникам, федеральным государственным гражданским служащим и работникам упраздняемой ФСКН России, включенным в состав ликвидационных комиссий ФСКН России и ее территориальных органов, по ранее занимаемым ими должностям, а также по обеспечению их деятельности до завершения ликвидационных мероприятий.

6. МВД России осуществить материально-техническое, медицинское и информационное обеспечение деятельности ликвидационных комиссий ФСКН России и ее территориальных органов с учетом ранее установленного порядка обеспечения деятельности ФСКН России.

7. Росимуществу оформить до 29 декабря 2016 года в установленном порядке закрепление на праве оперативного управления за МВД России имущества, относящегося к федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за упраздняемой ФСКН России, а также переданного ей по договорам аренды или безвозмездного пользования.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

Приложение. Перечень организаций, отнесенных к ведению МВД России, находившихся в ведении ФСКН России

Приложение
к распоряжению Правительства
Российской Федерации
от 26 мая 2016 года N 1026-р

1. Федеральное казенное лечебно-профилактическое учреждение Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков "Центральная поликлиника", г.Москва

2. Федеральное казенное санаторно-курортное учреждение Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков "Санаторий "Подмосковье", пос.Горбово, Московская область

3. Федеральное казенное санаторно-курортное учреждение Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков "Санаторий-профилакторий "Космонавт", г.Красноармейск, Московская область

4. Федеральное казенное учреждение "Научно-исследовательский центр Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков", г.Москва

5. Федеральное казенное санаторно-курортное учреждение Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков "Санаторий-профилакторий "Прибой", пос.Джубга, Краснодарский край

6. Федеральное казенное санаторно-курортное учреждение Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков "Санаторий-профилакторий "Неринга", г.Зеленоградск, Калининградская область

7. Федеральное казенное санаторно-курортное учреждение Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков "Клинический санаторий "Прогресс", г.Сочи-45, Краснодарский край

8. Федеральное казенное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Северо-Западный институт повышения квалификации Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков", пос.Мурино, Ленинградская область

9. Федеральное казенное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Дальневосточный институт повышения квалификации Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков", г.Хабаровск

10. Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский юридический институт Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков", г.Красноярск



Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

В целях совершенствования государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции, в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" и впредь до принятия соответствующего федерального закона постановляю:

1. Упразднить Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральную миграционную службу.

2. Передать Министерству внутренних дел Российской Федерации:

а) функции и полномочия упраздняемых Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной миграционной службы;

б) штатную численность упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков;

в) штатную численность упраздняемой Федеральной миграционной службы, сократив ее на 30 процентов.

3. Установить, что Министерство внутренних дел Российской Федерации является:

а) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанных сферах;

б) правопреемником упраздняемых Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной миграционной службы, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.

4. Установить, что:

а) сотрудники, федеральные государственные гражданские служащие и работники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - органы наркоконтроля) и Федеральной миграционной службы продолжают исполнять возложенные на них обязанности до завершения мероприятий, предусмотренных настоящим Указом;

Б) сотрудники органов наркоконтроля, изъявившие желание поступить на службу в органы внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел), принимаются на службу в указанные органы в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации. Таким сотрудникам единовременное пособие не выплачивается;

в) сотрудникам органов наркоконтроля, принятым на службу в органы внутренних дел в порядке перевода:

присваиваются специальные звания, соответствующие специальным званиям, присвоенным в органах наркоконтроля, но не выше специального звания полковника;

сроки пребывания в специальных званиях в период прохождения службы в органах наркоконтроля засчитываются при присвоении очередных специальных званий;

выслуга лет в органах наркоконтроля засчитывается в выслугу лет в органах внутренних дел для назначения пенсии, выплаты денежного содержания и предоставления иных мер социальной поддержки;

сохраняются периоды и сроки предоставления основных и дополнительных отпусков, расчетные периоды для исчисления пособий и компенсаций, исчисленные во время службы в органах наркоконтроля;

г) жилищное и социальное обеспечение сотрудников органов наркоконтроля, принятых на службу в органы внутренних дел в порядке перевода, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Завершить проведение организационно-штатных мероприятий, связанных с реализацией настоящего Указа, до 1 июня 2016 г.

6. Правительству Российской Федерации:

а) обеспечить в установленном порядке передачу Министерству внутренних дел Российской Федерации имущества, в том числе недвижимого, закрепленного за упраздняемыми Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной миграционной службой, которое необходимо для осуществления функций и полномочий, передаваемых Министерству внутренних дел Российской Федерации;

б) перераспределить в установленном порядке бюджетные ассигнования федерального бюджета в соответствии с настоящим Указом;

в) обеспечить в установленные законодательством Российской Федерации сроки проведение ликвидационных процедур в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной миграционной службы;

г) представить предложения по уточнению предельной штатной численности органов внутренних дел и центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации;

д) привести свои акты в соответствие с настоящим Указом;

е) представить предложения по приведению актов Президента Российской Федерации в соответствие с настоящим Указом;

ж) обеспечить решение финансовых, материально-технических и иных вопросов, связанных с реализацией настоящего Указа.

7. Министерству внутренних дел Российской Федерации:

а) обеспечить принятие к производству уголовных дел, материалов проверок сообщений о преступлениях, дел оперативного учета и других материалов, находящихся в производстве органов наркоконтроля, а также непрерывность осуществления иных передаваемых ему функций и полномочий, включая ведение дел об административных правонарушениях, упраздняемых Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной миграционной службы;

б) обеспечить сохранение в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации территориальных органов упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков;

в) представить предложения по уточнению перечня должностей высшего начальствующего состава в органах внутренних дел Российской Федерации, в Федеральной миграционной службе, в Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств и соответствующих этим должностям специальных званий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 253.

Почти каждый седьмой сотрудник ликвидированной Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) перешел на службу в МВД России. Об этом ТАСС во вторник сообщил источник в правоохранительных органах. По словам собеседника агентства, из 27 тысяч уволенных сотрудников ФСКН только четыре тысячи устроились в МВД.

"О судьбе остальных неизвестно", - отметил источник. Пока ничего неизвестно и о новом месте работы главы упраздненного ведомства Виктора Иванова. Сообщается, что в ближайшее время он уходит в отпуск. Газета "Коммерсант" писала, что Иванов в последний момент отказался переходить на службу в МВД. В начале мая он был исключен из состава Совета безопасности РФ.

Президент РФ Владимир Путин в апреле распорядился упразднить ФСКН и Федеральную миграционную службу (ФМС) с передачей функций федеральных ведомств МВД. Тогда же на базе внутренних войск и спецподразделений МВД была создана новая силовая структура - Национальная гвардия.

Отмечалось, что штатная численность двух упраздненных служб передается в МВД, при этом штат ФМС сокращается на 30%, то есть на 11 тысяч человек. В структуре МВД бывшие упраздненные службы будут называться "Главное управление по вопросам миграции" и "Главное управление по контролю за оборотом наркотиков". Начальником миграционного ведомства была назначена полковник внутренней службы Ольга Кириллова, главой антинаркотического стал генерал-майор полиции Андрей Храпов. Экс-глава ФМС Константин Ромодановский, как и Виктор Иванов, должности в МВД не получил.

В указе главы государства говорилось, что сотрудники ФСКН, выразившие желание поступить на службу в органы внутренних дел, будут приниматься на службу "в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации". Замглавы МВД РФ Игорь Зубов ранее сообщал, что некоторым сотрудникам ФСКН будут предложены другие должности, отличные от тех, которые они занимали ранее. К примеру, сообщил замминистра, наибольшая потребность в кадрах имеется в службе участковых уполномоченных полиции, подразделениях по делам несовершеннолетних, дорожно-патрульной службе и подразделениях по борьбе с экономическими преступлениями.

Сотрудники МВД, опрошенные газетой "Коммерсант" , предположили, что основу для дальнейших кадровых решений составит указ президента, который установит предельную численность как Национальной гвардии, так и самих органов внутренних дел. После этого можно будет говорить и о численности подразделений МВД по контролю за вопросами миграции и оборотом наркотиков.

Накануне стало известно, что ликвидация ФСКН и ФМС полностью завершится к 31 декабря 2016 года. Соответствующее распоряжение правительства России, подписанное премьер-министром Дмитрием Медведевым, было опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации. Отмечалось, что председателем ликвидационной комиссии ведомства станет замруководителя международно-правового департамента ФСКН Валерий Зиновьев.

В документе были перечислены меры, которые глава ликвидационной комиссии должен будет реализовать в рамках ликвидации ведомства. В их числе: утверждение сметы расходов, проведение инвентаризации имущества, оформление документов. Ранее источник в правоохранительных органах сообщал, что ФСКН прекратит свою деятельность к 1 июня.

После ликвидации ведомств МВД получит в свое ведение 10 крупных объектов, ранее принадлежавших ФСКН, и 19 объектов, унаследованных от ФМС, отмечает "Коммерсант". Среди них - более десятка расположенных в разных регионах центров временного размещения иммигрантов, вынужденных переселенцев и беженцев, иностранных граждан, подлежащих депортации, центры медико-психологической реабилитации этих лиц, учебные центры и ФГУП "Паспортно-визовый сервис", а также научно-исследовательский центр службы в Москве, несколько институтов, санатории и центральная поликлиника ФСКН в Москве.

Судьбу остального имущества ФМС и ФСКН после инвентаризации решат совместно МВД и Росимущество. Право оперативного управления этим имуществом за МВД должно быть оформлено до 29 декабря.

Звучат идеи о более радикальных мерах в борьбе с наркоманией - наказании за употребление.

ФСКН и миграционная служба были ликвидированы как самостоятельные федеральные службы указом президента в апреле 2016 года, их функции переданы МВД . Правительство РФ ранее распорядилось завершить ликвидационные мероприятия по упразднению ведомств до 1 июля 2017 года, позднее этот срок был продлен до 1 октября.

В министерстве здравоохранения РИА Новости сообщили, что статистические данные свидетельствуют о снижении первичной заболеваемостью наркологическими расстройствами. В 2016 году этот показатель снизился на 17,1%, составив 156,7 случая на 100 тысяч населения (против 189,1 случая в 2015 году). Снижается также распространенность наркологических расстройств: этот показатель в прошлом году уменьшился на 9,3% в сравнении с 2015 годом (1642,3 случая на 100 тысяч населения против 1811,1 случая). В то же время увеличиваются значения показателей долгосрочных ремиссий среди всех пациентов наркологического профиля, отметили в Минздраве.

Активное взаимодействие

Как сообщил РИА Новости главный нарколог Минздрава РФ Евгений Брюн, за год с момента ликвидации ФСКН число наркоманов в стране немного снизилось. Это, по его словам, стало возможным благодаря межведомственному взаимодействию.

Как рассказал специалист Минздрава, за прошедший год была запущена программа тестирования учащихся на наркотики, в целом ситуация стабилизируется. «Мы тестируем и выявляем учащихся, которые потребляют наркотики, проводим там профилактические мероприятия с этими ребятами, это основное. А количество наркоманов в стране немножко снизилось, поэтому мы считаем, что ситуация стабилизируется», - сообщил Брюн.

По его словам, сложно определить, с чем связана эта тенденция, но стоит отметить активные действия всех заинтересованных ведомств: государство активно работает над решением проблемы, профилактикой наркомании занимаются не только МВД, но и другие ведомства - и образование, и здравоохранение; это дает свои результаты, отметил собеседник агентства.

"Полиция лучше ловит, врачи лучше выявляют, образование тоже занимается выявлением и образовательными программами. То есть общими усилиями просвещаем семьи, родителей, это тоже дает свои результаты. Сказать, что какое-то одно ведомство в приоритете, наверное, невозможно, это такая проблема, которая может быть решена только всеми - и гражданским обществом, и государством в активном взаимодействии. Тогда получаются результаты", - отметил Брюн.

Он уточнил, что сейчас запущена программа по выявлению злоупотребляющих алкоголем и наркотиками среди пациентов обычных соматических больниц.

"Мы выявляем до 15% лиц, которые имеют соматические заболевания, там кардиологические, гастроэнтерологические, пульмонологические. Эти 15% связаны со злоупотреблением алкоголем или наркотиками. Так что такую программу мы начали… она будет расширяться на амбулаторные поликлиники по раннему выявлению злоупотребляющих алкоголем, табаком и наркотиками. Так что такая программа начата, и она развивается", - рассказал нарколог.

Как рассказали РИА Новости в Минздраве, межведомственное взаимодействие по вопросам контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров осуществляется в рамках деятельности Государственного антинаркотического комитета и межведомственных рабочих групп.

"Следует отметить, что в настоящее время продолжается интеграция на уровне междисциплинарных взаимоотношений специалистов наркологического профиля со специалистами других медицинских направлений, которая является важной частью системы профилактики наркологических расстройств и в той или иной степени связанных с ними заболеваний и состояний", - уточнили в Минздраве.

В ведомстве отмечают перспективность организации и активного поддержания совместной деятельности наркологической службы и службы медицинской профилактики.

Система помощи наркозависимым в России

Вопрос эффективности

Мнения парламентариев об эффективности борьбы с наркотиками за прошедший с момента ликвидации ФСКН год при этом разошлись. Так, глава комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев ("Единая Россия") заявил, что работа по борьбе с наркотиками в РФ после ликвидации ФСКН ведется весьма эффективно.

"Работа осуществляется весьма эффективно. Для полиции борьба с незаконным наркооборотом - традиционно одно из самых главных направлений, поэтому они как работали, так и работают. Я не вижу негативных последствий после реформы, которая произошла. Ситуация хуже не стала. Мы наблюдаем задержание виновных и изъятие наркотиков, а это главное", - рассказал Пискарев РИА Новости, добавив, что для более детального анализа ситуации необходимо запросить соответствующую статистику в МВД.

"Ликвидация наркоконтроля негативно сказалась на борьбе с наркотиками. К сожалению, у МВД слишком много направлений работы, и борьба с наркотиками, к сожалению, для них приоритетом не является. Есть более серьезные, по их мнению, группы преступлений, которыми надо заниматься. Самое главное - сократился штат людей «на земле», оперативных работников, которые занимаются борьбой с наркотиками, выявлением распространителей этой заразы", - заявил Емельянов агентству; со слов парламентария, число оперативных сотрудников в некоторых городах РФ сократилось в три раза.

Вице-спикер Госдумы Ирина Яровая подчеркнула, что борьба с наркопреступностью - это комплексная государственная политика. «Каждое ведомство в пределах компетенции обязательно должно повышать эффективность своей работы в борьбе с наркопреступностью, исходя из понимания особой опасности этих преступлений и важности защиты общественной и государственной безопасности, защиты молодого поколения, против которого прежде всего обращено наркотическое оружие преступников», - сказала Яровая РИА Новости.

При этом политик отметила, что наркомания является мировой проблемой, в борьбе с которой Россия выступает инициатором многих решений. «Россия выступила инициатором очень многих международных решений и настаивает на создании антитеррористической коалиции, потому что наркобизнес - это в том числе и источник финансирования терроризма», - сказала она.

Яровая также напомнила, что в комплексную государственную политику, которая является составной частью стратегии нацбезопасности, входят инициативы в рамках Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ), а также решения на законодательном уровне. В частности, пояснила она, такие, как установление пожизненного лишения свободы за производство и сбыт наркотиков, процедура отнесения новых веществ в список психотропных и наркотических, обязательное наркотестирование для ряда профессий и освобождение от ответственности при условии прохождения лечения, меры реабилитации и ресоциализации наркозависимых.

Радикальные меры и новая ФСКН

Вместе с тем некоторые депутаты говорят о необходимости обратиться к радикальным мерам вплоть до введения ответственности за употребление запрещенных веществ. Например, Емельянов полагает, что необходимо вновь учредить специальный орган по борьбе с наркотиками. «Я считаю, что ликвидация ФСКН была ошибкой… Я бы вернул специализированный орган по борьбе с наркотиками, безусловно», - заявил он.

При этом депутат не исключил необходимости обратиться к таким радикальным мерам по борьбе с наркотиками, как «ужесточение наказания», введение наказания за употребление наркотиков, «потому что профилактика не очень работает».

"Самое главное - это усиление ответственности за пропаганду употребления наркотиков", - заявил парламентарий. Емельянов пояснил, что сейчас «сплошь и рядом на молодежных каналах можно слышать, что наркомания - это излечимо», что легкие наркотики - «это не страшно, что привыкание не возникает» и так далее. Депутат уверен, что за такую «пропаганду наркотиков, за снижение неприятия наркотиков тоже должна быть ответственность».

Тем не менее в ближайшее время вряд ли стоит ждать соответствующие законопроекты. «Мы их обсуждаем на экспертном уровне, но дело в том, что есть серьезное лобби, которое противостоит принятию таких мер, к сожалению. Под предлогами гуманности и так далее. Хотя по сути это не гуманность, а лоббирование интересов наркотического лобби», - сказал депутат, отвечая на вопрос о том, стоит ли ожидать соответствующие законопроекты в ближайшее время.

Как показал недавний опрос ВЦИОМ , проведенный в преддверии международного дня борьбы с наркотиками, свыше трёх четвертей россиян (78%) одобряют идею введения уголовного наказания за употребление наркотиков. Подавляющее большинство россиян (93%) также высказались против свободной продажи любых наркотических веществ; но каждый десятый респондент в возрасте 18-34 лет, как и 14% жителей столичных городов, по данным ВЦИОМ, допускает легализацию «лёгких» наркотиков. Более половины (52%) участников опроса отметили увеличение доли наркозависимых в последние годы, при этом наши сограждане склонны считать наркоманию скорее не общественной, а реальной болезнью, которая нуждается в лечении.