Государственный бюджет, структура и порядок его принятия - реферат. Порядок рассмотрение и утверждения федерального бюджета Бюджет рф утверждается как федеральный закон

Правительство РФ, органы власти субъектов РФ и местного са-моуправления выносят уточненный проект бюджета в соответствую-щий представительный орган. По всем финансовым вопросам и для работы с бюджетом в частности органы представительной власти разных уровней образуют специальные комитеты и комиссии.

Рассмотрение и утверждение федерального закона о федеральном бюджете. В Государственной Думе создан Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам; в Совете Федерации — Комитет Совета Федерации по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию, банковской деятельности. Эти комите-ты рассматривают предложения по бюджету других комитетов и ко-миссий палат Федерального Собрания. Комиссии и палаты проводят постатейное рассмотрение представленного бюджета, выносят по нему сводное заключение и представляют его на рассмотрение Государствен-ной Думы.

Центральный банк РФ представляет Государственной Думе со-гласованный с Правительством РФ проект основных направлений денежно-кредитной политики на следующий год.

Правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной Думы проект закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год не позднее 15 августа текущего года. В случае возникновения разно-гласий по проекту бюджета органы власти разных уровней образуют согласительную комиссию. Результаты её работы должны быть дове-дены до сведения соответствующих представительных органов власти в установленные сроки. Окончательное решение принимается соответ-ствующим вышестоящим органом представительной власти.

Государственная Дума рассматривает проект закона о федераль-ном бюджете в нескольких чтениях . Это традиционный подход для всех демократических государств. До рассмотрения проекта феде-рального закона о бюджете в первом чтении комитеты и комиссии Думы представляют в Комитет Думы по бюджету и налогам свои заключения по данному законопроекту, на основании которых ука-занный Комитет готовит заключение по проекту бюджета и пред-ставляет его на рассмотрение Думы.

В первом чтении депутаты обсуждают его концепцию и прогноз социально-экономического развития РФ на следующий год, основ-ные направления бюджетной и налоговой политики, основные прин-ципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, проект программы государственных внеш-них заимствований РФ в части источников внешнего финансирова-ния дефицита федерального бюджета, а также основные характери-стики федерального бюджета , к которым относятся: доходы феде-рального бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов РФ; распределение федеральных налогов и сборов между бюджетами субъектов РФ; дефицит федерального бюджета и источники его покрытия; общий объем расходов. Комитеты Государ-ственной Думы готовят и направляют в Комитет по бюджету заклю-чения по указанному законопроекту и предложения о принятии или об отклонении указанного законопроекта.

В случае отклонения проекта федерального закона о бюджете в первом чтении Государственная Дума может либо передать законо-проект в согласительную комиссию, состоящую из представителей Думы, Совета Федерации и Правительства РФ, по уточнению основ-ных характеристик федерального бюджета, либо вернуть его в Пра-вительство РФ на доработку, либо поставить вопрос о доверии Пра-вительству РФ. В случае передачи проекта федерального бюджета в согласительную комиссию она разрабатывает согласованный вариант основных характеристик федерального бюджета на следующий год и представляет проект закона о федеральном бюджете на рассмотрение Государственной Думы повторно в первом чтении.

Решение согласительной комиссии принимается раздельным голосо-ванием ее членов от Государственной Думы, Совета Федерации, Пра-вительства РФ. Решение считается принятым стороной, если за него проголосовало большинство присутствующих на заседании согласитель-ной комиссии представителей данной стороны. Результаты голосования каждой стороны принимаются за один голос. Решение считается согла-сованным, если его поддержали три стороны. Решение, против которо-го возражает хотя бы одна сторона, считается несогласованным.

По итогам рассмотрения в первом чтении проекта закона о феде-ральном бюджете принимается постановление Государственной Думы о принятии в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете.

Если Государственная Дума не принимает решение по итогам ра-боты согласительной комиссии, проект закона о федеральном бюдже-те считается повторно отклоненным. Повторное отклонение проекта федерального бюджета возможно лишь в случае, если Государствен-ная Дума ставит вопрос о доверии Правительству РФ.

Если феде-ральный бюджет на очередной финансовый год возвращают на дора-ботку в Правительство РФ, то он дорабатывается в течение 20 дней с учетом предложении и рекомендаций, изложенных в заключениях комитетов по бюджету и экономической политике, вносится дорабо-танный законопроект на повторное рассмотрение Думы в первом чтении. При повторном внесении указанного законопроекта Государ-ственная Дума рассматривает его в первом чтении в течение 10 дней со дня повторного внесения.

В случае отставки Правительства РФ в связи с отклонением про-екта закона о федеральном бюджете вновь сформированное Прави-тельство РФ представляет новый вариант проекта закона о феде-ральном бюджете на очередной финансовый год не позднее 30 дней после его сформирования.

При рассмотрении Государственной Думой проекта закона о фе-деральном бюджете во втором чтении утверждаются расходы: феде-рального бюджета по разделам функциональной классификации рас-ходов бюджетов РФ в пределах общего объема федерального бюдже-та, утвержденного в первом чтении, и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Госдума рассматривает во втором чтении закон о бюджете в течение 15 дней со дня принятия его в первом чтении.

Именно во втором чтении Дума направляет в органы исполнитель-ной и представительной власти субъектов Федерации сведения о рас-пределении доходов от федеральных налогов и сборов между бюджета-ми РФ, утвержденном при первом чтении, а также о размере Феде-рального фонда финансовой поддержки субъектов РФ и распределении его средств, утвержденных во втором чтении. Если бюджет отклоняется во втором чтении, он передается в согласительную комиссию.

При рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год в третьем чтении утверждаются расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классифика-ции расходов бюджетов РФ и главным распорядителям средств фе-дерального бюджета по всем четырем уровням функциональной классификации расходов бюджетов РФ.

Рассматривается распределе-ние средств Федерального фонда финансовой поддержки для всех субъектов РФ, расходы на финансирование федеральных целевых программ и т. д. Субъекты права законодательной инициативы на-правляют свои поправки по третьему чтению в думский Комитет по бюджету. Государственная Дума рассматривает проект закона о бюд-жете в третьем чтении в течение 25 дней со дня принятия указанно-го законопроекта во втором чтении.

Поправки по распределению средств Федерального фонда финан-совой поддержки субъектов Федерации предварительно должны быть рассмотрены Комитетом по бюджету, налоговой политике, фи-нансовому, валютному и таможенному регулированию, банковской деятельности Совета Федерации.

Затем Государственная Дума рассматривает проект закона о феде-ральном бюджете в четвертом чтении в течение 15 дней со дня приня-тия указанного законопроекта в третьем чтении. На этом этапе рассмот-рения проекта бюджета законопроект голосуется в целом и внесение в него поправок не допускается. Принятый Думой закон о федеральном бюджете на очередной год передается на рассмотрение Совету Федера-ции в течение пяти дней после его принятия.

Рассмотрение федерального закона о федеральном бюджете в Совете Федерации. Совет Федерации рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в тече-ние 14 дней со дня представления его Государственной Думой; при этом закон на предмет его одобрения голосуется в целом. Одобрен-ный Советом Федерации закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для его подписания и обнародования.

В случае отклонения федерального закона Советом Федерации он посылается в согласительную комиссию. Согласительная комис-сия выносит на повторное рассмотрение Думой закон о федеральном бюджете в течение 10 дней. Государственная Дума повторно рас-сматривает закон о бюджете в одном чтении.

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации закон о федеральном бюджете считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей общего числа депутатов Думы.

Секретные статьи федерального бюджета рассматриваются на за-крытом заседании палат Федерального Собрания. Порядок расходо-вания средств специальных секретных программ устанавливается Президентом РФ.

В случае отклонения Президентом РФ закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год указанный закон передается в согласительную комиссию. В этом случае в согласительную комис-сию включается представитель Президента РФ.

Если федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год не вступает в силу до начала года (в случае непри-нятия Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год до 1 декабря текущего года, а также в случае невступления в силу закона о федеральном бюджете на оче-редной финансовый год по другим причинам до 1 января очередного года), Дума может принять закон о финансировании расходов из фе-дерального бюджета в первом квартале очередного финансового года. В этом случае федеральные органы исполнительной власти произво-дят расходование средств федерального бюджета в соответствии с указанным федеральным законом.

В Бюджетном кодексе РФ также урегулированы случаи внесения изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете. В случае изменения финансирования по сравнению с утвержденным федеральным бюджетом более чем на 10% орган исполнительной власти вносит проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете, который рассматривается в Государственной Думе снова в трех чтениях в течение 15 дней.

Если проект закона о внесении изменений и дополнений не принимается в указанный срок, Правительство РФ имеет право на пропорциональное сокращение расходов бюджета, если в законе о бюджете не предусмотрено иное.

Правительство РФ не позднее 01.10 текущего финансового года вносит проекты законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов на рассмотрение в Государственную Думу. Одно временно законопроекты представляются Президенту РФ, в Совет Федерации РФ, в Счетную Палату РФ.

Проект закона о федеральном бюджете уточняет показатели утвержденного федерального бюджета планового периода и утверждает показатели второго года планового периода.

В течение 10 дней со дня внесения в Государственную Думу проекта закона о федеральном бюджете ответственные комитеты ГосДумы готовят и направляют в Комитет по бюджету заключения по законопроекту. Далее законопроект подлежит рассмотрению депутатами ГосДумы в трех чтениях.

Первое чтение – 30 дней со дня внесения законопроекта в ГосДуму.

В процессе первого чтения депутаты заслушивают доклад Правительства РФ, содоклады председателей Комитета по бюджету и Комитета, ответственного за рассмотрение прогноза социально-экономического развития РФ, доклад председателя Счетной Палаты РФ.

Предмет первого чтения:

- к онцепция закона о федеральном бюджете;

Прогноз социально-экономического развития;

Направления бюджетной и налоговой политики;

Основные характеристики федерального бюджета:

1) общий объем доходов с выделением нефтегазовых доходов;

2) нормативы распределения доходов между бюджетами;

3) общий объем расходов;

4) условно утверждаемые расходы в объеме не менее 2,5 % объема расходов на первый год планового периода и не менее 5 % - второго года планового периода;

5) верхний предел государственного внутреннего и внешнего долга;

6) нормативная величина Резервного фонда;

7) дефицит (профицит) бюджета.

При отклонении законопроекта в первом чтении ГосДума может принять одно из решений:

Передать законопроект в согласительную комиссию по уточнению основных характеристик бюджета (согласительная комиссия является трехсторонней, включающей представителей ГосДумы, Совета Федерации и Правительства РФ);

Вернуть законопроект в Правительство на доработку;

Поставить вопрос о доверии Правительству.

Повторное отклонение законопроекта возможно, если ГосДума ставит вопрос о доверии Правительству.

Второе чтение - 35 дней со дня принятия законопроекта в первом чтении.

Предмет второго чтения:

Перечень главных администраторов доходов и главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета;

Бюджетные ассигнования в разрезе функциональной структуры бюджетной классификации расходов;

Распределение между бюджетами субъектов РФ межбюджетных трансфертов;

Программы предоставления кредитов, внутренних и внешних заимствований, государственных гарантий;


Долгосрочные целевые программы;

Текстовые статьи закона о федеральном бюджете.

В процессе рассмотрения законопроекта во втором чтении Комитет по бюджету готовит сводные таблицы поправок по расходам в разрезе функциональной структуры классификации. Профильные комитеты рассматривают поправки и представляют результаты в Комитет по бюджету. Комитет по бюджету в дальнейшем представляет на рассмотрение в ГосДуму сводные таблицы поправок с решением об их принятии или отклонении.

Третье чтение – 15 дней со дня принятия законопроекта во втором чтении.

В процессе третьего чтения утверждается ведомственная структура расходов и законопроект в целом.

В течение 5-тидней принятый ГосДумой законопроект направляется в Совет Федерации, который должен рассмотреть его в течение 14 дней.

Одобренный Советом Федерации законопроект течение 5-ти дней передается Президенту РФ на подписание. Бюджетный кодекс РФ предусматривает процедуры отклонения законопроекта при рассмотрении его Советом Федерации и Президентом.

После подписания закона Президентом в течение 5-ти дней он должен быть опубликован в средствах массовой информации. Закон вступает в силу с 1 января очередного финансового года.

Бюджетный процесс на стадии рассмотрения и утверждения по своему характеру представляет собой законотворческий процесс, так как все бюджеты в Российской Федерации принимаются либо в виде законов (федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации), либо в виде актов представительной власти (местные бюджеты). Однако имеются существенные особенности, которые не встречаются в законотворческом процессе.

БК детально регулирует процесс рассмотрения и утверждения федерального бюджета и закона о нем. Порядок утверждения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов и актов об этих бюджетах регулируется нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований соответственно. Однако БК содержит единые для всех бюджетов бюджетной системы требования к составу утверждаемых законом (решением) о бюджете показателей (п. 3 ст. 184.1 БК), а также представляемым одновременно с проектом бюджета документам и материалам (ст. 184.2 БК).

После составления проект бюджета вносится на рассмотрение и утверждение в соответствующий законодательный (представительный) орган власти. Необходимо отметить, что проекты бюджетов разных уровней бюджетной системы вносятся на утверждение последовательно: проект федерального бюджета – не позднее 1 октября текущего года (ст. 192 БК), проект бюджета субъекта РФ в сроки, установленные законом субъекта РФ, но не позднее 1 ноября текущего года, проект местного бюджета в сроки, установленные муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, но не позднее 15 ноября текущего года (ст. 185 БК).

Одновременно с проектом закона (решения) о бюджете в законодательный (представительный) орган представляются (ст. 184.2 БК):

    основные направления бюджетной и налоговой политики;

    предварительные итоги социально-экономического развития соответствующей территории за истекший период текущего финансового года и ожидаемые итоги социально-экономического развития соответствующей территории за текущий финансовый год;

    прогноз социально-экономического развития соответствующей территории;

    прогноз основных характеристик (общий объем доходов, общий объем расходов, дефицита (профицита) бюджета) консолидированного бюджета соответствующей территории на очередной финансовый год и плановый период либо проект среднесрочного финансового плана;

    пояснительная записка к проекту бюджета;

    методики (проекты методик) и расчеты распределения межбюджетных трансфертов;

    верхний предел государственного (муниципального) долга на конец очередного финансового года (на конец очередного финансового года и конец каждого года планового периода);

    проект программы государственных (муниципальных) внутренних заимствований на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);

    проект программы государственных внешних заимствований на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);

    проекты программ государственных (муниципальных) гарантий на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);

    оценка ожидаемого исполнения бюджета на текущий финансовый год;

    проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов;

    предложенные законодательными (представительными) органами, органами судебной системы, органами государственного (муниципального) финансового контроля, созданными законодательными (представительными) органами, проекты бюджетных смет указанных органов, представляемые в случае возникновения разногласий с финансовым органом в отношении указанных бюджетных смет.

М.В. Карасева (2012) отмечает, что рассмотрению бюджета предшествуют определенные предварительные процедуры. Первоначально решается вопрос о принятии закона к рассмотрению. На этом этапе проверяется соблюдение формальных требований к законопроекту (ст. 194 БК). Далее осуществляются подготовительные процедуры, в рамках которых принятый к рассмотрению закон направляется различным субъектам права законодательной инициативы, в соответствующие комитеты для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение (ст. 195 БК).

Этапами стадии утверждения бюджета являются его обсуждения (чтения) в законодательном (представительном) органе власти. Для федерального бюджета предусмотрено три обязательных чтения в Государственной Думе, после чего федеральный закон о федеральном бюджете передается, согласно статье 105Конституции Российской Федерации, на одобрение в Совет Федерации и далее ‑ на подпись Президенту Российской Федерации, после чего следует его обязательное опубликование в установленном порядке.

В первом чтении (в течение 30 дней со дня внесения проекта закона о бюджете) Государственная Дума рассматривает концепцию бюджета и основные характеристики проекта бюджета, к которым относятся (п. 2 ст. 199 БК):

    прогнозируемый в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем доходов с выделением прогнозируемого объема дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета;

    приложение к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, устанавливающее нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период в случае, если они не утверждены настоящим Кодексом;

    общий объем расходов в очередном финансовом году и плановом периоде;

    условно утверждаемые расходы в объеме не менее 2,5 процента общего объема расходов федерального бюджета на первый год планового периода и не менее 5 процентов общего объема расходов федерального бюджета на второй год планового периода;

    верхний предел государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации на конец очередного финансового года и каждого года планового периода;

    нормативная величина Резервного фонда в очередном финансовом году и плановом периоде;

    дефицит (профицит) федерального бюджета.

При утверждении основных характеристик федерального бюджета также учитывается объем валового внутреннего продукта (ВВП) и уровень инфляции (потребительских цен).

По результатам рассмотрения проекта бюджета Государственная Дума может либо принять либо отклонить данный проект.

В случае отклонения проекта Государственная Дума может (ст. 202 БК):

    передать указанный проект в согласительную комиссию, состоящую из представителей Государственной Думы, представителей Совета Федерации и представителей Правительства Российской Федерации. Решение согласительной комиссии принимается в два этапа. Вначале осуществляется раздельное голосование членов согласительной комиссии от каждой стороны. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство участников соответствующей стороны. На втором этапе результаты голосования каждой стороны принимаются за один голос. Решение считается согласованным, если было поддержано сторонами единогласно (ст. 203 БК).

    вернуть законопроект в Правительство РФ на доработку. Правительство РФ в течение 20 дней дорабатывает указанный законопроект с учетом предложений и рекомендаций и вносит его на повторное рассмотрение Государственной Думы в первом чтении. Государственная Дума рассматривает доработанный законопроект в течение 10 дней со дня повторного внесения (ст. 204 БК).

    поставить вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. В случае отставки Правительства РФ в связи с отклонением проекта федерального закона о федеральном бюджете вновь сформированное Правительство Российской Федерации представляет новый вариант проекта федерального закона о федеральном бюджете не позднее 30 дней после сформирования (ст. 204 БК).

При утверждении в первом чтении основных характеристик федерального бюджета Государственная Дума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение Правительства Российской Федерации (ст. 201).

Во втором чтении (в течение 25 дней со дня его принятия в первом чтении) рассматриваются и утверждаются приложения к бюджету (ст. 205 БК):

    перечень главных администраторов доходов бюджета;

    перечень главных администраторов источников финансирования дефицита;

    бюджетные ассигнования по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов;

    распределение между субъектами РФ межбюджетных трансфертов;

    программа предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;

    программа государственных внутренних заимствований Российской Федерации;

    программа государственных внешних заимствований Российской Федерации;

    программа государственных гарантий Российской Федерации в российских рублях;

    программа государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте;

    бюджетные ассигнования, направленные на финансовое обеспечение долгосрочных (федеральных) целевых программ;

    непосредственно текстовые статьи проекта федерального закона.

БК не предусматривает возможности отклонения проекта федерального закона о федеральном бюджете во втором чтении, однако предусматривает возможность внесения в него поправок (п. 3-5 ст. 205 БК)

В третьем чтении (в течение 15 дней со дня принятия его во втором чтении) утверждается ведомственная структура расходов, при этом законопроект о бюджете выносится на голосование в целом.

Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение пяти дней со дня принятия передается в Совет Федерации для одобрения.

Согласно ст. 106 Конституции РФ принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Совет Федерации рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете в течение 14 дней со дня представления Государственной Думой (ст. 208 БК). В случае отклонения бюджета Советом Федерации предусмотрено образование согласительной комиссии.

Одобренный Советом Федерации федеральный закон о федеральном бюджете в течение пяти дней со дня одобрения направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

В случае отклонения Президентом РФ Федерального закона о федеральном бюджете указанный закон также передается в согласительную комиссию. При этом в состав согласительной комиссии включается представитель Президента РФ (ст. 210 БК).

Одна из стадий бюджетного процесса — рассмотрение и утверждение федерального бюджета. Проект федерального бюджета на очередной финансовый год вносится в Государственную Думу и одновременно Президенту РФ не позднее 26 августа текущего года.

В течение 3 суток со дня внесения проекта федерального бюджета в Государственную Думу Совет Государственной Думы направляет его в Совет Федерации, другим субъектам права законодательной инициативы, Счетную палату на заключение, а также в комитет по бюджету для подготовки заключения о соответствии представленных документов и материалов установленным требованиям. Если такого соответствия нет, то проект бюджета подлежит возврату Правительству РФ, которое в течение 10 дней должно его доработать и представить в Государственную Думу.

В Государственной Думе федерального бюджета рассматривается в трех чтениях .

В первом чтении , которое длится 30 дней, Государственная Дума обсуждает и принимает (или не принимает) общие показатели федерального бюджета: общий размер доходов с выделением прогнозируемого объема нефтегазовых доходов федерального бюджета, расходов, дефицит. Предметом обсуждения является также прогноз социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год и общая концепция федерального бюджета, включающая основные направления бюджетной и налоговой политики; основные принципы и расчеты во взаимоотношениях федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ; пределы внешних заимствований, условно утверждаемые расходы; объем нефтегазового трансферта в очередном финансовом году и плановом периоде; нормативная величина Резервного фонда. При этом обязательно указываются прогнозируемый объем валового внутреннего продукта и уровень инфляции.

Обсуждая прогноз социально-экономического развития, Государственная Дума тем самым соглашается или нет с общими прогнозными оценками доходов федерального бюджета на очередной финансовый год. Она может поставить под сомнение реалистичность прогноза, например занижение Правительством реальных показателей роста ВВП, или усомниться в правильности выбранной налоговой политики. Поэтому, по существу, первое чтение — это оценка Государственной Думой проделанной Правительством РФ работы и одобрение или нет проводимой ею экономической политики. Вот почему первое чтение является таким важным.

Если Государственная Дума не принимает проект бюджета в первом чтении, то она может:

  • передать законопроект о федеральном бюджете в согласительную комиссию, которая формируется из представителей Государственной Думы, Совета Федерации, Правительства и которая обязана в течение 10 дней представить согласованный вариант;
  • вернуть законопроект в Правительство РФ, которое в течение 20 дней обязано доработать проект бюджета и представить его на рассмотрение в Государственную Думу.

Если Государственная Дума не принимает решения по основным характеристикам федерального бюджета по итогам работы согласительной комиссии или дополнительной работы Правительства РФ, то проект федерального бюджета считается повторно отклоненным в первом чтении.

При повторном отклонении в первом чтении проекта бюджета Государственная Дума не имеет права повторно направлять его в согласительную комиссию или возвращать Правительству. Повторное отклонение проекта федерального бюджета равносильно постановке вопроса о доверии Правительству РФ и его роспуске.

Если Государственная Дума принимает проект федерального бюджета в первом чтении, то это означает, что основные показатели бюджета: общие размеры доходов и расходов, а также размер дефицита федерального бюджета приняты и не могут быть изменены в последующих чтениях.

Уже до первого чтения Государственная Дума должна принять изменения и дополнения в законодательные акты РФ о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на очередной финансовый год.

Во втором чтении Государственная Дума рассматривает и утверждает:

  • приложение к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, устанавливающее перечень главных администраторов доходов федерального бюджета;
  • приложение, устанавливающее перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета;
  • бюджетные ассигнования (за исключением утвержденных в первом чтении условно утвержденных расходов) по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период;
  • приложение, устанавливающее распределение между субъектами РФ межбюджетных трансфертов;
  • программа предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;
  • программа государственных внутренних заимствований;
  • программа государственных внешних заимствований;
  • программа государственных гарантий в валюте РФ и в иностранной валюте;
  • приложение по долгосрочным (федеральным) целевым программам с указанием бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение указанных программ;
  • текстовые статьи проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

До второго чтения Государственная Дума должна принять федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов, о повышении минимального размера пенсии, о порядке индексации и перерасчете государственных пенсий, о повышении минимального размера оплаты труда.

Государственная Дума рассматривает проект бюджета во втором чтении в течение 35 дней со дня его принятия в нервом чтении. В основном всей работой по сбору и обобщению поправок занимается Комитет по бюджету, который в течение 10 дней готовит сводные таблицы поправок по разделам, подразделам, целевым статьям, видам расходов классификации расходов Федерального бюджета и направляет указанные таблицы в соответствующие профильные комитеты и в Правительство РФ.

Профильный комитет рассматривает направленные ему Комитетом по бюджету таблицы поправок и представляет результаты рассмотрения поправок в Комитет по бюджету, который рассматривает указанные материалы, принимает решение, формирует сводные таблицы поправок, рекомендованных к принятию или отклонению, и выносит их на рассмотрение Государственной Думы. Поправки по межбюджетным трансфертам бюджетам субъектов РФ рассматриваются в Комитете по бюджету только после их предварительного рассмотрения Комитетом Совета Федерации по бюджету.

Если Государственная Дума при рассмотрении во втором чтении проекта бюджета не поддерживает предложения Комитета по бюджету, она может рассмотреть альтернативные варианты бюджета.

Если Государственная Дума отклоняет во втором чтении проект федерального бюджета, она передает указанный законопроект в согласительную комиссию.

В третьем чтении , которое длится в течение 15 дней со дня принятия проекта бюджета во втором чтении, Государственная Дума рассматривает и утверждает расходы федерального бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета, предусмотренным отдельными приложениями к федеральному закону о федеральном бюджете, принятыми во втором чтении. Утверждаются также ведомственная структура расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и ведомственная структура расходов федерального бюджета на первый и второй годы планового периода. Для рассмотрения в третьем чтении законопроект выносится на голосование в целом.

Принятый Государственной Думой Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации.

Совет Федерации рассматривает в целом Федеральный закон о бюджете на очередной финансовый год в течение 14 дней со дня его представления Государственной Думой. В случае отклонения федерального бюджета Советом Федерации он передается в согласительную комиссию, которая в течение 10 дней выносит на повторное рассмотрение Государственной Думы согласованный Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Государственная Дума повторно рассматривает федеральный бюджет только в одном чтении. Если Государственная Дума не согласна с решением Совета Федерации, то Федеральный закон о федеральном бюджете считается принятым, если при повторном голосовании в Государственной Думе за него проголосовало не менее 2/3, общего числа депутатов Государственной Думы.

Одобренный Советом Федерации Федеральный закон о бюджете в течение пяти дней со дня одобрения напраачяется Президенту РФ для подписания и обнародования. Если Президент РФ отклоняет федеральный бюджет, то он передается в согласительную комиссию, куда включается также представитель Президента РФ.

Если до 15 декабря текущего года Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год не принят или по другим причинам не вступил в силу до 1 января, то орган, исполняющий бюджет, правомочен выделять средства, но не более 1/4 ассигнований предыдущего года в расчете на квартал или не более 1/12 — в расчете на месяц. Если закон о бюджете не вступил в силу через три месяца после начала финансового года, то орган, исполняющий бюджет, не имеет права: предоставлять бюджетные средства на инвестиционные цели; выделять бюджетные средства на возвратной основе; предоставлять субвенции негосударственным юридическим лицам; осуществлять заимствования в размере более 1/8 объема заимствований предыдущего финансового года в расчете на квартал; формировать резервные фонды органов исполнительной власти и осуществлять расходы из этих фондов.

Рассмотрение и утверждение бюджетов

Цель главы - изучить порядок рассмотрения и утверждения бюджетов. При ее освоении студенты должны:

1. общий порядок рассмотрения и утверждения бюджетов различных уровней государственной власти РФ;

2. понять особенности работы с бюджетами органов представи­тельной власти;

3. уметь разбираться в проблемах рассмотрения и утверждения бюджетов, быть способными и готовыми к их решению.

1. рассмотрение и утверждение федерального бюджета Российской Федерации;

2. рассмотрение и утверждение региональных бюджетов;

3. проблемы и пути совершенствования рассмотрения и утвержде­ния бюджетов на современном этапе

Рассмотрение и утверждение федерального бюджета Российской Федерации

Порядок рассмотрения и утверждения бюджета - один из наи­более социально значимых процессов в жизнедеятельности общест­ва и особенно государственных структур. Поскольку бюджет - главный финансовый план страны, его принятие непосредственно затрагивает экономическую политику государства и интересы должностных лиц.

Характерная отличительная черта второй стадии бюджетного процесса - это фактическое общественное признание представи­тельными органами власти предлагаемых проектов бюджетов. Мера признания может быть различной: от полного отрицания проекта и его разработчиков до полного согла­сия. Но в любом случае тот или иной бюджет должен быть принят, ибо в отсутствие его государство перестанет существовать.

Порядок рассмотрения и утверждения проекта закона о феде­ральном бюджете определяется Бюджетным кодексом РФ.

Правительство РФ представляет на рассмотрение в Государст­венную Думу и Президенту РФ проект федерального закона о феде­ральном бюджете на очередной год до 26 августа текущего года од­новременно со следующими документами:

1. предварительными итогами социально-экономического развития РФ за истекший период текущего года;

2. прогнозом социально-экономического развития РФ;

3. основными направлениями бюджетной и налоговой поли­тики на предстоящий год;

4. планом развития государственного и муниципального сек­торов экономики;

5. прогнозом сводного финансового баланса по РФ;

6. прогнозом консолидированного бюджета РФ;

7. основными принципами и расчетами по взаимоотношениям федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ;

8. проектами федеральных целевых программ и федеральных программ развития регионов;

9. проектом федеральной адресной инвестиционной программы;

10. проектом государственной программы вооружения;


11. проектом программы приватизации государственных и муниципальных предприятий;

12. расчетами по статьям доходов и расходов федерального бюджета и дефициту бюджета;

13. международными договорами РФ, включая нератифицированные договоры РФ о государственных внешних заимствованиях и государственных кредитах;

14. проектом программы государственных внешних заимство­ваний РФ;

15. проектом программы предоставления РФ государственных кредитов иностранным государствам;

16. проектом структуры государственного внешнего долга РФ по видам задолженности и с разбивкой по отдельным государствам;

17. проектом структуры государственного внутреннего долга РФ и проектом программы внутренних заимствований;

18. предложениями по индексации оплаты труда бюджетных работников, минимальных размеров стипендий, пособий и других социальных выплат, денежного содержания федеральных государст­венных служащих, денежного довольствия военнослужащих;

19. перечнем законодательных актов, действие которых отменя­ется или приостанавливается.

Одновременно с проектом федерального бюджета Правительст­во РФ представляет проекты федеральных законов :

1) о внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ о налогах и сборах;

2) о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ;

3) о внесении изменений и дополнений в ФЗ «О бюджетной классификации РФ».

В случае если проектами федерального бюджета и бюджета Пен­сионного фонда РФ предусматривается индексация минимального размера оплаты труда и государственных пенсий, то Правительство РФ вносит проекты законов о повышении минимального размера оплаты труда и пенсий, индексации государственных пенсий.

1. оценку ожидаемого исполнения федерального бюджета за текущий год и консолидированного бюджета РФ за отчетный год;

2. проекты программ предоставления гарантий Правительства РФ и отчет о гарантиях за истекший период текущего года;

3. проекты программ предоставления бюджетных средств на возвратной основе и отчет о предоставлении средств на возвратной основе за отчетный год и истекший период текущего года;

предложения по содержанию Вооруженных сил РФ. ентральный банк России до 1 октября представляет в Госдуму проект государственной денежно-кредитной политики.

В течение суток Совет или Председатель Госдумы направляет проект закона о федеральном бюджете в Комитет по бюджету для заключения о соответствии представленных документов необходи­мым требованиям. На основании заключения Комитета принимается решение к рассмотрению законопроекта Госдумой либо о возвраще­нии его в Правительство РФ на доработку, если состав документов не соответствует требованиям. В последнем случае доработанный законопроект представляется в Госдуму Правительством РФ в десятидневный срок.

В течение трех дней Советом или Председателем Госдумы про­ект закона о федеральном бюджете направляется:

1. в Совет Федерации;

2. в комитеты Госдумы;

3. другим субъектам права законодательной инициативы;

4. в Счетную палату РФ на заключение.

Одновременно Совет Думы назначает профильные комитеты Госдумы, ответственные за рассмотрение отдельных разделов расходов бюджета, одним из которых является Комитет по бюджету, а также комитеты Госдумы, отвечающие за рассмотрение других документов.

Госдума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете в четырех чтениях. При этом законы о внесении из­менений в законодательные акты РФ о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды должны быть приняты Госдумой до утверждения основных характеристик федерального бюджета в первом чтении. Федеральные законы о бюджетах госу­дарственных ВБФ, минимальном размере оплаты труда и пенсий, размере порядке индексации и перерасчета государственных пенсий должны быть приняты Госдумой до рассмотрения во втором чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете.

При отклонении Госдумой федеральных законов о внесении изменений в налоговое законодательство РФ, а также в законода­тельные акты РФ о тарифах взносов в государственные ВБФ до рассмотрения в первом чтении проекта федерального бюджета рас­четы по всем показателям федерального бюджета осуществляются на основе законодательства РФ.

Первое чтение проекта федерального бюджет продолжается 30 дней, в течение которых Госдума рассматривает:

1. концепцию и прогноз социально-экономического развития РФ на очередной год;

2. основные направления бюджетной и налоговой политики;

3. принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;

4. проект программы государственных внешних заимствований РФ;

5. основные характеристики федерального бюджета (доходы федерального бюджета по группам , подгруппам и статьям класси- фикации доходов бюджетов РФ, распределение доходов от феде­ральных налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюдже­тами субъектов РФ, дефицит (профицит) федерального бюджета в абсолютных цифрах и в процентах к расходам федерального бюдже­та и источники покрытия дефицита федерального бюджета, общий объем расходов федерального бюджета на очередной год).

Первые 15 дней комитеты Госдумы готовят и направляют в Ко­митет по бюджету заключения о принятии или отклонении законо­проекта, а также предложения по предмету первого чтения. На их основании Комитет по бюджету готовит свое заключение и проект постановления Госдумы о принятии в первом чтении проекта феде­рального закона о федеральном бюджете и представляет их на рас­смотрение в Госдуму.

При рассмотрении проекта закона о федеральном бюджете в первом чтении Госдума заслушивает доклад Правительства РФ, содоклад Комитета по бюджету и второго профильного комитета, а также доклад Счетной палаты РФ и принимает решение о его при­нятии или отклонении. В случае принятия законопроекта в первом чтении утверждаются основные характеристики федерального бюд­жета. При отклонении Госдума может:

1. передать законопроект в трехстороннюю согласительную ко­миссию представителей Госдумы, Совета Федерации и Правитель­ства РФ для уточнения основных характеристик федерального бюджета;

2. вернуть законопроект в Правительство РФ на доработку;

3. поставить вопрос о доверии Правительству РФ.

При передаче проекта федерального закона о федеральном бюджете в согласительную комиссию в течение 10 дней последняя разрабатывает согласованный вариант основных характеристик фе­дерального бюджета. Решение комиссии считается принятым одной стороной, если за него проголосовало большинство представителей. Голосование каждой стороны принимается за один голос. Решение считается согласованным, если его поддержали три стороны, и не­согласованным при возражении, хотя бы одной стороной.

По окончании работы согласительной комиссии Правительство РФ вносит на рассмотрение в Госдуму согласованные основные характеристики федерального бюджета и связанные с ними законо­проекты, а также несогласованные позиции.

По итогам рассмотрения в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете принимается постановление Госду­мы о принятии в первом чтении проекта федерального закона 6 федеральном бюджете и об основных характеристиках федерального бюджета. Если постановление не принимается, то проект отклоня­ется повторно в первом чтении. В этом случае ставится вопрос о доверии Правительству РФ.

При отклонении в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете Правительство РФ в течение 20 дней дора­батывает законопроект и вносит его на повторное рассмотрение в первом чтении. Со дня повторного внесения законопроекта Госду­ма рассматривает его в первом чтении 10 дней.

В случае отставки Правительства РФ в связи с отклонением проекта федерального закона о федеральном бюджете вновь сфор­мированное Правительство РФ представляет новый вариант проек­та закона о федеральном бюджете не позднее 30 дней после сфор­мирования.

Во втором чтении, занимающем 15 дней, утверждаются расходы: федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ и размер Федерального фонда финан­совой поддержки субъектов РФ. Субъекты права законодательной инициативы направляют в Комитет по бюджету поправки по расхо­дам федерального бюджета, в соответствии с которыми Комитет по бюджету разрабатывает и вносит в Госдуму проект постановления о принятии федерального закона о федеральном бюджете во втором чтении.

Если Госдума отклоняет законопроект во втором чтении, то он передается в согласительную комиссию.

В третьем чтении законопроекта, занимающем 25 дней, Госду­ма рассматривает;

1. подразделы расходов федерального бюджета;

2. распределение средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ по субъектам РФ и т.д. на очередной год;

3. программы предоставления средств федерального бюджета на возвратной основе по каждому виду расходов;

4. программы государственных внешних и внутренних заимствований РФ;

5. программу предоставления РФ государственных кредитов иностранным государствам;

6. перечень законодательных актов, действие которых отменя­ется или приостанавливается.

Субъекты права законодательной инициативы направляют свои поправки по третьему чтению в Комитет по бюджету, который в течение 10 дней проводит их экспертизу и передает в профильные комитеты. Голосование по поправкам проводится Комитетом по бюджету и соответствующим профильным комитетом раздельно. Решение считается принятым, если результаты голосования коми­тетов совпадают. Поправки, по которым у Комитета по бюджету и профильного комитета имеются разногласия, выносятся на рас­смотрение в Госдуму.

В четвертом чтении Госдума рассматривает проект федерально­го закона о федеральном бюджете в течение 15 дней и принимает его в целом. Принятый Госдумой законопроект о федеральном бюджете в течение пяти дней передается Совету Федерации, кото­рый рассматривает его 14 дней.

Совет Федерации может возвратить проект в Госдуму. Приня­тый Госдумой в результате повторного рассмотрения федеральный закон о федеральном бюджете передается в Совет Федерации. При несогласии Госдумы с решением Совета Федерации закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей общего числа депутатов Госдумы.

После одобрения Советом Федерации федеральный закон о фе­деральном бюджете в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент имеет право сразу подписать федеральный закон или отклонить его. При отклонении закон передается для устранения разногласий в согласительную ко­миссию с участием представителя Президента РФ, которая в тече­ние 10 дней выносит на повторное рассмотрение Госдумы согла­сованный закон. Госдума повторно рассматривает федеральный за­кон о федеральном бюджете в одном чтении.

Федеральный закон о федеральном бюджете не вступает в силу до начала очередного года/в случае непринятия Госдумой проекта феде­рального закона о федеральном бюджете до 15 декабря текущего года, также в случае невступления в силу федерального закона о федеральном бюджете по другим причинам до 1 января очередного года.

При существенных отклонениях фактических параметров исполнения бюджета от плановых, возникающих в результате нестабильности экономики и недостаточно хорошего качества формирования бюджета, появляется необходимость внесения изменений в Закону о бюджете. Тогда Правительство РФ разрабатывает и представляет в Госдуму проекты федеральных законов о внесении изменений в фе­деральный закон о федеральном бюджете. Субъекты права законода­тельной инициативы могут вносить проекты федеральных законов о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете относительно основных характеристик федерального бюджета, рас­пределения регулирующих доходов между бюджетами, а также рас­пределения расходов федерального бюджета по разделам функцио­нальной и ведомственной классификаций в случаях:

1. превышения доходов более чем на 10%, что подтверждено исполнением федерального бюджета за первое полугодие текущего года, при условии, что Правительство РФ не внесло в Госдуму со­ответствующий законопроект в течение 10 дней со дня рассмотре­ния Госдумой отчета об исполнении федерального закона о феде­ральном бюджете за первое полугодие;

2. выявления нецелевого и неэффективного использования средств федерального бюджета и внесения предложений о сокраще­нии либо блокировке расходов по выявленным направлениям не­эффективного или нецелевого использования средств федерального бюджета

В случае снижения (роста) ожидаемых поступлений в федераль­ный бюджет, что может привести к изменению финансирования по сравнению с утвержденным федеральным бюджетом более чем на 10% годовых назначений, Правительство РФ вносит в Госдуму про­ект федерального закона о внесении изменений в Федеральный за-, кон о федеральном бюджете вместе со следующими документами:

1. отчетом об исполнении федерального бюджета за период текущего года, включая последний месяц, предшествующий тому месяцу, в течение которого вносится указанный законопроект

2. отчетами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих сбор доходов федерального бюджета за период текущего года, включая последний месяц, предшествующий месяцу, в течение которого вносится указанный законопроект;

3. отчетом об использовании средств резервных фондов Пра­вительства РФ и Президента РФ;

4. отчетами Минфина РФ и иных уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных ссуд и кредитов;

5. анализом причин, обусловивших внесение изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете.

Госдума рассматривает указанный законопроект в течение 15 дней в трех чтениях.

Первое чтение проекта федерального закона о внесении измене­ний и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете происходит в Госдуме не позднее чем через два дня со дня внесе­ния. На нем заслушиваются доклады Правительства РФ и Счетной палаты РФ о состоянии поступлений средств от заимствований в федеральный бюджет. По итогам чтения Госдума принимает зако­нопроект за основу и утверждает новые основные характеристики бюджета.

Второе чтение проекта происходит не позднее пяти дней после первого чтения. На нем утверждаются объемы ассигнований по разделам и подразделам функциональной и ведомственной класси­фикаций расходов бюджетов РФ.

В третьем чтении проекта, проходящем не позднее чем через три дня со дня принятия законопроекта во втором чтении, законо­проект голосуется в целом.

Если проект федерального закона о внесении изменений и до­полнений в федеральный закон о федеральном бюджете не прини­мается в срок, то Правительство РФ имеет право на пропорцио­нальное сокращение расходов федерального бюджета до положи­тельного законодательного решения.

Проекты федеральных законов о внесении изменений и допол­нений в федеральный закон о федеральном бюджете рассматрива­ются в порядке, определенном регламентом Госдумы при соблюде­нии следующих дополнительных условий:

1) законопроект об изменении основных характеристик феде­рального бюджета не может быть внесен на рассмотрение в Госуду- му до вступления в силу или до отклонения Советом Федерации либо Президентом РФ федерального закона, предусматривающего изменение основных характеристик федерального бюджета на те­кущий финансовый год, проект которого был внесен ранее и при­нят Госдумой в первом чтении;

2) в случае внесения в Госдума двух и более законопроектов о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете указанные законопроекты рассматриваются в первом чтении одновременно в качестве альтернативных; при этом в первом чтении принимается один законопроект, а остальные законопроекты рассматриваются в качестве поправок.

Контрольные вопросы

1. Перечислите права Госдумы РФ при рассмотрении и утвержде­нии федерального бюджета.

2. Каковы права Совета Федерации РФ при рассмотрении и ут­верждении федерального бюджета?

3. Назовите права Президента РФ на стадии рассмотрения и ут­верждения федерального бюджета.

4. Каковы права субъектов права законодательной инициативы на стадии рассмотрения и утверждения федерального бюджета?

5. Перечислите документы пакета проекта федерального закона о федеральном бюджете.

6. В каких случаях при рассмотрении проекта федерального бюд­жета РФ создается согласительная комиссия?

7. Что принимается в первом, втором, третьем и четвертом чтени­ях проекта федерального закона о федеральном бюджете?

8. Каковы проблемы рассмотрения и утверждения бюджетов и пу­ти их решения?