С изменениями и дополнениями от. Как определяется учебная нагрузка педагогов Изменение педагогической нагрузки во время учебного года

Комментарий к статье 333

1. Для педагогических работников предусматривается сокращенная продолжительность рабочего времени, которая не должна превышать 36 часов в неделю, что связано с особым характером их труда, требующего значительного интеллектуального и нервного напряжения.

2. Верхний предел учебной нагрузки установлен для педагогических работников соответствующими типовыми положениями. Учебная нагрузка на учебный год для преподавателей средних специальных учебных заведений, оговариваемая в трудовом договоре, не должна превышать 1440 часов; педагогических работников образовательных учреждений высшего профессионального образования - 900 часов в учебном году; преподавательского состава в образовательном учреждении повышения квалификации - 800 часов.

Верхний предел учебной нагрузки педагогических работников образовательных учреждений иных типов и видов в соответствующих типовых положениях не предусмотрен.

3. Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений определена в Постановлении Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. N 191 (СЗ РФ. 2003. N 14. Ст. 1289).

Педагогическим работникам образовательных учреждений в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда устанавливается продолжительность рабочего времени:

36 часов в неделю - работникам из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов;

30 часов в неделю - старшим воспитателям образовательных учреждений (кроме дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей);

36 часов в неделю:

Старшим воспитателям дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей;

Педагогам-психологам, методистам (старшим методистам), социальным педагогам, педагогам-организаторам, мастерам производственного обучения, старшим вожатым, инструкторам по труду образовательных учреждений;

Руководителям физического воспитания образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования;

Преподавателям-организаторам (основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки) общеобразовательных учреждений, учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования;

Инструкторам-методистам (старшим инструкторам-методистам) образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля.

Норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы составляет:

18 часов в неделю:

Учителям 5 - 11 (12) классов общеобразовательных учреждений (в т. ч. кадетских школ), общеобразовательных школ-интернатов (в т. ч. кадетских школ-интернатов), образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, межшкольных учебных комбинатов, учебно-производственных мастерских;

Преподавателям педагогических училищ и педагогических колледжей;

Преподавателям специальных дисциплин 1 - 11 (12) классов музыкальных, художественных общеобразовательных учреждений;

Преподавателям 3 - 5 классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с 5-летним сроком обучения, 5 - 7 классов школ искусств с 7-летним сроком обучения (детских музыкальных, художественных, хореографических и других школ), 1 - 4 классов детских художественных школ и школ общего художественного образования с 4-летним сроком обучения;

Педагогам дополнительного образования;

Тренерам-преподавателям (старшим тренерам-преподавателям) образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля;

Учителям иностранного языка дошкольных образовательных учреждений;

20 часов в неделю - учителям 1 - 4 классов общеобразовательных учреждений;

24 часа в неделю - преподавателям 1 - 2 классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с 5-летним сроком обучения, 1 - 4 классов детских музыкальных, художественных, хореографических школ и школ искусств с 7-летним сроком обучения;

720 часов в год - преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования.

Норма часов педагогической работы за ставку заработной платы составляет:

20 часов в неделю - учителям-дефектологам и учителям-логопедам;

24 часа в неделю - музыкальным руководителям и концертмейстерам;

25 часов в неделю - воспитателям образовательных учреждений, работающим непосредственно в группах с обучающимися (воспитанниками), имеющими отклонения в развитии;

30 часов в неделю - инструкторам по физической культуре, воспитателям в школах-интернатах, детских домах, группах продленного дня общеобразовательных учреждений, в пришкольных интернатах;

36 часов в неделю - воспитателям дошкольных образовательных учреждений, дошкольных групп общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, учреждений дополнительного образования детей и учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования.

Продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени, утвержденными в установленном порядке.

За преподавательскую работу, выполненную с согласия педагогических работников сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы, производится дополнительная оплата соответственно получаемой ставке заработной платы в одинарном размере в порядке, определяемом Министерством образования и науки РФ.

Норма часов педагогической и (или) преподавательской работы за ставку заработной платы педагогических работников установлена в астрономических часах.

Для учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования образовательных учреждений норма часов преподавательской работы включает проводимые ими уроки (занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между ними.

Учителям, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка, гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере при условии догрузки их до установленной нормы часов другой педагогической работой в следующих случаях:

Учителям 1 - 4 классов при передаче преподавания уроков иностранного языка, музыки, изобразительного искусства и физической культуры учителям-специалистам;

Учителям 1 - 4 классов сельских общеобразовательных учреждений с нерусским языком обучения, не имеющим достаточной подготовки для ведения уроков русского языка;

Учителям русского языка сельских начальных общеобразовательных школ с нерусским языком обучения;

Учителям физической культуры сельских общеобразовательных учреждений, учителям иностранного языка общеобразовательных учреждений, расположенных в поселках лесозаготовительных и сплавных предприятий и химлесхозов.

Учителям общеобразовательных учреждений и преподавателям педагогических училищ и педагогических колледжей, у которых по не зависящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с установленной нагрузкой, до конца учебного года выплачивается:

Заработная плата за фактическое число часов, если оставшаяся нагрузка выше установленной нормы за ставку;

Заработная плата в размере ставки, если оставшаяся нагрузка ниже установленной нормы за ставку и если их невозможно догрузить другой педагогической работой;

Заработная плата, установленная до снижения учебной нагрузки, если она была установлена ниже нормы за ставку и если их невозможно догрузить другой педагогической работой.

Преподавателям учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, у которых по не зависящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с установленной нагрузкой, до конца учебного года выплачивается заработная плата в размере, установленном при тарификации в начале учебного года.

Педагогические работники должны быть поставлены в известность об уменьшении учебной нагрузки в течение года и о догрузке другой педагогической работой не позднее чем за 2 месяца.

4. Нормативные положения, определяющие норму часов педагогической работы за ставку заработной платы учителей-логопедов и педагогов-психологов, конкретизированы в письме Минобразования России от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 "Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования". Так, ставка заработной платы учителей-логопедов всех образовательных учреждений, независимо от их ведомственной подчиненности, выплачивается за 20 часов педагогической работы в неделю. При этом не имеет значения, в классах какой ступени учитель-логопед осуществляет педагогическую деятельность. Учителям-логопедам и педагогам-психологам психолого-медико-педагогических консультаций, являющихся самостоятельными учреждениями, ставка заработной платы выплачивается за 36 часов педагогической работы в неделю.

5. Для отдельных категорий педагогических работников, работающих в должностях, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза, устанавливается 30-часовая рабочая неделя. К числу указанных работников, согласно Перечню, утв. Приказом Минздрава России, Минобороны России, МВД России, Минюста России, Минобразования России, Минсельхоза России, ФПС России от 30 мая 2003 г. N 225/194/363/126/2330/777/292 (БНА РФ. 2003. N 37), относятся учителя, воспитатели и педагоги дополнительного образования оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, инфицированных туберкулезом, учителя, воспитатели и педагоги дополнительного образования Российского санаторно-реабилитационного центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, страдающих различными формами туберкулезной инфекции, учителя и педагоги дополнительного образования общеобразовательных учреждений, работающие в стационарах для детей, страдающих различными формами туберкулезной инфекции.

6. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений предусмотрены в одноименном Положении, утв. Приказом Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. N 69 (БНА РФ. 2006. N 32). Режим работы и отдыха педагогов определяется с учетом специфики деятельности и режима работы образовательных учреждений различных типов и видов. Это могут быть образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся или воспитанников, пребыванием их в течение определенного времени, сезона и др.

Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, графиками работы, коллективным договором, разрабатываемыми в соответствии с ТК, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и указанным Положением.

7. Педагогическим работникам разрешается работа по совместительству, в т. ч. в порядке внутреннего совместительства как по иной, так и по аналогичной должности, специальности.

Особенности работы по совместительству педагогических работников определены в Постановлении Минтруда России от 30 июня 2003 г. N 41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры" (Бюллетень Минтруда России. 2003. N 8), изданном в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2003 г. N 197 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры" (СЗ РФ. 2003. N 15. Ст. 1368).

Согласно Постановлению Минтруда России от 30 июня 2003 г. N 41 педагогические работники вправе осуществлять работу по совместительству, т. е. выполнять другую регулярную оплачиваемую работу на условиях трудового договора в свободное от основной работы время по месту их основной работы или в других организациях, в т. ч. по аналогичной должности, специальности, профессии, включая случаи, когда установлена сокращенная продолжительность рабочего времени (за исключением работ, в отношении которых нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены санитарно-гигиенические ограничения).

Продолжительность работы по совместительству педагогических работников (в т. ч. тренеров-преподавателей, тренеров) в течение месяца устанавливается по соглашению между работником и работодателем, и по каждому трудовому договору она не может превышать половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели. Следовательно, исходя из того, что продолжительность рабочего времени педагогических работников не должна превышать 36 часов в неделю, продолжительность работы по совместительству не может превышать 18 часов в неделю.

Для педагогических работников (в т. ч. тренеров-преподавателей, тренеров), у которых половина месячной нормы рабочего времени по основной работе составляет менее 16 часов в неделю, продолжительность работы по совместительству не может превышать 16 часов работы в неделю. Для работников культуры, привлекаемых в качестве педагогических работников дополнительного образования, концертмейстеров, балетмейстеров, хормейстеров, аккомпаниаторов, художественных руководителей продолжительность работы по совместительству не может превышать месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели.

Педагогическая работа высококвалифицированных специалистов на условиях совместительства с согласия работодателя может осуществляться в образовательных учреждениях повышения квалификации и переподготовки кадров в основное рабочее время с сохранением заработной платы по основному месту работы.

Для педагогических работников не считаются совместительством и не требуют заключения (оформления) трудового договора следующие виды работ:

А) литературная работа, в т. ч. работа по редактированию, переводу и рецензированию отдельных произведений, научная и иная творческая деятельность без занятия штатной должности;

Б) проведение технической, бухгалтерской и иной экспертизы с разовой оплатой;

В) педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год;

Г) осуществление консультирования высококвалифицированными специалистами в учреждениях и иных организациях в объеме не более 300 часов в год;

Д) осуществление работниками, не состоящими в штате учреждения (организации), руководства аспирантами и докторантами, а также заведование кафедрой, руководство факультетом образовательного учреждения с дополнительной оплатой по соглашению между работником и работодателем;

Е) педагогическая работа в одном и том же учреждении начального или среднего профессионального образования, в дошкольном образовательном учреждении, в образовательном учреждении общего образования, учреждении дополнительного образования детей и ином детском учреждении с дополнительной оплатой;

Ж) работа без занятия штатной должности в том же учреждении и иной организации, в т. ч. выполнение педагогическими работниками образовательных учреждений обязанностей по заведованию кабинетами, лабораториями и отделениями, преподавательская работа руководящих и других работников образовательных учреждений, руководство предметными и цикловыми комиссиями, работа по руководству производственным обучением и практикой студентов и иных обучающихся и др.;

З) работа педагогических работников в том же образовательном учреждении или ином детском учреждении сверх установленной нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы;

И) работа по организации и проведению экскурсий на условиях почасовой или сдельной оплаты без занятия штатной должности.

Выполнение работ, указанных в подп. "б" - "ж", допускается в основное рабочее время с согласия работодателя.

На основании чего директор школы может сократить половину учебной нагрузки на следующий год? Правомерно ли, что работник сразу работает на двух должностях в одной школе (без совместительства)?

Перечень освещаемых вопросов

Вопрос 1.
На основании чего директор школы может сократить половину учебной нагрузки на следующий год?
Вопрос 2.
Правомерно ли, что работник сразу работает на двух должностях в одной школе (без совместительства)?

Ответ на вопрос 1:
Основные положения, определяющие порядок распределения учебной нагрузки учителей и случаи, когда учебная нагрузка может быть уменьшена по инициативе работодателя без согласия с учителя, предусмотрены пунктом 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года N 196 «Об утверждении типового положения об общеобразовательном учреждении.
Согласно этому документу, объем учебной нагрузки учителям устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и учебным программам, обеспеченности кадрами и других условий работы в данном общеобразовательном учреждении. Учебная нагрузка, объем которой больше или меньше нормы часов за ставку заработной платы, устанавливается только с согласия работника.
Установленный в начале учебного года объем учебной нагрузки не может быть уменьшен в течение учебного года по инициативе администрации (работодателя), за исключением случаев уменьшения количества часов по учебным планам и учебным программам, сокращения количества классов. При установлении учебной нагрузки на новый учебный год учителям, для которых данное общеобразовательное учреждение является местом основной работы, как правило, сохраняется ее объем и преемственность предметов в классах. Объем нагрузки, установленный в текущем учебном году, на следующий учебный год может быть уменьшен по инициативе администрации (работодателя) также только по основаниям, связанным с уменьшением количества часов по учебным планам и учебным программам, а также сокращения количества классов.
Учебная нагрузка на новый учебный год устанавливается руководителем образовательного учреждения по согласованию с профсоюзным органом (а не только с председателем профсоюзной организации) до окончания учебного года и ухода работников в отпуск с тем, чтобы определить, в каких классах и с какой учебной нагрузкой они будут работать в новом учебном году. При этом должны соблюдаться указанные выше правила и принципы распределения учебной нагрузки, предусмотренные в пункте 66 типового положения. Объем учебной нагрузки каждого учителя при проведении тарификации учителей на начало нового учебного года устанавливается приказом руководителя образовательного учреждения также по согласованию с профсоюзным органом. Согласование профкомом конкретного объема учебной нагрузки вновь оформляется протоколом. Законом предусматривается, что объем учебной нагрузки оговаривается в трудовом договоре. Это означает, что работник при заключении трудового договора принимает на себя обязательства работать с оговоренным объемом учебной нагрузки, а работодатель (на все время действия трудового договора) обязан обеспечивать учителю предусмотренный в договоре объем учебной нагрузки.
В соответствии с законодательством, в трудовой договор без согласия работника могут быть внесены изменения (в том числе касающиеся объема учебной нагрузки) только по причинам, связанным с изменением в организационных или технологических условиях труда. Такими изменениями в образовательных учреждениях, являются уменьшение количества часов по учебным планам и учебным программам или сокращение количества классов, которые влекут за собой изменение учебной нагрузки, а, следовательно, размер оплаты труда.

Вывод: сокращение учебной нагрузки администрацией школы может быть произведено только с согласия работника. В Вашем случае в п. 11 Трудового договора оплата труда производится по ставке, соответствующей высшей квалификационной категории единой тарифной сетки. Работодатель мог сократить учебную нагрузку только с письменного согласия работника (оформляется приказом с ознакомлением под роспись работноком, либо изменением условий трудового договора). В исключительном случае уменьшение может быть произведено в связи с уменьшением количества часов по учебным планам и учебным программам или сокращение количества классов.

Ответ на вопрос 2.
Данное правоотношение регулируется статьей 60.2 ТК РФ:
«Статья 60.2. Совмещение профессий (должностей). Расширение зон обслуживания, увеличение объема работы. Исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором
С письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 настоящего Кодекса).
Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).
Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.
Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель - досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

Вывод: совмещение профессий (должностей) может иметь место только с письменного согласия работника и, что важно, поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором (отличие от совместительства в том, что работа на совмещаемой должности выполняется работником в свободное от основной работы время). Совмещение профессий, по общему правилу, оформляется приказом с ознакомлением работником под роспись, либо изменением условий трудового договора, в котором прописываются условия совмещения профессий.

Преподаватель в вузе работает по срочному договору с 01.09.2014 г. по 31.08.2019 г. Доля ставки преподавателя зависит от нагрузки. Нагрузка уменьшилась. Как, согласно законодательству, поступить с преподавателем, если он 2015-2016 учебный год работал на 1,0 ставки, а на следующий 2016-2017 учебный год из за отсутствия нагрузки его надо перевести на 0,75 ставки. Если он не согласен писать заявление о переводе, то какие мероприятия провести, что бы решить данную проблему?

Ответ

Ответ на вопрос:

Объем учебной нагрузки указан в трудовом договоре. В этом случае ее изменение возможно или по соглашению сторон (п. 1.7 Приказа Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 ), или по инициативе работодателя с предупреждением работника не менее чем за два месяца с указанием причин изменения (п. 1.8 Приказа).

В данном случае имеет место изменение определенных сторонами условий трудового договора, а значит, следует руководствоваться ст. 74 ТК РФ.

Как уже было сказано выше, о предстоящем изменении нагрузки с указанием причин такого изменения организация обязана сотрудника под подпись не позднее, чем за два месяца до введения таких изменений. Об этом говорится в статьи 74 Трудового кодекса РФ. При согласии сотрудника с предстоящими изменениями необходимо оформить дополнительное соглашение к трудовому договору ().

Если сотрудник не согласится работать в новых условиях (с меньшей нагрузкой), то организация обязана предложить ему другую работу, в том числе нижестоящую и нижеоплачиваемую, если в организации есть подходящие вакансии. Предлагать сотруднику нужно только вакансии, имеющиеся у работодателя в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях следует, только если это предусмотрено коллективным (трудовым) договором, иными соглашениями. Такой порядок закреплен в статьи 74 Трудового кодекса РФ.

Если работник откажется от работы в новых условиях или в организации не будет подходящих вакансий, то трудовой договор можно прекратить в связи с отказом от продолжения работы в новых условиях на основании части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ также с ()

Уволить сотрудника в связи с отказом от продолжения работы в новых условиях работодатель может только по истечении двух месяцев с момента предупреждения об изменении условий трудового договора. Возможность досрочного увольнения законодательством не предусмотрена. Аналогичная позиция отражена в и подтверждается судебной практикой. См., например, . Единственный вариант - это договориться с сотрудником и оформить увольнение раньше, но по другому основанию, например , выплатив привлекательную сумму компенсации.

Подробности в материалах Системы Кадры:

Объем учебной нагрузки педагогических работников определяют ежегодно на начало учебного года и устанавливают локальным актом образовательной организации. Такие локальные акты, а также изменения к ним принимают с профсоюза или иного представительного органа сотрудников.

Объем учебной нагрузки конкретного педагогического работника следует закрепить в его трудовом договоре. Временное или постоянное изменение учебной нагрузки, указанной в трудовом договоре педагогического работника, допустимо только по соглашению сторон. Это касается как увеличения, так и уменьшения учебной нагрузки.

Образовательная организация не может по собственной инициативе изменить в текущем учебном году тот объем учебной нагрузки, который установлен на начало учебного года. Также организация не может в одностороннем порядке изменить объем нагрузки, установленный в текущем учебном году, на следующий учебный год. Однако в отдельных случаях такое изменение со стороны работодателя допустимо. Например, если необходимо уменьшить учебную нагрузку педработников общеобразовательных организаций в связи с уменьшением количества часов по учебным планам и графикам, сокращением количества обучающихся, групп или классов.

Обо всех случаях изменения учебной нагрузки и их причинах работодатель должен уведомить педагогического работника в письменной форме как минимум за два месяца. Такое уведомление не требуется при изменении учебной нагрузки по обоюдному согласию сторон.

Александр Завгородний ,

доцент, к. ю. н., доцент кафедры трудового права юридического факультета

Санкт-Петербургского государственного университета

Приказ

О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре

Приложение 2. Порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре

I. Общие положения

1.1. Порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре (далее - Порядок), определяет правила определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда.

1.2. При определении учебной нагрузки педагогических работников устанавливается ее объем по выполнению учебной (преподавательской) работы во взаимодействии с обучающимися по видам учебной деятельности, установленным учебным планом (индивидуальным учебным планом), текущему контролю успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

1.3. Объем учебной нагрузки педагогических работников, выполняющих учебную (преподавательскую) работу, определяется ежегодно на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона) и устанавливается локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.

1.4. Объем учебной нагрузки, установленный педагогическому работнику, оговаривается в трудовом договоре, заключаемом педагогическим работником с организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

1.5. Объем учебной нагрузки педагогических работников (за исключением педагогических работников, замещающих должности профессорско-преподавательского состава), установленный на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона), не может быть изменен в текущем учебном году (тренировочном периоде, спортивном сезоне) по инициативе работодателя за исключением изменения объема учебной нагрузки педагогических работников, указанных в , в сторону ее снижения, связанного с уменьшением количества часов по учебным планам, учебным графикам, сокращением количества обучающихся, занимающихся, групп, сокращением количества классов (классов-комплектов).

1.6. Объем учебной нагрузки педагогических работников (за исключением педагогических работников, замещающих должности профессорско-преподавательского состава), установленный в текущем учебном году (тренировочном периоде, спортивном сезоне), не может быть изменен по инициативе работодателя на следующий учебный год (тренировочный период, спортивный сезон) за исключением случаев изменения учебной нагрузки педагогических работников, указанных в , в сторону ее снижения, связанного с уменьшением количества часов по учебным планам, учебным графикам, сокращением количества обучающихся, занимающихся, групп, сокращением количества классов (классов-комплектов).

1.7. Временное или постоянное изменение (увеличение или снижение) объема учебной нагрузки педагогических работников по сравнению с учебной нагрузкой, оговоренной в трудовом договоре, допускается только по соглашению сторон трудового договора, заключаемого в письменной форме, за исключением изменения объема учебной нагрузки педагогических работников в сторону его снижения, предусмотренного и .

1.8. Об изменениях объема учебной нагрузки (увеличение или снижение), а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить педагогических работников в письменной форме не позднее, чем за два месяца до осуществления предполагаемых изменений, за исключением случаев, когда изменение объема учебной нагрузки осуществляется по соглашению сторон трудового договора.

1.9. Локальные нормативные акты организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по вопросам определения учебной нагрузки педагогических работников, осуществляющих учебную (преподавательскую) работу, а также ее изменения принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).

  1. Ответ: Как установить для педагогических работников учебную нагрузку?
  2. Правовая база: ПРИКАЗ МИНОБРНАУКИ РОССИИ от 22.12.2014 № 1601
  3. Ответ: Как внести изменения трудовой договор, если они вызваны сменой организационных или технологических условий труда в организации?

К изменениям трудового договора по причинам, связанным со сменой организационных или технологических условий труда, можно отнести, например:

  • изменения в технике и технологии производства, например, внедрение нового оборудования, технических регламентов, которые привели к уменьшению нагрузки сотрудника, а также изменение правил эксплуатации оборудования, усовершенствование рабочих мест ();
  • структурную реорганизацию производства, например, исключение какой-либо стадии производственного процесса, введение новых режимов труда, изменение системы оплаты труда в организации в целом, систем нормирования труда, перераспределение задач и участков ответственности между структурными подразделениями;
  • иные изменения организационных или технологических условий труда, которые привели к уменьшению нагрузки сотрудника.

Если дополнительное соглашение не будет оформлено своевременно, но сотрудник продолжит работать в новых условиях после уведомления об изменениях, то это означает, что сотрудник фактически согласился с такими изменениями. Правомерность такого подхода подтверждают суды (см., например, ).

Если сотрудник не согласится работать в новых условиях, то организация обязана предложить ему другую работу, в том числе нижестоящую и нижеоплачиваемую, если в организации есть подходящие вакансии. Предлагать сотруднику нужно только вакансии, имеющиеся у работодателя в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях следует, только если это предусмотрено коллективным (трудовым) договором, иными соглашениями. Такой порядок закреплен в статьи 74 Трудового кодекса РФ.

Если работник откажется от работы в новых условиях или в организации не будет подходящих вакансий, то трудовой договор можно прекратить:

  • по сокращению на основании части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ с - если речь идет об изменении рабочего режима, а именно о введении неполного режима ();
  • в связи с отказом от продолжения работы в новых условиях на основании части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ также с - во всех остальных случаях ().

Уволить сотрудника в связи с отказом от продолжения работы в новых условиях работодатель может только по истечении двух месяцев с момента предупреждения об изменении условий трудового договора. Возможность досрочного увольнения законодательством не предусмотрена. Аналогичная позиция отражена в и подтверждается судебной практикой. См., например, . Единственный вариант - это договориться с сотрудником и оформить увольнение раньше, но по другому основанию, например.

При увольнении сотрудника в связи с отказом от работы в новых условиях у работодателя на случай спора с сотрудником должны быть доказательства, которые подтвердят, что изменение условий трудового договора явилось следствием изменений организационных или технологических условий труда. Об этом говорится в постановления Пленума Верховного суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2. Если работодатель не сможет предоставить таких доказательств и связать одно с другим, то изменение условий трудового договора, а значит, и увольнение сотрудников, которые отказались продолжать работу в новых условиях, могут признать незаконными. На это указывают и суды, см., например, апелляционное определение Московского городского суда от 22 апреля 2015 г. № 33-13437

  • Пять вредных привычек кадровиков. Узнайте, чем грешите вы
    Редакция журнала «Кадровое дело» выяснила, какие привычки кадровиков отнимают много времени, но при этом почти бесполезны. А некоторые из них даже могут вызвать недоумение у инспектора ГИТ.

  • Инспекторы ГИТ и Роскомнадзора рассказали нам, какие документы теперь ни в коем случае нельзя требовать у новичков при трудоустройстве. Наверняка какие-то бумаги из этого списка есть у вас. Мы составили полный список и подобрали для каждого запретного документа безопасную замену.

  • Если выплатите отпускные на день позже срока, компанию оштрафуют на 50 000 руб. Уменьшите срок уведомления о сокращении хотя бы на день – суд восстановит сотрудника на работе. Мы изучили судебную практику и подготовили для вас безопасные рекомендации.
  • 27.01.2011

    В. Луховицкий

    Может ли быть в трудовом договоре указана нагрузка меньше 18 часов?

    Может ли ставка меняться в период действия трудового договора?

    Включается ли работа при неполной нагрузке (меньше ставки) в трудовой стаж?

    Распределение часов и оплата труда пенсионеров (отдавать ли предпочтение молодым?)

    Может ли молодой специалист требовать себе полную ставку за счет часов пенсионера?

    Может ли пенсионер передать часть своих часов молодому учителю?

    Перераспределение часов между учителями.

    Сокращают нагрузку – можно ли с этим бороться?

    Сокращают нагрузку – требуют подписать заявление о согласии, иначе грозятся уволить.

    Снимают нагрузку и сообщают об этом с опозданием (31 августа) – обязаны ли сохранить прежнюю зарплату еще 2 месяца?

    Имеет ли право работодатель сократить число тарифицированных часов в середине года задним числом?

    Не хватает часов до полной ставки, педагог отказывается работать на неполную нагрузку, ему дают факультативы, но не тарифицируют их (называют дополнительной пед. работой).

    Чем директор может заменить (дополнить) часы до ставки?

    Обзор законодательства

    Объем учебной нагрузки

    В российском законодательстве учебная нагрузка является единственной количественной составляющей трудовой функции, которую выполняет учитель, поэтому объем учебной нагрузки относится к обязательным условиям трудового договора.

    При заключении трудового договора учитель принимает на себя обязательство работать с оговоренным объемом учебной нагрузки, а работодатель на все время действия трудового договора обязан обеспечивать учителю предусмотренный в нем объем учебной нагрузки .

    Если по каким-либо причинам в трудовом договоре не указан объем учебной нагрузки, то считается, что учитель работает с тем объемом учебной нагрузки, который ему был установлен приказом директора при приеме на работу.

    Согласно п. 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении объем учебной нагрузки педагогических работников устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и учебным программам, обеспеченности кадрами, других условий работы в данном общеобразовательном учреждении.

    Согласно п. 4.3 Письма Минобрнауки России и Профсоюза работников народного образования и науки РФ N АФ-947/96 тарификация учителей производится один раз в год, но раздельно по полугодиям, если учебными планами на каждое полугодие предусматривается разное количество часов на предмет.

    Распространенное среди учителей мнение о том, что в трудовом договоре нельзя указывать учебную нагрузку меньше ставки, к сожалению, не соответствует истине. С письменного согласия работника объем нагрузки может быть любым. Возможно, путаница в этом вопросе связана с тем, что от нагрузки зависит право на пенсию по выслуге лет. Начиная с 1 сентября 2002 г. периоды деятельности засчитываются в стаж педагогической работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) работником нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы .

    Изменение учебной нагрузки

    Установленный в начале учебного года объем учебной нагрузки не может быть уменьшен в течение учебного года по инициативе работодателя, за исключением случаев уменьшения количества часов по учебным планам и учебным программам, сокращения количества классов. Только и случаи можно отнести к «причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда» . Эта норма относится и к ситуации уменьшения нагрузки на следующий год.

    В других случаях любое временное или постоянное изменение (увеличение или уменьшение) у учителей объема учебной нагрузки, а также изменение характера работы возможно только по взаимному согласию сторон.

    Это обозначает, что руководители образовательных учреждений не имеют права без письменного согласия учителей (в т.ч. молодых специалистов и учителей, получающих трудовую пенсию) допускать уменьшение их учебной нагрузки в связи с приемом на работу других учителей (в том числе - совместителей). Нельзя также произвольно перераспределять учебную нагрузку между учителями, либо предоставлять преподавательскую работу лицам, выполняющим ее помимо основной работы в той же школе (прежде всего это касается школьной администрации).

    При установлении учебной нагрузки на новый учебный год учителям, для которых данное общеобразовательное учреждение является местом основной работы, как правило, сохраняется ее объем и преемственность предметов в классах.

    Принимая во внимание, что о предстоящих изменениях условий трудового договора, которые допускаются без согласия работника, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, определение учителям объема учебной нагрузки на новый учебный год также необходимо осуществлять не менее чем за два месяца до его начала.

    Наиболее рациональным является распределение учебной нагрузки учителей до ухода их в отпуск.

    Временное увеличение нагрузки

    Учебная нагрузка на определенный срок, в т.ч. только на учебный год, может быть установлена в следующих случаях:

    для выполнения учебной нагрузки учителей, находящихся в отпуске по уходу за ребенком;

    для выполнения учебной нагрузки учителей, отсутствующих в связи с болезнью и по другим причинам;

    для выполнения временно преподавательской работы, которая ранее выполнялась постоянным учителем, с которым прекращены трудовые отношения, и на место которого работодатель намерен пригласить другого постоянного работника.

    При этом необходимо учитывать, что увеличение учебной нагрузки для замещения временно отсутствующего учителя является временным переводом на необусловленную трудовым договором работу у того же работодателя, требует согласия работника и оформляется письменным соглашением сторон трудового договора.

    Без согласия работника замещение временно отсутствующего работника на срок до одного месяца допускается только в том случае, если это вызвано чрезвычайными обстоятельствами .

    Согласно ст. 60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой профессии за дополнительную оплату.

    Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.

    Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель - досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

    Гарантии отдельных категорий учителей, которым не может быть обеспечена учебная нагрузка в полном объеме, а также при ее уменьшении в течение учебного года

    Для учителей устанавливаются следующие гарантии :

    1. Учителям, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка, гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере при условии догрузки их до установленной нормы часов другой педагогической работой в следующих случаях:

    учителям 1-4 классов при передаче преподавания уроков иностранного языка, музыки, изобразительного искусства и физической культуры учителям-специалистам;

    учителям 1-4 классов сельских общеобразовательных учреждений с нерусским языком обучения, не имеющим достаточной подготовки для ведения уроков русского языка;

    учителям русского языка сельских начальных общеобразовательных школ с нерусским языком обучения;

    учителям физической культуры сельских общеобразовательных учреждений, учителям иностранного языка общеобразовательных учреждений, расположенных в поселках лесозаготовительных и сплавных предприятий и химлесхозов.

    Учителя начальных классов вправе преподавать эти предметы сами, в т.ч. с соответствующей дополнительной оплатой за часы преподавательской работы, превышающей 20 часов в неделю.

    Администрация обязана догрузить таких учителей до установленной нормы часов другой педагогической работой. Это может быть работа в группе продленного дня, проведение кружков и факультативов, индивидуальных занятий на дому, замена отсутствующих учителей, выполнение частично или в полном объеме работы по классному руководству, проверка письменных работ, внеклассная работа и другая педагогическая работа.

    Передача преподавания в начальных классах других предметов (например, уроков труда) без согласия учителей не допускается.

    2. Учителям, у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается, до конца учебного года выплачивается:

    заработная плата за фактическое число часов, если оставшаяся нагрузка выше установленной нормы за ставку;

    заработная плата в размере ставки, если оставшаяся нагрузка ниже установленной нормы за ставку и если их невозможно догрузить другой педагогической работой;

    заработная плата, установленная до снижения учебной нагрузки, если она была установлена ниже нормы за ставку и если их невозможно догрузить другой педагогической работой.

    С этими работниками до конца учебного года не может быть расторгнут трудовой договор при любом объеме оставшейся после уменьшения учебной нагрузки, даже при ее полном отсутствии.

    Об уменьшении учебной нагрузки работ ники должны быть уведомлены работодателем в письменной форме не позднее чем за два месяца, в течение которых работнику выплачивается заработная плата в прежнем размере (несмотря на то, что учебная нагрузка в прежнем объеме в период после уведомления выполняться уже не будет).

    Основная правовая проблема заключается в том, что право осуществлять расстановку кадров отнесено к компетенции образовательного учреждения , то есть (как правило) директора. В российском законодательстве нет никаких нормативов для определения числа учителей различных специальностей, количество учителей устанавливается исходя из объема учебной нагрузки по специальности. Именно на это ссылается работодатель, приглашая на работу новых учителей (хотя часы можно было бы распределить и среди старых работников), произвольно меняя учебную нагрузку и провоцируя этим зависть и недоверие между работниками.

    Но трудовые отношения регулируются не одной 32-й статьей закона «Об образовании». Есть нормы Трудового кодекса, есть Постановление Правительства РФ № 191 и другие нормативные акты, о которых шла речь выше. Так что главное – научиться эффективно применять их при защите своих прав.

    С этой точки зрения нам особенно важна ст. 135 ТК РФ, в соответствии с которой локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников (например, первичной профсоюзной организации или специальной комиссии, выбранной на общем собрании трудового коллектива).

    Основные нарушения со стороны работодателей

    1. Необоснованное перераспределение учебной нагрузки между учителями.

    2. Необоснованное уменьшение учебной нагрузки в текущем учебном году.

    3. Незаконное ограничение «потолка» учебной нагрузки школьной администрацией или органами управления образования.

    4. При отсутствии свободной учебной нагрузки прием на работу других учителей путем незаконного уменьшения объема учебной нагрузки учителей данной школы.

    5. Необоснованное и незаконное (без согласия работника) уменьшение учебной нагрузки учителям, получающим трудовую пенсию по выслуге лет.

    6. Нарушение гарантий отдельных категорий учителей, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка.

    7. Нарушение гарантий учителей, у которых по не зависящим от них причинам в течение учебного года уменьшается учебная нагрузка.

    Способы защиты

    1. Профилактика нарушений.

    Главное – не провоцировать работодателя на нарушение ваших прав. Самый простой способ – с самой первой встречи четко определить правила игры. Если перед вами честный человек, он не обидится на ваши справедливые требования. Если директор - потенциальный нарушитель ваших прав, он поймет, что в данном случае ему придется иметь дело с юридически грамотным человеком. Юридически грамотного человека начальство уважает и побаивается, с ним предпочитают «не связываться». Директор и завучи не всегда сильны в правовых вопросах и понимают, что с «крючкотвором» лучше не ссориться, а использовать его знания «в мирных целях», на пользу школе.

    Прежде всего вам необходимо внимательно прочитать и внести необходимые вам изменения и дополнения в трудовой договор и в должностную инструкцию (если она есть), в которой зафиксирован точный список ваших обязанностей, в первую очередь – ваша учебная нагрузка. Так вы впервые зафиксируете устраивающее вас количество часов, обезопасите себя от произвольного изменения нагрузки.

    Если инструкции нет, работодатель должен понять, что вы обратили внимание на это нарушение.

    2. Психологическая подготовка.

    Что мешает учителю спокойно указать работодателю на незаконность его действий? Несколько распространенных мнений.

    Во-первых, «неприлично» учителю думать о часах и зарплате – положено бесплатно гореть на работе.

    Во-вторых, школа – наш родной дом, мы – одна семья, а с главой семьи (директором) не принято разговаривать на языке закона.

    В-третьих, бороться бесполезно - все равно ничего не добьешься, начальство всегда будет право.

    В-четвертых, никто из коллег не поддержит, учителя не способны ни на какие формы солидарности и самоорганизации.

    До тех пор пока вы не признаете, что все эти утверждения - не более чем распространенные в учительской среде стереотипы, вам не следует думать о каких-либо реальных действиях по защите своих трудовых прав.

    Единственный серьезный вопрос, который вам необходимо обдумать перед тем, как вы начнете бороться за необходимые вам часы, - это вопрос о том, грозит ли вам (при самом плохом развитии событий) реальная безработица. Ответ зависит от многих факторов: вашего профессионального статуса, отношений в коллективе, уровня учительской безработицы в вашем населенном пункте (регионе). Еще несколько лет назад можно было спокойно говорить, что уж в городе-то учитель без работы не останется, но с внедрением НСОТ и пормативно-подушевого финансирования ситуация резко изменилась. Главное теперь - поддержат ли вас ваши коллеги?

    3. Защита - индивидуальная и коллективная.

    Если вы считаете, что имеет место какое-либо из вышеперечисленных нарушений, вы должны действовать следующим образом:

    А). Убедиться в достоверности информации. Например, ваш коллега рассказал вам на переменке, что в новом учебном году директор планирует взять на работу трех совместителей, сократив для этого всем постоянным учителям часы до ставки. Пока что это еще не факт, а высказанное одним человеком мнение, которое необходимо проверить. Ни в коем случае не начинайте с громких заявлений, не торопитесь вывести директора на чистую воду.

    Б). Точно квалифицировать нарушение (см. выше перечень наиболее частых нарушений) и изучить соответствующие нормативные акты. На администрацию не производят впечатления общие рассуждения о несправедливости – нужны точные формулировки законов.

    В). Найти единомышленников среди педагогов, обсудить ситуацию с ними. Если у вас в школе есть реальная (то есть готовая отстаивать права работников!) профсоюзная организация, обратиться к профоргу.

    Все это вы должны проделать до того, как предпримете открытые шаги по защите нарушенного права. Далее следует:

    Г). Поговорить (обязательно в присутствии свидетелей) с директором. Объяснить, что ваша цель – найти решение, устраивающее обе стороны: и администрацию, и работников. Например, если директор уверен, что без прихода новых педагогов школа не сможет развиваться, можно пытаться найти компромисс и по их количеству, и по учебным часам.

    Д). Провести собрание трудового коллектива (профсоюзное собрание), на котором выбрать комиссию для переговоров с директором о распределении нагрузки и принятии на работу совместителей. Если коллеги не захотят вас поддержать, вам придется сразу обращаться в Трудовую инспекцию и в прокуратуру (см. образец жалобы в Приложении).

    Е). Если директор не захочет обсуждать проблему с представителями трудового коллектива, профорг должен обратиться с жалобой в прокуратуру (см. образец жалобы в Приложении). На этом этапе совершенно необходимо найти сочувствующего вам юриста – его помощь вам, возможно, понадобится.

    Ж). Если прокуратура не поддержит ваших справедливых требований, придется одновременно действовать в трех направлениях:

    • Писать в вышестоящую инстанцию жалобу на работника прокуратуры, не решившего ваше дело по существу (см. образец заявления в Приложении).
    • Обсудить с коллегами, к каким способам защиты они готовы прибегнуть (вплоть до различных вариантов забастовок).
    • Вынести конфликт за порог школы, сделать проблему общественно важной.

    Судя по результатам учительских протестных выступлений прошлого учебного года , при сильной поддержке СМИ и сформированного СМИ общественного мнения учителя могут защитить свои трудовые права.

    Прокуратура ….. района …. области

    Я работаю в должности преподавателя школы № … г….. По имеющейся официально неподтвержденной информации, администрация школы планирует со следующего учебного года принять на работу преподавателей …. предметов по совместительству.

    Такие действия администрации неизбежно приведут к сокращению учебной нагрузки (а следовательно, заработной платы и иных социальных гарантий) для уже работающих педагогов, что безусловно нарушает их и мои, в том числе, права.

    Кроме того, принятие на работу совместителей в данном случае будет противоречить пункту 2 Постановления Совмина СССР от 10.12.1959 № 1367 "Об ограничении совместительства по службе" (в редакции Постановления Совмина СССР от 10.08.1990 № 800 "О признании утратившими силу некоторых решений Правительства СССР по вопросам совместительства") , поскольку, во-первых, принимаемые на работу лиц не обладают большим опытом и высокой квалификацией, а во-вторых, указанная работа может быть выполнена уже работающими педагогами, не занятыми на другой работе.

    Прошу принять меры прокурорского реагирования.

    подпись дата.

    Прокурору …. области (края, республики и пр)

    от ФИО

    м\жит

    учителя школы № …. г…..

    Заявление

    Прошу Вас пересмотреть решение, принятое прокуратурой …. района по вопросу сокращения моей нормы учебной нагрузки на …..\ … учебный год.

    Полагаю, что решение администрации школы противоречат действующему законодательству, поскольку сокращение нагрузки произошло вследствие приема на работу совместителей, что не допускается, когда существующий объем трудовых обязанностей может быть выполнен штатными работниками.

    Приложение: копия ответа прокуратуры района

    подпись дата.


    П. 6 ст. 55Закона «Об образовании», ч. 2 ст. 333 Трудового кодекса РФ

    Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 N 196

    Ст. 74 ТР КФ см. главу «Трудовой договор»

    Наиболее известные – забастовки в Астрахани и Ульяновске, акции протеста в Братске, в Республике Алтай.


    В данном материале мы рассмотрим а примере судебной практики необходимость уведомления педагога и получения согласия на изменение нагрузки.

    Обязательное получение согласия требуется лишь при увеличении нагрузки. Это указано в п. 1.7 Порядка определения учебной нагрузки, утвержденного Приказом Министерством образования и науки РФ № 1601 от 22.12.2014. Данный пункт закрепляет: «временное или постоянное изменение (увеличение или снижение) объёма учебной нагрузки педагогических работников по сравнению с учебной нагрузкой, оговорённой в трудовом договоре, допускается только по соглашению сторон трудового договора, заключаемого в письменной форме, за исключением изменения объема учебной нагрузки педагогических работников в сторону его снижения».

    Когда учебная нагрузка снижается, получать согласие педагога не нужно, однако, работодатель обязан уведомить его не позднее, чем за два месяца до фактического снижения нагрузки (пункт 1.8 Порядка).

    Так, старший преподаватель института обратилась в суд с иском о восстановлении нарушенных трудовых прав, компенсации морального вреда и выплате заработной платы. Требования мотивированы тем, что ей не была оплачена переработка выполненной педагогической нагрузки. Кроме того, работодатель в одностороннем порядке изменил нормы аудиторской нагрузки на основании приказа, с которым истица не была ознакомлена. Работодатель также не уведомил её в письменной форме.

    Исковые требования удовлетворены.

    Решение суда мотивировано следующим образом. Изменение педагогической нагрузки не является существенным изменением условий труда и допускается без согласия работника, поскольку объём нагрузки снижен. Вместе с тем, работодатель обязан был уведомить работника об изменении условий труда, установленных трудовым договором не менее чем за 2 месяца.

    Вместе с тем, суды иногда принимают сторону педагога и ориентируются не только на указанный выше Порядок, который не обязывает получать согласие при уменьшении нагрузки.

    Так, в процессе о восстановлении педагогической нагрузки, уменьшенной без согласия преподавателя физической культуры, суд опирался исключительно на Трудовой кодекс. При рассмотрении дела суд сделал вывод о том, что нормы учебной нагрузки лежат в основе оплаты труда педагогического работника, поэтому изменение условий трудового договора в данной части возможно исключительно с согласия обеих сторон договора.

    Действия по уменьшению педагогической нагрузки признаны незаконными, администрацию техникума обязали восстановить прежнюю нагрузку, а также выплатить недоначисленную и невыплаченную заработную плату и компенсацию морального вреда.

    Нередки ситуации, когда педагог выражает своё несогласие с изменением учебной нагрузки, однако администрация школы всё равно её изменяет. В таких случая суд всегда принимает сторону педагога.

    Так, после получения 3 группы инвалидности, заместителю директора школы по учебно-воспитательной работе, совмещающему данную должность со ставкой «учителя», была изменена педагогическая нагрузка без её согласия. При ознакомлении с приказом об изменении педагогической нагрузки, было выражено несогласие, дополнительное соглашение к трудовому договору также не подписано. При издании приказа и составлении дополнительного соглашения работодатель ссылался на рекомендации индивидуальной программы реабилитации, однако из неё не усматривается невозможность работы в прежнем объёме. Для защиты своих прав гражданка обратилась в суд.

    Приказ директора школы об измени педагогической нагрузки признан незаконным и отменён, поскольку он был издан при отсутствии согласия самого работника.

    Учитель истории обратился в суд для обжалования уменьшения педагогической нагрузки без его согласия. Администрация школы произвела изменение педагогической нагрузки в связи с выходом из отпуска по уходу за ребенком другого учителя истории.

    Приказ директора школы об изменении нагрузки признан незаконным и отменён.

    Своё решение суд мотивировал тем, что выход из отпуска иного сотрудника не подтверждает наличие изменений организационных условий труда, которые явились бы основанием для изменения работодателем определенных сторонами условий трудового договора.

    Иногда изменение учебной нагрузки педагога администрация школы мотивирует объективными причинами, не зависимыми от её действий. Такие ситуации всегда рассматриваются индивидуально, оцениваются конкретные доводы.

    Например, учитель русского языка и литературы обратился в суд с иском о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.

    Требования были мотивированы тем, что администрация школы направила ему уведомление об изменении учебной нагрузки и оформлении данного факта дополнительным соглашением к трудовому договору. Уведомление также содержало информацию о том, что в случае несогласия с изменением условий трудового договора, он будет расторгнут. Истец выразил своё несогласие, вследствие чего трудовой договор был расторгнут по инициативе работодателя.

    В ходе рассмотрения дела суд сделал вывод о том, что объём учебной нагрузки истца был снижен вследствие перехода школы на односменное обучение 5-11 классов, а также распределения часов учебной нагрузки на три ставки учителей русского языка и литературы с фактическим занятием этих ставок педагогами. Таким образом, предложение работодателя о сокращении педагогической нагрузки было обусловлено объективными причинами, изменением организационных условий труда и невозможностью сохранения прежних условий трудового договора и само по себе о нарушении прав работника не свидетельствует. Кроме того, о предстоящем изменении организационных условий труда истец был извещен заблаговременно и надлежащим образом. Поскольку истец не согласился на работу в изменённых условиях, работодатель правомерно издал приказ об увольнении.

    В удовлетворении исковых требований отказано.

    Встречаются и обратные ситуации. Учитель биологии обратилась в суд с требованием о признании приказа директора школы «о тарификации» незаконным в части уменьшения педагогической нагрузки истца. Иск мотивирован тем, что истцу было направлено уведомление об уменьшении часов по биологии до 5 часов и о предложении 14 часов биологии надомного обучения. При этом было произведено перераспределение часов биологии истца другим учителям. Свои действия администрация школы обосновала сокращением часов по предмету и тарификацией. Уведомление об уменьшении педагогической нагрузки было направлено после фактического уменьшения нагрузки истца, согласие на изменение нагрузки получено не было.

    Приказ о «тарификации» был признан незаконным в оспариваемой части, на школу возложена обязанность восстановить нарушенное право истца в полном объёме.

    Разрешая спор, суд пришёл к следующим выводам. По мнению суда, руководитель школы не имеет права произвольно в нарушение принципа преемственности преподавания предметов в классах перераспределять учебную нагрузку между учителями при отсутствии объективных причин. Так же не имеет права уменьшать учебную нагрузку учителя, одновременно увеличивая нагрузку других учителей, тем более при высвобождении некоторого объема учебной нагрузки по предмету в связи с увольнением одного из учителей. Кроме того, суд подчеркнул, что коллективный договор прямо устанавливает согласование с профкомом приказа об установлении объема учебной нагрузки, доказательств которого не представлено.