Где находится мангазея. Мангазея. Директор по правовому сопровождению девелоперской деятельности и строительства

По сибирским меркам, Таз – не особо крупная река. К тому же, в сравнении с обскими, ее берега сегодня выглядят почти девственно пустынными: на протяжении более 300 км километров, отделяющих устье Таза, где стоят поселки Тазовский (райцентр), Газсале и Тибейсале, до другого райцентра – поселка Красноселькуп, населенных пунктов не встретишь. Но есть на этом отрезке водного пути урочище, представляющее собой предмет особой гордости местного населения: проплывая мимо него, экипажи судов салютуют протяжной сиреной. Урочище расположено в устье небольшой речки - правого притока Таза, близ практически заброшенного поселка Сидоровск. Ненцы называют это место Тахаравыхард – «Разрушенный город», а в исторических источниках оно известно как Мангезея.

Еще в XIV веке поморы именовали местность к востоку от Оби «Мангазеей» - по названию одного из местных самодийских племен. Чуть позже появилось название «Златокипящая Мангазея» - из-за богатств этого края, прежде всего пушнины. Позднее так стали называть и город. Удачный рейс в эти края, занимавший обычно два года, мог обеспечить какого-нибудь устюгского купца на долгие годы. Во второй половине XIV века на р.Таз, около впадения маленькой реки Осетровки, появилось небольшое зимовье и промысловый стан. Сюда приходили на морских судах – кочах с запада, с Онеги, Двины, Пинеги, Мезени за соболевыми и куньими шкурками, моржовым клыком, мамонтовыми бивнями.

Богатый край не мог долго оставаться вне сферы интересов государства. Уже в 1600 году из Тобольска с целью основания городка-крепости на р.Таз были посланы князья Мирон Шаховской и Данила Хрипунов с сотней казаков. Судьба этой экспедиции была печальной – после того, как в шторм на Тазовской губе несколько кочей было разбито, отряд подвергся нападению воинственных ненцев, отбросивших тобольцев назад к Оби. В следующий, 1601 г, новый отряд Василия Мосальского и Савлука Пушкина все-таки поднялся по р.Таз, и в начале лесной зоны, на месте промыслового зимовья, поставил Мангазейский острог.

Острог стоял на высоком холме. Там располагались воеводский двор, съезжая изба (в которой велись дела) и тюрьма. Вскоре около него стал образовываться посад – избы промышленников, амбары, ремесленные постройки. Богатство этого края как магнитом притягивало людей – каждый год несколько караванов, за короткую летнюю навигацию, приходило сюда с запада путем, известным как «Мангазейский морской ход». Шли вдоль полярного побережья, переваливаясь через Ямал по волоку между реками Мутная и Зеленая (ныне – Мордыяха и Сеяха) чтобы не обходить его северную оконечность, обычно закрытую льдами. В Мангазею везли продукты, металлические предметы, обменный материал для местного населения (ножи, зеркала и бусы). Назад кочи уходили на следующий год, после зимовки, нагруженные мехами. Так как меха весили гораздо меньше, нередка была ситуация когда из трех пришедших кочей один продавали в Мангазее – многие постройки города были сделаны из кочевых досок и бревен.

Уже к 1610 г. острог был заменен деревянным кремлем с четырьмя угловыми башнями и одной проезжей. Мудрые строители отделили его от посада свободным от строений 40-50 метровым полем, что впоследствии спасло посад от пожара в кремле, а кремль – от пожаров в посаде. В отличие от других подобных поселений Сибири, мангазейский посад не был огражден тыном – местные жители явно не пытались напасть на Мангазею (во всяком случае, в ее истории не известно ни одной подобной попытки).

В 1619 г. царь Михаил Федорович, обеспокоенный бесконтрольными плаваниями англичан и голландцев в Белом и Баренцевом морях, а также их торговлей с поморами, запретил под страхом смерти плавание вдоль полярного побережья. На Ямальском волоке был поставлен отряд стрельцов, рубивший головы всем, кто пытался этим путем достичь Мангазеи. Запрет морского плавания изменил условия существования города. Пришлось налаживать снабжение с Оби, из Верхотурья и Тобольска, удлинился и усложнился путь к Мангазее. Со временем проблемы были решены, и этот северный «непашенный» город снова стал снабжаться так, как снабжался сам Тобольск: удивленные археологи находят ямы, забытые скорлупками лесного ореха (лещины), сливовыми и вишневыми косточками. Впрочем, вывозить «мягкое золото» стало менее выгодно, и впоследствии этот фактор сыграл свою роль в истории Мангазеи.

По разным данным, постоянное население Мангазеи составляло до 1200 человек, причем зимой как минимум удваивалось за счет зимующих между походами с «большой земли» и обратно. Десятки кочей из разных городов стояли вдоль берега р.Таз, по ее притокам – Ратиловке и Осетровке. Сбором ясака с местного населения и податей с купцов Мангазея довольно ощутимо пополняла московскую казну.

Несмотря на трудность и явную неэффективность, в заполярных условиях разводили кур, коров, лошадей. Улицы посада были замощены досками, что для заполярных русских поселений в то время было несомненной редкостью. В свободное время мангазейцы играли в зернь (кости) и даже шахматы. Правда борьба с азартными играми (в число которых шахматы тоже входили) в то время велась едва ли не более жестко, чем в наше время: играть можно было только в банях, или специальной избе на окраине посада. К нарушителям этого порядка применялись различные наказания, а сами предметы игр отбирались и сбрасывались в специальную яму около приказной избы. Эту яму нашли при раскопках, результатом чего является крупнейшая коллекция средневековых шахматных фигурок.

В истории Мангазеи был только один случай, когда ее крепостные орудия по-настоящему заговорили. Первое время в Мангазею назначали не одного воеводу, а сразу двух – считалось, что один человек с таким сложным хозяйством не справится. В 1629 г. в город прибыли очередные двое воевод – Андрей Палицын и Григорий Кокорев. Их связывали старые разногласия, которые во время пребывания в Мангазее вылились в открытую вражду. Кокорев со сторонниками занял кремль, Палицын – посад. Трехлетняя борьба воевод с применением пушек и пищалей привела к тому, что значительная часть посада (гостиный двор, купеческие амбары и т.д.) была разрушена. Встревоженный многочисленными жалобами-доносами царь отрядил тобольского дьяка изучить ситуацию на месте, а Палицына и Кокорева отозвал в Москву. Они не понесли никакого наказания, однако после этого случая в Мангазею стали назначать только одного воеводу.

После отъезда сварливых воевод город довольно долго залечивал раны, но новый удар был нанесен ему катастрофическим пожаром 1642 г., в котором сгорел кремль вместе со всеми постройками. После пожара кремль был восстановлен на том же самом месте.

Причина оставления Мангазеи населением до сих пор достоверно не установлена. Запрет морского пути сыграл здесь свою роль, но он не был определяющим. Высказываются предположения что поголовье пушного зверя в бассейнах Пура и Таза уменьшилось из-за интенсивного промысла, а как транзитный транспортный узел с Енисея на Обь Мангазея была не очень удобна. Возможно, что на это наложилось и обострение отношений с местными племенами. Так или иначе, в 1672 году стрелецкий гарнизон был переведен на Енисей, где была основана Новая Мангазея (район нынешнего г.Туруханск). За стрельцами последовали и жители посада. Река Таз опустела.

В приполярном климате здания города разрушались очень долго. Некоторое время после того, как Мангазея была брошена, на этом месте стояло ясачное зимовье, потом рыбацкий стан. Еще в начале XX века на городище можно было увидеть остатки стен и одну башню. Сейчас на месте Мангазеи – покрытая редкими деревьями и высокотравьем поляна. Нетронутые археологами обвалившиеся здания посада образуют небольшие холмики, внизу которых под травой можно обнаружить несгнившие еще бревна нижних венцов срубов. Продолжается начатое в 1960-х годах экспедицией М.И.Белова археологическое изучение этого места.

Если вам доведется побывать в Мангазее, обязательно посмотрите на нее с реки – на стройные ели на высоком обрыве. Представьте на месте их башни и стены кремля, а правее – там, где берег понижается к устью Мангазейки (так теперь называется Осетровка) – здания посада с высокой башней гостиного двора, украшенной часами.

Мангазея прожила короткую для города жизнь – всего 71 год. Но ее значение для освоения огромных пространств севера Сибири трудно переоценить. Крупнейшие в мире газовые месторождения – Уренгойское, Медвежье, Заполярное, Русское, находятся на территории России. И в этом немалая заслуга принадлежит забытому ныне маленькому заполярному городу.

Будут еще праздники на мангазейских улицах – путешественников, археологов, туристов. Счастлив будет тот, кто увидит ее великолепные руины!

Мангазейское городище в 2007 г.

Бревна кремля.

Реконструкция Мангазеи, выполненная экспедицией М.И.Белова.


Столб на слиянии Таза и Мангазейки.

Древняя гавань. Раньше уровень воды был выше, и здесь стояли поморские кочи.

Следы раскопок.

Более вкусной красной смородины мы не встречали за все время экспедиции.

Извлеченная археологами деталь коча - форштевень или ахтерштевень. Длина около 2 м, вес более 100 кг.

Доски бортового набора в кочах пришивались еловым корнем.

Таким видели Таз мангазейские воеводы.

Берег под городищем. Здесь иногда можно найти монеты и другие предметы.

Эрозия берегов разрушает Мангазею. Выходящая на реку стена кремля вместе с двумя башнями уже обрушилась в реку. По всему берегу попадаются торчащие из обрывов бревна и доски.

Лагерь археологов. Эта группа работает на Мангазее уже седьмой год.

Крест на месте главного храма Мангазеи - Троицкой церкви.

Общий вид городища.

Бревна кремля.

Иногда можно найти вырубы, по которым складывались постройки.

Это поле отделяло кремль от посада.

Здание разрушено, но под слоем травы можно еще увидеть несгнившие бревна нижних венцов.

Закат над островом.

Вид Мангазейского городища с реки.

Кремль. Вольная реконструкция)

Международный Фестиваль «Звёзды Нового Века» - 2015

Краеведения (от 8 до 10 лет)

«Куда и почему исчез таинственный

сибирский город Мангазея?»

Минаев Владимир, 9 лет

ученик 2-го А класса

Руководитель работы:

МАОУ СОШ №4

Введение........................................................................................................... 3

1. Коч – древнее поморское судно................................................................. 4

2. Поморы – великие русские мореплаватели и первооткрыватели. Происхождение слова Мангазея....................................................................................................

3. Основание первого заполярного города Мангазея................................... 6

4. Раскопки древнего историко-археологического памятника.............

5. Завесу тайны открывает Мангазея...................................................

6. Судьба Мангазеи...............................................................................

7. Мангазея – достояние многих народов и поколений. Роль Мангазеи в освоении сибирских территорий

Заключение.................................................................................................... 13

Список литературы....................................................................................... 14


Приложение.................................................................................................. 15

Введение

В Красноярском краеведческом музее есть постоянная экспозиция «Освоение русскими Сибири». В этой экспозиции вы познакомитесь с самым купным экспонатом музея – кочем. Коч – это судно русских полярных мореходов. В экспозиции упоминается, что именно на таких судах был осуществлен первоначальный этап освоения русскими Сибири.

В музее представлена копия коча, уменьшенная в 1,5 раза, а в реальности он достигал в длину около 20м и в высоту – 5м.

В экспозиции говорится, что в нашем краевом музее коч представлен не случайно, так как центром кораблестроения речных кочей в 17 веке был город Енисейск. Кочи использовали для походов по крупным рекам Сибири: Енисей, Обь, Таз вплоть до города Мангазея…. Какое загадочное слово – Мангазея…. Если вы подробно изучите карту Сибири, вы не увидите этот город – его нет на карте. Значит, отзвуки о существовании в древности «златокипящей Мангазеи» остались только в легендах и преданиях? Существовал ли этот город на самом деле? Или его просто выдумали и опоэтизировали в народной памяти?

Гипотеза : возможно, таинственный город с загадочным именем Мангазея на самом деле был на нашей сибирской земле.

Целью работы является выяснение фактов, свидетельствующих о том, что город был на территории Сибири.

Для достижения цели был поставлен ряд задач :

1. Выяснить, почему так мало информации, подтверждающей фактическое существование древнего города, и мало кому известно, что это был за город.

2. Найти фактические данные о раскопках, о находках археологов, подтверждающих факт существования древнего города в Сибири, о его жизни, жизни его обитателей.

3. Узнать, в каких музеях хранятся экспонаты с раскопок городища.

4. Составить карту местонахождения древнего городища на территории Сибири.

Объект исследования : сибирский город Мангазея.

Предмет исследования : сведения о древнем городе Мангазея.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что изучая историю возникновения древнего города, его жизнь, причины и тайны его исчезновения, мы знакомимся с жизнью своих предков. Мы открываем для себя прежде неизвестные нам факты из жизни нашего русского народа, наших подвигах, открытиях и достижениях. Мы находим для себя еще одну возможность понять и убедиться в величии своих предков, что привносит в наши сердца гордость за свой народ, свой суровый край.

Методы исследования:

аналитический;

практический.

1. Коч – древнее поморское судно

Когда заходит речь об истории создания Российского флота, говорят о трёхсотлетии. Цифра очень странная, она вызывает недоумение. Трудно не задаться вопросом: а как же жила наша держава, имея столько морских границ, до Петра I, которого традиционно считают основателем отечественного флота? Ведь история России измеряется тысячелетиями.

Однако, многочисленные справочники дают информацию, касающуюся истории кораблестроения в России, только начиная с петровских времён.

Несмотря на это, история хранит память о древнем поморском судне с удивительным названием – КОЧ.


Коча - новгородское слово – означает верхняя одежда – в данном случае ледовая шуба – вторая обшивка корпуса судна, предохраняющая от ледовых повреждений. Её делали из дубовых или лиственных досок. Кочи славились своей прочностью. Изготавливались они из лучших пород дерева: лиственница, дуб, сосна, без единого гвоздя, при помощи железных скоб. Для кочей было характерно мощное рулевое управление, которое находилось в задней части судна. Кроме того, еще одной его особенностью был корпус яйцеобразной формы. Днище корпуса было округлым, напоминавшим половинку ореховой скорлупы. Если льды сдавливали судно, его корпус не ломался, а выжимался наружу. Эти суда, благодаря мастерству и пытливости ума поморских мастеров, имели еще одну особенность: корма и нос имели практически одинаковую форму и срезаны были под углом 30 градусов, что позволяло легко вытаскивать их на берег и перетаскивать по суше.

Коч занимал особое место в системе арктической навигации. Однако, по приказу Петра I все старые русские суда были уничтожены и за строительство кочей грозила смертная казнь.

2. Поморы – великие русские мореплаватели и первооткрыватели. Происхождение слова Мангазея

Происхождение слова Мангазея и земли Мангазейской тесно связано с поморами. Поморы – название потомков древних переселенцев преимущественно из Новгородской земли. Они заселяли в период с 12в. по 18в. территорию берегов Белого моря (относится к Северному Ледовитому океану). Они не зависели ни от кого, они могли все сделать сами своими руками при помощи топора. За исключением берегов Скандинавского и Кольского полуостровов, весь европейский и Азиатский приполярный Север был открыт русскими мореплавателями – поморами. Они первыми свободно плавали в Белом и Баренцевом морях, устраивали на их берегах зимовки за сотни лет до того, как сюда проникли англичане и голландцы. Поморы не только занимались рыбной ловлей, но и охотой. В случае необходимости, они спокойно перетаскивали свои кочи по суше, через перевалы северного Урала. Через Обскую губу, круглогодично забитую льдами, Ямалским волоком, они попали в устье реки Таз. По берегам реки Таз жили племена самоедов – это предки нынешних ненцев. Название самоеды пошло от старого названия народов, говорящих на самодийских языках, к которым относятся многие северные народы. Самоеды – местные жители берегов реки Таз – занимались охотой и добычей пушнины. Сами себя они называли Монгкаси, а свою местность Монгкаси Ия, что собственно и означает земля Монгкаси. Поморы стали устраивать на их территории зимовки и вести с ними торговлю, а место по-русски стали называть землей Мангазейской. Первое свое зимовье, построенное на реке Таз, они назвали Мангазея. Обскую губу в те времена называли Мангазейским морем. Так называемый Мангазейский морской ход – из Архангельска по Белому морю в Западную Сибирь, через Мангазейское море – занимал 3-4 масяца в одном направлении. Поэтому поморы были вынуждены оставаться на берегах реки Таз на зимовку и дожидаться весны.

3. Основание первого заполярного города Мангазея

Смутные времена, 1600 год, древнее государство Российское. На престоле царь Борис Годунов. В стране голод. Государство нуждается в срочном пополнении казны, а сделать это возможно, если быстро наладить контроль над районами добычи пушнины – в низовьях рек Обь и Енисей. Пушнина - меха песца, соболя, бурой лисицы, бобра или «мягкое» золото, как его тогда называли. Настоящее золото тогда еще не добывали в России, так как не были открыты месторождения. Только в обмен на меха тогда можно было получить оружие, драгоценные металлы . И вот, чтобы освоить Сибирь и обеспечить государеву казну пушниной приказом царя Бориса Годунова из Тобольска в Заполярье весной 1600 года была отправлена экспедиция под руководством князей Мирона Шеховского и Данилы Хрипунова. Преодолев огромные расстояния и потеряв большую часть своего отряда казаков в столкновениях с враждебными племенами самоедов, весной 1601 года государевы люди все же добрались до реки Таз и основали на месте промыслового зимовья поморов город Мангазея. Этот город изначально задумывался как поставщик пушнины для государства. Так в 1601 году в труднодоступном месте, в суровых климатических условиях возник самый крупный город за полярным кругом.

4. Раскопки древнего историко-археологического памятника

400 лет прошло с тех пор, как на берегу реки Таз по соседству с нынешним Тазовским районом, был построен древний город Мангазея. Сегодня мало кому известно, что это был за город. Город – призрак. Его имя – магнит, а судьба – назидание потомкам. История уберегла даты, цифры, имена, а вечная мерзлота до сих пор хранит секреты мастерства, традиции и уклад жизни, уроки выживания человека. Недолгую историю существования города историкам удалось воссоздать благодаря сохранившимся летописям и делопроизводственным документам приказного управления 18 века. Однако письменных источников о строительстве города, об особенностях построек, о времени возникновения или разрушения тех или иных зданий очень мало и в этом случае ценным источником служат данные археологии . Несмотря на уникальность и самобытность древнего историко-археологического памятника, собственно археологические раскопки на городище за последние 300 лет велись не так уж и часто. В начале 1970 годов экспедиция Санкт-Петербургского музея Арктики и Антарктики под руководством доктора исторических наук Михаила Белова провела на берегах реки Таз 4 полевых сезона (то есть 4 лета), после чего было объявлено научному сообществу о фактическом завершении археологического изучения Мангазеи. В результате была написана 2-х томная монография. В Санкт-Петербургском музее Арктики и Антарктики хранятся немногочисленные находки с тех раскопок, в том числе макеты коча и самого города. Казалось бы: с Мангазеей все ясно, понятно, тема закрыта.

Однако, даже спустя несколько десятилетий, местные жители Тазовского и Красноселькупского районов Ямало-Ненецкого автономного округа, где и располагалась Мангазея, продолжали находить на месте городища ценные вещи, о чем рассказывали работникам местных музеев. Узнав об этом, на место городища в 2000 году отправилась совместная комплексная археологическая экспедиция Центра историко-культурного наследия Нефтеюганского района (Ханты-Мансийский автономный округ) и Красноселькупского краеведческого музея (Ямало-Ненецкий автономный округ) – сотрудники НПО «Северная археология – 1». В экспедицию входят историки, археологи, топографы, археозоологи, художник, специалист по дендрохронологии. Экспедиция под руководством директора «Северная археология – 1» археолога Георгия Визгалова возобновила исследование городища на новом методическом уровне. В первый же месяц работы они опровергли многие выводы Михаила Белова и заявили: на Мангазее еще копать и копать. Экспедиция там работает уже 14 лет и по сей день.

Уникальность раскопок городища заключается в том, что мощность культурного слоя Мангазеи достигает 2-х метров, а находится город в зоне вечной мерзлоты. И за одно северное лето, когда могут работать на раскопках городища ученые, земля успевает оттаять лишь на 30-40 см. Но зато, сохранность вещей в вечной мерзлоте даже спустя столетия остается очень хорошей.

Раскопки археологов свидетельствуют о том, что застройка Мангазеи велась по древним правилам русского зодчества. Мангазея отличалась от других городов строгой и четкой планировкой - в то время это было редкостью. В Мангазее находился пятибашенный кремль с острожными стенами. Рядом располагалась воеводская усадьба, караульная, канцелярская избы, тюрьма, амбары для хранения оружия и продовольствия. К кремлю примыкал посад. На посаде был гостиный и таможенный дворы, а также кабак, бани, склады, амбары, торговые ряды и избы жителей города.

Город по тем временам был очень богатым и развитым. Численность населения доходила до 1500 человек (для сравнения в Москве тогда численность составляла 100 тыс. человек). Судя по сохранившимся документам, в развивающийся заполярный город с «большой» земли в поисках новой богатой и счастливой жизни устремились охотники, торговые и служивые люди, ремесленники и беглые крестьяне. В городе жили богатые и образованные люди, которые любили роскошь, даже брились, красиво одевались, читали. Таким образом, совершенно другой образ создается о людях того времени, населявших крайний север Сибири. Жители города хорошо знали косторезное, гончарное, портняжное и литейное дело. Сами изготавливали украшения, шахматы и детские игрушки.

Сюда шло все самое дорогое, новое и передовое из Европы. В город плыли из Европы, чтобы продать свои товары и обменять их на пушнину - меха песца, соболя, бурой лисицы, бобра, которые в те времена стоили целое состояние. Мангазею называли «златокипящей», если под золотом понимать пушнину. Караваны кочей везли в заполярный город продовольствие и вооружение, людей, промысловое оборудование, а из Мангазеи – пушнину.

Жители города держали на своих подворьях кур, коров, свиней, коз, что сегодня кажется удивительным для районов крайнего севера. Круглый год повседневной пищей мангазейцев была рыба, мясо, яйца, молочные продукты, дорогостоящие орехи, зерновые, которые везли с «большой» земли. Все эти выводы были сделаны учеными на основе найденных артефактов на месте городища.

К раскопкам на мангазейском городище археологи относятся очень внимательно и бережно, как к чтению древней книги. К примеру, отдельно только большим находкам различной обуви в Мангазее ученые посветили целую книгу. Обувь мангазейцев была кожаная, модная, с орнаментами, с каблучками. Очень много найдено красивой детской обуви , что говорит о том, что было много детей. По словам ученых, все это свидетельствует о достатке людей, живших в городе, и том, что приезжие люди оседали в заполярном городе основательно, обзаводились семьями, воспитывали детей.

В ходе нынешних текущих раскопок на городище археологи ежегодно находят до двух с половиной тысяч артефактов в отличном состоянии – это предметы хозяйственной и бытовой утвари, серебряные монеты, лыжи, кожаные футляры от компасов, футляры для восковых печатей, поплавки для сетей, ножи для чистки рыбы, оконные рамы, шаблоны для вязания сетей, одежда, костяные гребни, переплёты книг с тиснёными орнаментами и многое-многое другое.

Находят, в том числе, магические ритуальные обереги и приклады: их мангазейцы клали по углам изб, под печи. Кроме того, найдено много нательных крестов и символических украшений. Похоже, что мангазейцы, будучи людьми образованными, верили и в Бога, и в нечистую силу одновременно.

Между собой ученые-археологи называют Мангазею северным Лас-Вегасом. На месте городища было найдено много игральных костей, шахмат, кубиков с точками, а также множество допетровских монет и долговые расписки.

По закону, найденные на раскопках артефакты археологи в течение трех лет должны передать в федеральные музеи. Это Музей Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге и Ямало-Ненецкий окружной краеведческий музей в Салехарде. Экспонаты уходят с раскопок Мангазеи в эти музеи тысячами экземпляров, но для посетителей выставляются лишь некоторые из них. Остальные же просто пылятся на складах музеев. В Ямало-Ненецком краеведческом музее на данный момент хранится около 20 тысяч экспонатов. Между тем, музеи Тазовского и Красноселькупского районов не имеют в своих фондах с раскопок Мангазеи почти ничего, хоть и располагаются на той же земле, что и городище.

5. Завесу тайны открывает Мангазея

В условиях лесотундры, вблизи от Мангазеи, сложно было найти пригодный для строительства лес. Поэтому при сооружении жилых построек в Мангазее использовали в основном детали разобранных кочей. Ими даже мостили улицы. И это просто удивительно!

На раскопках кочевой постройки Мангазеи, как уже упоминалось, работает комплексная научная экспедиция. Специалист по дендрохронологии, который входит в состав экспедиции, определяет не только возраст древесины, из которой был построен коч, но и где и когда был построен коч: на судоверфях Белого моря или за Уралом – в Верхотурье, Тюмени и Енисейске.

Как говорит Сергей Кухтерин (заместитель директора по проектам «Северная археология»), судя по раскопкам, у каждого коча был один владелец . Такой человек с командой приплывал в Мангазею, разбирал коч и строил из него себе дом.

После того как Петр I указал равняться на Европу и строить совсем другие корабли, о коче незаслуженно забыли. Не сохранилось ни чертежей, ни точных характеристик кочей. И вот теперь, спустя 400 лет, завесу тайны открывает Мангазея. Благодаря раскопкам Мангазеи, ученые могут сказать об основных характеристиках коча: его длине, ширине, водоизмещении, о величине паруса, о том, что он мог ходить и на веслах, и о том, что его легко можно было еще и перетаскивать по суше.

Павел Филин (заместитель директора по научной работе музея «Ледокол Красин») говорит что, археологические раскопки на городище позволили провести полную реконструкцию коча – первого поморского судна России. Эпоха «допетровского» судостроения мало изучена и незаслуженно непопулярна. Эти раскопки дают новый материал по истории судостроения 17в в России.

6. Судьба Мангазеи

Города имеют свои судьбы. Некоторые, возникнув в незапамятной древности, существуют и ныне. Их имена у всех на слуху: Москва, Новгород, Владимир. Другие проживают свою жизнь несколько веков и тихо засыпают, забытые потомками. Лишь памятные знаки на месте их руин напоминают о былом. Третьи же вспыхивают и сгорают, подобно комете, за несколько десятков лет, оставив нам лишь овеянное тайной имя. Именно такой и была «златокипящая» Мангазея. Очень богатый, славный и развитый город прожил жизнь длиною в одну человеческую – всего 70 лет и превратился в забытый призрак.

В 1619 году московское правительство Царя Михаила Федоровича из политических соображений запретило Мангазейский морской ход по Белому морю через Обскую губу (тогда именуемую Мангазейским морем). Теперь суда шли по реке Обь и затем по реке Таз до Мангазеи. И строили теперь кочи не на судоверфях Белого моря, а за Уралом: в Верхотурье и Тюмени.

Каждый год осенью к берегам Мангазеи приплывали десятки кочей, и приплывшие люди оставались зимовать в городе до весны. Весной они расходились по промыслам, которые все дальше и дальше отодвигались на восток, на реку Турухан. В 1607 году на реке Турухан был основан соперник Мангазеи – город Туруханск, который живет и по сей день. В Туруханске образовалась новая ярмарка мехов, куда был открыт уже новый путь по реке Енисей, а в городе Енисейске стали строить кочи.

Мангазея оказалась в стороне от торговых путей, город стал постепенно приходить в упадок. В период с 1641 года по 1643 год караваны с продовольствием из города Тобольска до Мангазеи по неизвестным причинам не дошли, и над городом навис голод. В 1645 году случился сильный пожар. Город восстанавливать не стали. Содержать город становится невыгодно. В 1672 году последние жители Мангазеи покинули город и ушли в Туруханск.

7. Мангазея – достояние многих народов и поколений.

Роль Мангазеи в освоении сибирских территорий

Мангазея сыграла огромную роль в освоении сибирских территорий. Долгое время Мангазея была единственным морским портом Сибири, связанным с Северным Ледовитым океаном (в те времена его называли Студеное море), куда сходилось очень много разных морских путей.

Как уже упоминалось выше, Северный морской путь был освоен русскими мореплавателями – поморами – более чем 400 лет назад. Если до этого всегда говорили, что открытие Северного морского пути – это привилегия Норвегии, то археологические раскопки на Мангазейском городище подтверждают обратное.

Сегодня Мангазея – бесценный клад информации, к которой большой интерес проявляют ученые всего мира. Это чистый памятник 17 века без наслоений предшествующих и последующих веков.

Мангазея – это памятник русской культуры эпохи освоения Сибири и великих географических открытий в России. С Мангазеи начинались маршруты многих экспедиций, на кочах открывались острова, проливы, реки, моря и на картах появлялись точные координаты российских земель.

Мангазея признана историко-археологическим памятником федерального значения. Самобытность городища Мангазея бесценна. Сегодня ни у кого нет сомнения, что Мангазея по праву является достоянием многих народов и поколений.

Заключение

Изучив дополнительную литературу о древнем сибирском городе Мангазее, я пришёл к выводу:

1. Существует несколько причин того, почему так мало информации, подтверждающей фактическое существование Мангазеи, и мало кому известно, что это был за город:

История России «допетровской» эпохи на самом деле вообще мало изучена и незаслуженно непопулярна;

Несмотря на уникальность и самобытность древнего историко-археологического памятника, археологические раскопки на городище за последние 300 лет велись очень мало;

Кроме того, уникальность раскопок городища заключается в том, что мощность культурного слоя Мангазеи достигает 2-х метров, а находится город в зоне вечной мерзлоты. И за одно северное лето, когда могут работать на раскопках городища ученые, земля успевает оттаять лишь на 30-40 см.

2. Выяснил, что только с 2007 года стала выходить в свет литература, посвященная результатам археологических раскопок на Мангазее, которые ведутся и по сей день.

3. Узнал, что экспонаты с раскопок Мангазеи передаются археологами в Музей Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге и Ямало-Ненецкий окружной краеведческий музей в Салехарде.

Глядя на карту, с которой я работал, я с уверенностью могу сказать, что моя гипотеза верна. Таинственный город с загадочным именем Мангазея на самом деле был на нашей сибирской земле. Сегодня Мангазея – это памятник русской культуры эпохи освоения Сибири и великих географических открытий в России. И ни у кого нет сомнения, что Мангазея по праву является достоянием многих народов и поколений.

Список источников информации:

Литература:

1. И, Овсянников. Мангазейский морской ход. – Л., 1980. – 163с.

2. , Мангазея: новые археологические исследования (материалы гг.).- Екатеринбург-Нефтеюганск: изд-во Магеллан, 2008. – 296 с.

3. Визгалов, Г. П. Мангазея: кожаные изделия (материалы гг.)/ , . - Нефтеюганск; Екатеринбург: Издательство АМБ, 2011. – 216 с.

4. , Мангазея – первый русский город в Сибирском Заполярье . - Екатеринбург-Нефтеюганск: изд-во Баско, 200с.

Сайты в интернете:

1. http://library. ikz. ru/hronologiya-osvoeniya-sibiri/Mangazeya

2. http://yamal. altsoft. spb. ru

3. http://www. mvk-yamal. ru/zemlya-yamal/istoriya-yamalskoy-zemli/mangazeya

4. http://www. археологиясевера. рф

5. http://vesti-yamal. ru/ru/novosti_kultury1/

В конце XVI века отряд Ермака прорубил для Руси дверь в Сибирь, и с тех пор суровые края за Уралом упорно осваивались небольшими, но стойкими отрядами добытчиков, ставивших остроги и продвигавшихся всё дальше на восток. По историческим меркам это движение заняло не столь уж много времени: первые казаки схлестнулись с сибирскими татарами Кучума на Туре весной 1582 года, а к началу XVIII столетия русские закрепили за собой Камчатку. Многих манили богатства новой земли, и в первую очередь — пушнина.

Ряд городов, основанных во время этого продвижения, благополучно стоят и поныне - Тюмень, Красноярск, Тобольск, Якутск. Когда-то они были передовыми фортами служилых и промышленных людей, уходивших всё дальше за «меховым Эльдорадо». Однако много поселений постигла участь шахтёрских городков времён американской золотой лихорадки: получив пятнадцать минут славы, они приходили в запустение, когда ресурсы окрестных краёв оказывались исчерпаны.


В XVII веке на Оби возник один из самых крупных таких городов. Он просуществовал чуть более 70 лет, но вошёл в легенды, стал первым заполярным городом Сибири, символом Ямала, и в целом его история оказалась короткой, но яркой. В свирепых морозных краях, населённых воинственными племенами, выросла быстро ставшая знаменитой Мангазея.

О существовании страны за Уралом русские знали задолго до экспедиции Ермака. Более того, сложилось несколько устойчивых маршрутов в Сибирь. Один из путей вёл через бассейн Северной Двины, Мезень и Печору. Другой вариант предполагал путешествие от Камы через Урал.

Самый экстремальный маршрут разработали поморы. На кочах - судах, приспособленных для плавания во льдах они шли по Северному Ледовитому океану, пробираясь к Ямалу. Ямал пересекали волоком и по мелким рекам, а оттуда выходили в Обскую губу, она же Мангазейское море. «Море» тут едва ли преувеличение — это пресноводный залив шириной до 80 и длиной в 800 километров, причём от него отходит трёхсоткилометровое ответвление к востоку - Тазовская губа.


Мангазейский путь был маршрутом для самых отчаянных мореходов, а кости тех, кому не повезло, навеки становились достоянием океана. Одно из озёр на ямальском переволоке носит название, которое с языка аборигенов переводится как «озеро погибших русских». Так что о регулярных безопасных путешествиях не приходилось и думать. Кроме того, отсутствовал даже намёк на какую-то базу в конце пути, где можно было отдохнуть, отремонтировать суда. Фактически, до Обской губы и обратно кочи проделывали один длинный путь.

Мехов в устье Оби хватало, но вот о постоянной фактории мечтать не приходилось: слишком сложно было снабжать её всем необходимым в таких условиях. Всё изменилось в конце XVI века. Русские разгромили рыхлую «империю» Кучума, и вскоре в Сибирь хлынули служилые и промышленные люди. Первые экспедиции выходили на бассейн Иртыша, первый русский город в Сибири - Тюмень, так что Обь была первой в очереди на колонизацию.


Тюмень / Николаас Витсен

Реки для русских были ключевой транспортной артерией в течение всей сибирской конкисты: крупный поток - это и ориентир, и дорога, которую не надо прокладывать в непроходимых лесах, не говоря о том, что лодки повышали на порядок объём перевозимого груза. Так что в конце XVI века русские двинулись по Оби, застраивая побережье крепостями, в частности, там были заложены Берёзов и Обдорск. А оттуда по меркам Сибири оставалось шаг шагнуть и до Обской губы.

В 1600 году из Тобольска вышла экспедиция в 150 служилых людей под началом воевод Мирона Шаховского и Данилы Хрипунова. Обская губа, до которой они сплавились без особых приключений, тут же показала характер: шторм побил кочи и баржи. Скверное начало не обескуражило воевод, было решено требовать у местных самоедов доставки экспедиции к месту назначения оленями. По дороге, однако, самоеды атаковали путешественников и сильно их потрепали, и остатки отряда отступили на отобранных оленях.

Тем не менее, видимо, какая-то часть пострадавшего отряда всё же дошла до Тазовской губы, и на берегу выросло укрепление — Мангазея. Вскоре рядом с острогом возвели и город. Известно имя градостроителя - это некто Давыд Жеребцов. В крепость отправился отряд в 300 служилых людей - крупное войско по меркам времени и места. Работа спорилась, и к 1603 году в Мангазее уже появились гостиный двор и церковь с попом.

Мангазея превратилась в Клондайк. Золота там, правда, не было, зато вокруг простиралась огромная страна, полная соболей. Основная масса жителей разъезжалась по окрестностям, простиравшимся на многие сотни километров. Гарнизон крепости был небольшим, всего несколько десятков стрельцов. Однако в городке постоянно толклись сотни, а то и тысячи промышленных людей. Кто-то уезжал добывать зверя, кто-то возвращался и заседал в кабаках.

Город быстро рос, за промышленными людьми приезжали и ремесленники — от портных до резчиков по кости. В городе можно было встретить и купцов из центральной России, и беглых крестьян. В городе, само собой, функционировала съезжая изба (канцелярия), таможня, тюрьма, склады, торговые лавки, крепость с несколькими башнями. Интересно, что всё это пространство застраивалось в соответствии с аккуратной планировкой.

У аборигенов вовсю скупались меха, отряды казаков доходили из Мангазеи даже до Вилюя. В качестве валюты использовались металлические изделия, бисер, мелкие монеты. Морской ход резко оживился: несмотря на весь риск, доставка товаров, в которых остро нуждались на месте (от свинца до хлеба), и обратный перевоз мамонтовой кости и «мягкой рухляди» - соболей и песцов стала доступней. Мангазея получила прозвание «златокипящей». Как такового золота там не водилось, но вот золота «мягкого» - с избытком. В год из города вывозилось по 30 тысяч соболей.

Кабак не являлся единственным развлечением жителей. Позднейшие раскопки обнаружили и остатки книг, и превосходно сработанные, украшенные шахматные доски. Довольно многие в городе были грамотны, что не диво для торговой фактории. Археологи часто находили предметы с вырезанными на них именами владельцев. Мангазея вовсе не была просто перевалочным пунктом: в городе жили женщины и дети, обыватели заводили животных и вели хозяйство близ стен. Вообще, животноводство, конечно, учитывало местную специфику: Мангазея была типичным старорусским городом, но вот ездить по окрестностям жители предпочитали на собаках или оленях.

Увы, стремительно взлетев, Мангазея быстро пала. Причин тому оказалось несколько. Во-первых, приполярная зона - не слишком продуктивное место как таковое. Мангазейцы разъезжались на сотни вёрст от города по очевидной причине: слишком быстро пропадал пушной зверь из ближних окрестностей. Для местных племён соболь не имел особого значения как объект охоты, поэтому в северной Сибири популяция этого зверя была огромной и соболей хватило на десятилетия. Однако рано или поздно пушной зверь должен был иссякнуть, что и произошло. Во-вторых, Мангазея пала жертвой бюрократических игр внутри самой Сибири.


Карта Тобольска, 1700 год

В Тобольске тамошние воеводы без энтузиазма глядели на север, где из их рук уплывали огромные прибыли, поэтому из Тобольска принялись строчить жалобы в Москву, требуя закрыть Мангазейский морской ход. Обоснование выглядело своеобразно: предполагалось, что таким способом в Сибирь могут проникать европейцы. Угроза выглядела сомнительной. Для англичан или шведов путешествие через Ямал становилось вовсе бессмысленным: слишком далеко, рискованно и дорого.

Однако тобольские воеводы добились своего: в 1619 году на Ямале появились стрелецкие заставы, разворачивавшие всех, пытавшихся преодолеть переволок. Предполагалось развернуть торговые потоки на города южной Сибири. Однако проблемы наложились одна на другую: Мангазея и так в перспективе беднела, а теперь ещё и добавлялись административные барьеры.

В Мангазее начались внутренние неурядицы. В 1628 году двое воевод не поделили полномочия и устроили настоящую междоусобицу: горожане держали собственный гарнизон в осаде, причём и те, и другие имели пушки. Бардак внутри города, административные трудности, оскудение земли. К тому же, южнее быстро разрастался Туруханск, он же Новая Мангазея. Центр пушного промысла смещался, и за ним уходили люди. Мангазея начала увядать, но ещё жила по инерции от пушного бума.


Туруханск (Новая Мангазея) / Николаас Витсен

Даже пожар 1642 года, когда городок полностью сгорел и в огне погиб среди прочего городской архив, не добил её окончательно, как и серия кораблекрушений, из-за которых возникли перебои с хлебом. Несколько сот промысловиков зимовали в городе и в 1650-е годы, так что Мангазея оставалась значительным центром по сибирским меркам, но это уже была лишь тень бума начала столетия. Город катился к окончательному упадку медленно, но неуклонно.

В 1672 году вышел официальный указ царя Алексея Михайловича об упразднении города. Стрелецкий гарнизон снялся и ушёл в Туруханск. Вскоре Мангазею покинули последние люди. Одна из последних челобитных указывает, что в некогда ломившемся от богатства городке осталось лишь 14 мужчин да некоторое количество женщин и детей. Тогда же закрылись и мангазейские церкви.

Путешественник середины XIX столетия как-то обратил внимание на торчащий гроб из берега реки Таз. Река подмывала остатки города, и из-под земли виднелись обломки самых разных предметов и сооружений. Ещё в начале ХХ века там, где стояла Мангазея, были видны остатки крепостных сооружений, а в конце 40-х годов город-призрак начали изучать профессиональные археологи. Настоящий прорыв произошёл на рубеже 60-70 годов прошлого века. Археологическая экспедиция из Ленинграда четыре года раскапывала Златокипящую.


Полярная мерзлота создавала огромные трудности, но в итоге руины кремля и 70 разнообразных построек, погребённых под слоем грунта и рощей карликовых берёз, оказались извлечены на свет. Монеты, кожаные изделия, лыжи, обломки кочей, нарт, компасы, детские игрушки, оружие, инструменты. Нашлись фигурки-обереги похожи на резного крылатого коня. Северный город приоткрывал свои тайны.

Вообще, ценность Мангазеи для археологии оказалась велика: благодаря вечной мерзлоте многие находки, которые иначе рассыпались бы в прах, отлично сохранились. Нашёлся и литейный двор с домом мастера, а в нём - богатая домашняя утварь, включающая даже китайские фарфоровые чашки. Не менее интересными оказались печати. Их в городе нашли много и среди прочих - Амстердамского торгового дома. Голландцы заходили в Архангельск, может быть, кто-то добрался и за Ямал, а возможно, это просто свидетельство вывоза части мехов на экспорт в Голландию. К находкам этого рода относится также полуталер середины XVI века.

Одна из находок исполнена мрачного величия. Под полом церкви было обнаружено захоронение целой семьи. На основании архивных данных существует предположение, что это могила воеводы Григория Теряева, его жены и детей. Они погибли во время голода 1640-х годов, пытаясь добраться до Мангазеи с караваном зерна.

Исчезнувший город Крайнего Севера - это не просто очередное поселение. Сначала Мангазея стала плацдармом для движения русских в глубину Сибири, а затем подарила настоящий клад археологам и впечатляющую историю потомкам.

Использованы материалы статьи Евгения Норина

Регион Ямало-Ненецкий автономный округ История и география Основан 1600 Исчезнувший город с 1672 Медиафайлы на Викискладе
Объект культурного наследия, объект № 8910002000
объект № 8910002000

Часть территории Мангазеи. 1760 год

Мангазе́я - первый русский заполярный город XVII века в Сибири . Располагался на севере Западной Сибири ,в наше время в Ямало-Ненецком автономном округе,в Красноселькупском районе, на реке Таз в месте впадения в неё реки Мангазейки.

Краткое описание

Место, где располагался город, лежит в Западно-Сибирской низменности около 180 км вверх по течению реки Таз к югу от её впадения в Северный Ледовитый океан .

Название города, предположительно, происходит или от имени самодийского князя Маказея (Монгкаси) , или от старинного названия реки Таз . В памятнике древнерусской литературы «Сказание о человецех незнаемых на восточной стране и о языцех розных» конца XV - начала XVI века, встречающемся в рукописях с XVI по XVIII века и представляющем собой полуфантастическое описание 9 сибирских народов, живущих за «Югорской землёй», сообщается:

«На восточной стороне, за Югорскою землею, над морем, живут люди Самоеды, зовомые молгонзеи . Яд их - мясо оленье да рыба, да межи собою друг друга ядят…»

В 1560 году английский дипломат и представитель Московской компании Энтони Дженкинсон , проникнув в присоединённое незадолго до этого к России Поволжье , сумел достичь Бухары . В 1562 году он опубликовал в Лондоне «Карту Руссии, Московии и Тартарии», на которой указал уже название местности «Молгомзея» (Molgomzaia).

По мнению историка Н. И. Никитина, название Молгонзея восходит к коми-зырянскому молгон - «крайний, конечный» - и обозначает «окраинный народ» .

История Мангазеи

XVI век и первое поселение

Как постоянное поселение, Мангазея была основана по инициативе царской администрации - в качестве опорного пункта для продвижения русских вглубь Сибири и укреплённого центра сбора ясака .

Запрет морского пути в Мангазею

Однако уже в 1620 году - в начале правления Михаила Фёдоровича Романова - плавание «морским путём», через ямальский волок в Мангазею под страхом смертной казни было запрещено.

Есть несколько версий о причинах запрета:

В 1629 году в город прибыли очередные двое воевод, Андрей Палицын и Григорий Кокорев, между которыми вспыхнула вражда, которая привела к вооружённому противостоянию.

По указу Петра I от 1708 года государство было разделено на 8 губерний, город Мангазея вошёл в состав Сибирской губернии.

«Исчезновение» Мангазеи

Закрытие морского пути привело к тому, что английские, голландские, а также большая часть русских купцов перестали торговать в Мангазее, это привело к экономическому упадку города. После очередного пожара город не смог оправиться, и Мангазея исчезла: вначале как город, порт и торговая фактория, а затем и как историческое и географическое понятие [ ] . Глухие отзвуки о существовании в древности «златокипящей Мангазеи» остались в преданиях, легендах, устном творчестве и немногочисленных документах, похороненных в архивах. Историки и географы долгое время не проявляли никакого интереса к легендарному сибирскому городу. В культурном, историческом и географическом аспектах Мангазея повторила судьбу гомеровской Трои: с течением времени Мангазею стали считать легендарным городом - никогда не существовавшим на самом деле и, видимо, просто выдуманным и опоэтизированным в народной памяти и культуре национального фольклора [ ] .

Материальные и документальные свидетельства существования Мангазеи

В 1940-1941 годах экспедиция на советском гидрографическом судне «Норд» обнаружила на островах Фаддея и в заливе Симса на восточном побережье полуострова Таймыр остатки зимовья русских землепроходцев и предметы начала XVII века . Дальнейшие исследования находок, в том числе человеческих останков, проведённые археологами во главе с А. П. Окладниковым , позволили заключить, что около 1618 года русские мореходы под предводительством Акакия Мурманца сумели обогнуть полуостров Таймыр, попав в море Лаптевых северным морским путём .

В 1956 году известный полярный исследователь и историк географических открытий М. И. Белов предложил руководителем безвестной экспедиции считать мангазейского жителя Ивана Толстоухова , а её саму отнести к гораздо более позднему времени.

Известный голландский географ Николаас Витсен в книге «Северная и Восточная Тартария» - первом европейском труде о Сибири, изданном в 1692 году в Амстердаме , - ссылаясь на сведения, полученные от тобольского наместника А. П. Головина, сообщает, что в 1680-х годах из Туруханска вниз по Енисею «вышли в море 60 человек», чтобы оттуда направиться к Лене и «обогнуть Ледяной мыс». Никто из них назад не вернулся. Витсену было известно, что этот поход возглавлял «Иван, у которого прозвище Толстое Ухо, сын видного русского дворянина».

В вахтенном журнале бота «Оби-Почталион», плававшего у берегов Таймыра в XVIII веке, в июле 1738 года была сделана следующая запись:

Паренаго репортовал: «написано на кресте: 7195 год. Ставил оный крест мангазейский человек Иван Толстоухов».

Надпись на кресте означала, что Иван Толстоухов поставил его в 1687 году.

«Златокипящая» Мангазея и её роль в российской истории и культуре

Раскопками установлено, что Мангазея состояла из кремля-детинца с внутренними постройками (воеводский двор, съезжая изба, соборная церковь, тюрьма) и посада , делившегося на торговую половину (гостиный двор, таможня, купеческие дома, 3 церкви и часовня) и ремесленную (80-100 жилых домов, литейные мастерские, кузницы и др.). Всего в городе было четыре улицы и свыше 200 жилых домов.

Новая Мангазея - Туруханск

В 1607 году в устье Нижней Тунгуски было срублено Туруханское зимовье. В 1672 году здесь был заложен русский город - Новая Мангазея . С 1780-х годов Новая Мангазея уже называется Туруханском и числится в Томской губернии . Позднее поселение называется уже Старотуруханском. Сегодня города не существует, и на его месте находится село Старотуруханск .

История изучения

После того как город был оставлен и прекратил своё существование, в местных языках городище носило название «Тагаревы хард», что означало «Разломанный город» .

Планомерное научное изучение Мангазеи началось в -1863 годах, когда экспедиция Ю. И. Кушелевского на шхуне «Таз» прибыла на эти земли, чтобы установить границы средневекового городища. Хотя экспедиции и не удалось полностью решить свою задачу, ею было более-менее точно определено место будущих раскопок.

Первым, кто обнаружил, задокументировал точное местоположение заброшенного города и сделал краткое его описание, был российский путешественник В. О. Маркграф. В 1900 году, совершая поездку по рекам Енисею , Оби и Уралу , он обследовал городище и отписал о своей находке в Русское географическое общество . Следующая попытка исследовать легендарный город была предпринята в 1914 году томским биологом И. Н. Шутовым, который также обследовал городище и собрал небольшую коллекцию из обнаруженных на поверхности предметов.

В ходе более планомерных советских экспедиций 1927 и 1946 годов был детально изучен рельеф городища и составлен его первый план. Исследования 1946 года проводил российский археолог Валерий Чернецов , но раскопки осуществлялись недолго и в сентябре были свёрнуты .

Летом 1964 года Мангазею посетила группа энтузиастов, в которую входил писатель Борис Лиханов. В последующие несколько лет эти экспедиции продолжались и обнаружили в окрестностях бывшей Мангазеи следы древних поселений .

Полномасштабное научно-археологическое изучение Мангазеи началось летом 1968 года с прибытия на место комплексной историко-археологической и физико-географической экспедиции АН СССР. В -1970 годах, затем - в 1973 году здесь проводились археологические исследования под руководством историка Михаила Белова .

19-20 августа 1967 года путешественник и потомственный помор Дмитрий Буторин и писатель Михаил Скороходов повторили на карбасе «Щелья» торговый путь купцов XVII века («Мангазейский морской ход» - Северный морской путь) из Архангельска в Мангазею .

См. также

Примечания

  1. Лиханов Б. Там, где стояла Мангазея // Сибирский меридиан. Туристско-краеведческий сборник по Западной Сибири. Составители В. В. Ухов и В. С. Лихолитов. - М.: Профиздат, 1983. - 145 с. - ISBN отсутствует - тираж 50 000 экз. - С. 54-55.
  2. Пестов И. С. Записки о Енисейской губернии Восточной Сибири . - М: Унив. тип., 1833. С. 197.
  3. О человецех незнаемых в восточной стране и языцех розных
  4. Васильев В. И. 1994. С. 420.
  5. Никитин Н. И. Освоение Сибири в XVII веке (неопр.) (недоступная ссылка) . Дата обращения 6 октября 2016. Архивировано 9 октября 2016 года.
  6. Любименко Инна Ивановна .
  7. Любименко И. И. Английский проект 1612 г. о подчинении русского севера протекторату короля Иакова I // Научный исторический журнал. - СПб., 1914. - № 5. - С. 1-16.
  8. Лабутина Т. Л. Англичане в допетровской России. - СПб.: Алетейя, 2011
  9. Виргинский В. С. Проект превращения северо-восточной России в английскую колонию в XVII веке / / Исторический журнал. - М., 1940; Dunning Ch. A Letter to James I Concerning the English Plan for Military Intervention in Russia // The Slavonic and East European Review. - Lnd., 1989. - Vol. 67. - № L. - P. 95.
  10. Белов М. И.: «По следам полярных экспедиций»
  11. Старотуруханск (Красноярский край)
  12. Пармузин Ю. П. Средняя Сибирь. Очерк природы. - Москва: Мысль, 1964. - Иллюстрации. Карты. 312 с. - тираж 3000 экз. - С. 5-6.
  13. Лиханов Б. Там, где стояла Мангазея // Сибирский меридиан. Туристско-краеведческий сборник по Западной Сибири . Составители В. В. Ухов и В. С. Лихолитов. - Москва: Профиздат, 1983. - 145 с. - ISBN отсутствует - тираж 50 000 экз. - С. 55.
  14. Лиханов Б. Там, где стояла Мангазея // Сибирский меридиан. Туристско-краеведческий сборник по Западной Сибири. Составители В. В. Ухов и В. С. Лихолитов. - Москва: Профиздат, 1983. - 145 с. - ISBN отсутствует - тираж 50 000 экз. - С. 55.
  15. Лиханов Б. Там, где стояла Мангазея // Сибирский меридиан. Туристско-краеведческий сборник по Западной Сибири. Составители В. В. Ухов и В. С. Лихолитов. - Москва: Профиздат, 1983. - 145 с. - ISBN отсутствует - тираж 50 000 экз. - С. 56-57.
  16. Лиханов Б. Там, где стояла Мангазея // Сибирский меридиан. Туристско-краеведческий сборник по Западной Сибири. Составители В. В. Ухов и В. С. Лихолитов. - Москва: Профиздат, 1983. - 145 с. - ISBN отсутствует - тираж 50 000 экз. - С. 56.
  17. «По маршруту легенды»
  18. Город Мангазея и первый сибирский святой

Литература

Книги

  • Белов М. И. Мангазея. - Л. : Гидрометеоиздат , 1969. - 128 с. - 37 000 экз.
  • Белов М. И. Раскопки «златокипящей» Мангазеи: Публичные лекции, прочитанные в лектории им. Ю. М. Шокальского. - Л.: Изд-во Географического общества СССР, 1970. - 40 с.
  • Белов М. И. По следам полярных экспедиций. - Л. : Гидрометеоиздат , 1977. - 144 с. - 50 000 экз. .
  • Белов М. И. , Овсянников О. В. , Старков В. Ф. Мангазея: Мангазейский морской ход. Ч. 1. - Л. : Гидрометеоиздат , 1980. - 164 с. - 3350 экз.

Мангазе́я - первый русский город XVII века в Сибири. Располагалась на севере Западной Сибири, на реке Таз.

Основана как острог в 1601 году, статус города - с 1607 года. Прекратила существование после пожара 1662 года. Являлась частью так называемого Мангазейского морского хода (от устья Северной Двины через пролив Югорский Шар к полуострову Ямал и по рекам Мутной и Зелёной в Обскую губу, далее по реке Таз и волоком на реку Турухан, приток Енисея).

Название, предположительно, происходит от имени самодийского князя Маказея (Монгкаси).

История Мангазеи

По указанному выше маршруту ещё в XVI веке совершали походы поморы. Мангазея же была основана в 1601-1607 годах - тобольскими и берёзовскими стрельцами и казаками, в качестве опорного пункта для продвижения русских вглубь Сибири. Строительство велось на правом, высоком берегу реки Таз, в 300 км от её устья. Четырёхстенный пятибашенный город сразу стал значительным экономическим центром.

В 1619 году (в начале правления Михаила Фёдоровича Романова) плавания по сибирским рекам через Мангазею под страхом смертной казни были запрещены. Есть несколько версий о причинах запрета. Контролировать морской путь не представлялось возможным, в то время как все наземные пути были перекрыты таможенными постами, и невозможно было провезти ни одну шкурку соболя, не заплатив пошлину. Вторая причина - пользовались морским путём в основном поморы, подрывая «монополию» купечества на пушнину. Ещё одной причиной называется опасение иностранной экспансии западноевропейских торговых компаний к богатым пушниной районам Сибири (полуморские путешествия русских через Обскую губу продолжались и позднее). Хотя состоятельность последней версии ставится некоторыми историками под сомнение.

Раскопками установлено, что Мангазея состояла из кремля-детинца с внутренними постройками (воеводский двор, съезжая изба, соборная церковь, тюрьма) и посада, делившегося на торговую половину (гостиный двор, таможня, купеческие дома, 3 церкви и часовня) и ремесленную (80-100 жилых домов, литейные мастерские, кузницы и др.).

В городе, кроме казаков, стояла сотня стрельцов с пушками. Мангазея ведала всеми тазовскими нижнеенисейскими инородцами (главным образом ненцами), которые уплачивали наложенный на них ясак пушниной.

Местные жители вели меновую торговлю (выменивали меха, особенно соболя) с окружающим местным населением, сами промышляли соболя, занимались также рыболовством, скотоводством, судоходством, ремёслами (литейное, косторезное и другие). В «златокипящую» Мангазею приезжало много русских купцов, привозивших отечественные и западноевропейские товары и вывозивших пушнину.