Третье правило: не клянись. Не клянись вовсе О клятвопреступлении на суде

Лекция № 26


Лекция:

В прошлый раз я получил несколько письменных вопросов. Сегодня я вкратце один вопрос раскрою, а второй - в следующий раз. Этот вопрос как раз в контексте нашего рассмотрения. Помните, я говорил, что человек не имеет права оставлять свою конфессию, общину, то есть свою "жену", как мы уже рассматривали символически, кроме греха разврата (духовного!). Это означает - кроме момента, когда тебя гонят из общины, не позволяют существовать, быть членом этой общины.

Мне задали вопрос: А как же Христос? Он же оставил ветхозаветную Церковь, сказав: "Се, оставляется вам дом ваш пуст". Значит, Он вышел и указывает нам путь, по которому и мы должны уходить?

Это то же самое, что трактовать слова: "Выйдите, люди Мои, из Вавилона…" буквально. Если рассматривать по букве, то Вавилон сегодня во всём религиозном мире, потому что нет такой конфессии, которая была бы на все сто процентов Церковью Остатка, которая была бы Неопалимой Купиной и в которой горел бы чистый огонь слова Божьего. Чтоб была она чиста и девственна, и ничто нечистое её не касалось, которая была бы полностью смиренной и любовной. Поэтому и предупреждал Господь нас, что в последние дни будут говорить: "Вот, Он в пустыне", - не выходите; "вот, Он в потаенных комнатах", - не верьте". Вот, где-то в пустыне есть такая община, где действительно на сто процентов чистота и любовь, и это настоящая Церковь Остатка… Не верьте! Не выходите! Вот где-то есть "потайные комнаты", то есть тайные общины, какие-то катакомбные конфессии, мало кто о них и знает, там маленькая отара, вот там и Христос… Не верьте! "Потому что Он всюду есть и всё наполняет". И нет ни единой конфессии, чтобы был Он там полностью, потому что овцы Господние есть во всех дворах без исключения, во всех конфессиях есть овечки Божьи. И никакая конфессия сегодня не похожа на первохристианскую общину. Овечки - это те, которые в сердце своём имеют смирение, и путём смирения идут к совершенной любви.

Символ веры в действительности состоит из простой короткой фразы - смирись и возлюби! А почему Христос вышел из храма и сказал: "Оставляется вам дом ваш пуст"? Он же есть Путь, и Он указывает нам путь. Я не говорю - не выходи, Я не говорю, что не оставляй жену, когда есть уже грех прелюбодеяния. В чём состоит этот грех? Он двойственный, как и всё в нас двойственное (у Господа всё по паре). Теория и практика. Во-первых, когда в твоей общине нет Слова истины, во-вторых, когда в твоей общине отсутствует церковная жизнь, нет возможности жить по Слову истины.

А теперь посмотрим на путь Христа. Он сразу вышел из храма? Нет! Где Он сначала проповедовал слово? В их синагогах учил. Мы с вами вот только начали рассматривать выход Христа на проповедь. Но потом, когда Ему такой возможности не дали, начали гнать и сговорились Его убить, - Он вышел из храма. Только тогда! Он сказал: Вы разрушите этот храм, а Я в три дня его восстановлю. Этот путь для нас. Когда нет пищи - библейских курсов для взрослых, воскресных школ для детей, нет проповеди Слова Божьего - ты духовно голодаешь. Безусловно, тогда ты начинаешь искать, ибо это разврат жены твоей в теории, и ты вынужден идти, - как говорил в своё время отец Александр Мень, - выбирать себе конфессию. Как я могу запретить своему ребёнку, да и кому бы то ни было, кто голодает и страдает от недоедания, идти и искать себе еду?! Должны идти, и об этом сказано в 34-ой главе Книги пророка Иезекииля: "Блуждают овцы Мои по всем горам и по всякому высокому холму, и по всему лицу земли рассеялись овцы Мои". А почему блуждают? Пищу ищут, есть хотят! Если вы не кормите их, пойдут они выбирать себе конфессию. Это разврат жены твоей, она тебя не кормит. Но если ты нашёл хлеб, воду, и видишь, что жена твоя томится жаждой, - ты должен вернуться и накормить её! Мы читаем об отношениях мужа и жены в 5-ой главе Послания апостола Павла к Ефесянам, там он говорит: "Тайна сия велика: я говорю по отношению ко Христу и к Церкви". Господь говорит: делайте так, как и Я. Я пришёл, чтобы очистить Церковь в водной купели слова. Если тебе в какой-то конфессии лучше, во время евангелизации открылась истина, ты пришёл к вере в живого Бога, ты достиг отношений с Христом, как со своим Спасителем, - это не означает, что ты должен отвергнуть свою жену! Ненавижу развод! - говорит Господь. Ты должен работать здесь в этом Слове, ты должен нести сюда этот свет, ты должен здесь возбуждать церковную жизнь, ты должен очищать свою общину в водной купели слова. А вот тогда, когда община твоя не даёт возможности делать это, закрывает тебе рот, более того угрожает забросать камнями и ищет случая, чтобы применить к тебе силу, - вот тогда ты имеешь право выйти и сказать: Вот, оставляю ваш храм пустым! Делайте уже, что угодно, а я перед Богом чист…

Этот путь прошёл Христос и нам показал. Он не вышел из того "Вавилона", покуда Его оттуда не начали гнать. Он, наоборот, проповедовал слово в ветхозаветной церкви, и только тогда, когда Его уже начали преследовать (и то не сразу), - Он вышел. Вышел только тогда, когда угроза стала слишком явной, а время пострадать ещё не наступило. Потому что надо было ещё многому научить, а ученики не были готовы остаться без Пастыря: "Поражу пастыря, и рассеются овцы". Ученики были ещё маленькими, они не стали ещё апостолами, они были ещё детьми в слове, и их очень просто было перебить, как вифлеемских младенцев, Ироду церковному - царю идумейскому. Так вот, пока Его ученики, ближайший костяк, были младенцами вифлеемскими (т.е. младенцами в слове; Вифлеем - "город хлеба"), - Он кормил их. Но когда увидел, что может оставить их и утвердить своё служение кровью, - только тогда Он протянул руки и сказал: А теперь делайте всё, что хотите. Всё, вы уже проиграли, и чем больше будете издеваться надо Мною, тем громче Моё учение будет проповедоваться. Потому что кровь Моя будет взывать и к Отцу и к Церкви. Вот путь, который указал нам Христос!

Так вот, имеешь ли ты право, брат или сестра, сегодня отряхнуть с ног своих пыль и сказать: Оставляю этот дом пустым? Гнали тебя из дома? Или создали тебе невыносимые условия? Нет! Тогда работай, пока не заслужишь это право. Ибо пока не заработаешь этот мученический венец - ты не имеешь право сказать: Да, Господи, Ты видишь! От Тебя ничего не спрячется, Ты видишь тайное. Да, не имел я здесь слова, но я нашёл его с Твоею помощью, потому что я стучался. И ты дал мне хлеб. И эту живую воду слова я носил жене своей, общине, чтобы очистить её. Но она настолько вошла в грех, что не дала мне возможности очистить её. Более того, преследовала меня, не давала возможности жить церковной жизнью, предавала меня гонениям. Слава Богу! "Блаженны изгнанные за правду"… А тебя кто-то гнал? Если хочешь быть блаженным, если хочешь войти в Царство Небесное, если ты хочешь быть членом Церкви Господней, - заслужи, чтобы тебя гнали! И только тогда выходи, когда гонения будут серьёзными и опасными…

Сегодня мы продолжим рассматривать Евангелие от Матфея, рассматривать эти глубины несказанные, которые на первый взгляд такие простые и ясные. 5-я глава, 33-й стих:

"Ещё слышали вы, что сказано древним: "не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои". А Я говорю вам: не клянитесь вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землёю, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или чёрным. Но да будет слово ваше: "да, да"; "нет, нет"; а что сверх этого, то от лукавого".

Во-первых, мы должны выяснить, что такое клятва. Что означает поклясться перед Богом? Клятва от слова "клин". Заклинаю - соединяю, проклинаю - разъединяю. Значит, клясться - это давать такой обет, за неисполнение которого - разъединение, проклятие. То есть я говорю: с завтрашнего дня я делаю то-то и то-то. Я обещаю Богу, что так будет в моей жизни. И если я этого не сделаю, Господи, пусть я разъединюсь с Тобою и соединюсь с миром! Это подзаконная клятва. В этом суть Ветхого Завета между Богом и Церковью: 28-я глава Книги Второзакония нам показывает, что значит быть под клятвой. "Если ты будешь слушать гласа Господа, тщательно исполнять все заповеди Его, которые заповедую тебе сегодня.., - то будешь благословен ты в городе и благословен на поле… Благословенны житницы твои и кладовые твои… Благословен ты при входе твоём, и благословен ты при выходе твоём". Когда ты не будешь исполнять, то вынешь этот "клин", - и ты будешь под проклятием, разъединён со Мною. Вот что означает быть под проклятием. Это Ветхий Завет в клятве. Если я исполняю закон - я соединяюсь, если не исполняю - разъединяюсь с Богом. Суть клятвы в этом и состоит.

И, действительно, в ветхозаветные времена, пока я ещё не пробовал духовного мёда, что есть благодать на благодать, пока я не имею духовного ощущения (не говоря уже о духовном видении), - то, безусловно, самое страшное для меня - клятва. И эта клятва для того, чтобы все поверили мне, поверили в то, что я говорю. И если я нарушу своё слово, то пусть буду под проклятием… И все понимают: да, это наивысшее, чем может он поклясться! Пусть буду я разъединён с Богом, с церковью, с Иерусалимом, с Небом или с землёй. Пусть в моей духовной и телесной жизни не будет добра и удачи. И действительно, для всех эта клятва сильная и серьёзная. А мы знаем, речь идёт о клятве людей веры. Не тех, кто не верует, - там можешь клясться чем угодно, - а речь идёт о древних праведниках, клятва которых была действительно вещью серьёзной. Если клялся кто-то Богом - все знали: это всё, это серьёзно, это действительно правда. Но когда человек уже не подзаконен, а подблагодатен, когда человек уже вкушает этот мёд, это духовное наслаждение, когда пришёл иной Утешитель (уже не Слово истины, не закон, а Дух истины освящает его, ведёт его, наполняет его), тогда он просто не сможет даже вымолвить слово "клянусь". Потому что ничто уже не может его разъединить с той благодатью, которая открывается в его сердце. Этот человек никогда не поклянётся той Благодатью, тем счастьем, блаженством, наслаждением, которое он чувствует. Этот человек никогда не поклянётся вечностью, которую уже ощутил, и одной ногой в которой уже стоит. Уже невозможно выйти оттуда - ты только можешь забрать туда и вторую ногу. Пока ты ещё не вошёл, - ты можешь говорить самое ужасное, а когда ты был там и скажешь человеку своего уровня, что можешь поклясться этой благодатью, - он тебе не поверит и скажет: ты не можешь этого сделать ни при каких обстоятельствах, ибо это невозможно!

Не клянитесь совсем, будьте христианами! Войдите в эту благодать, и не смейте даже тень бросить на эту Благодать, на тот мир, на эту радость, потому что это не разменное, этим не клянутся - это выше!

"Ещё слышали вы, что сказано древним: "не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои". Теперь понимаем, что в Ветхом Завете самое страшное - это клятва; потому что суть его - в клятве. Ты поклялся перед Богом начать новую жизнь - праведную жизнь… И если ты поклялся перед Богом - непременно должен исполнить это. "А Я говорю вам: не клянитесь вовсе…" А Я - Христос, и говорю вам, христианам, тем, которые поднимаются до Моего уровня, которые входят в Мой свет и просвечиваются духом Моим - Духом истины, духом Христовым, - не клянитесь! Вы входите уже в такое состояние, когда клятва отступает. Потому что, когда вы в таком состоянии - вы не можете даже помышлять, что можете разъединиться с этим состоянием, ибо для вас это уже практика, а для подзаконных это лишь мёртвая теория. Пока вы были ещё подзаконными и не находили вкуса Благодати духовной, Я и не говорил вам: "Не клянитесь ею". Но: "Исполняй клятвы свои", ведь вы ещё ничего не теряли, потому что ничего и не имели. Вы имели только теорию - закон. А вот, когда вы уже вошли в обетование, вам есть уже что терять - вы уже имеете этот мёд, вы пробуете его. И сказать: я выплюну его - вы не сможете. Это невозможно! Потому что это такое состояние, когда "не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его". Если человек наслаждается каким-то телесным наслаждением, и когда максимально получает его, то ему тяжело отказаться от него. А духовное наслаждение в тысячу раз выше, и отказаться от него невозможно! И если ты говоришь: я откажусь от него… - Значит ты уже его не имеешь, значит стал ты подзаконным и нет у тебя права называться христианином, а это шаг назад. Значит, ты грешник, потому что праведность - это духовный рост, праведность - это путь вперёд. Праведность - это Путь! И если ты делаешь шаг назад, если пошёл из Иерусалима в Иерихон, - значит ты не праведник, а грешник. Ты не христианин - ты не идёшь путём Христа… А вы не клянитесь! - обращается Господь к христианам, - вы идите из Иерихона в Иерусалим, и слово ваше пусть будет "да-да", "нет-нет". Божьему - "да", лукавому - "нет"!

"Ещё слышали вы, что сказано древним: "не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои". А Я говорю вам: не клянитесь вовсе: ни небом…" Не клянитесь Небом - Небо есть сфера духа. Не клянитесь, это всё Господнее, "…потому что оно престол Божий". Это есть престол Господний. А Его престол - это правда и суд. Снова - теория и практика. Правда - это теория, суд - это практика: слово и дела. Ты не сможешь поклясться Небом, ибо оно - Бог. И если в тебе Бог, то как ты сможешь в момент присутствия Божьего Света, чувствования этого присутствия отбросить его? Такое невозможно, это будет хула на Духа Святого, не делай этого! "Ни землёй, потому что она подножие ног Его…" Земля - это наши сердца. Значит, мы и собой не можем клясться и говорить: пусть Господь эту землю, которая течёт молоком и мёдом, сделает такой, что будет она заросшая тернием и волчцами. Ты не сможешь этого сделать, потому что в тебе уже течёт молоко и мёд! Пока ты ещё не вошёл в эту землю Обетованную, ты ещё можешь сказать: пусть я и не войду в эту землю, если я нарушу свою клятву. Если же ты уже вошёл в эту землю, а она есть подножие ног Господних, - то это вхождение в Царство Божье. Ты уже входишь в это Царство, Христос тебе уже приблизил эту Землю. И ты не можешь уже клясться, потому что в тебе Христос. И не теоретически, ни просто словом ты не сможешь разъединиться с нею, потому что знаешь, что ничто так не угашает дух, как пустословие. Но ты понимаешь, что просто сказав пустое слово, ты можешь угасить Дух, который в тебе. Из-за одного слова ты можешь потерять всё, что нарабатывал всю неделю. Так учат отцы Церкви, так учит опыт Церкви. Вот почему мы должны быть такими внимательными к словам своим! Когда человек подзаконен, он больше уделяет внимания делам своим, а не словам. Человек подблагодатный выходит на новый уровень, уровень опыта духовного. Здесь уже речь не должна идти о буквальном нарушении закона (убивать, красть, лжесвидетельствовать), здесь речь идёт уже о духовных понятиях. Сам взрыв гнева есть уже падением, сам взгляд с вожделением на женщину (то есть на жизнь плотскую) уже есть падением. Не о делах физических идёт речь, а о делах сердца, о высшем уровне, уровне христианина. Подзаконный ещё работает в уме, в воле; подблагодатный работает уже в сердце, в духе.

Помните, как говорит Господь: "И возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всеми силами твоими и всем разумением твоим". Разумение - на периферии. Через ум мы приходим к сердцу, мы идём к самому важному через второстепенное, а самое важное - это сердце. Разумение - это начало. Потому что мы разумом начинаем воспринимать и приходить к Слову. Потом начинаем прилагать усилия, потом душа освящается, и входит в сердце Христос - это вершина, это самое дорогое.

Так вот, для христианина основная борьба идёт в сердце. Для подзаконного - ещё в разумении. "И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю". Низвержен во плоть. Сначала борьба идёт в разуме, потом во плоти, а потом, когда освящается сердце - освящается всё. Тогда сатана сброшен в озеро, которое горит огнём и серой - на полное уничтожение.

"А Я говорю вам: не клянитесь вовсе: ни небом…" То есть, не клянись сферой духа, не клянись Духом Святым - Он есть Божий. И если ты уже знаешь Его, если этот Утешитель вошёл в твоё сердце, - ты не сможешь клясться! Не клянись, будь не подзаконным, а подблагодатным. Потому что, если ты вкусил этот мёд и пошёл назад, то, соответственно, и не жди ничего доброго, кроме какого-то страшного ожидания суда. Потому что это уже хула на Духа Святого: быстро назад, - потому что она не простится! Не иди! Пока ты ещё подзаконный, ты можешь ещё топтаться с ноги на ногу. Упал, поднялся, Господь ещё над тобой. Но когда ты вошёл уже в этот мёд, когда Дух Святой тебе уже дан, а ты начинаешь отвергать Его, - ты отвечать будешь как взрослый. С тебя спросится не как с ребёнка, не как с раба, а как из сына, взрослого мужа. Лучше тебе не знать, чем знать и не исполнять… Лучше тебе не пробовать этот мёд, чем, попробовав, выплюнуть, как сделал это сатана. Променять этот мёд на гордыню, на фарисейскую закваску, снова возлюбив себя и мир, вместо Бога и ближнего.

"…ни землёю, потому что она подножие ног Его (Не клянитесь и сердцами своими), ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя". Иерусалим - это церковь. И не клянись, что пусть я разъединюсь с церковью. Нет, не будешь ты уже клясться, ибо ты станешь уже членом Церкви остатка. Ты почувствуешь это единение, и ты не сможешь даже теоретически допустить мысль о разъединении с Небесным, вышним Иерусалимом, миром ангельским, с вечностью, с Царством Божьим, что и есть тот вышний Иерусалим в сердцах творения Божьего, ибо там господствует дух Божий.

"Ни головою твоею не клянись…" Говорит: пусть я потеряю разумение. Клясться головою - это поклясться разумением. Дескать, ну хорошо, я не поклянусь Духом Святым, я не поклянусь сердцем, потому что это глубоко во мне, а поклясться разумением я могу… Основное у меня есть, у меня открылось духовное ощущение, зачем мне разумение? Я поднялся к молитвенному ощущению Божества, - зачем мне разум? Я поднялся к высоте молитвы сердца, постоянной и самостоятельной. Более того, к высоте молитвенного предстояния перед Богом, для меня небо открытое, - так зачем мне душевный уровень? Разум - это душевный уровень, а я уже на духовном, я уже выше… Господь говорит: Ты тем и отличаешься от животного, что имеешь разум, имеешь самосознание. Ибо, когда у тебя отобрать самосознание - ты потеряешь свою личность, а ты забыл, что Я есть Личность? - говорит Господь.

Бог - это Личность или абстрактная идея? Мы верим в живого Бога, или мы верим в Бога, который просто есть в теории? Нет, мы верим в Бога Живого, Который изменяет обстоятельства нашей жизни, потому и называем Его - БОГ! Бог - значит Богатый на всё, в состоянии сделать всё, - Тот, Кто изменяет нашу жизнь. И Он - Личность! Он -абсолютный Дух, абсолютно чистый Дух, но Он - Личность, с Которой можно вершить дела, с Которой можно заключать Завещание. Если Бог не Личность, то с кем ты заключил Завет, человек? С идеей, с абстракцией? Нет, с Личностью, только не в человеческом понимании - с дедом с бородой, как это изображается на примитивном уровне. Нет, с Тем Духом, что есть Абсолют, с Тем Единым Неименованным, потому что имя Ему мы не можем дать. С Сущим, Который имеет сущность Сам в Себе, и Сам знает эту Сущность. И мы не сможем никогда эту Сущность постичь, хотя познать мы её можем по качествам Его. Я - Личность, - говорит Господь, - и ты есть личность, а признаком личности есть разум. Если ты отбросишь разум - ты потеряешь личность, ты потеряешь себя, потеряешь смысл бытия, смысл генезиса. Я - Личность, и хочу, чтобы ты, как личность, свободно соединился со Мной.

Здесь есть момент, когда спрашивают: А чем отличается практика молитвы сердца от практики восточной медитации? Так вот, восточная медитация часто отбрасывает личность. Это вхождение "в нирвану", вхождение в безличностный Божественный мир, и общение с Богом уже не как с Личностью, а как с Абстракцией, как местом наслаждения, как с безличностным Богом. А это - тупик, хотя первый шаг как будто хороший, но далее тупик, потому что теряется сам смысл, и человек отбрасывается на грань потери разума. Не клянись и в этом понимании тоже! Библия многогранна. Не клянись, - не ставь на кон, не рискуй своим разумом, иди тем путём, который Я тебе открыл, - говорит Господь.

"…потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или чёрным". Что такое "волос" на библейском языке? Это наши мысли. Белый или чёрный - это мысль духовная или греховная. "Потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут" (Рим. 8.7). Не покоряться Закону Божьему - это смерть. А мысль духовная - это жизнь. Так вот, никакую мысль не можешь сделать белой или чёрной: духовной или плотской. Это всё делает Господь, - ты просто позволяешь Ему это сделать или не позволяешь, вот и всё. Ты помогаешь Богу это делать или не помогаешь. Ты - христианин, или противник, то есть антихрист. Сатана означает - враг; диавол - обманщик. Но сатана имеет ещё и другое имя - противник. Воля Божия заложена была в творении. И как премудро предусмотрено всё! Не роботом Господь творит человека, а свободным, наделённым душой, которая имеет ум и волю. И Господь сначала открывает ум, а потом человек уже своею волею властен или идти к свету или во тьму, властен избирать себе путь. Так вот, волос не может человек сделать чёрным или белым: это делает Господь! Господь делает белым, а мы, познав это белое, можем отбрасывать его и идти к чёрному, или освящать своё понимание, свой волос этим белым светом. И снова Господь даёт это, у Него Слово, - "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог". Его Слово мы можем принять в своё понимание, чтобы потом оно стало плотью в нас. И чтобы потом мы увидели славу - результат Его деяния в нашей жизни. Или не принять…

Но в начале - Слово, и Слово Божие! И сами не можем сделать ни одного "волоса" ни белым, ни чёрным. Мы хорошо знаем как это, во всех проявлениях. Потому что речь идёт и о практической деятельности. Пока ещё Христос не в нас, мы в поте лица своего обрабатываем землю, а она родит нам терние и волчцы. И в первую очередь в наших мыслях. Каждый знает, что такое борьба с помыслами (кто воюет, безусловно): это самая страшная борьба. И, как выясняется, не можем сделать наши мысли "ни белыми, ни чёрными", потому что чёрная приходит сама по себе, и ничего здесь не поделаешь… А Господь может! Потому что становишься на молитву - и очищается и сердце, и душа (ум, воля, эмоции). Он может сделать это, - мы же ничего не можем сами, хотя и будем "обрабатывать в поте лица" землю своего сердца. И пока мы подзаконны, пока Христов свет не в нас, чтобы просветить наши мысли, дела, нашу жизнь, - мы сами ничего не сможем сделать. Мы будем работать в поте лица, а расти в нас будет терние и осот - насилие о корыстолюбие, мысли о насилии и корыстолюбии, и так пока не войдёт Христос. Вот, когда Он войдёт, тогда и произойдёт это "отбеливание волос": "Окропи меня иссопом, и буду чист, омой меня, и буду белее снега". Не по своей силе, а по силе Твоей, Господи! Так вот, не клянитесь!

Есть очень хорошее сравнение. Между прочим, оно пришло сегодня ко мне по дороге на курсы. Не напрасно в Библии сравнивается жизнь праведника, жизнь церкви с роженицей, с женщиной, которая должна родить плод (плод духовный). Ведь смысл нашего духовного роста состоит в том, чтобы принести плод Духа. Господь часто подаёт это сравнение в Священном Писании и говорит: Когда женщина рожает, она очень страдает, но потом, когда она получает ту радость от рождения младенца, - то со временем забываются эти страдания. Они становятся тусклыми по сравнению со светом радости и счастья от материнства. И действительно, каждый из нас духовно есть этой женщиной роженицей, которая должна родить плод. И мы знаем, как тяжело рождается этот плод в нас, как тяжело родить этот плод духа, плод мира, плод веры, а он есть: мир, любовь, смирение, воздержание, терпение… Как тяжело рожать такой плод! Вот волчцы буйно рождаются и плодятся в наших сердцах, в наших мыслях, в нашей жизни. А праведное рождается очень тяжело. Сарра бесплодная, хотя, казалось бы, и пребывает в этом труде, в праведности, долго идёт этим путём правды: она уже состарилась на этом пути, - а плода нет. Нет радости духовной, не рождается Исаак, что означает "Господь улыбнулся". А Агарь - египтянка, египетская жизнь, - пожалуйста, рожает. Рахиль (переводится как "Овца", - смиренная жизнь) никак не может родить, а Лия (имя Лия означает "Утомлённая") - слепая, утомлённая, пожилая, - рожает и рожает.

Так и мы похожи на женщину, и каждый из нас должен родить, и это рождение заложено в нас, оплодотворённое Господом, и от нас всего здесь - разрешить Богу сделать это. А разрешить как? Приложить усилия. Здесь большинство женщин, и большинство из них рожали, и они знают это из практики (мужчины только теоретически), что означают эти потуги. Должны быть потуги, и наши усилия только в том, чтобы помочь Богу , чтобы плод появился. Можем или приложить усилия, или нет, и если нет - может быть опасность и для плода, и для нашей жизни. Это духовные понятия. И не зря Господь выбирает эту символику. Почему Господь говорит притчами и ничего без притч Он не говорит? Потому что в одном слове можно выразить такую глубину, которую не вместили бы и библиотечные тома. Вот, пожалуйста, не от нас сделать волос белым или чёрным, - это даёт Господь: "Твоё от Твоих Тебе приносим"… Но от нас требуются потуги , от нас - помощь, от нас - работать, от нас - волю свою согласовывать с волей Божьей.

"Ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или чёрным. Но да будет слово ваше: "да, да"; "нет, нет"; а что сверх этого, то от лукавого". И снова, "да" - Богу, "нет" - лукавому. Два пути для нас и нет третьего, ибо нельзя служить Богу и мамоне. Или "да", или "нет": или ты идёшь из Иерусалима в Иерихон, или из Иерихона в Иерусалим, третьего не дано…

Относительно клятвы. Я в своё время провёл некоторое исследование всего того, что случилось в моей жизни. Так вёл меня Господь, что моё служение именно здесь, в православии. И когда ставленник (то есть человек, который принял решение стать священнослужителем, и имеет на это благословение правящей церковной власти) готовится к хиротонии (к таинству рукоположения), - он даёт присягу и подписывает так называемый Присяжный лист. В этом листе есть такие действительно страшные слова: "Клянусь Всемогущим Богом…" И человек, который знает слово Божье, или хотя бы читал, и не просто в одно ухо впустил, а в другое выпустил, но почерпнул что-то из Священного Писания, он делает вывод: я вижу здесь противоречие! Я могу сказать: обещаю пред Великим Богом и перед Церковью, и перед братьями священнослужителями, но клясться Великим Богом я не имею права. Это для меня, между прочим, и для брата Виктора Гребенюка (заместитель о. Олега на Библийных курсах, - прим. ред .) (а я знаю, что для брата Виктора это основная причина, из-за которой он до сих пор не в сане) это было не праздным вопросом. Очень серьёзным вопросом. И, поверьте, во мне молитва была не один день. Я молился к Господу, чтобы Он открыл мне, указал мне как поступать, как мне идти, как мне начинать служение своё. Ведь клятва, как говорит Господь, от лукавого! И Господь открыл мне этот вопрос, дал понимание, что означает клятва: Я понимаю и вижу, что в сердце твоем клятвы нет, но устами ты должен её промолвить, хотя ты и не подзаконен. Хотя ты не утверждаешь этим своё стремление к подзаконности, то есть к шагу назад, но ты должен , иначе ты не сможешь выйти на эту трибуну, выйти на это поле; а Я зову тебя на это поле. И потому в сердце своём ты не говори этих слов, но говори устами. Будь невинным, как голубь, но мудр, как змея… Я проявил ту змеиную гибкость, мудрость: я устами дал эту клятву, но в сердце не клятву, а истинный обет. Разве могу я разъединиться с той Благодатью, которая во мне? Разве могу я даже такое допустить и поставить на кон, рискнуть тем мёдом духовным, который в моём сердце?

В Послании к Евреям, 6-я глава, 13-й стих мы читаем : "Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою…" Это было утверждение, ибо Сам с Собою не разъединится, это было утверждение, что Слово Его наивысшее, истинное и неизменное.

Откровение, 10-я глава, 6-й стих: "И клялся Живущим во веки веков.., что времени уже не будет". Кто здесь клялся? Ангел Божий - тот же Господь.

"Итак, клянущийся жертвенником, клянётся им и всем, что на нём; и клянущийся храмом, клянётся им и Живущим в нём; и клянущийся небом клянётся Престолом Божиим и Сидящим на нём" (Мф. 23.20-22). Мы будем ещё это исследовать. Но как видим здесь: клясться Богом - от лукавого.

Мф. 5.33-37: "Ещё слышали вы, что сказано древним: "не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои". А Я говорю вам: не клянитесь вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землёю, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; Ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или чёрным. Но да будет слово ваше: "да, да"; "нет, нет"; а что сверх этого, то от лукавого" . Это те стихи, которые мы сегодня рассмотрели.

Иак. 5.12: "Прежде же всего, братья мои, не клянитесь ни небом, ни землёю и никакою другою клятвою; но да будет у вас "да, да" и "нет, нет", дабы вам не подпасть осуждению".

Евр. 6.16-17: "Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву".

Мф. 26.74: "Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух…" Да, клялся Пётр, что не знает Иисуса. Мы видим, что в Новом Завете Господь клянётся Сам Собою, или подзаконные клянутся, или клянётся Ирод. Позитива нет, я не нашёл позитива в клятве.

1 Тим. 1.8-1 1: "А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его, зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных (то есть клянутся беззаконные, то есть те подзаконные, которые идут к Закону. Подблагодатные уже не под клятвой. Закон - проводник к Христу, проводник к благодати на благодать. Это путь вперёд, и пока ты подзаконный, пока ты ещё не попробовал того мёда, - ты можешь клясться. Но когда ты уже под Благодатью, когда ты имеешь Свет в сердце своём, - ты никогда не будешь разменивать его и клясться им, - О.В. ) и непокорливых, нечестивых и грешников, развратных и осквернённых, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц, для блудников, мужеложников, человекохищников (клеветников, скотоложников), лжецов, клятвопреступников и для всего, что противно здравому учению, по славному боговестию блаженного Бога, которое мне вверено". Итак, мы видим, Закон для клятвопреступников, то есть для подзаконных, которые эту клятву могут преступить. Закон клятвы не для подблагодатных! Праведник не под Законом, а под Благодатью. Речь идёт о новозаветном праведнике, о том, кто поднялся к духовному видению, кто вкусил этот мёд. И потому ему, праведному, нет надобности клясться. Это не для христианина, - не для того, кто рождён свыше, кто получил задаток Духа. Если ты имеешь Его - ты никогда им не будешь клясться.

Гал. 3.10-14 : "А все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою.., потому что праведный верою жив будет. А закон не по вере… Христос искупил нас от клятвы закона…" . Если я христианин - я уже искуплен от клятв, и я не могу клясться. Клятва - для подзаконного! Если я клянусь - значит я утверждаю, что Христос не искупил меня от клятвы и я не христианин! Во всяком случае я не взрослый христианин, я не имею мистического опыта: "Наследник доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего". Но если я ребёнок, так куда же я в "отцы" иду? Дети - это первая ступенька к совершенству. Апостол Иоанн Богослов пишет: "Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его. Пишу вам, отцы , потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца". Если ты ещё ребёнок, то зачем в рясу "отца" одеваешься?

Итак, клятва -это обещание, согласие с тем, что если я не исполню того и этого, то буду подвержен проклятию и разъединён с Богом. Ибо всё есть Божье: и земля - подножье ног Его, и небо - престол Его, да и сам я, потому что не могу сделать волоса ни белым, ни чёрным. Подзаконный человек клялся, потому что был под Законом, и неисполнение данной им клятвы вело к проклятию. А христианин, новозаветная Церковь, - стоят над законом, под Благодатью. И, таким образом, если христианин клянётся, - он отбрасывает себя к первоначальному состоянию, это шаг назад, а это от лукавого. Потому что дорогой ценой, кровью Господа нашего Иисуса Христа мы искуплены от клятвы. Христос стал проклятием за нас!

И вывод: если в Присяжном листе записана клятва богом - это означает, что тот, кто составил этот текст, или через незнание (а это более всего вероятно), или сознательно утверждает, что новый рукоположенный священнослужитель - подзаконный, а не подблагодатный. Не под благодатью, а под Законом! И вопрос исправления этой ошибки является не вопросом церковного канона, тем более изменения догмата, - это вопрос ревности по Боге. Что ж, в этом есть рациональное зерно. Не напрасно в заявлении Священного Синода от 15.03.1996 года сказано, что церковная жизнь зашла в тупик, и церковь, собственно, превратилась в политическую организацию. Я в своё время готовил телепередачу на основе этого заявления. Это Заявление Священного Синода Украинской православной церкви Киевского патриархата, - и это была первая волна очищения, обновления и подъёма церковной жизни. Это первые волны обновления, и даже с патриархом Филаретом мы готовили эту передачу, и записывали её здесь в доме епархиального управления. Святейший патриарх отвечал на вопросы по пунктам, у меня сохранилась видеозапись этих ответов.

Так вот, Заявление Священного Синода Украинской православной церкви Киевского патриархата от 15-го марта 1996 года, г. Киев:

"За неустроенностями, о которых мы знаем из истории, лежала догматическая борьба (имеется в виду неустроенность в церкви). Во втором тысячелетии вступили в силу человеческие страсти, и среди них, главным образом, властолюбство. (Этот то, о чём мы говорили, рассматривая послания апостола Павла: тайна беззакония уже в действии, только мы ещё живы (мы - то есть, апостолы). Ещё жив Тот, Кто удерживает (Дух Любви в Церкви) и будет держать, пока не будет Он устранён изнутри. Дух Святой будет устранён изнутри духом властолюбия, фарисейством. Никто со стороны не мог сломить церковь, никакие гонения, ни какие истребления не могли уничтожить церковь. Из вас самих, - говорит апостол Павел, - восстанут мужи, которые будут говорить извращённое" (со стороны никто не придёт). О вреде этого предупреждал Иисус Христос, говоря: "Вы знаете, что князья народов господствуют на ними, и вельможи властвуют ими, но между вами да не будет так"). Человеческие пристрастия выступили в церквах в крайне откровенном виде, даже не прячась стыдливо за догматическими спорами (это и есть явление антихриста в полноте. Эта тайна беззакония была в действии уже во времена апостола Павла. Он говорил: Как только я отойду, сразу между вас войдут волки в овечьих шкурах. Из вас самих появятся те, которые будут говорить превратно, чтобы приобрести себе учеников. А потом явится он, антихрист, открыто. А мы ждём антихриста с рогами и с хвостом, или как кто себе представляет. А он ещё в 4-ом веке вошёл в храм, "яко Бог": "Ибо ты говоришь: "Я богат, разбогател и не в чём не имею нужды" (Откр. 3.17); и за Бога себя выдаёт. И тогда уже всё началось, как сказано в Третьей Книге Ездры, 7-я глава: "Ибо откроется Сын Мой Иисус с теми, которые с Ним, и оставшиеся будут наслаждаться четыреста лет. А после этих лет умрёт Сын Мой Христос и все люди, имеющие дыхание. И обратится век в древнее молчание на семь дней, подобно тому, как было прежде, так что не останется никого…" И это молчание и поныне… "Страж, какая пора ночи? Уже утро, а всё ж ещё ночь…"). Наша церковная жизнь зашла в тупик из-за того, что мирские основы, которые проникли в церковь ещё в древнее время, порождают только недостатки, вражду и разделение. Церковь стала рассматриваться не как Богочеловеческий организм, а как организация, починённая не Божественным, а человеческим законам; и, которая как организация, отдаёт себя на служение человеческим задачам. Возможно никогда ещё сами верующие не отдавали на такое поругание Невесту Христову…" Это Заявление Священного Синода нашей церкви. Слава Богу! Это прозрение…

Так вот, вывод относительно клятвы. Тот, кто провозглашает такую клятву, если освящает её своим разумением (то есть воспринимает её своим умом), кто даёт её действительно осознано, тот кладёт печать себе на чело. А, если не задумываясь, фанатично даёт эту клятву, - то кладёт эту печать себе на руку. Если же для дела Божьего устами провозглашает её, а сердцем, разумом, делами отвергает всякую клятву (как говорил апостол Павел: "Для подзаконных был как подзаконный, чтобы преобресть подзаконных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых". Это змеиная мудрость. Клятва же должна быть изменена на обет перед Богом и Церковью, но, к сожалению, утрачено понимание, и мало у кого из иерархов есть желание что-либо менять…

ВЫШЛИ В СВЕТ ТАКИЕ КНИГИ ПРОТОИЕРЕЯ ОЛЕГА ВЕДМЕДЕНКО:

* Пособие по духовному деланию “ДА БУДЕТ ВОЛЯ ТВОЯ...” (Внутренняя Сила или духовные основы успешности и здоровья; почему мы болеем или как стать здоровым; памятка для тех, кто ищет спасения; практические советы в продолжение дня; правила борьбы невидимой; если на вас наслано порчу; прерывание родового проклятия; самоотчитка... Эти и другие материалы вы найдете в небольшой по размеру, но содержательной и исполненной реальным опытом книжке, 104 стр.).

* Две книги из серии “Ответы священнослужителя”: “ЕЩЕ НОЧЬ...” и “ВКУС БЛАГОДАТИ” (Ответы на вопросы, коими укоряют православных представители различных протестантских конфессий: почему поклоняемся Богу перед иконами; почему празднуем не иудейскую субботу, а новозаветное воскресенье; почему крестим грудных детей; почему часто крещение осуществляется не через полное погружение, а путем обливания; как правильно обращаться к Богу /неужто только Иегова?/; нужно ли молиться за умерших; почему почитаем мощи, молимся святым; почему чтим Богородицу, и были ли у нее еще дети, кроме Иисуса... Также о числе зверя /666/; когда и как придет Антихрист; как правильно поздороваться в церкви; можно ли есть мясо с кровью; головной убор в храме /мужчины и женщины/; свойства святой воды; происхождение человека и т. п.).

Книги на украинском языке.

* НАПИШИТЕ НАМ , и мы проинформируем Вас как получить по почте книги, конспекты лекций, а также аудио- и видеозаписи лекций и проповедей протоиерея Олега. В письмо вложите пустой конверт с обратным адресом.

* НАШ АДРЕС: Протоиерею Олегу Ведмеденко, Библейская школа духовного совершенствования, а/я 18, Луцк-21, Украина, 43021. (Подробная информация помещена также на сайте www.сайт «КНИГИ И АУДИОЗАПИСИ»).

“Не клянись вовсе” (Мф. 5:34 )

Христос тут же объясняет, почему: “ни небом, потому что оно Престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным”.

Все исходит от Бога. У нас нет ничего, приобретенного самостоятельно, и, более того, все, что у нас есть, было куплено для нас кровью Христа. Все, что мы имеем, носит на себе печать креста и приобретено кровью, которая драгоценнее всего, ибо она есть жизнь Божья. Нам нечего дать в залог, что наше слово будет исполнено, потому что у нас нет ничего своего.

Иудеи понимали третью заповедь как запрет на непочтительное упоминание имени Божьего, но они считали себя вправе произносить другие клятвы, что было у них делом весьма обычным. Через Моисея евреям было запрещено произносить ложные клятвы, но они находили много уловок и освобождались от обязательств, наложенных клятвой. Иудеи безбоязненно позволяли себе богохульствовать и нарушать клятвы, если можно было формально обойти закон.

Иисус осудил их обычаи, заявив, что произнесение клятвы само по себе является нарушением заповеди Божьей. Спаситель, однако, не запретил применения судебной присяги, в соответствии с которой Бог торжественно призывается во свидетели для подтверждения того, что сказанное есть правда и ничего кроме правды. Стоя перед синедрионом, Он Сам не отказался свидетельствовать, будучи под клятвой. Когда первосвященник обратился к Нему со словами: “Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?”, Иисус ответил ему: “Ты сказал!” (Мф. 26:63, 64). Если бы Христос в Нагорной проповеди осудил судебную присягу, Он высказал бы порицание первосвященнику и таким образом ради блага Своих последователей утвердил Свое собственное учение по этому вопросу.

Существует много людей, не боящихся обманывать своих ближних, но они были научены и Дух Божий внушил им, что нет ничего страшнее, чем солгать своему Творцу. Поэтому, присягая, такие люди чувствуют, что свидетельствуют не только перед людьми, но и перед Богом; и если солгут, то солгут Тому, Кто читает сердце и знает всю правду. Сознание того, какое ужасное наказание влечет за собой такой грех, оказывает на них сдерживающее влияние.

Но если кто и может честно свидетельствовать под присягой, так это христианин. Он постоянно живет как бы в присутствии Бога, сознавая, что каждая его мысль открыта взору Того, Кому мы дадим отчет; и если христианина законным образом приводят к присяге, он вправе призвать Бога в свидетели того, что говорит правду и ничего кроме правды.

Далее Христос переходит к изложению принципа, согласно которому клятва становится ненужной. Он учит, что руководящим правилом во всех наших разговорах должна быть истина. “Да будет слово ваше: „да, да“, „нет, нет“; а что сверх этого, то от лукавого” (Мф. 5:37).

Этими словами Христос осуждает все те бессмысленные фразы и обороты речи, которые граничат с богохульством. Он осуждает лживые комплименты, всякое уклонение от истины, лесть и преувеличения, обман в ходе торговли, который так принят в нашем обществе и у бизнесменов. Иисус учит, что каждый, желающий выглядеть тем, чем он на самом деле не является, чьи слова не выражают его подлинных чувств, не может быть назван правдивым человеком.

Если бы люди внимали этим словам Спасителя, то многие лукавые подозрения и суровые обличения остались бы невысказанными, ибо кто может быть уверен, что правдиво истолковывает действия и мотивы ближних? Как часто это суждение несет на себе отпечаток гордости, раздражения и чувства обиды! Один взгляд, одно слово, малейшая интонация голоса могут все дело представить в ложном свете. Даже факты можно передать в таком свете, что они произведут ложное впечатление, поэтому все, “что сверх этого”, т. е. сверх истины, - “то от лукавого”.

Любые поступки христианина должны быть прозрачны, как солнечный свет. Истина исходит от Бога, ложь же во всех ее многообразных формах исходит от сатаны, и всякий человек, хоть в чем-то отходящий в сторону от истины, отдается во власть лукавого. Однако говорить чистейшую правду не так-то просто, тем более, когда не знаешь ее. Как часто предубеждение, односторонность взглядов, недостаточность знаний или неверное суждение о различных предметах мешает нам правильно понять суть вопроса. Мы только тогда сможем говорить истину, когда нашими мыслями постоянно будет руководить Тот, Кто Сам есть истина.

Христос повелевает нам через апостола Павла: “Слово ваше да будет всегда с благодатию” (Кол. 4:6). “Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим” (Еф. 4:29). Во свете этих слов Священного Писания мы видим, что Иисус в Своей Нагорной проповеди осудил легкомысленные и нецеломудренные разговоры. Он требует от нас не только правдивости произносимых нами слов, но и их чистоты.

Мир вам, Олег!

Слово «клятва» - одно их самых сильных, потому что подразумевает абсолютную и безоговорочную верность данному слову. Когда мы читаем Библию, обнаруживаем, что клятвенные обещания были довольно-таки распространены. Это и не удивительно, потому что ведь в те времена не было ни нотариусов, ни адвокатов, люди во многом должны были верить друг другу на слово. Как убедить какого-то человека в том, что вы исполните свое обещание? Покляться. А как убедить так, чтобы у него не осталось и тени сомнения? Поклясться самым дорогим, что у тебя есть, не так ли? «Клянусь своими детьми», «Клянусь своим здоровьем и благополучием» - не каждый с легкостью даст такую клятву, особенно, если намеревается ее нарушить.

Однако, что самое дорогое для любого верующего человека, как не имя его БОГА? Народы, жившие вокруг израильтян, клялись именами своих богов. И это считалось самой страшной клятвой. Когда Вседержитель вывел детей Иакова из египетского рабства, Он начал переориентировать их сознание с имен чужих божков на Свое имя, помогая им понять, что только Он является Всесильным и Истинным Богом. И Он объяснял им эту истину на языке, который они в то время могли хорошо понять. Вот 2 основных отрывка на эту тему:

Господь не возражал против клятв, данных при упоминании Его имени, только до тех пор, пока Его люди не начинали клясться во лжи, т.е. не просто не исполняли клятву, но уже с самого начала знали, что не исполнят.

Вседержитель всегда учил Своих людей тому, что если уж они произнесли какую-то клятву, они обязаны ее исполнить. Нарушение клятвенного обещания стоит в одном ряду с такими грехами, как блуд, гомосексуализм, скотоложество, убийство (1Тим1:10), и наказание за него суровое:

если кто даст обет Господу, или поклянется клятвою, положив зарок на душу свою, то он не должен нарушать слова своего, но должен исполнить все, что вышло из уст его. ()

Обратите особое внимание на то, что здесь нет формулировки типа «если кто поклянется именем Господа», но просто сказано «если кто поклянется», потому что для Бога не важно, употреблялось ли при этом Его имя, для Него важно, что клятва вообще прозвучала, а значит, человек, носящий Его имя, должен ее исполнить.

Легко ли исполнить клятву? Для того чтобы человек мог это сделать, необходимо обладать двумя главными качествами: 1) верность собственному слову и 2) способность контролировать ситуацию. Например, если я, умея водить автомобиль, поклянусь кому-нибудь, что никогда в жизни не сяду за руль автомобиля, я могу демонстрировать верность, но могу ли контролировать ситуацию? Ведь если обстоятельства сложатся так, что только я смогу быть человеком, которой доставит умирающего ребенка в больницу на какой-то машине, то я окажусь в неприятной ситуации: нарушить свою клятву и автоматически нарушить понятие верности, или позволить ребенку умереть. В Библии записано несколько историй о том, как из-за необдуманной клятвы произошло страшное, прочитайте, например, одну из них в .

Когда Иисус начал Свое служение, среди учителей народа Божьего было много споров о том, как, чем и когда клясться, но не было ясного понимания, что клятвы – это серьезнейшее обязательство, которое человек накладывает на себя, и что Бог никогда не повелевал клясться его именем, но просто позволил это делать, если есть такая необходимость. Поэтому Иисус, выправляя то, что было искажено и затемнено, пояснил смысл данного в Торе повеления о клятвах:

Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои . --- и это правильно, и так должно быть. Иисус здесь не отменяет заповедь, но Он милостиво помогает людям увидеть, что лучше бы им, вообще, не произносить никаких клятв --- А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным . --- Видите причину? Потому что ты не можешь знать, что с тобой будет завтра! Не будь самонадеянным, когда налагаешь на себя серьезные обязательства! Ведь сказано же, что если не исполнишь, то попадешь под осуждение ()

Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.

А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.

Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.

Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.

А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.

От Матфея 5:33-41

Толкование Евангелия блаженного
Феофилакта Болгарского

Блаженный Феофилакт Болгарский

Мф.5:33. Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Богом клятвы твои.

То есть, когда клянешься, будь правдив.

Мф.5:34. А Я говорю вам: не клянись вовсе; ни небом, потому что оно престол Божий;
Мф.5:35. ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;

Так как иудеи слышали Бога, говорящего: небо престол Мой, земля же подножие ног Моих, то и клялись этими предметами. Но Господь, запрещая им это, не говорит: так как небо прекрасно и огромно, а земля полезна, поэтому не клянитесь, но не клянитесь этими предметам потому, что небо - трон Божий, земля же подножие, чтобы не дать повода к идолопоклонству. Ибо стихии со стороны клянущихся ими признавались за божества, что прежде и было.

Мф.5:36. ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.
Один только Бог клянется Самим Собою, как не зависящий ни от кого. А мы не имеем власти над собою, - как же мы можем клясться своею головою? Мы - достояние другого. Ибо если голова - твоя собственность, то измени, если можешь, один волос.

Мф.5:37. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет;

Чтобы ты не сказал: но как мне поверят? - Он говорит: поверят, если всегда будешь говорить правду и никогда не станешь клясться, ибо никто так не теряет доверия, как тот, кто тотчас клянется, а что сверх этого, то от лукавого.

Клятва, кроме: ей и ни, излишня и есть дело дьявола. Но ты спросишь: разве и закон Моисеев, повелевая клясться, был худ? Узнай, что в то время клятва не составляла худого дела; но после Христа она - дело худое, подобно тому, как обрезываться и вообще иудействовать. Ведь и сосать грудь прилично младенцу, но не прилично мужу.

Мф.5:38. Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб (Исх. 21:24).

Закон из снисхождения допустил равное возмездие, чтобы из-за страха потерпеть равное, не обижать друг друга.

Мф.5:39. А Я говорю вам; не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;

Злым Господь называет здесь дьявола, который действует посредством человека. Итак, разве дьяволу не должно противостоять? Да, должно, только не ударом с своей стороны, но терпением, ибо огонь угашают не огнем, а водою. Но не думай, что здесь идет речь только об ударе в щеку, но и о всяком другом ударе, и о всякой вообще обиде.

Мф.5:40. и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;

Отдай ему и верхнюю одежду, если тебя повлекут в суд и станут досаждать, а не тогда, когда просто будут просить. Рубашкой у нас, собственно, называется исподнее платье, а верхней одеждой - верхнее платье. Но эти названия говорятся и одно вместо другого.

Мф.5:41. и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.

«Что я говорю о рубашке и верхней одежде? - говорит Господь. - И самое тело свое отдай тому, кто насильно тащит тебя, и сделай более, чем он желает».

Вконтакте

Спрашивает Иван
Отвечает Александр Дулгер, 10.03.2011


Иван пишет: Здравствуйте!Пишет вам Иван г.Норильск. Давно с интересом читаю этот раздел, подписался на еженедельную подписку, спасибо вам за ваш труд для Господа! У меня вопрос, В Ветхом завете клявшийся призывал Бога стать свидетелем того, о чем он говорит. Это призыв чего-то самого большого, самого дорогого. Самой высшей инстанции.
Привожу стих из Ветхого Завета: ясно, что существует
несколько форм клятв. А вот слова ИХ: .
А именем Иисуса Христа сегодня можно клясться?

Мир Вам, брат Иван!

Вот интересующий нас текст:
" Еще слышали вы, что сказано древним : не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.
А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий, ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя, ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.
Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого."
(От )

Словами "сказано древним" Иисус ссылается на свод правил, изложенных в Законе Моисеевом: ; ; ; ; .
В общем эти правила регламентировали различные виды клятв и одно из них гласило: "Господа, Бога твоего, бойся [и] Ему [одному] служи, и к Нему прилепись и Его именем клянись ." ()

Так разрешал ли Бог своему народу клясться? Довольно очевидно, что да. Учил ли Иисус по другому? Призывал ли Он ввести новый закон? Был ли Он великим реформатором закона? Очевидно, что нет. Он Сам о себе сказал:

"Не думайте, что Я пришел нарушить закон (т.е. Тору, установления Пятикнижия) или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить."
(От )

"Кто из вас обличит Меня в неправде (т.е. в незаконных делах или словах) ? Если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне?" (От )

Ни разу в Евангелиях мы не находим, чтобы враги Иисуса обвинили Его в нарушении Закона Моисеева или подстрекательству этому. А Его обвиняли по любому поводу. В конце концов Иисус был обвинен в том, что собирался разрушить иерусалимский храм (). Если бы Иисус учил иудеев отвергнуть перечисленные выше установления Закона, то выдумывать обвинения о храме не было бы нужды.

Как же понимать учение Иисуса в Нагорной проповеди в ?

Во первых, слова Иисуса о клятве нужно понимать не как новое установление взамен старого, которое также было дано свыше, но как духовное разъяснение Иисусом смысла клятвы. Иисус учит не клясться кем-то или чем-то, потому что это не твоя собственность и это не в твоей власти. Иудеи времен Иисуса клялись и божились очень много. Они часто говорили: "клянусь храмом", "клянусь моей головой", итп. Иисус призывает их прекратить такую практику.
Как клялись "древние", то есть их отцы, Авраам, Исаак и Иаков? Они говорили: "Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю" () или "Бог свидетель между мною и между тобою." (), или "поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли" (). То есть в древности праведные люди клялись не кем-то или чем-то, а призывали Бога во свидетели.

Во вторых, мы должны учитывать контекст отрывка. О чем идет речь? О правомочности клятвы? Вовсе нет. Речь идет о клятвопреступлении: " Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои." Следовательно и ответ Иисуса относится к различным нарушениям клятвы более, чем ко клятве вообще.

В третьих, в последней фразе Иисус дает практический совет - по возможности избегать клятвы, во избежание всяких недоразумений "от лукавого". Я думаю, что именно на этом совете христиане должны строить свои правила употребления клятвы - на здравом смысле, а не на якобы имеющем место "новом учении Иисуса" о запрете на все виды клятв.

Так я понимаю этот вопрос. Но давайте посмотрим как его понимали ученики Иисуса и Он сам.

"И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? Иисус говорит ему: ты сказал..." (От ) - здесь Иисус отвечает под присягой перед судом (синедрионом).
Очевидно, что и христианин может в суде отвечать под присягой.

"Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф..." () - ап.Павел в точности следует древнему обычаю клятвы, который был узаконен в Ветхом Завете.

Вы также спрашиваете, можно ли сегодня клясться именем Иисуса Христа. В Писаниях таких примеров нет. Исходя из слов Иисуса, лучше вообще не клясться, но если того требуют обстоятельства, например в западных странах в суде клянутся на Библии пред Богом, то можно призвать Господа Бога во свидетели, как это делали библейские герои.

С уважением,
Александр

Читайте еще по теме "Толкование Писания":