Требования к материально техническому оснащению учебного процесса. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений — Российская газета. Стойки волейбольные универсаль
ТРЕБОВАНИЯ К ОСНАЩЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СООТВЕТСТВИИ С СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ НАПОЛНЕНИЕМ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТЕХНОЛОГИЯ
Основания и цели разработки требований .
Настоящие требования к оснащению образовательного процесса разработаны на основе федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования по технологии. Они представляют собой требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса, предъявляемые к образовательным учреждениям в условиях ввода государственных стандартов по технологии. Требования включают перечни инструментов и оборудования для выполнения практических работ, демонстрационного оборудования, книгопечатной продукции (библиотечный фонд), демонстрационных печатных пособий, компьютерных и информационно-коммуникационных средств, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий, моделей, натуральных объектов, развивающих игр и игрушек. Таким образом, настоящие требования выполняют функцию ориентира в создании целостной предметно-развивающей среды, необходимой для реализации требований к уровню подготовки выпускников на каждой ступени обучения, установленных стандартом. Они исходят из соответственного задачам комплексного использования материально-технических средств обучения, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, переноса акцента на аналитический компонент учебной деятельности, формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными типами информации.
Новизна разработанных требований .
Обновление содержания образования связано с расширением вариативности путей достижения целей изучения образовательной области «Технология», предоставлением учителю свободы в выборе объектов труда и изучаемых технологий с целью более полного учета интересов учащихся, возможностей школы и требований современной жизни. Личностная ориентация образования реализована в стандарте через предоставление учащимся возможности выбора полезных объектов труда в процессе изучения всех разделов образовательной области «Технология». Значительная часть содержания стандарта ООТ направлена на приобретение учащимися общетрудовых знаний, умений и навыков, необходимых в последующей деятельности независимо от ее вида, подготовку школьников к ведению домашнего хозяйства.
Деятельностный характер обучения реализован в стандарте через достижение целей изучения образовательной области «Технология» в процессе освоения разнообразных способов практической деятельности по изготовлению полезных объектов труда.
Принципы отбора объектов и средств материально-технического обеспечения.
Принципиальное значение для реализации требований образовательного стандарта по технологии является обеспеченность мастерских инструментами, оборудованием и расходными материалами.
При составлении требований к оснащению образовательного процесса учитывался ряд особенностей функционирования школьных мастерских. Технические характеристики применяемого оборудования должны соответствовать психофизиологическим возможностям школьников 5-8 классов, учебное оборудование должны быть компактным, чтобы не перегружать объем помещения мастерской и при этом состав учебного оборудования должен обеспечивать возможность выполнения всех основных технологических операций, предусмотренных примерными учебными программами, при безусловном выполнении требований безопасности труда.
Требования к оснащению кабинетов по растениеводству и животноводству могут быть дополнены оборудованием на базе кабинетов биологии и химии, а перечень учебного оборудования для электротехнических работ может быть дополнен оборудованием кабинета физики.
Освоение содержания «Технологии» происходит в процессе практической деятельности учащихся, поэтому в требования включено большое количество инструментов, технологического оборудования и т.п., что обеспечивает широкий диапазон технологической подготовки школьников, начиная с простых ручных операций, и кончая воплощением конструкторских идей при выполнении самостоятельных творческих проектов.
Включенные в требования контрольно-измерительные приборы и инструменты позволяют осуществлять контроль качества изготовленных изделий, а наличие коллекций натуральных образцов — выполнять разнообразные лабораторно-практические работы.
Каждая учебная мастерская должна быть обеспечена необходимой методической и справочной литературой, техническими средствами обучения, обеспечивающими возможность просмотра слайдов, видеофильмов, компакт-дисков по изучаемым разделам технологии.
Реализация принципа вариативности.
Большая роль в обучении технологии отводится самостоятельной работе учащихся. В связи с этим основное внимание было уделено включению в состав требований средств обучения, обеспечивающих самостоятельную творческую работу учащихся. Наряду с традиционными для процесса преподавания демонстрационными средствами обучения в требования включено учебное оборудование, обеспечивающее процесс учения. Эту функцию призваны выполнить большое количество дидактических раздаточных материалов, экранно-звуковые средства обучения, ролевые и деловые игры.
В требования включены полифункционалъные средства обучения, обеспечивающие межпредметные связи и связи между разделами технологии: динамические модели, таблицы, плакаты, транспаранты, которые могут стать для школьников объектами проектирования.
В настоящее время в практику преподавания вводятся принципиально новые носители информации. Значительная часть новых учебных материалов, в том числе тексты источников, комплекты иллюстраций, графики, схемы, таблицы, диаграммы все чаще размещаются не на полиграфических, а на электронных носителях. Появляется возможность их сетевого распространения и формирования собственной библиотеки электронных изданий. Поэтому желательно создать технические условия для использования компьютерных и информационно-коммуникативных мультимедийных средств обучения (в т.ч. для передачи, обработки, организации хранения и накопления данных, сетевого обмена информацией, использования различных форм презентации результатов познавательной деятельности).
Современный период характеризуется активным обновлением материально-технической базы технологического образования школьников. Появляются новые виды ручных инструментов для обработки различных материалов, начинает использоваться ручной электроинструмент, на занятиях находят применение малогабаритные настольные многофункциональные станки. В этой связи многие позиции требований сформулированы в обобщенном виде, чтобы дать возможность учебным заведениям использовать уже существующее материально-техническое обеспечение и, в то же время пополнять свою базу новым оборудованием и методическими разработками.
Расчет количественных показателей материально-технического обеспечения.
Количество единиц учебного оборудования для мастерских по обработке металла, древесины, ткани и пищевых продуктов рассчитывалось из условия деления класса из 30 учащихся на две равные группы по 15 человек. При большей средней наполняемости классов в общеобразовательном учреждении в объем комплектации необходимо вносить соответствующие коррективы. Подгруппы при этом должны иметь численность не более 15 человек.
Для отражения количественных показателей в требованиях используется следующая система символических обозначений:
- К – для каждого ученика (15 ученических комплектов на мастерскую плюс один комплект для учителя);
- М – для мастерской (оборудование для демонстраций или использования учителем при подготовке к занятиям, редко используемое оборудование);
- Ф– для фронтальной работы (8 комплектов на мастерскую, но не менее 1 экземпляра на двух учеников,);
- П – комплект или оборудование, необходимое для практической работы в группах, насчитывающих несколько учащихся (4-5 человек);
Характеристика учебных помещений
Помещения мастерских по различным направлениям технологии должны быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки учащихся. Они должны отвечать Санитарно-эпидемическим правилам и нормативам (СанПиН 2.4.2. 178-02). Новым в оснащении мастерских технологий является создание технических условий для использования компьютерных и информационно-коммуникативных средств обучения (в том числе для передачи, обработки, организации хранения и накопления данных, сетевого обмена информацией, использования различных форм презентации результатов познавательной деятельности).
Настоящие рекомендации могут быть уточнены и дополнены применительно к специфике конкретных образовательных учреждений, уровню их финансирования, а также исходя из последовательной разработки и накопления собственной базы материально-технических средств обучения (в том числе в виде мультимедийных продуктов, создаваемых учащимися, электронной библиотеки, видеотеки и т.п.).
№ | Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Необходимое количество | Примечания | |||||
Основная школа. | Старшая школа | |||||||
Направления технологической подготовки | Базовый уровень | Профиль-ный уровень | ||||||
Техни-ческий труд | Обслужи-вающий труд | Сельско-хозяйст-венный труд | ||||||
1. | Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | |||||||
Стандарт основного общего образования по технологии | М | М | М | Стандарт по технологии, примерные программы, рабочие программы входят в состав обязательного программмно-методического обеспечения мастерских технологии.
В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации. При комплектации библиотечного фонда полными комплектами учебников целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете технологии, и по несколько экземпляров учебников из других УМК по основным разделам предмета технологии. Эти учебники могут быть использованы учащимися для выполнения практических работ, а также учителем как часть методического обеспечения кабинета. |
||||
Стандарт среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень) | М | |||||||
Стандарт среднего (полного) общего образования по технологии (профильный уровень) | М | |||||||
Примерная программа основного общего образования по технологии | М | М | М | |||||
Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по технологии | М | |||||||
Примерная программа среднего (полного) общего образования на профильном уровне по технологии | М | |||||||
Рабочие программы по направлениям технологии | М | М | М | М | М | |||
Учебники по технологии для 5, 6, 7, 8, 9 , 10, 11 класса | К | К | К | К | К | |||
Учебники для начального профессионального образования | К | К | В соответствие с профилем технологической подготовки | |||||
Рабочие тетради для 5, 6, 7, 8, 9 класса | К | К | К | |||||
Комплект дневников наблюдений за развитием сельскохозяйственных растений и животных | К | |||||||
Другие дидактические материалы по всем разделам каждого направления технологической подготовки учащихся | М | М | М | М | М | Сборники учебных проектов, познавательных и развивающих заданий, а также контрольно-измерительные материалы по отдельным разделам и темам. | ||
Научно-популярная и техническая литература по темам учебной программы. | Д | Д | Д | Д | Д | Научно-популярные и технические периодические издания и литература, необходимая для подготовки творческих работ и проектов должны содержаться в кабинетах технологии и в фондах школьной библиотеки | ||
Нормативные материалы (ГОСТы, ОСТы, ЕТКС и т.д.) по разделам технологической подготовки | М | М | М | М | М | 2 экз. на мастерскую | ||
Справочные пособия по разделам и темам программы | М | М | М | М | М | 2 экз. на мастерскую | ||
Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков) | М | М | М | М | М | |||
Методические рекомендации по оборудованию кабинетов и мастерских | М | М | М | М | М | |||
2. | Печатные пособия | |||||||
Таблицы (плакаты) по безопасности труда ко всем разделам технологической подготовки | М | М | М | М | М | |||
Таблицы (плакаты) по основным темам всех разделов каждого направления технологической подготовки учащихся | М | М | М | М | М | При выделении основных тем раздела следует ориентироваться на примерные программы по направлениям технологической подготовки | ||
Раздаточные дидактические материалы по темам всех разделов каждого направления технологической подготовки учащихся | К, | К, | К, | К, | К, | Технологические карты, схемы, альбомы и другие материалы для индивидуального, лабораторно-группового или бригадного использования учащимся | ||
Раздаточные контрольные задания | К | К | К | К | К | |||
Портреты выдающихся деятелей науки и техники | М | М | М | М | М | Комплекты портретов для различных разделов направлений технологической подготовки | ||
Плакаты и таблицы по профессиональному самоопределению в сфере материального производства и сфере услуг. | М | М | М | М | М | |||
3. | Информациионно-коммуникационные средства | |||||||
Мультимедийные моделирующие и обучающие программы, электронные учебники по основным разделам технологии. | М | М | М | М | М | Мультимедийные материалы должны быть доступны на каждом рабочем месте, оборудованном компьютером.
Электронные базы данных и Интернет-ресурсы должны обеспечивать получение дополнительной информации, необходимой для творческой деятельности учащихся и расширения их кругозора. |
||
Электронные библиотеки и базы данных по основным разделам технологии. | М | М | М | М | М | |||
Интернет-ресурсы по основным разделам технологии. | М | М | М | М | М | |||
4. | Экранно-звуковые пособия | |||||||
Видеофильмы по основным разделам и темам программы | М | М | М | М | М | |||
Видеофильмы по современным направлениям развития технологий, материального производства и сферы услуг. | М | М | М | М | М | |||
Таблицы-фолии и транспоранты-фолии по основным темам разделов программы | М | М | М | М | М | Могут использоваться специальные подборки иллюстративного материала, учитывающие особенности авторских программ | ||
Комплекты диапозитивов (слайдов) по различным темам и разделам программы | М | М | М | М | М | |||
5. | Технические средства обучения | |||||||
Экспозиционный экран на штативе или навесной | М | М | М | М | М | С размерами сторон не менее 1,25х1,25 м. | ||
Видеомагнитофон (видеоплейер) | М | М | М | М | М | Диагональ телевизора – не менее 72 см. Возможно использования «видеодвойки». | ||
Телевизор с универсальной подставкой | М | М | М | М | М | |||
Цифровой фотоаппарат | М | М | М | Для подготовки дидактического материала к уроку, использования для внеклассной работы | ||||
Мультимедийный компьютер | М | М | М | М | М | Тех. требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет. С пакетами прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных). | ||
Сканер | М | М | М | М | М | |||
Принтер | М | М | М | М | М | |||
Копировальный аппарат | М | М | М | М | М | Возможно использование одного экземпляра оборудования для обслуживания нескольких мастерских и кабинетов технологии | ||
Мультимедийный проектор | М | М | М | М | М | |||
Плоттер | М | М | ||||||
Графопроектор (Оверхед-проектор) | М | М | М | М | М | |||
Диапроектор | М | М | М | М | М | |||
Средства телекоммуникации | М | М | М | М | М | |||
6. | Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | |||||||
Аптечка | М | М | М | М | М | Содержание аптечки обновляется ежегодно | ||
Халаты | К | К | К | К | К | Должны выдаваться учащимся во всех мастерских при проведении практических работ | ||
Очки защитные | К | К | К | К | К | Должны выдаваться учащимся при проведении работ, требующих защиты глаз | ||
Раздел: Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов | ||||||||
Верстак столярный в комплекте | К | |||||||
Набор для выпиливания лобзиком | К | |||||||
Набор столярных инструментов школьный | К | |||||||
Конструкторы для моделирования простых машин и механизмов | ||||||||
Конструкторы для моделирования технологических машин и механизмов | Ф | |||||||
Наборы сверл по дереву и металлу | М | Два набора на мастерскую. В соответствие с профилем работ, выполняемых в мастерской | ||||||
Прибор для выжигания | К | |||||||
Набор инструментов для резьбы по дереву | К | |||||||
Наборы контрольно-измерительных и разметочных инструментов по дереву и металлу | К | В соответствие с профилем работ, выполняемых в мастерской | ||||||
Стусло поворотное | М | |||||||
Струбцина металлическая | К | |||||||
Колода | М | |||||||
Верстак слесарный в комплекте | К | |||||||
Набор слесарных инструментов школьный | К | |||||||
Набор напильников школьный: | К | |||||||
Набор резьбонарезного инструмента | П | |||||||
Набор обжимок, поддержек, натяжек для клепки | П | |||||||
Ножницы по металлу рычажные | М | |||||||
Печь муфельная | М | Для закалки и отпуска инструмента и заготовок | ||||||
Приспособление гибочное для работы с листовым металлом | М | |||||||
Наковальня 30кг | М | |||||||
Электроинструменты и оборудование для заточки инструментов | М | Демонстрационный комплект электроинструментов и оборудования используется учителем для объяснения теоретического материала и подготовки заготовок к урокам. Учащиеся могут быть допущены только к работе с оборудованием, сертифицированным для использования школьниками соответствующего возраста. | ||||||
Электроинструменты и оборудование для сверления отверстий | М, П | |||||||
Электроинструменты и оборудование для точения заготовок из дерева и металла | М, П | |||||||
Электроинструменты и оборудование для фрезерования заготовок из дерева и металла | М, П | |||||||
Электроинструменты и оборудование для шлифования поверхностей | М, П | |||||||
Электроинструменты и оборудование для заготовки материалов (роспуск, фугование) | М | |||||||
Лабораторный электрощит | М | М | М | Устанавливаются в мастерских дерево и металлообработки. | ||||
Устройство защитного отключения электрооборудования | М | М | М | |||||
Система местной вентиляции | М | М | М | |||||
Раздел: Технологии ведения дома | ||||||||
Комплект инструментов для санитарно- технических работ | П | П | П | |||||
Комплект инструментов для ремонтно-отделочных работ | П | П | П | |||||
Комплект вспомогательного оборудования для ремонтно- отделочных работ | П | П | П | |||||
Сантехнические установочные изделия | Ф | Ф | Ф | |||||
Комплект бытовых приборов и оборудования для ухода за жилищем, одеждой и обувью | М | М | М | Подбор приборов и оборудования должен отражать передовые технологии | ||||
Раздел: Создание изделий из текстильных и поделочных материалов | ||||||||
Станок ткацкий учебный | М | |||||||
Манекен 44 размера (учебный, раздвижной) | М | |||||||
Стол рабочий универсальный | К | |||||||
Машина швейная бытовая универсальная | К | |||||||
Оверлок | М | Два экз. на мастерскую. | ||||||
Комплект оборудования и приспособлений для влажно-тепловой обработки | М | Два комплекта на мастерскую. | ||||||
Комплект инструментов и приспособлений для ручных швейных работ | К | |||||||
Комплект инструментов и приспособлений для вышивания | К | |||||||
Комплект для вязания крючком | К | |||||||
Комплект для вязания на спицах | К | |||||||
Набор шаблонов швейных изделий в М 1:4 для моделирования | П | |||||||
Набор приспособлений для раскроя косых беек | М | Пять экз. на мастерскую. | ||||||
Набор санитарно-гигиенического оборудования для швейной мастерской | К | |||||||
Шаблоны стилизованной фигуры | П | |||||||
Набор измерительных инструментов для работы с тканями | К | |||||||
Раздел: Кулинария | ||||||||
Санитарно-гигиеническое оборудование кухни и столовой | М | |||||||
Фильтр для воды | М | Четыре экз. на мастерскую. | ||||||
Холодильник | М | |||||||
Печь СВЧ | М | |||||||
Весы настольные | М | Два экз. на мастерскую. | ||||||
Комплект кухонного оборудования на бригаду (мойка, плита, рабочий стол, шкаф, сушка для посуды) | П | |||||||
Электроплиты | П | |||||||
Набор кухонного электрооборудования | П | |||||||
Набор инструментов и приспособлений для механической обработки продуктов | П | |||||||
Комплект кухонной посуды для тепловой обработки пищевых продуктов | П | |||||||
Набор инструментов и приспособлений для тепловой обработки пищевых продуктов | П | |||||||
Набор инструментов для разделки рыбы | П | |||||||
Набор инструментов для разделки мяса | П | |||||||
Мясорубка (электромясорубка) | П | |||||||
Набор инструментов и приспособлений для разделки теста | П | |||||||
Комплект разделочных досок | П | |||||||
Набор мисок эмалированных | П | |||||||
Набор столовой посуды из нержавеющей стали | К | |||||||
Сервиз столовый | М | |||||||
Сервиз чайный | М | Два сервиза на 6 персон на мастерскую. | ||||||
Набор оборудования и приспособлений для сервировки стола | М | Два экз. на мастерскую. | ||||||
Разделы: Растениеводство. Животноводство. | ||||||||
Весы технические с разновесами | М | |||||||
Весы аналитические с разновесами | М | |||||||
Лупа | Ф | |||||||
pH- метр | М | |||||||
прибор для демонстрации водных свойств почвы | М | |||||||
Сушильный шкаф | М | |||||||
Термометры для измерения температуры воздуха и почвы | П | |||||||
Барометр | Ф | |||||||
Часы | М | |||||||
Лотки для сортировки семян | Ф | |||||||
Наборы сит | П | |||||||
Планшеты | Ф | |||||||
Мерительные и разметочные инструменты и приспособления | П | |||||||
Горшки цветочные | 50М | |||||||
Чашки Петри | 20М | |||||||
Очки защитные | 1Ф | |||||||
Фартуки | К | |||||||
Разборная Теплица | М | |||||||
Инкубатор на 50 яиц | М | |||||||
Овоскоп | М | |||||||
Комплект инструментов и оборудования для работы на школьном учебно-опытном участке | 1Ш | |||||||
Комплект малогабаритной сельскохозяйственной техники (мини трактор или мотоблок с комплектом навесных орудий) | 1Ш | |||||||
Раздел: Электротехнические работы | ||||||||
Демонстрационный комплект электроизмерительных приборов | М | М | М | Состав комплекта определяется на основе примерной программы по соответствующему направлению. | ||||
Демонстрационный комплект радиоизмерительных приборов | М | М | М | |||||
Демонстрационный комплект источников питания | М | М | М | |||||
Демонстрационные комплекты электроустановочных изделий. | М | М | М | |||||
Демонстрационный комплект радиотехнических деталей | М | М | М | |||||
Демонстрационный комплект электротехнических материалов | М | М | М | |||||
Демонстрационный комплект проводов и кабелей | М | М | М | |||||
Комплект электроснабжения | М | М | М | |||||
Лабораторный комплект электроизмерительных приборов | Ф | Ф | Ф | |||||
Лабораторный комплект радиоизмерительных приборов | Ф | Ф | Ф | |||||
Лабораторный набор электроустановочных изделий | Ф | Ф | Ф | |||||
Конструктор для моделирования источников получения электрической энергии. | К | К | К | |||||
Конструктор для сборки электрических цепей | К | К | К | |||||
Конструктор для моделирования подключения коллекторного электродвигателя, средств управления и защиты | К | К | К | |||||
Конструктор для сборки моделей простых электронных устройств | К | К | К | |||||
Ученический набор инструментов для выполнения электротехнических работ | К | К | К | |||||
Провода соединительные | К | К | К | |||||
Раздел: Черчение и графика | ||||||||
Ученический набор чертежных инструментов | К | К | К | |||||
Прибор чертежный | К | К | К | |||||
Набор чертежных инструментов для выполнения изображений на классной доске | М | М | М | М | М | |||
Комплект инструментов и оборудования для выполнения проектных работ по профилю обучения | М, У | М, У | Проектные работы и изучение специальных технологий может осуществляться на базе профильных кабинетов и мастерских школы, межшкольных учебных комбинатов, учебно-опытных участков или школьных ферм. | |||||
Комплект оборудования и инструментов для начальной профессиональной подготовки учащихся в рамках предмета или технологического профиля | К, М | К, М | ||||||
7. | Специализированная учебная мебель | |||||||
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления плакатов и таблиц | М | М | М | М | М | |||
Компьютерный стол | М | М | М | М | М | |||
Секционные шкафы (стеллажи) для хранения инструментов, приборов, деталей | М | М | М | М | М | Количество определяется потребностью конкретной мастерской и зависит от ее площади и типов (вместимости) средств хранения инструментов и оборудования | ||
Ящики для хранения таблиц и плакатов | М | М | М | М | М | |||
Укладки для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.) | М | М | М | М | М | |||
Штатив для плакатов и таблиц | М | М | М | М | М | |||
Специализированное место учителя | М | М | М | М | М | Предназначено для демонстрации инструментов, оборудования, объектов труда и приемов работы | ||
Ученические лабораторные столы 2-х местные с комплектом стульев | Ф | Ф | Ф | Ф | Ф | Количество мастерских, кабинетов и классов для изучения технологии в школе определяется количеством реализуемых направлений технологической подготовки. | ||
8. | Модели (или натуральные образцы) | |||||||
Динамическая модель школьного учебно-опытного участка | М | |||||||
Модели сельскохозяйственных орудий труда и техники | М | |||||||
Модели электрических машин | М | |||||||
Комплект моделей механизмов и передач | М | М | М | |||||
Модели для анализа форм деталей | М | М | М | |||||
Модели для демонстрации образования аксонометрических проекций | М | М | М | |||||
Модели образования сечений и разрезов | М | М | М | |||||
Модели разъемных соединений | М | М | М | |||||
Раздаточные модели деталей по различным разделам технологии | К | К | К | |||||
9. | Натуральные объекты | |||||||
Коллекции изучаемых материалов | М | М | М | |||||
Расходные материалы (пиломатериалы, фанера, красители, метизные изделия, шкурка, металлопрокат, ножовочные полотна, пилки для лобзика, материалы для ремонтно-отделочных работ, удобрения, средства защиты растений, пленка полиэтиленовая, бумага фильтровальная, горшочки и кубики торфяные и т.д.) | М | М | М | М | М | Количество расходных материалов определяется исходя из выбранных объектов труда школьников | ||
Комплект образцов материалов и изделий для санитарно-технических работ | М | М | М | |||||
Комплект образцов материалов для ремонтно-отделочных работ | М | М | М | |||||
10 | Игры и игрушки | |||||||
Игры и игрушки, развивающие пространственное воображение | П | П | П | Могут быть использованы как образцы объектов при выполнении школьниками учебных проектов | ||||
Игры и игрушки, развивающие техническое мышление | П | П | П | |||||
Игры и игрушки, развивающие образное мышление | П | П | П | |||||
Регистрационный N 19682
В соответствии с пунктом 5.2.58 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 21, ст. 2603; N 26, ст. 3350), приказываю:
Утвердить прилагаемые федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений.
Министр А. Фурсенко
Приложение
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений
1. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (далее - Требования) представляют собой описание необходимых условий, обеспечивающих реализацию основных образовательных программ.
2. Требования включают вопросы по:
комплексному оснащению учебного процесса и оборудованию учебных помещений;
учебно-методическому обеспечению учебного процесса;
материально-техническому оснащению учебного процесса;
информационному обеспечению учебного процесса.
3. Требования к комплексному оснащению учебного процесса и оборудованию учебных помещений включают создание условий, обеспечивающих возможность:
выявления и развития способностей обучающихся и воспитанников в любых формах организации учебного процесса, организации общественно-полезной деятельности, в том числе учебной и производственной практики;
работы с одаренными детьми, организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности в формах, адекватных возрасту обучающихся и воспитанников, и с учетом особенностей реализуемых в образовательном учреждении основных и дополнительных образовательных программ;
освоения обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении, включая оказание им индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи, а также необходимой технической помощи с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей;
участия обучающихся и воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии образовательной среды образовательного учреждения, а также в формировании и реализации индивидуальных учебных планов и образовательных маршрутов обучающихся и воспитанников;
эффективного использования времени, отведенного на реализацию части основной образовательной программы, формируемой участниками учебного процесса, в соответствии с запросами обучающихся и воспитанников и их родителей (законных представителей), спецификой образовательного учреждения и с учетом национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется учебный процесс;
использования современных образовательных технологий;
активного применения образовательных информационно-коммуникационных технологий (в том числе дистанционных образовательных технологий);
эффективной самостоятельной работы обучающихся и воспитанников;
физического развития обучающихся и воспитанников;
обновления содержания основной образовательной программы, а также методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросами обучающихся и воспитанников и их родителей (законных представителей), а также с учетом национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется учебный процесс.
4. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса включают:
параметры комплектности оснащения учебного процесса с учетом достижения целей и планируемых результатов освоения основной образовательной программы;
параметры качества обеспечения учебного процесса с учетом достижения целей и планируемых результатов освоения основной образовательной программы;
наличие учебников и (или) учебников с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературы и материалов по всем учебным предметам основной образовательной программы на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения и воспитания;
безопасный доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам, расположенным в открытом доступе и (или) в федеральных и региональных центрах информационно-образовательных ресурсов. При этом должно быть обеспечено ограничение доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся и воспитанников;
укомплектованность библиотеки печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана, а также фондом дополнительной литературы (детская художественная, научно-популярная, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы).
5. Требования к материально-техническому оснащению учебного процесса включают создание условий, обеспечивающих возможность:
создания и использования информации (в том числе запись и обработка изображений и звука, выступления с аудио-, видео- и графическим сопровождением, осуществление информационного взаимодействия в локальных и глобальных сетях и др.);
получения информации различными способами (поиск информации в локальных и глобальных информационно-телекоммуникационных сетях, работа в библиотеке и др.);
проведения экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций основных математических и естественно-научных объектов и явлений; цифрового (электронного) и традиционного измерения;
наблюдений (включая наблюдение микрообъектов), определения местонахождения, наглядного представления и анализа данных; использования цифровых планов и карт, спутниковых изображений;
создания материальных объектов, в том числе произведений искусства;
обработки материалов и информации с использованием технологических инструментов;
проектирования и конструирования, в том числе моделей с цифровым управлением и обратной связью;
исполнения, сочинения (аранжировки) музыкальных произведений с применением традиционных инструментов и цифровых технологий (для образовательных учреждений, реализующих основные общеобразовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования; для профильных образовательных учреждений);
физического развития обучающихся и воспитанников, участия в спортивных соревнованиях и играх;
управления учебным процессом (в том числе планирование, фиксирование (документирование) его реализации в целом и (или) отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов), осуществление мониторинга и корректировки);
размещения, систематизирования и хранения (накапливания) учебных материалов и работ обучающихся, воспитанников и педагогических работников (в том числе создание резервных копий);
проведения массовых мероприятий, собраний, представлений;
организации отдыха, досуга и питания обучающихся и воспитанников, а также работников образовательного учреждения.
6. Требования к информационному обеспечению учебного процесса включают возможность в электронной форме:
управлять учебным процессом;
создавать и редактировать электронные таблицы, тексты и презентации;
формировать и отрабатывать навыки клавиатурного письма;
создавать, обрабатывать и редактировать звук;
создавать, обрабатывать и редактировать растровые, векторные и видеоизображения;
индивидуально и коллективно (многопользовательский режим) создавать и редактировать интерактивные учебные материалы, образовательные ресурсы, творческие работы со статическими и динамическими графическими и текстовыми объектами;
работать с геоинформационными системами, картографической информацией, планами объектов и местности;
визуализировать исторические данные (создавать ленты времени и др.);
размещать, систематизировать и хранить (накапливать) материалы учебного процесса (в том числе работы обучающихся и педагогических работников, используемые участниками учебного процесса информационные ресурсы);
проводить мониторинг и фиксировать ход учебного процесса и результаты освоения основной образовательной программы общего образования;
проводить различные виды и формы контроля знаний, умений и навыков, осуществлять адаптивную (дифференцированную) подготовку к государственной (итоговой) аттестации;
осуществлять взаимодействие между участниками учебного процесса, в том числе дистанционное (посредством локальных и глобальных сетей) использование данных, формируемых в ходе учебного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью;
осуществлять взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими управление в сфере образования, с другими образовательными учреждениями и организациями.
ТРЕБОВАНИЯ К ОСНАЩЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СООТВЕТСТВИИ С СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ НАПОЛНЕНИЕМ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основания и цели разработки требований. Настоящие рекомендации разработаны на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по основам безопасности жизнедеятельности (для основной школы, базового и профильного уровней средней (полной) общеобразовательной школы).
Требования представляют собой оптимальные рекомендации к материально-техническому обеспечению учебного процесса, предъявляемые в условиях ввода государственного стандарта по основам безопасности жизнедеятельности. Они включают перечни книгопечатной продукции (библиотечный фонд), демонстрационных печатных пособий, информационно-коммуникационных средств, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий, учебно-практического и учебно-лабораторного оборудования.
Новизна разработанных требований. В отличие от существовавших ранее перечней средств обучения и учебного оборудования по основам безопасности жизнедеятельности настоящие требования к оснащению образовательного процесса ориентированы не только на обеспечение наглядности процесса обучения, но и, прежде всего, на создание необходимых условий для реализации требований к уровню подготовки выпускников. Государственный стандарт по основам безопасности жизнедеятельности предполагает приоритет деятельностного подхода к процессу обучения, развитие у учащихся широкого комплекса общих учебных и предметных умений, овладение способами деятельности, формирующими познавательную, информационную, коммуникативную компетентности. Материально-техническое обеспечение учебного процесса должно быть достаточным для эффективного решения этих задач. Поэтому требования включают не только объекты, выпускаемые в настоящее время, но и перспективные, создание которых необходимо для обеспечения ввода стандарта.
Принципы отбора объектов и средств материально-технического обеспечения. В перечнях объектов и средств материально-технического обеспечения, вошедших в состав настоящих требований, представлены не конкретные названия, а, прежде всего, общая номенклатура объектов. Это вызвано тем, что в современных условиях происходит перестройка производственного сектора, обеспечивающего материальные потребности школы, существенно меняется содержательная основа учебников и учебных пособий, вводятся в широкую практику преподавания принципиально новые носители информации. Так, например, значительная часть учебных материалов, в том числе тексты источников, комплекты иллюстраций, схемы, таблицы, диаграммы все чаще размещаются не на полиграфических, а на мультимедийных носителях. Появляется возможность их сетевого распространения и формирования на базе учебного кабинета собственной электронной библиотеки. Кроме того, многие средства и объекты материально-технического обеспечения являются взаимозаменяемыми, поскольку их использование призвано обеспечить не только преподавание конкретных предметных тем, но и, прежде всего, создание условий для формирования и развития умений и навыков учащихся.
Реализация принципа вариативности; преемственность на разных ступенях образования. Настоящие требования к оснащению образовательного процесса выполняют функцию ориентира в создании целостной предметно-развивающей среды, необходимой для реализации требований к уровню подготовки выпускников на каждой ступени обучения, установленных стандартом. Они исходят из задач комплексного использования материально-технических средств обучения, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, усиления аналитического компонента учебной деятельности, формирования коммуникативной культуры учащихся и развития умений работы с различными источниками и типами информации.
Настоящие требования могут быть уточнены и дополнены применительно к специфике конкретных образовательных учреждений, уровню их финансирования, а также исходя из последовательной разработки и накопления собственной базы материально-технических средств обучения (в том числе в виде мультимедийных продуктов, создаваемых учащимися, электронной библиотеки, видеотеки и т.п.).
Расчет количественных показателей. Количество учебного оборудования приводится в требованиях в расчете на один учебный кабинет. При этом использование значительной части указанных технических средств связано с выполнением не только внутрипредметных, но и общеучебных задач. Оснащение этими техническими средствами кабинета основ безопасности жизнедеяятельности (далее-кабинет ОБЖ) рассматривается как элемент общего материально-технического оснащения образовательного учреждения.
Конкретное количество указанных средств и объектов материально-технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса (25-30 учащихся). Для отражения количественных показателей в требованиях используется следующая система символических обозначений:
- Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),
- К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),
- Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),
- П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6-7 экз.).
Характеристика учебного кабинета. Помещение кабинета основ безопасности жизнедеятельности должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2. 178-02). Помещение должно быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки учащихся. Особую роль в этом отношении играет создание технических условий для использования компьютерных и информационно-коммуникативных средств обучения (в т.ч. для передачи, обработки, организации хранения и накопления данных, сетевого обмена информацией, использования различных форм презентации результатов познавательной деятельности).
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Необходимое количество | Примечания |
|||||||
Основная школа | Старшая школа |
||||||||
Базов. | Проф. |
||||||||
БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ) |
|||||||||
Стандарт основного общего образования по ОБЖ | Стандарт по ОБЖ, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета ОБЖ |
||||||||
Стандарт среднего (полного) общего образования по ОБЖ (базовый уровень) | |||||||||
Стандарт среднего (полного) общего образования по ОБЖ (профильный уровень) | |||||||||
Примерная программа основного общего образования по ОБЖ | |||||||||
Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по ОБЖ | |||||||||
Примерная программа среднего (полного) общего образования на профильном уровне по ОБЖ | |||||||||
Учебник по ОБЖ для 8 класса | В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации. При комплектации библиотечного фонда полными комплектами учебников целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете ОБЖ, и по несколько экземпляров учебников из других УМК по каждому курсу ОБЖ. Эти учебники могут быть использованы учащимися для выполнения практических работ учителем как часть методического обеспечения кабинета. |
||||||||
Учебник по ОБЖ для 10 класса (базовый уровень) | |||||||||
1.10 | Учебник по ОБЖ для 10 класса (профильный уровень) | ||||||||
1.11 | Учебник по ОБЖ для 11 класса (профильный уровень) | ||||||||
1.12 | Учебник «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» для обучающихся–девушек 10-11 классов | ||||||||
1.13 | Учебник «Основы педагогики и психологии» для 10-11 классов (профильный уровень) | ||||||||
1.14 | Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации | ||||||||
1.15 | Наставление по стрелковому делу: Основы стрельбы из стрелкового оружия | ||||||||
1.16 | Наставление по стрелковому делу: 7,6 2-мм модернизированный автомат Калашникова | ||||||||
1.17 | Закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» | ||||||||
1.18 | Закон Российской Федерации «О гражданской обороне» | ||||||||
1.19 | Закон Российской Федерации «О защите населения и территорий и от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» | ||||||||
1.20 | Закон Российской Федерации «О пожарной безопасности» | ||||||||
1.21 | Дидактические материалы по основным разделам ОБЖ | Сборники разноуровневых познавательных и развивающих заданий, обеспечивающих усвоение знаний по ОБЖ как на репродуктивном, так и на продуктивном уровнях. |
|||||||
1.22 | Контрольно-измерительные материалы по основным разделам ОБЖ | Сборники заданий (в том числе тестовых), обеспечивающих диагностику и контроль качества обучения в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников, закрепленными в стандарте. |
|||||||
1.23 | Хрестоматия по ОБЖ | ||||||||
1.24 | Практикумы по ОБЖ | Ф/П | Ф/П | Ф/П | |||||
1.25 | Научная, научно-популярная литература | Литература для подготовки докладов и сообщений; научные, научно-популярные и художественные издания, необходимые для подготовки докладов, сообщений, рефератов и творческих работ. Содержаться |
|||||||
1.26 | Справочные пособия (энциклопедии и энциклопедические словари) | ||||||||
1.27 | |||||||||
ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ |
|||||||||
Организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации | |||||||||
Ордена России | |||||||||
Текст Военной присяги | |||||||||
Воинские звания и знаки Различия | Д /Ф | Д /Ф |
|||||||
Военная форма одежды | Д /Ф | Д /Ф |
|||||||
Мероприятия обязательной подготовки граждан к военной службе | |||||||||
2..8 | Военно-прикладные виды спорта | ||||||||
Военно-учетные специальности РОСТО | |||||||||
2.10 | Военно-учебные заведения Вооруженных Сил Российской Федерации | ||||||||
2.11 | Мероприятия, проводимые при первоначальной постановке на воинский учет | ||||||||
2.12 | Нормативы по прикладной физической подготовке | ||||||||
2.13 | Нормативы по радиационной, химической и биологической разведке | ||||||||
2.14 | Устройство 7,62-мм (или 5,45-мм) автомата Калашникова | ||||||||
2.15 | Устройство 5,6-мм малокалиберной винтовки | ||||||||
2.16 | Основы и правила стрельбы из стрелкового оружия | ||||||||
2.17 | Приемы и правила метания ручных гранат | ||||||||
2.18 | Мины российской армии | ||||||||
2.19 | Фортификационные сооружения (окопы, траншеи, щели, ниши, блиндажи, укрытия, минно-взрывные заграждения) | ||||||||
2.20 | Индивидуальные средства защиты | ||||||||
2.21 | Приборы радиационной разведки | ||||||||
2.22 | Приборы химической разведки | ||||||||
2.23 | Организация и несение внутренней службы | ||||||||
2.24 | Строевая подготовка | ||||||||
2.25 | Оказание первой медицинской помощи | Д /Ф | Д /Ф | Д /Ф |
|||||
2.26 | Гражданская оборона | ||||||||
2.27 | Диаграммы и графики, | Д/Ф | Д/Ф | Д/Ф |
|||||
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ СРЕДСТВА |
|||||||||
Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам ОБЖ | Д/П | Д/П | Д/П | Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения, либо носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. В обоих случаях эти пособия должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в т.ч. в форме тестового контроля). |
|||||
Электронные библиотеки по ОБЖ | Электронные библиотеки включают комплекс информационно-справочных материалов, объединенных единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в т.ч. исследовательскую проектную работу. В состав электронных библиотек могут входить тематические базы данных, фрагменты исторических источников и текстов из научных и научно-популярных изданий, Фотографии, анимация, таблицы, схемы, диаграммы и графики, иллюстративные материалы, аудио- и видеоматериалы. Электронные библиотеки могут размещаться на CD ROM, либо создаваться в сетевом варианте (в т.ч. на базе образовательного учреждения). |
||||||||
Электронная база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы. | Программный продукт, размещенный на CDRW и включающий обновляемый комплекс заданий по истории, а также системы комплектования тематических и итоговых работ с учетом вариативности УМК, уровня усвоения знаний и особенностей индивидуальной образовательной траектории учащихся. |
||||||||
Игровые компьютерные программы (по тематике курса ОБЖ) | |||||||||
ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ |
|||||||||
Видеофильмы по разделам курса ОБЖ | Видеофильмы, аудиозаписи и фонохрестоматии, слайды могут быть в цифровом (компьютерном) виде |
||||||||
Аудиозаписи и фонохрестоматии по всеобщей истории и истории России | |||||||||
Слайды (диапозитивы) по тематике курса ОБЖ | |||||||||
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ |
|||||||||
Телевизор с универсальной подставкой | Телевизор не менее 72 см диагональ |
||||||||
Видеомагнитофон (видеоплейер) | |||||||||
Аудио-центр. | Аудио-центр с возможностью использования аудио-дисков, CD R, CD RW, MP3, а также магнитных записей. |
||||||||
Мультимедийный компьютер | Тех. требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет. Оснащен акустическими колонками, микрофоном и наушниками. С пакетом прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных). |
||||||||
Сканер | |||||||||
Принтер лазерный | |||||||||
Копировальный аппарат | Копировальный аппарат, диапроектор и мультимедиапроектор могут входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения. |
||||||||
Цифровая видеокамера | Видеокамера и фотокамера могут входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения. |
||||||||
Цифровая фотокамера | |||||||||
5.10 | Диапроектор или оверхэд (графопроектор) | Диапроектор и мультимедиапроектор могут входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения. |
|||||||
5.11 | Мультимедиапроектор | ||||||||
5.12 | Экран (на штативе или навесной) | Минимальные размеры 1,25Х1,25 м |
|||||||
5.13 | Средства телекоммуникации | Включают: электронная почта, локальная школьная сеть, выход в Интернет, создаются в рамках материально-технического обеспечения всего образовательного учреждения при наличии необходимых финансовых и технических условий |
|||||||
УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ |
|||||||||
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц | |||||||||
Штатив для карт и таблиц | |||||||||
Укладки для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.) | |||||||||
Войсковой прибор химической разведки (ВПХР) | |||||||||
Бытовой дозиметр | |||||||||
Компас | |||||||||
6..9 | Визирная линейка | ||||||||
6.10 | Транспортир | ||||||||
6.11 | Бинт марлевый 10х15 | Д/Ф | Д/Ф | Д/Ф |
|||||
6.12 | Вата гигроскопическая | Д/Ф | Д/Ф | Д/Ф |
|||||
нестерильная (пачка по 50 г.) | |||||||||
6.13 | Вата компрессная (пачка по 50 г.) | Д/Ф | Д/Ф | Д/Ф |
|||||
6.14 | Воронка стеклянная | ||||||||
6.15 | Грелка | ||||||||
6.16 | Жгут кровоостанавливающий резиновый | Д/Ф | Д/Ф | Д/Ф |
|||||
6.17 | Индивидуальный перевязочный пакет | Д/Ф | Д/Ф | Д/Ф |
|||||
6.18 | Косынка перевязочная | Д/Ф | Д/Ф | Д/Ф |
|||||
6.19 | Клеенка компрессорная | Д/Ф | Д/Ф | Д/Ф | |||||
6.19 | Клеенка подкладочная | Д/Ф | Д/Ф | Д/Ф |
|||||
6.20 | Ножницы для перевязочного материала (прямые) | Д/Ф | Д/Ф | Д/Ф |
|||||
6.21 | Повязка малая стерильная | Д/Ф | Д/Ф | Д/Ф |
|||||
6.22 6.23 6.24 | Повязка большая стерильная Шприц-тюбик одноразового пользования Шинный материал (плотные куски картона, рейки т.п.) длиной от 0,7 до 1,.5 м | Д/Ф Д/Ф Д/Ф | Д/Ф Д/Ф Д/Ф | Д/Ф Д/Ф Д/Ф |
|||||
6.25 | Противогаз | Д/Ф | Д/Ф | Д/Ф |
|||||
6.26 | Общезащитный комплект | Д/Ф | |||||||
6.26 | Респиратор | Д/Ф | Д/Ф | Д/Ф |
|||||
6.27 | Аптечка индивидуальная (АИ-2) | Д/Ф | Д/Ф | ||||||
6.27 | Противохимический пакет | Д/Ф | Д/Ф |
||||||
6.28 | Носилки санитарные | ||||||||
6.29 | Противопыльные тканевые маски | ||||||||
6.30 | Ватно-марлевая повязка | ||||||||
7. МОДЕЛИ |
|||||||||
Макет простейшего укрытия в разрезе | |||||||||
Макет убежища в разрезе | |||||||||
Тренажер для оказания первой помощи | |||||||||
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ УЧЕБНАЯ МЕБЕЛЬ |
|||||||||
Компьютерный стол | |||||||||
Шкаф (ящик) для хранения карт | |||||||||
Ящики для хранения таблиц |
в соответствии с содержательным наполнением
учебных предметов федерального компонента
Государственного стандарта общего образования физика
Основания и цели разработки требований .
Настоящие требования разработаны на основе федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования по физике. Они представляют собой рекомендации к материально-техническому обеспечению учебного процесса, предъявляемые к образовательным учреждениям в условиях ввода государственных стандартов по физике.
Настоящие требования содержат 3 раздела.
В первом разделе представлены рекомендации по оснащению школ нормативной документацией, учебно-методическими комплектами, печатной продукцией, техническими средствами обучения, необходимыми для перехода школ на организацию процесса обучения в соответствии с требованиями образовательных стандартов по физике.
Во втором разделе приведены перечни лабораторного оборудования, необходимого для выполнения фронтальных лабораторных работ и работ физического практикума.
В третьем разделе приведены перечни демонстрационного оборудования.
Первый раздел рекомендаций позволяет сформировать в образовательном учреждении целостную систему оптимальных условий для работы учителя физики на базе библиотечных фондов, общешкольной системы современных технических средств и др.
В настоящее время вводятся в практику преподавания принципиально новые носители информации. Так, например, значительная часть учебных материалов, в том числе тексты источников, комплекты иллюстраций, графики, схемы, таблицы, диаграммы все чаще размещаются не на полиграфических, а на мультимедийных носителях. Появляется возможность их сетевого распространения и формирования на базе учебного кабинета собственной библиотеки электронных изделий.
Таким образом, настоящие требования выполняют функцию ориентира в создании целостной предметно-развивающей среды, необходимой для реализации требований к уровню подготовки выпускников на каждой ступени обучения, установленных стандартом. Они исходят из задач комплексного использования материально-технических средств обучения, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, переноса акцента на аналитический компонент учебной деятельности, формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными типами информации.
Настоящие требования могут быть уточнены и дополнены применительно к специфике конкретных образовательных учреждений, уровню их финансирования, а также исходя из последовательной разработки и накопления собственной базы материально-технических средств обучения (в том числе в виде мультимедийных продуктов, создаваемых учащимися, электронной библиотеки, видеотеки и т.п.).
При возможности желательно создать технические условия для использования компьютерных и информационно-коммуникативных средств обучения (в т.ч. для передачи, обработки, организации хранения и накопления данных, сетевого обмена информацией, использования различных форм презентации результатов познавательной деятельности).
Однако главное в оснащении кабинета физики – это лабораторное и демонстрационное оборудование .
Обследование школ показывает, что обеспеченность фронтальным оборудованием в среднем значительно ниже нормы. Демонстрационное оборудование находится в изношенном состоянии, а его номенклатура еще ниже, чем лабораторного. В этих условиях наиболее эффективным способом подготовки кабинетов физики к переходу обучения в соответствии с государственными образовательными стандартами является разработка региональных, районных, муниципальных и школьных программ обновления материально-технической базы. Настоящие рекомендации направлены на оказание конкретной помощи в разработке таких программ .
Новизна требований .
Анализ стандарта и примерных программ показал, что Перечень позволяет отобрать оборудование, необходимое для их экспериментальной поддержки. Вместе с тем, при подготовке настоящих рекомендаций учитывался целый ряд новых факторов, связанных с содержанием требований стандарта и экспериментальной компоненты примерных программ. Отметим их.
Оборудование в Перечне дифференцировано по ступеням обучения и уровням образовательных программ старшей школы, но эти уровни (А – 2 ч/нед, В – 4 ч/нед, С – 6 ч/нед) не соответствуют уровням, принятым в Стандарте. При этом уровень А Перечня не предусматривал наличия фронтального оборудования в отличие от базового уровня старшей школы, определенного Стандартом. При подготовке рекомендаций это противоречие ликвидировано.
Перечень разрабатывался с учетом отечественных и зарубежных передовых тенденций учебного приборостроения и содержит значительную по объему перспективную номенклатуру, которая разрабатывается или только ставится на серийное производство. В настоящие рекомендации включены разработанные объекты, необходимые для экспериментальной поддержки стандарта. Они имеют индекс (Н).
Государственный стандарт по физике предполагает приоритет деятельностного подхода к процессу обучения, развитие у школьников умений проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач.
Рекомендации учитывают, что в настоящее время осуществляется планомерный переход от приборного принципа разработки и поставки оборудования к комплектно-тематическому подходу. В настоящее время в школах параллельно сосуществуют обе системы.
Оборудование, представленное в рекомендациях, учитывает три формы эксперимента, проведение которого регламентировано примерными программами: демонстрационный эксперимент и два вида лабораторного эксперимента: фронтальный – в основной школе и базовом уровне старшей ступени, фронтальный и лабораторный практикум – при изучении физики на профильном уровне.
В представленной системе оборудования реализуется принцип вариативности . Он выражается в том, что возможны, по крайней мере, три способа комплектации систем оборудования, каждый из которых позволяет осуществить экспериментальную поддержку примерных программ. Один из них – на основе компьютерных измерительных систем, второй – на базе цифровых способов обработки и представления результатов, третий – на основе классических аналоговых методов. Все три способа дополняют друг друга.
Принципы отбора объектов и средств материально-технического обеспечения.
Отбор оборудования осуществлялся с учетом ряда принципов. Главный из них – это полнота системы оборудования относительно экспериментальной части примерных программ и требований к учащимся, зафиксированных в образовательном стандарте.
Второй принцип – преемственность систем оборудования между ступенями и уровнями старшей школы – проявляется в том, фронтальное оборудование является общим для обеих ступеней обучения. В системе демонстрационного оборудования имеются базовые элементы, общие для первой и второй ступеней, а также дополнительные элементы для профильного обучения в старшей школе.
Измерительный комплекс кабинета физики насыщается компьютерными и цифровыми средствами измерения. Это обуславливает такой принцип отбора, как оптимальное сочетание классических и современных средств измерений и способов экспериментального исследования явлений. Соблюдение этого принципа имеет особое значение для основной школы. Именно этот принцип требует включения в перечень оборудования для основной школы таких приборов, как жидкостный термометр, тележки демонстрационные, теплоприемники и др.
Расчет количественных показателей.
Количество учебного оборудования приводится в рекомендациях в расчете на один учебный кабинет. Конкретное количество указанных средств и объектов материально-технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса (25-30 учащихся). Для отражения количественных показателей в рекомендациях используется следующая система символических обозначений:
Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),
К – полный комплект (для каждого ученика)
Ф – комплект для фронтальной работы (1 комплект на двух учеников)
П – комплект, необходимый для проведения лабораторного практикума (3 - 4 экз.).
Б – библиотечные комплекты (5 экз).
Характеристика учебного кабинета.
Необходимым условием эффективного использования оборудования и реализации экспериментального характера физики как учебного предмета является наличие в образовательном учреждении кабинета физики.
С одной стороны, при организации кабинета физики учитываются требования общего характера – техника безопасности, санитарно-эпидимиологические нормы (СанПин 2.4.2 № 178-02). С другой стороны, в приведенных рекомендациях указан ряд особенностей именно кабинета физики, которые необходимо учитывать не только при создании новых кабинетов, но и при реализации указанных выше региональных, районных, школьных программ обновления их материально-технической базы.
Для кабинета физики необходима система электроснабжения лабораторных столов только электробезопасным напряжением не выше 36 42 В. Без такого электроснабжения нельзя полностью выполнить систему самостоятельного эксперимента. Следует иметь в виду, что в рамках выполнения государственной программы «Учебная техника» полностью обновлена вся система источников тока, используемых в кабинете. В частности, в качестве лабораторного источника тока питания необходим источник с выходом не только постоянного, но и переменного тока.
Разработаны лабораторные столы, позволяющие хранить в них тематические фронтальные наборы, что радикально уменьшает трудовые затраты учителя при организации фронтального эксперимента.
Значительно изменяется оборудование рабочей зоны учителя физики. Кроме традиционного демонстрационного стола, в нее включается аудиторная доска с металлическим покрытием, которая позволяет закреплять на ней в вертикальной плоскости оборудование по механике, электродинамике, оптике.
Графопроектор в кабинете физики – не только средство проекции фолий и транспорантов. С его использованием проектируется некоторое оборудование, он является источником света для комплектов по волновой оптике. Компьютер интегрирован в измерительную систему кабинета: целый ряд комплектов демонстрационного оборудования используется на базе компьютерного измерительного блока.
Стремление учителя к использованию современных средств измерения позволяет сделать кабинет физики ядром естественнонаучной образовательной среды школы.
Это имеет важнейшее значение в реализации практической направленности школьного курса физики в современных условиях, т.к. большинство школьников только в кабинетах естественнонаучных предметов, и главным образом в кабинете физики, могут ознакомиться с технологическими применениями компьютера.
ТРЕБОВАНИЯ К ОСНАЩЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СООТВЕТСТВИИ С СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ НАПОЛНЕНИЕМ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Основание и цели разработки требований. Настоящие рекомендации разработаны на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по физической культуре (для основной средней школы, полной средней школы с базовым и профильным уровнями образования).
Требования представляют собой оптимальные рекомендации к материально-техническому оснащению учебного процесса, предъявляемого в условиях ввода государственного стандарта по физической культуре. Требования включают в себя перечни книгопечатной продукции (библиотечный фонд), демонстрационных печатных пособий, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий, учебно-практического и учебно-лабораторного оборудования, а также характеризуют перечни спортивных залов (кабинетов) и пришкольных плоскостных спортивных сооружений.
Новизна разработанных требований. Государственный стандарт образования по физической культуре предполагает приоритет деятельностного подхода к процессу обучения, что определяет освоение учащимися не только предметных умений, но и развитие у них широкого комплекса общих учебных умений и обобщенных способов деятельности, связанных с формированием познавательной, информационной и коммуникативной компетентности. Поэтому, в отличие от существовавших ранее перечней средств обучения и учебного оборудования по физической культуре, материально-техническое оснащение образовательного процесса ориентируется, прежде всего, не эффективное решение этих задач, на создание необходимых условий для полной реализации требований к уровню подготовки выпускников по предмету физической культуры. Отличительной особенностью требований к оснащенности учебного процесса по физической культуре является включение в перечень нестандартного инвентаря и оборудования, измерительных приборов, используемых учащимися в самостоятельных формах учебной деятельности. Кроме того, требования включают не только объекты и средства материально-технического обеспечения, выпускаемых в настоящее время, но и перспективных, создание которых необходимо для обеспечения ввода государственного стандарта по физической культуре.
Принципы отбора объектов и средств материально-технического оснащения. В перечнях объектов и средств материально-технического оснащения, вошедших в состав настоящих требований, представлены не конкретные названия, а, прежде всего, общая номенклатура объектов. Это вызвано тем, что в современных условиях происходит перестройка производственного сектора, обеспечивающего материальные потребности школы, существенно меняется содержательная основа учебников и учебных пособий, вводятся в широкую практику преподавания принципиально новые технологии и методики, носители учебной информации и программно-методического обеспечения образования.
Большинство включенных средств и объектов материально-технического обеспечения носят многофункциональный характер, могут использоваться в разных учебных темах, при решении разных педагогических задач.
Многие из включенных средств и объектов материально-технического обеспечения являются взаимозаменяемыми и их использование ориентированно как на преподавание конкретных предметных тем, так и создание условий для формирования и развития умений и навыков учащихся.
Реализация принципа вариативности; преемственность на разных ступенях образования. Настоящие требования к оснащению образовательного процесса выполняют функцию ориентира в создании целостной предметно-развивающей среды, необходимой для реализации требований к уровню подготовки выпускников на каждой ступени обучения, установленных стандартом. Требования исходят из задач комплексного использования материально-технических средств обучения, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, выполнению творческих заданий, усиления аналитического компонента учебной деятельности.
Настоящие требования могут быть уточнены и дополнены применительно к специфике конкретных образовательных учреждений, уровню их финансирования, а также исходя из последовательной разработки и накопления их собственной базы материально-технических средств обучения.
Расчет количественных показателей. Количество учебного оборудования приводится в расчете на один спортивный зал (кабинет). При этом, использование значительной части указанных средств связано с выполнением не только внутрипредметных, но и общих учебных задач. Оснащение этими техническими средствами рассматривается как элемент общего материально-технического оснащения образовательного учреждения.
Конкретное количество указанных средств и объектов материально-технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса (26-30 учащихся). Для отражения количественных показателей в требованиях используется следующая система символических обозначений:
- Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев);
- К – полный комплект (из расчета на каждого учащегося, исходя из реальной наполняемости класса);
- Г – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся.
Характеристика учебных помещений. Спортивный зал (кабинет) и пришкольный спортивный стадион (площадка) должны удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2. 178-02). Спортивный зал и пришкольные спортивные стадионы (площадки) должны быть оснащены типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки выпускников основной и средней (полной) школы на базовом и профильном уровне. Особую роль в этом отношении играет создание технических условий для использования компьютерных и информационно-коммуникативных средств обучения.
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения |
Необходимое количество |
Примечание |
|||
Основная школа |
Старшая школа |
||||
Базов уров. |
Проф уров |
||||
1. |
БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ) |
||||
1.1. |
Стандарт основного общего образования по физической культуре |
Стандарт по физической культуре, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета по физической культуре (спортивного зала) |
|||
Стандарт среднего (полного) общего образования по физической культуре (базовый уровень) |
|||||
Стандарт среднего (полного) общего образования по физической культуре (профильный уровень) |
|||||
Примерная программа по физической культуре основного общего образования по физической культуре |
|||||
Примерная программа по физической культуре среднего (полного) общего образования (базовый профиль) |
|||||
Примерная программа по физической культуре среднего (полного) общего образования (профильный уровень) |
|||||
Учебник по физической культуре |
В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендуемых или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации |
||||
Дидактические материалы по основам |
Комплекты разноуровневых |
||||
разделам и темам учебного предмета «Физическая культура» |
тематических заданий, дидактических карточек. |
||||
1.10 |
Научно-популярная и художественная литература по физической культуре, спорту, Олимпийскому движению |
В составе библиотечного фонда |
|||
1. 11 |
Методические издания по физической культуре для учителей |
Ж. «Физическая культура в школе» |
|||
2. |
ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ |
||||
Таблицы по стандартам физического развития и физической подготовленности |
|||||
Плакаты методические |
Комплекты плакатов по методике обучения двигательным действиям, гимнастическим комплексам, общеразвивающим и корригирующим упражнениям |
||||
Портреты выдающихся спортсменов, деятелей физической культуры спорта и Олимпийского движения |
|||||
3. |
ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ |
||||
Видеофильмы по основным разделам и темам учебного предмета «Физическая культура» |
|||||
Аудиозаписи |
Для проведения гимнастических комплексов, обучения танцевальным движениям; проведения спортивных соревнований и физкультурных праздников |
||||
4. |
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ |
||||
Телевизор с универсальной подставкой |
Телевизор не менее 72 см по диагонали |
||||
Видеомагнитофон с комплектом видеокассет |
|||||
Аудио-центр с системой озвучивания спортивных залов и площадок |
Аудио-центр с возможностью использования аудио-дисков, CD R, CD RW, МРЗ, а также магнитных записей |
||||
4.4. |
Радиомикрофон (петличный) |
||||
4.5. |
Мегафон |
||||
Мультимедийный компьтер |
Тех. требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет. Оснащен акустическими колонками, микрофоном и наушниками. С пакетом прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных). |
||||
Сканер |
|||||
4.8. |
Принтер лазерный |
||||
4.9. |
Копировальный аппарат |
Может входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения |
|||
4.10 |
Цифровая видеокамера |
Могут входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения |
|||
4.11 |
Цифровая фотокамера |
||||
4.12 |
Мультимедиапроектор |
||||
4.13 |
Экран (на штативе или навесной) |
Минимальные размеры 1,25х1,25 |
|||
5. |
УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ |
||||
Гимнастика |
|||||
5.1. |
Стенка гимнастическая |
||||
Бревно гимнастическое напольное |
|||||
Бревно гимнастическое высокое |
|||||
5.4. |
Козел гимнастический |
||||
5.5. |
Конь гимнастический |
||||
Перекладина |
|||||
гимнастическая |
|||||
5.7. |
Брусья гимнастические, разновысокие |
||||
Брусья гимнастические, параллельные |
|||||
5.8. |
Кольца гимнастические, с механизмом крепления |
||||
Канат для лазания, с механизмом крепления |
|||||
5.10 |
Мост гимнастический подкидной |
||||
5.11 |
Скамейка гимнастическая жесткая |
||||
5.12 |
Скамейка гимнастическая мягкая |
||||
5.13 |
Комплект навесного оборудования |
В комплект входят: перекладина, брусья, мишени для метания |
|||
5.14 |
Контейнер с набором т/а гантелей |
||||
5.15 |
Скамья атлетическая, вертикальная |
||||
5.16 |
Скамья атлетическая, наклонная |
||||
5.17 |
Стойка для штанги |
||||
5.18 |
Штанги тренировочные |
||||
5.19 |
Гантели наборные |
||||
5.20 |
Вибрационный тренажер М.Ф.Агашина |
||||
5.21 |
Коврик гимнастический |
||||
5.22 |
Станок хореографический |
||||
5.23 |
Акробатическая дорожка |
||||
5.24 |
Покрытие для борцовского ковра |
||||
5.25 |
Маты борцовские |
||||
5.26 |
Маты гимнастические |
||||
5.27 |
Мяч набивной (1 кг, 2кг, 3 кг) |
||||
5.28 |
Мяч малый (теннисный) |
||||
5.29 |
Скакалка гимнастическая |
||||
5.30 |
Мяч малый (мягкий) |
||||
5.31 |
Палка гимнастическая |
||||
5.32 |
Обруч гимнастический |
||||
5.33 |
Коврики массажные |
||||
5.34 |
Секундомер настенный с защитной сеткой |
||||
5.35 |
Пылесос |
Для влажной уборки зала и спортивного инвентаря |
|||
5.36 |
Сетка для переноса малых мячей |
||||
Легкая атлетика |
|||||
5.37 |
Планка для прыжков в высоту |
||||
5.38 |
Стойки для прыжков в высоту |
||||
5.39 |
Барьеры л/а тренировочные |
||||
5.40 |
Флажки разметочные на опоре |
||||
5.41 |
Лента финишная |
||||
Дорожка разметочная для прыжков в длину с места |
|||||
5.43 |
Рулетка измерительная (10м; 50м) |
||||
5.44 |
Номера нагрудные |
||||
Спортивные игры |
|||||
5.45 |
Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой |
||||
5.46 |
Шиты баскетбольные навесные с кольцами и сеткой |
||||
5.47 |
Мячи баскетбольные |
||||
5.48 |
Сетка для переноса и хранения мячей |
||||
5.49 |
Жилетки игровые с номерами |
||||
5.50 |
Стойки волейбольные универсальные |
||||
5.51 |
Сетка волейбольная |
||||
5.52 |
Мячи волейбольные |
||||
5.53 |
Сетка для переноски и хранения баскетбольных мячей |
||||
5.54 |
Табло перекидное |
||||
5.55 |
Жилетки игровые с номерами |
||||
5.56 |
Ворота для мини-футбола |
||||
5.57 |
Сетка для ворот мини-футбола |
||||
5.58 |
Мячи футбольные |
||||
5.59 |
Номера нагрудные |
||||
5.60 |
Компрессор для накачивания мячей |
||||
2 |
|||||
Туризм |
|||||
5.61 |
Палатки туристские (двух местные) |
||||
5.62 |
Рюкзаки туристские |
||||
5.63 |
Комплект туристский бивуачный |
||||
Измерительные приборы |
|||||
5.64 |
Пульсометр |
||||
5.65 |
Шагомер электронный |
||||
5.66 |
Комплект динамометров ручных |
||||
5.67 |
Динамометр становой |
||||
5.68 |
Ступенька универсальная (для степ-теста) |
||||
5.69 |
Тонометр автоматический |
||||
5.70 |
Весы медицинские с ростомером |
||||
Средства до врачебной помощи |
|||||
5.71 |
Аптечка медицинская |
||||
Дополнительный инвентарь |
|||||
5.80 |
Доска аудиторная с магнитной поверхностью |
Доска должна быть передвижная и легко перемещаться по спортивному залу |
|||
6. |
СПОРТИВНЫЕ ЗАЛЫ |
||||
Спортивный зал игровой |
|||||
Спортивный зал гимнастический |
С раздевалками для мальчиков и девочек (шкафчики, мягкие гимнастические скамейки, коврики), душевыми для мальчиков и девочек, туалетами для мальчиков и девочек. |
||||
Зоны рекреации |
Для проведения динамических пауз (перемен) |
||||
2 |
|||||
Кабинет учителя |
Включает в себя: рабочий стол, стулья, сейф, шкафы книжные (полки), шкаф для одежды |
||||
Подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования |
Включает в себя: стеллажи, контейнеры |
||||
7. |
ПРИШКОЛЬНЫЙ СТАДИОН (ПЛОЩАДКА) |
||||
Легкоатлетическая дорожка |
|||||
Сектор для прыжков в длину |
|||||
Сектор для прыжков в высоту |
|||||
Игровое поле для футбола (мини-футбола) |
|||||
Площадка игровая баскетбольная |
|||||
Площадка игровая волейбольная |
|||||
Гимнастический городок |
|||||
Полоса препятствий |
|||||
Лыжная трасса |
Включающая, небольшие отлогие склоны |
||||
7.10 |
Комплект шансовых инструментов для подготовки мест занятий на спортивном стадионе |