Начисление оценочных обязательств по отпускам проводки. Резерв на оплату отпусков создаётся для равномерного учёта расходов на выплату отпускных в течение налогового периода. Отпускной» резерв - оценочное обязательство

Формирование резерва на оплату отпусков предусмотрено ПБУ 8/2010 и является обязательным для всех российских компаний за исключением предприятий, работающих на упрощенной системе ведения учета . Подобный резерв – это оценочное обязательство перед персоналом фирмы: на конец отчетного периода у многих сотрудников имеются дни неиспользованных отпусков. Образование подобного резерва, как отражение в бухучете обязательств, выполнение которых, несомненно, настанет в будущем, делает отчетность более достоверной и реалистичной. Ведь отпуск обязательно наступит и будет гарантировано оплачен. О том, как рассчитать резерв отпусков и отразить его в учетных регистрах расскажет эта статья.

Резерв отпусков: как формируется

Компании, создающие резерв, обязаны отметить в учетной политике этот факт, а также периодичность формирования резерва и метод расчета, который будет применяться.

Начисляют резерв на окончание каждого отчетного периода. К примеру, в компаниях, представляющих только годовую отчетность, резерв формируют один раз на 31 декабря, на предприятиях с квартальной отчетностью создание резерва проводят на каждое последнее число квартала. Возможно и ежемесячное начисление резерва. Этот вариант наиболее точен, поскольку с каждым месяцем число дней очередного отпуска сотрудника растет, но и, естественно, трудоемок.

В связи с избранной периодичностью, начисление резерва на оплату отпусков осуществляется на конец:

  • месяца;
  • квартала;
  • года.

Отпускной резерв, как и все оценочные обязательства, отражается на счете 96 «Резервы предстоящих расходов» . Для удобства учета открывают отдельный субсчет. Отчисления в резерв по отпускам в бухгалтерском учете производятся по Д/ту счетов, участвующих в начислении заработной платы сотрудникам:

  • занятым непосредственно в цехах – сч. 20;
  • вспомогательных служб – сч. 23;
  • АУР и общехозяйственного персонала – сч. 26;
  • занятым в продажах– сч. 44;
  • участвующим в строительстве – сч. 08.

Бухгалтерская запись при начислении резерва – Д/т (20, 23, 26, 44, 08) К/т 96

В балансе компании сумма созданного резерва (К/т 96) фиксируется в пассиве по строке 1540.

Резерв отпусков: формирование и учет в 2017 году – способы расчета

Законодательством не определен строгий алгоритм расчета резерва, однако требует его достоверного установления и документального подтверждения. Таким образом, компании порядок расчета определяют самостоятельно и закрепляют в учетной политике документ, применяемый для этих целей. Это может быть бухгалтерская справка с необходимыми приложениями, форма, разработанная на основе расчетных ведомостей и сведений кадровой службы либо другой удобный для фирмы документ.

Методов расчета резерва несколько, мы представим наиболее точный из них – расчет на основе среднедневного заработка . На каждую отчетную дату кадровик представляет информацию о наличии неиспользованных отпусков (включая дополнительные) в днях по каждому работнику. Бухгалтер рассчитывает общее количество причитающихся дней по группам работников, разделяя их по источникам формирования зарплаты.

Затем рассчитывают среднедневной заработок по группе, применяя формулу:

З сд = ФОТ / Т / Р, где ФОТ – начисленная зарплата всем сотрудникам группы за текущий период, Т – число дней в текущем периоде, Р – число работников группы.

Резерв предстоящих расходов на оплату отпусков начисляют так:

О = (З сд * В с + З сд) х Д о, где В с – суммарный тариф страховых взносов, Д о – суммарное число дней отпуска работников группы на конец текущего периода.

Резервы, рассчитанные по нескольким группам сотрудников, суммируются.

Пример расчета

Фонд оплаты труда работников фирмы составил 3 500 300 руб. за 1 квартал.

Численность – 45 человек.

Зарплата персонала формируется по Д/ту счетов 20, 26 и 44, поэтому исходные данные поместим в таблицу и сделаем расчет по группам. Суммарный процент отчислений во внебюдженые фонды - 30,2%.

Контингент

Счет формирования

ФОТ за 1-й квартал

Численность

Кол-во дней неиспользованного отпуска

Резерв на 2-й квартал

Менеджеры по продажам

Величину резерва определим по каждой группе отдельно:

З сд = ФОТ / Т / Р = 2 300 100 / 90 / 25 = 1022,26 руб. – средний заработок 1 человека в день.

О = (З сд * В с + З сд) х ∑Д о = (1022,26 х 30,2/100 + 1022,26) х 60 = 79 859 руб. составляет резерв на отпуск цеховых рабочих на 2-й квартал.

З сд = 600 200/ 90 / 10 = 666,89 руб.

О = (666,89 * 30,2/100 + 666, 89) х 35 = 30 390 руб.

Менеджеры:

З сд = 600 000 / 90 / 10 = 666,67 руб.

О = (666,67 * 30,2/100 + 666,67) х25 = 21 700 руб.

Для исчисления общей суммы резерва показатели по группам суммируются:

79 859 + 30 390 + 21 700 = 131 949 руб.

Итак, начислен резерв на оплату отпусков, проводки:

Д/т 20 К/т 96 – 79 859 руб.

Д/т 26 К/т 96 – 30 390 руб.

Д/т 44 К/т 96 – 21 700 руб.

Расчет не претерпел изменений с прошлых лет, поэтому резерв на оплату отпусков в 2017 году исчисляется также.

По представленному алгоритму можно рассчитывать резерв не по группе работников, а по каждому сотруднику, опираясь на индивидуальные данные. Подобный расчет будет наиболее достоверным, но неприемлемым в крупных компаниях с многочисленным контингентом.

Как корректировать резерв отпусков на 2017 год

Из зарезервированных средств компания производит выплату отпускных, компенсаций за неиспользованный отпуск при увольнении и отчисляет на эти суммы взносы в фонды. В бухучете эти операции отражаются так:

Д/т 96 К/т 70 – при начислении отпускных;

Д/т 96 К/т 69 – страховых взносов.

Случается, что созданного резерва недостаточно для покрытия суммы отпускных. В этом случае расходы аккумулируются на счетах производства, дублируя проводки по начислению зарплаты:

Д/т 20, 23, 26, 44 К/т 70. Сумму превышения (или остатка) следует учесть при последующем расчете резерва. Рассмотрим, как корректируют сумму резерва на основе примера, приведенного выше.

Допустим, что из начисленного резерва в сумме 131 949 руб. выплаты отпускных (+ взносы) составили 95 200 руб. Т. е. остаток неиспользованных сумм составил 36 749 руб. (131 949 – 95 200).

На 30 июня начислен резерв в сумме 159 600 руб. Поскольку по К/ту 96 числится остаток резервной суммы в размере 36 749 руб., то начисленный резерв на 3-й квартал на эту сумму уменьшают:

159 600 – 36 749 = 122 851 руб.

Итак, резерв отпусков, формирование и учет которого в 2017, не изменился – важный инструмент, используемый компаниями в увеличении достоверности бухгалтерского учета. Его применение гарантирует выполнение обязательств перед персоналом по оплате очередного отпуска.

Вопрос:

Должно ли государственное бюджетное учреждение формировать резерв на оплату отпусков?

В соответствии с Письмом Минфина РФ от 05.06.2017 № 02-06-10/34914 исходя из положений Инструкции № 157н отражение обязательств по предстоящей оплате отпусков за фактически отработанное время, включая платежи по обязательному социальному страхованию на указанные выплаты, на счете резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, включая платежи на выплаты по оплате труда, является обязанностью учреждения. Таким образом, государственные (муниципальные) учреждения независимо от типа должны формировать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков. Причем формирование названного резерва, включая платежи на выплаты по оплате труда (отложенные обязательства по оплате отпусков за фактически отработанное время), следует производить независимо от источника финансового обеспечения указанных выплат.

Обоснование. В силу требований п. 302.1 Инструкции № 157н организации государственного сектора в целях равномерного отнесения расходов на финансовый результат своей деятельности могут создавать резерв предстоящих расходов. Данные расходы подлежат отражению на счете 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов». В числе прочих учреждением может быть создан и резерв на оплату отпусков.

В соответствии с п. 302.1 Инструкции № 157н обязательства, не определенные по величине и (или) времени исполнения, в том числе обязательства в счет предстоящей оплаты отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование сотрудника (служащего) учреждения на указанные выплаты, подлежат отражению на счете 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов».

При этом резерв должен использоваться только на покрытие тех затрат, в отношении которых был изначально создан.

Согласно ст. 122 ТК РФ оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно. Право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы у работодателя. По соглашению сторон оплачиваемый отпуск работнику может быть предоставлен и до истечения шести месяцев.

Таким образом, по истечении каждого месяца работы сотрудника учреждения у работодателя (учреждения) возникает перед ним обязанность по предоставлению выплат за соответствующие дни отпуска. Начисление данных обязательств подлежит отражению на счете 0 401 60 000.

Согласно Трудовому кодексу работодатель вправе предоставить отпуск до отработки работником периода, за который предоставляется отпуск. На такие выплаты на счетах резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, включая платежи на выплаты по оплате труда, начисления не производятся.

В Письме № 02-06-10/34914 Минфин высказал мнение, что исходя из положений Инструкции № 157н отражение обязательств по предстоящей оплате отпусков за фактически отработанное время, включая платежи по обязательному социальному страхованию на указанные выплаты, на счете резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, включая платежи на выплаты по оплате труда, является обязанностью учреждения. Таким образом, государственные (муниципальные) учреждения (в том числе бюджетные, казенные и автономные) должны формировать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков. Причем формирование обозначенного резерва, включая платежи на выплаты по оплате труда (отложенные обязательства по оплате отпусков за фактически отработанное время), следует производить независимо от источника финансового обеспечения указанных выплат.

Решение о формировании резерва предстоящих расходов на оплату отпусков должно быть зафиксировано в учетной политике. При этом недостаточно указать только счет, на котором будут аккумулироваться суммы накопления (резервирования) предстоящих расходов. Информацию необходимо раскрыть более полно.

Рекомендации по расчету резерва предстоящих расходов на оплату отпусков приведены в Письме Минфина РФ от 20.05.2015 № 02-07-07/28998 «О порядке отражения в учете операций с отложенными обязательствами». В нем финансовое ведомство разъяснило: кроме детализации самих резервов, в учетной политике учреждения нужно прописать методы оценки обязательств. Порядок и методы формирования оценочного значения зависят от вида создаваемого резерва. Порядок расчета оценочного значения по отложенным обязательствам по оплате накапливаемых отпусков (по создаваемому резерву на оплату отпусков за фактически отработанное время) приведен в приложении 3 к Письму Минфина РФ № 02-07-07/28998.

Согласно названному приложению оценочное обязательство в виде резерва на оплату отпусков за фактически отработанное время может определяться ежемесячно (ежеквартально, ежегодно) на последний день месяца (квартала, года), исходя из данных о количестве дней неиспользованного отпуска по всем сотрудникам на указанную дату, предоставленных кадровой службой.

Резерв при этом рассчитывается ежемесячно (ежеквартально, ежегодно) как сумма:

  • оплаты отпусков сотрудникам за фактически отработанное время на дату расчета;
  • взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Сумма расходов на оплату предстоящих отпусков может определяться по одной из трех методик.

Методика 1. Расчет средней зарплаты производится персонифицированно по каждому сотруднику по следующей формуле:

Резерв отпусков = К х ЗП, где:

К – количество не использованных сотрудником дней отпуска за период с начала работы на дату расчета (конец каждого месяца, квартала, года);

ЗП – среднедневной заработок сотрудника, исчисленный по правилам расчета среднего заработка для оплаты отпусков на дату вычисления резерва.

Методика 2. Средняя зарплата рассчитывается по учреждению в целом по формуле:

Резерв расходов на оплату отпусков = К x ЗПср, где:

К – общее количество не использованных всеми сотрудниками дней отпуска за период с начала работы на дату расчета (конец каждого месяца, квартала, года);

ЗПср – средняя заработная плата по всем сотрудникам учреждения в целом.

Методика 3. Расчет средней зарплаты осуществляется по отдельным категориям сотрудников (группам персонала):

Резерв = К1 х ЗПср1 + К2 х ЗПср2 + К3 х ЗПср3, где:

К1, К2, К3 – количество всех дней неиспользованного отпуска каждой категории сотрудников (группы персонала);

ЗПср1, ЗПср2, ЗПср3 – средняя зарплата, рассчитанная по каждой категории сотрудников (группе персонала).

Учреждение может самостоятельно выбрать любую из приведенных методик, исходя из численности персонала, трудоемкости процедур, наличия необходимого программного обеспечения. При этом стоит отметить, что методика 1 (где расчет суммы расходов, связанных с отпуском, производится индивидуально по каждому работнику) наиболее трудоемкая, но считается идеальной, поскольку позволяет точно определить сумму расходов на предполагаемые отпуска, а следовательно, более равномерно распределить расходы, относимые на финансовый результат деятельности учреждения. Для использования данной методики необходимо установить по каждому работнику:

  • количество предполагаемых дней отпуска;
  • средний дневной заработок.

Методики 2 и 3 являются более простыми и менее трудоемкими, причем последняя позволяет рассчитывать расходы на оплату отпусков по каждому структурному подразделению учреждения.

Что же касается определения резерва на оплату страховых взносов, он исчисляется с учетом методики расчета резерва на оплату отпусков. Поэтому сумма страховых взносов при формировании данного резерва может быть рассчитана по каждому работнику индивидуально, в среднем по учреждению или по каждой категории работников (группе персонала). Возможен расчет с учетом предельной величины базы для начисления страховых взносов на основании информации за предшествующий период и применяемого повышающего коэффициента.

Напомним, Постановлением Правительства РФ от 15.11.2017 № 1255 предусмотрено, что в 2018 году:

  • предельная величина базы для начисления страховых взносов, уплачиваемых в ФСС, составляет 815 000 руб.;
  • предельная величина базы для начисления страховых взносов, уплачиваемых в ПФР, равна 1 021 000 руб.

Страховые взносы в ФФОМС начисляются на всю сумму выплат и вознаграждений в пользу физических лиц без учета предельной величины базы для начисления страховых взносов.

При использовании методики 1 резерв на оплату страховых взносов будет определяться по формуле:

Резерв стр. взн. = К х ЗП х С,

где С – ставка страховых взносов (здесь и далее).

При использовании методики 2:

Резерв стр. взн. = К х ЗПср х С.

При использовании методики 3:

Резерв стр. взн. = (К1 х ЗПср1 + К2 х ЗПср2 + К3 х ЗПср3) х С.

В соответствии с Указаниями № 65н< расходы учреждения на выплату отпускных отражаются по виду расходов 111 «Фонд оплаты труда учреждений» в увязке с подстатьей 211 «Заработная плата» КОСГУ.

Операции по формированию резервов на оплату отпусков, включая платежи на оплату труда (отложенных обязательств по оплате отпусков за фактически отработанное время), предусмотренных в рамках формирования учетной политики субъекта учета, отражаются по кредиту счета 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов» и дебету соответствующих счетов аналитического учета счетов 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта», 0 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг».

Начисление расходов (расчетов по обязательствам), на которые был ранее образован резерв, отражается по дебету счета 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счетов 0 302 11 000 «Расчеты по принятым обязательствам», 1 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты».

Принятие учреждением обязательств в сумме сформированных резервов предстоящих расходов отражается по дебету счета 0 506 90 000 «Право на принятие обязательств на иные очередные годы (за пределами планового периода)» и кредиту счета 0 502 99 000 «Отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)».

При этом сумма уменьшения обязательств по сформированному резерву (корректировка размера резерва) предстоящих расходов, принятие обязательств по расходам за счет сформированного резерва в соответствующем финансовом году отражаются способом «красное сторно».

Искажение отчетности.

В ходе проверки органом государственного финансового контроля установлен факт неотражения автономным учреждением в сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769) дебиторской задолженности в сумме 25 000 руб. При этом в самом балансе государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) данная задолженность отражена. Будет ли это считаться искажением бухгалтерской отчетности? Чем грозит признание данного факта искажением отчетности?

Неотражение в сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769) какой-либо информации является искажением бухгалтерской отчетности. В случае установления данного факта должностное лицо учреждения может быть привлечено к административной ответственности по ст. 15.11 КоАП РФ.

Обоснование. В силу ст. 13 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.

Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций государственного сектора устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством РФ (ч. 4 ст. 14 Закона о бухгалтерском учете).

Согласно п. 12 Инструкции № 33н в состав бухгалтерской отчетности автономного учреждения включаются следующие формы:

  • баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730);
  • справка по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725);
  • справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710);
  • отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737);
  • отчет об обязательствах учреждения (ф. 0503738);
  • отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721);
  • отчет о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723) (введен с 01.01.2016);
  • пояснительная записка к балансу учреждения (ф. 0503760);
  • разделительный (ликвидационный) баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503830).

В соответствии с п. 56 Инструкции № 33н сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769) входят в состав разд. 4 «Анализ показателей отчетности учреждения» пояснительной записка к балансу учреждения (ф. 0503760).

Таким образом, сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769) входят в состав бухгалтерской отчетности.

В силу п. 5 Инструкции № 33н бухгалтерская отчетность должна включать показатели деятельности всех подразделений экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения.

Пунктом 3 Инструкции № 157н определено, что бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период. Указанным пунктом также предусмотрено, что в бухгалтерском учете подлежит отражению информация, не содержащая существенных ошибок и искажений, позволяющая ее пользователям положиться на нее как на правдивую. В целях бухучета существенной признается информация, пропуск или искажение которой могут повлиять на экономическое решение учредителей учреждения (пользователей информации), принятое на основании данных бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта учета.

С учетом вышеизложенного неотражение в сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769) какой-либо информации является искажением бухгалтерской отчетности.

При выявлении контрольным органом факта искажения отчетности учреждение (виновное лицо) может быть привлечено к административной ответственности по ст. 15.11 КоАП РФ.

Объектом правонарушения по ст. 15.11 КоАП РФ является совокупность способов ведения бухгалтерского учета, образующего учетную политику организаций, независимо от их организационно-правовых форм.

Объективную сторону правонарушения составляет искажение данных бухгалтерского учета, в том числе связанных с искажением сумм начисленных налогов и сборов, а также нарушение срока хранения учетных документов.

Согласно ст. 15.11 КоАП РФ грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 5 000 до 10 000 руб. При этом под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, понимаются:

  • занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета;
  • искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10%;
  • регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухучета;
  • ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;
  • составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета;
  • отсутствие у учреждения первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.

За повторное грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету налагается административный штраф от 10 000 до 20 000 руб. или применяется дисквалификация на срок от одного года до двух лет. При этом повторным совершением административного правонарушения является совершение правонарушения в тот период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию за совершение однородного административного правонарушения (п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ). Напомним, что лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, признается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения этого постановления (ст. 4.6 КоАП РФ).

Исходя из примечания 2 к ст. 15.11 КоАП РФ должностные лица освобождаются от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные обозначенной статьей:

  • при представлении уточненной налоговой декларации (расчета) и уплате на основании данной налоговой декларации (расчета) неуплаченных сумм налогов, сборов и соответствующих пеней с соблюдением условий, зафиксированных в п. 3, 4 и 6 ст. 81 НК РФ;
  • при исправлении ошибки в установленном порядке (включая представление пересмотренной бухгалтерской отчетности) до утверждения бухгалтерской отчетности в закрепленном законодательством РФ порядке.

Необходимо отметить, что действующим в настоящее время законодательством, регулирующим ведение бухгалтерского (бюджетного) учета, составление и представление бухгалтерской (бюджетной) отчетности, однозначно не определен термин «недостоверная отчетность», а также не установлен перечень условий (искажений), при которых отчетность квалифицируется как недостоверная.

По мнению Минфина, высказанному в Письме от 07.09.2017 № 02-06-10/57741, на достоверность отчетности оказывают влияние не все ошибки (искажения), а только существенные, которые повлекли изъятие и (или) искажение показателей отчетности, необходимых внешним пользователям для принятия решений, в частности решения об объеме ожидаемых доходных (финансовых) поступлений, ожидаемых выплат средств ввиду наличия требований кредиторов, объема расходов, необходимых для осуществления деятельности субъекта учета (объема его финансового обеспечения).

Например, ошибки в аналитическом учете объектов имущества (машин, оборудования, прочих основных средств), которые не повлекли неправильное исчисление амортизации (налога на имущество организаций), не формируют отклонения по величине активов субъекта учета и не влияют на принятие финансовых решений пользователем отчетности. Соответственно, такое искажение аналитических показателей не влияет на достоверность отчетности.

Вместе с тем отражение на балансовых счетах учета основных средств информации об объекте недвижимого имущества, созданном субъектом учета и фактически находящемся в его пользовании (содержании), но не закрепленном за ним на праве оперативного управления (государственная регистрация права оперативного управления, предусмотренная законодательством РФ, отсутствует), не соответствует действующим правилам бюджетного учета и создает некорректное увеличение объема основных средств, а также расходов субъекта учета по уплате налога на имущество организаций, влияя на объем финансового обеспечения субъекта учета и финансовый результат его деятельности.

Отметим, что употребляемые термины «недостоверная отчетность», «существенная ошибка (искажение), влияющая на достоверность отчетности», как любое оценочное понятие, наполняются содержанием в зависимости от фактических обстоятельств дела и с учетом толкования указанных терминов в правоприменительной практике. Следовательно, в ходе рассмотрения выявленного нарушения контрольным органом будет рассмотрена «существенность» нарушения, выраженного в неотражении в сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769) какой-либо информации.

Вопрос:

Можно ли привлечь к административной ответственности за искажение бюджетной отчетности должностное лицо учреждения, если ранее названное лицо уже было привлечено к дисциплинарной ответственности за данное нарушение?

Привлечение должностного лица к дисциплинарной ответственности не является препятствием для привлечения того же лица к административной ответственности за это же нарушение.

Обоснование. Исходя из ст. 192 ТК РФ за совершение лицом дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить к нему следующие дисциплинарные взыскания:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение по соответствующим основаниям.

По смыслу данного определения под неисполнением работником без уважительных причин трудовых обязанностей понимается нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических правил и т. п.

Дисциплинарным проступком является виновное, противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей, в том числе нарушение должностных инструкций, положений, приказов работодателя.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей признается виновным, если работник действовал умышленно или по неосторожности. Не может рассматриваться как должностной проступок неисполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей по причинам, не зависящим от работника (например, из-за отсутствия необходимых материалов, нетрудоспособности).

Противоправность действий или бездействия работников означает, что они не соответствуют законам, иным нормативным правовым актам, в том числе положениям и уставам о дисциплине, должностным инструкциям.

Дисциплинарным проступком могут быть признаны только такие противоправные действия (бездействие) работника, которые непосредственно связаны с исполнением им трудовых обязанностей.

Факт совершения работником дисциплинарного проступка должен быть оформлен в документарном виде. При этом для привлечения работника к дисциплинарной ответственности необходимо установление наличия дисциплинарного проступка, времени, места, обстоятельств, вины работника в его совершении, причинно-следственной связи между действиями работника и совершенным проступком.

Административная ответственность за искажение бюджетной отчетности закреплена в ст. 15.15.6 КоАП РФ. Согласно действующей в настоящее время редакции данной статьи непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности, либо формирование и представление с нарушением установленных требований сведений (документов), необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб.

Объект данного правонарушения – общественные отношения, возникающие в сфере бюджетных правоотношений. Объективная сторона указанного правонарушения характеризуется непредставлением или представлением с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, такой отчетности либо представлением заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений для этих целей.

Субъектами рассматриваемого правонарушения являются должностные лица. Субъективная сторона данного правонарушения состоит как в наличии умысла, так и в возможном совершении правонарушения по неосторожности.

В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным кодексом установлена административная ответственность. Юридические лица подлежат названной ответственности за совершение указанных нарушений в случаях, предусмотренных статьями разд. II КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях. Юридическое лицо признается виновным в совершении такого правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдать правила и нормы, за нарушение которых обозначенным кодексом или законами субъекта РФ введена административная ответственность, но оно не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.

В свою очередь, должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им нарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Напомним, что под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а также лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ.

Исходя из п. 24 Постановления Пленума ВС РФ от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» за ведение бухучета и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности ответственность несет главный бухгалтер учреждения.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что в случае возникновения разногласий в отношении ведения бухгалтерского учета между руководителем экономического субъекта и главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухучета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухучета (ч. 8 ст. 7 Закона о бухгалтерском учете):

  • данные, содержащиеся в первичном учетном документе, принимаются (не принимаются) главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухучета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухучета, к регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета по письменному распоряжению руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за созданную в результате этого информацию;
  • объект бухгалтерского учета отражается (не отражается) главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухучета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухучета, в бухгалтерской (финансовой) отчетности на основании письменного распоряжения руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период.

Отметим, что в силу ст. 7 Закона о бухгалтерском учете организация бухучета и хранения соответствующих документов находится в компетенции руководителя учреждения. Руководитель же ведение бухгалтерского учета и составление на его основе отчетности вправе передать по правилам законодательства РФ по договору (соглашению) другому учреждению, организации (централизованной бухгалтерии). При этом руководитель учреждения принимает решения в пределах его компетенции, которая определяется учредительными документами и контрактом.

Из положений п. 6 Инструкции № 191н следует, что бухгалтерская (бюджетная) отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером учреждения. Формы бухгалтерской (бюджетной) отчетности, содержащие плановые (прогнозные) и аналитические показатели, также подписываются руководителем финансово-экономической службы (при наличии в структуре учреждения) и (или) лицом, ответственным за формирование аналитической информации.

Бухгалтерская (бюджетная) отчетность, составленная централизованной бухгалтерией, подписывается руководителем учреждения, передавшего ведение учета, руководителем и бухгалтером-специалистом централизованной бухгалтерии, осуществляющей ведение бухгалтерского учета.

Представление централизованной бухгалтерией бухгалтерской отчетности учреждения, в отношении которого централизованная бухгалтерия производит ведение бухгалтерского учета, пользователям бухгалтерской отчетности осуществляется по согласованию с руководителем указанного учреждения.

В соглашении о передаче ведения бюджетного (бухгалтерского) учета централизованной бухгалтерии (приложении к соглашению) должны быть установлены регламент взаимодействия руководителя учреждения с бухгалтерией, содержащий обязательные гарантии по предоставлению своевременной, качественной, достоверной и оперативной информации в соответствии с законодательством РФ, в том числе по требованию руководителя учреждения, порядок информационного взаимодействия между руководителем (ответственными лицами) учреждения и централизованной бухгалтерией, порядок обмена электронными документами и сведениями, порядок оформления и принятия к учету первичных учетных документов, регламентация организации взаимодействия централизованной бухгалтерии и руководителя (ответственных лиц) учреждения по иным вопросам, необходимым для принятия экономических и хозяйственных решений субъектом учета.

Кроме того, в соглашении должна быть прописана ответственность централизованной бухгалтерии по исполнению обязательств по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета, хранению документов, осуществлению внутреннего контроля за правильностью совершения хозяйственных операций и (или) по оформлению первичных учетных документов, по своевременности сроков формирования бюджетной (бухгалтерской) и налоговой отчетности, по подготовке платежных документов и иных функций, предусмотренных переданными полномочиями.

В соответствии с ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении, в частности, являются:

  • непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
  • поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
  • сообщения и заявления физических и юридических лиц, сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

На основании ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях согласно гл. 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.

Составлять протоколы по ст. 15.15.16 КоАП РФ вправе инспекторы Счетной палаты РФ, уполномоченные должностные лица контрольно-счетных органов субъектов РФ, должностные лица Федерального казначейства. В силу ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, устанавливается уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с задачами и функциями, возложенными на эти органы федеральным законодательством.

Исходя из ст. 23.1 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена ст. 15.11 КоАП РФ, отнесено к компетенции мировых судей. Вместе с тем, если такое административное правонарушение совершено военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, рассмотрение дела относится к компетенции гарнизонных военных судов. Постановление по делу об административном правонарушении за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности должно быть вынесено не позднее трех месяцев со дня совершения административного правонарушения.


Казания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н.

Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений, №4, 2018 год

Несмотря на то, что создание резерва на оплату отпускных в бухгалтерском учете стало обязанностью еще с 1 января 2011 г., вопросы по методике формирования и использования резерва остаются и по сей день.

Напомним

Для целей бухгалтерского учета резерв на предстоящую оплату отпусков признается оценочным обязательством (п. 5 ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», утв. Приказом Минфина РФ от 13.12.2010 г. №167н, далее по тексту - ПБУ 8/2010). Правом не создавать отпускные резервы наделены лишь субъекты малого предпринимательства, не являющиеся эмитентами публично размещаемых ценных бумаг (п. 3 ПБУ 8/2010). Все остальные организации должны в бухгалтерском учете резервировать суммы на оплату отпускных.

Никакой конкретной методики формирования отпускного резерва на законодательном уровне не установлено. В п.15 ПБУ 8/2010 изложен лишь общий подход к созданию оценочного обязательства: признается в бухгалтерском учете в размере, достаточном для исполнения обязательств перед работниками в части отпускных выплат на отчетную дату. То есть величина созданного отпускного резерва в бухгалтерском учете на отчетную дату должна соответствовать сумме выплаты причитающихся отпускных (с учетом начисленных страховых взносов во внебюджетные фонды) всем работникам организации на эту же дату.

Алгоритм резервирования расходов на создание отпускного резерва необходимо закрепить в учетной политике организации для целей бухгалтерского учета (п. 7 ПБУ 1/2008). Образец формулировки для вставки в учетную политику для целей бухгалтерского учета приведен в примере №1. Аналогичный алгоритм создания резерва можно использовать и для целей налогового учета. При этом следует учитывать, что предполагаемый размер расходов на оплату труда в бухгалтерском и налоговом учете может не совпадать (некоторые расходы на оплату труда могут не признаваться в налоговом учете). Так, суммы компенсаций, выплачиваемые работникам за задержку заработной платы, не признаются расходами в налоговом учете (Письмо Минфина РФ от 31.10.2011 г. №03-03-06/2/164), в то время как подлежат включению в расчет среднего заработка для начисления отпускных.

В дальнейшем же возникают различия в части корректировки созданного резерва

Если в бухгалтерском учете резерв может корректироваться в течение года (например, при его недостаточности - п.21 ПБУ 1/2008), то налоговая корректировка осуществляется лишь на конец налогового периода (п.3 ст.324.1 НК РФ).

В бухгалтерском учете резерв на оплату отпусков учитывается на счете 96 «Резервы предстоящих расходов». Бухгалтерский учет по этому счету должен быть организован в разрезе видов резервов, поэтому к счету 96 необходимо открыть соответствующий субсчет «Резерв на оплату отпусков» (Инструкция к плану счетов, утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. №94н).

В налоговом учете создание резервов на предстоящую оплату отпусков является делом добровольным. Напомним, что резервы могут создавать только организации, применяющие метод начисления.

Решение о создании резерва необходимо закрепить в учетной политике для целей налогообложения прибыли, прописав следующие элементы (п.1,п.6 ст. 324.1 НК РФ):

  • механизм создания резерва;
  • предельную сумму отчислений;
  • ежемесячный процент отчислений.

Каким образом рассчитать ежемесячные отчисления в резерв на оплату отпусков?

Для расчета отчислений составляется специальный расчет (смета), в котором указывается:

  • предполагаемая годовая сумма расходов на оплату труда с учетом начисленных взносов на обязательное пенсионное, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • предполагаемая годовая сумма предстоящих отпускных выплат с учетом начисленных взносов на обязательное пенсионное, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • процент ежемесячных отчислений в резервы (рассчитывается по формуле).

Ежемесячный процент отчислений в резерв предстоящих выплат сотрудникам рассчитывается по формуле (п.1 ст.324.1 НК РФ):

Предполагаемый размер выплаты на предстоящий год с учетом взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование и на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний Предполагаемая сумма расходов на оплату труда на предстоящий год с учетом взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование и на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний

Порядок инвентаризации оценочного обязательства следующий

На 31 декабря определяется:

  • количество дней отпусков, запланированных на текущий год, фактически не использованных работниками, включая дни неиспользованного отпуска за предыдущие периоды;
  • среднедневная сумма расходов на оплату труда работников, которые не использовали отпуск. Этот показатель рассчитывается в соответствии с Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922;
  • сумма расходов на оплату не использованных отпусков (с учетом страховых взносов в государственные внебюджетные фонды).

Полученное значение сравнивается с числящимся в бухгалтерском учете остатком оценочного обязательства на предстоящую оплату отпусков.

Если в результате проведенной инвентаризации будет выявлено, что сумма ранее начисленного оценочного обязательства превышает сумму оценочного обязательства по результатам инвентаризации на оплату отпусков за год, излишне начисленная сумма оценочного обязательства сторнируется 31.12.2014 г.

Если в результате проведенной инвентаризации будет выявлено, что сумма оценочного обязательства по результатам инвентаризации превышает сумму ранее начисленного оценочного обязательства, в учете отражается дополнительное отчисление в оценочное обязательство на оплату отпусков:

Дт счета затрат – Кт 96 «Оценочное обязательство по отпускам» - доначислено оценочное обязательство на сумму превышения оценочного обязательства по результатам инвентаризации на оплату отпусков над величиной ранее начисленного оценочного обязательства. Результаты инвентаризации оформляются актом инвентаризации оценочных обязательств.

Результаты инвентаризации оформляются актом инвентаризации оценочных обязательств

Для соблюдения принципа сопоставимости отчетных данных текущего и прошлого периодов при соблюдении условий, предусмотренных п. 15 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утв. Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 г. №106н, производится корректировка данных, включенных в бухгалтерскую отчетность, за прошедший отчетный год. Корректировки отражаются только в бухгалтерской отчетности, и никакие записи в бухгалтерском учете не формируются».

В ООО «Лютик» по состоянию на 1 января 2014 года численность работников составляет 32 человека, в том числе:


Должность

Количество работников, ед.

Месячный оклад с учетом премии, надбавок, в рублях

Расходы на оплату труда за 11 мес., в рублях

Работника

Генеральный директор

Главный бухгалтер

Главный инженер

Технолог

Заместитель главного бухгалтера

Бухгалтер

Ведущий инженер

Техник - электрик

Старший менеджер

Менеджер

Кладовщик

Продавец

Работники ООО «Лютик» имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней.

В течение 2014 года зарплата генерального директора достигнет предельного уровня 624 тыс. рублей (размер утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.11.2013 г. №1101), с суммы превышения которой взносы на обязательное пенсионное страхование начисляются по ставке 10%. Страховые взносы в ФФОМС РФ и ФСС РФ с суммы превышения не начисляются (ст.58.2 Федерального закона №212-ФЗ от 24.07.2009 г.).

Таким образом, при расчете резерва на оплату отпусков зарплату генерального директора (с учетом суммы начисленных на нее страховых взносов) нужно учитывать обособленно.

Поскольку фактически работники отрабатывают 11 месяцев в году (один месяц - отпуск), предполагаемая годовая сумма расходов на оплату труда рассчитывается следующим образом:

  • расходы на оплату труда генерального директора:

80 000 руб./мес. × 11 мес. = 880 000 рублей;

  • расходы на оплату труда остальных работников:

515 000 руб./мес. × 11 мес. = 5 665 000 рублей.

На доходы остальных сотрудников страховые взносы в течение всего года начисляются в общем порядке. Предположим, что взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний в течение года начисляются по тарифу 0,2 процента с доходов всех сотрудников.

Сумма взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование с предполагаемой суммы расходов на оплату труда составляет:


В части начисления страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний следует отметить, что Федеральным законом от 24.07.1998 г. №125-ФЗ не предусмотрено никаких исключений для применения 0 либо льготного тарифа (как 10% ПФ РФ) при достижении предельного размера базы.

Таким образом, сумма взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний с предполагаемой суммы расходов на оплату труда по всем сотрудникам:

(6 545 000 рублей × 0,2%) = 13 090 рублей.

Предполагаемая сумма расходов на оплату труда на 2014 год с учетом всех страховых взносов составляет:

6 545 000 рублей + 1 912 300 рублей + 13 090 рублей = 8 470 390 рублей.

Как уже было отмечено выше, расчетным периодом для расчета отпускных работников ООО «Лютик» являются 12 календарных месяцев, предшествующих отпуску. Сумма предполагаемого заработка за расчетный период, принимаемого при расчете отпускных, равна:

((7 140 000 рублей: 12) : 29,4) × 28 дней = 566 666,67 рублей, где:

595 000 рублей х 12 мес. = 7 140 000 рублей - годовой ФОТ работников.

Cо 2 апреля 2014 г. изменилось значение среднемесячного числа календарных дней, применяющегося при расчете среднего дневного заработка для оплаты отпусков - 29,3 (п. 13 ст. 2, ст. 3 Федерального закона от 02.04.2014 г. №55-ФЗ). По разъяснениям Минтруда РФ от 16.06.2014 г., если отпуск начался 1 апреля 2014 г., то за этот день расчет отпускных сумм осуществляется с учетом среднемесячного числа календарных дней 29,4, за остальные дни - 29,3. При составлении сметы на 2014 г. используется «старый» показатель для расчета среднего дневного заработка для оплаты отпусков.

Сумма взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование с предполагаемой годовой суммы отпускных равна:

566 666,67 рублей × 30% = 170 000 рублей.

Сумма взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний с предполагаемой годовой суммы отпускных по всем сотрудникам составляет:

(566 666,67× 0,2%) = 1 133,33 рубля.

Предполагаемый размер отпускных на 2014 год с учетом всех страховых взносов равен:

566 666,67 рублей + 170 000 рублей + 1 133,33 рубля. = 737 800 рублей.

Ежемесячный процент отчислений в резерв на оплату отпусков равен:

737 800 рублей: 8 470 390 рублей × 100% = 8,71%.

Предположим, что в январе 2014 года сумма расходов на оплату труда (без отпускных) с учетом всех страховых взносов составила 580 000 рублей.

За январь 2014 года сумма отчислений в резерв составила:

580 000 рублей × 8,71% = 50 518 рублей.

Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44...) Кредит 96 субсчет «Резерв на оплату отпусков»:

50 518 рублей – произведены отчисления в резерв на предстоящую оплату отпусков;

Предположим, что в январе 2014 г. были начислены отпускные работникам в размере 35 000 рублей и страховые взносы - 10 570 рублей.

Дебет 96 субсчет «Резерв на оплату отпусков» Кредит 70 - 35 000 рублей - начислены отпускные за счет резерва на оплату отпусков;

Дебет 96 субсчет «Резерв на оплату отпусков» Кредит 69 - 10 570 рублей - начислены страховые взносы за счет резерва на оплату отпусков.

ПРИМЕР №2

ООО «Лютик» создает резерв на выплату отпускных по каждому работнику. В этом случае рассчитывается средняя заработная плата за последние 12 месяцев (с учетом премий, индексаций, надбавок и т.д.) по каждому работнику и на ее основе ежемесячно рассчитывается «заработанная» сумма начисленных отпускных и страховых взносов:

В каких случаях заполняются графы 12 и 13 регистра? Если в отчетном периоде фактические расходы на выплату отпускных больше, чем размер признанного оценочного обязательства, то сумма превышения отражается напрямую по дебету затратных счетов с кредитом счетов 70,69 (п. 21 ПБУ 8/2010, Письмо Минфина РФ от 29.01.2014 г. №07-04-18/01). Как было отмечено в начале статьи, в налоговом учете в течение года не уточняется сумма резерва на выплату отпускных (Письма Минфина РФ от 11.01.2013 г. №03-03-06/1/4, МНС РФ от 18.08.2004 г. №02-5-11/142@).

При изменении со 2 апреля 2014 г. среднемесячного числа календарных дней, применяющегося при расчете среднего дневного заработка для оплаты отпусков, в автоматическом режиме производится перерасчет среднедневного заработка по каждому работнику, что обеспечивает достоверный расчет оценочного обязательства.

Независимо от способа организации учета резерва на оплату отпусков по состоянию на 31 декабря проводится его инвентаризация. Однако при использовании варианта SAP R/3 фактически каждый месяц и происходит инвентаризация резерва, поскольку данные по каждому работнику ежемесячно пересчитываются на отчетную дату. Необходимо только документально оформить результаты инвентаризации в соответствии с пунктами 3.53 - 3.55 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 г. №49.

При использовании сметного расчета резерва отпусков (пример №1) возникает необходимость уточнить размер резерва по каждому работнику.

ПРИМЕР №3

По данным бухгалтерского учета ООО «Лютик» остаток резерва (кредитовое сальдо по счету 96 субсчет «Резерв на оплату отпусков») на конец отчетного периода составил 50 212 рублей. По состоянию на 31.12.2014 г. организацией рассчитан среднедневной заработок по каждому работнику (с учетом страховых взносов) и определено количество недоиспользованных (переиспользованных) дней отпуска.


Результаты инвентаризации

Сумма уточненного резерва больше числящегося остатка в учете

Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44...) Кредит 96 субсчет «Резерв на оплату отпусков» - доначисляется недостающая сумма резерва (затратные счета используются в зависимости от категории работника - производственный, управленческий персонал).

Сумма уточненного резерва меньше числящегося остатка в учете

Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44...) Кредит 96 субсчет «Резерв на оплату отпусков» - сторнируется излишне начисленная сумма резерва (затратные счета используются в зависимости от категории работника - производственный, управленческий персонал).

Предположим, что по данным уточненного расчета на 31.12.2014 г. сумма неиспользованных отпускных с учетом начисленных страховых взносов составила 75 600 рублей. В этом случае в учете ООО «Лютик» сформируется бухгалтерская запись:

Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44...) Кредит 96 субсчет «Резерв на оплату отпусков»
- 25 388 рублей - произведены доначисления в резерв на предстоящую оплату отпусков.

В налоговом учете порядок инвентаризации резерва предстоящих расходов на оплату отпусков установлен в ст. 324.1 НК РФ. Налоговый учет результатов инвентаризации зависит от дальнейшей судьбы резерва.

При этом возможны следующие варианты:


Создание в следующем налоговом периоде резерва на оплату отпусков

Отражение в налоговых регистрах операций по корректировке резерва на оплату отпусков 31 декабря 2014 г.

Вся сумма остатка сформированного резерва включается либо в расходы на оплату труда, либо в состав внереализационных доходов (п.3, п.5 ст.324.1 НК РФ, Письмо ФНС РФ от 12.12.2012 г. №ЕД-4-3/21167@)

Если сумма уточненного резерва превышает фактический остаток резерва на конец года, то недостающая сумма резерва учитывается в составе расходов на оплату труда.

Если сумма уточненного резерва меньше фактического остатка резерва на конец года, то излишняя сумма резерва включается в состав внереализационных доходов.

Отражение оценочных обязательств в бухучете является обязательным. Чаще всего бухгалтерами фиксируется резерв по оплате отпускных. Но это не единственный случай, когда нужно учитывать рассматриваемые обязательства. Фиксируются они только в отчетности. В налоговой декларации резервы фигурировать не будут.

Что собой представляет оценочное обязательство?

Оценочные обязательства (ОО) – это имеющееся обязательство предприятия, которое отличается неопределённой суммой или сроком осуществления. При его наличии необходимо создать резерв.

Если показатель не будет фигурировать в отчётности, это приведёт к завышению чистой прибыли. По этой причине бухгалтерская отчётность не даст объективных сведений о положении предприятия. Все это может привести к негативным последствиям: увеличение дивидендов и ухудшение финансового состояния организации.

Оценочные обязательства существенно отличается от прочих резервов. Рассмотрим примеры:

  1. Предприятие планирует ремонтировать оборудование, на это потребуются средства. Под них резерв оценочных обязательств создаваться не будет, так как ремонтные работы обязанностью организации не являются. Предприятие может передумать в осуществлении ремонта.
  2. Резерв также не нужно организовывать при наличии обычных обязательств. Предприятие заказало товар. Продукция пришла, однако компания не оплатила услуги контрагента. В данном случае резерв оценочных обязательств создаваться не будет, так как имеющаяся задолженность является кредиторской. Она не соответствует важному признаку оценочного обязательства - неопределенность суммы и сроков. В данном примере компания знает, сколько средств она должна и в какой срок их необходимо возвратить.
  3. Предполагаемые обязательства и оценочные резервы отличаются между собой. Последние представляют собой корректирование балансовых показателей активов, связанное с получением новых сведений. Оценочные резервы создаются при наличии сомнительных задолженностей, понижение стоимости МПЗ, снижение цен на финансовые вклады. Данные показатели не отражаются в балансе. Рассматриваемые же показатели будут зафиксированы в пассиве баланса.
  4. Резервы, которые создаются на основе нераспределенных доходов, также не будут отнесены к оценочным обязательствам.

При фиксировании ОО часто возникают затруднения. Для предупреждения ошибки важно отличать оценочное обязательство от других видов резервов.

Возникновение оценочных обязательств

Оценочные обязательства могут появиться вследствие следующих факторов:

  • Решения суда или договоренности с соответствующими условиями. К примеру, компания заключает со своими клиентами договор, по которому, в случае оказания услуг с недостаточным качеством, деньги будут возвращены. Обычно претензии у клиентов возникают, поэтому имеет смысл создать резерв. Это будут именно оценочные обязательства, так как существует высокая вероятность в их появлении, но точная сумма неизвестна.
  • Действия, не зафиксированные в юридических документах, но обязывающие компанию к определенным обязательствам. К примеру, магазин вывесил объявление о том, что он возвращает деньги покупателям, если купленная продукция окажется некачественной. Несмотря на то, что юридически это обязательство никак не оформлено, магазин несет его последствия в связи с публичным заявлением.
  • Сформирован резерв на проведение реструктуризации. Создавать его можно только при наличии следующих условий: имеется план реструктуризации, о процедуре уведомлены заинтересованные лица.
  • Был заключен заведомо невыгодный договор. Руководители предприятия уверены, что понесут в связи с ним убытки. ОО нужно отразить в бухучете в том же месяце, в котором оформлен договор.

Оценочные обязательства указываются в учете только при наличии условий:

  • Финансовые обязательства невозможно избежать. К примеру, компания арендует помещение, которое, по договору аренды, нужно отремонтировать. Пока ремонтные работы еще не проводятся, но избежать их не получится.
  • Вероятность возникновения расходов превышает 50%.
  • Есть сведения, которые позволяют оценить затраты на исполнение обязательства.

Для формирования резерва должны присутствовать все перечисленные условия. Если одно из них не выполняется, признается условное обязательство. Данный показатель не нужно фиксировать в учете. Он прописывается в пояснениях к отчету.

Учет оценочных обязательств

Оценочные обязательства фиксируются на счете 96 «Резервы предстоящих расходов». Отражаться сумма может как в перечне конкретных расходов (к примеру, траты на ремонт по гарантии»), так и в списке прочих расходов.

Проводки начисления ОО будут выглядеть следующим образом:

  • ДТ 20 (23, 25, 26, 44) КТ 96 «Резервы предстоящих расходов»

Погашение обязательств будет отражено следующим образом:

  • ДТ 96 «Резервы предстоящих расходов» КТ 10, 76, 70, 90

Выбранные счета определяются проведенной операцией.

Пример

Предприятие участвует в судебных тяжбах. Ожидается, что ему придется выплачивать 80 000 рублей. Отражено это будет следующим образом:

  • ДТ 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» КТ 96 «Резервы предстоящих расходов»

Было получено решение суда. Расчеты предприятия не оправдались. Организации нужно будет выплатить 100 000 рублей. Операцию можно отразить следующим образом:

  • Погашение ОО: ДТ 96 «Резервы предстоящих расходов» КТ 76 «Расчеты с кредиторами», субсчет «Расчеты по претензиям». Указывается сумма операции: 20 000 рублей.
  • Сумма, которую нужно доплатить: ДТ 81 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы» КТ 76, субсчет «Расчеты по претензиям». Указывается сумма, которую требуется доплатить: 20 000 рублей.

Все указываемые проводки должны быть подтверждены первичной документацией. Из учета можно ясно понять, какие именно операции были осуществлены.

Нужно ли отражать оценочные обязательства в налоговом учете?

Отсутствие сведений об ОО в налоговом учете – это не ошибка. Резервы можно не указывать, так как они не влияют на размер начисляемых налогов. Данная информация не потребуется налоговым органам. Зато она пригодится банковским учреждениям, к которым обращается предприятие, или его инвесторам.

Резюме

Оценочные обязательства предполагают создание резерва. Обязательства, чтобы они были признаны оценочными, должны соответствовать ряду условий. Главные признаки – невозможность определить точные суммы начислений и сроки их погашения. Обязательства должны быть неотвратимыми. К примеру, они появляются на основании договоров с сотрудниками. Если обязательство не отвечает установленным требованиям, то учитывается оно в другом порядке. ОО фиксируются только в бухучете. Указывать их в налоговой декларации не нужно, так как предполагаемые расходы на размер налогов не влияют. Их появление в учете является обязательным.

Резерв на оплату отпусков делает отчетность организации более информативной, поскольку позволяет пользователям отчетности получить наиболее полное представление об обязательствах компании. В статье – методика и пример расчета резерва на оплату отпусков.

Резервы – классификация и назначение

Резерв – это запас, который организация создает заранее, зная о том, что в будущем ей предстоят определенные расходы. Резервы бывают различных видов – в зависимости от цели, с которой они создаются.

Если финансовый запас создается для того, чтобы покрыть возможную потерю экономических выгод от обесценения неких активов, которыми владеет компания, то такой запас относится к группе оценочных резервов.

Так, например, если существует вероятность того, что покупатель не вернет дебиторскую задолженность , создается резерв по сомнительным долгам. Вероятность снижения курса валют, или стоимости ценных бумаг мотивирует компании на создание резерва под обесценение финансовых вложений. А вероятность обесценивания материалов является причиной начисления резерва под снижение стоимости материальных ценностей. Основная функция оценочных резервов – покрытие возможных рисков.

Если же финансовый запас создается с целью покрытия обязательств, которые с большой долей вероятности возникнут у компании в будущем, то такой резерв относится к группе оценочных обязательств.

Так, оценочное обязательство может быть сформировано для обеспечения затрат по гарантийному обслуживанию реализованных изделий. При планировании ремонта основных средств предприятие также может заранее выделить средства, которые в будущем могут быть потрачены на проведение ремонтных работ и создать оценочное обязательство.

Также любая компания выполняет ряд регламентированных законодательством обязательств перед своим персоналом. Например, каждому сотруднику компании полагается оплачиваемый отпуск.

Как рассчитать резерв отпусков в бухгалтерском учете

Наиболее точным является метод, при котором начисление резерва на оплату отпусков производится ежемесячно. Для того чтобы воспользоваться этим методом, необходимо сначала определить значение средней дневной заработной платы по предприятию. Оно рассчитывается по следующей формуле:

CрДнЗарп = ЗарпОрг / 12 / 29,3 / ϕ,

Где CрДнЗарп – среднедневная зарплата по организации;

ЗарпОрг – заработная плата, начисленная всем работником за весь год, предшествующий отчетной дате;

ϕ – количество работников в организации.

Res= СрДнЗарп * (1 + ВзнСов) * Ω,

где Res – резерв на оплату отпусков;

CрДнЗарп – среднедневная зарплата по организации;

Ω – количество неотгулянных дней отпуска суммарно по всем работникам;

ВзнСов – так называемый совокупный тариф страховых взносов, который представляет собой сумму тарифов всех взносов.

Отметим, что даже если расчет резерва на оплату отпусков производится ежемесячно, результат все равно является приблизительным, поскольку точно предсказать, сколько сотрудников и на сколько дней в следующем месяце пойдет в отпуск, практически невозможно. Если начисленного резерва недостаточно, отпускные начисляются по стандартной схеме – в дебет зарплатных счетов.

Может возникнуть вопрос, как оформить резерв на оплату отпусков. Расчет резерва надо оформить первичным документом, форму которого можно разработать самостоятельно. И приложить подтверждающие документы – расчетные ведомости, данные о количестве неиспользованных отпусков и другие сведения.

Примеры расчета резерва на оплату отпусков

Пример 1

Таблица 1 . Исходные данные для расчета

СрДнЗар = 5 670 000 / 12 / 29,3 / 14 = 1151,88 руб.

Res = 1 151,88 * (1 + 0,305) * 54 = 81 172,98 руб.

Пример 2

Таблица 2 . Исходные данные для расчета

СрДнЗар=73 456 500 / 12 /29,3 / 134 = 1559,11 руб.

Res = 1 559,11 * (1 + 0,302) * 94= 190 816,35 руб.

Резерв по отпускам: бухгалтерские проводки и отчетность

Для формирования резерва по отпускам в бухгалтерском учете используется счет 96 – резервы предстоящих расходов. Кредит счета 96 корреспондирует с дебетом счетов 20, 23, 26, 44, 08 – в зависимости от функций подразделения, к которому относится сотрудник.

Чтобы грамотно отразить суммы резерва предстоящих расходов на оплату отпусков по всем подразделениям предприятия, необходимо предварительно рассчитать резерв по каждому подразделению. Например, если в одной группе сотрудники выполняют обязанности продавцов, а другая группа производит капитальный ремонт торгового зала, для формирования резерва на оплату отпусков должны быть сформированы две проводки:

Дт 44 Кт 96 – для продавцов и Дт 08 Кт 96 – для сотрудников, которые производят ремонтные работы.

Дт 96 Кт 70,

Дт 96 Кт 69.

Резерв на оплату отпусков в бухгалтерском балансе отображается по строке 1540 – «Оценочные обязательства». Что же касается отчета о финансовых результатах, то резервы включаются в состав прочих расходов.

Примеры бухгалтерского учета резерва на оплату отпусков

Пример 3

Предположим, что в ателье «Бланш» резерв на оплату отпусков был начислен 31 декабря 2016 года.

При этом часть резерва в сумме 56 500 руб. была сформирована для закройщицы М.Ф. Савельевой и швеи М.А. Латыниной, а другая часть – 24672 руб. – для директора ателье В. Н. Руднева.

15 января 2017 закройщице М.Ф. Савельевой были начислены отпускные в размере 17357 руб. Страховые взносы составили: 17357 * 0,305 = 5294 руб.

Отразим хозяйственную ситуацию в бухгалтерском учете.

Дт 26 Кт 96 – 24672 руб. – создан резерв по директору ателье В. Н. Руднева.

Дт 20 Кт 96 – 56500 руб. – созданы резервы по закройщице М.Ф.. Савельевой и швее М.А. Латыниной

Дт 96 Кт 70 – 17357 руб. – начислены отпускные закройщице М.Ф.Савельевой,

Дт 96 Кт 69 – 5294 руб. – начислены страховые взносы.

Пример 4

Предположим, что в корпорации «Девелопмент» часть сотрудников были заняты в проекте по созданию инновационной ERP-системы, часть – оказывала услуги по информационной поддержке клиентов, а оставшиеся сотрудники исполняли роль продавцов в интернет магазине.

Резерв на оплату отпусков в корпорации «Девелопмент» будет начислен следующими проводками:

Дт 08 Кт 96 – для IT-специалистов, участвующих в разработке инновационной ERP-системы ;

Дт 26 Кт 96 – для IT-специалистов, занимающихся техподдержкой;

Дт 44 Кт 96 – для продавцов интернет-магазина.

Расчет резерва отпусков в налоговом учете

В налоговом учете резерв создается добровольно, на усмотрение налогоплательщика.

Правила начисления резерва по отпускам в налоговом учете регламентируются пунктом 1 статьи 324.1 НК РФ и состоят в следующем:

В начале года рассчитывается так называемый процент отчислений.

Он определяется по формуле:

Отч% = Отп-предп / ФОТ-предп,

где Отч% – прогнозный процент отчислений;

Отп-предп – прогнозная сумма отпускных за год (вместе со страховыми взносами);

ФОТ-предп – прогнозная суммарная заработная плата за год.

Res = (ЗарпМес + СтрВзнМес) * Отч%,

Где ЗарпМес – суммарная заработная плата сотрудников за отчетный месяц;

СтрВзнМес – общая cумма страховых взносов, начисленных за месяц;

Отч% – процент отчислений.

Создание резерва на оплату отпусков в налоговом учете производится ежемесячно до того момента, пока резерв, начисленный с начала года, не станет равен прогнозному значению затрат на отпускные за год. Как только вышеуказанные значения сравняются, начисление резерва по отпускам необходимо прекратить.

Примеры налогового учета резерва на оплату отпусков

Пример 5

Предположим, что прогнозное значение затрат на оплату отпускных в магазине люстр и светильников «БрайтШайн» составило 1 328 754, а предполагаемые расходы на заработную плату – 16 217 532.

R% = 1328754 / 16217532 = 8,19%

Пример 6

Возьмем за основу предыдущий пример. Предположим, что суммарное значение ФОТ магазина люстр и светильников «БрайтШайн» составила на 31 октября составила 1 273 546 руб., а сумма начисленных страховых взносов – 384 611 руб.

Res = (1273546 + 384611) * 8,19% = 135803 руб.

Теперь предположим, что если включить данные отчисления в расходы, то общая сумма начисленного резерва с начала года станет равна 1 437 200 руб.

Это значение на 108 446 рублей превосходит предполагаемую величину отпускных.

(1437200 - 1328754 = 108 446)

Поэтому в октябре нужно начислить резерв только на сумму, не превосходящую предполагаемую величину отпускных – то есть на 27 357 руб.

(135803 – 108446 = 27357)

Что же касается ноября и декабря, то в этих месяцах бухгалтеру магазина люстр и светильников «БрайтШайн» начислять резерв уже не нужно, поскольку октябре уже было достигнуто предельное значение.

Пример 7

Предположим, что прогнозное значение затрат на оплату отпускных на стекольном заводе «ГлассКолор» составило 10 140 00, а предполагаемые расходы на заработную плату – 12 311 000.

R% = 1 014 000 / 12 311 000 = 8,23%

Допустим, на 31 ноября 2016 года суммарное значение ФОТ стекольного завода «ГлассКолор» составила 1 371 548 руб., а сумма начисленных страховых взносов – 414 208 руб.

Рассчитаем размер налогового резерва, подлежащего начислению за октябрь:

Res = (1 371 548 + 414 208) * 8,23%= 14 6968 руб.

Теперь предположим, что если включить данные отчисления в расходы, то общая сумма начисленного резерва стекольного завода «ГлассКолор» с начала года станет равна 1124300 руб.

Это значение на 110 300 руб. превосходит предполагаемую величину запланированных отпускных (1124300 - 1014000 = 110300).

Следовательно, в ноябре резерв нужно начислить только на сумму, не превосходящую предполагаемую величину отпускных – то есть на 36668 руб (146968 - 110300=36668).

Что же касается декабря, то в этом месяце бухгалтеру стекольного завода «ГлассКолор» начислять резерв уже не нужно, поскольку ноябре уже было достигнуто предельное значение.

Корректировка резерва на оплату отпусков

В конце каждого года резерв на оплату отпусков подлежит инвентаризации (корректировке). Способ этой корректировки зависит от планов компании в отношении резерва на будущий год.

Если в следующем году компания планирует продолжить создавать резерв в налоговом учете, сумма начисленного резерва анализируется и корректируется таким образом, чтобы отчисления в резерв стали равны фактическим расходам на выплату отпускных.

Рисунок 1 . Как корректировать резерв на оплату отпусков

При этом, согласно правилам Налогового кодекса, положительный результат корректировки включается в состав внереализационных доходов компании. Отрицательное же значение корректировки в свою очередь классифицируются как расходы на оплату труда.

Если же организацией принято решение в следующем году резерв в налоговом учете не создавать, корректировка производится по иной схеме:

Рисунок 2 . Как корректировать резерв на оплату отпусков, если в следующем году компания не планирует его создавать

Резерв по отпускам как инструмент регулирования налога на прибыль

Анализируя график отпусков практически любой компании, можно заметить, что «интенсивности» отпусков присуща сезонность. Временем года, традиционно вдохновляющим отправиться в путешествие на отдых, является лето.

Резерв, играя роль своеобразного запаса на будущее, позволяет сгладить летний пик затрат на отпускные. Так, благодаря резерву, часть отпускных жаркого июля будут приняты в расходы уже в снежном январе.

Выводы

Формирование резерва на оплату отпусков сотрудников в бухгалтерском учете является не только обязательным, но и целесообразным. Резерв делает отчетность организации более реалистичной, поскольку за счет него пользователи могут увидеть прибыль, очищенную от средств, которые по сути являются запасом и не подлежат расходованию. С точки зрения налога на прибыль резерв на оплату отпусков также является полезным инструментом, поскольку позволяет исключить сезонные колебания и распределить расходы более равномерно.