Методы статистики. Основные понятия, предмет и методы статистики совершенствование системы показателей и методологии макроэкономической и отраслевой статистики в реальном, внешнем, государственном, финансовом и социальном секторах

В настоящее время термин «статистика» может употреблять­ся в нескольких значениях.

Во-первых, под статистикой понимается особый вид практи­ческой деятельности человека по сбору, обработке, накоплению и анализу цифровых данных, характеризующих происходящие в обществе социально-экономические явления и процессы и яв­ляющихся отправной точкой для принятия различных управлен­ческих решений.

Во-вторых, статистика может выступать как специальная от­расль научных знаний , которая занимается изучением приемов систематического наблюдения массовых явлений социальной жизни человека, составлением численных их описаний и научной обработкой этих описаний, разработкой методик, используемых в статистической практике, то есть изучает явления в обществен­ной жизни различных стран, территорий, групп людей и т. д. с их количественной стороны.

И, в-третьих , под статистикой понимают конкретные данные информативного характера , представляемые в отчетных доку­ментах предприятиями, организациями, отдельными индивидуу­мами, а также информация, публикуемая в специальных сборни­ках и прессе.

Статистика как наука представляет собой целостную систему научных дисциплин: теория статистики, экономическая статистика и ее отрасли, социально-демографическая статистика и ее отрасли.

Теория статистики является наукой о наиболее общих прин­ципах и методах статистического исследования социально-эконо­мических явлений. Она разрабатывает понятийный аппарат и сис­тему категорий статистической науки, рассматривает методы сбо­ра, сводки, обобщения и анализа статистических данных, т.е. об­щую методологию статистического исследования массовых обще­ственных процессов.

Таким образом, теория статистики - методологическая основа всех отраслевых статистик.

Экономическая статистика разрабатывает и ана­лизирует синтетические показатели, включая такие макроэкономи­ческие показатели, как валовое национальное богатство (ВНБ), ва­ловой национальный доход (ВНД), валовой внутренний продукт (ВВП), валовой национальный продукт (ВНП) и др., отражающие состояние национальной экономики; структуру, пропорции, взаи­мосвязь отраслей и элементов общественного воспроизводства; рас­сматривает особенности размещения производительных сил, состав и использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов; наконец, осуществляет построение и анализ общей макростатистической модели рыночной экономики в виде системы национальных счетов (СНС).

Отрасли экономической статистики - статистика промышленно­сти, сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи, труда, природных ресурсов, охраны окружающей среды и т.д. - разрабаты­вают и изучают статистические показатели развития соответствую­щих отраслей.


Социально-демографическая статистика фор­мирует и анализирует систему показателей, комплексно характери­зующих различные стороны социальных условий и образа жизни на­селения; ее отрасли - статистика населения, политики, культуры, здравоохранения, науки, просвещения, права и т.д.

Задачей всех отраслевых статистик является разработка статис­тических показателей соответствующих отраслей.

Статистика развивается как единая наука, и развитие каждой отрасли содействует ее совершенствованию в целом.

Между наукой статистикой и практикой существует тесная взаимосвязь: статистика использует данные практики, обобщает и разрабатывает методы проведения статистических исследований. В свою очередь, в практической деятельности применяются теорети­ческие положения статистической науки для решения конкретных управленческих задач.

Знание статистики необходимо современному специалисту для принятия решений в условиях стохастики (когда анализируемые яв­ления подвержены влиянию случайностей), анализа элементов ры­ночной экономики, в сборе информации, в связи с увеличением хозяйственных единиц и их типов, аудите, финансовом менеджмен­те, прогнозировании.

Предметомстатистики выступают количественные характеристики различных социально-экономических явлений и процессов, закономерности их развития и связи между ними.

Не­обходимо эти аспекты воспринимать в единстве, поскольку в каждый отдельный момент времени социальные и экономические яв­ления имеют определенные размеры, уровни, между ними сущест­вуют конкретные количественные соотношения (например, изменение уровня заработной платы, численность населения страны на определенную дату) и взаимосвязи (так, на уровень товаро­оборота влияют уровень и структура доходов населения, в том числе и уровень заработной платы). Следовательно, предметом статистического изучения всегда могут выступать совокупности различных варьирующих явлений, которые обладают общими ка­чествами и включают всевозможные проявления исследуемой за­кономерности. Главная задача статистики заключается в выявле­нии этих закономерностей на основе анализа случайных событий.

Под закономерностью понимают повторяемость, последова­тельность и порядок изменений в рассматриваемых явлениях и процессах. Каждое единичное явление рассматривается стати­стикой как особый, частный случай изучаемой закономерности. Примером статистической закономерности могут служить многие демографические и экономические тенденции, такие как измене­ние уровня продолжительности жизни или рождаемости, рост или падение производства.

Закономерности, характерные для той или иной совокупно­сти, выявляются при массовом наблюдении благодаря действию закона больших чисел. Закон больших чисел - объективный за­кон, выражающий взаимодействие случайного и необходимого, при котором совместное проявление большого числа случайных факторов приводит к закономерному и однозначному итогу, практически не зависящему от случая.

Таким образом, в качестве определяющих характеристик ста­тистики можно выделить следующие.

1. Изучаются не отдельные факты, а массовые общественные процессы и явления на основе расчета различных статистических показателей (например, численность экономически активного населения, объем произведенной продукции, величина реальных доходов населения и т.д.).

2. Рассматриваются процессы и явления в динамике (к при­меру, изменение уровня жизни населения, уровня безработицы, темпы экономического роста и т. д.).

3. Статистическое исследование изучает количественную
сторону массовых общественных явлений и дает оценку явлени­ям, происходящим в обществе в конкретном месте и на опреде­ленный момент времени.

4. Характеризуется структура (внутренние стороны) общест­венных и массовых явлений.

5. Выявляются причинно-следственные связи между явле­ниями с помощью специальной методологии.

Для исследования социально-экономических явлений стати­стика использует собственную методологию, то есть систему приемов, способов и методов, направленных на изучение количе­ственных закономерностей, проявляющихся в структуре, дина­мике и взаимосвязях социально-экономических явлений. Использование конкретных методов обусловливается поставленными задачами и зависит от характера исходной информации. Статистические ме­тоды используются комплексно (системно).

Основные методы статистики:

а) диалектический метод познания заключается в том, что общественные явления и процессы рассматриваются в развитии,
взаимосвязи и причинной обусловленности. Диалектика является частью философии, данный метод применяется для познания ре­ального мира. В соответствии с ним статистика использует диа­лектические категории: количество и качество, необходимость и случайность, причинность и закономерность, единичное и массо­вое, индивидуальное и общее;

б) метод массового статистического наблюдения обеспечи­вает полноту, всеобщность и представительность полученной в результате исследования первичной информации об отдельных единицах изучаемого явления;

в) метод группировки и сводки материала позволяет выде­лять в изучаемой совокупности социально-экономические типы и обобщать данные статистического наблюдения;

г) табличный и графический методы используются при представлении результатов и итогов статистического исследова­ния явлений и объектов.

История развития статистики и ее задачи на современном этапе

Английская школа политических арифметиков , которая возникла на 100 лет раньше немецкой описательной школы.

Школа политических арифметиков имела два направления:

§ статистико-экономическое, которое возглавлял основатель школы В. Петти (1623 - 1687 гг.).

§ демографическое, основоположниками которого являлись Дж. Граунт (1620 - 1674 гг.) и Э. Галлей (1656 - 1742 гг.)

Политические арифметики ставили целью изучать общественные явления с помощью числовых характеристик путем обобщения и анализа единичных фактов, а также стремились показать закономерности развития общественных явлений, проявляющихся в массовых статистических данных.

В первой половине XIX в. возникло третье направление статистической науки - статистико-математическое . Среди представителей этого направления следует отметить бельгийского статистика А. Кетле (1796 - 1874 гг.) - основоположника учения о средних величинах. Дальнейшее развитие это направление получило в работах представителей английской математической школы: Ф. Гальтона (1822 - 1911 гг.), К. Пирсона (1857 - 1936 гг.); Стьюдента (В. Госсета) (1876 - 1937 гг.), Р. Фишера (1890 - 1962 гг.); М. Митчела (1874-1948 гг.) и др. Последователи этого направления считали основой статистики теорию вероятностей, составляющую одну из отраслей прикладной математики.

С течение времени сфера применения статистических исследований заметно расширилась, что привело к изменению содержания самого понятия «статистика». В настоящее время оно употребляется в четырех значениях:

1) отрасль практической деятельности, цель которой сбор, обработка, анализ и публикация массовых данных о различных явлениях общественной жизни;

2) статистические методы (в том числе методы математической статистики), применяемые для изучения социально-экономических явлений и процессов;

3) совокупность цифровых данных, характеризующих различные стороны жизни государства, а также данные, представляемые в отчетности предприятий, организаций, отраслей экономики, и публикуемые в сборниках, справочниках, периодической прессе, которые являются результатом статистической работы;



4) отрасль знания и учебная дисциплина, обладающая определенной спецификой и изучающая количественную сторону массовых явлений и процессов в неразрывной связи с их качественным содержанием.

Предмет и метод статистики

Статистика изучает,прежде всего, количественную сторону общественных явлений и процессов в конкретных условиях места и времени, т.е. предметом статистики являются размеры и количественные соотношения социально-экономических явлений, а также закономерности их связи и развития.

Задача статистического исследования - получить обобщающие показатели и выявить закономерности общественной жизни в конкретных условиях места и времени.

Выявление закономерностей в статистике опирается на закон больших чисел , который означает, что количественные закономерности массовых явлений отчетливо проявляются лишь в достаточно большом их числе. Например, 104 - 106 мальчиков рождаются на 100 девочек, однако в отдельной семье, и даже в небольшом населенном пункте, это соотношение может быть совершенно иным.

Объектом статистического исследования выступает статистическая совокупность - множество единиц, обладающих массовостью, однородностью, целостностью, взаимозависимостью состояний отдельных единиц и наличием вариации. Например, при переписи населения статистической совокупностью являются все граждане этой страны, при изучении успеваемости учащихся конкретного вуза статистической совокупностью выступают студенты данного вуза и т.д. Каждый отдельно взятый элемент данного множества называется единицей статистической совокупности.

Единицы совокупности обладают определенными свойствами, называемыми в статистике признаками . Например, признаками человека являются возраст, образование, рост, вес, пол и т.д.; признаками предприятия – форма собственности, численность работников, величина основных производственных фондов и т.д.

При этом признаки могут быть как общими для всех единиц, так и индивидуальными, отличающими их друг от друга, т.е. существует так называемая вариация признаков различия в значениях того или иного признака у отдельных единиц, входящих в изучаемую совокупность.Например, производительность рабочего на предприятии определяется его квалификацией, стажем работы, состоянием здоровья и т.п.

Статистика изучает явления и процессы через их признаки, при этом их количественную характеристику она выражает через определенного рода числа, которые называются статистическими показателями.

Статистический показатель – это обобщающая характеристика какого-то свойства группы единиц или совокупности в целом. Например, средняя заработная плата по предприятию – это статистический показатель, а размер заработной платы отдельного работника этого предприятия – это признак.

Специфика предмета статистики обусловливает и специфику статистического метода.

Метод статистики – это совокупность приемов, пользуясь которыми статистика исследует свой предмет.

Статистическое исследованиесостоит из 3 основных стадий, на каждой из которых используются специальные методы:

1. Стадия статистического наблюдения – на этом этапе основным является метод массовых наблюдений (формируются цели и задачи наблюдения; разрабатываются программы исследования в целом и по вышеуказанным стадиям; определяются конкретные способы и методы, используемые на каждом этапе исследования; составляется организационный план его проведения; определяются объект и единица наблюдения). Результатом этого этапа исследования является получение первичной информации - данных, характеризующих каждую единицу наблюдения.

2. Вторая стадия статистического исследования представляет собой обобщение конкретных единичных фактов , образующих совокупность в целях выявления типичных черт и закономерностей, присущих изучаемому явлению в целом. Важнейшим методом на этой стадии является метод статистических сводок, группировок и таблиц . Статистическая сводка включает в себя распределение исходных данных по группам, качественно однородным по одному или нескольким признакам, и получение групповых итогов. Результаты статистической сводки и группировки излагаются в виде статистических таблиц, являющихся наиболее наглядной формой представления данных.

3. Статистический анализ является заключительной стадией статистического исследования. Характерным для этой стадии является применение методов анализа с помощью обобщающих показателей : абсолютных, относительных и средних величин, индексов, показателей вариации. Проведение анализа позволяет проверить влияние и взаимодействия различных факторов, оценить эффективность принимаемых решений, возможные экономические и социальные последствия складывающейся ситуации.

Все этапы статистического исследования неразрывно связаны между собой; отсутствие одного из них ведет к разрыву целостности всего статистического исследования.

Статистика – это общественная наука, которая изучает количественную сторону качественно определенных массовых социально-экономических явлений и процессов, их структуру и распределение, размещение в пространстве, движение во времени, выявляет действующие качественные зависимости, тенденции и закономерности в конкретных условиях места и времени.

Предмет и метод статистики

Статистика - это общественная наука, изучающая количественную сторону массовых общественных явлений и процессов в неразрывной связи с их качественной стороной, в конкретных условиях места и времени.

Массовые общественные явления и процессы представляют собой, например, производство и потребление товаров, трудозатраты, внутреннюю и внешнюю торговлю, перевозку грузов и пассажиров, рождаемость и смертность, доходы и расходы населения и т.д. Каждое из этих явлений или процессов состоит из большого числа однородных единиц, которые, вместе взятые, в конкретных условиях места и времени представляют собой статистический массив данных.

Каждая наблюдаемая единица отличается определенными, присущими только ей, свойствами и особенностями. Изучение исходного статистического массива с учетом индивидуальности каждой ее единицы и составляет основную задачу статистической науки. Статистика играет важную роль в обнаружении закономерностей, проявляющихся в массовых общественных явлениях или процессах.

Статистика как наука занимает достойное место среди экономических дисциплин.

Как отрасль практической деятельности статистика предполагает сбор, обработку, анализ и публикацию данных, характеризующих наблюдаемый объект. В основе статистической методологии лежит совокупность количественных и качественных приемов анализа изучаемых явлений или процессов. Она широко использует математику как наиболее точный инструмент исследования.

Статистика позволяет количественно определить меру взаимосвязи между явлениями или процессами. В зависимости от целей и задач статистического исследования и в соответствии с конкретным объектом наблюдения используют основные разделы статистики:

  • общую теорию статистики,
  • экономическую статистику,
  • статистику отраслей народного хозяйства,
  • социальную статистику,
  • статистику труда и т.д.

Общая теория статистики рассматривает приемы и правила сбора и обработки статистической информации, выявляет среднее значение конкретного признака и его вариации, изучает динамику и взаимосвязь социальных, экономических и других явлений и процессов. Иными словами, общая теория статистики, разрабатывая и определяя общие принципы и методы статистического исследования, является методологической наукой.

Экономическая статистика изучает систему показателей, отражающих развитие государства, его структуру, пропорции и взаимосвязи отраслей производства и потребления, а также другие сегменты рыночных отношений.

Отраслевая статистика - статистика промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, труда, и т.д., используя категории и методы общей теории статистики, исследует социальные и экономические процессы. Отличительными особенностями отраслевой статистики являются объекты изучаемых явлений и характер задач исследования. Так, например, статистика промышленности изучает состав промышленности, ее размещение, результаты производственной деятельности, вскрывает причинно-следственные связи экономической эффективности промышленного производства.

Статистика труда изучает воспроизводство, занятость, состав трудовых ресурсов, условия и производительность труда, оплату труда и другие вопросы.

Деление социально-экономической статистики по отраслям в определенной мере условно.

Социальная статистика изучает количественные характеристики образа жизни человека и различные аспекты социальных отношений.

Статистика природных ресурсов и охраны окружающей среды способствует природоохранной деятельности.

Количественные характеристики, закономерности статистических распределений, динамика показателей, взаимосвязи процессов исследуются на основе широкого применения различных математических дисциплин. В результате возникла в качестве самостоятельной дисциплины математическая статистика. Отдельные ее разделы включает в себя общая теория статистики.

Статистика, как и другие науки, имеет свой предмет и метод познания.

Предметом изучения экономической статистики является количественная характеристика массовых явлений и процессов в неразрывной связи с их качественной стороной.

Для изучения своего предмета статистика применяет различные приемы, способы и методы, совокупность которых образует статистическую методологию . Многообразие статистических методов систематизируется в последовательно выполняемых трех основных стадиях экономико-статистического исследования:

1. Сбор и оценка первичной статистической информации;

2. Статистическая сводка и обработка первичной информации;

3. Анализ сведенного материала.

На первой стадии применяется метод массовых наблюдений, основанный на законе больших чисел , согласно которому в сводных статистических характеристиках действия элементов случайности взаимопогашаются, хотя они и могут проявляться в признаках индивидуальных единиц статистической совокупности. Например, каждый покупатель магазина выбирает именно тот товар, который ему в данный момент требуется. Но в целом по магазину можно сравнительно точно предвидеть как общий объем, так и структуру спроса за год или отдельные сезоны. Для этого необходима статистическая информация, отражающая специфику спроса в целом за год или по времени года.

На второй стадии используется метод статистических группировок и таблиц: производится распределение исходных данных по группам, качественно однородным по одному или нескольким признакам, подсчет групповых итогов и изложение результатов в виде статистических таблиц.

На третьей стадии применяются методы обобщающих показателей (абсолютных, относительных, средних, вариации, индексов), корреляционно-регрессионный анализ, составляются и исследуются динамические ряды, графики.

Теоретическую основу статистической науки составляют следующие категории: совокупность, признак, вариация, статистический показатель, закономерность.

В каждом конкретном случае объектом статистического исследования является некая статистическая совокупность.

1. Статистическая совокупность - это множество качественно однородных по каким-либо существенным признакам единиц, различающихся между собой по иным, второстепенным признакам.

Статистической совокупностью изучаемых явлений могут быть: население страны, города, села, района; работники предприятия, стройки, фермерского хозяйства; оборудование и продукция различных отраслей производства и т.п. В свою очередь, исследуемая совокупность может отличаться по национальности, рождаемости, численности работающих, категориям хозяйств, размеру земельных угодий, виду и объему продукции и т.д.

2. Статистические совокупности обладают многими признаками , под которыми понимаются характерные свойства изучаемого явления (например, пищевая и не пищевая продукция предприятия).

3. Колеблемость, многообразие, изменяемость значений признака у отдельных единиц совокупности называется вариацией . Именно наличие вариации признаков предопределяет необходимость статистики.

Существенные (основные) – выражают суть, содержание процесса или явления;

Несущественные (второстепенные) – имеют отношение к внешней стороне явления, дают добавочные сведения о нем.

Например, при изучении уровня жизни населения основной признак – реальные доходы, второстепенный – состав пищевого рациона, качество жилищных условий.

Первичные – характеризуют каждую отдельную единицу совокупности, их получают в процессе статистического наблюдения (например, возраст работников);

- вторичные – характеризуют совокупность в целом, их получают в результате обработки данных наблюдений (например, возрастная структура работников).

По причинности признаки делятся на:

Факторные – являются причиной изменения других признаков (результативных);

- результативные – зависят от изменения других признаков (факторных).

Например, одной из причин изменения спроса на товар является цена. Следовательно, цена будет являться факторным признаком, а спрос - результативным.

По внешнему выражению признаки делятся на:

Атрибутивные, отдельные значения которых выражаются в виде свойств, состояний и т.д., и имеют словесное выражение (например, признак – профессия, его значения – экономист, менеджер и т.д.).

Количественные, отдельные значения которых выражаются числами.

В свою очередь количественные признаки делятся на:

- прерывные (дискретные), принимающие определенные значения, между которыми не может быть промежуточных значений (например, число членов семьи, колеса автомобиля);

- непрерывные в определенных пределах принимающие любые значения (возраст, стаж, скорость и.д.).

4. Социально-экономические явления изучаются статистикой посредством статистических показателей , представляющие собой количественную оценку свойств явления в конкретных условиях места и времени.

Показатели, которые получены в результате обобщения статистических данных, отражают состояние и закономерности явлений, называются обобщающими. Они выражаются в виде суммарных абсолютных, относительных, средних величин (например, национальный доход, средняя заработная плата, рентабельность и т.д.). К необобщающим статистическим показателям можно отнести, например, заработную плату за месяц, длительность отпуска работника и т.д.

5. Статистическая закономерность – форма проявления причинной связи, выражающаяся в последовательности, регулярности, повторяемости событий с достаточно высокой степенью вероятности, если причины, порождающие события, не изменяются или изменяются незначительно. Статистические закономерности устанавливаются на основе анализа массовых данных и характеризуются малыми пределами отклонений индивидуальных значений признака от среднего значения.

Для определения количественных характеристик статистической совокупности используют специальные методы статистического исследования.

Составными частями метода статистического исследования являются статистическое наблюдение, сводка и группировка, определение обобщающих показателей, их статистический анализ.

1. Статистическое наблюдение – это начальная стадия экономико-статистического исследования, представляющая собой планомерную систематическую научно-организованную работу по сбору массовых первичных данных о явлениях и процессах общественной жизни путем регистрации отобранных признаков у каждой единицы совокупности.

В зависимости от полноты охвата единиц изучаемых совокупностей статистическое наблюдение делится на:

- сплошное, при котором производится полный учет единиц совокупности (например, получение отчетности от предприятий);

- несплошное, при котором обследованию подвергаются не все единицы совокупности, но в достаточном количестве, чтобы иметь достоверные статистические характеристики (например, изучение цен на городских рынках).

Основным видом несплошного наблюдения является выборочное , основанное на принципе случайного отбора тех единиц совокупности, о которых должны быть собраны сведения для характеристики совокупности в целом.

В зависимости от характера регистрации данных во времени статистическое наблюдение делится на:

- текущее, при котором факты регистрируют постоянно по мере их возникновения (например, регистрация родившихся детей);

- периодическое, проводимое через равные промежутки времени (например, определение раз в месяц уровня инфляции);

- единовременное, проводимое нерегулярно, по надобности (например, изучение мнений покупателей о качестве товаров, целесообразности расширения их выпуска).

Массовое статистическое наблюдение осуществляется на первом этапе статистического исследования. Здесь на основе тщательно разработанных программы и инструментария (инструкции, формы, таблицы и т.п.) производится научно организованный сбор сведений об изучаемых процессах или явлениях жизни общества.

Статистическая информация может быть получена следующими способами :

1. Непосредственное наблюдение, при котором лица, проводящие обследование, осуществляют личный учет (осмотр, пересчет, измерение, взвешивание и т.д.) фактов, подлежащих регистрации, и на этом основании производят записи в формуляре наблюдения (например, при инвентаризации измеряются остатки тканей, взвешивается продукция);

2. Документальный способ - основан на использовании в качестве источника статистической информации учетных документов, которые образуют первичный учет предприятия.

3. Опрос (устный, саморегистрация, корреспондентский, анкетный, явочный) – предполагает обращение к непосредственному носителю признаков, подлежащих регистрации, и используется, когда нет возможности получить информацию путем непосредственного наблюдения или документальным способом.

Группировка и сводка выполняются на основе данных, полученных в результате статистического наблюдения. Собранный материал систематизируют и, как правило, сводят в статистические таблицы.

На следующем этапе исследования определяют обобщающие показатели и выполняют их статистический анализ.

Проведение анализа позволяет установить причинно-следственные связи изучаемых явлений и процессов, дать необходимую оценку, сформулировать выводы и предложения. Рассматривая качественно-определенную статистическую совокупность, статистика дает количественную меру структуры, объема, динамики и взаимосвязи исследуемых явлений и процессов. Количественное выражение изучаемых явлений определяется с помощью системы статистических показателей.

На каждом этапе исследования применяются свои, специфические приемы и способы изучения жизни общества, которые в совокупности и составляют методологию статистики.

Сложные задачи встают перед статистикой по совершенствованию системы экономических показателей. Объективный учет и анализ повышения эффективности производства и улучшения качества работы во всех звеньях экономики страны требуют постоянного внимания к системе оценочных показателей.

Программные продукты, разработанные для современной вычислительной техники, позволяют успешно решать эти задачи.

Наиболее распространенным способом автоматизации является использование пакетов

прикладных программ (ППП) общего и специального назначения на базе средств вычислительной техники.

Статистические методы обработки данных включены в состав большинства электронных таблиц (таких, как Lotus 1-2-3, Quattro-Pro, Excel), математических пакетов общего назначения (MathCad, MatLab, Maple), специализированных пакетов (STATGRAPHICS, STATISTICA, SPSS).

Из перечисленных программных продуктов наибольшее распространение получил табличный процессор Microsoft Excel. Это объясняется в первую очередь интеграцией табличного процессора в стандартный пакет Microsoft Office.

Еще одним немаловажным фактором является наличие в пакете прикладных программ значительного количества статистических функций (порядка 80), которые практически полностью удовлетворяют потребности большинства специалистов. Для решения специфических задач в Excel предусмотрена программная надстройка «Пакет анализа».

В настоящее время термин «статистика» употребляется в различных значениях.

Статистика – это общественная наука, изучающая явления и процессы общественной жизни, она раскрывает законы возникновения и развития этих явлений и их взаимосвязи. Для того чтобы изучить статистическую науку, необходимо иметь представление о предмете ее исследования и знать, какие научные принципы положены в основу этих явлений.

Статистика – это особо важная наука, т. е. отрасль знаний, изучающая с количественной стороны все явления из жизни общества.

В переводе с латинского слово «status» означает определенное положение вещей. Термин «статистика» впервые был употреблен немецким ученым Г. Ахенвалем в 1749 г., в его книге о государствоведении.

Статистика понимается в настоящее время в трех значениях:

1) статистическая наука – вся практическая деятельности человека по сбору, обработке, накоплению и анализу цифровых данных, которые характеризуют образование, экономику страны, ее культуру и другие жизненно важные явления в жизни общества;

2) статистика – наука, которая занимается разработкой технических положений и методов, используемых статистической практикой.

Существует тесная связь между статистической наукой и статистической практикой. Статистическая практика применяет правила, которые разработала статистическая наука, но в то же время статистическая наука опирается на те материалы, которые были получены статистической практикой, обобщает ее опыт и разрабатывает на основе всего этого свои новые положения;

3) представленные предприятием, организацией статистические данные в виде финансовой отчетности называют статистикой, А также могут быть использованы данные, которые публикуются в справочниках, в периодических изданиях, в сборниках, они и представляют собой результат статистической работы.

Статистика – это инструмент познания. Особенности статистики:

1) в количественном выражении сообщаются статистические данные;

2) статистическую науку интересуют выводы, сделанные врезультате анализа собранных и обработанных числовых данных;

3) состояние изучаемого явления на определенной ступени его развития в конкретных условиях места и времени отражают статистические данные.

2. История и особенности развития статистической науки

Статистика имеет многовековую историю и своими корнями уходит в глубокую древность.

Необходимость в появлении статистической практики связана с образованием государств, т. е. для того, чтобы образовать государство, нужно было собрать сведения о наличии земель, численности проживающих на этой земле, об их имущественном положении и многие другие данные. Подобный учет проводился несколько тысячелетий назад в таких государствах, как Китай. Древний Рим и Египет.

Сбор статистических данных начался с самой глубокой древности. А к более позднему периоду относятся обработка и анализ статистических данных, т. е. зарождение статистики как науки.

Основоположниками английской школы политических арифметиков были Д. Граунт (1620-1674 гг.), Э. Галлей (1656-1742 гг.) и В. Петти (1623-1687 гг.). В их трудах преобладали два направления: демографическое с уклоном к вопросам страхования жизни у Д. Граунта и Э. Галлея и статистико–экономическое у В. Петти Д. Граунт впервые открыл закономерности массовых общественных явлений и показал, как следует обрабатывать и анализировать множественный первичный материал. Он впервые попытался построить таблицу смертности для населения. Э. Галлей – знаменитый английский астроном выдвинул идею закона больших чисел и применил методы устранения случайных отклонений.

В. Петти посвятил статистике ряд научных работ. В них он стремился конкретно оценить то или иное явление, несмотря на явную нехватку числовых данных.

Политические арифметики стремились цифрами охарактеризовать состояние и развитие общества, вскрыть закономерности развития общественных явлений, проявляющиеся в массовом материале. Цели и задачи, которые ставили перед собой эти ученые, близки к современному пониманию сущности статистики.

В первой половине XIX в. возникло третье направление статистической науки – статистико–математическое. Особый вклад в развитие этого направления внес статистик А. Кетле (1796-1874 гг). Он называл статистику социальной физикой, т. е. наукой, изучающей законы общественной системы с помощью количественных методов. Он обосновал идею использования закономерностей, выявленных из массы случаев, в качестве важнейшего инструмента познания объективного мира.

Значительный вклад в развитие статистики внесли английские ученые Ф. Гальтон (1822-1911 гг.) и К. Пирсон (1857-1936 гг.). Ф. Гальтон серьезно заинтересовался проблемой наследственности, к анализу которой он вскоре применил статистические методы.

Наиболее известным ученым XX в. в области статистики на Западе является Р. Фишер (1890-1962 гг.). Он работал в течение полувека. Многие его исследования оказали существенное воздействие на современную статистику.

На Руси в период Х-ХП вв. собиралась информация, тесно связанная с налогообложением.

В период Петровских реформ были затронуты практически все сферы общественной жизни страны. Они требовали большего числа точных статистических данных, касающихся: цен на хлеб; регистрации заводов и фабрик, вновь создающихся; объемов внешней торговли; количества городов и регистрации численности городского населения.

В связи с быстрым развитием описательного направления в России происходило становление статистической науки. Самыми выдающимися представителями описательной школы следует назвать таких ученых, как И. К. Кириллов (1689-1737 гг.), М. В. Ло

моносов (1711-1765 гг.), В. Н. Татищев (1686-1750 гг.), К. Ф. Герман (1767-1838 гг.).

Творческая работа И. К. Кириллова является одним из самых первых систематизированных экономико–географических описаний в России.

Большой вклад в развитие статистической науки внес географ. историк В. Н. Татищев, он разработал детальную программу для того, чтобы можно было получить сведения, необходимые для составления географии России с самым полным ее экономическим описанием.

Особый вклад в статистическую науку внес М. В. Ломоносов, Написанная в 1755 г. книга «Слово похвальное императору Петру Великому» давала оценку Петровской ревизии. В своих трудах он рассматривал ряд вопросов, непосредственно касающихся населения, финансов, природных богатств и многого другого.

Особой заслугой М. В. Ломоносова считается усовершенствование программы обследования и подготовки данных, которые характеризовали бы географию, население, экономику страны в сельском хозяйстве, торговле, промышленности, транспорте и т. д. Первоначально эта программа была разработана В. Н. Татищевым для создания «Атласа Российского».

По программе в города и уезды были разосланы бланки обследования. Материалы обследования долгое время поступали в академию, и были обработаны уже только после смерти М. В. Ломоносова.

В начале XIX в. выходит ряд крупных работ по теории статистики. В книге «Всеобщая теория статистики. Для обучающих сей науке» К. Ф. Герман изложил основные положения, раскрывающие статистику как науку. В истории развития статистики большая роль принадлежит трудам К. И. Арсеньева (1789-1856 гг.), он считал, что статистика в состоянии дать адекватную характеристику жизни государства.

Д. П. Журавскому (1810-1856 гг.) принадлежит системное изложение основ теоретической базы статистики как науки, он раскрыл принцип единства количественного и качественного анализа.

Характерной особенностью представителей академической школы статистики было стремление заменить изучение государства изучением общества. Основоположниками этой школы были Э. Ю. Янсон (1835-1893 гг.), А. И. Чупров (1842-1908 гг.).

А. А. Чупров (1874-1926 гг.), Н. А. Каблуков (1849-1919 гг.) и А. А. Кауфман (1864-1919 гг.). Представители академической статистики оказали большое положительное влияние на развитие статистической науки в России и на работу статистических органов. К началу XX в. Россия стала одним из признанных центров научной статистической мысли. Большое влияние на развитие математического направления в статистике России произвели работы русских математиков П. П. Чебышева (1821– 1894 гг.), А. А. Маркова (1856-1922 гг.), А. М. Ляпунова (1857– 1919 гг.).

Исторический опыт советской статистики как науки был обобщен в трудах В.И. Хотимского (1892-1937 гг.), В. С. Немчинова (1894-1964 гг.), В. Н. Старовского (1905-1975 гг.), А. Я. Боярского (1906-1985 гг.), Б. С. Ястремского (1877-1962 гг.), Л. В. Некраша (1886-1949 гг.) и других ученых. Значительный вклад в теорию индексного метода был внесен учеными С. М. Югенбергом, В Е.Адамовым, Г. И. Баклановым, Л. С. Казинцом, И. Г. Венецким и др.

В настоящее время в Российской Федерации идет работа по совершенствованию и переводу статистической методологии на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики.

3. Органы статистики в Российской Федерации

В настоящее время центральным органом единой централизованной системы государственной статистики является Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России) – это федеральный орган исполнительной власти.

Единую систему государственной статистики Российской Федерации при Госкомстате России составляют органы в республиках, автономных областях и округах, краях, городах и районах, а также подведомственные им организации и учреждения.

Мощными вычислительными ресурсами обладает Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации. Этот центр необходим для обработки поступающих из регионов статистических данных.

Статистическими стандартами Российской Федерации, установленными Госкомстатом России, являются формы и методы сбора и обработки статистических данных, методология расчета статистических показателей.

Основная деятельность Госкомстата – это разработка федеральных статистических программ, финансируемых из госбюджета.

Основные задачи Госкомстата:

1) координация статистической деятельности в государстве;

2) разработка статистической методологии, которая будет соответствовать потребностям общества на определенном этапе и международным стандартам;

3) предоставление официальной статистической информации Президенту, Правительству, общественности, Федеральному Собранию Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти, международным и иным организациям В структуре Госкомстата России для решения задач по сбору обработке и анализу статистических данных выделены следующие управления: статистического планирования и организации статистического наблюдения, статистики строительства и основных фондов, статистики окружающей среды и сельского хозяйства статистики цен и финансов, статистики населения и ряд других по отраслям экономики и социальной сферы. В соответствии с федеральными программами определенные виды статистических работ ведутся не только Госкомстатом России, но и иными органами государственного управления: Банком России, Министерством образования России, Министерством финансов России, Министерством труда России, Министерстом Внутренних Дел и другими (общее количество министерств и ведомств составляет более 200).

4. Предмет изучения статистики

Любая наука обладает специфическими особенностями, которые отличают ее от других наук и дают ей право на самостоятельное существование. В предмете познания, в принципах и методах изучения науки, которые в совокупности образуют ее методологию, заключается главная особенность каждой науки.

Предметом статистической науки являются:

1) массовые социально–экономические явления жизни;

2) количественная сторона этих явлений в конкретных условиях места и времени.

Посредством статистических показателей статистика изучает все явления и процессы, протекающие в жизни общества.

Количественная оценка свойства изучаемого объекта – это статистический показатель. В зависимости от функции статистические показатели можно разделить на: аналитические показатели, учетно–оценочные показатели.

Аналитические показатели применяются для того, чтобы проанализировать статистическую информацию и охарактеризовать особенность развития изучаемых явлений: скорость развития во времени, типичность признака, соотношение его отдельных частей, меру распределения в пространстве и т. д. Относительные и средние величины, показатели вариации и динамики, тесноты связи и многие другие применяются в статистической науке в качестве аналитических показателей.

Учетно–оценочные показатели – это статистическая характеристика размера качественно определенных социально–экономических явлений в конкретных условиях места и времени.

Учетно–оценочные показатели могут отображать объемы распространения их в пространстве или достигнутые на определенные моменты уровни развития.

В статистике признаки могут выражаться смысловыми понятиями и числовыми значениями.

Атрибутивными принято называть признаки, которые выражаются смысловыми понятиями, например, к атрибутивному признаку можно отнести пол человека – мужчина и женщина. Если атрибутивные признаки принимают одно из двух противоположных значений, их называют альтернативными.

Количественными принято называть признаки, которые выражены числовыми значениями, например, получаемая заработная плата, возраст, получаемый доход, стаж работы.

Варьирующими называют признаки, принимающие различные значения у отдельных единиц изучаемого явления. Значение варьирующего признака у отдельных единиц изучаемого явления называется вариантом.

В статистическом исследовании признаки подразделяются на:

1) основные – определяют основное (главное) содержание изучаемого объекта;

2) второстепенные – это признаки, которые непосредственно не связаны с основным их содержанием.

Изучая свой предмет, статистическая наука образует статистические совокупности.

Множество единиц, объединенных в соответствии с задачей исследования качественной единой основой, называют статистической совокупностью.

Единицей совокупности называют первичный элемент статистической совокупности. Единица совокупности является носителем признаков, подлежащих регистрации, и основой ведущегося при обследовании счета.

1) объемными (численность населения);

2) расчетными (средние величины);

3) плановыми;

4) отчетными;

5) прогностическими.

Статистические показатели нужно отличать от понятия «статистические данные», так как статистические данные – это конкретные численные значения статистических показателей. Статистические данные зависят от конкретных условий места и времени и определены как количественные и качественные.

Опираясь на основные положения экономической теории статистика обогащает экономические науки фактами, которые она получает в результате статистического исследования.

5. Метод статистики

В исторической обусловленности статистика изучает динамику социально–экономических явлений.

Статистическая методология – это разнообразные методы. применяемые для изучения своего предмета.

В настоящее время знание статистики необходимо каждому специалисту для того, чтобы принять решения в условиях стохастики, проанализировать элементы рыночной экономики.

Статистика опирается на диалектические категории случайного и необходимого, единичного и массового, индивидуального и общего, качественного и количественного.

Согласно диалектическому методу познания общественные явления и процессы, протекающие в общественной жизни страны, рассматриваются в развитии, взаимной связи и причинной обусловленности. Знание законов общественного развития дает нам фундамент для правильности толкования явлений, подлежащих статистическому исследованию, а также помогает выбрать надлежащую методику их изучения и анализа.

Основные этапы экономико–статистического исследования.

1 этап: с помощью массового научноорганизованного наблюдения получают первичную информацию об отдельных фактах (единицах) изучаемого явления.

Собранная в ходе массового наблюдения информация представляет собой исходный материал для статистического обобщения, для получения объективных выводов об изучаемом явлении.

Для того чтобы освободиться от влияния случайных причин и установить характерные черты изучаемого объекта, нужно получить сведения о достаточно большом числе единиц.

2 этап: это группировка и сводка материалов, которые представляют собой расчленение всей массы единиц на однородные группы и подгруппы, и оформление полученных результатов в виде статистических таблиц. Для того чтобы выделить из состава всех случаев единицы разного состава, показать особенности явлений нужно использовать группировку.

После группировки нужно обобщить данные наблюдения, которые были получены в ходе статистического исследования.

На третьей заключительной стадии проводится анализ полученной при сводке статистической информации на основе применения обобщающих статистических показателей: абсолютных и относительных величин, средних величин, статистических коэффициентов и индексов.

Табличные и графические методы имеют широкое применение при изучении статистической информации.

6. Задачи статистики в современных условиях

Рост производительных сил и научной деятельности в России вызвал развитие статистики и применение ее в практической деятельности.

Основные задачи статистической науки:

1) исследовать происходящие в обществе преобразования социально–экономических процессов;

2) выявить резервы эффективности общественного производства;

3) своевременно обеспечить органы законодательной власти надежной информацией.

В науку термин статистика ввел немецкий ученый Готфрид Ахенваль в 1746 году, предложив заменить название курса «Государствоведение », преподававшегося в университетах Германии, на «Статистику », положив тем самым начало развитию статистики как науки и учебной дисциплины. Несмотря на это, статистический учет велся намного раньше: проводились переписи населения в Древнем Китае, осуществлялось сравнение военного потенциала государств, велся учет имущества граждан в Древнем Риме и пр.

У истоков статистической науки стояли 2 школы: немецкая описательная и английская школа политических арифметиков .

Представители описательной школы (Герман Конринг, Готфрид Ахенваль, Август Людвиг Шленцер) своей задачей считали описание достопримечательностей государства: территории, населения, климата, политического устройства, вероисповедания, торговли и т.п. – без анализа закономерностей и связей между явлениями.

Представители школы политических арифметиков (Уильям Петти, Джон Граунт, Эдмунд Галлей) своей главной задачей считали выявление на основе большого числа наблюдений различных закономерностей и взаимосвязей в изучаемых явлениях.

Каждая школа развивалась своим путем, используя свои методы в исследованиях, но предмет изучения у них был общий – государство, общество и, в частности, массовые явления и процессы, происходящие в нем. Статистика сформировалась как наука в результате синтеза государствоведения и политической арифметики, причем от последней она взяла больше, поскольку статистика и в настоящее время призвана выявлять прежде всего различного рода закономерности в исследуемых явлениях.

Однако представители этих двух школ не дошли до теоретического обобщения практики учетно-статистических работ, до создания теории статистики . Эта задача была решена позднее, в XIX веке бельгийским ученым Адольфом Кетле, который дал определение предмета статистики, раскрыл суть ее методов. Под влиянием идей Кетле возникло третье направление статистической науки – математико-статистическое , которое получило свое развитие в работах таких ученых как: англичане Фрэнсис Гальтон, Фрэнсис Эджворт, Карл Пирсон, Одни Дж. Юл, Вильям Госсет, Рональд Фишер, Морис Дж.Кендэл, итальянец Коррадо Джини, русские – Пафнутий Львович Чебышёв, Андрей Андреевич Марков, Александр Михайлович Ляпунов, Александр Иванович и Александр Александрович Чупров и пр.

В настоящее время термин статистика употребляется в 4 значениях:

  1. наука , изучающая количественную сторону массовых явлений и процессов в неразрывной связи с их качественным содержанием – учебный предмет в высших и средних специальных учебных заведений;
  2. совокупность цифровых сведений , характеризующих состояние массовых явлений и процессов общественной жизни; статистические данные, представляемые в отчетности предприятий, организаций, отраслей экономики, а также публикуемых в сборниках, справочниках, периодической печати и в сети Интернет, которые являются результатом статистической работы;
  3. отрасль практической деятельности («статистический учет») по сбору, обработке, анализу и публикации массовых цифровых данных о самых различных явлениях и процессах общественной жизни;
  4. некий параметр ряда случайных величин , получаемый по определенному алгоритму из результатов наблюдений, например, статистические критерии (критические статистики), применяющиеся при проверке различных гипотез (предположительных утверждений) относительно природы или значений отдельных показателей исследуемых данных, особенностей их распределения и пр.

Как и любая другая наука, статистика имеет свой предмет и метод исследования. Статистика изучает количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной или содержанием, а также исследует количественное выражение закономерностей общественного развития в конкретных условиях места и времени. Такое изучение основывается на системе категорий (понятий), отражающих наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов и явлений объективного мира.

  1. Статистическая совокупность – множество социально-экономических объектов или явлений общественной жизни, объединенных качественной основой, но отличающихся друг от друга отдельными признаками, т.е. однородных в одном отношении, но разнородных в другом. Таковы, например, совокупность домохозяйств, семей, предприятий, фирм и т.п.
  2. Единица совокупности – первичный элемент статистической совокупности, являющийся носителем признаков и основой ведущегося при обследовании счета.
  3. Признак единицы совокупности – свойства единицы совокупности, которые различаются способами их измерения и другими особенностями
  4. Статистический показатель – понятие, отображающее количественные характеристики (размеры) или соотношения признаков общественных явлений. Статистические показатели можно подразделить на первичные (объемные) – характеризуют либо общее число единиц совокупности (объем совокупности), либо сумму значений какого-либо признака (объем признака) и выражаются абсолютными величинами и вторичные (расчетные) – задаются на единицу первичного показателя и выражаются относительными и средними величинами. Статистические показатели могут быть плановыми, отчетными и прогнозными.
  5. Система статистических показателей – совокупность статистических показателей, отражающая взаимосвязи, которые объективно существуют между явлениями. Она охватывает все стороны общественной жизни как на макро-, так и на микроуровне. С изменением условий жизни общества меняются и системы статистических показателей, совершенствуется методология их расчета.

Совокупность приемов, пользуясь которыми статистика исследует свой предмет, составляет метод статистики . Можно выделить 3 группы статистических методов (3 этапа статистического исследования):

  1. Статистическое наблюдение - научно организованный сбор сведений, заключающийся в регистрации тех или иных фактов, признаков, относящихся к каждой единице изучаемой совокупности;
  2. Сводка и группировка - обработка собранных первичных данных, включающая их группировку, обобщение и оформление в таблицах;
  3. Статистический анализ - на основе итоговых данных сводки рассчитываются различные обобщающие показатели в виде средних и относительных величин, выявляются определенные закономерности в распределениях, динамике показателей и т.п.

Таким образом, любое законченное статистическое исследование проходит в 3 этапа, между которыми, разумеется, могут быть перерывы во времени.