Минимальный размер оплаты труда в беларуси. Министерство труда и социальной защитыреспублики беларусь. Минимальный размер оплаты труда

Совет Министров Республики Беларусь принял постановление от 24.12.2015 № 1094 «Об установлении размера месячной минимальной заработной платы».

Согласно данному документу месячная минимальная заработная плата с 1 января 2016 года устанавливается в размере 2 300 000 рублей.

Напомним, что в соответствии с Законом Республики Беларусь от 17.07.2002 № 124-З «Об установлении и порядке повышения минимальной заработной платы» минимальная заработная плата (месячная и часовая) – это государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда, который наниматель обязан применять в качестве низшей границы оплаты труда работников за работу в нормальных условиях в течение нормальной продолжительности рабочего времени при выполнении обязанностей работника, вытекающих из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора.

Месячная минимальная заработная плата применяется в отношении работников, оплата труда которых производится на основе месячных тарифных ставок (окладов, должностных окладов).

Размер месячной минимальной заработной платы определяется с учетом:

  • экономических возможностей республиканского и местных бюджетов, а также нанимателей;
  • потребностей работников в материальных благах и услугах;
  • уровня занятости и производительности труда;
  • прогнозного значения роста потребительских цен;
  • уровня номинальной начисленной среднемесячной заработной платы по республике в целом.

Совет Министров Республики Беларусь с участием республиканских объединений нанимателей и профессиональных союзов при разработке прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь определяет соотношение размеров месячной минимальной заработной платы и минимального потребительского бюджета, обеспечивая ежегодное сближение их размеров. Размер месячной минимальной заработной платы устанавливается Советом Министров Республики Беларусь ежегодно с 1 января. Месячная минимальная заработная плата в течение года подлежит индексации в порядке, предусмотренном для индексации доходов, полученных из бюджетных источников, в соответствии с законодательством об индексации доходов населения с учетом инфляции. Коллективным договором (соглашением) может быть установлен иной размер месячной минимальной заработной платы, но не ниже размера месячной минимальной заработной платы, установленного в соответствии с Законом.

Установлено также, что минимальная заработная плата (месячная и часовая) применяется исключительно в сфере трудовых отношений и обеспечивает социальную защиту работников. Минимальная заработная плата (месячная и часовая) применяется нанимателем при оплате труда работников за работу в нормальных условиях в течение нормальной продолжительности рабочего времени при выполнении обязанностей работника, вытекающих из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора, с учетом отработанного рабочего времени. Работнику, у которого размер начисленной заработной платы оказался ниже размера минимальной заработной платы (месячной и часовой), установленного и применяемого в соответствии с настоящим Законом, наниматель обязан произвести доплату до размера минимальной заработной платы (месячной и часовой). При определении доплаты до размера минимальной заработной платы (месячной и часовой) в размере начисленной заработной платы работника не учитываются выплаты компенсирующего характера и выплаты, не связанные с выполнением работником обязанностей, вытекающих из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора. Перечень указанных выплат устанавливается республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику в области оплаты труда.

Информация о размере минимальной заработной платы в 2016 году

Законом Республики Беларусь «Об установлении и порядке повышения минимальной заработной платы» (далее – Закон) установлена правовая основа определения размера минимальной заработной платы и её применения.

Действие Закона распространяется на всех работников и нанимателей, заключивших трудовой договор на территории Республики Беларусь, если иное не установлено законодательными актами или международными договорами Республики Беларусь.

Минимальная заработная плата (месячная и часовая) – государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда, который наниматель обязан применять в качестве низшей границы оплаты труда работников за работу в нормальных условиях в течение нормальной продолжительности рабочего времени при выполнении обязанностей работника, вытекающих из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора.

Размер месячной минимальной заработной платы устанавливается Советом Министров Республики Беларусь ежегодно с 1 января.

Коллективным договором (соглашением) может быть установлен иной размер месячной минимальной заработной платы, но не ниже размера месячной минимальной заработной платы, установленного в соответствии с Законом.

Месячная минимальная заработная плата в течение года подлежит индексации в порядке, предусмотренном для индексации доходов, полученных из бюджетных источников, в соответствии с законодательством об индексации доходов населения с учетом инфляции.

Размер часовой минимальной заработной платы определяется нанимателем путем деления размера месячной минимальной заработной платы на соотношение расчетной нормы рабочего времени календарного года, установленной для соответствующих категорий работников нанимателем в соответствии с законодательством о труде, и количества месяцев календарного года, а также изменяется нанимателем при изменении размера месячной минимальной заработной платы, в том числе в связи с индексацией месячной минимальной заработной платы.

Месячная минимальная заработная плата применяется в отношении работников, оплата труда которых производится на основе месячных тарифных ставок (окладов, должностных окладов).

Часовая минимальная заработная плата применяется в отношении работников, оплата труда которых производится на основе часовых тарифных ставок (окладов, должностных окладов).

Минимальная заработная плата (месячная и часовая) применяется с учетом отработанного рабочего времени.

Работнику, у которого размер начисленной заработной платы оказался ниже размера минимальной заработной платы (месячной и часовой), установленного и применяемого в соответствии с Законом, наниматель обязан произвести доплату до размера минимальной заработной платы (месячной и часовой). При определении доплаты до размера минимальной заработной платы (месячной и часовой) в размере начисленной заработной платы работника не учитываются выплаты компенсирующего характера и выплаты, не связанные с выполнением работником обязанностей, вытекающих из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора, перечень которых утвержден постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21 июля 2014 г. № 68.

Информация о размере минимальной заработной платы в 2016 году

Период
Размер месячной минимальной заработной платы (руб.) Примечание
Январь 2 300 000 Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 декабря 2015 г. № 1094
Февраль
2 300 000
-«-
Март
2 300 000
-«-
Апрель
2 300 000
-«-
Май 2 300 000 -«-
Июнь
2 391 769
С учётом индексации 5,4 процента
Июль 1 239,48 -«-
Август 1 239,48 -«-
Сентябрь 1 239,48 -«-
Октябрь 1 239,42 -«-
Ноябрь 1 239,42 -«-
Декабрь 1
239,42
-«-

Примечание. Размер месячной минимальной заработной платы за июнь 2016 г. с учетом деноминации составил 239,18 рубля 1 .

Рост размера месячной минимальной заработной платы за июль 2016 г. по сравнению с июнем 2016 г. обусловлен увеличением норматива индексации.

Снижение размера месячной минимальной заработной платы за октябрь 2016 г. по сравнению с сентябрем 2016 г. обусловлено снижением норматива индексации.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 28 января 2006 г. № 55 «О нормативе индексации денежных доходов населения с учетом инфляции» индексируется доход в пределах норматива индексации – 100 процентов бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, действующего на момент индексации (с 1 августа 2016 г. – 175,5 рубля, с 1 ноября 2016 г. – 174,52 рубля).

1 С учетом деноминации в денежных единицах образца 2009 года.

375 рублей

Установлена: с 01.01.2020

Предыдущее значение: 330 рублей.

Минимальная заработная плата - наименьшая величина оплаты труда каждого работника, допустимая в конкретном государстве. То есть выплата меньшего вознаграждения, вне зависимости от сферы деятельности и формы собственности организации-нанимателя, является незаконной, при условии, что человек, с которым заключен трудовой договор либо контракт, выполнил установленный нормативный объем работ. Отчисление минимальной заработной платы не является обязательным при применении способов оформления трудовых отношений, отличных от трудового договора либо контракта.

Правовой статус минимальной зарплаты закреплен в Законе Республики Беларусь. Установление абсолютного размера минимальной заработной платы производится ежегодно, по состоянию на первое января. Величина индексируется в течение года в соответствии с меняющимися экономическими реалиями. В течение 2012 года минимальная заработная плата индексировалась трижды.

Аналогичным образом дела обстояли и в 2013 году - показатель минимальной зарплаты с учетом инфляции «доводился до ума» три раза.

В 2014 году по состоянию на 10 октября индексация минимальной заработной платы осуществлялась дважды - за май и за июль. Таким образом, с 11 августа 2014 года минимальная зарплата в Беларуси составляла 1 756 730 рублей.

С 1 января 2015 году минимальная зарплата установлена 2 100 100 рублей. В течение 2015 года МЗП индексировалась три раза: в июле, августе, сентябре. С учетом индексации 5,1% размер МЗП составил 2 180 126 рублей. В октябре после индексации на 5,1% размер месячной минимальной заработной платы составил 2 180 058 рублей. За ноябрь МЗП составила 2 180 126 рублей.

Размер минимальной заработной платы в 2016-2019 гг..

месячная МЗП (бел.руб.)

2016 год
Январь 2 300 000
Февраль 2 300 000
Март 2 300 000
Апрель 2 300 000
Май 2 300 000
Июнь 2 391 769 (проиндексирована)
Июль 239,48
Август 239,48
Сентябрь 239,48
Октябрь 239,42
Ноябрь 239,42
2017 год
Январь 265
2018 год
Январь 305
2019 год
Январь 330
2020 год
Январь 375

С января 2016 года новое значение МЗП составило 2 300 000 рублей. С июля 2016 года по сравнению с июнем размер месячной заработной платы составил 2 391 769 рублей с учётом индексации 5,4 процента. После деноминации с 1 июля - 239 рублей 18 копеек (за июнь). С учетом индексации в сентябре размер заработной платы составил 239,48 рублей. Уменьшение МЗП за октябрь по сравнению с сентябрем 2016 года обусловлено снижением норматива индексации. Поскольку ИПЦ за ноябрь 2016 г. не превысил пятипроцентный порог к месяцу ее предыдущей индексации (июнь 2016 г.). Ее размер в ноябре 2016 г. составил 239 рублей 42 копейки.

С 1 января 2017 года увеличивается размер минимального социального стандарта оплаты труда на 25,58 рублей. Соответствующее решение принято постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2016 г. № 1080, согласно которому месячная минимальная заработная плата установлена в размере 265 рублей.

С 1 января 2018 г. месячная минимальная заработная плата установлена в размере 305 рублей. Соответствующее решение принято постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2017 г. № 1022.

С 1 января 2019 г. минимальная заработная плата оставляла 330 рублей. С 1 января 2020 года минималка выросла на 45 рублей и составляет 375 рублей.

Минимальный размер оплаты труда

Минимальная заработная плата – государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда. Минимальная заработная плата устанавливается в месячном и почасовом размере. Минимальная заработная плата в месяц устанавливается на национальном уровне Советом Министров Республики Беларусь. Она должна ежегодно индексироваться. Минимальная заработная плата (месячная и часовая) применяется с учетом отработанного рабочего времени.

Размер месячной минимальной заработной платы определяется с учетом:

  • экономических возможностей государства и нанимателей;
  • потребностей работников в материальных благах и услугах;
  • уровня занятости и производительности труда;
  • прогнозного роста потребительских цен;
  • уровня номинальной начисленной среднемесячной заработной платы по республике.

Коллективным договором (соглашением) может быть установлен повышенный размер месячной минимальной заработной платы, по сравнению с государственным.

Размер часовой минимальной заработной платы определяется путем деления размера месячной минимальной заработной платы на соотношение расчетной нормы рабочего времени календарного года и количества месяцев календарного года. Работодатель обязан пересматривать ставку почасовой минимальной заработной платы в случае изменения месячной минимальной заработной платы.

Если размер начисленной заработной платы работника оказался ниже минимальной заработной платы, то наниматель обязан произвести доплату, чтобы компенсировать разницу.

Выплата заработной платы не в полном объеме влечет наложение административного штрафа в размере от 4 до 20 базовых величин, а на юридическое лицо – до 100 базовых величин. Работник вправе обратиться в инспекцию труда либо в суд.

Источники: ст. 4-6 Закона Республики Беларусь «Об установлении и порядке повышения размера минимальной заработной платы» от 17.07.2002 №124-З; ст. 56, 59 Трудового кодекса; Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об установлении размера месячной минимальной заработной платы» от 29 августа 2019 г. № 582; ст. 9.19 Кодекса об административных правонарушениях

Заработная плата

Согласно Конституции работникам гарантируется справедливое вознаграждение за результаты труда в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением, но не ниже уровня, обеспечивающего им и их семьям свободное и достойное существование. Заработная плата – это вознаграждение за труд, которое наниматель обязан выплатить работнику за выполненную работу в зависимости от ее сложности, количества, качества, условий труда и квалификации работника с учетом фактически отработанного времени, а также за периоды, включаемые в рабочее время. С 2020 года заработная плата бюджетников будет состоять из оклада, стимулирующих (надбавки и премии) и компенсирующих выплат (доплаты).

Государственные гарантии по оплате труда работников включают в себя:

  1. минимальную заработную плату;
  2. с 2020 года - базовую ставку оплаты труда (для бюджетных организаций);
  3. с 2020 года - тарифы и (должностные) оклады (для бюджетных организаций и государственной службы);
  4. размеры увеличения оплаты труда за работу в условиях, отличающихся от нормативных;
  5. реальное содержание и индексацию заработной платы;
  6. ограничение удержаний из заработной платы;
  7. гарантии своевременной выплаты заработной платы;
  8. ответственность нанимателей за нарушение условий коллективного договора (соглашения), трудового договора.

Индексация заработной платы осуществляется в связи с инфляцией. Существует два варианта системы оплаты труда в Республике Беларусь: для бюджетной сферы и для коммерческих организаций.

С 2020 года для бюджетных организаций взамен Единой тарифной сетки (27 разрядов) вводится 18-разрядная тарифная сетка. Вместо тарифной ставки первого разряда будет установлена базовая ставка. Ее размер (ориентированный на прожиточный минимум) будет устанавливаться Правительством с начала текущего года. В 2020 году базовая ставка будет равна 180 рублям.

В то время как минимальная заработная плата определяется законодательством, максимальный предел не установлен. Предусмотрена более высокая оплата тяжелой работы, работы во вредных или опасных условиях труда и на территории радиоактивного загрязнения.

С 2020 года вводится надбавка за стаж работы в бюджетной сфере:

  • до 5 лет – 10% базовой ставки;
  • от 5 до 10 лет – 15% базовой ставки;
  • от 10 до 15 лет – 20% базовой ставки;
  • от 15 лет и выше – 30% базовой ставки.

Заработная плата должна выплачиваться два раза в месяц (каждые полмесяца) в дни, определенные в коллективном договоре (соглашении) или трудовом договоре. При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня.

Заработная плата должна быть выплачена в национальной валюте, т. е. в белорусских рублях. Выплата заработной платы может производиться через банковский или денежный перевод, если работник дал письменное согласие на это. С согласия работника допускается замена денежной оплаты полностью или частично натуральной оплатой (смешанная форма оплаты). Натуральная оплата должна быть подходящей для личного потребления и выгодной для работника и его семьи. Натуральная оплата не может производиться товарами, перечень которых утвержден Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 апреля 2000 г. № 603.

Работодатель обязан информировать работников о составных частях заработной платы, размерах удержаний из заработной платы, а также общей сумме, подлежащей выплате. Удержания из заработной платы могут производиться только в случаях, предусмотренных законодательством. В перечисленных случаях удержания из заработной платы для погашения задолженности нанимателю могут производиться по его распоряжению:

  • возмещение неотработанного аванса;
  • погашение неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного в связи со служебной командировкой;
  • возврат сумм, излишне выплаченных работнику (из-за счетной ошибки);
  • при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска;
  • при возмещении ущерба, причиненного по вине работника нанимателю, в размере, не превышающем его среднемесячного заработка.

Общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20% от нее, а при наличии нескольких исполнительных документов за работником должно быть сохранено 50% заработка. В особых случаях размер удержаний может возрасти до 70% заработной платы (например, взыскание алиментов на несовершеннолетних детей).

Нарушение нанимателем порядка и сроков выплаты заработной платы влечет наложение штрафа в размере от 4 до 20 базовых величин, а на юридическое лицо – до 100 базовых величин.

Источники: ст. 42 Конституции; ст. 56-63, 65, 73-75, 80, 107-109 Трудового кодекса; Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Перечня товаров, которыми не может производиться натуральная оплата труда нанимателями» от 28 апреля 2000 г. № 603; ст. 9.19 Кодекса об административных правонарушениях; Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 февраля 2019 г. № 138 «Об оплате труда работников бюджетных организаций»; Указ Президента Республики Беларусь от 18 января 2019 г. № 27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций»

Нормативное регулирование оплаты труда

  • Трудовой кодекс Республики Беларусь 1999 г. (в ред. от 23.07.2015) / Labour Code of the Republic of Belarus 1999 (version 23.07.2015)
  • Закон Республики Беларусь «Об установлении и порядке повышения размера минимальной заработной платы» от 17.07.2002 №124-З (в ред. от 24.04.2014) / Law of the Republic of Belarus «About setting and the order of minimum wage uprating» 17.07.2002 №124-3 (version 24.04.2014)
  • Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях 2003 г. (в ред. от 23.08.2016) / Code of Administrative Offences of the Republic of Belarus 2003 (version 23.08.2016)
  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об установлении размера месячной минимальной заработной платы» от 24.12.2015 №1094 / Resolution of the Council of Ministers of the Republic of Belarus «About establishment of the monthly minimum wage» 24.12.2015 №1094
  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Перечня товаров, которыми не может производиться натуральная оплата труда нанимателями» от 28 апреля 2000 г. № 603 / Resolution of the Council of Ministers of the Republic of Belarus «About approval of the list of goods that cannot be paid in kind by employers» 28.04.2000 №603

В Беларуси бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения (БПМ) в ценах сентября текущего года в расчете на месяц составляет с 1 ноября 2016 года по 1 января 2017 года Br174,52. Такое решение содержится в постановлении Министерства труда и социальной защиты от 20 октября 2016 года №64.

Как отметили в профильном ведомстве, БПМ в ценах сентября снизился на 0,6% по сравнению с БПМ в ценах июня (с 1 августа по 31 октября нынешнего года БПМ равнялся Br175,50). Уменьшение бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения обусловлено снижением цен на плодоовощную продукцию в период ее массовой заготовки (в сентябре по сравнению с июнем - периодом реализации продукции нового урожая) и значительным удельным весом данной статьи расходов в продуктах питания, пояснили в министерстве.

Вместе с тем, подчеркнули в Минтруда и соцзащиты, снижение БПМ не приведет к уменьшению размеров пенсий, пособий, прочих социальных выплат, исчисляемых из его размера: в соответствии с указом от 18 декабря 2006 года №726 "Об исчислении социальных выплат" при их назначении (перерасчете) используется наибольшая величина бюджета прожиточного минимума за два последних квартала.

С ноября текущего года по январь следующего года БПМ трудоспособного населения равняется Br193,14; пенсионеров - Br134,41; студентов - Br169,72; детей в возрасте до трех лет - Br111,99; детей в возрасте от трех до шести лет - Br154,97; детей в возрасте от шести до восемнадцати лет - Br191.

Бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения в текущем году повышался четыре раза: с 1 февраля, 1 марта, 1 мая и 1 августа. Так, с 1 февраля этот социальный норматив равнялся Br1 млн 591 тыс. 310 (неденоминированных). С 1 марта по 30 апреля БПМ был установлен в размере Br1 млн 640 тыс. указом №111 "О налогообложении и утверждении бюджета прожиточного минимума" в целях обеспечения дополнительной защиты социально уязвимых категорий граждан. С 1 мая БПМ составлял Br1 млн 699 тыс. 430 (до деноминации), с 1 по 31 июля - Br169,94 (после деноминации). Бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения с 1 августа по 31 октября в расчете на месяц составлял Br175,50.

БПМ применяется при определении размеров минимальных трудовых и социальных пенсий; надбавок, повышений к пенсиям и доплат людям старших возрастов; некоторых видов пособий и др. Он служит нормативом индексации доходов населения, выступает в качестве критерия нуждаемости при определении права граждан на государственную адресную социальную помощь (ГАСП) в виде ежемесячного социального пособия и обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни. Кроме того, бюджет прожиточного минимума применяется для исчисления других выплат и служит критерием оценки при определении права граждан на некоторые виды социальной поддержки.

Национальным законодательством определена правовая основа определения прожиточного минимума и его использования. Так, бюджет прожиточного минимума представляет собой стоимостную величину необходимых для сохранения здоровья человека, обеспечения его жизнедеятельности минимального набора продуктов питания и непродовольственных товаров и услуг, стоимость которых определяется как фиксированная доля от стоимости минимального набора продуктов питания, а также обязательные платежи и взносы. Прожиточный минимум для основных социально-демографических групп населения состоит из минимальных наборов продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг (их стоимость определена в размере 77% от стоимости минимального набора продуктов питания).

Установлены новые размеры минимальных потребительских бюджетов

Минимальный потребительский бюджет на одного члена семьи из четырех человек с 1 ноября 2016 года по 31 января 2017 года в расчете на месяц составляет Br293,32 (этот норматив с 1 августа по 31 октября был установлен в размере Br285,43). Таким образом, новый МПБ повысился на 2,8% к предыдущему.

По словам специалистов, удельный вес основных статей потребительских расходов в МПБ семьи из четырех человек в ценах сентября следующий: продукты питания - 49,6%, одежда, белье, обувь - 19,8%, жилищно-коммунальные услуги - 7,5%, бытовые услуги, транспорт, связь - 9%; мебель, предметы культурно-бытового и хозяйственного назначения - 8,4%, культурно-просветительные мероприятия и отдых - 1,5%, взносы и платежи - 1,8%, лекарственные средства, предметы санитарии и гигиены - 2,5%.

В настоящее время среднедушевой минимальный потребительский бюджет семьи из четырех человек служит основой для определения права граждан на получение льготных кредитов и субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений; граждан, постоянно проживающих и работающих в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек, - льготных кредитов на капитальный ремонт и реконструкцию жилых помещений, строительство инженерных сетей, возведение хозяйственных помещений и построек.

Постановлением Минтруда и соцзащиты №65 установлены на период с 1 ноября 2016 года по 31 января 2017 года среднедушевые минимальные потребительские бюджеты молодой семьи из трех человек - Br317,48; трудоспособного населения - Br374,62; пенсионеров - Br294,82; студентов - Br279,36; детей в возрасте до 3 лет - Br237,31; детей в возрасте от 3 до 6 лет - Br308,39; детей в возрасте от 6 до 18 лет - Br320,63.

Пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет возрастают с ноября

В соответствии с новой редакцией закона "О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей" с 1 января 2013 года размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет дифференцируется в зависимости от количества детей в семье. На первого ребенка он составляет 35% среднемесячной заработной платы работников республики, на второго и последующих детей - 40%. Пособие на ребенка-инвалида назначается и выплачивается в размере 45% среднемесячной заработной платы независимо от очередности рождения этого ребенка в семье.

Для расчета размера данного вида пособия с 1 ноября 2016 года по 31 января 2017 года применяется показатель среднемесячной заработной платы за третий квартал текущего года в размере Br743,6. Таким образом, с ноября по январь размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет составит на первого ребенка Br260,26 (с 1 августа по 31 октября - Br252,39), на второго и последующих детей - Br297,44 (против Br288,44), на ребенка-инвалида в возрасте до 3 лет - Br334,62 (против Br324,50). Проживающим на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения или с правом на отселение пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет назначается и выплачивается в размере 150% к установленному законом.

Что касается детских пособий, исчисляемых из бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (БПМ), то они сохраняются в прежнем размере, несмотря на снижение БПМ.

В связи с этим с 1 ноября 2016 года по 31 января 2017 года при назначении (перерасчете) пособий при рождении ребенка (первого - 10 БПМ, второго и последующих детей - 14 БПМ), по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет (1 БПМ), на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет (0,5 БПМ), на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей (0,5 БПМ, 0,7 БПМ), на детей в возрасте до 18 лет, инфицированных ВИЧ (0,7 БПМ), и других социальных выплат, исчисляемых из размера БПМ, будет применяться его прежняя величина - Br175,50).

Так, единовременное пособие при рождении первого ребенка составит по-прежнему Br1755,00; при рождении второго и последующих детей - Br2457,00. Единовременное пособие женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности, - Br175,50. Ежемесячное пособие семьям на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей, определяемых законодательством, на ребенка-инвалида равняется Br122,85, на других детей в семье - Br87,75. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет - Br175,50, ежемесячное пособие на ребенка в возрасте до 18 лет, инфицированного ВИЧ, - Br122,85.

Национальным законодательством предусмотрена разветвленная система пособий семьям в связи с рождением и воспитанием детей - всего назначается 11 видов пособий.

Нацбанк меняет вес валют в стоимости корзины иностранных валют

"Правление Национального банка приняло решение об изменении с 1 ноября 2016 года весов валют в стоимости корзины иностранных валют и установлении их на следующих уровнях: для российского рубля - 50%, доллара США - 30%, евро - 20%. Данное решение принято согласно стратегии поэтапного сближения удельного веса российского рубля в корзине иностранных валют и доли России во внешнеторговом обороте Беларуси, которая составляет около 50%", - пояснили в Нацбанке.

При определении удельных весов доллара США и евро учитывалось соотношение объема торгов указанными валютами на ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа", по результатам которых устанавливается официальный обменный курс, и доля стран ЕС во внешнеторговом обороте Беларуси.

Установлен новый размер удержания с нанимателей средств для выплаты зарплаты

В Беларуси при расчете средств, подлежащих перечислению вне очереди платежей на погашение задолженности по заработной плате, наниматели должны бронировать в расчете на одного работника Br289,71. Данный норматив применяется с 1 ноября 2016 года.

В соответствии с указом от 27 ноября 1995 года №483 "Об обеспечении своевременной выплаты заработной платы" с нанимателей, имеющих задолженность по выплате заработной платы, в бесспорном порядке удерживаются суммы, соответствующие 1,5 размера бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения, скорректированного на индекс потребительских цен на каждого работника с учетом коэффициентов повышения тарифных ставок рабочих по технологическим видам работ, производствам и отраслям экономики.

Фонд финансовой поддержки предпринимателей начнет выдавать кредиты для бизнеса под 10%

"С 1 ноября наш Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей выводит новые условия поддержки предпринимательства. Речь идет про займы и возможности лизинга в белорусских рублях под ставку 10%", - пояснил первый замминистра экономики Александр Заборовский. Сумма финансовой поддержки на одного субъекта хозяйствования будет составлять до Br210 тыс., срок - до 5 лет.

Распределяться средства будут на конкурсных условиях, среди которых - создание новых рабочих мест и рост производительности труда. "Те предприятия малого и среднего бизнеса, которые подпадают под эти критерии, получат доступ к хорошим финансовым продуктам", - констатировал он.

По словам первого заместителя министра, предоставление таких кредитных ресурсов - одна мера из целого ряда инструментов, которые будут использоваться в Беларуси, чтобы стимулировать инвестиции и поддерживать экономический рост. "Эти инструменты представляют собой два блока. С одной стороны - это макроэкономические инструменты, которые приводят к снижению инфляции и постепенному снижению процентных ставок (а значит, растет и доступность кредитов для бизнеса). И с другой стороны - Минэкономики запускает ряд точечных проектов, которые позволяют ускорить этот процесс. Среди них кредиты Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей", - рассказал Александр Заборовский.

Беларусь повышает экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты

Беларусь с 1 ноября повышает экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты, вывозимые за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Соответствующее решение содержится в постановлении Совета Министров от 26 октября 2016 года № 877.

Ставка экспортной пошлины на сырую нефть будет повышена с $91,9 до $92,7 за 1 т. Пошлина на прямогонный бензин повысится с $65,2 до $65,8 за 1 т, на товарные бензины - с $56 до $56,5 за 1 т.

Пошлина на легкие, средние дистилляты составит $37 за 1 т (была $36,7). Такая же пошлина установлена в отношении дизельного топлива, бензола, толуола, ксилолов, смазочных и прочих масел.

Еще два участка республиканских автодорог станут платными

Согласно документу, перечень платных дорог, на которых взимается плата за проезд транспортных средств посредством системы электронного сбора платы, дополнен двумя новыми участками. Плата за проезд теперь будет взиматься на автодороге Р23 Минск-Микашевичи с 80 км по 99 км и автодороге М5/Е 271 Минск-Гомель с 130 км по 212 км.

МТС введет новый принцип тарификации мобильного интернета

С 1 ноября перестают действовать пакетные услуги (кроме Интернет Mini, Интернет Midi, Интернет Maxi), включенный трафик на тарифных планах остается без изменений. Оплата за потребленный интернет-трафик будет производиться по принципу интервалов (до 100 МБ - Br1,5, от 101 МБ до 500 МБ - Br3, от 501 МБ до 2 ГБ и т.д.). При переходе на следующий интервал тарификации абонент будет получать SMS-оповещение. Самостоятельно узнать текущий объем использованного интернет-трафика можно с помощью бесплатного USSD-запроса *444# или отправки SMS с любым символом на номер 444.

На тарифных планах без включенного трафика по принципу "Открытый интернет" тарифицируется весь потребленный трафик в соответствии с интервалом. На тарифах с включенным интернет-пакетом по новому принципу тарифицируется только трафик сверх включенного в тарифный план абонента или бонусного трафика.

Интервальная тарификация будет внедрена для всех тарифных планах, за исключением ТП "Абсолют", "МТС СМАРТ Гостевой" и корпоративных.

Минфин понизит цены на скупку драгметаллов у населения

Цена за грамм золота в изделиях и ломе снизилась на 10% (375-й пробы - до Br24,53, 500-й пробы - до Br32,71, 583-й и 585-й проб - до Br38,26).

Стоимость платины 950-й пробы в изделиях и ломе уменьшится почти на 20% и составит Br47,40.

Серебро в изделиях и ломе будут скупать дешевле на 17% (750-й пробы - по Br0,68, 800-й пробы - по Br0,73, 875-й пробы - по Br0,8).

Цена за зубные протезы, элементы зубных протезов с содержанием золота 900/750-й пробы снизится на 10% до Br57,89, на элементы съемных зубных протезов из сплава золота 750-й пробы с платиной и серебром - до Br53,62. Грамм деталей зубных протезов серебряно-палладиевого сплава будет стоить Br7,09 (на 9,6% меньше).

Последний раз цены на скупку изделий и лома из драгметаллов у физлиц в Беларуси менялись 22 августа, тогда они были повышены.

Некоторые виды сигарет подорожают

Подорожание коснется продукции ОАО "Гродненская табачная фабрика "Неман". Так, некоторые виды сигарет Pall Mall станут дороже на 4 копейки, на 5 копеек подорожают отдельные сигареты Kent.

Станет дороже и продукция ООО "Табак-Инвест". Например, некоторые виды сигарет LD и Monte Carlo также вырастут в цене на 5 копеек. На такую же сумму станут дороже некоторые виды сигарет Camel и Winston, но Winston Compact Blue подорожают на 10 копеек, а на Camel Compact Filters и Camel Compact Blue цена вырастет на 1 копейку. На 5 копеек подорожают некоторые виды сигарет Sobranie.

Вырастут цены и на импортные сигареты. Так, некоторые виды Dunhill и KENT HDi станут дороже на 5 копеек.

"С приближением зимы сом многочисленными группами залегает в ямах и (или) других укрытиях, где проводит зимний период в неподвижном состоянии, тем самым становясь легкой добычей для недобросовестных рыболовов. Установление запрета направлено на сохранение популяции сома обыкновенного", - пояснили в организации.

Также с 1 ноября по 15 декабря в связи с нерестом устанавливается запрет на лов сига чудского.