В выходной день вас направляют на обучение: что с оплатой? Заочное высшее образование Что такое группа выходного дня

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Буквально в первых словах данной статьи хочется подчеркнуть, что речь пойдёт не про такое явление, как группа выходного дня в детском саду, а про группу выходного дня при обучении в ВУЗе и получении высшего образования. Поэтому постараюсь рассказать о том, что такое группа выходного дня в ВУЗе, как организовано обучение, что об этом говорит закон и какие есть плюсы и минусы у такой формы обучения. После того, как огласил примерный план статьи можно уже не растягивать статью ненужными словами, а переходить к делу.

Первое, о чём я хотел сказать – это то, что это вообще за форма обучения такая загадочная. Это что-то такое, что с точки зрения здравого смысла существовать не должно. Совсем. Потому что эта форма обучения подразумевает занятия ОДИН день в неделю , как следует из названия, день выходной. И в этот один-единственный день проходит 4 пары или ленты, кому как удобно. Иногда встречается такое расписание, когда занимаются студенты 2 раза в неделю в вечернее время. И у них проходит 2 занятия в день. Путём несложных подсчётов получаем, что в любом случае в неделю 4 занятия. Не маловато для получения высшего образования?

Дни, отмеченные красным могут стать для Вас не выходными, а вполне рабочими

Ненароком захлестнул и второй пункт плана, не написав толком ничего по первому пункту. Хорошо, допишем немного. Все эти занятия, которых, как можно понять из предыдущего абзаца, исчезающе мало являются лекционными. То есть никаких практических занятий проводится не будет, а запомнить материал из лекции не так просто, гораздо лучше запоминается то, что проходили во время практических занятий. Это, конечно, личное мнение, но мой блог и мнение моё.

Далее по плану очень интересный пункт, который можно сформулировать примерно так: что говорят законы о форме обучения группа выходного дня. А ничего они не говорят, просто нет такой формы обучения. Если или форма обучения есть, то групп выходного дня нет. Но ведь заработать частным ВУЗам хочется, а в большинстве случаев группа выходного дня есть именно в частных ВУЗах, и они идут на хитрости при выдаче диплома. В дипломе обычно пишут, что это было обычное заочное обучение, но при этом во вкладыше с оценками может быть подписано, что формой обучения было обучение в группе выходного дня. Насколько это законно и не признают ли этот диплом подделкой я не знаю, но некоторые сомнения в честности ВУЗов есть.

Теперь переходим к плюсам и минусам такого обучения. Пожалуй, начну с плюсов, поскольку их очень мало:

  1. Обучение в такой форме можно совмещать с работой. Весьма весомый плюс.
  2. В отличии от другой популярной у работающих людей формы обучения, а именно заочной, преподавателей можно увидеть достаточно часто и узнать у них что-то, что Вы не поняли

Всё, хватит плюсов, теперь группа выходного дня, минусы:

  1. Занятия один раз в неделю по четыре лекции не позволят выдать материал подробно и ясно. При обучении на очной форме обучения порой таких дней 2-3 в неделю, остальные дни разгрузочные и там всего 3 занятия.
  2. Бесплатным такое безобразие не бывает в отличии от очного или заочного обучения.
  3. Считается, что студенты будут самостоятельно изучать то, что не получили на лекциях. Читать учебники, разбираться. Да-да, конечно.

Вот написал всё, что мог, про такую форму обучения, но не могу избавиться от ощущения, что нужно было прямым текстом написать о том, что это бред, а не обучение, но не буду, думающий сам поймёт. До встречи на страницах блога сайт

Если статья показалась Вам полезной, пожалуйста, поделитесь ею с друзьями с помощью кнопочек, расположенных чуть ниже.

Если у Вас остались вопросы, пишите в комментариях, постараюсь ответить максимально подробно и ясно или просто пообщаемся

Ах, высшее образование! Как же найти для тебя время, когда крутишься целыми днями, словно белка в колесе: работа - дом, дом - работа. Пойти на заочное отделение - тогда прощай желанный отпуск на долгие шесть лет; идти на дневное - придется расстаться с амбициями и карьерой. И что же я, недотепа, раньше не училась? Хотя у меня, кажется, появилась идея...

Группа выходного дня: кому это надо? Семейным, занятым и четко осознавшим необходимость высшего образования. "Студентами групп выходного дня редко становятся выпускники средних школ, - рассказывает Алла Шестакова, ответственный секретарь приемной комиссии Института экономики и предпринимательства. - Как правило, это взрослые люди, четко ориентированные на получение знаний. Средний возраст - 28-30 лет. Они впервые учатся в вузе или приходят за вторым (третьим) высшим образованием, необходимым для дальнейшего карьерного роста. Новую специальность предпочитают осваивать на заочной форме в группе выходного дня. Это вполне осознанное решение".

Сколько людей, столько и судеб: кто-то ограничился в свое время средне-специальным образованием, кто-то бросил вуз и пошел работать, а кто-то вынужден переучиваться и получать второе высшее. И те, и другие часто выбирают группу выходного дня, которая по своей популярности уступает разве что дневной форме обучения. Для многих учеба по выходным - единственный выход из положения. По будням - работа, на вечерние лекции нет времени, зато провести один из выходных дней в институте - самый оптимальный вариант. "Группа выходного дня очень популярна, причем ее востребованность с каждым годом растет, - говорит Галина Белькова, методист учебной части Института бизнеса и права. - Студенты - определившиеся в жизни люди, жадные до знаний. Выпускники школ с ними не сравнятся - многие из них не знают, чего хотят. Но это естественно в таком возрасте".

Группа выходного дня выигрывает и по сравнению с заочной формой обучения, ведь далеко не каждый работодатель (особенно в коммерческих организациях) предоставляет работнику оплачиваемый учебный отпуск. Уходить дважды в год в отпуск за свой счет - для многих непозволительная роскошь.

Мозговой штурм

Занятия обычно проходят в один из выходных дней - в субботу или воскресенье. Иногда бывают задействованы оба выходных и даже вечерние часы по будням (очень редко). Расписание лекций вывешивается на месяц вперед. При стандартном графике учебы (один раз в неделю) студенты отсиживают в институте по 8 часов. Занятия могут быть как теоретическими, так и практическими. Конечно, тяжело выдержать подобный "мозговой штурм" - зато этот многочасовой информационный поток обрушивается на вас всего раз в неделю. Остальные шесть дней студенты должны переваривать в голове услышанное и пополнять свои знания самостоятельно.

Что следует уточнить, выбирая группу выходного дня

  • Какая форма обучения будет указана в будущем дипломе
  • Сможете ли вы пользоваться по выходным библиотекой, компьютерным залом и т. п.
  • Какая форма проверки знаний принята в этом вузе - фиксированная или текущая сессия - иногда этот вопрос принципиально важен.

Многие вузы, особенно негосударственные, практикуют в группах выходного дня нестандартную схему сдачи и зачетов - так называемую "текущую сессию". Зачет или экзамен студенты сдают сразу после окончания курса лекций по конкретному предмету. В такой системе много плюсов:

  • материал не успевает забыться - студенты сдают экзамен, что называется, по свежим следам
  • на полученные знания не наслаивается множество другой, столь же важной информации по другим дисциплинам
  • не нужно учить несколько предметов одновременно, как это происходит во время классической сессии (обычно студенты дневных и заочных отделений идут на экзамены с "квадратной" головой).

Согласитесь, учить и сдавать несколько предметов последовательно куда легче, чем делать это одновременно.

В некоторых вузах студенты групп выходного дня сдают в течение семестра только зачеты, а экзамены переносятся на сессию. Но даже такая схема значительно облегчает жизнь, ведь подчас сдать зачет бывает куда сложнее, чем экзамен.

А что написано в дипломе?

Группы выходного дня, несмотря на свою популярность, есть пока не во всех вузах. Но время диктует свои правила: эта форма обучения востребована и перспективна, поэтому все больше вузов использует ее в своей практике.

Самое интересное состоит в том, что официально такой формы обучения не существует. Конечно, это вовсе не значит, что вузы нарушают закон. Формально группа выходного дня является видом заочного обучения, а как организовать это самое обучение - каждый вуз решает по-своему. Получается, что занятия по выходным - это своеобразная адаптация вузов к потребностям студентов.

Что касается будущего диплома, который получит выпускник группы выходного дня, - здесь ситуация довольно туманная. По всем правилам, в этом документе должна быть указана заочная форма обучения. Но одни вузы трактуют группу выходного дня как очно-заочную форму, а другие в дипломе пишут о заочной форме, а во вкладыше уточняют: обучение проходило по выходным дням. Вряд ли эти тонкости станут проблемой при устройстве на работу (тем более, что, скорее всего, вы уже работаете), но если хотите, чтобы все было по правилам, узнайте эти детали до поступления. Потом "махать кулаками" будет поздно.

Студенты группы выходного дня учатся столько же, сколько и заочники, - от пяти до шести лет (в зависимости от вуза). Если студент получает второе или третье образование - три-четыре года.

Pro et contra

Учебный материал, который получают студенты групп выходного дня, безусловно, дается в сокращении. Но, в отличие от классической "заочки", занятий здесь все-таки больше. К тому же у студентов всегда есть возможность пообщаться с преподавателем и выяснить интересующие их вопросы. И все-таки стоит заранее себя подготовить к тому, что учиться вы будете большей частью дома.

Все вузы, практикующие обучение по выходным, стараются обеспечить своих студентов теми же возможностями, какие есть у студентов дневного отделения. Библиотека, компьютерный класс, лингафонный кабинет, курсы иностранного - в хорошем вузе все это должно функционировать в субботу и воскресенье. Но все-таки, чтобы не попасть впросак, лучше уточнить этот вопрос, перед тем как будете подавать документы. И, желательно, у самих студентов - они точно не обманут.

Еще одним препятствием может стать ваша работа. Хорошо, если у вас - обычная пятидневка, а если вдруг скользящий график? Хочешь - не хочешь, а рабочие дни периодически будут совпадать с выходными. "Часто наши студенты буквально сбегают с работы, чтобы сдать экзамен, - говорит Алла Шестакова. - Работодатели очень суровы в этом отношении - требуют доказательств того, что сотрудник пошел именно в институт, а не на День рождения к любимой бабушке. Так что некоторым приходится выдавать справки почти каждый выходной - был в институте, сдавал зачет". Если у вас посменный график работы, лучше заранее обговорить с начальством, каким образом вы будете посещать лекции, выпадающие на рабочие дни.

Трудности, с которыми придется столкнуться во время обучения:

  • нужно смириться с тем, что вы не будете получать учебный материал в полном объеме. 50% информации, а то и больше, придется черпать из учебников
  • выходной у вас будет, в лучшем случае, один раз в неделю. А иногда придется работать и учиться сутки напролет...
  • готовьте себя морально и физически к тому, что в течение одного дня вас будут "грузить" огромным количеством новой и разноплановой информации
  • учиться, по сравнению с дневным отделением, придется дольше (впрочем, как и вообще на заочке) на полгода - год
  • вряд ли удастся ощутить все прелести студенческой жизни
  • забудьте про стипендию и льготный проездной.

Положительных сторон тоже немало:

  • можно совмещать учебу и работу
  • выходных мало, зато есть отпуск, который не придется расходовать на сессию (как на обычной "заочке"), и после окончания рабочего дня вы абсолютно свободны (в отличие от вечернего отделения)
  • будете постоянно общаться и консультироваться с преподавателями
  • платить за обучение в группе выходного дня придется меньше, чем за обучение на дневном или вечернем отделении
  • во многих вузах в группе выходного дня фиксированная сессия отсутствует - зачеты и экзамены сдают после каждого пройденного предмета.

"Котировка" на рынке труда
Оксана Соколова, генеральный директор кадрового агентства "ГОСТ-Юнивер":
- Форма обучения, указанная в дипломе, не так важна. Большее значение имеет, насколько хорошо соискатель прошел собеседование, как ярко он показал свои профессиональные навыки и личные качества. Некоторые организации принимают именно выпускников дневных отделений. Но в основном на рынке труда высоко котируется именно опыт, а не "корочка". Причем каждый человек всегда оценивается индивидуально.
На мой взгляд, к выпускникам групп выходного дня у работодателя нет какого-то особенного отношения. Одно могу сказать точно: способность пожертвовать ради знаний своими выходными (при загруженности на работе), - черта, присущая целеустремленному, трудолюбивому и мотивированному человеку. Это показатель его активной жизненной позиции, которая на рынке труда ценится очень высоко.

Заочная форма обучения – изначально предлагалась для тех лиц, кто не имел возможности оторваться от производственного процесса и погрузиться в учебу на целый день (т.е. для тех, кто был трудоустроен). В настоящий же момент заочная форма обучения может быть выбрана любым лицом, желающим получить образование, затратив на это меньше времени. К тому же, стоимость заочной формы обучения значительно меньше стоимости дневной. Этот фактор оказывает не меньшее влияние на выбор современных абитуриентов.

Рассмотрим специфику заочного обучения. Итак, заочная форма обучения:

— позволяет сочетать образовательный процесс с профессиональной трудовой деятельностью,

— обязывает к гораздо бОльшей самостоятельности учащихся при работе с учебными материалами,

— может быть использована для повышения квалификации,

— использует общий для всех учебный план.

Учебно-методические комплексы при заочной форме обучения адаптированы именно для заочников. Содержащиеся в них рабочие программы курса, методические указания по выполнению индивидуальных письменных заданий, тексты лекций дают всю необходимую информацию студентам.

Доступ к материалам библиотеки вуза все чаще становится возможным дистанционно, т.е. нет необходимости тратить время на физический поход в библиотеку – достаточно получить доступ к ее ресурсам через Интернет.

Заочная форма обучения: виды

Развитие образовательных технологий не стоит на месте, а вместе с этим и меняется и характер учебного процесса. Если раньше, еще пару десятков лет назад, у студента не было выбора – обязательно нужно было посещать лекции, работать с учебниками в библиотеке, то теперь, с применением компьютерных технологий, студентам предоставлен огромный выбор по организации своего учебного процесса. В связи с этим у заочной формы обучения появилось несколько подвидов:

1. Заочная форма обучения: классический вариант

Учебный процесс организован следующим образом:

Несколько раз в год (от двух до четырех, в зависимости от вуза) проводятся учебные сессии. В этот период сдаются зачеты и экзамены, предусмотренные учебным планом, прослушивается курс лекций, организуются индивидуальные и групповые консультации с преподавателями.

В период между сессиями студент должен самостоятельно изучать учебные материалы, полученные на лекциях, а также содержащиеся в УМК (учебно-методических комплексах. В этот же период студенты пишут контрольные и курсовые.

Заключительный этап обучения – госэкзамены и дипломирование.

2. Заочная форма обучения: дистанционная

В данном случае сочетаются традиционные и инновационные методы получения образования. Основа данной формы обучения – интенсивная самостоятельная работа обучающегося, при этом он сам может находиться в любом удобном для него месте. Расписание занятий и аттестационный период могут быть составлены индивидуально.

Консультации преподавателей могут быть получены студентами как лично (при посещении вуза), так и дистанционно – вход в личный кабинет на сайте вуза, форум или email).

Так же как и при классической форме заочного образования – заключительным этапом является сдача госэкзаменов и защита дипломов.

3. Заочная форма обучения: вечернее образование

В некоторых вузах заочное образование предлагается и в вечерней форме.

Обучение проводится несколько раз в неделю по вечерам. Особенно это удобно для тех, кто работает по пятидневному рабочему графику — после работы сразу на учебу. Но физическая нагрузка серьезно возрастает при таком обучении.

4. Заочная форма обучения: группа выходного дня.

В некоторых вузах предлагается и обучение по выходным. Например, по такому расписанию: обучение каждую субботу с 8.45 до 15.30 (иногда и по воскресеньям), начало обучения с 8 октября и в течение года до конца июня.

Вывод из всего сказанного: на данный момент образовательными учреждениями предлагается достаточно большой выбор по формам заочного обучения. Любой желающий может выбрать подходящий именно для себя вариант. Главное – иметь мотивацию для получения образования, т.к. при заочной форме обучения студенты должны быть гораздо более самостоятельны во время учебного процесса, чем студенты дневной формы.

Активность студента-заочника в отношении получения образования — дополнительная гарантия эффективности обучения.

М.Г. Мошкович, юрист

В выходной день вас направляют на обучение: что с оплатой?

Руководство направляет вас на курсы повышения квалификации в выходной, но оплачивать этот день не собирается. Говорит, что это необходимо только при отрыве от работы, а в выходной вы от работы не отрываетесь. Учеба - дело хорошее, но потерять день отдыха, да еще и без компенсации, обидно. Рассмотрим, прав ли руководитель.

Может ли руководитель заставить вас учиться в выходной

Само по себе обучение обязательно для работника, только если оно предусмотрено:

  • <или> законодательством (например, ежегодно повышать свою квалификацию должны аудитор ып. 9 ст. 11 Закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ );
  • <или> трудовым (коллективным) договоро мч. 2 ст. 196 ТК РФ .

В остальных случаях это предмет вашего «джентльменского» соглашения с руководством.

Но при любом варианте выходные - это время отдыха, которое вы вправе использовать по своему усмотрени юстатьи 106, 107 ТК РФ . Поэтому принудительно отправить вас учиться в выходной (равно как и в вечернее время после работ ыст. 107 ТК РФ ) работодатель не вправе. Он может лишь предложить, а вы можете согласиться или не согласиться.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

“ Работодатель вообще не вправе заставлять работника повышать квалификацию, за исключением случаев, когда это является условием ведения определенной деятельности и предусмотрено законодательством. И уж ни при каких условиях нельзя заставить работника повышать квалификацию в его выходные дн и” .

Если вы не готовы жертвовать своими выходными, сделайте об этом отметку на приказе о направлении вас на учебу.

Личная подпись

Иванова С.А.

Дата 04.07.2012

Положена ли за обучение в выходной компенсация

Вопрос о том, нужно ли компенсировать работнику выходной, потраченный на обучение, в ТК не урегулирован. На наш взгляд, это решается соглашением сторо нч. 2 ст. 196 , ч. 2 ст. 197 ТК РФ .

Так, если обучение представляет для вас личный интерес, вы можете ни на какой компенсации и не настаивать. К примеру, вы хотите получить второе высшее образование по своему профилю и руководство готово его оплатить. Вы будете тратить на обучение выходные или вечернее время, но на какую-либо компенсацию не претендуете.

РАССКАЗЫВАЕМ РАБОТНИКУ

Если в приказе о направлении на учебу в выходной расписаться в строке об ознакомлении, это может быть истолковано как согласие на такое обучение.

Другое дело - руководитель хочет провести в выходной тренинг, без которого сотрудники не смогут работать на новом оборудовании. Тут уже логично потребовать либо сделать это в рабочее время, либо как-то стимулировать вас на такое обучение, предоставив некую компенсацию.

Представитель Роструда считает, что работнику должен быть предоставлен дополнительный выходной.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ Если учеба приходится на выходной день, то следует издать приказ о направлении работника на учебу и предоставлении ему дополнительного оплачиваемого дня отдыха. Конкретной нормы об этом в ТК нет, но такой вывод следует из положений о праве работника использовать выходной по своему усмотрению и невозможности привлечения работника к работе в выходной день без его согласия. А в случае согласия он имеет право на компенсацию в виде дня отдых а” .

Роструд

Этот дополнительный выходной может быть оплачен исходя из среднего заработк аПисьмо Роструда от 19.12.2007 № 5202-6-0 . Также вы можете договориться с руководителем не о предоставлении вам дополнительного выходного, а об иной компенсации, например об оплате времени, потраченного в выходной на обучение.

Свою договоренность с руководителем нужно письменно зафиксировать:

  • <или> в допсоглашении к трудовому договор уч. 2 ст. 196 ТК РФ ;
  • <или> в соглашении об обучени ист. 197 ТК РФ ;
  • <или> в приказе руководителя.

Мнение читателя

“ По рабочим дням работать, по выходным - учиться... А когда люди должны жить, отдыхать, влюбляться, растить детей?.. Это никого не волнует!”

Алина,
бухгалтер

Однако с компенсациями по соглашению у организации могут возникнуть налоговые проблемы. Как мы уже сказали, за дополнительный выходной можно выплатить средний заработок. А средний заработок учитывается в «прибыльных» расходах, только если его выплата предусмотрена законодательством о труд еп. 6 ч. 2 ст. 255 НК РФ .

Оплата времени обучения также может вызвать вопросы у налоговиков. Это не оплата труд ач. 1 ст. 255 НК РФ , не стипендия по ученическому договор уПисьмо Минфина от 08.06.2011 № 03-03-06/1/336 , не расходы на обучени еподп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ и не оплата повышения квалификации с отрывом от работ ып. 19 ч. 2 ст. 255 НК РФ . Следовательно, учитывать ее при налогообложении прибыли рискованно.

Если отношения с руководством у вас доверительные, можно устно договориться об отгуле в какой-либо день без письменного оформления. Так и ваши интересы будут соблюдены, и не будет головной боли с учетом расходов.

А может, работа в выходной день или командировка?

На практике некоторые работодатели оформляют обучение в выходной именно так. Ставить знак равенства между учебой и работой неправильно - ТК разделяет обучение и тру дабз. 4 ч. 2 ст. 1 ТК РФ . Служебным поручение м

Учебный процесс по заочной форме адаптирован для тех, кто не имеет возможности ежедневно посещать занятия, но стремиться овладеть новыми знаниями. Он дает возможность закрепить теоретическими знаниями практический опыт, приобретенный в процессе трудовой деятельности.

За время обучения в колледже по заочной форме студенты приобретают навыки самостоятельной работы, выполняют домашние и итоговые контрольные работы, курсовые работы и проекты, сдают зачеты и экзамены по изученным дисциплинам, проходят преддипломную (производственную) практику, получают консультационную помощь при написании выпускной квалификационной работы.

Заочное обучение в колледже поможет Вам сэкономить своё время, не потеряв при этом качество получаемого образования.

ГРУППА ВЫХОДНОГО ДНЯ (обучение по субботам)

Учебные занятия групп выходного дня проводятся по субботам в соответствии с утвержденным директором расписанием. Группа выходного дня - это форма обучения, при которой студенты могут позволить себе эффективно и выгодно совмещать учёбу с работой и со своим традиционным ритмом жизни.

Занятия по учебным дисциплинам проводятся блочным методом: преподаватель проводит установочные и практические занятия в объеме, предусмотренном рабочим учебным планом, выдает индивидуальные письменные задания и проводит итоговый контроль знаний по дисциплине.

Программа учебной дисциплины «Физическая культура» реализуется студентом самостоятельно, для контроля ее выполнения предусмотрена письменная контрольная работа.





КЛАССИЧЕСКАЯ (сессионная) форма

Заочная форма обучения (классическая) подразумевает самостоятельное изучение материала и пребывание в колледже два раза в год на зачетно-экзаменационной сессии для прослушивания установочных лекций, проведения практических занятий, защиты контрольных и курсовых работ, а также сдачи экзаменов и зачетов (общим количеством 160 аудиторных часов в год). Продолжительность каждой сессии, при заочном обучении, составляет 20 календарных дней.