Чем отличается учебная практика от производственной: особенности и характеристики

Учебная практика является одним из основных элементов процесса подготовки высококвалифицированных специалистов в области управления и проводится на предприятиях, в организациях и учреждениях различных организационно-правовых форм. Назначение практики состоит в приобретении студентами первоначальных навыков работы в службах и подразделениях, связанных с вопросами управления, организации и планирования учебной деятельности.

Учебная практика является составляющей учебного процесса подготовки современных специалистов для специальности 08.05.02.65 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)», и проводится в соответствии с учебным планом специальности на 3 курсе в течение 6 семестра продолжительностью 6 недель. Место практики каждого студента определяется кафедрой экономики и управления на предприятии в общем порядке или студентами самостоятельно при согласовании с кафедрой.

После окончания практики в недельный срок студенты представляют на кафедру отчет и характеристику (отзыв), подписанную руководителем практики от предприятия и заверенную печатью, подтверждающую прохождение студентом учебной практики.

Основные функции учебной практики:

    формирование профессионального мышления и закрепление теоретических знаний, полученных в процессе обучения;

    совершенствование имеющихся и освоение новых практических навыков работы экономиста-менеджера на предприятии;

    развитие навыков научно-исследовательской работы по профилю профессиональной подготовки;

    формирование профессиональных качеств с учетом современных требований к специалистам;

    адаптация студентов к реальным условиям экономики и создание возможностей для будущего трудоустройства

Цель учебной практики - закрепление теоретических знаний и совершенствование практических навыков, полученных студентами в процессе обучения по специальности, в процессе исследования экономической деятельности конкретной организации во взаимосвязи с системой управления, развитие научно-исследовательских навыков и формирование научно-исследовательских интересов студентов, способствующих адаптации к реальным условиям экономики, создание возможностей будущего трудоустройства.

Задачи учебной практики:

    Изучение и описание экономического субъекта – базового предприятия, на котором проходит практика (объекта практики), в том числе общая структура, имущество, собственники и т.д.

    Изучение системы управления базового предприятия.

    Изучение внешних факторов, влияющих на показатели деятельности базового предприятия.

    Изучение корпоративной культуры базового предприятия.

    Изучение основных производственных процессов на базовых предприятиях.

    Изучение и освоение основных правил по технике безопасно­сти на объектах практики.

2. Организационно-методические указания

Программа по проведению учебной практики разработана в соответствии с требованиями государст­венного стандарта высшего профессионального образования по специальности 08.05.02.65 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)», «Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования» Минобразования России от 25.03.03 № 1154.

Местом прохождения учебно-ознакомительной практики являются коммерческие и некоммерческие организации различной отраслевой принадлежности и различных организационно-правовых форм, в том числе:

    Сельскохозяйственные организации;

    бюджетные учреждения;

    производственные предприятия;

    торговые организации;

    банки и финансовые институты;

    аудиторские фирмы и др.

Основными объектами практики являются организации, для которых производится целевая подготовка специалистов, а также организации, с которыми существуют договорные отношения о проведении научно-исследовательских, проектных и др. работ.

В течение месяца до начала практики студенты получают в деканате направления на практику. Практику могут проходить только студенты, не имеющие академической задолженности.

Общее руководство практикой на факультете возлагается на декана факультета (его заместителя), организационное, методическое и документационное обеспечение по кафедре экономики и управления – на ответственного по кафедре за проведение практики в учебном году, который, согласно указаниям заведующим кафедрой, составляет списки распределения студентов-дипломников по темам и научным руководителям.

Непосредственное организационное и учебно-методическое руководство практикой студентов осуществляют:

    заведующий кафедрой;

    ответственный по кафедре за проведение практики;

    научный руководитель практики от кафедры (руководитель диплома);

    руководитель практики от предприятия.

Ответственные за организацию и проведение практики студентов на кафедре по организационным и учебно-методическим вопросам подчиняются заведующему кафедрой.

Научные руководители практики из числа преподавателей кафедры:

    определяют содержание Задания студентов;

    принимают участие в проведении установочной конференции для студентов перед началом практики;

    осуществляют общее методическое руководство практикой студентов;

    контролируют качество и сроки выполнения работ, предусмотренных программой;

    оценивают отчет о практике.

Перед прохождением практики каждый студент, получает задание, которое должен выполнить при прохождении практики (сбор практического материала, расчеты и т.д.), и самостоятельно готовит календарный план исполнения задания.

Каждый студент при прохождении практики обязан вести дневник (Приложение 2), который должен содержать:

Подпись научного руководителя практики;

Календарный план (вносится в дневник перед началом практики);

Записи о выполненных работах за время прохождения практики (присутствие на производственных совещаниях; производственные экскурсии; научно-исследовательская работа и др.) включая общественную работу;

Выводы студента о результатах практики.

Руководитель практики от предприятия периодически проверяет знания студента и его записи в дневнике. Все замечания и поощрения, связанные с трудовой дисциплиной студента во время прохождения практики в организации вносятся в дневник. По окончании практики руководитель от предприятия должен написать на студента Характеристику, заверенную печатью базовой организации, по установленной форме (Приложение 3), отразить в ней положительные и отрицательные стороны поведения студента во время прохождения учебной практики, оценить общее прохождение практики по пятибалльной шкале.

В период практики студенты выполняют правила внутреннего распорядка организации, предприятия, учреждения. В соответствии с программой практики студенты осваивают виды деятельности, технологии, методы и умения по профилю специальности.

Выполнение заданий и отработка практических вопросов осуществляется на отведенных рабочих местах сторонних организаций или в компьютерных классах факультета согласно расписанию занятий, где каждому студенту во время практики предоставляется возможность быть индивидуальным пользователем компьютера. Кроме того, отдельные задания могут выполняться в свободное от плановых занятий время на факультете или дома.

Если студент не выполняет обязанности практиканта, то он освобождается от прохождения практики. Студенту, не прошедшему практику по уважительной причине, назначаются новые сроки практики.

На период практики один из студентов группы назначается старостой. В обязанности старосты входит ведение учета посещаемости, распределение поручений, оповещение о мероприятиях, распоряжениях руководителей практики.

Студенты при прохождении учебной практики обязаны:

    внимательно изучить настоящую Программу учебной практики и методические рекомендации по подготовке отчета о практике полностью руководствоваться ими в процессе прохождения практики и написания отчета;

    поддерживать связь со своим научным руководителем в течение всего периода практики и подготовки отчета;

    выполнять график прохождения практики, разработанный совместно с научным руководителем и вести дневник.

По окончании практики на предприятии в трехдневный срок студент представляет на кафедру (научному руководителю):

    направление с отметкой о прохождении практики;

    характеристику;

  • письменный отчет о выполнении программы практики.

Практика студентов заочного отделения. Студенты заочных отделений университета делятся на три группы. К первой группе относятся студенты, работающие по специальности. Ко второй группе - студенты, работающие в учреждениях соответствующих профилю профессиональной подготовки, но не по специальности. К третьей группе относятся студенты, работающие не по специальности.

Студенты первой группы по решению совета факультета могут быть освобождены от прохождения практики на основании представленной с места работы характеристики, подписанной руководителем. Подпись руководителя заверяется печатью.

Практика студентов второй и третьей групп проводится в основном по месту жительства студентов при наличии баз практики.

Для студентов, обучающихся по сокращенным программам, уменьшается объем учебной и учебной практик при условии, если студент имеет высшее либо среднее специальное образование, соответствующее профилю подготовки. Таким студентам переаттестовывается практика. Для остальных студентов практики проводятся в полном объеме.

Не секрет, что даже грамотно выстроенная теоретическая подготовка не способна заменить навыки и знания, полученные в результате реальной деятельности, наработанные методом проб и ошибок. Чтобы повысить квалификацию выпускников и их ценность на рынке труда, организуется практика на предприятии для студентов. Обязанность ее проведения регламентирована законодательно, а правила и способы осуществления прописывает учебное заведение исходя из особенностей реализуемых образовательных программ.

Тонкости организации практической подготовки учащихся вузов прописываются в Положении о практике, принятом приказом Минобразования № 1154 от 2003 года. Документ защищает законные интересы студентов и право на получение качественной теоретической и практической базы. В нем выделены следующие моменты, которым должно отвечать оформление производственной практики:

  • На время ее прохождения студентам обязательно выплачивается стипендия. Неважно, получают ли они зарплату на месте временного трудоустройства.
  • Практика организуется на основании договоров, заключаемых вузами, колледжами и техникумами, с компаниями определенного рода деятельности и отраслевой направленности.
  • Если прохождение практики подразумевает выезд из региона, где находится учебное заведение, вуз обязан возместить своему ученику полную стоимость билетов туда и обратно и выплатить за дни отсутствия командировочные в размере 50% от нормы, установленной законодательно для работников предприятий.

«Правила игры» для колледжей и техникумов, организующих практику, устанавливаются Приказом Минобразования №1991 от 1999 года. Они аналогичны принципам, действующим для вузов.

Чем отличается учебная практика от производственной?

Практика, организуемая для упрочения и углубления теоретических познаний, возможна в трех форматах:

  • Учебная – имеет целью упрочить теоретическую базу, полученную учащимися, привить навыки самостоятельной и исследовательской работы, познакомить с современным оборудованием. Такие программы разрабатываются для студентов младших курсов. Основные мероприятия для их реализации – экскурсии на производство, наблюдение за работой компании, консультации у ее специалистов, практическая деятельность на рабочем месте.
  • Учебно-производственная – чаще всего проводится на 3-4 курсе. Ее цель – познакомить учащегося с содержанием будущей профессии. Для этого он отправляется на предприятие, где выполняет роль помощника основного специалиста (например, помощник бухгалтера, ассистент маркетолога и т.д.).
  • Производственная – предназначена для студентов старших курсов. Они полностью вливаются в работу на конкретном участке в рамках выбранной специальности, учатся управлению и контролю согласно составленному заранее плану и графику. Знания и навыки, полученные в ходе практики, в дальнейшем могут использоваться при написании дипломной работы.

Как правило, любой вид практики предваряется встречей-конференцией с руководителем, на которой до сведения учащихся доводится назначение предстоящего мероприятия, его смысл и график. По завершении цикла студенты подготавливают и сдают преподавателям отчеты, где описывают приобретенные знания и опыт.

Чем отличается производственная практика от преддипломной?

Выводы, сделанные в ходе производственной практики, могут использоваться для написания выпускной работы на степень магистра или бакалавра. Однако она не всегда является заключительной для образовательного цикла и потому не всегда называется преддипломной.

Одна из основных задач преддипломного цикла – провести аналитику и исследование, сделать выводы, на основании которых впоследствии будет написан диплом. Цикл призван стать логическим завершением учебной подготовки, толчком для студента в успешную профессиональную жизнь.

Задачи цикла – это:

  • закрепить знания и опыт, полученные в ходе производственной практики;
  • собрать эмпирические сведения, которые будут положены в основу для написания диплома.

Оформление практики для студентов: пример

Законодательство предусматривает два варианта оформления практики: в виде контракта между студентом и временным работодателем или (сузом) и компанией, готовой взять молодые кадры. Можно использовать любой из этих форматов.

Согласно действующему законодательству, организация практики, предусмотренной образовательной программой, осуществляется на основании договоров вуза или среднего учебного заведения с компаниями соответствующего профиля.

Организации, берущие студентов «под крыло», обязаны заключать с ними трудовые контракты только при условии наличия вакантных позиций. Закон допускает возможность оформления учащегося в штат организации, только если предлагаемая ему должность соответствует программе практики.

Компания не вправе заключить со студентом трудовое соглашение на неопределенный период. Оно обязательно должно быть срочным с обоснованием необходимости трудоустройства. Например, в документе прописывается: «Договор заключен на три месяца в целях прохождения преддипломной практики».

Большое количество нюансов при оформлении студентов традиционно вызывает у «срочных» работодателей вопросы и неясности. Разберем тонкости оформления возникающих правоотношений на примерах.

Ситуация 1

Студент Иванов А.Б. просится в компанию «Ромашка» для прохождения практики на бесплатной основе. Ему необходимо получить знания и опыт, чтобы написать дипломную работу. Нужно ли заключать с ним срочный трудовой договор?

Согласно ст. 37 Конституции России, любой труд должен быть оплачен не ниже минимального уровня, устанавливаемого законодательно. Это означает, что нельзя заключить трудовое соглашение, предполагающее работу на безвозмездной основе.

Закон не обязывает «Ромашку» подписывать договор с практикантом. Он может проходить обучение в компании без этого документа.

Ситуация 2

В компании «Гамма» отсутствуют открытые вакансии. Фирма берет на практику студентов вузов и техникумов. Должна ли она производить оформление преддипломной практики трудовыми договорами? Что следует прописать в приказе о приеме?

Поскольку в организации нет открытых вакансий, она не обязана заключать трудовые контракты со студентами. Они могут трудиться на основании приказа. В последнем недопустимо использовать формулировку «Принять на работу без зачисления в штат». Оптимальный вариант – указать, что человек принимается на прохождение производственной (преддипломной) практики.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

В любом ВУЗе в процессе обучения студентам необходимо проходить практику с целью закрепления полученных теоретических знаний и получения практических навыков работы. За весь период обучения проходят ознакомительную (учебную), и преддипломную практики. Окончание прохождения практики требует написания отчета, который сопровождается дневником и характеристикой с места прохождения практики. Чтобы написать отчет по практике самостоятельно, необходимо знать особенности каждого вида практики.

Учебная или ознакомительная практика становится первым испытанием для студентов. Ее проходят на 1 или 2 курсе. Целью является закрепление общетеоретических знаний, полученных в процессе учебы, а также получение общих представлений о выбранной специальности. Во время практики студентам дают возможность ознакомиться с работой предприятия путем чтения лекций и проведения экскурсий, а также посмотреть работу сотрудников выбранной вами специализации.

Производственная практика проходит на 3-4 курсе и является следующим шагом в освоении профессии. Практикантам дают возможность изучить работу предприятия изнутри под присмотром куратора, изучить и проанализировать документацию, собрать материалы.

Преддипломная практика является заключительным этапом обучения. На основе полученной на предприятии информации, необходимо будет . Отчет по преддипломной практике часто является второй главой диплома и представляет собой анализ работы предприятия.

Отчет о работе предприятия должен соответствовать требованиям программы практики вашего ВУЗа (Смотрите также: ), как правило, он содержит:

— календарный план;

— дневник;

— характеристику с места прохождения практики

— введение;

— основную часть;

— заключение;

— список литературы;

— приложения

Титульный лист оформляется по образцу из методических указаний. Титульный лист содержит данные о названии ВУЗа, типе практики (учебная, ознакомительная, производственная, преддипломная), теме практики, специальности, учащемся, руководителе, месте и годе написания.

Образец титульного листа

Календарный план оформляется в виде таблицы, содержит данные о виде, сроках и месте исполняемых вами работ на предприятии. Иногда входит в дневник.

Пример календарного плана отчета по практике

Дневник практики – схож с календарным планом. Дневник является основным документом, наравне с отчетом, по которому учащийся отчитывается о выполнении программы практики.

Практикант каждый день отмечает, что он делал или изучал сегодня. Оформляет все в виде таблицы.

Пример заполнения дневника практики

Характеристика с места прохождения производственной, учебной или дипломной практики должна отражать данные о знаниях, навыках и умениях практиканта. Об уровне его профессиональной подготовки, личных качествах, а также о работе и поручениях, которые выполнял студент во время посещения предприятия. И, конечно, рекомендуемая оценка.

Характеристику студенту должен получить от своего руководителя и приложить к отчету. Но на практике руководитель перекладывает эту обязанность на студента.

Образец характеристики с места прохождения практики

Образец содержания отчета по практике

Введение содержит:

  • сведения о месте прохождения практики;
  • ее цели и задачи, которые указаны в методических указаниях;
  • объект и предмет исследования;
  • оценку современного состояния исследуемой темы;
  • может содержать предполагаемые результаты прохождения практики.

Пример введения

Основная часть делится на главы. Содержит теоретическую и практическую части. В практической части описывается структура и деятельность предприятия. Проводится анализ. Выявляются положительные и отрицательные стороны в работе предприятия или учреждения. Приводятся все расчеты, графики и таблицы.

Заключение пишется на основе изученного материала. Содержит ответы на поставленные во введении задачи. Включает все полученные в основной части выводы. Можно включить оценку собственной работе и дать рекомендации по улучшению деятельности предприятия.

Образец заключения отчета по практике

Список литературы содержит все используемые при написании работы источники, в том числе указанные в . согласно методическим указаниям или ГОСТ. В него можно включить названия документов, полученных с предприятия, а также нормативную литературу, интернет-источники.

Приложения включают любые данные, на которые можно сослаться при написании работы, в тексте работы. Это может быть отчетность, организационная структура предприятия, выписки из законодательства, анкеты, чертежи, схемы, таблицы. Все, документы, которые вы нашли на предприятии и которые пригодились для написания отчетной работы.

Писать отчет по практике самостоятельно очень интересно и познавательно. Но если у вас возникли трудности с написанием или у вас не получилось пройти практику на предприятии, вы всегда можете обратиться за помощью к нашим специалистам и получить квалифицированную консультацию.

Практика – важнейшее звено этап подготовки студента. Это способ изнутри ознакомиться с производственным процессом, закрепить и применить получение в ходе обучения знания. Производственное обучение позволяет ближе познакомиться с особенностями функционирования предприятия, сформировать навыки практической работы, которые во многом отличаются от теоретических познаний. Для предприятий – это шанс пополнить свои ряды молодыми, компетентными специалистами.

Как проходит производственная практика

Прохождение производственной практике обязательно как для учащихся высших, так и профессионально-технических учебных заведений.

Не стоит рассматривать ее, как очередное не интересное задание. Мероприятие может стать началом успешной карьеры , возможностью получить рабочее место сразу после окончания учебного заведения.

Это не формальность, а уникальная возможность сориентироваться в профессии, оценить свои возможности еще на этапе окончания учебы. Поэтому из практических мероприятий нужно постараться извлечь максимальную пользу и показать себя с наилучшей стороны.

Прохождение производственной практики на предприятии предоставляет дипломнику следующие возможности:

Обычно учащиеся направляются для прохождения практики в организации, с которыми у учебного заведения существует договоренность. Основные виды деятельности компании должны соответствовать специализации студента.

Учащимся не запрещено самостоятельно выбирать базу, для осуществления практической деятельности . При согласии руководителя предприятия необходимо заручится одобрением со стороны учебного заведения.

Все организационные моменты по практике лежат на администрации ВУЗа. Кафедра должна разработать методические пособия и план ее прохождения.

На учащегося, в момент получения практического опыта, возлагаются следующие обязанности:

  1. Иметь при себе дневник и все сопроводительные материалы.
  2. Четко следовать всем указаниям закрепленного наставника.
  3. Ознакомится с внутренними инструкциями предприятия по охране труда и внутреннему распорядку. Строго их соблюдать.
  4. Следовать установленному на предприятии рабочему графику, выполнять возложенные на него обязанности и отвечать за их качественное исполнение.
  5. Отчитываться о проделанной работе.

Практикант следует индивидуальному плану с учетом особенностей каждой специальности . За период практической деятельности программа должна быть полностью выполнена. Все действия отражаются в дневнике и отчете , который необходимо защитить у руководителя. Полученные навыки оцениваются, о чем ставиться отметка в зачетной книжке.

С чего начать написание отчета

В независимости от вида практики, ее окончание закрепляется отчетом . Этот документ отражает профессиональную подготовку будущего специалиста, его деловые качества, приобретенные знания.

Качественное выполнение задания очень важно для учащегося, так как место практики подбирается в соответствии с будующей профессией. То есть студент помещается в атмосферу, соответствующую его специальности.

Отношение учащегося к поставленным задачам, его ответственность и хватка, указывают на то, как он будет себя вести при дальнейшем трудоустройстве.

Прежде чем приступать к написанию отчета, необходимо изучить все документы, касающиеся деятельности организации, нормативные акты, структуру компании . Учащийся описывает свою деятельность, не только пользуясь должностными инструкциями, а непосредственно исходя из рабочего процесса.

Молодой, качественно обученный специалист, может внести рекомендации в рабочий процесс. О своих достижениях и взглядах на работу предприятия нужно обязательно написать в отчете .

Вся информация излагается в соответствии с установленными стандартами оформления отчета. Поэтому написания документа начинается с изучения методического пособия, полученного в учебном заведении.

Методичка – это пошаговая инструкция, помогающая студенту структурно составить документ.

Выдается пособие на кафедре. Оно содержит всю информацию о целях практики и правилах оформления отчета.

На основании методички составляется план мероприятия, именно с него и начинается написание документа. Пункты плана – это цели практики. Основываясь на них, студент отбирает ключевую информацию о предприятии, анализирует рабочий процесс и вносит свои рекомендации.

Невозможно написать грамотный отчет без реального включения в рабочую деятельность. Поэтому начинать нужно с практической части, тогда написание документа не составит ни какой сложности.

Любой непонятный вопрос можно выяснить непосредственно у наставника или других сотрудников организации. За любыми разъяснениями можно обратиться к кураторам. Это закрепленный наставник на месте практики и непосредственный руководитель от учебного заведения.

Не стоит пытаться изменить структуру отчета. Она общепринята и не усложняет, а облегчает написание документа.

Структура документа

Следуя методическим указаниям, студент обязан ежедневно вести дневник. В нем отражаются ежедневные действия учащегося:

  • по сбору информации;
  • деятельности на рабочем месте;
  • о типе выполняемой работы;
  • о достижениях, полученном опыте.

Наставник от организации должен завизировать дневник после окончания прохождения производственной практики. Если это предусмотрено программой, руководитель может давать студенту практические задания и по результатам их выполнения выставлять в дневнике оценки и свои замечания.

Дневник – это неотъемлемая часть отчета по практике. Без него задание не принимается на проверку.

Структура документа формируется исходя из методического пособия.

Для высших учебных заведений не запрещена разработка индивидуальной программы отчета по практике. Если ВУЗ использует общепринятую систему, то структура отчета по производственной практике выглядит следующим образом:

  1. Титульный лист.
  2. Содержание.
  3. Введение.
  4. Основная часть.
  5. Заключение.
  6. Приложения.

В зависимости от вида практики могут наблюдаться незначительные различия в структуре.

Каждое учебное заведение имеет стандартное оформление титульного листа. В него в определенном порядке вноситься следующая обязательная информация:

  • наименование вуза;
  • кафедра, специальность, курс, группа и тому подобное;
  • тема отчета и его вид;
  • ссылка на руководителя практики;
  • фамилия, имя отчество студента;
  • место расположения учебного заведения;
  • год сдачи документа.

Изменение названий пунктов плана или перенос их на другие страницы не соответствующие содержанию, запрещен.

Введение формируется из методического пособия. В нем излагаются практические цели и задачи, которые должен был выполнить студент. Описывается место осуществления практической деятельности.

Основная часть содержит два подраздела:

  • теоретический;
  • практический.

Практическая часть начинается с описания технико-экономических показателей предприятия, на котором находился учащийся. Описывается его структура, нормативная документация. Далее следует раздел с расчетами, описанием выполняемых вузовцем функциональных задач.

Заключение – самый важный раздел отчета. В нем учащийся может сделать выводы о проделанной работе, подвести итоговый анализ деятельности организации , описать свои достижения на месте и внести рекомендации для улучшения работы организации в целом или на отдельном участке.

Приложение. Это завершающий раздел документа. При написании основного текста, учащийся мог ссылаться на различные приложения. Они оформляются списком. Начальное по порядку то, на которое идет первая ссылка.

Полноценный отчет по практике должен содержать следующие документы:

  1. Направление на практику (Это документ выдается вузов и заверяется подписью и печатью организации, принявшей студента на практику).
  2. Дневник прохождения практики. (Без подписи и печати предприятия считается недействительным).
  3. Договор на прохождение производственной практики.
  4. План производственной практики (четко разбивается по дням и тематике).
  5. Характеристика или отзыв, написанный наставником от предприятия. Обязательно заверяется подписью и печатью организации.
  6. Отчет о прохождении производственной практики, оформленный в соответствии требованиями учебного заведения.

Данный перечень распространяется на все виды практики и стандартно применяется во всех учебных заведениях.

Виды практики и особенности отчетов после них

В высших учебных заведениях предусмотрено трехразовое прохождение практики. Первые задания появляются уже на первом курсе. Необходимыми для вузовца являются следующие виды практической деятельности:

  1. Учебная.
  2. Производственная.
  3. Преддипломная.

Перед мероприятием руководитель обязан донести до студентов основные моменты обучающего процесса, объяснить смысл и сформулировать ключевые задачи. Каждый вид практики имеет свои определенные особенности и график выполнения.

Учебная

Получить опыт учебной практики студенты могут уже после первого или второго семестра обучения. Программа практических заданий разрабатывается каждым ВУЗом индивидуально. При этом учащиеся не обязательно направляются на какое-нибудь предприятие. Занятия могут проводиться на территории обучающего заведения, в его мастерских или лабораториях.

Учебная практика имеет несколько форм:

  • экскурсия. Будущие специалисты посещают предприятие, наблюдают за процессом производства;
  • самостоятельное ознакомление. Учащимся разрешается индивидуальное посещение организации, общение с персоналом;
  • практические занятия. Могут проводиться как в учебном заведении, так и на предприятии.

Ее основная цель – выработать практический опыт и закрепить изученный теоретический материал.

Производственная

Она организуется на третьем, четвертом курсе . Основная цель задания – позволить студенту изучить особенности, выбранной им профессии на реальном рабочем месте . Там учащийся прикрепляется к наставнику, который контролирует его деятельность, помогает изучить рабочий процесс изнутри.

Вузовец должен стать помощником ведущего специалиста, например ассистентом товароведа или менеджера по персоналу.

Преддипломная

Этот вид практики предусмотрен перед защитой дипломного проекта . Он завершает этап обучения студента.

Цель – получить информацию для написания дипломного проекта, зарекомендовать себя как молодого специалиста и получить навыки трудового общения.

Между учебной и производственной практикой существуют существенные методические отличия. В первом случае студент знакомится с общим процессом, во втором – непосредственно принимает в нем участие . Следовательно, отчет по учебной практике не будет содержать практического раздела.

Разница между дипломной и производственной практикой не настолько существенна. Преддипломная практика – подведение итога, толчок в успешную профессиональную деятельность.

Защита

Когда практика завершена и полностью описана в отчете, необходимо подготовиться к его защите. Студенту, который самостоятельно готовил документ и действительно находился на практике, это сделать будет совершенно не сложно .

Ему даже не придется ничего учить или запоминать. Полученный практический опыт, сбор и обработка полученной информации надолго сохранятся в памяти . Вузовцу необходимо хорошо ориентироваться в собственном отчете, чтобы в случае необходимости посмотреть нужную информацию.

Перед защитой стоит подготовить выступление. Сформулировать грамотный доклад устное изложение, которого не займет более 15 минут . Он должен содержать ключевые моменты отчета, изложенные в деловом стиле.

Полное и конкретное изложение информации позволит свести к минимуму вопросы, задаваемые комиссией.

Часто для защиты документа требуется подготовить небольшую презентацию . Она состоит из нескольких слайдов, которые составит совершенно не сложно. Можно подготовить другую наглядную информацию. Таблицы, графики, списки и формулы в наглядном изображении помогают лучше воспринимать информацию.

Хорошо написанный отчет не является гарантий получения отличной оценки . Внешний вид, поставленная речь, интересная презентация и грамотный доклад являются залогом успешной защиты отчета.

Учебные заведения предъявляют к студентам серьезные требования. Но если к работе подойти внимательно и ответственно, изучить и выполнить все методические рекомендации, составление отчета по практике не покажется очень сложным заданием.

В данном видео наглядно о правилах оформления отчета по производственной практике.

Применять знания. Однако по статистике далеко не все студенты могут оценить ценность учебной практики для своей дальнейшей карьеры, и, как правило, это происходит из-за неосведомленности и отсутствия представления о том, как она должна проходить. Поэтому в этой статье мы постараемся ответить на основные вопросы об учебной практике, которые волнуют студентов юридических факультетов.

Какие виды практики бывают? Есть три вида практики: учебная - предполагает ознакомление с профессией, производственная , во время которой постигаются азы профессии, и преддипломная , в ходе которой происходи разработка основных положений дипломной работы.

Можно ли не проходить практику? Раздел основной образовательной программы бакалавриата "Учебная и производственная практики" является обязательным. Если студент учебную практику не проходит, то ставится вопрос об его отчислении .

Каковы задачи практики? Учебная и производственная/преддипломная практика, согласно Стандарту образования бакалавра ставит задачи по закреплению общекультурных и профессиональных компетенций .

Кто выбирает вид, программу и длительность практики? Виды и программы практик утверждаются вузом. К примеру, в МГУ учебная практика проводится после окончания второго курса и длится 4 недели, а на четвертом курсе студент проходит производственную/преддипломную практику, тоже 4 недели.

Как пройти практику, если ты учишься по целевому направлению ? Студенты, обучающиеся по целевому набору, проходят практику у заказчика обучения. Остальные обычно самостоятельно выбирают место прохождения практики. Рекомендуем узнать список организаций, с которыми вуз сотрудничает и выбрать наиболее соответствующую профилю деятельности или будущей работе.

Что если студент нашел место практики? Активный студент может и сам найти компанию и договориться с ее руководителем/руководителем юридической службы о прохождении там практики. Для направления в эту организацию студента, как правило, достаточно подтверждающего письма такой организации. Поскольку платить за практиканта не надо, а ценные кадры нужны каждому коллективу, то есть вероятность успеха. А если за время работы студент проявит себя наилучшим образом, есть немалые шансы на трудоустройство после практики. Такой возможностью обладают, например, стажер нотариуса и адвоката .

Какие требования реальных работодателей к своим практикантам?

Приведем мнение о требованиях одной из юридических фирм к практикантам:

« Попасть в штат фирмы способен далеко не всякий студент. Каждый сезон (обычно летом и осенью) мы приглашаем на работу 3 - 4 студентов или выпускников. Стараемся брать лучших, чтобы впоследствии воспитать высококвалифицированного специалиста. Помимо полученного юридического образования и реальных знаний, обязательное условие - владение английским языком на рабочем уровне. Авторитет вуза, конечно, играет важную роль при приеме на работу. Предпочтение отдаем выпускникам "большой тройки" - МГЮА , МГИМО , МГУ . Самородки редко, но встречаются. В зависимости от стартовых условий - качества знаний, достижений во время учебы, практического опыта - предлагаем позицию интерна или паралигала (помощника юриста). И в отличие от других работодателей мы предоставляем возможность помощникам заниматься исключительно юридической работой. Если за год-два человек смог достойно проявить себя (а это бывает в 90%), то он получает должность юриста. Дальнейшее развитие карьеры - в его руках. Существенно ускорят карьерный рост лояльность работника, любознательность, желание самосовершенствоваться, ставить во главу угла не личные, а служебные интересы. Поэтому мы сразу предупреждаем потенциальных сотрудников: если вы ищете спокойную, размеренную работу с 9 до 18, вы не сможете сделать успешную карьеру » .

Что нужно для сдачи практики? Аттестация по итогам практики предусматривает: наличие плана практики, характеристику с места практики, отзыв руководителя практики и устный (или письменный) отчет по практике обучающегося.

Какую работу доверят практиканту? Чаще всего работодатели доверяют студенту лишь переноску бумаг, комплектацию дел и работу с архивом. Однако это не повод расстраиваться, поскольку надо понимать, что реальную работу доверить практиканту возможно далеко не всегда. К тому же, не стоит забывать, что главная задача студента на практике - узнать нюансы профессиональной юридической деятельности , поэтому нужно как можно больше смотреть, слушать, спрашивать и анализировать.

Чем может быть полезна пройденная практика в будущем? Польза учебной практики в получении бесценного опыта работы юристом, который поможет сразу после окончания вуза устроиться на хорошую работу. А в идеале студент может сразу устроиться на практику по месту своей будущей работы (некоторые юридические фирмы только так и заполняют вакансии начального уровня), но для этого необходимо добросовестно выполнять поручения «работодателя» и относится к практике как к настоящей работе. В общем-то, при выборе места для прохождения практики можно воспользоваться рекомендациями, данными в разделе устройства на первую работу.

Данный материал подготовлен на основе материалов книги Саблина Максима Тимуровича «Карьера юриста» . Подробнее об авторе можно узнать .

Это может быть интересно: