Оказание платных медицинских услуг бюджетными учреждениями. Организация деятельности по оказанию платных услуг в учреждениях здравоохранения. За какие услуги нужно платить

Ограниченность ресурсов в здравоохранении является важнейшим фактором развития платных услуг. Бюджетное финансирование и возможности фондов обязательного медицинского страхования не позволяют удовлетворять потребности населения в возрастающих объемах медицинской помощи. Несмотря на государственные гарантии предоставления бесплатной медицинской помощи, закрепленные в Основном законе (Конституции) Российской Федерации, частный сектор становится реальностью в здравоохранении.

В отрасли сложились предпосылки развития платных услуг. К ним относятся: стремление государства развиваться по пути социально ориентированной рыночной экономики, интеграция национальной экономики в мировое хозяйство, изменение соотношения производства материальных благ и оказания услуг в пользу последнего, наличие мирового опыта развития отраслей, оказывающих услуги, в том числе в области медицины.

К общим предпосылкам можно добавить возможность оказания услуг без привлечения ограниченных государственных средств, наличие законодательной основы развития медицинских услуг, удовлетворение спроса населения на дополнительные услуги. Кроме того, открываются новые возможности для создания дополнительных рабочих мест, внедрения новых научных разработок и технологий лечения пациентов, улучшения материального благосостояния медицинского персонала, повышения стимулов роста квалификации работников, улучшения качества медицинских услуг.

Вместе с тем развитие данного сектора экономики здравоохранения требует взвешенного подхода, осмысления всех возможностей государства, общества, населения при принятии решений в области социально-экономических реформ. Для этого нужны четкие представления не только о проблемах оказания медицинских услуг, но и знание категорий и понятий, с которыми постоянно сталкиваются работники органов управления здравоохранения, лечебных учреждений, население страны в целом. Прежде всего следует остановиться на содержании платной медицинской услуги.

Широкое понимание платной услуги предполагает возмездное ее оказание, т. е. за определенную плату, в узком смысле - осуществление предпринимательской деятельности. Медицинские учреждения относятся к некоммерческим организациям, не имеющим извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Они могут осуществлять предпринимательскую деятельность, направленную на достижение цели, ради которой созданы. В процессе оказания платных медицинских услуг реализуется основная цель медицинских учреждений, поэтому они имеют право на предоставление услуг на платной основе.

Платные медицинские услуги могут быть оказаны в системе частной практики. В ст. 55 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан дано следующее определение частной медицинской практики: «Это оказание медицинских услуг медицинскими работниками вне учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения за счет личных средств граждан или за счет средств предприятий, учреждений и организаций, в том числе страховых медицинских организаций, в соответствии с заключенными договорами».

К частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью.

Платная медицинская услуга - это вид медицинской деятельности, включающей в себя профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую, зубопротезную помощь и социальный уход, оказываемые сверх гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. Они могут оказываться организациями, которые относятся к государственной, муниципальной и частной медицине.

Основными принципами оказания платных медицинских услуг являются: добровольность, доступность и безопасность, соответствие качества услуги установленным требованиям и стандартам, соблюдение прав пациента и ответственность за их нарушение.

Развитие платных услуг имеет свою историю. Платная медицинская помощь в России существовала давно в форме самостоятельных хозрасчетных учреждений Москвы, Ленинграда, Киева.

С конца 80-х годов в целях улучшения использования оборудования, иногда очень дорогостоящего и уникального, оказания дополнительной профилактической, диагностической и лечебной помощи был принят ряд важных правительственных документов о стимулировании медицинской помощи на хозрасчетной основе. Лечебные учреждения получили возможность увеличить заработную плату персонала, достаточно низкую по сравнению с другими отраслями, а также направлять дополнительные средства на развитие материально-технической базы. Объем платной помощи был весьма незначительным. В дальнейшем, по мере обострения экономической ситуации в стране, резкого ухудшения финансирования отрасли платные услуги стали развиваться быстрыми темпами. Они превратились в достаточно весомый источник финансирования больниц.

Ситуация с оказанием платных услуг в Свердловской области характеризуется следующими данными. В 1993 г. населению области были оказаны услуг и на сумму 131,4 млрд р.; в 1994 г. - уже на 1008,1 млрд р. Далее объемы платных услуг быстро возрастали: в 1995 г. они составили 4204,4; в 1996 г. - 6117,9; в 1997 г. - 7835,4 млрд р. По данным Комитета государственной статистики, в 1999 г. населению области было оказано платных услуг во всех секторах реализации на сумму 10385,1 млн р., при этом в организованном секторе экономики - 79,6% их общего объема.

В Уральском регионе в 1999 г. было оказано платных услуг населению на сумму 40983 млн р. Население Свердловской области получило наибольший объем платных услуг; за ней следуют Челябинская область, Республика Башкортостан, Пермская область. Меньше всего платных услуг было оказано населению Курганской области.

Структура платных услуг населению области за 1999 г. характеризовалась следующими данными: бытовые услуги составляли 10,6%; услуги пассажирского транспорта - 24,3; связи - 9,7; жилищно-коммунальные - 18,5; туристско-экскурсионные - 4,6; медицинские - 6,6; образовательные - 7,1; прочие - 18,3%. Разброс показателей, характеризующих объемы платных медицинских услуг, весьма велик: от нескольких процентов до 70% в учреждениях, оказывающих диагностические и оздоровительные услуги. По Свердловской области объем платных медицинских услуг в 1999 г. составил 8%, в 2000 г. - 10%.

Мировая практика показывает, что за последние десятилетия динамично развивался рынок услуг, особенно таких, как компьютерные, информационные, управленческие. При этом наблюдалась их более высокая эффективность по сравнению с производственными отраслями экономики. Доля услуг в расходах населения превышает расходы на товары краткосрочного и долгосрочного пользования. Темпы роста цен на услуги выше, чем на другие статьи расходов населения.

В нашей стране сектор услуг также развивается быстрыми темпами, поэтому очень важно отработать четкий механизм предоставления платных услуг населению. В здравоохранении он включает в себя: правила предоставления платных медицинских услуг, их перечень, организацию, расчеты, формирование цены, организацию бухгалтерского учета, использование полученных денежных средств, контроль за соблюдением правил оказания услуг на платной основе и их качеством.

Общие правила оказания платных услуг учреждениями здравоохранения всех форм собственности регламентируются постановлением Правительства РФ от 13.01.96 г. № 27 «Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями». В Свердловской области приняты постановления правительства от 16.07.97 г. № 595 «О платных услугах учреждений здравоохранения Свердловской области», от 05.05.99 г. № 544 «О платных услугах, оказываемых в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Свердловской области». В них содержатся формы специального разрешения на право оказания платных медицинских услуг, основные требования и предельные тарифы на услуги.

Медицинские учреждения при заключении договоров должны обеспечивать клиента информацией о видах медицинских услуг, оказываемых бесплатно в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования и целевых комплексных программ, о стоимости услуг, включая сведения о льготах для отдельных категорий граждан.

Важнейшим элементом реализации платных услуг населению является ценообразование. В настоящее время здравоохранение представлено бесплатной и платной медициной, поэтому цены формируются в соответствии с двумя вышеуказанными формами. В рыночном секторе здравоохранения, представленном коммерческими организациями, цены определяются с учетом спроса и предложения на услуги. Производитель услуг - учреждение здравоохранения формирует предложение, а покупатели - спрос. Продавец старается окупить затраты и получить прибыль, а покупатель заинтересован приблизить цену к издержкам на услугу. В условиях существенной конкуренции устанавливается цена, удовлетворяющая интересы продавца и покупателя.

Как видим, в процессе формировании цены есть много общего с ценообразованием на рынке услуг. Однако есть и отличия. Они обусловлены принадлежностью к социальной сфере, приоритетами в ценностях людей и их отношением к здоровью, уровнем доходов населения и др. Как правило, эти факторы способствуют удержанию цены на приемлемом для населения уровне.

Основной объем услуг (как в рамках системы обязательного медицинского страхования, так и платных медицинских услуг) оказывают государственные и муниципальные лечебно-профилактические учреждения. Они реализуют услуги по ценам больше себестоимости, равной ей и меньше. В первом случае цена формируется исходя из полной себестоимости и планируемого процента прибыли. Процент прибыли или рентабельности обосновывается данными экономического анализа деятельности учреждения, программами его развития, направленными на улучшение материально-технической базы, обеспечение финансовой стабильности, увеличение заработной платы медицинского персонала.

Ранее было сказано, что цены не всегда возмещают расходы на оказание платных услуг. Ярким примером служит диагностическое исследование на магнитно-резонансных томографах. Это исследование очень дорогостоящее. Обычно расходы возмещаются только на одну треть, но лечебные учреждения продолжают оказывать данную услугу, потому что она дает высокий диагностический эффект, что достигается на основе использования прогрессивного оборудования. Диагностические центры, муниципальные больницы среди платных услуг планируют услуги по частичному возмещению затрат.

Ценообразование в здравоохранении является одной из сложнейших проблем. Идеальной методики ценообразования медицинских услуг в настоящее время не существует. Цены и тарифы находятся под воздействием уровня финансирования лечебных учреждений, который, как правило, не покрывает потребностей в медицинских услугах. Эта особенность отрасли определяет характер ценообразования, и в целом ценовую политику лечебных учреждений.

Выбор методики ценообразования зависит прежде всего от цели и задач учреждения, которые достигаются в процессе реализации платных услуг. Если цель состоит в компенсировании недостаточного финансирования, то цены и тарифы могут быть ниже рыночных. Если цель заключается в поиске резервов, необходимых для развития лечебного учреждения, то цены должны отражать все затраты на производство услуг и включать прибыль.

На порядок формирования цены на медицинскую услугу влияют такие факторы, как вид услуги (простая или сложная), наличие договора между производителем и потребителем услуг.

В соответствии со ст. 38 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан право на бесплатную медико-санитарную помощь имеют граждане только по месту жительства. Медицинские услуги, не входящие в программу обязательного медицинского страхования, пациенты могут получить за плату. При оказании комплексной услуги, часть которой гарантируется государством, ее стоимость может быть различной для жителей, прикрепленных к больнице, и для остальных потребителей услуги. Кроме того, цены зависят от платежеспособности предприятий, с которыми заключены договоры на медицинское обслуживание. В этом цены могут быть максимально приближены к рыночным.

Порядок установления цен отличается большим разнообразием на различных территориях. Цены на платные услуги устанавливаются органами власти субъектов Федерации, органами управления здравоохранения, местными органами власти, медицинскими учреждениями. В результате одновременного регулирования цен со стороны перечисленных органов управления конкретные лечебные учреждения оказываются под давлением противоречивых управленческих решений по поводу предоставления платных медицинских услуг. Это осложняет деятельность лечебных учреждений, которые остаются наедине с экономическими проблемами и населением территории, как правило, не одобряющим развитие платных услуг. В период многочисленных избирательных кампаний к экономическим аспектам добавляются политические факторы, которые оказывают заметное влияние на формирование ценовой политики на медицинские услуги.

В настоящее время при оплате услуг используют внутренние цены, тарифы и договорные цены. Внутренняя цена характерна для системы бюджетного финансирования. Она предусматривает строгую регламентацию расходов по конкретным статьям сметы расходов и не включает в себя накладные расходы и рентабельность.

Тарифы на платные услуги - денежное выражение стоимости медицинской услуги, рассчитанной в соответствии с законодательством РФ и других субъектов Федерации. Тарифы могут возмещать затраты (все или частично) либо обеспечивать расширенное воспроизводство. Они могут разрабатываться на основе фактических и нормативных затрат. В первом случае речь может идти о затратной экономике с ценами выше рыночных. Переход на формирование тарифов по нормативам и стандартам обеспечивает научно обоснованные расчеты объемов финансирования здравоохранения с учетом всех предусмотренных классификацией затрат.

Медицинским учреждениям удобнее работать по собственным ценам на платные услуги, органам управления здравоохранением - по ценам, рассчитанным по единой методике. При этом реальные цены в отдельных учреждениях значительно отличаются друг от друга, поскольку в разной степени используются все виды ресурсов. Кроме того, уровень управления (федеральный, областной, муниципальный) также отражается на стоимости платных услуг. Разрушение вертикали управления здравоохранением привело к тому, что разные ветви власти по-разному формируют цены на услуги. Нередко пациент за аналогичную услугу в областном медицинском учреждении платит больше или меньше, чем в муниципальном.

Договорные цены на медицинские услуги широко используются при расчетах в системе добровольного медицинского страхования, в некоммерческих и коммерческих медицинских учреждениях. Они учитывают спрос и предложение, информацию о ценах в организациях-конкурентах, оказывающих аналогичные услуги. Такие цены учитывают полные затраты на медицинские услуги и сопутствующие работы, а также прибыль. Как правило, цена устанавливается затратным методом с учетом расходов на заработную плату, накладных расходов, рентабельности по усмотрению руководителей организации.

В общем виде цена медицинской услуги определяется исходя из себестоимости и прибыли, выраженной через норматив рентабельности.

В состав затрат, включаемых в себестоимость, входят:

  • затраты на оплату труда медицинского персонала и начисления;
  • прямые материальные затраты (стоимость медикаментов, перевязочных средств, питания; амортизация оборудования и многое другое);
  • накладные расходы (заработная плата административно-управленческого персонала, канцелярские и хозяйственные расходы, расходы на командировки, капитальный ремонт зданий и сооружений, коммунальные услуги и т. д.).

При этом учет доходов и расходов ведется в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

Особое внимание в процессе ценообразования уделяется структуре цены на платные медицинские услуги. Известно, что оказание медицинских услуг является очень трудоемким процессом, в котором заняты преимущественно высококвалифицированные работники. Поэтому значительный удельный вес в стоимости платной услуги имеют затраты на заработную плату с начислениями. При выборе методов оплаты труда необходимо учитывать условия труда и технологии оказания услуг, функции заработной платы - воспроизводственную, стимулирующую и социальную, нормативы по труду. Действующий в настоящее время порядок оплаты труда медицинского персонала в соответствии с Единой тарифной сеткой не отражает сложности и ответственности труда, его социальной значимости, поэтому он не должен быть использован при формирования цены.

Лечебные учреждения стараются использовать при расчетах цены такие рыночные категории, как «стоимость» и «цена рабочей силы», «издержки на производство услуги», «прибыль», «рентабельность» и т. д.

На дальнейшее развитие рынка медицинских услуг большое влияние оказывают не только методы формирования доходов лечебных учреждений, их структурных подразделений, но и их распределение. Участие медицинского персонала в распределении доходов, полученных конкретным подразделением больницы, способствует улучшению экономических показателей работы коллектива.

Доходы от платных услуг, как правило, используются в качестве дополнительного источника финансирования, способствующего эффективному функционированию учреждения. Они позволяют увеличить заработную плату персонала и тем самым снизить напряженность в трудовых коллективах, вызванную низкой оплатой труда.

По мере экономического роста, повышения благосостояния населения, укрепления законодательной базы, повышения государственной ответственности за здоровье населения проблемы платных услуг в здравоохранении будут решаться в пользу граждан РФ. При этом общество должно осознавать, что бесплатной медицины быть не может. Проблема состоит в том, чтобы установить долю ответственности за здоровье людей со стороны государства и населения и ответить на вопрос: кто и сколько должен платить за важнейшую человеческую ценность, каким является здоровье?

Постановление Правительства РФ от 4 октября 2012 г. N 1006
"Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг"

В соответствии с частью 7 статьи 84 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и статьей 39.1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" Правительство Российской Федерации постановляет:

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 13 января 1996 г. N 27 "Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 194).

Правила
предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг
(утв. постановлением Правительства РФ от 4 октября 2012 г. N 1006)

I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют порядок и условия предоставления медицинскими организациями гражданам платных медицинских услуг.

2. Для целей настоящих Правил используются следующие основные понятия:

"платные медицинские услуги" - медицинские услуги, предоставляемые на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования (далее - договор);

"потребитель" - физическое лицо, имеющее намерение получить либо получающее платные медицинские услуги лично в соответствии с договором. Потребитель, получающий платные медицинские услуги, является пациентом, на которого распространяется действие Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";

"заказчик" - физическое (юридическое) лицо, имеющее намерение заказать (приобрести) либо заказывающее (приобретающее) платные медицинские услуги в соответствии с договором в пользу потребителя;

"исполнитель" - медицинская организация, предоставляющая платные медицинские услуги потребителям.

Понятие "медицинская организация" употребляется в настоящих Правилах в значении, определенном в Федеральном законе

3. Платные медицинские услуги предоставляются медицинскими организациями на основании перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность и указанных в лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданной в установленном порядке.

4. Требования к платным медицинским услугам, в том числе к их объему и срокам оказания, определяются по соглашению сторон договора, если федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не предусмотрены другие требования.

5. Настоящие Правила в наглядной и доступной форме доводятся исполнителем до сведения потребителя (заказчика).

II. Условия предоставления платных медицинских услуг

6. При заключении договора потребителю (заказчику) предоставляется в доступной форме информация о возможности получения соответствующих видов и объемов медицинской помощи без взимания платы в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее - соответственно программа, территориальная программа).

Отказ потребителя от заключения договора не может быть причиной уменьшения видов и объемов медицинской помощи, предоставляемых такому потребителю без взимания платы в рамках программы и территориальной программы.

7. Медицинские организации, участвующие в реализации программы и территориальной программы, имеют право предоставлять платные медицинские услуги:

а) на иных условиях, чем предусмотрено программой, территориальными программами и (или) целевыми программами, по желанию потребителя (заказчика), включая в том числе:

установление индивидуального поста медицинского наблюдения при лечении в условиях стационара;

применение лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, если их назначение и применение не обусловлено жизненными показаниями или заменой из-за индивидуальной непереносимости лекарственных препаратов, входящих в указанный перечень, а также применение медицинских изделий, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, не предусмотренных стандартами медицинской помощи;

б) при предоставлении медицинских услуг анонимно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

в) гражданам иностранных государств, лицам без гражданства, за исключением лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, и гражданам Российской Федерации, не проживающим постоянно на ее территории и не являющимся застрахованными по обязательному медицинскому страхованию, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;

г) при самостоятельном обращении за получением медицинских услуг, за исключением случаев и порядка, предусмотренных статьей 21 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", и случаев оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и медицинской помощи, оказываемой в неотложной или экстренной форме.

8. Порядок определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными (муниципальными) учреждениями, устанавливается органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей.

Медицинские организации иных организационно-правовых форм определяют цены (тарифы) на предоставляемые платные медицинские услуги самостоятельно.

9. При предоставлении платных медицинских услуг должны соблюдаться порядки оказания медицинской помощи, утвержденные Министерством здравоохранения Российской Федерации.

10. Платные медицинские услуги могут предоставляться в полном объеме стандарта медицинской помощи, утвержденного Министерством здравоохранения Российской Федерации, либо по просьбе потребителя в виде осуществления отдельных консультаций или медицинских вмешательств, в том числе в объеме, превышающем объем выполняемого стандарта медицинской помощи.

III. Информация об исполнителе и предоставляемых им медицинских услугах

11. Исполнитель обязан предоставить посредством размещения на сайте медицинской организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также на информационных стендах (стойках) медицинской организации информацию, содержащую следующие сведения:

а) для юридического лица - наименование и фирменное наименование (если имеется);

для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя и отчество (если имеется);

б) адрес места нахождения юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;

адрес места жительства и адрес места осуществления медицинской деятельности индивидуального предпринимателя, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;

в) сведения о лицензии на осуществление медицинской деятельности (номер и дата регистрации, перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа);

г) перечень платных медицинских услуг с указанием цен в рублях, сведения об условиях, порядке, форме предоставления медицинских услуг и порядке их оплаты;

д) порядок и условия предоставления медицинской помощи в соответствии с программой и территориальной программой;

е) сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации;

ж) режим работы медицинской организации, график работы медицинских работников, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг;

з) адреса и телефоны органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

12. Информация, размещенная на информационных стендах (стойках), должна быть доступна неограниченному кругу лиц в течение всего рабочего времени медицинской организации, предоставляющей платные медицинские услуги. Информационные стенды (стойки) располагаются в доступном для посетителей месте и оформляются таким образом, чтобы можно было свободно ознакомиться с размещенной на них информацией.

13. Исполнитель предоставляет для ознакомления по требованию потребителя и (или) заказчика:

а) копию учредительного документа медицинской организации - юридического лица, положение о ее филиале (отделении, другом территориально обособленном структурном подразделении), участвующем в предоставлении платных медицинских услуг, либо копию свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

б) копию лицензии на осуществление медицинской деятельности с приложением перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией.

14. При заключении договора по требованию потребителя и (или) заказчика им должна предоставляться в доступной форме информация о платных медицинских услугах, содержащая следующие сведения:

а) порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи, применяемые при предоставлении платных медицинских услуг;

б) информация о конкретном медицинском работнике, предоставляющем соответствующую платную медицинскую услугу (его профессиональном образовании и квалификации);

в) информация о методах оказания медицинской помощи, связанных с ними рисках, возможных видах медицинского вмешательства, их последствиях и ожидаемых результатах оказания медицинской помощи;

г) другие сведения, относящиеся к предмету договора.

15. До заключения договора исполнитель в письменной форме уведомляет потребителя (заказчика) о том, что несоблюдение указаний (рекомендаций) исполнителя (медицинского работника, предоставляющего платную медицинскую услугу), в том числе назначенного режима лечения, могут снизить качество предоставляемой платной медицинской услуги, повлечь за собой невозможность ее завершения в срок или отрицательно сказаться на состоянии здоровья потребителя.

IV. Порядок заключения договора и оплаты медицинских услуг

16. Договор заключается потребителем (заказчиком) и исполнителем в письменной форме.

17. Договор должен содержать:

а) сведения об исполнителе:

наименование и фирменное наименование (если имеется) медицинской организации - юридического лица, адрес места нахождения, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;

фамилия, имя и отчество (если имеется) индивидуального предпринимателя, адрес места жительства и адрес места осуществления медицинской деятельности, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;

номер лицензии на осуществление медицинской деятельности, дата ее регистрации с указанием перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа;

б) фамилию, имя и отчество (если имеется), адрес места жительства и телефон потребителя (законного представителя потребителя);

фамилию, имя и отчество (если имеется), адрес места жительства и телефон заказчика - физического лица;

наименование и адрес места нахождения заказчика - юридического лица;

в) перечень платных медицинских услуг, предоставляемых в соответствии с договором;

г) стоимость платных медицинских услуг, сроки и порядок их оплаты;

д) условия и сроки предоставления платных медицинских услуг;

е) должность, фамилию, имя, отчество (если имеется) лица, заключающего договор от имени исполнителя, и его подпись, фамилию, имя, отчество (если имеется) потребителя (заказчика) и его подпись. В случае если заказчик является юридическим лицом, указывается должность лица, заключающего договор от имени заказчика;

ж) ответственность сторон за невыполнение условий договора;

з) порядок изменения и расторжения договора;

и) иные условия, определяемые по соглашению сторон.

18. Договор составляется в 3 экземплярах, один из которых находится у исполнителя, второй - у заказчика, третий - у потребителя. В случае если договор заключается потребителем и исполнителем, он составляется в 2 экземплярах.

19. На предоставление платных медицинских услуг может быть составлена смета. Ее составление по требованию потребителя (заказчика) или исполнителя является обязательным, при этом она является неотъемлемой частью договора.

20. В случае если при предоставлении платных медицинских услуг требуется предоставление на возмездной основе дополнительных медицинских услуг, не предусмотренных договором, исполнитель обязан предупредить об этом потребителя (заказчика).

Без согласия потребителя (заказчика) исполнитель не вправе предоставлять дополнительные медицинские услуги на возмездной основе.

21. В случае если при предоставлении платных медицинских услуг потребуется предоставление дополнительных медицинских услуг по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни потребителя при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострениях хронических заболеваний, такие медицинские услуги оказываются без взимания платы в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

22. В случае отказа потребителя после заключения договора от получения медицинских услуг договор расторгается. Исполнитель информирует потребителя (заказчика) о расторжении договора по инициативе потребителя, при этом потребитель (заказчик) оплачивает исполнителю фактически понесенные исполнителем расходы, связанные с исполнением обязательств по договору.

23. Потребитель (заказчик) обязан оплатить предоставленную исполнителем медицинскую услугу в сроки и в порядке, которые определены договором.

24. Потребителю (заказчику) в соответствии с законодательством Российской Федерации выдается документ, подтверждающий произведенную оплату предоставленных медицинских услуг (контрольно-кассовый чек, квитанция или иной бланк строгой отчетности (документ установленного образца)).

25. Исполнителем после исполнения договора выдаются потребителю (законному представителю потребителя) медицинские документы (копии медицинских документов, выписки из медицинских документов), отражающие состояние его здоровья после получения платных медицинских услуг.

26. Заключение договора добровольного медицинского страхования и оплата медицинских услуг, предоставляемых в соответствии с указанным договором, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации".

V. Порядок предоставления платных медицинских услуг

27. Исполнитель предоставляет платные медицинские услуги, качество которых должно соответствовать условиям договора, а при отсутствии в договоре условий об их качестве - требованиям, предъявляемым к услугам соответствующего вида.

В случае если федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрены обязательные требования к качеству медицинских услуг, качество предоставляемых платных медицинских услуг должно соответствовать этим требованиям.

28. Платные медицинские услуги предоставляются при наличии информированного добровольного согласия потребителя (законного представителя потребителя), данного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан.

29. Исполнитель предоставляет потребителю (законному представителю потребителя) по его требованию и в доступной для него форме информацию:

о состоянии его здоровья, включая сведения о результатах обследования, диагнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах и последствиях медицинского вмешательства, ожидаемых результатах лечения;

об используемых при предоставлении платных медицинских услуг лекарственных препаратах и медицинских изделиях, в том числе о сроках их годности (гарантийных сроках), показаниях (противопоказаниях) к применению.

30. Исполнитель обязан при оказании платных медицинских услуг соблюдать установленные законодательством Российской Федерации требования к оформлению и ведению медицинской документации и учетных и отчетных статистических форм, порядку и срокам их представления.

VI. Ответственность исполнителя и контроль за предоставлением платных медицинских услуг

31. За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору исполнитель несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

32. Вред, причиненный жизни или здоровью пациента в результате предоставления некачественной платной медицинской услуги, подлежит возмещению исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

33. Контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в рамках установленных полномочий.

Проходит публичные обсуждения важный для медицинского сообщества документ - проект Правил предоставления медицинскими организациями платных медуслуг. По мнению чиновников Минздрава, на сегодняшний момент некоторые медорганизации навязывают пациентам платные услуги, заменяя ими положенную бесплатную помощь. При этом, действующая нормативная правовая база не позволяет четко разграничить, какие услуги нужно оказывать бесплатно, а какие на возмездной основе. Под вопросом и размер стоимости медицинских услуг, которую государственные учреждения оказывают на платной основе.

Основные положения законопроекта

Изменения в правила, которые предлагают внести чиновники Минздрава, позволят:

  • четко разграничить условия оказания медицинской помощи в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее – территориальные программы) и платных медицинских услуг
  • предотвратить замещение бесплатных медицинских услуг платными
  • ограничить необоснованный рост расходов граждан на платные медицинские услуги.
  • При определении тарифов на платные медицинские услуги предусматривать рентабельность затрат не более 20 процентов.
  • В перечень платных медуслуг отнести медицинское сопровождение пациента врачом или медсестрой при транспортировке к месту лечения, обследования, реабилитации и обратно. Но это не касается тех случаев, когда услуга оказывается, в рамках территориальной программы ОМС.
  • Разрешить размещать пациентов в маломестных палатах при отсутствии показаний, установленных Минздравом России.
  • Запретить оказывать любые платные медуслуги при оказании скорой медпомощи в экстренной и неотложной формах.

Как разграничить платные и бесплатные услуги

В настоящее время в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения платные медицинские услуги оказывают, используя как правило инфраструктуру и материально-техническую базу, приобретенную за бюджетные средства. При этом, она предназначена для оказания медицинской помощи в рамках территориальных программ, в том числе территориальных программ обязательного медицинского страхования.

Оказание платных медицинских услуг на оборудовании, в помещениях, с использованием расходных материалов, предназначенных для оказания бесплатных медицинских услуг, может приводить к замещению бесплатных медицинских услуг платными и увеличению времени ожидания пациентами оказания бесплатной медицинской помощи.

Часто медицинские работники одновременно задействованы при оказании платных и бесплатных приемов, в результате чего пациенты дольше ждут оказания бесплатной медицинской помощи.

Цель поправок в новых Правилах - разграничить условия оказания медицинской помощи в рамках территориальных программ и платных медицинских услуг и предотвратить замещение бесплатных медицинских услуг платными.

Раздельный учет использования препаратов и расходников

Проблема платных и бесплатных услуг актуальна особенно для учреждений III уровня в субъектах РФ, а также для Федеральных специализированных медицинских учреждений, подведомственных различным министерствам и ведомствам РФ. В них практически все обследования и часть вмешательств проводят на платной основе ссылаясь на отсутствие объемов по территориальной программе или же за счет квот. При этом большая часть оборудования приобреталась и приобретается за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ. Так же основная заработная плата платиться за счет средств ОМС.

Справка . Медицинские организации третьего уровня – это организации, в структуре которых есть подразделения, оказывающие высокотехнологичную медицинскую помощь.

Для решения указанных проблем необходимо медицинским организациям вести раздельный учет и контроль использования лекарственных препаратов и расходных материалов при оказании медицинской помощи в рамках территориальных программ и платных медицинских услуг.

Бесплатная медицинская помощь сверх установленных объемов и платные услуги

В процессе обсуждения поправок медицинское сообщество указывает на необходимость разработать четкие критерии оказания платной медицинской помощи, особенно сверх установленных объемов в рамках территориальных программ оказания бесплатной медицинской помощи.

Ежегодное снижение объемов медицинской помощи в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи утверждаемое постановлением Правительства РФ приводит к различного рода злоупотреблением со стороны лечебных учреждений.

Тем не менее, проект нормативного правового акта не предусматривает установления критериев оказания платной медицинской помощи в части оказания медицинской помощи сверх установленных объемов в рамках территориальных программ. Это связано с тем, что в течение года объемы медицинской помощи для медорганизаций могут корректироваться с учетом потребности населения и фактически выполненных объемов медицинской помощи.

Мнение медицинского сообщества

В Бюллетене Счетной палаты №2 2019 г. опубликован отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ формирования в 2017 и 2018 годах и исполнения в 2017 году территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включая их финансовое обеспечение».

В документе говорится о том, что отмечается рост кредиторской задолженности медицинских организаций по следующим регионам:

  • Москва,
  • Ульяновская область,
  • Ленинградская область,
  • Кировская область,
  • Удмуртская Республика,
  • Костромская область,
  • Республика Марий Эл.

Основные причины кредиторской задолженности:

  • недофинансирование Территориальных программ за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ;
  • низкие тарифы ОМС, которые не покрывают реальных затрат на оказание медицинской помощи;
  • невыполнение объемов медицинской помощи;
  • применение штрафных санкций страховыми медицинскими организациями по результатам экспертизы качества медицинской помощи;
  • увеличение доли расходов на заработную плату в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;
  • несоблюдение структуры расходования средств медицинских организаций, работающих в системе ОМС, в том числе в части превышения расходов на заработную плату;
  • рост цен на медикаменты и расходные материалы, продукты питания, горюче-смазочные материалы, увеличение тарифов на энергоресурсы.

Если устранить вышеназванные причины, то вносить изменения в Постановления Правительства РФ от 04.10.2012 г. № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» не придется.

В ходе обсуждения поправок специалисты высказали разные мнения о том, есть вообще необходимость в принятии поправок и изменений в положения вышеуказанного Постановления.

Были предложены другие способы решения проблемы :

  • убрать платные услуги из государственных и муниципальных медучреждений, так как они не решают финансовые проблемы медучреждений, а просто поддерживают в некотором плане материальное положение медработников;
  • увеличить бюджетное финансирование здравоохранения;
  • пересмотреть новую систему оплаты труда;
  • разобраться с финансами в здравоохранении, а именно сколько денег пришло, сколько ушло и куда ушло.

На этапе разработки поправок было представлено 19 предложений, из которых учли только 4, а 7 частично приняли к рассмотрению.

Руководителей медицинских учреждений и врачей приглашаем пройти семинар по системе НМО « ».

Платные услуги граждане получают по собственному желанию. Нормативными актами установлены правила, в соответствие с которыми должны оказываться медицинские услуги пациентам в учреждениях здравоохранения.

Платные медицинские услуги в учреждениях здравоохранения может получить любой гражданин. Это право закреплено федеральным законом об охране здоровья населения. Также права и интересы застрахованных в системе ОМС лиц, а также тех, кто вносит оплату за услуги, регулируются законом о защите прав потребителей.

Основные правила, закрепленные правовыми документами:

После того, как договор будет подписан, а обследование проведено, заказчику дается полная информация о результатах. По желанию клиента могут быть включены в договор дополнительные консультации и процедуры. В брошюрах и на официальном сайте указываются данные не только самой организации, но и всех медицинских работниках.

Порядок оказания услуг по нормам ФЗ

Существует установленный законом общий порядок, которым руководствуются все лечебные учреждения, оказывающие услуги на платной основе:


Все дополнительные услуги, запрошенные клиентом, должны быть обозначены в договоре. Для этого можно использовать приложение к основному документу.

Образец правил предоставления услуг

Платные медицинские услуги в учреждениях здравоохранения оказываются населению только при соответствии основным требованиям, изложенным в Федеральном законе № 1006.

Образец официального документа:

Основные правила, содержащиеся в российском законодательстве:

  1. Гражданину должна быть предоставлена в письменном и устном виде вся информация о лечении и заболевании, поставленном диагнозе. Кроме того, врач должен уведомить о том, какие виды помощи могут быть получены бесплатно.
  2. Если человек обратился за помощью на бесплатной основе при наличии полиса обязательного страхования, эта помощь должна быть ему оказана в полной мере и бесплатно. Не допустим отказ врача в помощи, связанный с тем, что пациент не захотел оплачивать дополнительные анализы или обследования.
  3. Все, что не входит в программу Обязательного страхования, расценивается как платные услуги – анонимное лечение, индивидуальный медицинский пост, использование лекарств, не требующихся для поддержания жизни.
  4. Лечебное питание и медицинские изделия, предметы гигиены, не предоставляемые по стандартам медицинской помощи, должны оплачиваться пациентом.
  5. Учредители государственных, бюджетных и казенных организаций самостоятельно, но в соответствие с правилами, устанавливают цены на медицинские услуги.
  6. Существует определенная форма и перечень данных, которые должны быть предоставлены клиенту. Прямая обязанность регистраторов в клинике или больнице – предоставить посетителям всю информацию, которая представляет для них интерес – о стоимости услуг, квалификации врачей. Эти данные подтверждаются лицензиями и другими документами.
  7. При заключении договора на оказание услуг на платной основе, работник учреждения должен сообщить клиенту, какой врач будет проводить процедуры, какие методы могут быть использованы. Также дается предупреждение обо всех возможных последствиях и рисках.

Потребителям вся информация дается в сжатом, доступном виде. Должна присутствовать не только устная форма (консультации), но и наглядная – брошюры, сайт в Интернете, листовки и прейскурант, оформленный в соответствие с правилами. Список услуг и фамилии врачей также вывешиваются на отдельный стенд для посетителей.

Когда запрещено оказывать платные услуги

Платные медицинские услуги в учреждениях здравоохранения не могут оказываться, или оказываются с ограничениями в нескольких случаях (для государственных поликлиник):


Руководитель медицинского учреждения несет ответственность за то, каким образом оказываются платные медицинские услуги. Они должны предоставляться только при необходимости и на высоком уровне. Начальник отделения также изучает дела пациентов и принимает решение, требуется ли в конкретном случае предоставление тех или иных услуг.

Организация платных услуг

Прежде, чем оказывать медицинские услуги населению на платной основе, организация – поликлиника или больница, должна подготовить стандартный, единый бланк договора по образцу:


Все данные выносятся в смету, которая является одним из обязательных документов для частных и государственных больниц и поликлиник, где можно получить услуги по факту обращения. В договор данные переносятся из сметы, с которой клиент может ознакомиться в любой момент.

Лечебное учреждение обязано предоставлять платные услуги только после получения письменного согласия клиента.

Если во время оказания стандартных услуг, описанных в договоре, возникла экстренная ситуация, и появилась необходимость добавить другие услуги с целью устранения угрозы жизни, врачи любого медицинского учреждения обязаны оказать эти услуги на безвозмездной основе.

Организация услуг на иных условиях

Медицинские (платные) услуги населению на иных условиях могут быть предоставлены только:

  • при личном обращении гражданина, по его желанию;
  • по условиям территориальной программы;
  • в рамках целевых программ, введенных государством.

Под иными условиями понимают:


Граждане иностранных государств и лица, не имеющие гражданства, могут рассчитывать только на экстренную бесплатную помощь. В остальных случаях они обязаны оплатить лечение и консультации.

Организация анонимных услуг

Платные анонимные медицинские услуги должны оказываться в соответствие с нормами российского законодательства.

В учреждениях здравоохранения, где клиенты могут получить помощь в условиях анонимности, обязательно должны соблюдаться следующие требования:

  1. Анонимные медицинские услуги оказываются платно, после заключения договора, при условии, что организация имеет необходимую разрешительную документацию.
  2. Если медицинская организация действует в рамках государственной программы, то клиенты могут получать анонимные услуги.
  3. Также лечение на условиях анонимности можно получить в частных медицинских клиниках, но в некоторых случаях, например, если речь не идет о заболевании СПИДом или другими опасными болезнями.

Необходимые услуги клиент выбирает по прейскуранту, в котором обязательно должны быть указаны цены.

Правила предоставления услуг иностранцам, лицам без гражданства

Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам, временно или постоянно находящимися или пребывающими в России:


Любой человек, находящийся в России, вправе получить экстренную медицинскую помощь по показаниям. Но при самостоятельном обращении в лечебное учреждение – частное или государственное, необходимо оплатить услуги по прейскуранту.

Порядок оказания услуг при самостоятельном обращении

Платные медицинские услуги в учреждениях здравоохранения предоставляются в следующем порядке:

  1. Клиенту предоставляют прейскурант и по требованию дополнительные документы – лицензию, выданную клинике и отдельным медицинским работникам.
  2. Оформляется договор, в котором указывают все выбранные услуги, ФИО врача – исполнителя, стоимость и сроки.
  3. Проводятся все лечебные мероприятия.
  4. Выносится медицинское заключение. Врач должен рассказать пациенту о результатах исследований, и о диагнозе. Назначается лечение.

Поликлиника или больница выдают клиенту квитанции о получении денежных средств, чеки и копию договора. Вся эта документация необходима организации для ведения бухгалтерской и статистической отчетности.

Возможен ли возврат средств, на каких условиях?

Деньги, потраченные на лечение по платным программам, можно вернуть только в виде социального налогового вычета, либо, по договору, если услуга была не оказана, или оказана не по стандарту.

Возврат средств при оформлении вычета:

Кто может вернуть? Правовое регулирование Условия Как оформить возврат
Все граждане, уплачивающие подоходный налог – 13% (официально трудоустроенные), при условии, что лечение осуществлялось за собственные средства Ч.3 ст.219 п.3 НК РФ Гражданин, купивший лекарства, или оплативший лечение в государственной поликлинике, вправе оформить возврат.

Также его оформляют при оплате лечения детей, супруга.

Предоставляются документы:
  • декларация по форме 3НДФЛ (заполненная);
  • справка о выплаченных налогах — 2НДФЛ;
  • договор на оказание медицинских услуг, справка, подтверждающая оплату.

Если использовался полис ДМС, необходимо предоставить полис, чек, заключение врача и все платежные документы.

Все документы предоставляют в отделение ФНС.

Общая сумма возвращаемых средств не может превысить 120 000 руб. Для не дорогостоящего лечения установлен другой предел для вычета – 15 600 руб. Обратиться для получения вычета можно до истечения 3- летнего срока с момента лечения.

Прейскурант на медицинские услуги

Платные медицинские услуги оказываются по прейскуранту в учреждениях частного и государственного типа. Каждое учреждение здравоохранения, оказывающее дополнительные услуги на платной основе, предоставляет клиенту прейскурант с полным набором процедур и их стоимостью.

В Гражданском законодательстве РФ отмечается, что исполнение договора на оказание медицинских услуг, должно быть оплачено по той цене, которая была оговорена сторонами. Однако, изначально, стоимость устанавливается организацией и указывается в прейскуранте, который предоставляется клиенту для ознакомления.

Если государственное муниципальное лечебное учреждение устанавливает определенные цены на конкретные виды услуг, то в прейскуранте указываются эти цены, и по ним должны проводиться кассовые операции.

Лечебные учреждения, в том числе государственные, вправе самостоятельно устанавливать цены на платные, но не медицинские услуги, а также на все услуги, подразумевающие медицинское вмешательство, но с учетом установленных требований.

Обязательное условие – прейскурант обязательно должен быть на стойке регистрации. Клиенты могут получить его по запросу.

Официального требования в законодательстве относительно прейскуранта нет, но есть указания, данные в п.3 Постановления № 1006, которые должны соблюдаться. В законе отмечено, что любые услуги, предоставляемые на платной основе, должны быть указаны в лицензии. Такое же требование предъявляется и по отметке цен в прейскуранте.

На одни и те же услуги в разных клиниках могут быть установлены разные цены. Основанием для этого являются несколько факторов – тип оборудования, квалификация врачей, вид услуги – консультация или помощь, разный уровень затрат. Кроме того, услуги могут оказываться по наличному и безналичному расчету, в клинике или с выездом на дом, что также существенно влияет на конечную стоимость.

В прейскуранте должны быть обозначены все варианты – например, консультация терапевта с выездом на дом или в поликлинике – стоимость одной услуги в этом случае будет разной.

Любые платные консультации, анализы, исследования, выполняемые по запросу клиента при добровольном посещении клиники, должны быть оформлены по договору. При этом тот же клиент может получить и бесплатные медицинские услуги, если возникнет экстренная ситуация.

В учреждениях здравоохранения, где оказывается помощь на платной основе, обязательно должна быть брошюра и прейскурант, с которым клиент может ознакомиться в любой момент.

Оформление статьи: Мила Фридан

Видео о платных медицинских услугах

О платных медицинских услуг:

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время вопросы пациентов, пользующихся платными медицинскими услугами в лечебно-профилактических

учреждениях (ЛПУ), особенно частной формы собственности, являются очень актуальными. Платная медицинская услуга

является, прежде всего, экономической категорией, что подразумевает получение прибыли от ее оказания.

Оказание медицинской помощи является по своей сути особым родом услуги. Услуга - совершение определенной

деятельности или совокупности определенных действий, направленных на удовлетворение потребностей других лиц.

В соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", медицинская услуга

Медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение

заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение; иными словами:

Медицинская услуга - это совокупность необходимых, достаточных, добросовестных профессиональных действий

медицинского работника (производителя услуги), направленных на удовлетворение потребностей пациента (потребителя услуги).

В соответствии с действующим законодательством, являясь участником гражданских правоотношений, медицинские

учреждения вправе совершать действия, которые направлены на установление, изменение или прекращение гражданских прав и

обязанностей. Такие действия называются сделками.

В ст. 779 ГК РФ сформулированы основные признаки, по которым заключаемая сделка может быть отнесена к числу

договоров возмездного оказания услуг. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика

оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить

эти услуги.

Итак, Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 г. N 1006 "Об утверждении Правил

предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг":

В соответствии с частью 7 статьи 84 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и

статьей 39 1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг.

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 13 января 1996 г. N 27 "Об

утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями" (Собрание

законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 194).

ПРАВИЛА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ

УСЛУГ

I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют порядок и условия предоставления медицинскими организациями гражданам платных

медицинских услуг.

2. Для целей настоящих Правил используются следующие основные понятия:

"платные медицинские услуги" - медицинские услуги, предоставляемые на возмездной основе за счет личных средств

граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского

"потребитель" - физическое лицо, имеющее намерение получить либо получающее платные медицинские услуги лично в

соответствии с договором. Потребитель, получающий платные медицинские услуги, является пациентом, на которого

распространяется действие Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";

"заказчик" - физическое (юридическое) лицо, имеющее намерение заказать (приобрести) либо заказывающее

(приобретающее) платные медицинские услуги в соответствии с договором в пользу потребителя;

"исполнитель" - медицинская организация, предоставляющая платные медицинские услуги потребителям.

Понятие "медицинская организация" употребляется в настоящих Правилах в значении, определенном в Федеральном законе

"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21 ноября 2011г №323ФЗ:

«медицинская организация» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве

основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном

законодательством Российской Федерации. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских

организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду

с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся

медицинской деятельности. В целях настоящего Федерального закона к медицинским организациям приравниваются

индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность;

3. Платные медицинские услуги предоставляются медицинскими организациями на основании перечня работ (услуг),

составляющих медицинскую деятельность и указанных в лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданной в

установленном порядке.

4. Требования к платным медицинским услугам, в том числе к их объему и срокам оказания, определяются по

соглашению сторон договора, если федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не

предусмотрены другие требования.

5. Настоящие Правила в наглядной и доступной форме доводятся исполнителем до сведения потребителя (заказчика).

УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

6. При заключении договора потребителю (заказчику) предоставляется в доступной форме информация о возможности

получения соответствующих видов и объемов медицинской помощи без взимания платы в рамках программы государственных

гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий

бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее - соответственно программа, территориальная программа).

Отказ потребителя от заключения договора не может быть причиной уменьшения видов и объемов медицинской помощи,

предоставляемых такому потребителю без взимания платы в рамках программы и территориальной программы.

7. Медицинские организации, участвующие в реализации программы и территориальной программы, имеют право

предоставлять платные медицинские услуги:

А) на иных условиях, чем предусмотрено программой, территориальными программами и (или) целевыми

программами, по желанию потребителя (заказчика), включая в том числе:

Установление индивидуального поста медицинского наблюдения при лечении в условиях стационара;

Применение лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов,

если их назначение и применение не обусловлено жизненными показаниями или заменой из-за индивидуальной непереносимости

лекарственных препаратов, входящих в указанный перечень, а также применение медицинских изделий, лечебного питания, в том

числе специализированных продуктов лечебного питания, не предусмотренных стандартами медицинской помощи;

Б) при предоставлении медицинских услуг анонимно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством

Российской Федерации;

В) гражданам иностранных государств, лицам без гражданства, за исключением лиц, застрахованных по

обязательному медицинскому страхованию, и гражданам Российской Федерации, не проживающим постоянно на ее территории и не

являющимся застрахованными по обязательному медицинскому страхованию, если иное не предусмотрено международными

договорами Российской Федерации;

Г) при самостоятельном обращении за получением медицинских услуг, за исключением случаев и порядка,

предусмотренных статьей 21 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", и случаев

оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и медицинской помощи, оказываемой в неотложной

или экстренной форме.

8. Порядок определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями,

являющимися бюджетными и казенными государственными (муниципальными) учреждениями, устанавливается органами,

осуществляющими функции и полномочия учредителей.

Медицинские организации иных организационно-правовых форм определяют цены (тарифы) на предоставляемые платные

медицинские услуги самостоятельно.

услуги, разработанными Министерством экономики РФ от 6 декабря 1995 г. N СИ-484/7-982:

форм и ведомственной принадлежности, изготавливающими (оказывающими) и реализующими на территории Российской

Федерации продукцию, товары и услуги в валюте Российской Федерации.

производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги, кроме тех видов, по которым согласно

действующему законодательству осуществляется государственное регулирование цен и тарифов, а также кроме импортной

продукции (товаров)

ФОРМИРОВАНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ СВОБОДНЫХ РОЗНИЧНЫХ ЦЕН И ТАРИФОВ НА ПРОДУКЦИЮ,

ТОВАРЫ И УСЛУГИ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ (ОКАЗЫВАЕМЫЕ) НАСЕЛЕНИЮ

8.1. Свободные розничные цены и тарифы определяются самостоятельно розничными торговыми предприятиями,

предприятиями общественного питания и другими юридическими лицами, осуществляющими продажу товаров (услуг) населению, в

соответствии с конъюнктурой рынка (сложившимся спросом и предложением в данном регионе), качеством и потребительскими

свойствами товаров и предоставляемых услуг, исходя из свободной отпускной цены предприятия - изготовителя или цены другого

поставщика (цены закупки) и торговой надбавки.

Свободные цены и тарифы на платные услуги для населения формируются исходя из себестоимости и необходимой прибыли с

учетом конъюнктуры рынка, качества и потребительских свойств услуг, степени срочности исполнения заказа и налога на

добавленную стоимость*. При исчислении облагаемого оборота по товарам, которые облагаются акцизами, в них включается

сумма акцизов.

* Спецналог в данном случае и в дальнейшем не указывается в связи с тем, что с 1 января 1996 г. он отменяется.

8.2. Торговые надбавки определяются продавцом самостоятельно исходя из конъюнктуры рынка (сложившегося спроса и

предложения), кроме торговых надбавок, уровень которых регулируется в соответствии с действующим законодательством. В

торговую надбавку включаются издержки обращения, в том числе транспортные расходы по доставке товаров от поставщика (в

зависимости от вида франко, предусмотренного в свободной отпускной цене предприятия - изготовителя или цене закупки продукции

(товаров) и условий поставки, указанных в договоре на поставку), другие расходы по закупке и реализации товаров розничных

торговых организаций и предприятий или предприятий бытового обслуживания населения и налог на добавленную стоимость, а

также прибыль.

ОФОРМЛЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ

Свободные отпускные цены (тарифы) фиксируются в протоколе согласования, который подписывается руководителями

Приложении N 1. Возможно фиксирование указанных цен (тарифов) в договорах на поставку продукции (товаров), в других

документах, подтверждающих согласие покупателя с уровнем цен (тарифов) (телефонограмма, телекс, телефакс и т.п.).

Обозначение свободных розничных цен осуществляется розничными торговыми предприятиями, предприятиями

общественного питания, бытового обслуживания населения на ценниках образцов товаров (прейскурантах на оказываемые услуги

или выписках из них, в меню), выставляемых в указанных предприятиях.

Предприятия, организации и другие юридические лица, осуществляющие реализацию товаров по свободным розничным ценам,

фиксируют эти цены, а также уровень применяемых торговых и снабженческо-сбытовых надбавок в реестрах по форме согласно

ИЗМЕНЕНИЕ СВОБОДНЫХ ЦЕН И ТАРИФОВ

С учетом конъюнктуры рынка, а также повышения (снижения) цен на сырье, материалы, других факторов, повлиявших на

изменение затрат на производство и реализацию товаров, продукции и услуг, свободные оптовые и отпускные цены (тарифы) на них

могут быть изменены предприятием - изготовителем (поставщиком) по согласованию с потребителями.

Свободные цены на платные услуги населению могут изменяться в связи с изменением конъюнктуры рынка, а также

изменением расходов на оказание услуг.

При изменении цен на услуги, а также сырье и материалы, отдельно оплачиваемые сверх цен на услуги, может производиться

перерасчет с заказчиками на дату введения новых цен только в случае неполной оплаты заказчиком материалов и услуг при

оформлении заказов.

Остатки готовых изделий, изготовленные предприятиями сферы услуг без предварительных заказов, и образцы - модели могут

переоцениваться на дату введения новых цен как в части материалов, так и работ по их изготовлению.

9. При предоставлении платных медицинских услуг должны соблюдаться порядки оказания медицинской помощи,

утвержденные Министерством здравоохранения Российской Федерации.

10. Платные медицинские услуги могут предоставляться в полном объеме стандарта медицинской помощи,

утвержденного Министерством здравоохранения Российской Федерации, либо по просьбе потребителя в виде осуществления

отдельных консультаций или медицинских вмешательств, в том числе в объеме, превышающем объем выполняемого стандарта

медицинской помощи.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ИСПОЛНИТЕЛЕ И ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ИМ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГАХ

11. Исполнитель обязан предоставить посредством размещения на сайте медицинской организации в информационно-

телекоммуникационной сети "Интернет", а также на информационных стендах (стойках) медицинской организации информацию,

А) для юридического лица - наименование и фирменное наименование (если имеется); для индивидуального

предпринимателя - фамилия, имя и отчество (если имеется);

Б) адрес места нахождения юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о

юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную

регистрацию;

адрес места жительства и адрес места осуществления медицинской деятельности индивидуального предпринимателя, данные

документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр

индивидуальных предпринимателей, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;

В) сведения о лицензии на осуществление медицинской деятельности (номер и дата регистрации, перечень работ

(услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, наименование, адрес

места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа);

Г) перечень платных медицинских услуг с указанием цен в рублях, сведения об условиях, порядке, форме

предоставления медицинских услуг и порядке их оплаты;

Д) порядок и условия предоставления медицинской помощи в соответствии с программой и территориальной

программой;

Е) сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их

профессионального образования и квалификации;

Ж) режим работы медицинской организации, график работы медицинских работников, участвующих в

предоставлении платных медицинских услуг;

З) адреса и телефоны органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья

граждан, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и территориального органа

Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

12. Информация, размещенная на информационных стендах (стойках), должна быть доступна неограниченному кругу лиц в

течение всего рабочего времени медицинской организации, предоставляющей платные медицинские услуги. Информационные

стенды (стойки) располагаются в доступном для посетителей месте и оформляются таким образом, чтобы можно было свободно

ознакомиться с размещенной на них информацией.

13. Исполнитель предоставляет для ознакомления по требованию потребителя и (или) заказчика:

А) копию учредительного документа медицинской организации - юридического лица, положение о ее филиале

(отделении, другом территориально обособленном структурном подразделении), участвующем в предоставлении платных

медицинских услуг, либо копию свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального

предпринимателя;

Б) копию лицензии на осуществление медицинской деятельности с приложением перечня работ (услуг),

составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией.

14. При заключении договора по требованию потребителя и (или) заказчика им должна предоставляться в доступной

форме информация о платных медицинских услугах, содержащая следующие сведения:

А) порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи, применяемые при предоставлении

платных медицинских услуг;

Б) информация о конкретном медицинском работнике, предоставляющем соответствующую платную медицинскую

услугу (его профессиональном образовании и квалификации);

В) информация о методах оказания медицинской помощи, связанных с ними рисках, возможных видах медицинского

вмешательства, их последствиях и ожидаемых результатах оказания медицинской помощи;

Г) другие сведения, относящиеся к предмету договора.

15. До заключения договора исполнитель в письменной форме уведомляет потребителя (заказчика) о том, что

том числе назначенного режима лечения, могут снизить качество предоставляемой платной медицинской услуги, повлечь за собой

невозможность ее завершения в срок или отрицательно сказаться на состоянии здоровья потребителя.

ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА И ОПЛАТЫ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

16. Договор заключается потребителем (заказчиком) и исполнителем в письменной форме.

17. Договор должен содержать:

А) сведения об исполнителе:

Наименование и фирменное наименование (если имеется) медицинской организации - юридического лица,

адрес места нахождения, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый

государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;

Фамилия, имя и отчество (если имеется) индивидуального предпринимателя, адрес места жительства и адрес

места осуществления медицинской деятельности, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об

индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием органа,

осуществившего государственную регистрацию;

Номер лицензии на осуществление медицинской деятельности, дата ее регистрации с указанием перечня работ

(услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией,

Наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа;

Б) фамилию, имя и отчество (если имеется), адрес места жительства и телефон потребителя (законного

представителя потребителя);

фамилию, имя и отчество (если имеется), адрес места жительства и телефон заказчика - физического лица;

наименование и адрес места нахождения заказчика - юридического лица;

В) перечень платных медицинских услуг, предоставляемых в соответствии с договором;

Г) стоимость платных медицинских услуг, сроки и порядок их оплаты;

Д) условия и сроки предоставления платных медицинских услуг;

Е) должность, фамилию, имя, отчество (если имеется) лица, заключающего договор от имени исполнителя, и его

подпись, фамилию, имя, отчество (если имеется) потребителя (заказчика) и его подпись. В случае если заказчик является

юридическим лицом, указывается должность лица, заключающего договор от имени заказчика;

Ж) ответственность сторон за невыполнение условий договора;

З) порядок изменения и расторжения договора;

И) иные условия, определяемые по соглашению сторон.

18. Договор составляется в 3 экземплярах, один из которых находится у исполнителя, второй - у заказчика, третий - у

потребителя. В случае если договор заключается потребителем и исполнителем, он составляется в 2 экземплярах.

19. На предоставление платных медицинских услуг может быть составлена смета. Ее составление по требованию

потребителя (заказчика) или исполнителя является обязательным, при этом она является неотъемлемой частью договора.

20. В случае если при предоставлении платных медицинских услуг требуется предоставление на возмездной основе

дополнительных медицинских услуг, не предусмотренных договором, исполнитель обязан предупредить об этом потребителя

(заказчика). Без согласия потребителя (заказчика) исполнитель не вправе предоставлять дополнительные медицинские услуги на

возмездной основе.

21. В случае если при предоставлении платных медицинских услуг потребуется предоставление дополнительных

медицинских услуг по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни потребителя при внезапных острых заболеваниях,

состояниях, обострениях хронических заболеваний, такие медицинские услуги оказываются без взимания платы в соответствии с

Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

22. В случае отказа потребителя после заключения договора от получения медицинских услуг договор расторгается.

Исполнитель информирует потребителя (заказчика) о расторжении договора по инициативе потребителя, при этом потребитель

(заказчик) оплачивает исполнителю фактически понесенные исполнителем расходы, связанные с исполнением обязательств по

договору.

23. Потребитель (заказчик) обязан оплатить предоставленную исполнителем медицинскую услугу в сроки и в порядке,

которые определены договором.

24. Потребителю (заказчику) в соответствии с законодательством Российской Федерации выдается документ,

подтверждающий произведенную оплату предоставленных медицинских услуг (контрольно-кассовый чек, квитанция или иной бланк

строгой отчетности (документ установленного образца)).

25. Исполнителем после исполнения договора выдаются потребителю (законному представителю потребителя)

медицинские документы (копии медицинских документов, выписки из медицинских документов), отражающие состояние его

здоровья после получения платных медицинских услуг.

26. Заключение договора добровольного медицинского страхования и оплата медицинских услуг, предоставляемых в

соответствии с указанным договором, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом

Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации".

ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

27. Исполнитель предоставляет платные медицинские услуги, качество которых должно соответствовать условиям

договора, а при отсутствии в договоре условий об их качестве - требованиям, предъявляемым к услугам соответствующего вида.

В случае если федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрены

обязательные требования к качеству медицинских услуг, качество предоставляемых платных медицинских услуг должно

соответствовать этим требованиям.