Виталия кушнарева назначили главой администрации ростова. «Новому главе Ростова придется работать с очень закостенелым чиновничьим аппаратом Политолог Шмидт: количество акций протеста в Иркутской области увеличилось

Фото: Правительство Ростовской области

Новым сити-менеджером Ростова-на-Дону, как и два года назад, станет очередной человек из команды губернатора Василия Голубева, не сомневаются опрошенные «Клубом Регионов» наблюдатели. Нынешний глава администрации Сергей Горбань уходит в отставку, а его место, скорее всего, займет нынешний министр транспорта региона Виталий Кушнарёв, который является выходцем из того же района, что и губернатор Василий Голубев, и даже успел поработать с будущим главой региона на одной шахте.

В Ростове-на-Дону завершилось утверждение кандидатур на пост сити-менеджера. 27 октября специальная конкурсная комиссия, половину в которой занимают представители губернатора Василия Голубева, определится с тем, кто будет управлять региональной столицей. Для участия в конкурсе выдвинуты семь человек, но опрошенные «Клубом Регионов» эксперты почти не сомневаются, что сити-менеджером станет министр транспорта Ростовской области 41-летний Виталий Кушнарёв, кандидатуру которого выдвинул глава региона.

«Я бы сказал, что Кушнарёва изберут сити-менеджером с вероятностью 85%. Но вчерашнее выдвижение Виктора Гончарова [атамана Всевеликого войска Донского] - это появление альтернативы Кушнарёву. Хотя что Гончаров, что Кушнарёв - это обе фигуры из команды Голубева», - говорит политолог, директор Центра региональных социально-экономических исследований Дмитрий Абросимов .

Директор Института эффективного управления Дмитрий Са​вельев в разговоре с «Клубом Регионов» обратил внимание, что Кушнарёв родом из того же Тацинского района Ростовской области, что и губернатор. «Они даже на шахте какое-то время вместе работали», - подчеркнул эксперт. «Я думаю, Голубев просто решил поставить своего человека на должность сити-менеджера. Хотя я не думаю, что Кушнарёв обладает каким-то суперорганизационными качествами, а хотелось бы, чтобы сити-менеджер был продвинутым, энергичным человеком. А Кушнарёв сначала был чиновником в Белокалитвинском районе, а потом губернатор забрал его к себе в аппарат руководителем протокола. То есть это такая серая чиновничья масса, человек, который назначается», - охарактеризовал будущего сити-менеджера политолог. Он допускает, что установление контроля над бюджетом города для губернатора Голубева важнее, чем поставить во главе Ростова человека с харизмой.

Эксперты сходятся во мнении, что Кушнарёв, в принципе, подходит на пост сити-менеджера, хотя и отмечают, что у министра транспорта очень небольшой управленческий опыт, а в сравнении с пока еще действующим сити-менеджером Ростова-на-Дону Сергеем Горбанем он однозначно проигрывает.

«Я слышал о Горбане такое мнение, что он очень жесткий, очень требовательный и работоспособный и он очень сильно взбодрил всё руководство города и районов», - сообщил Савельев.

«Могу сказать, что хотя бы на уровне транспорта Кушнарёв вникал в специфику города и хотя бы эту тематику он понимает. С другой стороны, у него будет не как у Горбаня - два года, а, скорее всего, целых четыре, до конца полномочий городской думы. Так что, я думаю, он сможет вполне успешно войти в управление городом», - отметил Абросимов.

Генеральный директор фонда «Прикладная политология» Сергей Смирнов рассказал, что специальное исследование, которое оценивало кандидатов на пост сити-менеджера в 2014г., показало, что Горбань был лучшей кандидатурой из всех возможных и даже во многом отвечал требованиям к «идеальному сити-менеджеру». «Но он подвергался многочисленным нападкам из-за того, что он был первым назначенным, а не избранным. С другой стороны, его считали не ростовчанином, ведь, несмотря на то, что он родился в Азовском районе, он приехал в регион вместе с Голубевым из Ленинского района Московской области . Ну а с другой стороны, нельзя было за два года решить проблемы города, которые копились много лет», - рассказал об отношении к пока еще действующему сити-менеджеру собеседник «Клуба Регионов».

Напомним, Горбань стал первым сити-менеджером Ростова, и это произошло с подачи губернатора. В регионе основной причиной ухода сити-менеджера считают его политические амбиции, удовлетворять которые он якобы будет уже в Москве .

По мнению Смирнова, у Кушнарёва будет меньше первоначальных проблем, чем у Горбаня, потому что новый сити-менеджер придет на накатанную площадку. «При смене сити-менеджера наблюдается некая преемственность: Кушнарёву не надо будет полностью менять команду или полностью ломать старые схемы управления и выстраивать новые, что пришлось делать Горбаню два года назад. Так что я думаю, что смена власти пройдет достаточно безболезненно и новая администрация просто продолжит те проекты, которыми занимается нынешняя», - рассуждает Смирнов. Вместе с тем эксперт допустил, что оппозиционеры, которые упрекали Горбаня в том, что он является варягом, потому что основная его карьера строилась в Московской области, попробуют разыграть ту же карту и в отношении Кушнарёва, который никогда не работал именно в Ростове-на-Дону.

Версия для печати

Материалы по теме

Ростовская область

Бывший вице-губернатор Ростовской области Сергей Горбань единогласно избран депутатами гордумы на должность сити-менеджера Ростова-на-Дону. На заседании думы лично присутствовал губернатор Василий Голубев, который ранее и выдвинул своего экс-подчиненного на этот пост. Глава региона поставил перед новыми городскими властями задачу навести порядок в строительной сфере города, а также по-новому подойти к развитию транспортной инфраструктуры, здравоохранения и формированию городского бюджета.

Главное

  • Политконсультант Фетисов: саратовский губернатор Радаев начал готовить преемника
    Глава Саратовской области Валерий Радаев предложил провести в регионе административную реформу. Он намерен сделать главу Энгельсского района Александра Стрелюхина председателем правительства, отвечающим за весь реальный сектор экономики региона. Ранее Радаев совмещал посты губернатора и главы регионального правительства. Наблюдатели полагают, что, возможно, глава региона пытается снять с себя часть ответственности за проблемы в экономике региона. Однако политконсультант Дмитрий Фетисов уверен, что реальная цель губернатора - сохранить политическое влияние на случай своей возможной отставки.
    Политолог Шмидт: количество акций протеста в Иркутской области увеличилось
    Рост протестной активности в Иркутской области отмечают эксперты. В регионе участились митинги, в ходе которых высказываются претензии к работе губернатора Сергея Левченко. Эксперты считают, что за этими акциями протеста могут стоять оппоненты Левченко, однако пока «карта протестной активности» используется в регионе не в полную силу. Политолог Сергей Шмидт отметил, что митинги на позиции губернатора не влияют, однако его рейтинг снижается из-за ситуации с охотой на медведя. Шмидт добавил, что жители региона не любят ходить на митинги, а свое отношение к власти выражают на выборах. Объединять крупные города в метрополии для сокращения дифференциации регионов по уровню доходов предложил глава Счетной палаты Алексей Кудрин. По его словам, развитие горизонтальных связей между регионами даст «новое развитие окружающим субъектам РФ». В эффективности этого предложения сомневается экономист Наталья Зубаревич: «Уровень дотационности городских округов в среднем почти 60%. Поэтому соединяйте, умножайте, делите - это ровным счетом ничего не изменит». В то же время эксперты считают достойными обсуждений предложения Кудрина передать нагрузку по страховым взносам за неработающее население на уровень Федерации и по сохранению части НДС в регионах.
    Власти Камчатки запускают адресное информирование семей о льготах
    Проект по адресному информированию молодых семей с детьми о мерах федеральной и региональной поддержки запущен в Камчатском крае. В регионе издан специальный справочник, позволяющий узнать обо всех соцвыплатах, а также о том, как их оформить. Брошюру будут выдавать родителям при получении свидетельства о рождении ребенка в органах ЗАГС. Эксперты, опрошенные «Клубом Регионов», считают, что шаги региональных властей в сторону адресной помощи позволят перераспределить имеющиеся средства и увеличить размер социальных выплат тем, кто в них на самом деле нуждается.

Сегодня, 7 ноября, депутаты гордумы утвердили в должности нового главу адмиистрации Ростова-на-Дону - Виталия Кушнарева , до недавних пор занимавшего пост министра транспорта Ростовской области.

«Комсомолка» внимательно ознакомилась с первыми программными заявлениями сити-менеджера, сменившего Сергея Горбаня в этом качестве.

Крайне важно за повседневной рутиной не потерять главную цель и четко понимать, что мы строим город для людей, - заявил, выступая перед депутатами, Кушнарев . - Основной ресурс развития – это человеческий капитал, а человеку нужны человеческие условия – комфортная городская среда. Не создадим ее мы, люди поедут жить и работать туда, где она есть – в Казань , Москву , Лондон , если хотите.

По словам Кушнарева , командой его предшественника было сделано немало, однако налицо ряд серьезнейших проблем.

В частности, по ЖКХ , например, это строительство очистных сооружений в Дугино , проект остается незавершенным, хотя и готов почти на 98%, - отметил он.

Кроме того, новый сити-менеджер проанонсировал масштабную реконструкцию ливневой канализации.

Он признал также, что хоть и предпринимаются попытки городских властей исправить все усложняющуюся с каждым годом дорожно-транспортную ситуацию, но, отметил он, легче пока не стало. Кушнарев прямо заявил, что, поскольку единственный центр притяжения – исторический центр, Ростов не в состоянии «переварить» потоки транспорта в часы пик, на котором народ едет на работу утром и возвращается из офисов по вечерам, и не живет, а умирает в пробках.

Для меня очевидны два факта: с одной стороны, Ростов, несмотря на кризисные явления, развивается, с другой – это развитие носит довольно хаотичный характер, - отметил новый градоначальник южной столицы.

Самым ярким примером хаотичности, полагает Кушнарева, является жилищное строительство.

В прошлом году Ростов занял первое место среди 13-ти городов-миллионников по вводу жилья (более 1,1 млн кв. м), вроде как есть позитивная динамика в пересчете на жилые «квадраты» на душу населения, - пояснил Виталий Кушнарев. – Но это позитив – если говорить о количественных оценках. А как отразились тысячи новых квадратных метров на качестве городской среды? К сожалению, все выглядит не так радужно.

Как оказалось согласно данным исследований, если в 2014-м 45% разрешений были выданы на строительство зданий выше 20 этажей, то в прошлом году их было уже более половины. И вот по итогам анализа получилось, что средний «портрет» новостройки – это одноподъездная 15-этажка в центре города.

Комплексное развитие территорий в виде строительство новых микрорайонов на периферии (Сувороский, Левенцовский, Екатерининский, Платовский и др .) тоже не стало панацеей, а привнесло еще массу новых проблем – получилось, что живут люди в одном месте, работают в другом, отдыхать им приходится в третьем.

Выход – в максимальном освобождении центра от промышленных и коммунально-складских предприятий с дальнейшем использованием этих земель под комплексное строительство, - подчеркнул Кушнарев. – По сути Ростов нужно не строить, а перестраивать. Сегодня же трудно не согласиться с выводом экспертов о том, что городская власть прогнулась под девелоперов и уже много лет занимается догоняющим обеспечением, а не системным развитием городской среды. Возможность повысить контролируемость строительного процесса есть у нас уже сейчас, но нужна политическая воля.

Между тем, как он рассказал газете «КП » - Ростов-на-Дону », кардинальных перемени в кадровом составе горадминистрации, по крайне мере, в ближайшее время ожидать не стоит: нужно, заявил Кушнарев, сначала нормально завершить год, затем - отопительный сезон, а дальше уже будет видно по результатам.

КСТАТИ

Как выбирали нового градоначальника

Процедура определения главы горадминистрации в Ростове-на-Дону, на который выдвинули свои кандидатуры восемь претендентов, особыми хитростями не отличается. Проходила она, по сути, в четыре этапа.

Первые два - за конкурсной комиссией, которая состоит из десяти человек. Одну половину в нее делегировал губернатор Ростовской области Василий Голубев, вторую - гордума.

На первом этапе рассматривались собственно сами документы, и в ходе него отсеялся один из претендентов - представительница частного бизнеса Елене Петровой , которая получила отказ по причине достижения предельного возраста для госслужбы.

На втором - уже проходил предметный разговор с кандидатами, которые представляли свою программу, отвечали на вопросы членов комиссии и проходили тестирование.

И к финишной прямой вышли двое, набравших максимальное количество баллов по итогам рассмотрения их кандидатур: министр транспорта Виталий Кушнарев и топ-менеджер «Ростовертола» Геннадий Рябоконов.

На третьем этапе свое слово сказала фракция «Единой России », имеющая подавляющее большинство в гордуме, а на четвертом, по итогам этой рекомендации, и происходило утверждение кандидатуры.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

До голосования перед депутатами гордумы выступил губернатор Василий Голубев - с одной стороны, это как бы формальность, напутствие и все такое. С другой же - в этой речи прозвучали некоторые высказывания, которые проливает определенный свет на вопрос, почему в конкурсе не участвовал Сергей Горбань - человек, которого изначально, с тех пор, как Василий Голубев стал главой региона в первый раз в 2010-м и позвал его к себе в команду, называли «правой рукой» губернатора.

Вот некоторые наиболее любопытные слова:

Администрация под управлением Сергея Горбаня за два года проделала немалую работу, создала определенный задел на будущее, есть хорошие примеры развития городского хозяйства, успехи в решении экономических и социальных задач, - отметил Василий Голубев. - Но в Ростове необходимо выполнить большой объем работы. Должны находить решение проблемы, которые остро волнуют граждан - независимо от того, что уже есть позитивные изменения: команда лишь тогда способна изменить ситуацию, когда реально отслеживаются все нюансы. А когда говорится, что есть какие-то большие успехи, то их, эти успехи, следует оставить на радость жителям Ростова, а вот проблемы - нужно решать. Таким образом, надо всегда стоять на земле, ни в коем случае не приукрашая ситуацию и говоря о том, что у нас все в порядке. Для этого необходимо постоянно проводить диалог с населением, отдельного внимания требуют коллективные обращения граждан, т. к. они часто указывают на серьезные проблемы. Одна из важных задач нового руководителя - организация конструктивного взаимодействия с гордумой и всеми органами власти региона. На него ляжет не почетная миссия, а очень тяжелая ноша, которую предстоит нести и каждый день мождно получить. Ее можно вынести, если есть реальные партнеры, реальная команда, готовая искренне в этом помогать. Очень внимательно нужно разобраться, кто в этой общей "лодке" находится с веслом и реально гребет и хочет достичь результата.

«Ростов-на-Дону не в состоянии переварить утренние и вечерние потоки личного транспорта. Город умирает в постоянных пробках. Необходимы конкретные шаги в сторону полицентрического развития областного центра - города, где деловая активность человека, объекты отдыха, спорта, культуры, торговли находятся практически в шаговой доступности. Только таким образом Ростов-на-Дону станет городом для людей», - считает назначенный 7 ноября сити-менеджер Ростова-на-Дону Виталий Кушнарев. Об этом ИА REGNUM сообщили в ростовской администрации.

Решить проблему многокилометровых заторов можно благодаря развитию сети общественного транспорта. По словам Кушнарёва, пассажирским транспортом перестали пользоваться 65% горожан. Изменить ситуацию в лучшую сторону можно, но требуется целый комплекс мер. Это и обновление автопарка, и создание новой маршрутной сети, и реализация безналичной оплаты проезда, и ремонт транспортных артерий, их строительство.

Кушнарёв считает, что основной целью городских чиновников должно быть создание качественной городской среды. А основным ресурсом развития Ростова-на-Дону является человеческий капитал.

«Человеку нужны человеческие условия в широком смысле этого слова. Нужна комфортная городская среда. Если не создать ее в донской столице, то люди уедут жить туда, где она создана», - сказал сити-менеджер.

Ещё одно из важнейших направлений работы - масштабная реконструкция и строительство системы ливневой канализации. Она находится в плачевном состоянии, и минувшим летом это привело к трагедии. В конце июня ливень стал для донской столицы настоящим апокалипсисом: по ростовским улицам текли горные реки, в центре затопило все цокольные этажи, были повреждены сотни машин. Из-за того, что «ливневки» не работали, погибла школьница, горожане были травмированы. Также из-за сильного дождя под воду ушли вокзалы.

Чрезвычайная ситуация, спровоцированная стихией, стала поводом для создания горожанами петиции. Летом ростовчане обратились к главе российского государства с просьбой об отставке сити-менеджера областного центра Сергея Горбаня . По мнению жителей Ростова-на-Дону, его небрежное отношение к исполнению своих обязанностей привело к ЧП.

Позже ростовский политолог Юрий Гиренко отмечал, что Сергей Горбань больше политик, но никак не хозяйственник. «Быть одновременно политиком и хозяйственником - задача непростая. И приходится что-то ставить во главу угла. По мнению эксперта, обоснованность инициатив Горбаня каждый раз оказывалась под вопросом. Все это говорит о том, что он - человек, так и не ставший ростовским. „Он не чувствует город, а город не чувствует его“, - полагает Юрий Гиренко.

Чем примечателен новый сити-менеджер Ростова-на-Дону? Благодаря чему он занял новую должность? И какие задачи должен решить в первую очередь? На эти вопросы по просьбе «ФедералПресс» ответил ростовский политический консультант Влад Волков.

«Прежде всего, стоит коснуться биографии нового градоначальника. главой администрации Ростова, Виталий Кушнарев имеет неплохой опыт работы в местном самоуправлении. Начинал он свою карьеру в администрации города Белая Калитва, где успел потрудиться начальником одного из отделов. Когда же в области появился новый губернатор, Василий Голубев, тот приметил и взял к себе.

Причем Виталий Кушнарев является не единственным выходцем из Белой Калитвы в областных органах власти. Есть целая когорта управленцев из этого уровня, переехавших на работу в Ростов вместе с приходом Голубева. Все они показали себя неплохо. Это молодые управленцы с вполне прогрессивными взглядами. При этом про самого Кушнарева ходили упорные слухи, что он имеет некие родственные связи с главой региона.

Как бы то ни было, но в итоге Виталий Кушнарев смог дослужиться до поста министра транспорта Ростовской области. А за время работы в министерстве он сумел себя показать достаточно хорошо. Соприкасавшиеся с региональным минтрансом люди, отзываются о нем, как об успешном и позитивном руководители, упростившем очень много вещей в работе своего ведомства.

В ростовской политике он напрямую не участвовал, но входит в «кухонный кабинет» губернатора. Т.е. это человек, который очень близок к главе региона и в курсе основных событий. Но у Василия Голубева в правительстве так устроено, что каждый из его подчиненных отвечает за конкретный участок работы и не распространяет влияние на другие сферы. В этом смысле Виталий Кушнарев был ограничен теми задачами, которые ему были поставлены, и не пытался как-то влиять на кадровую политику и управление Ростовской областью.

При этом, близкие к нему люди постепенно «росли». Было видно, что Кушнарев о них заботится. Кстати, одним из кандидатов в главы сити-менеджера являлся близкий к Кушнареву лидер региональной «Опоры России» Евгений Дягтерев (тоже выходец из Белой Калитвы). То есть, своя команда у нового градоначальника, бесспорно, имеется.

Возраст Виталия Кушнарева – безусловно, хороший признак (политику 41 год, – прим. ред.) Но ему будет крайне непросто на новом посту, поскольку городская администрация складывалась на протяжении 20 лет при мэре Михаиле Чернышеве. Прошлый руководитель Ростова Сергей Горбань попытался ее реформировать, но в этом не преуспел. Он смог заменить руководителей первого звена (да и то не всех). В итоге сегодня Кушнареву придется работать с очень непростым, закостенелым чиновничьим аппаратом, для реформирования которого нужны большие усилия. Чиновничий аппарат сейчас серьезно нуждается в обновлении. А больше всего нареканий вызывает сфера ЖКХ – она требует самых серьезных обновлений.

Кроме того, значимой проблемой являются и местные дороги. Причем здесь есть два аспекта. Во-первых, город испытывает сложности с перерытыми подъездами к Ростову, фактически создавшими транспортный коллапс (Южное направление сейчас перерыто полностью, а все три моста через Дон ремонтируются одновременно). Кроме того, сейчас идет активный ремонт улиц внутри самой донской столицы. Так, в городе в настоящий момент создаются два пешеходных бульвара. На самом деле, идея Сергея Горбаня сделать поперечные к набережной улицы пешеходными (по типу уже измененного Соборного переулка) – довольно хорошая. Но жаль, что она не сопровождалась никакой реорганизацией схемы движения. Хотя отдельный вопрос, как ее реорганизовывать? Как бы там ни было, но в итоге получилось наложение ремонта внешних и внутригородских дорог. И с этим транспортным коллапсом предстоит что-то делать новому главе.

Сделает ли с этой проблемой что-то Виталий Кушнарев, являвшийся ранее министром транспорта – это нам только предстоит сейчас увидеть. Лично я надеюсь, что он сможет разгрести проблему с пробками к Новому году. Тем более, что в этот период количество и длина пробок в Ростове серьезно увеличиваются. Но если проблема не будет решена, то мы получим сопротивление со стороны населения.

В целом же, перед Кушнаревым сейчас стоит задача распланировать свою работу и создать какой-то основательный план действий. Причем этот план должен не только отвечать на вызовы времени, вроде тех же пробок, но иметь стратегическую составляющую. Именно создав стратегическую программу, новый глава в соответствии с ней сможет проводить кадровую реформу, расставлять новых людей, решать проблемы и ставить конкретные приоритеты в развитии Ростова-на-Дону. Именно благодаря этому Кушнарев сможет превратить администрацию города в современную организацию».

Депутаты городской Думы назначили Виталия Кушнарева на пост главы администрации Ростова. Соответствующее решение было принято на внеочередном заседании 7 ноября 2016 г. За Кушнарева проголосовали 37 из 40 депутатов.

Напомним, в финал конкурса на должность сити-менеджера Ростова два кандидата: министр транспорта Ростовской области Виталий Кушнарев и депутат ростовской городской думы Геннадий Рябоконов.

На заседании городской думы кандидатуру Кушнарева поддержал губернатор региона Василий Голубев. «Он сможет справиться с задачами, которые ставит город и область», - сказал, в частности, губернатор.

В ходе заседания гордумы депутаты обозначили основные задачи, которые предстоит решать новому главе администрации города. «Нужно обращать внимание на исторический центр, на качество жизни ростовчан. В городе есть проблема с кадрами для школ и детских садов. Кроме того, нужно работать с малым бизнесом», - сказал, в частности, депутат гордумы Ростова Алексей Лященко.

Ранее эксперты Кушнарева наиболее вероятным кандидатом на пост главы администрации донской столицы. Конкуренцию ему, по словам экспертов, мог составить глава «Ростовской корпорации развития» Виктор Гончаров, однако он снял свою кандидатуру с выборов перед финалом конкурса.

Политолог Александр Сухарь в беседе с корреспондентом РБК Юг говорил о том, что с приходом Виталия Кушнарева на пост главы администрации Ростова в городе, скорее всего, изменится парадигма управления. «С его приходом в Минтранс Ростовской области там произошли изменения в плане работы. Стало больше обсуждений. Он советуется с экспертами, прислушивается к мнениям. Если выиграет Кушнарев, в городе полностью изменится парадигма управления», —отмечал он.

3 ноября ростовчане РБК Юг о том, каким они хотели бы видеть будущего градоначальника. Участники опроса отмечали, что новый глава администрации должен любить город и думать о том, как смогут оценить его деятельность потомки.

Среди основных проблем, которые предстоит решить сити-менеджеру, ростовчане отметили необходимость реформирования системы ЖКХ и транспортную проблему.

«Маршрутки, которые сейчас ездят по Ростову, никуда не годятся. Людей перевозят в них как скот», — говорил активист Игорь Нарижний.

Кроме того, от нового главы администрации жители города ждут информационной открытости. Напомним, информатизация, открытость и намерения говорить о проблемах города были основными направлениями работы первого сити-менеджера Ростова Сергея Горбаня. Однако многие жители города остались неудовлетворены тем, как эти направления реализуются в Ростове.

Действующий глава администрации Ростова Сергей Горбань подавать документы на конкурс. Контракт с ним заканчивается сегодня, 7 ноября. Где именно планирует продолжить работу Горбань пока не известно.

Должность мэра, которого выбирали жители города, была упразднена в Ростове в ноябре 2014 г. Вместо нее ввели должность главы администрации города (сити-менеджера), который выбирается по конкурсу специальной комиссией.

Первым и, на данный момент единственным, сити-менеджером Ростова-на-Дону стал бывший вице-губернатор Ростовской области Сергей Горбань. Контракт с ним был заключен на 2 года.