Приставы делают запрос в пенсионный фонд. Налоговая поможет взыскать долги с контрагентов. Что делают приставы если должник официально не работает

  • | Печать |
Подробности Категория: Вопросы исполнения решений судов Просмотров: 7471

Запрос необходимых сведений судебным приставом - исполнителем в ходе исполнительного производства
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 ФЗ «Об исполнительном производстве» - судебный пристав-исполнитель вправе запрашивать необходимые сведения у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международными договорами, получать от них объяснения, информацию, справки.

Основаниями для направления запросов о предоставлении сведений в отношении должников является возбуждение исполнительного производства.
Судебный пристав-исполнитель вправе запрашивать необходимую информацию на любой стадии исполнительного производства.
Запросы по исполнительным производствам с требованиями имущественного характера направляются в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на имущество, лицам, осуществляющим учет прав на ценные бумаги, банки и иные кредитные организации с письменного разрешения старшего судебного пристава.
В запросе указывается срок для представления запрошенных судебным приставом-исполнителем сведений. В соответствии с частью 10 статьи 69 ФЗ «Об исполнительном производстве» для налоговых органов, органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на имущество, лиц, осуществляющих учет прав на ценные бумаги, банков и иных кредитных организаций, иных органов и организаций указанный срок составляет семь дней со дня получения запроса.
В целях выявления имущества должника судебный пристав-исполнитель направляет запросы в следующие органы.
1) Налоговые органы (на предмет установления ЕГРЮЛ, ИНН, организационно-правовой формы, фактического адреса должника, сведений об учредителях, счетах в банках и иных кредитных организациях, наличия дебиторской задолженности, информации об инициировании или введении процедуры банкротства в отношении должника, информации о приостановлении операций по всем счетам должника, предоставлении последним сведений о наличии зарегистрированных за должниками контрольно-кассовых аппаратов по месту нахождения конкретных торговых точек).
2) Органы Госавтоинспекции (о наличии автотранспортных средств, зарегистрированных за должником).
3) Росрегистрация (о наличии права собственности у должника на объекты недвижимости).
4) Гостехнадзор (о наличии у должников самоходной техники).
5) Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России (о наличии у должников маломерных судов, лодочных моторов).
6) Пенсионный фонд Российской Федерации (о месте работы должника, местонахождении организации, лицах, получающих пенсию, организациях, выплачивающих страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию).
7) Отделения банков (о наличии у должников счетов и вкладов).
В со ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» судебный пристав-
исполнитель может запрашивать справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. При этом в запросах следует указывать требования статьи 14 Федерального закона «О судебных
приставах», согласно которой информация, необходимая судебному приставу-исполнителю, должна предоставляться безвозмездно и в установленный ими срок. Кроме того, в запросах указываются требования о предоставлении банком и иной кредитной организацией сведений
об остатках средств на счетах должника в установленный срок, а также предупреждение об ответственности в порядке статьи 114 ФЗ «Об исполнительном производстве» о привлечении банков и иных кредитных учреждений к административной ответственности.
8) Государственная служба занятости (о должниках, находящихся на учете в службе занятости, их трудоустройстве).
9) Фонд социального страхования Российской Федерации (о месте работы должников и организациях, выплачивающих страховые взносы).
10) Нотариат (о регистрации сделок об отчуждении имущества должников и иных нотариальных действиях в отношении должников и их имущества).
11) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (о месте проживания застрахованных должников и другой необходимой информации).
12) Федеральная служба исполнения наказаний (о местонахождении должников, осужденных к наказанию в виде лишения свободы, а также месте работы должников, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы).
Данный перечень регистрирующих органов не является исчерпывающим, при необходимости судебный пристав-исполнитель вправе запросить иные органы.
Запросы по исполнительным производствам с требованиями неимущественного характера оформляются с учетом специфики требований исполнительного документа.
В запросах судебный пристав-исполнитель указывает следующие реквизиты:
- фамилия, имя, отчество должника, дата и место рождения, место жительства или место пребывания, (для физического лица), наименование, ИНН и полный адрес организации, место регистрации (для юридического лица);
- наименование подразделения судебных приставов, должность, фамилия и инициалы судебного пристава-исполнителя, запрашивающего сведения в отношении должника или его имущества;
- номер, дата и основание возбуждения исполнительного производства, по которому направляется запрос;
- в запросе указывается установленный судебным приставом-исполнителем срок для его исполнения.
В ходе исполнительного производства по исполнению решения российского или иностранного суда судебный пристав-исполнитель может запрашивать дополнительную информацию из компетентных органов) иностранных государств, с которыми у Российской Федерации заключены международные договоры.
По всем вопросам гражданских споров, исполнительного производства, защиты прав, обращения в суд и арбитражный суд в защиту прав и законных интересов индивидуальных предпринимателей и организаций Вы можете обращаться в Томское региональное отделение «Объединение потребителей России» оперативный телефон 8-953-92-18-411

Почти 22 тысячи исполнительных листов и постановлений об удержании долгов из пенсий амурчан сейчас находятся на исполнении в амурском Центре по выплате пенсий. По сравнению с прошлым годом их количество увеличилось почти в два раза. Для многих пенсия в уменьшенном размере становится сюрпризом. Пенсионеры жалуются, что выплаты с них произвели, не уведомив о судебном решении. Должны ли приставы-исполнители информировать должников о том, что у них из пенсий будут взыскиваться долги, какую часть дохода по закону можно удерживать — об этом и многом другом на встрече в редакции АП нам рассказали сотрудники службы судебных приставов Амурской области и областного отделения Пенсионного фонда.

УЧАСТНИКИ КРУГЛОГО СТОЛА

Светлана Засядько ,

и. о. заместителя руководителя УФССП России по Амурской области

Елена Пациора ,

помощник руководителя УФССП России по Амурской области

Татьяна Машкина ,

заместитель управляющего ОПФР по Амурской области

Наталья Шлямова ,

руководитель пресс-службы ОПФР по Амурской области

— За последние полгода число должников, у которых из пенсий производят удержания, выросло почти вдвое. В редакцию АП поступают звонки от амурчан с жалобами на то, что у них забирают всю пенсию. Расскажите, пожалуйста, с какой основной проблемой сегодня столкнулись Пенсионный фонд и служба судебных приставов.

Татьяна Машкина: — Каждый месяц, как только начинается выплата пенсий, а это с 3-го числа, на наши горячие линии начинают поступать обращения от пенсионеров, которые получили пенсию не в полном объеме. Кто‑то обращается лично в управление Пенсионного фонда, а жители отдаленных сел выезжают в районные территориальные органы для выяснения причин уменьшения выплаты. В результате мы получаем очереди, а люди — неоправданные временные и финансовые затраты. Пенсионеры говорят, что не знают, почему у них производится удержание, и что они не получали никаких предупреждающих документов. И все претензии по этому поводу предъявляют нам.

В подавляющем большинстве случаев пенсия уменьшается по причине удержания каких‑либо долгов. При этом я критично отношусь к заявлениям, что люди, имеющие просроченный кредит или не платящие своевременно за услуги ЖКХ, не знают об этом.

По закону пенсия является тем доходом, с которого разрешено взыскание. Механизм действия таков: организация обращается в суд, он принимает решение о взыскании, которое направляется в службу судебных приставов, возбуждается исполнительное производство. Далее исполнительный лист поступает в Пенсионный фонд. С этим документом мы работаем. И все, что мы можем пояснить обратившемуся пенсионеру, — это сообщить контакты ОСП, которое направило нам документ о взыскании. Почему пенсионер не получил письма от службы судебных приставов, мы не знаем.

— Но люди ведь жалуются, что о своем долге они узнали только тогда, когда получили крошечную пенсию либо вообще ее не получили. Обязаны ли судебные приставы информировать должников, что будет производиться удержание из пенсии?


Светлана Засядько:
— Начнем с того, что служба судебных приставов является единственным органом, который осуществляет принудительное взыскание по исполнительным документам как судебных, так и несудебных актов. При поступлении исполнительных документов в ССП судебный пристав в течение трех дней обязан либо возбудить исполнительное производство, либо отказать в его возбуждении — если есть таковые основания. При возбуждении исполнительного производства, не позднее следующего дня, в адрес должника, который указан в исполнительном документе, заказным письмом с уведомлением отправляется постановление. Но практика показывает, что часто фактическое нахождение должника и его регистрация разнятся. Поэтому 40 процентов постановлений о возбуждении исполнительного производства возвращаются к нам с истечением срока давности. По данным лицам судебный пристав-исполнитель имеет право принимать меры принудительного характера. Такие, как обращение взыскания на денежные средства, направление копий исполнительных документов на удержание заработка и иного вида дохода должника.

— Сколько пенсионеров-должников сегодня в области?

Светлана Засядько: — Сейчас в структурных подразделениях ССП Амурской области находится более 240 тысяч исполнительных документов в отношении физических лиц. Из них 16 тысяч граждан — пенсионеры. Среди них 5816 мужчин и 11 059 женщин. У многих взыскание производится сразу по нескольким долгам. Поскольку в отношении этих граждан на исполнении находится не по одному исполнительному документу, то общее количество документов, поступивших в Центр по выплате пенсий, насчитывает 22 тысячи.

— За что копятся долги у наших пенсионеров?

Светлана Засядько: — Основную массу долгов составляют коммунальные платежи, банковские кредиты, штрафы в ГИБДД (более 40 процентов) и взыскания в пользу консолидированного бюджета (налоговой инспекции, Пенсионного фонда) и т. д. Иногда бывают и нетипичные ситуации. Например, внук купил машину и оформил ее на бабушку, которой впоследствии приходит транспортный налог. Но пенсионерка его не платит — внук же ездит на автомобиле. Что касается долгов за услуги ЖКХ, то ресурсоснабжающая организация имеет право выйти в суд, если по истечении трех месяцев граждане не оплачивают свою задолженность. И суд, как правило, заочно выносит решение о взыскании долга.

Татьяна Машкина: — Если говорить о взыскании в пользу Пенсионного фонда, то бывает, что пенсионер зарегистрировался в качестве ИП и считает, что он не должен уплачивать взносы во внебюджетные фонды. Думает, что у него льгота, или вообще не знает об этой обязанности. Некоторые так решают: что если они не ведут предпринимательскую деятельность (хотя и не снимаются с учета), то платить ничего не должны. Проходит финансовый год, внебюджетные фонды начинают выставлять требования. Уплаты не происходит, начинается взыскание. И тогда, да, возникает удивление, когда люди недополучают пенсию.

— Какую часть пенсии можно взыскивать? Ведь некоторые жалуются, что теперь вообще не получают пенсию.

Светлана Засядько: — Согласно статье 98 ФЗ «Об исполнительном производстве», мы имеем право удерживать 50 процентов из пенсии должника, а по исполнительным документам о взыскании алиментных платежей, причинении вреда здоровью — 70 процентов. При выявлении того, что гражданин является получателем пенсии, мы направляем исполнительные документы в Пенсионный фонд, чтобы у человека производили удержания в размере 50 процентов. Также, если мы выявляем, что у должника еще есть расчетные счета в банках, мы направляем в кредитные учреждения постановление об обращении взыскания на эти денежные средства. При этом указываем те виды доходов, на которые нельзя обращать взыскание (статья 101 ФЗ «Об исполнительном производстве»). Как правило, банки нам не поясняют, какие именно средства поступают на счет должника, на который мы вводим ограничение. В результате производят списание средств со счета гражданина. Даже тех, которые по закону нельзя было взыскивать. Но пока у судебного пристава-исполнителя нет документов, подтверждающих факт, что на расчетный счет поступают средства, на которые не может быть обращено взыскание, он не имеет права снять ограничительные меры.

В УФССП по Ивановскому району
Московской области,
судебному приставу-исполнителю
Ф.И.О.

От Ивановой Марии Ивановны,
адрес: Московская область,
Ивановский район, с. Ивановка,
Ул. Ивановка, д.1
тел. 89000000000

Заявление

В Вашем производстве находится исполнительное производство 5038/00/52000-ИП от 24.04.2015 года, возбужденное на основании судебного приказа № 2-000 от 03.04.2015 года, выданного мировым судьей судебного участка № 1 Ивановского судебного района Московской области, согласно которого с Иванова И.И. в пользу Ивановой М.И. были взысканы алименты на содержание несовершеннолетнего ребенка Иванова П.И. в размере 25% от всех видов заработка ежемесячно до совершеннолетия.

В качестве документов, подтверждающих доход Иванова И.И. были представлены: приказ № 0 от 13.05.2015 года о приеме на работу Иванова И.И. в ООО «Лютик», копия трудовой книжки, согласно которой Иванов И.И. принят на работу в ООО «Лютик» на должность автослесаря, трудовой договор от 13.05.2015 года, заключенный между ООО «Лютик» и Ивановым И.И.

Согласно трудового договора от 13.05.2015 года оклад Иванова И.И. составляет 6800 рублей, следовательно, именно из этой суммы должен быть рассчитан размер алиментов. Однако, представленные Ивановым И.И. документы являются недействительными, так как Иванов И.И. не осуществляет свою трудовую деятельность в данной организации, а представленные документы позволяют Иванову И.И. скрывать реально полученные доходы, что лишает меня возможности получать алименты на содержание ребенка в большем размере, а также лишает возможности обратиться в суд с иском об установлении размера алиментов в твердой денежной сумме.

Иванов И.И. осуществляет трудовую деятельность в г. Москва и его заработная плата значительно превышает размер оклада, указанного в трудовом договоре от 13.05.2015г.

На основании изложенного,

ПРОШУ:

Провести проверку по данному факту и запросить в:

1. ООО «Лютик» (адрес:) справку 2-НДФЛ по Иванову И.И., 15.09.1985 года рождения за период 2015-2016 г.г.

2. Управлении Пенсионного Фонда РФ по Ивановскому району Московской области (адрес:) сведения о страховых взносах, производимых ООО «Лютик» за Иванова И.И., 15.09.1985 года рождения за период с 13.05.2015 года по настоящее время.

3. Филиале № 22 Московского регионального отделения фонда социального страхования РФ (адрес:) сведения о взносах, производимых ООО «Лютик» за Иванова И.И., 15.09.1985 года рождения за период с 13.05.2015 года по настоящее время.

4. Межрайонной ИФНС России №0 по Московской области (адрес:) сведения о взносах, производимых ООО «Лютик» за Иванова И.И., 15.09.1985 года рождения за период с 13.05.2015 года по настоящее время.

«____»_____________2018г. _______________/Иванова М.И./

После выигранного суда и получения решения вместе с исполнительным листом требуется каким-то образом получить от должника присужденные денежные средства. Идеально, если он выплатит деньги добровольно. Но бывает и обратный вариант, когда компании приходится обивать пороги разных инстанций, чтобы по решению суда получить свои долги.

адвокат, управляющий партнер юридической компании «Скрябин и партнеры»

Для этого компания (взыскатель) может воспользоваться несколькими инструментами, предоставленными ей действующим законодательством: предъявить исполнительный лист в службу судебных приставов или в кредитную организацию (банк).

Вместе с тем после предъявления исполнительного листа в службу судебных приставов, возможно, ей придется «заставлять» пристава выполнять свою работу: направлять запросы, искать открытые счета и имущество должника.

Для предъявления исполнительного листа в банк требуется как минимум знать наименование банка, где открыт счет должника, а еще лучше – и реквизиты счета должника.

Данные сведения о банке и об открытых счетах взыскатель может получить в налоговой инспекции. Такое право компаниям предоставлено положениями частей 8 и 9 статьи 69 Закона «Об исполнительном производстве» (Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ (далее – Закон № 229-ФЗ). Так, взыскатель при наличии у него исполнительного листа (здесь и далее речь идет исключительно об исполнительном листе с неистекшим сроком предъявления к исполнению) вправе запросить у налоговой инспекции сведения о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника, и о номерах расчетных счетов. Этих сведений будет достаточно для предъявления исполнительного листа в соответствующий банк.

Для получения таких сведений взыскателю достаточно предъявить в налоговую инспекцию запрос о получении информации о счетах должника с одновременным предъявлением подлинника или заверенной копии исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению (п. 5 письма ФНС России от 11.06.2009 № МН-22-6/469@). Отметим, что заверенной в установленном законодательством РФ порядке копией исполнительного листа будет являться копия, оригинальность которой заверена подписью генерального директора и печатью организации-взыскателя. Также желательно поставить штамп «КОПИЯ ВЕРНА» и указать, что оригинал листа находится по адресу взыскателя (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 04.08.1983 № 9779-X, ГОСТ Р 7.0.8-2013).

Запрос можно направить как в налоговую инспекцию по месту учета должника, так и по месту учета взыскателя. Исходя из положений пункта 9.17 Регламента Федеральной налоговой службы (утв. приказом ФНС России от 17.02.2014 № ММВ-7-7/53@), а также Положения о единой системе межведомственного электронного взаимодействия (утв. пост. Правительства РФ от 08.09.2010 № 697), налоговые инспекции имеют возможность в порядке взаимодействия с иными территориальными налоговыми органами получить полные сведения для ответа на запрос взыскателя, не направляя его для самостоятельного установления (выявления, получения) более полных сведений в налоговый орган по месту учета должника.

В течение семи дней со дня получения указанного запроса налоговый орган предоставляет взыскателю информацию о наименовании, основном государственном регистрационном номере и месте нахождения банка, в котором открыты счета должника, а также о номерах этих счетов.

Применение приведенных положений законов и иных актов в полной мере подтверждается и судебной практикой. Так, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа рассматривал вопрос о законности действий налоговой инспекции, отказавшей взыскателю в предоставлении сведений о банковских счетах должников. Суд кассационной инстанции (пост. АС ВСО от 13.02.2015 № Ф02-6464/14) признал правомерными и надлежащими выводы судов нижестоящих инстанций о праве взыскателя на получение соответствующей информации у налогового органа в сроки и в порядке, предусмотренные Законом № 229-ФЗ (ч. 8, 9, 10 ст. 69 Закона № 229-ФЗ).

Соответственно, налоговая инспекция не вправе отказать взыскателю в предоставлении информации о расчетных счетах должника в банках при подаче соответствующего запроса взыскателя со ссылкой на статью 69 Закона № 229-ФЗ и приложенными документами.

Таким образом, чтобы ускорить процесс взыскания денежных средств с должника, можно предъявить исполнительный лист в службу судебных приставов для возбуждения исполнительного производства в отношении должника и одновременно направить запрос в налоговые органы для получения сведений об открытых счетах должника. К моменту получения данных сведений от налоговой службы исполнительное производство должно быть возбуждено. Вследствие этого сведения об открытых счетах должника можно передать судебному приставу-исполнителю и получить от него постановление об аресте счетов должника в пределах взыскиваемой суммы и об обращении на них взыскания. Данные действия существенно ускорят процесс получения денежных средств.

Обратите внимание, что налоговая инспекция должна предоставить информацию, которая поименована в части 9 статьи 69 Закона № 229-ФЗ. Если компания-взыскатель запросит иные данные, например бухгалтерскую отчетность, налоговые инспекторы ее не предоставят. Ведь такие данные о должнике в Законе № 229-ФЗ не указаны. И суды (определение ВС РФ от 17.10.2014 № 303-КГ14-2670) приходят к выводу об отсутствии у налогового органа нормативно предусмотренной обязанности по представлению взыскателю бухгалтерской и налоговой отчетности, составляющих согласно статье 102 Налогового кодекса налоговую тайну.