Дорожная карта в здравоохранении оклады. Основные моменты реализации «дорожной карты» в здравоохранении. Дорожная карта в здравоохранении

Планирование имеет большой вес в современном развитии общества, и помогает взглянуть наглядно, как пройдут реформы в тех или иных сферах, как будет развиваться экономика в целом и ее отдельные институты. Чтобы обеспечить тщательный анализ, разрабатываются так называемые «дорожные карты». Об их особенностях рассказано далее.

Что такое дорожная карта?

Рассматриваемый термин для российской действительности считается новым. Он был позаимствован из бизнеса, и в оригинале звучит как «technology roadmapping». Отечественные эксперты расшифровали его как «дорожная карта», что и было отмечено в нормативной документации, затрагивающей систему здравоохранения.

Дорожная карта – наглядное представление возможного сценария развития ситуации или процесса продвижения конкретного проекта . В его роли могут выступать как отдельные товары, так и целые отрасли. Новое понятие является своеобразным синонимом прогнозирования, так как позволяет предсказать, как в тех или иных условиях будет происходить развитие объекта исследования.

Примером успешного использования подобного инструмента вполне может стать положительный опыт в российской медицине. В практическом выражении образец дорожной карты представляет собой план-график внедрения новых методик и механизмов.

Назначение и плюсы дорожного картирования

Дорожное картирование считается одной из эффективных методик прогнозирования за счет:

  • способности изучать и анализировать объект в долгосрочной и краткосрочной перспективе;
  • появление новых путей развития;
  • способности корректировать, при необходимости, условия проектов.

Картирование активно применяют во многих сферах. Его можно встретить в инвестиционной деятельности. Многие фирмы просчитывают возможные последствия вложения денег в долгосрочной перспективе. Если будут выявлены риски, инвестиционный приток не состоится.

В социальной сфере дорожное картирование хорошо проявило себя в России на примере модернизации системы здравоохранения. Далеко не все проблемы нашли свое решение, но их количество заметно уменьшилось.

В политике картирование используется реже, так как спрогнозировать верное развитие событий крайне сложно.

Способы разработки плана и продвижения по дорожной карте

Для обеспечения работоспособности дорожной карты широко применяется цикл Деминга, так же известный как «круг качества» . Это замкнутый контур регулирования, состоящий из планирования, действия, проверки и корректировки, а затем дальнейшего планирования.

Такой подход позволяет снизить возможные риски и делает систему картирования более эффективной. Благодаря циклу Деминга можно отслеживать качество и оптимизацию необходимых процессов.

Дорожная карта в здравоохранении

Дорожная карта выступает аналогом термина «план действий», то есть пошаговая инструкция, позволяющая добиться сформулированных задач. Все мероприятия, входящие в состав дорожной карты, нацелены на реформирование существующих правил и условий, а также достижение более значительных показателей во всех сферах, затрагивающих .

«Дорожная карта в медицине» ассоциируется с политикой Президента В.В. Путина. Она направлена на системное поэтапное увеличение уровня заработка медицинского персонала. Было утверждено распоряжение № 2599-р , по которым Правительство обязалось повысить объемы материального довольствия для медработников на 200%, а младшему персоналу на 100%.

В оригинале стратегия государства представляет собой не только возможность изменить уровень финансового благосостояния граждан, занятых в здравоохранении, а добиться значительных изменений в отрасли. В частности, речь идет о системных изменениях, значительному росту эффективности труда и реформированию всей отрасли.

Распоряжение Правительства № 2599-р

28.12.2012 года Правительством РФ было принято распоряжение № 2599-р, утверждающее разработку дорожной карты в сфере медицины. Инициаторами проекта была предоставлена конкретная схема действий. Ее призвание в усилении эффективности здравоохранения и отдельных его показателей.

Документ состоит из нескольких частей :

  • распоряжение и обоснование необходимости модернизации системы здравоохранения, назначение ответственных за исполнение приказа;
  • план мероприятий, предполагающий конкретные цели и задачи, которые должны быть достигнуты в очерченные временные промежутки;
  • общее описание стратегии планирования с установлением четких механизмов, позволяющих добиться поставленных целей;
  • показатели преобразований системы оказания медподдержки;
  • параметры здоровья граждан;
  • конкретный план мероприятий, разработанный с учетом действительной системы медицины.

Цели разработки и задачи дорожной карты в медицине

Своими задачами «дорожная карта» определяет:

  1. Поддержание конкурентоспособной зарплаты медработников. Планирование повышенных выплат по «дорожной карте» конкретного предприятия.
  2. Привязка уровня в медицинской отрасли к качеству и объему предоставляемых услуг населению.
  3. Перевод всего персонала медицинских учреждений на эффективную контрактную систему, конкретизирующую критерии оценки работы служащего, а также все показатели, необходимые для получения стимулирующих доплат и премий.
  4. Разработка политики мотивации, призванной привлечь квалифицированные кадры в регионы с недостатком медработников.
  5. Модернизация существующего порядка предоставления медуслуг, приведение его к текущим нормам и потребностям населения.
  6. Разработка и внедрение параметров эффективности медицинской деятельности, установление в каждом регионе отдельных программ развития, направленных на стимулирование и функционирование отрасли.

Своей целью Правительство обозначило необходимость срочной модернизации отрасли, позволяющей достичь более высоких результатов. Можно сделать вывод, что цель программы — это установление системы оптимальных показателей на будущие периоды и стимулирование более продуктивной работы.

Тенденции преобразований в оказании медпомощи

Любая программа долгосрочного действия ставит перед собой задачи, позволяющие установить обновленные показатели структурных преобразований. В здравоохранении они разделены на несколько групп :

  1. Системное планирование , включающее долю расходов на медицинскую поддержку вне медучреждения от совокупных расходов на финансирование программы, а также доля работников, пришедших в отрасль после целевых программ подготовки.
  2. Кадровые преобразования , обеспечивающие увеличение числа аккредитованных специалистов, избавление от сотрудников, предоставляющих услуги недостаточного качества.
  3. Нормативные изменения . Разработка и постепенное внедрение важнейших нормативов и положений, призванных централизовать работу отрасли, заметно увеличить уровень качества.
  4. Изменение уровня зарплаты в медицине , стабилизация доходов медперсонала, установление определенного соотношения к средним параметрам выплат по конкретному региону.
  5. Количественные преобразования , демонстрирующие показатели средней длительности нахождения больных в стационарных условиях.
  6. Установление ключевых показателей здоровья , снижение уровня детской и материнской смертности от внешних факторов и заболеваний.

Практика демонстрирует, что проект достиг положительных эффектов. Наблюдается тенденция к постоянному увеличению средней продолжительности жизни, снижается зависимость уровня смертности от внешних факторов. В стране зафиксирован минимальный показатель детской смертности с 1991 года.

Основные этапы дорожной карты в медицине

Для достижения всех задач, поставленных в рамках реформирования системы здравоохранения, должностными лицами было сформулировано несколько этапов реализации проекта:

  1. Разработка планов по повышению эффективности медицинских объектов, установление целевых показателей работы. В рамках реализации осуществляется оптимизация структуры предоставления , создаются дополнительные внутренние резервы.
  2. Изменение и внедрение показателей эффективности. Постепенный переход на обновленные критерии оценки работы медперсонала.
  3. Обеспечение дифференциации заработка медперсонала. Ежегодное увеличение уровня доходов за счет оптимизации административно-управленческого персонала, увеличения нагрузки и оценки качества.
  4. Разработка и утверждение новых общенациональных профессиональных стандартов. Внедрение образовательных программ, обеспечение доступа медработника к разработкам, стимулирование молодых специалистов для продолжения работы в регионах.
  5. Создание предпосылок для разработки комплексных мер, нацеленных на исполнение программы в регионах.

Результаты исполнения

Исполнение поставленных задач находится на достаточно высоком уровне.
Благодаря программе развития удалось добиться заметного роста заработной платы , что стимулирует развитие отрасли в целом и обеспечивает постоянный приход новых специалистов.

В некоторых моментах появились дополнительные сложности. Так, из-за уравнивания среднего и младшего медперсонала невозможно произвести градацию оплаты их труда. Как итог – большая часть специалистов среднего звена уходит в частный медицинский сектор.

Благодаря стимулированию кадров заметно повысилось качество медицины в регионах, в частности сельской местности, наблюдается стойкое увеличение числа молодых врачей. Все это позволяет говорить о развитии российского села и улучшении демографии в провинции.

Разработка новых стратегий и нормативов идет полным ходом. Благодаря имеющимся реформам медучреждения избавились от очередей, прием осуществляется централизованно и без осложнений .

По оценкам экспертов, к 2018 году «дорожная карта» реализована на 97-98%, и в обозримом будущем появится новый план стратегии, ставящий перед собой цель удержать полученные преимущества и внедрить кардинально новые методики.

Подробнее о зарплате в здравоохранении рассказано в следующем сюжете.

Дорожная карта в здравоохранении, зарплата медработников в которой занимает центральное место, утверждена на уровне каждого конкретного региона.

Какие коррективы были вынуждены внести регионы в свои дорожные карты по рекомендациям Минздрава?

Как изменится зарплата врачей? Как будет осуществляться повышение зарплат в медицине в 2019 году после завершения реализации дорожной карты. Эти и другие вопросы в материале.

Больше статей в журнале

Главное в статье:

Дорожные карты по зарплатам медикам: нормативное регулирование

Среди многих направлений развития отрасли здравоохранения, которые устанавливает дорожная карта в медицине заработная плата врачей играет одну из ключевых ролей.

Это один из важных показателей, который закладывается федеральной программой и которого затем стремятся достичь региональные органы власти в своих программах развития здравоохранения.

Оплата труда в здравоохранении по дорожной карте является одной из мер совершенствования социальной политики государства, это направление работы выделено в указе Президента РФ № 597 от 07.05.2012 года.

Президент назвал цель повышения заработной платы врачей :

  • сохранение кадрового потенциала отрасли;
  • повышение привлекательности и престижности профессии медицинского специалиста.

На основании содержания «майских» указов была разработана программа поэтапного совершенствования бюджетников, полное внедрение это дорожной карты должно закончиться в 2018 году. В 2019 году зарплаты в медицине будут расти вслед за увеличением среднего уровня заработка по региону, об этом Президент РФ Владимир Путин.

Определены и новые ориентиры материального стимулирования сотрудников бюджетной сферы – стремление к достижению реальных показателей количества и качества оказываемых услуг и выполняемых работ.

Дорожная карта в медицине, зарплата специалистов в которой занимает центральное место утверждена на уровне каждого конкретного региона. В ее основе поэтапное увеличение соотношения зарплаты медработников к средней зарплате региона. Кроме того, в дорожных картах определяются направления оптимизации кадровой структуры соответствующих организаций отрасли.

Подробнее о повышении зарплаты медработникам читайте здесь:
  • Как повысить зарплату, то есть увеличить оклад, тарифную ставку или сдельную расценку, установленную сотруднику
  • Нужно ли издавать индивидуальные приказы об изменении зарплаты, если повышение окладов происходит у нескольких сотрудников

Планируемое повышение оплаты труда

Дорожная карта заработной платы медицинских работников предполагает планомерное увеличение дохода специалистов к 2018 году на 200%. Динамика планируемых изменений представлена в таблице ниже.

С 1 мая сотрудникам надо платить как минимум 11 163 руб. в месяц (Федеральный закон от 07.03.2018 № 41-ФЗ). Это новый МРОТ, который власти приравняли к прожиточному минимуму трудоспособного населения во II квартале 2017 года.

Сравните с новой минималкой зарплату, отпускные, пособия, командировочные и другие выплаты, которые считаете исходя из среднего заработка сотрудников.

Полный алгоритм действий, а также новый онлайн-расчетчик поможет определить, на сколько повысить зарплату из-за нового МРОТ .

Корректировка на уровне региона

Как предусматривает дорожная карта в медицине зарплата врачей и средних медработников должна быть повышена во всех регионах.

Однако, как уже показала практика, не всеми субъектами Российской Федерации были предприняты меры, заложенные в рекомендованную дорожную карту.

В частности, многие регионы не провели реорганизацию неэффективных медучреждений, проигнорировали возможности повышения эффективности деятельности сети, не обратили внимание на возможность увеличения доходов за счет платной деятельности.

В связи с этим, Минздрав РФ рекомендовал внести следующие изменения в дорожные карты на уровне регионов.

  1. Содержание дорожных карт должно быть приведены в соответствие с Госпрограммой в части достижения качественных и количественных показателей.

Также в корректировке нуждаются показатели по повышению уровня зарплаты медработников – должны учитываться показатели, установленные госпрограммой на прогнозный год, при этом учитывается превышение показателей в прошлом году, если оно имело место, а также характер не сниженияабсолютного уровня зарплаты.

В частности, если в ходе реализации мер, направленных на повышение зарплаты врачам, показатели региона превысили показатели, утвержденные федеральной программой, то они принимаются. Главное – соблюсти уровень зарплаты, утвержденный «майскими» указами.

  1. Таким документом, как дорожная карта в медицине зарплата врача рассматривается в качестве ключевого показателя. Однако, не менее важно достичь положительных результатов в преобразовании системы оказания медпомощи населению.

Так, во многих региональных программах отсутствуют такие дополнительные показатели, которые позволяют рационально использовать медучреждениям кадровые и материальные ресурсы – стационарзамещающие технологии, новые подходы к использованию коечного фонда и т.д.

Разъяснения доступны подписчикам и пользователям демодоступа.

Вопросы от медработников по повышению зарплат в рамках дорожной карты

Когда впервые появилось такое понятие, как дорожная карта в медицине зарплата в отрасли и будущее ее повышение вызвало множество вопросов от специалистов. Не уменьшилось их количество и сейчас, перед завершением реализации «майских» указов.

Ниже несколько вопросов, которые особенно актуальны для большинства медиков.

1. Будут ли зарплаты медицинских специалистов «выравнены» по регионам?

Целью реализации «майских» указов не является выравнивание уровня зарплаты по разным медучреждениям и медицинским специальностям. Одна из причин этого – стартовый уровень зарплат был разным как по разным регионам, так и по разным медучреждениям одного региона.

Также во многом конечная зарплата специалиста будет зависеть от его специализации, от вида медпомощи, которую он оказывает пациентам. Например, в клиниках, оказывающих высокотехнологичные медуслуги зарплаты врачей будут выше, чем, например, в районных поликлиниках.

2. Как предусматривала дорожная карта, зарплата медиков должна быть повышена на 200%. Почему в нашем медучреждении платят по-старому?

Важно понимать, что новая система оплаты труда ориентируется на качество работы врача и ее сложность, на достигнутые им результаты. Цель «майских» указов – повышение качества медпомощи, сохранение кадрового потенциала отрасли, устранение кадрового дефицита. Новые зарплаты врачей – одно из средств достижения главных целей.


Таким образом, зарплата зависит от качества работы самого врача – это одно из средств стимулирования его к оказанию качественной медпомощи.

3. Полагаются ли стимулирующие доплаты по дорожной карте внешним совместителям?

В программных документах, посвященных модернизации системы оплаты труда медработников выделены категории специалистов, которым планируется увеличить заработные платы.

Вместе с тем, указания на то, действуют ли эти выплаты для основных работников или работников-совместителей, в документах нет. В соответствии с ТК РФ, совместители обладают тем же объемом гарантий относительно оплаты труда, какими обладают и основные сотрудники медучреждений.

Однако, в региональных дорожных картах может содержаться указание на предоставление некоторых видов выплат медработникам только по основному месту работы.

Последние новости подтверждают намерения властей увеличить зарплату медикам в 2018 году. Президент Владимир Путин подчеркнул необходимость выполнения обязательств, зафиксированных в майских указах. Эксперты считают, что фактически запланированное повышение может не совпадать с реальным, поскольку бюджеты различных уровней сохраняют значительный дефицит.

Последние новости для медиков: ожидаемое повышение зарплаты в 2018 году

В рамках майских указов зарплата медиков должна быть существенно увеличена до 2018 года. Уже в следующем году врачи должны получать не менее 200% от средней оплаты труда по региону. Для среднего и младшего персонала данный показатель не может быть меньше 100%. Власти в полном объеме выполнят данную задачу, подчеркивает глава государства Владимир Путин.

Начиная с 2012 года, зарплаты медиков постоянно увеличивались, подчеркивают чиновники. Несмотря на последствия экономического кризиса, в текущем году оплата труда врачей достигнет 180% от средней в регионе. С начала года зарплаты врачей увеличили на 7,5%, второй этап повышения запланирован на 1 октября. По итогам 2016 года средняя зарплата врача превысила отметку 50 тыс. руб., для среднего и младшего персонала данный показатель достиг соответственно 28,2 тыс. руб. и 18,4 тыс. руб.

Переход на два этапа повышения зарплаты медиков в течение года свидетельствует о намерении властей оптимизировать бюджетные расходы, подчеркивают эксперты. Власти продолжают испытывать дефицит средств для финансирования социальных обязательств, что вынуждает искать способы снижения затрат. В таких условиях сохраняется высокая вероятность неполного повышения зарплат медиков с 1-го января 2018 года.

Кроме того, некоторые регионы существенно отстают от выполнения указов президента, не находя нужных средств для повышения оплаты труда медицинского персонала.

Региональные особенности повышения

Глава фонда «Здоровье» Эдуард Гаврилов подчеркивает проблемы, которые могут помешать властям в полной мере выполнить обязательства по повышению зарплат медперсонала. При этом стоит учитывать особенности оплаты труда врачей в медицинских организациях различных типов. Если учитывать региональные и муниципальные учреждения, то соотношение зарплаты врача к среднему уровню будет на 2,8% ниже.

Для выхода на новый уровень зарплаты медиков в 2018 году регионы составили собственные дорожные карты, которые фиксируют промежуточные целевые значения. По итогам прошлого года более трети регионов не достигло запланированного уровня повышения оплаты труда врачей, подчеркивает Гаврилов. Также 16 регионов не выполняют показателя для среднего звена медперсонала. Однако наибольшие проблемы связаны с оплатой труда младшего персонала.

Согласно данным фонда «Здоровья», около 75% регионов не смогли выполнить целевой уровень повышения труда младшего медперсонала. Подобная статистика свидетельствует о наличии системных проблем при выполнении дорожных карт. Кроме того, низкая оплата труда младшего персонала приводит к высокой текучке кадров. Данная тенденция негативно сказывается на качестве медицинских услуг, считает Гаврилов.

Еще одна негативная тенденция – некоторые регионы вносят изменения в утвержденные дорожные карты, если не могут обеспечить их выполнение. Подобная ситуация наблюдалась в Омской и Рязанской областях, которые в конце 2016г. – начале 2017г. скорректировали собственные планы.

Эксперты подчеркивают, что главным фактором выполнения майских указов остается наличие денег в государственной казне. В 2017 году правительство ожидает улучшение экономической ситуации, однако отечественный бюджет остается в уязвимом положении.

Бюджетные ограничения

Повышение зарплаты медиков и выполнение других социальных обязательств зависят от доходов российского бюджета. Динамика нефтяных котировок остается нестабильной, что создает риски увеличения дефицита государственной казны. Базовый прогноз предполагает стабильные цены на нефтяном рынке, однако чрезмерная нефтедобыча может привести к новому обвалу цен.

В правительстве не исключают нового снижения цен на нефть, что значительно ограничит финансовые возможности бюджета. Согласно прогнозам Минфина, пессимистичный сценарий допускает обвал котировок до 25-30 долл./барр. В таком случае власти постараются оттянуть запланированное повышение оплаты труда к концу года.

Медицинских работников в следующем году ожидает очередное повышение оплаты труда. Власти намерены увеличить зарплату врачей до 200% от средней по региону. Для остальных категорий медперсонала данный показатель составит 100%.

Эксперты отмечают региональные особенности выполнения президентских указов, которые свидетельствуют о наличии системных проблем. Кроме того, уязвимость отечественного бюджета перед внешними вызовами может помешать реализации планов чиновников.

4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с Минздравом России разработать и утвердить до 1 марта 2013 г. региональные планы мероприятий ("дорожные карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения".

План
мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения"
(утв. Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 2599-р)

I. Общее описание "дорожной карты"

1. Целью "дорожной карты" "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения" (далее - "дорожная карта") является повышение качества медицинской помощи на основе повышения эффективности деятельности медицинских организаций и их работников.

2. Реализация "дорожной карты" призвана обеспечить установление механизмов зависимости уровня оплаты труда работников медицинских организаций от количества и качества предоставляемых населению бесплатных медицинских услуг.

3. Повышение качества оказываемых населению бесплатных медицинских услуг невозможно обеспечить без наличия высококвалифицированных специалистов. При этом одним из основных компонентов реформирования отраслей бюджетной сферы (включая здравоохранение) является оплата труда, которая рассматривается в современных условиях как эффективный инструмент управления персоналом в целях повышения качества оказываемых населению социальных услуг.

В целях привлечения в государственные и муниципальные медицинские организации квалифицированных специалистов и ликвидации оттока медицинских кадров в частные медицинские организации необходимо сформировать условия, позволяющие медицинским работникам государственных и муниципальных медицинских организаций получить конкурентный уровень заработной платы.

Вместе с тем для установления действенных механизмов зависимости уровня оплаты труда работников медицинских организаций от объема и качества предоставляемых медицинских услуг (обеспечения предоставления медицинских услуг) необходим перевод медицинских работников на эффективный контракт.

Под эффективным контрактом в настоящем документе понимается трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки. Изменение порядка оплаты труда является изменением условий, определенных сторонами трудового договора, и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Оптимальная структура системы здравоохранения и высокая эффективность работы каждой медицинской организации являются необходимым условием создания эффективной системы здравоохранения. "Дорожная карта" предусматривает внесение соответствующих изменений в порядки оказания медицинской помощи, разработку и внедрение показателей эффективности деятельности медицинских организаций, разработку программ развития здравоохранения субъектов Российской Федерации, направленных на достижение целевых индикаторов государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", с учетом заболеваемости и смертности населения.

Обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи, являющееся одной из задач государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", достигается в том числе за счет объема услуг, оказываемых в амбулаторных условиях.

4. Социальной эффективностью реализации "дорожной карты" является установление действенных механизмов оценки деятельности медицинских работников и соответствия уровня оплаты труда качеству труда. Таким образом, эффективный контракт призван обеспечить соответствие роста заработной платы работников повышению качества оказываемых ими государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ).

5. Результатом успешной реализации "дорожной карты" является выполнение целевых показателей структурных преобразований системы оказания медицинской помощи, основных показателей здоровья населения и уровня заработной платы работников медицинских организаций, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".

Наименование целевого показателя Единица измерения 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год
Показатели структурных преобразований системы оказания медицинской помощи
1. Доля расходов на оказание скорой медицинской помощи вне медицинских организаций от всех расходов на программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее - программа государственных гарантий) процентов 6 5,7 5,4 5,3 5,2 5,1
2. Доля расходов на оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях от всех расходов на программу государственных гарантий -"- 25,3 26,8 28,3 29,6 30,6 31,7
3. Доля расходов на оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях в неотложной форме от всех расходов на программу государственных гарантий -"- 1,4 1,8 2,2 2,7 3,3 3,9
4. Доля расходов на оказание медицинской помощи в условиях дневных стационаров от всех расходов на программу государственных гарантий -"- 7 7,4 7,7 8,1 8,5 9
5. Доля расходов на оказание медицинской помощи в стационарных условиях от всех расходов на программу государственных гарантий процентов 60,3 58,3 56,4 54,3 52,4 50,3
6. Доля медицинских и фармацевтических работников, обучавшихся в рамках целевой подготовки для нужд соответствующего субъекта Российской Федерации, трудоустроившихся после завершения обучения в медицинские или фармацевтические организации государственной и муниципальной систем здравоохранения соответствующего субъекта Российской Федерации -"- 75 78 80 83 86 90
7. Доля аккредитованных специалистов -"- - - - - 20 40
8. Количество разработанных профессиональных стандартов единиц 20 11 65 - 8 -
9. Соотношение средней заработной платы врачей и иных работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее профессиональное образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), и средней заработной платы в субъектах Российской Федерации в 2012 - 2018 годах (агрегированные значения) процентов 129,7 130,7 137 159,6 200 200
10. Соотношение средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего предоставление медицинских услуг) и средней заработной платы в субъектах Российской Федерации в 2012 - 2018 годах (агрегированные значения) процентов 75,6 76,2 79,3 86,3 100 100
11. Соотношение средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего предоставление медицинских услуг) и средней заработной платы в субъектах Российской Федерации в 2012 - 2018 годах (агрегированные значения) -"- 50,1 51 52,4 70,5 100 100
12. Число дней работы койки в году дней 324,5 327,2 328,5 329,6 330,1 331,5
13. Средняя длительность лечения больного в стационаре дней 12,2 12,1 12 11,9 11,8 11,7
Основные показатели здоровья населения
14. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении лет 70,8 71,6 72,2 72,7 73,4 74
15. Смертность от всех причин на 1000 населения 13 12,8 12,5 12,3 12,1 11,8
16. Материнская смертность случаев на 100 тыс. родившихся живыми 16,1 16 15,9 15,9 15,8 15,7
17. Младенческая смертность случаев на 1000 родившихся живыми 8,2 8,1 8 7,8 7,5 7,5
18. Смертность детей в возрасте 0 - 17 лет случаев на 10000 населения соответствующего возраста 9,2 8,9 8,6 8,5 8,3 8,1
19. Смертность от болезней системы кровообращения на 100 тыс. населения 721,7 706,6 691,7 677,2 663 649,4
20. Смертность от дорожно-транспортных происшествий на 100 тыс. населения 12,6 12,2 11,8 11,4 11 10,6
21. Смертность от новообразований (в том числе от злокачественных) -"- 201,2 199,4 197,8 196,1 194,4 192,8
22. Смертность от туберкулеза -"- 13,5 13,1 12,8 12,4 12,1 11,8
23. Заболеваемость туберкулезом -"- 64,56 60,34 56,12 51,9 47,68 43,46
24. Доля выездов бригад скорой медицинской помощи со временем доезда до больного менее 20 минут процентов 84,7 85,5 86,4 87,2 88,1 89

_____________________________

* В соответствии с приказом Минтруда России от 30 ноября 2012 г. № 565 предполагается разработка и утверждение 31 профессионального стандарта по основным должностям медицинских работников. Количество разрабатываемых профессиональных стандартов в 2015 - 2016 годах при необходимости может быть уточнено.

II. План мероприятий

Наименование мероприятия Срок реализации Ответственные исполнители Ожидаемый результат
1. Разработка комплекса мер, направленных на совершенствование оказания медицинской помощи населению на основе государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" до 1 марта 2013 г. Минздрав России будут разработаны методологические подходы к повышению эффективности оказания скорой медицинской помощи вне медицинских организаций, включая медицинскую эвакуацию, неотложной помощи; оказания медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических условиях; оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи в стационарных условиях
2. Обеспечение методического сопровождения субъектов Российской Федерации при разработке ими региональной "дорожной карты" в сфере здравоохранения до 1 февраля 2013 г. Минздрав России будут разработаны методологические подходы к формированию региональной "дорожной карты" в сфере здравоохранения
3. Разработка программ развития здравоохранения субъектов Российской Федерации с учетом государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" до 1 мая 2013 г. утверждение программ развития здравоохранения субъектов Российской Федерации до 2020 года, направленных на повышение структурной эффективности, учитывающих региональную структуру заболеваемости и смертности населения, а также состояние инфраструктуры учреждений здравоохранения. Указанные мероприятия направлены на оптимизацию структуры оказания медицинской помощи и будут способствовать привлечению средств на повышение заработной платы медицинских работников
4. Утверждение субъектами Российской Федерации по согласованию с Минздравом России "дорожных карт" развития здравоохранения, содержащих целевые индикаторы развития отрасли, оптимизацию структуры и определение динамики значений соотношения средней заработной платы категорий медицинских работников, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597, и средней заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации в 2012 - 2018 годах до 1 апреля 2013 г. органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Минздрав России на основе агрегированных данных динамики примерных (индикативных) значений соотношения средней заработной платы медицинских работников и работников медицинских организаций, повышение оплаты труда которых предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597, и средней заработной платы в субъектах Российской Федерации в 2012 - 2018 годах (распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в своих планах мероприятий ("дорожных картах") развития здравоохранения определяют собственную динамику увеличения соотношения средней заработной платы указанных категорий работников и средней заработной платы в субъекте Российской Федерации в целях достижения целевых значений уровня заработной платы к 2018 году, обозначенных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597. Соглашения между Минфином России и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о предоставлении дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета в виде дотации на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы заключаются при наличии указанных планов мероприятий ("дорожных карт"), согласованных с Минздравом России
5. Разработка планов мероприятий по повышению эффективности федеральных государственных учреждений в части оказания государственных услуг и выполнения государственных работ на основе целевых показателей деятельности учреждения, совершенствования системы оплаты труда, включая меры по повышению оплаты труда соответствующих категорий работников, оптимизационные меры до 1 апреля 2013 г. оптимизация структуры оказания медицинской помощи будет способствовать привлечению средств на повышение заработной платы медицинских работников
6. Утверждение главными распорядителями средств федерального бюджета по согласованию с Минздравом России "дорожных карт" в сфере здравоохранения в отношении подведомственных федеральных государственных учреждений и соответствующих категорий работников с указанием ответственного исполнителя до 1 апреля 2013 г. оптимизация структуры оказания медицинской помощи и привлечение средств на повышение заработной платы медицинских работников
7. Разработка комплекса мер, направленных на развитие частной системы здравоохранения и государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения, а также на совершенствование в этих целях нормативно-правовой базы до 1 июля 2013 г. Минздрав России разработка ведомственного плана развития государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения
8. Разработка и утверждение профессиональных стандартов в области здравоохранения 2013 - 2014 годы Минтруд России, Минздрав России профессиональные стандарты внесут существенный вклад в разработку качественных образовательных программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации медицинских работников. Введение профессиональных стандартов в здравоохранении будет способствовать переводу на аккредитацию медицинских работников с 1 января 2016 г.
9. Актуализация разработки профессиональных стандартов в области здравоохранения 2015 - 2017 годы Минздрав России
10. Утверждение методических рекомендаций по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных и муниципальных медицинских организаций, их руководителей и работников II квартал 2013 г. Минздрав России трудовым законодательством (статья 144 Трудового кодекса Российской Федерации) определено, что системы оплаты труда определяются коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами. Вместе с тем основной проблемой существующих систем оплаты труда в медицинских организациях является отсутствие прозрачных целевых показателей и понятной для медицинских работников системы оценки качества их труда. В целях решения этой проблемы будет скоординировано построение системы оценки деятельности медицинских работников
11. Разработка на основе методических рекомендаций Минздрава России показателей эффективности деятельности государственных медицинских организаций субъектов Российской Федерации и муниципальных медицинских организаций, их руководителей и работников 2013 год органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации построение системы оценки деятельности медицинских организаций, их руководителей и работников, основанной на единых принципах
12. Разработка (изменение) показателей эффективности деятельности подведомственных федеральных государственных учреждений, внесение изменений в трудовые договоры руководителей учреждений до 1 июля 2013 г. Минздрав России, Минэнерго России, Минфин России, Росавиация, Росавтодор, Минэкономразвития России, Роспотребнадзор, ФНС России, МИД России, Российская академия наук, Российская академия медицинских наук, Сибирское отделение Российской академии наук, Дальневосточное отделение Российской академии наук, Минтруд России, ФМБА России, Управление делами Президента Российской Федерации четкое понимание того, по каким критериям должна производиться оценка деятельности медицинских работников
13. Обеспечение дифференциации оплаты труда основного и прочего персонала медицинских организаций, оптимизация расходов на административно-управленческий персонал с учетом предельной доли расходов на оплату их труда в фонде оплаты труда учреждения - не более 40 процентов ежегодно Минздрав России, Минэнерго России, Минфин России, Росавиация, Росавтодор, Минэкономразвития России, Роспотребнадзор, ФНС России, МИД России, Российская академия наук, Российская академия медицинских наук, Сибирское отделение Российской академии наук, Дальневосточное отделение Российской академии наук, Минтруд России, ФМБА России, Управление делами Президента Российской Федерации оптимизация численности административно-управленческого персонала государственных и муниципальных медицинских организаций с учетом реальной потребности отрасли путем расширения профессиональных возможностей и уровня полномочий руководителей без увеличения их штатной численности, создания условий для их эффективной профессиональной служебной деятельности, повышения квалификации сотрудников администраций медицинских организаций в области управления здравоохранением. Также необходимо обеспечение дифференциации оплаты труда основного и прочего персонала, оптимизация расходов на прочий персонал с учетом предельной доли административно-управленческого персонала в фонде оплаты труда учреждения не более 40 процентов
14. Формирование независимой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, включая критерии эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности 2013 год при переводе медицинских работников на эффективный контракт будет обеспечено общественное обсуждение критериев оценки деятельности работников медицинских организаций (при необходимости их дополнение) и участие профсоюзных организаций в данной работе. Реализация мероприятия повысит информированность потребителей о качестве медицинских услуг и будет стимулирование повышения качества работы медицинских организаций
15. Обучение руководителей (работников, ответственных за перевод на эффективный контракт) федеральных медицинских организаций и представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения I - II квартал 2013 г. Минздрав России, Минтруд России консультирование и координирование деятельности руководителей федеральных государственных учреждений и представителей субъектов Российской Федерации, а также постоянный мониторинг реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 в части достижения целевых показателей уровня оплаты труда работников медицинских организаций - необходимые меры по реализации единой государственной политики в области здравоохранения и оплаты труда медицинских работников
16. Обеспечение перевода работников федеральных медицинских организаций на эффективный контракт ежегодно Минздрав России, Минэнерго России, Минфин России, Росавиация, Росавтодор, Минэкономразвития России, Роспотребнадзор, ФНС России, МИД России, Российская академия наук, Российская академия медицинских наук, Сибирское отделение Российской академии наук, Дальневосточное отделение Российской академии наук, Минтруд России, ФМБА России, Управление делами Президента Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти будут реализованы мероприятия по переводу медицинских работников подведомственных организаций на эффективный контракт с соблюдением норм трудового законодательства
17. Перевод работников государственных медицинских организаций субъектов Российской Федерации и муниципальных медицинских организаций на эффективный контракт ежегодно органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления при разработке планов мероприятий субъектов Российской Федерации по развитию здравоохранения и реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 в соответствующем субъекте Российской Федерации будет предусмотрен перевод работников государственных медицинских организаций субъектов Российской Федерации и муниципальных медицинских организаций на эффективный контракт
18. Координация работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе по достижению целевых показателей и индикаторов развития здравоохранения, а также по ежегодному уточнению параметров на очередной финансовый год и контролю за их выполнением ежегодно Минздрав России создание эффективной системы здравоохранения, обеспечение этапности, сбалансированности и единообразия развития здравоохранения и совершенствования оплаты труда медицинских работников на всей территории Российской Федерации независимо от ведомственной принадлежности
19. Разработка (изменение) и утверждение отраслевых норм труда в сфере здравоохранения ежегодно Минздрав России совершенствование норм труда в сфере здравоохранения позволит определить прогнозную численность работников медицинских организаций, необходимых для предоставления гарантированных по стандарту услуг и повысить производительность труда в медицинских организациях
20. Мониторинг мероприятий, направленных на повышение эффективности и качества услуг в сфере здравоохранения ежегодно Минздрав России контроль, корректировка и актуализация показателей структурных преобразований в системе оказания медицинской помощи и основных показателей здоровья населения на основе мероприятий "дорожной карты"

Обзор документа

Утвержден план мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения". Цель - улучшить качество медицинской помощи на основе повышения эффективности деятельности медорганизаций и их работников.

Планируется внедрить действенные механизмы оценки деятельности медработников и соответствия уровня оплаты труда его качеству.

Соотношение средней зарплаты врачей и иных работников с высшим профобразованием, которые оказывают медуслуги (обеспечивают предоставление таковых), и средней зарплаты в регионах к 2017 г. должно достигнуть 200%, а средняя длительность лечения больного в стационаре будет 11,7 дня.

Смертность от всех причин в 2013 г. - 13 случаев на 1 тыс. населения. В 2018 г. она должна быть понижена до 11,8 случая. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении в 2018 г. достигнет 74 лет.

Доля выездов бригад скорой медицинской помощи со временем доезда до больного менее 20 минут должна быть повышена от 84,7% (2013 г.) до 89% (2018 г.).

Для достижения перечисленных показателей предусмотрены, в частности, следующие мероприятия.

До 1 марта 2013 г. планируется разработать комплекс мер, направленных на совершенствование оказания медицинской помощи населению на основе госпрограммы "Развитие здравоохранения".

До 1 мая 2013 г. должны появиться программы развития здравоохранения субъектов Федерации с учетом названной госпрограммы.

В 2013-2014 гг. будут разработаны и утверждены профессиональные стандарты в области здравоохранения.

В 2013 г. планируется разработать показатели эффективности деятельности региональных и муниципальных медорганизаций, их руководителей и работников, а также сформировать независимую оценку качества работы учреждений, оказывающих социальные услуги.

Предусмотрен также перевод работников федеральных, региональных и муниципальных медорганизаций на эффективный контракт.

Эффективный контракт призван обеспечить соответствие роста зарплаты работников повышению качества оказываемых ими государственных (муниципальных) услуг.