Частный сектор современной экономики. Понятие частного сектора, его значение для экономики. а) снижения затрат

  • 4.Собственность в государственном и муниципальном секторе. Основные типы коммерческих организаций в государственной и муниципальной собственности: государственные унитарные предприятия
  • 5.Особенности управления организациями государственного и муниципального сектора.
  • 6.Содержание понятий «государственный сектор », «муниципальный сектор», «общественный сектор»
  • 7. Человек как субъект экономики и общества.
  • 8.«Человек экономический» и «человек институциональный». Диалектика эгоизма и альтруизма определяет развитие человека.
  • 9. Потребности и интересы человека как фактор развития экономики государственного и муниципального сектора.
  • 10.Теория мотивации а. Маслоу. Закономерности развития потребностей.
  • 12. Индикаторы развития человека в экономике государственного и муниципального сектора.
  • 13.Человеческие ресурсы, человеческий капитал и человеческий капитал: роль в экономике государственного и муниципального сектора.
  • 14.Социальный капитал и социальный ресурс экономики государственного и муниципального сектора.
  • 16. Основные экономические функции государственного и муниципального сектора.
  • 17.Инструменты,с помощью которых государство воздействует на экономику, выполняя свои экономические функции.
  • 18.Сущность государственного и муниципального управления,общие принипы управления, методы управления.
  • 19. Государственная служба и местное самоуправление в системе управления государственным и муниципальным сектором: сущность, виды, принципы.
  • 20. Ресурсы государственного и муниципального сектора.
  • 21. Управление в муниципальном секторе. Вопросы местного значения.
  • 22. Органы местного самоуправления. Муниципальная служба.
  • 23.Провалы рынка- наличие монополий(монополизация рынка). Формы вмешательства государства.
  • 24. Провалы рынка- информационная асимметрия. Регулирующее воздействие государства по ее преодолению.
  • 25.Провалы рынка- внешние и внутренние эффекты. Формы вмешательства государства.
  • 26 Провалы рынка – общественные блага: свойства и классификация.
  • 27. Государственный и муниципальный сектор и производство общественных благ.
  • 28. Макроэкономические провалы рынка связаны:
  • 29 Проблемы переполнения и теория клубных благ.
  • 30 Естественные монополии и пути преодоления противоречий между экономическими и социальными аспектами их деятельности.
  • 31 Проблема «безбилетника» и необходимость участия государства
  • 32 Агентские отношения. Асимметричная информация в общественном секторе.
  • 33Теоретические основы экономического равновесия: понятие общего и частичного равновесия. Отличие от равновесия в государственном и муниципальном секторе от рыночного равновесия.
  • 34 Первая и вторая фундаментальные теоремы экономики благосостояния.
  • 35 Парето – эффективное и оптимальное распределение ресурсов и доходов. Правило Калдора-Хикса
  • 36 Общее (бюджетное) и частичные равновесия в государственном и муниципальном секторе.
  • 37 Два подхода к формированию бюджетной политики: кейнсианский и подход с позиции сбалансированности бюджета.
  • 38 Предложение общественных благ. Условия Самуэльсона-Парето оптимального производства общественных благ.
  • 39 Сущность и специфика общественного выбора в государственном и муниципальном секторе.
  • 40 Механизм голосования избирателей, принцип принятия решения большинством.
  • 41.Парадок избирателя- центриста,порядок и процедура учета интересов меньшенства.
  • 42 Теория общественного выбора в современной экономике.
  • 43 Группы социальных интересов. Логроллинг.
  • 44 Лоббизм. Поиск политической ренты.
  • 45 Необходимость производства товаров и услуг в государственном и муниципальном секторе.
  • 46.Масштабы государственного производства.
  • 47 Проблемы эффективности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, их реструктуризация.
  • 3.Возникновение и развитие государственного сектора экономики.

    В целом государственный сектор служит дополнением частного хозяйства, где мотивация оказывается недостаточной.В мировой экономической науке понятие государственного сектора связано не столько с самой государственной собственностью, сколько со всей совокупностью форм участия государства в производстве, распределение, обмене и потреблении.В таком понимании этот сектор выступает в качестве основы, опираясь на которую государство может выполнять свои функции (в сфере распределения удельный вес государства велик, в производстве должен быть минимальным, в обмене практически равен нулю)

    Государственный сектор является одновременно 1) объектом и 2) инструментом воздействия на частное хозяйство.

    Размеры государственного сектора, его доля в национальной экономике изменяется не только в результате национализации, строительства и приобретения слабых предприятий, но и вследствие прямо противоположных действий государства: передачи объектов государственного сектора частным капиталам, разгосударствлению.

    Вопрос о целесообразности и эффективности государственной или частной собственности часто носит идеологизированный характер. Считается, что государственная собственность связана с социалистическим выбором, тогда как частная - непременный атрибут капитализма. При этом упускается из виду, что госпредприятия эффективно работают и в условиях рыночной экономики, а частный бизнес совместим с социалистическим выбором: вспомним мелкие предприятия в странах Варшавского договора или крупный бизнес современного Китая. Широко известны слова Дэн Сяопина: все равно, какого цвета кошка - лишь бы ловила мышей.

    4.Собственность в государственном и муниципальном секторе. Основные типы коммерческих организаций в государственной и муниципальной собственности: государственные унитарные предприятия

    Основой государственного сектора является совокупность государственных предприятий, которые независимо от сферы деятельности и национальных особенностей можно сгруппировать в три большие группы:

    1) несамостоятельные публично-правовые предприятия (монетные дворы, тюрьмы, государственные и муниципальные колы, детские сады);

    2) самостоятельные предприятия, действующие в рамках публичного права (почта, железные дороги, государственные холдинги и корпорации);

    В публично-правовых отношениях стороны выступают как юридически неравноправные. Одной из таких сторон всегда выступает государство либо его орган.

    3) юридически самостоятельные предприятия, действующие в рамках частного права (в форме акционерных обществ).

    Частное право- совокупность правовых норм, охраняющих и регулирующих отношения частных собственников в процессе производства и обмена.

    Под муниципальным сектором экономики (МСЭ) понимается совокупность экономических отношений, связанных с использованием муниципального имущества, закрепленного за А) муниципальными унитарными предприятиями (МУП), Б) муниципальными (бюджетными) учреждениями (МУ), В) муниципальной казны, Г) а также имущественных прав органа местного самоуправления (МСУ), вытекающих из его участия в коммерческих организациях.

    Муниципальный сектор экономики представлен муниципальными предприятиями.

    Основная сфера деятельности – жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство, незначительно присутствует торговля, строительство, сельское хозяйство, бытовое обслуживание населения.

    Как правило, МУП остаются там, куда коммерческий капитал средств не вкладывает в силу малой доходности бизнеса.

    Унитарное предприятие - коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником этого имущества.

    Унитарным государственное (муниципальное) предприятие считается еще и потому, что его имущество неделимо и не может быть распределено по вкладам (долям, акциям), в том числе и между работниками предприятия.

    Сущность унитарного предприятия

    Унитарность - специфическая форма организации деятельности.

    Унитарность характеризуется:

      созданием юридического лицапутем выделения собственником определенной имущественной массы, а не объединения собственности нескольких лиц;

      сохранением права собственности на имущество за учредителем;

      закреплением имущества за юридическим лицом на ограниченном вещном праве(хозяйственного ведения или оперативного управления);

      неделимостью имущества;

      отсутствием членства;

      единоличными органами управления.

    К основным причинам создания унитарных предприятий следует отнести:

      необходимость использования имущества, приватизациякоторого запрещена;

      осуществление деятельности по решению социальных задач, в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам и организации закупочных и товарных интервенций по товарам первой необходимости;

      обеспечение отдельных дотируемых видов деятельности и ведение убыточных производств.

    "

    Секторами экономики являются связанные друг с другом отрасли. В своем взаимодействии они формируют единую систему. Предприятие в рыночных условиях считается главным хозяйствующим элементом. Его роль достаточно значима во всей этой системе. Экономика страны не просто отводит ему определенное место в целом. Предприятие отличается и обязательной принадлежностью к той либо иной хозяйственной отрасли в частности. Далее в статье подробно рассмотрим, что собой представляют секторы РФ.

    Общая информация

    Не секрет, что экономика страны в целом представляет собой достаточно сложный и динамичный организм. Вся система представлена разными направлениями, что объясняется многообразием самого производственного процесса. Структура секторов экономики отражает ее строение, соотношение всех звеньев и существующих подсистем, взаимосвязи и пропорции, образованные между ними. Исследование разных направлений важно для развития хозяйственной деятельности государства, оптимизации ее компонентов.

    Сферы, формирующие систему

    С позиции выпуска и создания дохода выделяется две достаточно крупные области: непроизводственная часть и Последнее состоит из нескольких подсистем. Это:


    В составе выделяют следующие элементы:

    • соцобеспечение;
    • физическую культуру;
    • пассажирские перевозки;
    • обслуживающую население и организации данной сферы связь;
    • искусство и культуру;
    • страховые и кредитные системы;
    • народное образование;
    • здравоохранение;
    • научное обслуживание в частности и науку в целом;
    • деятельность органов управленческого аппарата.

    На сегодняшний день вся эта система включает в себя огромное количество организаций, компаний, объединений.

    Строение системы

    Обобщая характеристики хозяйственных процессов, компоненты всего производственно-промышленного комплекса принято разделать на секторы. Под этим термином следует понимать совокупность всех институциональных единиц, отличающихся сходными функциями, поведением, задачами. Существует классификация подсистем в соответствии с направлением деятельности. Так, в РФ выделяют внешний сектор и систему, включающую в себя госучреждения, предприятия и домашние хозяйства. Рассмотрим их подробнее.

    Предприятия

    В составе этого сектора экономики России присутствуют различные организации. Деятельность одних может быть направлена на извлечение прибыли. Другие же имеют статус "некоммерческих" компаний. В сферу предприятий входят финансовые и нефинансовые компании. К последним следует отнести коммерческие организации, занимающиеся выпуском товаров либо предоставлением услуг для получения прибыли. Нефинансовыми предприятиями считаются некоммерческие объединения, которые не преследуют целью извлекать выгоду из своей деятельности. Значение в данной классификации имеет и регулирующий орган. В зависимости от его характера выделяют государственные, негосударственные и зарубежные предприятия. Финансовый сектор экономики включает в себя как некоммерческие, так и коммерческие объединения. Деятельность предприятий данной области направлена на посредничество, страхование, обеспечение и прочее. В банковский сектор экономики входят соответствующие предприятия (ЦБ РФ, например). К данной отрасли относят и другие коммерческие компании. В финансовый сектор экономики входят инвестиционные фонды, спонсорские, пенсионные, страховые, лизинговые, благотворительные фонды и организации, биржи и прочие предприятия.

    Госучреждения

    Этот сектор экономики включает в себя различные органы судебной и исполнительной, а также законодательной власти. В эту же область деятельности входят фонды соцобеспечения и некоммерческие корпорации, контролируемые ими. Сфера госучреждений, в свою очередь, разделяется на федеральный, региональный и муниципальный сектор экономики. Верхний уровень контролирует нижний. Деятельность госучреждений регулируется законодательно.

    Домашние хозяйства

    Аграрный сектор экономики, в основном, объединяет потребляющие элементы. К ним, в частности, относятся различные хозяйства и предприятия, которые ими сформированы. Этот сектор экономики разделяется еще на несколько. Хозяйства в целом классифицируются по отрасли труда, квалификации и специализации лица, выступающего в качестве руководителя, а также, собственно, по роду занятий. С учетом вида дохода специалисты отмечают следующие подкатегории: работающие по найму, получающие прибыль от собственности, работодатели. В подгруппу могут входить хозяйства по количеству членов, объему общего дохода либо по своему местоположению.

    "Остальной мир"

    Этот сектор экономики включает в себя комплекс институциональных единиц. Эти элементы представляют собой нерезидентов, располагающихся в других государствах. При этом они имеют консульства, посольства, связи, базы и прочие организации на территории РФ. Этот сектор экономики тесно связан с внешней политикой страны. Он включает в себя не только организации-нерезиденты, но и те объединения, с которыми они взаимодействуют.

    Другие виды

    Рассматривая страны в целом, специалисты выделяют также государственный, а также частный сектор экономики. В составе первой подгруппы находятся учреждения, компании, объединения, предприятия, контроль над которыми обеспечивается со стороны государственного управленческого аппарата. На вторую подгруппу госрегулирование не распространяется. Выделяют также нерыночный и рыночный секторы. Такая классификация устанавливается с позиции отношения к торговой сфере. Для того или иного сектора характерно наличие производственного процесса. Предприятия занимаются выпуском товаров, формированием разнообразных услуг, предназначенных для сбыта по стоимости, воздействующей на спрос. В этой же подгруппе осуществляется обмен по бартеру продукции или предложениями, запас готовых изделий, выплата вознаграждения за труд в натуральном виде. Внутри нерыночного сектора экономики происходит выпуск услуг или продукции, применяемых хозяевами предприятия или непосредственно, самими производителями. Здесь же может осуществляться передача произведенных товаров либо услуг безвозмездно или же по стоимости, не оказывающей существенного влияния на спрос. В этой области деятельности следует выделить и первичный сектор экономики. Он объединяет отрасли, которые связаны с добычей различного сырья и дальнейшей его переработкой. Первичный сектор экономики имеет большое значение для развития страны в целом.

    Отрасли

    Необходимо отметить, что секторы в экономике формируются из однородных типов занятий. Эти виды деятельности называют отраслями. В соответствии с международной статистикой, вся хозяйственная система разделяется на "производство товаров" и "оказание услуг". К первой категории следует отнести сельскохозяйственную деятельность, промышленность, строительство и прочие области производства материальных ценностей (утилизацию сырья, издательство, сбор ягод и так далее). К отрасли оказания услуг следует относить образование, общее госуправление, торговлю, здравоохранение, оборону и прочее.

    Межотраслевые комплексы

    Эти категории формируются внутри тех или иных экономических отраслей либо между ними. Под следует понимать интеграционную систему, которая отличается наличием взаимодействия разных компонентов и сфер деятельности, стадий выпуска и распределения продукции. К примеру, в промышленности можно выделить металлургический, топливный энергетический, машиностроительный участки. Комплексы, в которых объединяются различные отрасли экономики, отличаются более сложной структурой. К таким, например, можно отнести, строительный участок.

    Целевые и функциональные системы

    В основу данной классификации положены различные критерии. Так, например, для целевых комплексов характерен воспроизводственный принцип. В основе данной межотраслевой системы лежит критерий участия в производстве конечной продукции. В качестве примеров могут выступать транспортный, топливный энергетический, В основе функциональных систем используется критерий и принцип ее специализации в соответствии с определенной задачей. В этом случае в качестве примеров можно привести экологический, научный и технический, инвестиционный комплексы. Объединение формирующегося многообразия - это следствие повышения качества части в производстве, направленной на удовлетворение общественных потребностей.

    Развитие экономической структуры в РФ

    По оценке большинства специалистов, система отечественного народного хозяйства не является постоянной. Изменения в ней могут происходить как стихийно, так и под влиянием регулирующей государственной деятельности. Кроме того, большое влияние оказывают и различные внутренние и внешние условия. Последние включают в себя конкуренцию со стороны заграничных производственных предприятий. Особое значение имеет и внешнеэкономическая конъюнктура - состояние мировых торговых площадок по конкретным видам продукции, а также стоимость нефти. К внутренним факторам следует отнести инвестиционную активность, конкурентоспособность изготавливаемого товара, производственные мощности и потенциал, степень платежеспособного спроса.

    Факторы, влияющие на развитие экономики

    Среди основных инструментов, способствующих развитию экономики страны, следует назвать целевые программы, субсидии, госинвестиции, закупки, а также разнообразные льготные уступки для предприятий, отраслевых групп, регионов. Как отмечают аналитики, необходимость в перестройках, усовершенствовании хозяйственной деятельности РФ обуславливается сменой приоритетов в стране. На смену административно-командной системе пришли давно рыночные отношения. В связи с этим характер хозяйственной деятельности должен соответствовать современному положению дел. Усовершенствование и развитие в соответствии с требованиями времени возможны в России благодаря ряду факторов. Немаловажными являются наличие на территории страны обширных природных запасов, а также осуществление непрерывных научно-технических изысканий.

    Заключение

    В России осуществляется разработка различных программ для поддержания и дальнейшего развития экономики. В частности, в нефтедобывающей отрасли предполагается продолжать формирование вертикально интегрированных объединений. Их деятельность направлена не только на добычу, но и переработку полученного из недр сырья. На металлургических предприятиях предусматривается постоянное расширение объема и качества выпускаемого металлопроката. Для осуществления всего задуманного необходимо использование высокотехнологичного оборудования, новых передовых схем производства. В связи с прогнозируемым повышением цен на металл данная отрасль является одной из наиболее привлекательных для инвестиций. Это, в свою очередь, быстро приведет к оздоровлению этих предприятий. Отраслям, характеризующимся высоким научным и техническим уровнем (например, производство ракетно-космических комплексов, атомная промышленность, биотехнологическое направление, тяжелое станкостроение и прочие), государство оказывает прямую поддержку. Выражается она в форме экспортных кредитов, разного рода субсидий, госинвестиций и закупок. Однако к основному методу перестройки экономики России относится перепрофилирование и свертывание компаний со сниженной дееспособностью, повышение объемов производства товаров, которые пользуются наибольшим спросом как на внешнем, так и на внутреннем рынках. Неотъемлемой частью усовершенствования системы считается формирование оптимальных условий для развития передовой и перспективной деятельности, образующих действительный хозяйственный потенциал государства.

    Понятие частного сектора, его значение для экономики.

    Частный сектор экономики - часть экономики страны, не находящаяся под контролем государства. Частный сектор образуют домохозяйства и фирмы, принадлежащие частному капиталу. Частный сектор экономики подразделяется корпоративный, финансовый и индивидуальный секторы экономики.

    Можно выделить две группы причин, сдерживающих развитие частного сектора экономики. Первая - это причины кардинального (общеэкономического) характера. Заложенные в экономической политике государства, вторая - локального (преимущественно организационного) характера.

    Таким образом, по мнению российских авторов, суть новой социально - экономической стратегии и стержень концепции реформирования страны - в ее постепенном, поэтапном движении к российскому варианту общества постиндустриального типа с современными характеристиками качества жизни людей, динамичной рыночной экономикой при значительной роли государства в ее трансформации и регулировании.

    А функции государства здесь будут следующими:

    • Ш Создание общих законодательных и правовых предпосылок, своего рода правил игры для лиц, действующих в рыночной экономике
    • Ш Прямое государственное владение и управление основными элементами инфраструктуры народного хозяйства, естественными монополиями, особо важными в политическом, экономическом и финансовом отношении производствами;

    Разработка и проведение активной промышленной политики, участии в ключевых инвестиционных, структурно - технологических программах путем полного или частичного их финансирования, предоставления экономических гарантий, льготных кредитов и других видов финансовой помощи частного сектору экономики.

    Партнерские отношения между частным сектором и государством являются основополагающим элементом функционирования экономики стран. Эти отношения включают в себя широкий спектр видов деятельности и различных действующих лиц, что затрудняет четкое определение понятия партнерства. Партнерские отношения формируются в процессе объединения ресурсов, финансовых средств и знаний частного сектора и государством с целью: (а) снижения затрат; (б) обеспечения повышения качества услуг и (в) совершенствования механизма их предоставления. Деятельность, в рамках которой складываются партнерские отношения, сравнима с созданием некоего общественного блага, которое частный сектор либо не может, либо не желает создавать самостоятельно.

    Одна из возможностей для государства более активно налаживать партнерские отношения с частным сектором - организация специальных органов, занимающихся поддержкой частных компаний. Эти органы занимаются двумя потенциальными партнерами в частном секторе: Агентства содействия инвестициям занимаются иностранными компаниями, осуществляющими прямые инвестиции, а Агентства по поддержке малого бизнеса занимаются мелкими компаниями. Другой путь поддержания хорошего корпоративного управления - через развитие образовательных инструментов, которые могут использоваться деловыми и судебными секторами в понимании комплекса сложных законов и постановлений, регламентирующих эту область.

    В России данный механизм до конца еще не сформирован.

    Опыт развивающихся стран в развитии частного сектора.

    Реальный прогресс в формировании рыночных институтов существенно изменил положение государства в экономике. В конечном счете это и было центральной задачей пост социалистической трансформации (становление рыночных институтов в значительной мере, хотя и не полностью, является "зеркальным" отражением отказа государства от всевластия в экономике). Поэтому в своей основе (с точки зрения формальных "правил игры") восточноевропейские экономики к середине 90-х годов стали рыночными системами. Вместе с тем перспективы нынешнего подъема, связанные, как отмечалось, с деятельностью «нового» частного сектора и благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, подрываются многолетним кризисом в тяжелой промышленности и финансовой системе.

    Этот кризис вызван тем, что государство по-прежнему является собственником крупных предприятий и практически единственным источником социальных фондов, будучи не в состоянии обеспечить прежний уровень финансирования промышленности и поддержки населения Бирюков В. и др. Госсобственность и госсектор в рыночной экономике // Мировая экономика и международные отношения - 2001 - № 12, с. 57 - 64. Кризис проявляется, в частности, в высоких дефицитах госбюджета, а в последнее время и текущего платежного баланса в связи с необходимостью погашения внешнего долга (из-за чего возник термин "двойной дефицит"). Поэтому в середине 90-х годов, после либерализации, завершения финансовой стабилизации и создания правовой базы рыночной системы, "большая" приватизация и бюджетная реформа стали приоритетами в экономической политике государства в Восточной Европе.

    Приватизация с самого начала реформ занимала важное место в планах рыночной трансформации. Но если передача новым собственникам малых и части средних предприятий через аренду, продажу и реституцию прошла в 1990-1993 гг. довольно легко и успешно, то "большая" приватизация столкнулась с существенными трудностями. Так, польскому правительству в 1990-1991 гг. удалось продать, используя западные методики оценки и приватизации имущества, только два десятка предприятий. В последующие годы менее 200 предприятий были проданы с торгов и около 30 - через фондовую биржу там же. К тому же вскоре стало ясно, что формальная смена собственника не дает непосредственного экономического эффекта в виде роста производства, повышения конкурентоспособности и т.п. Поэтому центр тяжести экономической политики в большинстве стран (кроме Чехии и Словакии) был перенесен на либерализацию и макроэкономическую стабилизацию. "Большая" приватизация откладывалась как в «реформаторских» странах, так и в тех, которые обычно относят к аутсайдерам реформ.

    Наиболее успешная в пост социалистическом мире чехословацкая модель массовой приватизации была подвергнута принципиальным изменениям в Словакии. Летом 1995 г. неожиданным решением руководства страны обмен ваучеров на акции инвестиционных приватизационных фондов был прекращен. Не распроданное к тому времени государственное имущество было централизовано в специальный государственный фонд, который начал осуществлять программу постепенной продажи предприятий, в том числе за нереализованные ваучеры.

    Но при всех недостатках различных моделей практика ряда стран, особенно Болгарии и Румынии, выявила крайне негативные последствия затягивания сроков проведения приватизации. Хотя большая часть промышленности остается в руках государства, оно в условиях хозяйственной либерализации утрачивает реальные рычаги контроля и управления. Растущие потери госпредприятий компенсируются кредитами государственных банков или бюджетными субсидиями, углубляя тем самым кризис финансовой сферы.

    Однако непосредственной причиной подъема нынешней волны приватизации явился острый финансовый кризис, вызванный резким падением бюджетных доходов и традиционно высокими для пост социалистических стран государственными расходами Донцов Л. В. «Вопросы государственного регулирования экономики: основные направления и формы» // Менеджмент в России и за рубежом, 2000, №4, с. 34 - 40.. Поэтому приватизация проводится главным образом путем продажи предприятий с целью разгрузки бюджета и обеспечения государству доходов. При этом главная трудность состоит в том, чтобы привлечь покупателей к крупным объектам, характеризующимся высокой убыточностью, отягощенным большой социальной инфраструктурой, устаревшим оборудованием и избыточной занятостью. Например, в Венгрии в течение 1995 г. одни и те же энергетические и транспортные компании приходилось выставлять на торги несколько раз Бирюков В. и др. Госсобственность и госсектор в рыночной экономике // Мировая экономика и международные отношения - 2001 - № 12, с. 57 - 64.

    В числе объектов, которые были выставлены на продажу в течение последних полутора лет, - компании ТЭК. В перспективе намечается и продажа "стратегических" компаний (Венгрия, Чехия); задержка вызвана, главным образом, организационной и финансовой реструктуризацией с целью повышения стоимости этих объектов. Вследствие высокой капиталоемкости крупных компаний и предприятий наиболее вероятными покупателями могут быть зарубежные инвесторы. Реформы первой половины 90-х годов, в частности, корпоратизация госпредприятий и приватизация по ваучерной и "инсайдерской" моделям, привели к глубокому изменению положения предприятия в экономико-правовой системе. Однако известная "размытость" прав собственности в результате этих процессов, проявляющаяся в смешении и неустойчивости прав и интересов новых собственников, а зачастую и в недостаточной юридической определенности их положения по отношению к другим собственникам и приватизированному имуществу, резко ухудшила управляемость предприятиями и затруднила процедуру принятия долгосрочных инвестиционных решений. Так, в ходе реализации чешской модели приватизации, в которой участвовало более 600 ваучерных фондов, формальный контроль над многими предприятиями приобрели небольшие фонды, которые не в состоянии модернизировать производство и поэтому ограничиваются кадровыми перестановками на предприятиях.

    Прошедшая в Чехии в 1994 г. кампания торговли ваучерами и акциями между самими фондами и слияние ряда фондов (иногда называемая "третьей волной приватизации") уменьшили их число более чем вдвое. Однако эти фонды не стали "эффективными собственниками", способными возродить производство на основе крупных долгосрочных инвестиций. Кроме того, примерно 2/3 оставшихся фондов контролируется государственными банками, что не только усложняет управление производством, но и побуждает иностранные компании задерживать инвестиции в ожидании определенности в статусе банков (правительство намерено их приватизировать) и в их экономической политике.

    Становление частного сектора экономики в России.

    Отказ государства от доведения обязательных плановых заданий предприятиям и прямого вмешательства в их деятельность сопровождался мерами по созданию многоукладной экономики - формированию частной собственности и преобразованию государственных предприятий и организаций в частные и смешанные.

    Приняты законы, которые легализовали деятельность частных предприятий и предусматривали государственную поддержку малого бизнеса. В 1992-1994 гг. сеть частных предприятий быстро расширялась, особенно в торговле и сфере услуг, однако затем темпы замедлились. В 1995 г. зарегистрированы 900 тыс. малых предприятий, преимущественно частных.

    На начало 1997 г. органами госстатистики зарегистрированы 2,5 млн. предприятий и организаций, из них к частной форме собственности относились 68%, государственной и муниципальной - соответственно 9,3 и 7,4% Логуа Р.А. Проблемы формирования рыночной экономики России. - М.: 1994. - 272 с.

    Ведущую роль в формировании многоукладной экономики сыграла приватизация собственности. В 1992-1995 гг. изменили форму собственности около 122 тыс. предприятий (объектов), созданы 29 тыс. акционерных обществ там же, определены перечни стратегически важных предприятий, не подлежащих приватизации, а также тех, чей контрольный пакет акций сохраняется в государственной собственности.

    Однако форсированная приватизация отодвинула на второй план работу по улучшению управления госпредприятиями и собственностью (в частности, принадлежащими государству пакетами акций). В обстановке кризиса руководители предприятий и трудовые коллективы основное внимание уделяли не модернизации производства, а перераспределению доходов и собственности.

    Многие из сложившихся ранее экономических связей в условиях рынка для приватизированных предприятий оказались невыгодными.

    Но и там, где прежние контракты оставались целесообразными, их осуществление затруднялось ухудшением финансового положения, ростом задолженности и неплатежей.

    Не решена в должном объеме и предусмотренная программой приватизации задача создания конкурентных рынков. Хотя монопольное положение госпредприятий было подорвано появлением на рынке новых компаний и фирм (в том числе иностранных), однако при этом экономическая монополия государства сменилась монополией новых частных собственников, которые использовали ее в своих интересах.

    Для выправления кризисной ситуации в экономике правительство предприняло ряд мер по восстановлению государственного управления в тех сферах, где рыночные регуляторы оказались недостаточными или неспособными нормализовать положение.

    Совместно с Центральным банком осуществлялось регулирование курса рубля по отношению к доллару и другим конвертируемым валютам.

    Вследствие отказа в начале реформ от поддержания фиксированного курса и перехода к рыночному принципу его определения в зависимости от динамики цен в стране. Спроса и предложения валюты курс рубля по отношению к доллару снизился с 414,5 руб. в 1992 г. до 4 640 руб. в 1995 г. (особенно резкий обвал имел место в октябре 1995 г.). Ивашковский С. Н. «Макроэкономика» - М.: Дело, Чтобы уменьшить возможности валютных спекуляций. Снизить инфляционные ожидания и ограничить спрос на валюту, был введен "валютный коридор", фиксирующий рамки возможных колебаний валютного курса. Его уровень стабилизировался и в середине 1996 г. составлял около 5 тыс.руб. за доллар. С 1996 г. введен наклонный валютный коридор, когда пересмотр курса осуществляется раз в квартал.

    В целях борьбы с инфляцией восстановлено регулирование цен естественных монополий путем установления ограничений уровня рентабельности и введения предельных соотношений допустимого повышения цен на энергоносители и электроэнергию, а также транспортных тарифов по отношению к росту отпускных цен на продукцию промышленности. Реализация принятых правительством в 1995 г. решений стала важным рычагом замедления роста цен в производственном секторе, подавления инфляции издержек производства.

    В этих целях намечается осуществить реформу предприятий и в ее рамках провести реструктуризацию их задолженности. Тем хозяйствующим субъектам, которые своевременно вносят текущие платежи в бюджет, предоставляется право выпустить дополнительное количество акций и за счет полученных средств погасить в течение 2-3 лет образовавшуюся задолженность. По отношению к платежеспособным предприятиям намечено применять процедуры банкротства и реорганизации.

    Не дали пока существенных результатов и многочисленные постановления об усилении борьбы с экономическими преступлениями и коррупцией. Это объясняется не только их слабой экономической проработкой, но и крупными пробелами в законодательстве. Расширение теневой экономики продолжается, и ее доля в ВВП 1996 г., по оценке Госкомстата РФ, увеличилась до 23%.

    Таким образом, система государственного регулирования экономики хотя и претерпела значительную эволюцию, но во многих существенных звеньях все еще не сформирована. Наиболее важными из нерешенных задач являются Логуа Р.А. Проблемы формирования рыночной экономики России. - М.: 1994. - 272 с.:

    • * преодоление кризиса неплатежей и ликвидация массовой просроченной задолженности;
    • * оздоровление экономического положения предприятий, в том числе оставшихся в собственности государства и находящихся под его контролем, включая улучшение управления принадлежащими государству пакетами акций акционерных предприятий;
    • * активизация инвестиционной деятельности, проведение структурной перестройки экономики, повышение ее технического уровня, эффективности и конкурентоспособности;
    • * поддержка потенциально жизнеспособных отечественных предприятий, в первую очередь в обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве, развитие которых имеет важное значение для обеспечения экономической независимости и безопасности страны;
    • * перекрытие каналов нелегальной утечки капитала за рубеж, улучшение контроля экспортом и возвратом валюты в страну;
    • * создание условий, препятствующих расширению теневой экономики и способствующих условий возврату отвлеченных в нее финансовых и материальных ресурсов в рамки нормальной, разрешенной законами экономической деятельности.

    Таким образом, существующая в настоящее время система государственного регулирования носит переходный и незавершенный характер. Ход реформ уже показал невозможность эффективного развития экономики в режиме автоматического саморегулирования. Механизм рынка должен быть дополнен инструментами, компенсирующими его недостатки там, где он не срабатывает или приводит к результатам, не отвечающим интересам всего общества. Поэтому дальнейшее развитие реформ будет происходить путем определенных компромиссов между либерализацией и восстановлением инструментов государственного регулирования рынка и социальной сферы.

    Частный сектор экономики - часть экономики страны, не находящаяся под контролем государства. Частный сектор образуют домохозяйства и фирмы, принадлежащие частному капиталу. Частный сектор экономики подразделяется на: корпоративный, финансовый и индивидуальный секторы экономики.

    Можно выделить две группы причин, сдерживающих развитие частного сектора экономики. Первая - это причины кардинального (общеэкономического) характера, заложенные в экономической политике государства; вторая - локального (преимущественно организационного) характера. Бирюков В. А. , Зверев А.Ф. Экономика.- Москва: МГУП, 2011. С. 227.

    Таким образом, по мнению российских авторов, суть новой социально - экономической стратегии и стержень концепции реформирования страны - в ее постепенном, поэтапном движении к российскому варианту общества постиндустриального типа с современными характеристиками качества жизни людей, динамичной рыночной экономикой при значительной роли государства в ее трансформации и регулировании.

    Одним из основных условий развития частного сектора является полная свобода учреждения предприятия и начала любой производственной деятельности. Частный сектор не должен сталкиваться с какими-либо запретами и объект, владеющий частной собственностью, должен иметь неограниченное право сдавать в аренду имущество, находящееся в частной собственности, на основе свободного договора между арендодателем и арендатором, а также накапливать, продавать и покупать любые высокоценные предметы. Свободные цены, основанные на свободном договоре покупателя и продавца, свободная внешнеторговая деятельность, свобода купли-продажи жилья или имущества, находящегося в частной собственности, свобода кредитования с уплатой процента, найма рабочей силы, финансовых инвестиций в любые частные предприятия - вот та атмосфера, которая необходима для развития частного сектора.

    Второе условие развития частного сектора требует гарантии закона о выполнении договорных обязательств. В случае любого нарушения частного договора пострадавший гражданин должен иметь право обратиться в суд, чтобы принудить нарушителя договора к выполнению взятых им на себя обязательств.

    Третье условие - абсолютная безопасность частной собственности. Гарантии ее неприкосновенности должны предусматриваться законами, программами партий и заявлениями ведущих государственных деятелей. Нужны гарантии, что конфискаций частной собственности не будет никогда.

    Четвертое условие требует, чтобы кредитная политика стимулировала частные капиталовложения. Необходимы равные условия для становления всех видов собственности. Но в реальности произошло сращивание бюрократического аппарата, государственной банковской системы и государственных предприятий. Это обусловило несомненные стартовые преимущества государственного сектора.

    Для дальнейшего развития частного сектора очень важно наличие в обществе уважения к частному сектору (пятое условие).

    Рост частного сектора имеет фундаментальное значение для экономического благосостояния страны. Увеличение объема производимых им ценностей, измеряемых показателями валового национального продукта, объема производства, продаж и т.д., являются признаками экономического здоровья нации.

    Анализ параграфа показал, что частный сектор - основа экономики любой развитой страны. Это огромное множество и разнообразие крупных и мелких предприятий, производящих подавляющую часть товаров, необходимых для людей.

    В первой главе были исследованы основные теоретические положения возникновения и функционирования государственного сектора экономики. Проведены параллели между сходными, но не идентичными понятиями госсектора и госсобственности. Обозначены основные границы функционирования госсектора через функции выполняемые государством. Определены основные методы государственного регулирования госсектора. Стоит заметить, что эти методы приводятся в действие комплексно, поэтому сложно оценить значимость каждого. Однако на сегодняшний день все больше развиваются методы государственно-частного партнерства. Также рассмотрена сущность частного сектора, его значение для экономики огромно. От его развития зависит развитие всей экономики страны.

    Частный сектор экономики - часть экономики страны, не находящаяся под контролем государства. Частный сектор образуют домохозяйства и фирмы, принадлежащие частному капиталу. Частный сектор экономики подразделяется на корпоративный, финансовый и индивидуальный секторы экономики.

    Можно выделить две группы причин, сдерживающих развитие частного сектора экономики. Первая - это причины кардинального (общеэкономического) характера, заложенные в экономической политике государства, вторая - локального (преимущественно организационного) характера.

    Таким образом, по мнению российских авторов, суть новой социально - экономической стратегии и стержень концепции реформирования страны - в ее постепенном, поэтапном движении к российскому варианту общества постиндустриального типа с современными характеристиками качества жизни людей, динамичной рыночной экономикой при значительной роли государства в ее трансформации и регулировании.

    Функции государства здесь будут следующими:

    1. Создание общих законодательных и правовых предпосылок, своего рода правил игры для лиц, действующих в рыночной экономике

    2. Прямое государственное владение и управление основными элементами инфраструктуры народного хозяйства, естественными монополиями, особо важными в политическом, экономическом и финансовом отношении производствами;

    3. Разработка и проведение активной промышленной политики, участии в ключевых инвестиционных, структурно - технологических программах путем полного или частичного их финансирования, предоставления экономических гарантий, льготных кредитов и других видов финансовой помощи частного сектору экономики.

    Партнерские отношения между частным сектором и государством являются основополагающим элементом функционирования экономики стран. Эти отношения включают в себя широкий спектр видов деятельности и различных действующих лиц, что затрудняет четкое определение понятия партнерства. Партнерские отношения формируются в процессе объединения ресурсов, финансовых средств и знаний частного сектора и государством с целью:

    а) снижения затрат;

    б) обеспечения повышения качества услуг

    в) совершенствования механизма их предоставления.

    Деятельность, в рамках которой складываются партнерские отношения, сравнима с созданием некоего общественного блага, которое частный сектор либо не может, либо не желает создавать самостоятельно.

    Одна из возможностей для государства более активно налаживать партнерские отношения с частным сектором - организация специальных органов, занимающихся поддержкой частных компаний. Эти органы занимаются двумя потенциальными партнерами в частном секторе: Агентства содействия инвестициям занимаются иностранными компаниями, осуществляющими прямые инвестиции, а Агентства по поддержке малого бизнеса занимаются мелкими компаниями. Другой путь поддержания хорошего корпоративного управления - через развитие образовательных инструментов, которые могут использоваться деловыми и судебными секторами в понимании комплекса сложных законов и постановлений, регламентирующих эту область. В России данный механизм до конца еще не сформирован.

    Российская приватизация в России: подходы и последствия. Массовая приватизация в России: триумф инсайдеров. В последние два года нахождения у власти М.Горбачева возросли реальные полномочия по контролю над предприятиями, как их директоров, так и представителей местных и региональных властей. Это перераспределение полномочий способствовало развитию процесса спонтанной, или номенклатурной приватизации, заключавшейся в присвоение прибыли руководством предприятий, переводе активов в организуемые при предприятии кооперативы, создании новых предприятий внутри старых, учреждении холдингов и системы перекрестного участия в собственности между предприятиями. Спонтанная приватизация сопровождалась официальным выкупом руководством и работниками предприятий их активов по балансовой, намного меньше, чем рыночная, стоимости, в которой к тому же не учитывалась скрытая инфляция. Значительное число предприятий в легкой промышленности и сфере услуг фактически стали частными уже в 1992 г., до официального начала приватизации.

    Стратегия российской приватизации

    Этапы приватизации

    Основные методы

    Выигравшие группы

    Спонтанная

    Вывод активов

    Номенклатура, комсомол

    Массовая

    Раздача ваучеров

    Инсайдеры (менеджеры и работники)

    Денежная

    Продажа и перепродажа активов

    Аутсайдеры и некоторые инсайдеры (менеджеры)

    Залоговые схемы

    Мошенническая продажа банкам

    Олигархи

    Перерыв в приватизации

    Олигархи

    «Точечная приватизация»

    2001-настоящее время

    Продажа активов

    Олигархи, иностранные инвесторы, аутсайдеры

    Министерства перестали поддерживать хозяйственные связи между предприятиями и следить за дисциплиной поставок. Их функции постепенно перешли к торговым ассоциациям, возникшим на месте отраслевых министерств и занятым преимущественно лоббированием субсидий. Предприятия стали заключать неформальные соглашения о поставках, которые были основаны на долгосрочных связях, унаследованных от прежней системы и гарантированных фактом взаимной зависимости. С этой точки зрения все постсоветские экономики перешли от плановой экономики напрямую к сетевому капитализму, а не к современной рыночной экономике.

    Эффективная стратегия реструктурирования как предпосылка приватизации должна была бы включать в себя сохранение ключевых горизонтальных и вертикальных хозяйственных связей как способ решения «проблемы захвата» после приватизации. Многие российские промышленники утверждали, что до приватизации следовало укрупнить предприятия, сохранив тем самым технические, организационные и управленческие связи. Желание разрушить унаследованные от прежней системы промышленные иерархические структуры объяснялось двумя причинами. Первая из них заключалась в том, что они, вероятно, стали бы помехой в поиске новых вариантов использования трудовых и материальных активов. Реструктурирование некоторых государственных предприятий ввиду их размеров было бы затруднительно проводить после их приватизации, и в их предварительном разукрупнении виделась важная предпосылка рыночной конкуренции. Вопрос, так и оставшийся без ответа, заключался в том, что надо было определить эффективные размеры фирмы в различных отраслях экономики.

    Вторая причина связанна с тем фактором, что значительное число активов к тому времени уже было приватизировано легальными, криминальными и нелегальными методами в рамках номенклатурной приватизации. Вследствие этого не удалось осуществить реструктурирование до начала приватизации, и в то же время именно на данный факт ссылались для оправдания ускорения приватизации.

    После реформы 1988 г., инициированной М. Горбачевым, трудовые коллективы получили право избирать руководителей и принимать решения относительно использования прибыли. Инсайдеры, в особенности менеджеры, получили право контроля над предприятиями, что стало первым шагом в спонтанной приватизации. Более того, местные и региональные власти тоже потребовали права контроля над государственными предприятиями и получили его. Еще до распада СССР законодательные рамки для приватизации были созданы в РСФСР, где в июле 1991 г. были приняты законы о приватизации государственных и муниципальных предприятий и государственная программа приватизации. Были созданы две государственные структуры, ответственные за осуществление приватизации: Российский фонд федерального имущества и Государственный комитет по управлению государственным имуществом, причем первый имел отделения на местном и региональном уровнях. Представители фондов на региональном и местном уровнях выступали в качестве продавцов государственного имущества.

    Окончательная версия программы приватизации была принята президентским указом в июне 1992 г. Она стала результатом двойного компромисса: с одной стороны, между раздачей собственности бесплатно и за деньги, с другой - между приватизацией в интересах всех граждан и приоритетом, отдаваемым работникам предприятий. Программа стала основным документом, регулирующим массовую приватизацию 1992-1994 гг. Согласно программе, крупные предприятия должны были быть преобразованы в открытые акционерные общества, а затем приватизированы комбинированным способом: в процессе привилегированного выкупа акций работниками, а также ваучерных аукционов.

    Избранный метод приватизации обосновывался следующими аргументами. Работники и менеджеры хотели получить предприятия в свои руки бесплатно или за низкую цену. Первые изначально выступали против продажи активов российским или зарубежным инвесторам, опасаясь массовых увольнений, вторые - из боязни не сохранить свои должности. И работники, и менеджеры опасались перехода предприятий под контроль криминальных групп. Оценив сложившуюся ситуацию, команда приватизаторов зафиксировала три ключевых принципа приватизационной программы:

    1. Россияне будут рациональным образом реагировать на экономические сигналы;

    2. Главная причина неэффективности российской экономики заключается в государственном влиянии, требуется положить конец политическому влиянию на экономику; цель приватизации - преодолеть зависимость руководителей предприятий от политиков;

    3. У российского правительства нет активов, которые можно было продать, директорский корпус, работники и другие заинтересованные лица способны блокировать процесс приватизации, если у них не будет серьезного стимула участвовать в ней, вплоть до получения «взятки» за поддержку приватизации; разрабатывая свою программу, приватизаторы последовательно признавали требования этих групп, тем самым щедро «платя» им за поддержку.

    Применение этих трех принципов обусловило следующую стратегию: во-первых, приватизация должна осуществляться максимально быстро, пока «окно» политических возможностей не закрылось; во-вторых, все заинтересованные группы за исключением номенклатуры (она предположительно резко выступала против приватизации) должны получить существенную долю в собственности; в-третьих, приватизация будет иметь успех только при массовой поддержке населения; в-четвертых, большинство акций предприятий должны быть розданы бесплатно или проданы по низкой цене, ибо у обычных граждан нет достаточных сбережений для иных форм участия в приватизации.

    Программы приватизации предусматривали разделение всех крупных предприятий на несколько групп: подверженные обязательной приватизации (предприятия легкой промышленности, в частности текстильные, пищевые и мебельные); приватизируемые по специальному разрешению ГКИ (крупные машиностроительные предприятия); приватизируемые по специальному разрешению правительства (основные предприятия в стратегических отраслях - добыче полезных ископаемых и оборонной) и предприятия, приватизация которых запрещена (например, медицинские учреждения). Из приватизационного процесса были исключены предприятия, имеющие очевидную рыночную ценность (нефтяные компании), а также естественные монополии в области электроснабжения и телекоммуникаций, так что с самого начала для приватизации предлагались лишь предприятия с сомнительной ценностью. Ряд государственных предприятий был исключен из программы приватизации, потому что они:

    · не могли бы выжить без массивных государственных субсидий и сразу бы обанкротились;

    · были прибыльными и поэтому избежали ваучерной приватизации в ожидании следующего этапа денежной приватизации;

    · были исключены правительством из программы приватизации;

    · предназначались для более поздней приватизации группами с обширными политическими связями и влиянием (бывшей номенклатурой).

    Ваучерный этап приватизации начался в октябре 1992 г. Каждый ваучер, который мог получить любой гражданин за 25 руб., имел номинальную стоимость в 10000 руб. и мог быть продан или обменен на акции. Российские граждане получили 148 млн. ваучеров. С первых дней октября 1992 г. Сформировался теневой рынок ваучеров. Приватизационный ваучер превратился в особый финансовый инструмент, использовавшийся не только и не столько в изначально поставленных целях приватизации.

    Количественный успех массовой приватизации стал очевидным уже к концу июня 1994 г.: было приватизировано более 15000 крупных и средних предприятий.

    «Малая» приватизация в сфере торговли, услуг и малых предприятий (с числом занятых до 200 человек и балансовой стоимостью активов до 1 млн. руб.), состоявшаяся в момент начала малой приватизации, не представляла собой особой проблемы. Основные искажения в ее ходе свелись к использованию личных связей и знакомств для получения преимуществ на аукционных продажах. «Малая» приватизация привлекла к себе значительно меньше внимания, чем спонтанная, в ходе которой представители номенклатуры и комсомола выводили активы с государственных предприятий, превращая их тем самым в частную собственность. К июлю 1994 г. Была приватизирована примерно половина магазинов, предприятий оптово-розничной торговли, общественного питания и транспорта.

    К концу 1995 г. 105111 магазинов (60% их общего числа) стали частными. В том же году ежемесячно приватизировалось около тысячи предприятий малого бизнеса.

    В действительности аукционы не были основным методом «малой» приватизации. Практика заключения договоров аренды с правом выкупа была распространена значительно шире. В этом варианте аутсайдеры были лишены возможности участвовать в приватизации, поэтому не удивительно, что в 70% случаев малые предприятия выкупались их работниками.

    Число частных и приватизированных предприятий в России, 1991-1994 гг.

    После 1 июля 1994 г. приватизация (продажа и покупка акций и ваучеров) продолжалась только за деньги.

    В действительности перераспределение прав собственности началось с серии вторичных сделок с ценными бумагами, но оно сопровождалось вопиющей дискриминацией аутсайдеров со стороны менеджеров. Последние зачастую угрожали увольнением тем работникам, которые решали подать свои акции аутсайдерам. Менеджеры выкупали акции у работников по низким ценам, обещая взамен сохранить и рабочее место. Бывшие директора предприятий легко превратились в новых бизнесменов, аккумулировавших контрольный пакет акций. Доля генеральных директоров в общей собственности в 1994-1996 гг. увеличилась более чем вдвое.2

    Эволюция форм собственности в России на рубеже веков. За прошедшее пятнадцатилетие собственность в Российской Федерации претерпела кардинальные преобразования. Пройденный путь может быть оценен по - разному, но в целом он преобразил экономическое лицо страны. Степень завершенности реформирования собственности в России можно оценить как значительную, т.е. эти процессы прошли свою середину и находятся на завершающей стадии. Те или иные преобразования собственности возможны и будут происходить и дальше, но общая структура, отдельные удельные веса ее различных видов радикальным образом вряд ли изменятся.

    Собственность в плановой экономике. Социалистическая плановая экономика, господствовавшая в СССР более 70 лет, была изначально построена в соответствии с марксистским учением о будущем обществе. Марксизм отрицал существование в будущем социалистическом обществе частной собственности. Экономической основой такого общества должна была стать общественная собственность на средства производства и продукты труда. Основной формой существования общественной собственности при социализме становилась государственная собственность. В соответствии с этим положением марксизма и была построена экономика Советского Союза.

    В Конституции СССР 1936 г., а позднее и в Конституции 1977 г. основой экономической системы СССР провозглашалась социалистическая собственность на средства производства в форме государственной и колхозно-кооперативной собственности. Отдельной строкой в Конституции проходила «личная собственность граждан». Допускалась основанная на собственном труде трудовая частная собственность с запрещением использования чужого, наемного труда. Наличие мелкой частной собственности рассматривалось как неопределенный пережиток капиталистической системы, неизбежно обреченный исчезнуть в будущем.

    Основные фонды по формам собственности в СССР (на конец 1990 г., %)

    Исторически государственная собственность в Советском Союзе как главная и определяющая формировалась тремя путями. Первый путь - это несколько этапов национализации частной собственности, прошедших после революции в период 1917-1920 гг. Но в этот период были национализированы в основном частные предприятия промышленности, транспорта, непроизводственной сферы. Тогда же возникли первые государственные предприятия на земле - совхозы. Затем в период нэпа прошла некоторая денационализация, но в целом к 1930 г. Доля государственных предприятий цензовой промышленности составила 56,4 %.

    Второй путь роста государственной собственности - воспроизводственный. Индустриализация страны с ее масштабными инвестициями коренным образом изменила объемы и долю государственной собственности в экономике страны. В первую пятилетку среднегодовой фактический прирост по народному хозяйству составил 11,9 %, во вторую пятилетку этот показатель равнялся 14,6 %. Весь этот прирост фактически означал масштабный рост государственной собственности и государственного сектора в народном хозяйстве СССР.

    К концу первой пятилетки в СССР на государственную собственность приходилось около 90 % всего объема промышленной продукции страны. В дальнейшем гигантский рост масштабов государственной собственности происходил в основном за счет расширенного воспроизводства самого государственного сектора. Тот экономический рост, который наблюдался на протяжении всего советского периода, в подавляющей части был процессом увеличения государственной собственности.

    Третий путь увеличения масштабов государственной собственности - изменение соотношения между различными формами собственности: государственной и частной, государственной и кооперативной. Особенно значимо второе соотношение, так как судьба частной собственности была кардинально решена в первые три года после Октябрьской революции.

    Кооперативный сектор, который по численности предприятий, в основном мелких, был довольно большим. В 1928 г. в мелкой кустарной промышленности работало 57,1 % от общего числа занятых и производилось 22,4 % валовой продукции промышленности. К 1932 г. ее подавляющая часть была кооперирована, а валовая продукция промысловой кооперации увеличилась в 6 раз.

    Степень огосударствления собственности в сельском хозяйстве к данному времени оказалась значительно ниже. Конечно, сильное влияние на все социальные формы сельскохозяйственного производства оказывал фактор государственной собственности на землю. Но непосредственно государственный сектор экономики составляли государственные предприятия: совхозы и МТС, возникшие в ходе сплошной, массовой коллективизации крестьянских хозяйств.

    Кооперативно-колхозная собственность, несмотря на ее самостоятельное существование, являлась таковой лишь по форме. По существу же она несла на себе явственный отпечаток огосударствления. Можно сказать, что это был лишь филиал государственной собственности. По своей природе кооперативная собственность - это самовоспроизводящаяся и самоуправляющаяся собственность. На деле в советских условиях она таковой не была. По способу функционирования она мало отличалась от государственной собственности: колхозам так же, как и государственным предприятиям, спускались задания по производству сельскохозяйственной продукции, они полностью зависели от государственной системы материально-технического снабжения, государственной системы мелиорации, химизации земель. Им жестко указывалось, на каких земельных площадях, что и когда сеять, и когда их убирать. На сельскохозяйственную продукцию централизованно партийно-государственными органами, хотя это и оформлялось решением общего собрания колхоза. Наконец, главный фактор сельскохозяйственного производства - земля - находился в государственной собственности.

    Первые шаги к восстановлению частной собственности в СССР

    Первые попытки преодоления монополии государственной собственности можно отнести к реформе 1965 г. Внедрение в народное хозяйство более или менее реального хозрасчета на практике вело к выделению частного интереса в деятельности субъектов хозяйствования. Предприятия получали возможность в некоторой степени работать на себя, реализовывать данные им фонды в собственных интересах. Собственность же и есть экономическая реализация материальных благ (средств производства) в интересах собственника. В связи с этой реформой начала нарушаться монополия государственной собственности это было замечено, и реформа в начале 70-х гг. была свернута.

    Хотя хозяйственная реформа 1965 г. прервала снижение темпов экономического роста СССР, дала толчок к ускорению, она не решила глубинных противоречий государственной экономики.

    Стремительное ухудшение в начале 80-х гг. экономического положения, отставание СССР от стран Запада в использовании достижений НТП подтолкнули к поиску новых решений. Сначала неосознанно велась подготовка к восстановлению частной собственности в СССР. Проводившиеся в эти годы экономические эксперименты дали толчок процессу расширения экономической самостоятельности государственных предприятий, который рано или поздно должен был привести к их экономической обособленности.

    В январе 1984 г. в промышленности был начат крупномасштабный экономический эксперимент, призванный ускорить перевод народного хозяйства на интенсивный путь развития. В ходе эксперимента предусматривалось повысить роль предприятий в разработке планов экономического и социального развития с одновременным усилением их ответственности за степень удовлетворения растущих потребностей народного хозяйства в выпускаемой ими продукции. Повышалась роль экономических нормативов, которые должны были стать стимулирующими, фондообразующими, неизменными в течение всего планового периода. Годовые планы формировались по заданиям и экономическим нормативам пятилетнего плана. Особая роль отводилась выполнению хозяйственных договоров между поставщиками и потребителями продукции. Работа предприятий, участвующих в эксперименте, оценивалась в основном по выполнению плановых заданий по объему реализации продукции с учетом выполнения заключенных договоров. Расширялись права предприятий в использовании фонда развития производства.

    Экономические эксперименты начала 80-х гг., предшествовавшие перестройке, указывают на понимание руководством КПСС бесперспективности сложившихся тенденций в развитии экономики страны, на желание их преломить.

    Тяжелое экономическое положение СССР и приход в высшие эшелоны партийной власти новых людей обусловили начало нового этапа в развитии страны. В1985 г. был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития и на перестройку всего общественного устройства страны.

    Закон о государственном предприятии 1989 г. можно считать первым этапом разгосударствления. Действие экспериментов и закона было направлено в сторону усиления хозяйственного расчета, а точнее одной его стороны - товарно-денежной. Одновременно происходило постепенное сворачивание планового управления народным хозяйством. Сначала произошел отказ от тотального планирования деятельности государственного предприятия, переход к государственному заказу с ограничением планового задания. Затем стоимостные интересы подтолкнули предприятия к борьбе за снижение доли госзаказа. Очень быстро на этой основе произошел полный отказ от планирования.

    Развитие рыночных начал хозрасчета, опрокинув директивное планирование, подвело вплотную к следующим логичным шагам. Такими шагами могло быть только дальнейшее развитие рыночных отношений, их углубление, расширение, подведение под них адекватной им структуры собственности. В основе развитых товарно-денежных отношений лежит не государственная, а частная собственность в различных ее видах, а в более общем плане - смешанная экономика с сочетанием различных форм собственности. Поэтому следующим шагом экономической перестройки стало допущение новых форм хозяйствования, основанных на негосударственных формах собственности.

    С 1986 г. была разрешена индивидуальная трудовая деятельность, которая фактически разрешала мелкую частную собственность. Эта деятельность стала первой формой первоначального накопления капитала, монополия государственной собственности была нарушена.

    Следующими шагами на пути воссоздания системы частной собственности стал переход государственных предприятий на аренду и широкое кооперативное движение.

    Переход к рыночной экономике, а вернее, к экономике, устроенной по западному образцу, где функционируют предприятия различных форм собственности, для стран социалистического блока оказался очень труден. Более семидесяти лет экономика страны развивалась на прямо противоположных принципах: сложилась единая монопольная государственная собственность, оказалось сверхмонополизированным производство, сложилась небывалая милитаризация народного хозяйства; сверхцентрализм в управлении отучил население от инициативы, предприимчивости; отчуждение от собственности воспитало в работнике психологию безответственности, иждивенчества; страна многие десятилетия находилась фактически в самоизоляции - это обусловило ее неконкурентоспособность на мировых рынках, общее отставание по многим направлениям научно-технического прогресса; устарел производственный аппарат народного хозяйства. В этих условиях переходить к рынку крайне сложно.

    В экономике СССР конца 80-х гг. кооперативы стали последней закамуфлированной ступенькой к уже свободному воссозданию системы частной собственности.

    Прошедшие во второй половине 80-х гг. преобразования, тем не менее, не сильно изменили структуру собственности в СССР.

    Государственная собственность, являющаяся основой, главным устоем экономической системы на протяжении всего советского периода, и в 80-е гг. продолжала удерживать свое доминирование.

    Однако в 1990 г. произошел крутой перелом во всей системе отношений собственности, сначала - в правовой конституционной сфере, давшей старт формационной революции.

    Госкомстат СССР впервые выделил в своем ежегоднике три сектора (уклада) в советской экономике: государственный, кооперативный и индивидуальный.

    Таким образом, 1990 г. не только в законодательном порядке, но и фактически восстановил некоторый некий частнособственнический и частнохозяйственный элемент в советской экономике, что возвращало ей пока еще малозаметную черту формационной многоукладности, признак «смешанности» переходного межсистемного типа. Эти моменты дополняются характеристикой изменения места и роли государственной собственности, эффективности форм ее экономической реализации, ее внутренней структуры и методов управления ею.

    После того как появилась возможность открыто создавать частные предприятия, большинство кооперативов, являвшихся фактически частными предприятиями, перерегистрировались, приведя свою юридическую форму в соответствии с внутренним содержанием. Однако продолжал существовать огромный массив государственной собственности, оставшейся от планового этапа развития Советского Союза. Без преобразования этого сектора народного хозяйства нечего было думать о создании системы рыночной экономики, которая только и возможна на основе развитой системы частной собственности.

    Селективная политика реструктуризации собственности. В настоящее время приватизация государственной собственности продолжается. Между тем в последнее время все чаще возникают возвратные акции, когда государство расширяет свое участие в различных отраслях и видах деятельности. Однако сейчас все острее встает другой вопрос, который важен и для экономической теории, и для регулятивной практики: как согласуется генеральная линия макроэкономической политики приватизации с экономической спецификой регионов страны?

    Дело в том, что многочисленные субъекты Российской Федерации настолько различаются по многим социальным и экономическим параметрам развития, что было бы логично задаться вопросом о целесообразности проведения единой политики реструктуризации собственности. Не исключено, что в некоторых регионах страны требуется дальнейшая приватизация государственной собственности, в то время как в других - ее деприватизация. Нечто похожее, но в менее ярко выраженной форме наблюдается и для отраслей российской экономики, многие из которых должны подвергнуться тотальной приватизации, а многие - лучше оставить в руках государства. Проблема усугубляется еще и тем, что за годы построения в стране рыночной экономики набрали силу процессы региональной дифференциации. Если резюмировать расчеты по обоим кластерам по строгой классификации, то из 88 субъектов федерации приватизацию следует продолжать в 59 субъектах. В остальных 29 регионах следует либо приостановить процесс активной реструктуризации собственности, либо расширять присутствие государственного сектора. Данный вывод предполагает серьезный пересмотр сегодняшней макроэкономической политики приватизации с учетом регионального фактора.

    Весьма интересные сведения дают сравнения кластеров за два анализируемых периода: 2001 и 2004 гг. Так, в 2001 г. из 62 субъектов федерации, составляющих кластер низкопроизводительных регионов, только одна (республика Ингушетия) был готов к приватизации; остальные субъекты довольно остро нуждались в деприватизации и национализации. Одновременно с этим из 26 субъектов федерации, составляющих кластер высокопроизводительных регионов, только один (республика Саха-Якутия) не был готов к приватизации; остальные субъекты довольно остро нуждались в сокращении государственного сектора. Таким образом, наблюдалась чрезвычайно простая и наглядная закономерность: в низкопроизводительных регионов следовало тормозить приватизацию и расширять присутствие государственного сектора, в то время как в высокопроизводительных регионах следовало продолжать сокращение государственного сектора; исключения из этого правила были минимальными.

    В 2004 г. ситуация стала усложняться: число низкопроизводительных регионов, нуждающихся в национализации, стало сокращаться, в то время как одновременно с этим число высокопроизводительных регионов, нуждающихся в дальнейшей приватизации, также стало заметно убывать. Это означает, что с течением времени «степень селективности» политики приватизации должна возрастать. Можно сказать, что если в 2001 г. селективность политики реструктуризации региональных экономик заключалась в правильном определении развитых и слаборазвитых регионов страны, в отношение которых должны были использоваться совершенно разные регулятивные императивы, то в 2004 г. возникла потребность в «просеивании» каждого регионального кластера на предмет целесообразности проведения политики приватизации. Тем самым по мере развития отечественной экономики потребность в селективной политике приватизации пока не уменьшается, как это можно было бы предположить, а наоборот увеличивается.

    По идее экономический рост и рост эффективности должен сопровождаться постепенным отказом от селективной политики и переходом к макроэкономическим инструментам общего действия. Однако выявленный парадокс, на наш взгляд, объясняется довольно просто: по мере развития российской экономики в указанные годы происходил рост дифференциации в уровне развития регионов страны. Следовательно, степень гетерогенности экономического пространства страны возросла, что и вело к росту потребности в применении селективных инструментов государственного регулирования.