Основные положения закона о квартплате. Новые федеральные законы в сфере ЖКХ Порядок оплаты коммунальных услуг в году

Уже традиционно каждое лето Госдума РФ принимает по несколько федеральных законов, регулирующих жилищные отношения. Не стал исключением и 2017 год. В настоящей публикации приведен краткий обзор законопроектов, рассмотренных в июле, и федеральных законов, принятых в этом месяце. Разъяснения всех перечисленных нормативных правовых актов включены в программы предстоящих АКАТО!

Федеральный закон от 01.07.2017 № 149-ФЗ
«О внесении изменения в статью 174 Жилищного кодекса Российской Федерации»

Законом устранена несогласованность правовых норм ЖК РФ, предусматривающих установление субъектами РФ дополнительного перечня услуг и работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с частью 2 статьи 166 Жилищного кодекса РФ общий перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленный частью 1 указанной статьи ЖК РФ, может быть дополнен нормативным правовым актом субъекта РФ. В то же время частью 1 статьи 174 ЖК РФ установлено, что за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, может осуществляться финансирование только работ, предусмотренных частью 1 статьи 166 ЖК РФ, и работ, предусмотренных законом субъекта РФ, погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты данных работ, и уплата процентов за пользование этими кредитами, займами.

Федеральным законом уточнено положение части 1 статьи 174 ЖК РФ, а именно предусмотрено, что за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, может осуществляться финансирование работ, предусмотренных не законом, а нормативным правовым актом субъекта РФ.

Законопроект № 113667-7

О внесении изменений в статьи 154 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
(в части уточнения порядка определения расходов на оплату коммунальных услуг, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме )

Законопроектом предусмотрено внесение изменений в статьи 154 и 156 ЖК РФ и в часть 10 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 №176-ФЗ в отношении порядка определения размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Федеральный закон (законопроект № 113667-7) принят Государственной Думой РФ в третьем (окончательном) чтении 19.07.2017.

Законопроект № 386179-6

О внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации
(в части регулирования отношений между организациями, осуществляющими водоснабжение и водоотведение, и их абонентами)

Законопроектом предусмотрено внесение изменений в Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Закон 416-ФЗ), в Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», в Водный кодекс РФ; ряд норм нескольких федеральных законов признаются утратившими силу.

Законопроектом в Закон 416-ФЗ вводится ряд новых определений, в частности определяется понятие «нормативы состава сточных вод», предусматриваются дополнительные полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения для Правительства РФ и органов местного самоуправления, устанавливаются обязанность абонента, у которого осуществляется прием сточных вод по договору водоотведения, вносить плату за нарушение нормативов и требований, обязательность включения положений о порядке осуществления контроля соблюдения таких нормативов и требований в договор водоотведения. Глава 5 Закона 416-ФЗ («Обеспечение охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения») признается утратившей силу, в Закон 416-ФЗ вводится Глава 5(1) «Регулирование сброса сточных вод в централизованные системы водоотведения (канализации)».

Вступление в силу изменений, предлагаемых законопроектом, предусмотрено с 01.01.2019.

Федеральный закон (законопроект № 386179-6) принят Государственной Думой РФ в третьем (окончательном) чтении 19.07.2017.

Законопроект № 1086603-6

О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения

Законопроектом предусмотрено внесение изменений в федеральные законы от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях», от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в КоАП РФ, в ЖК РФ.

Новый год приносит новое счастье и радость и новые тарифы на коммунальные услуги, но единственное утешение всех жителей странны что повышение ЖКХ будет не с первого января, а с первого июля 2017 года. Так за это время правительство может еще пересмотреть вопрос повышения коммунальных услуг, но скорее всего этого сделано не будет ведь как все знают экономика странны сейчас находится не в самом лучшем состоянии.

Повышение тарифов на услуги ЖКХ в 2017 году обсуждалось на заседании Правительства. Ежегодно цены на газ, отопление, воду, электричество повышаются согласно инфляции. В 2017 году тарифы на ЖКХ поднимутся на 4,9%. Но рост цен на ЖКХ будет не с 1 января 2017 года, а с 1 июля 2017 года.

Повышение цен больше всех коснется жителей Москвы и региона. В среднем в столице коммунальные услуги вырастут на 7 процентов. Меньше всех ожидается рост в Северной Осетии - на 2,5%. На втором месте по повышению следует Санкт-Петербург - северная столица России, а также полуостров Камчатка и республика Якутия. Здесь расценка вырастет на 6 процентов. Далее согласно списку следуют республики Башкирия - 5,8 процентов, Тува - 5 процентов, Свердловская, Иркутская области - 5 процентов и Приморский край - тоже 5 процентов.

Рост расценки на газ в текущем году для всех регионов будет практически в 1,5 раза быстрее, чем говорилось ранее. Изначально ожидалось, что тарифы на газ будут увеличиваться на уровне 3 процентов в течение трех лет (2017-2019). В 2016 году газ повысился на 2%. Газ подорожает на 2,9% (2017 год), на 2,4% (2018 год) и на 2,1% (2019 год).

Тарифы отопление и воду увеличатся незначительно. Отопление, на которое приходится треть всех коммунальных расходов населения, будет дорожать быстрее всех. В новом году на 4,9%, в следующем году (2018) - на 4,4%, в 2019 году - на 4,1%. Цены на воду будут расти медленней - 4,9% (2017), 4,4% (2018), 4,1% (2019).

Рост цены на электричество, по сравнению с газом, будет идти медленнее, чем предполагалось. Ранее Министерство экономического развития рассматривало следующие расценки: в 2017 году 7,1 процентов, в 2018 году 5,4 - 5,9 процентов, в 2019 - 5,1 - 5,6 процентов.

Какие тарифы установлены для жителей Москвы на 2017 год? Согласно обнародованной информации, за содержание жилых помещений придётся платить (тарифы на 1-е полугодие 2017 года):

газоснабжение – 6,16 р. за 1 м куб.;
электроснабжение – 5,38 р. за 1 кВтч.;
централизованное горячее водоснабжение – 163,24 р. за 1 м.куб.;
отопление (тепловая энергия) – 2101,52 р. за 1 Гкал.;
холодная вода – 33,03 р. за 1 м.куб.;
водоотведение (канализация) – 23,43 р. за 1 м.куб.;
капитальный ремонт жилых домов – 15,0 р. за 1 м.кв.;
содержание жилых помещений площадью, находящейся в рамках установленных норм – 23,60 р. за 1 м.кв.;
содержание жилых помещений площадью, выходящей за рамки установленных норм – 26,53 р. за 1 м.кв.

Региональная энергетическая комиссия города Москвы приняла постановление №432-в «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение для потребителей акционерного общества «Мосводоканал» на 2017 год» 18 декабря 2015 года.

Тарифы на питьевую воду и водоотведение, что предоставляются жителям Москвы разделены на 4 группы потребителей:

  • Население.
  • Бюджетные организации.
  • Владельцы нежилых помещений.
  • Организации водопроводно-канализационного хозяйства области.

Тарифы на воду и водоотведение в Москве на 2017 год (за исключением Троицкого и Новомосковского округов)

Как видно из таблицы, последнее подорожание тарифов на воду было 1 июля 2016 года. Повышение цен запланировано на 1 июля 2017 года и скорректировано по программе социально-экономического развития Москвы до 2018 года.

Тарифы на воду и водоотведение в Троицком и Новомосковском округах

Наименование систем централизованного водоснабжения и водоотведения на территориях внутригородских муниципальных образований города Москвы

Наименование потребителей

Тарифы (руб./м 3)
с 01.01.2017 по 30.06.2017

Холодная вода Водоотведение
1 Городской округ Щербинка Население (с НДС) 19,59 23,80
Прочие потребители** 16,60 20,27
2 Поселения Московский, Внуковское, Воскресенское, Десеновское, Мосрентген, Сосенское, Филимонковское Население (с НДС) 34,17 34,21
Прочие потребители** 28,96 28,99
3 Поселения Щаповское, Кленовское Население (с НДС) 25,17 32,41
Прочие потребители** 21,33 27,47
4 Поселения Вороновское, Краснопахорское (за исключением поселка Минзаг), Михайлово-Ярцевское, Роговское Население (с НДС) 20,58 33,61
Прочие потребители** 17,44 28,48
5 Поселок подсобного хозяйства Минзаг поселения Краснопахорское Население (с НДС) 21,83 24,58
Прочие потребители** 18,50 20,83
6 Поселение Рязановское Население (с НДС) 18,87 24,90
Прочие потребители** 15,99 21,10
7 Городской округ Троицк Население (с НДС) 21,58 25,79
Прочие потребители** 18,29 21,86
8 Поселения Киевский, Первомайское, Новофедоровское, Кокошкино, Марушкинское Население (с НДС) 29,75 24,79

* — Постановление Региональной энергетической комиссии города Москвы от 20 декабря 2016 г. №432-в вступил в действие с 1 января 2017 года.

Тариф на горячую воду принят постановлением №545-гв «Об установлении тарифов на горячую воду (горячее водоснабжение), поставляемую акционерным обществом «Главное управление жилищно- коммунального хозяйства» потребителям с использованием закрытых систем горячего водоснабжения, на 2017 год»

Тарифы на горячую воду на территории города Москвы, за исключением Троицкого и Новомосковского административных округов города

Как видно из таблицы, на территории Москвы цена на горячую воду выше, чем в Троицком и Новомосковском округах. Можно заметить, что с 1 января 2017 года не произошло подорожание цен на горячую воду.

Тарифы на горячую воду в Троицком и Новомосковском округах

Наименование системы централизованного горячего водоснабжения Период Тарифы для прочих потребителей, руб./куб.м. Тарифы для населения, руб./куб.м.
Поселение «Мосрентген» (д. Мамыри) с 1.01.2017 по 30.06.2017 76,01 89,69
Поселение «Мосрентген» (поселок завода Мосрентген) с 1.01.2017 по 30.06.2017 94,85 111,92
Поселение Щаповское с 1.01.2017 по 30.06.2017 82,17 96,96
Поселение Краснопахорское с 1.01.2017 по 30.06.2017 83,84 98,93
Поселение Первомайское с 1.01.2017 по 30.06.2017 104,81 123,68
Поселение Десеновское с 1.01.2017 по 30.06.2017 75,56 89,16

Тарифы на техническую воду для потребителей АО «Мосводоканал»

* — Постановление Региональной энергетической комиссии города Москвы от 20 декабря 2016 года №432-в вступило в действие с 1 января 2017 года;

** — в тарифы не включен налог на добавленную стоимость

Специалисты ЕИРКЦ подготовили обзор изменений в сфере ЖКХ, которые повлияют на суммы в квитанциях костромичей в новом году. Можно сразу сказать, что все они направлены на то, чтобы стимулировать установку общедомовых и индивидуальных приборов учета в домах и квартирах, а также активизировать работу управляющих компаний с собственниками жилья и нанимателями жилых помещений.

Новый порядок начисления платы за коммунальные услуги и содержание жилья в домах, находящихся в управлении УК и ТСЖ

С 1 января в составе платы за содержание жилья собственники и наниматели жилых помещений будут вносить плату за холодное и горячее водоснабжение, электрическую энергию, которые используются на содержание общего имущества дома. Размер расходов граждан будет определятся исходя из нормативов потребления на ОДН, действовавших на 1 ноября 2016 года. Для начисления данной платы решения собрания собственников не требуется. Эти деньги вносятся дополнительно к плате, установленной ранее общим собранием собственников жилья.

Что касается квитанций, которые жители региона получат в феврале, то здесь ниже строки «содержание жилого помещения» будет отражаться плата по каждому ресурсу, необходимому на содержание общедомового имущества, отдельно. Это сделано в целях более полного информирования собственников о составе затрат на оплату жилищных услуг.

В свою очередь показания общедомовых приборов учета будут использованы при расчетах управляющих компаний и ТСЖ с ресурсоснабжающими организациями. Если фактическое потребление ресурсов превысило нормативное, то затраты по оплате «сверхнормативного» объема ресурса будут возложены на исполнителя услуг.

Прежняя схема начисления платежей за ОДН, когда их размер определялся исходя из показаний общедомовых приборов учета и суммы показаний индивидуальных приборов учета, сохраняется лишь для многоквартирных домов с непосредственным способом управления, либо МКД, собственники которых не выбрали или не реализовали выбранный способ управления.

Перерасчет в связи с временным отсутствием

С 1 января существенно меняется порядок проведения перерасчетов за коммунальные услуги при временном (более 5 полных календарных дней подряд) отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном прибором учета.

Раньше в течение 30 дней после прибытия потребителю достаточно было написать заявление о том, что он не проживал в квартире в течение определенного времени, и приложить следующие документы, подтверждающие продолжительность временного отсутствия:

  • а) копия командировочного удостоверения или справка о командировке, заверенные по месту работы;
  • б) справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении;
  • в) проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в данных документах в соответствии с правилами их оформления), или их копии;
  • г) счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их копии;
  • д) справка органа внутренних дел о временной регистрации потребителя по месту его временного пребывания;
  • е) справка организации, осуществляющей охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал;
  • ж) иные документы, подтверждающие временное отсутствие потребителя.

С 2017 года перерасчет платы за коммунальные услуги в период отсутствия потребителя в квартире будет производиться по новым правилам. Согласно изменения в жилищном законодательстве на возврат уплаченных средств могут претендовать только те жители, в чьих квартирах отсутствует техническая возможность установки индивидуального или общего (квартирного) прибора учета. Получить соответствующий документ можно у исполнителя коммунальных услуг.

Расчет платы за ЖКУ при отсутствии постоянно и временно проживающих граждан

Следующее изменение касается скорее тех, у кого в собственности несколько квартир. С 1 января при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан, а также приборов учета объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Кроме того, если раньше количество временно проживающих определялось на основании заявления потребителя или протокола об административном правонарушении, составленного уполномоченным органом, то теперь достаточно акта, составленного исполнителем услуг.

Повышающие коэффициенты

Для тех, у кого приборы учета не установлены, с 1 января 2017 года применяется повышающий коэффициент к нормативу потребления - 1,5. Но есть исключение: строго по нормативу продолжат платить те, кто не имеет технической возможности установить прибор учета.

Что касается потребителей, которые не передают поставщикам показания счетчиков, то для них тоже предусмотрены неприятные санкции. Если ранее для граждан, не передающих показания приборов учета, расчет платы за электроэнергию и за услуги холодного и горячего водоснабжения в течение полугода производился на основании среднемесячных значений, то теперь этот срок сократился до трех месяцев. То есть в случае отсутствия данных три месяца абонент будет платить по-среднему, а затем - сразу по нормативу.

В системе оплаты жилищно-коммунальных услуг с начала 2017 года произошли существенные изменения. Поскольку изменения в ЖКХ затрагивают всех граждан, о них стоит знать каждому.

Ниже IQReview приводит обновленные сведения о коммунальных платежах.

Изменение строк в платежных счетах

С 1 января немного по-другому стал выглядеть сам список услуг к оплате . Теперь счет за содержание и ремонт дома переносится в состав уплаты за содержание жилого помещения и затрат на КУ, которые используются для содержания общедомового имущества. Раньше такое нововведение планировали ввести в обиход весной 2016 года, однако потом отложили.

Казалось бы, несущественное нововведение, однако оно позволяет регулировать перечисление средств на общедомовые нужны. До этого нормального порядка оплаты по факту не было: были ситуации, когда управляющие компании выставляли суммы за содержание дома больше, чем суммы за индивидуальное потребление в квартирах.

Раньше использование лампочек (на лестничных площадках, над дверями подъездов), лифтов, домофонов, а также воду для мытья подъездов оплачивали жильцы (расходы на это распределялись равномерно между всеми квартирами дома). С 2017 года на перечисленные расходы устанавливаются фиксированные нормативы. Если нормативы будут превышаться — оплачивать перерасход будут уже не жильцы (как раньше), а управляющие компании.

Также из жилищной услуги в коммунальную переместится такая строчка, как вывоз мусора. В этом направлении тоже должны были навести порядок. По закону №458-ФЗ, твердые бытовые отходы теперь квалифицируются как твердые коммунальные. Как следствие — может произойти пересмотр и изменение тарифов .

Т акое изменение в квитанции произошло не просто так: оно должно стимулировать граждан выбрасывать мусор раздельно. Чем больше отходов будет переработано, тем меньше будет сумма в квитанции ЖКХ . Также предполагается, что это будет способствовать появлению новых операторов, задачей которых будет контроль за переработкой мусора. Это направление достаточно сложное: и в крупных, и в маленьких городах (особенно) очень много несанкционированных свалок, да и сам процесс сбора и переработки отходов организован плохо.

Изменение в оплате долгов за услуги ЖКХ

Серьезно взялись за тех, у кого есть долги. Теперь у тех, кто не до конца производил оплаты услуг ЖКХ, с банковских карт можно будет списывать деньги в счет долга . Правда, делать это можно будет только в том случае, если по должнику будет судебный приказ (то есть только в судебном порядке). Если о взыскании решать дело будет суд — должник получит уведомление. При этом граждане имеют право оспорить указанную сумму долга, и подать заявление на отмену приказа.

В судебном порядке в мировых судах будут рассматриваться дела о долгах, которые не превышают сумму в 500 тысяч рублей. Арбитражные суды будут браться за дела, суммы по которым не превышают 400 тысяч.

Финансовую ответственность введут не только для должников, но и для управляющих компаний. Если ошибутся в квитанции , неправильно рассчитав сумму за коммунальные услуги, с них будет взыскиваться штраф в размере до 50% от ошибочно указанной суммы.

Размер пени за просрочку оплаты ЖКХ

Это, кстати, пункт достаточно актуальный: только за 2016 год и только по Москве было отправлено около 14000 обращений по ошибкам в счетах. Подтвердились из них около 10% жалоб (из-за нехватки информации о начислениях, задолженностях, проведенных перерасчетах, непонятных населению процедур начисления).

Важные законы, вступившие в силу с 1 января 2017 года

С начала года в силу вступили следующие важные законы:

    При расчете общей площади жилого помещения для террас, балконов, веранд и лоджий устанавливаются понижающие коэффициенты (согласно приказу Минстроя РФ от 25.11.2016).

    Со стороны государства усиливается контроль над расходом субвенций инвалидам и ветеранам (согласно закону №461-ФЗ).

    Создается Единый реестр недвижимости и единой учетно-регистрационной системы. В нем будет храниться информация из кадастра недвижимости и реестра прав.

Об изменении в правилах по капремонту

Почти два года назад в квитанции ЖКХ появилась новая графа - за капитальный ремонт. С взносами на капремонт население уже разобралось и свыклось.

В этом году и это направление затронули изменения:

    Теперь для ОМСУ появились конкретные сроки (1 календарный месяц) на выполнение ряда действий (раньше эти сроки никак не регламентировались). Речь идет о формировании фонда капремонта на счету регионального оператора (если жильцы не выбрали или не создали фонд самостоятельно), о принятии решения о проведении капремонта в соответствии с программой по региону.

    Информация о текущем состоянии фонда капремонта должна стать открытой. Теперь владелец счета должен представлять органу ГЖН отчет о таких данных: сумме, полученной в качестве взносов; сумме, израсходованной на капремонт; остатке на счету; заключении договора займа на выполнение работ по капремонту.

    В случае чрезвычайных ситуаций капремонт дома выполняется вне очереди. Объем работ при этом ограничивается только самым необходимым — делается то, что необходимо для ликвидации последствий аварии. Это дополнение распространяется только на дома, фонд капремонта которых формируется на счету регионального оператора.

Повышение тарифов

Самый главный нюанс для большинства граждан — это очередное повышение тарифов ЖКХ . В 2017 году это событие запланировано на 1 июля. Распоряжение об этом было опубликовано 21 ноября 2016 года.


Индекс повышения на тарифы

Индексы повышения на тарифы будут такими:

    Северная Осетия - 2.5;

    Адыгея, Карачаево-Черкесия, Чечня, Белгородская, Калининградская, Курская, Мурманская, Сахалинская, Тверская, Тамбовская области и Чукотка - 3.4;

    Алтайский край, Бурятия, Калмыкия, Марий Эл, Удмуртия, Псковская, Воронежская, Новгородская, Саратовская области - 3.5;

    Ингушетия, Ростовская область - 3.6;

    Карелия, Забайкалье, Ставрополье, Орловская и Костромская области - 3.7;

    Амурская, Курганская, Ивановская, Ленинградская области - 3.8;

    Хакасия, Красноярский край, Чувашия, Рязанская, Брянская, Смоленская области - 3.9;

    Краснодарский и Пермский края, Владимирская, Кировская, Московская, Оренбургская области - 4.0;

    Республика Коми, Хабаровский край, Ханты-Мансийский округ -4.1;

    Мордовия, Татарстан, Волгоградская, Архангельская, Тульская, Липецкая области, Ямало-Ненецкий АО - 4.2;

    Самарская и Вологодская области - 4.3;

    Астраханская и Нижегородская области - 4.4;

    Магаданская, Омская, Томская, Пензенская области - 4.5;

    Еврейская АО - 4.8;

    Ярославская область - 4.9;

    Свердловская, Новосибирская, Иркутская области, Тыва, Приморский край -5.0;

    Тюменская область - 5.4;

    Башкортостан - 5.8;

    Кемеровская область - 5.9;

    Камчатка, Саха, Санкт-Петербург - 6.0;

    Москва - 7.

Больше всего повышение тарифов ощутят москвичи - для столицы индекс повышения составил 7. Меньше всего услуги ЖКХ подорожают в Северной Осетии (индекс — 2.5). В среднем по стране коммуналка вырастет на 4%.

Об изменениях ЖКХ в 2017 году (видео)